ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ФРАНЧЕСКО ДИ ДЖОРДЖО,
скульптора и архитектора и
ЛОРЕНЦО ВЕКЬЕТТА,
скульптора и живописца сиенцев
Франческо ди Джорджо 1, сиенец, который был превосходным скульптором и архитектором, сделал двух бронзовых ангелов на главном алтаре собора родного города, вылитых поистине прекрасно и затем отчищенных им самим с наивозможнейшей тщательностью, какую только можно вообразить 2. И он мог делать это вольготно, ибо богатства у него было не меньше, чем редкостного таланта, и потому работал он не для стяжания, а для своего удовольствия, когда только ему заблагорассудится, а также для того, чтобы оставить по себе почетную память. Он занимался также живописью и написал кое-что, не похожее на его скульптуры.
В архитектуре он обладал очень большим вкусом и обнаружил отличное понимание этого дела, о чем с избытком может свидетельствовать построенный им в Урбино для герцога Федериго Фельтро дворец, план которого составлен с учетом красоты и пользы, а необычные лестницы лучше [380] задуманы и более приятны, чем любые иные, выстроенные до него 3. Залы обширны и великолепны, апартаменты же жилых помещений исключительно удобны и достойны своего назначения, короче говоря, весь дворец этот так прекрасен и так хорошо построен, как никакой другой когда-либо выстроенный. Франческо был величайшим инженером, главным образом по военным машинам, что он и доказал фризом, расписанным им собственноручно в названном урбинском дворце 4 и целиком заполненным подобными редкостными вещами, относящимися к войне. Он разрисовал также несколько книг, переполненных подобными орудиями, лучшая из которых хранится синьором герцогом Козимо деи Медичи вместе с самыми дорогими для него вещами 5. Он старался понять военные машины и орудия древних с такой любознательностью и исследовал способы, применявшиеся древними в амфитеатрах и тому подобных вещах, с таким рвением, что из-за этого меньше занимался скульптурой, хотя это приносило и принесло ему не меньше чести, чем могла принести скульптура. За всё это он стал столь приятен названному герцогу Федериго, портреты которого он сделал и на медалях и в живописи 6, что, когда возвратился в Сиену на свою родину, то был осыпан в равной степени и почестями и благодеяниями.
Для папы Пия II он сделал все проекты и модели дворца и епископства в Пиенце, на родине названного папы, и в городе, им созданном и названном по его имени Пиенцей вместо прежнего его названия: Корсиньяно 7. Постройки эти были для такого местечка, настолько это было возможно, великолепны и достойны своего назначения. Франческо сделал также план и укрепления названного города и вместе с тем и дворец и лоджию того же первосвященника. И с тех пор он все время жил в почете, а в родном городе пользовался почетом синьоров, его верховных правителей. Достигнув, наконец, сорокасемилетнего возраста, он скончался. Работы его относятся приблизительно к 1480 году.
После него остался его товарищ и любимейший друг Якопо Коццарелло 8, занимавшийся скульптурой и архитектурой и выполнивший несколько деревянных фигур в Сиене, а в области архитектуры — церковь Санта Мариа Маддалена, что за воротами, ведущими в Туфи, оставшуюся [381] незавершенной из-за его смерти. Мы же обязаны ему и тем, что от него получен нами портрет вышеназванного Франческо, написанный им собственноручно. Франческо этот заслуживает великой благодарности за то, что он облегчил архитектурное дело и принес в нем пользы больше кого бы то ни было — от Филиппо ди сер Брунеллеско и до его времени.
Был сиенцем и равным образом весьма прославленным скульптором Лоренцо ди Пьетро Векьетта, который сначала был весьма ценившимся золотых дел мастером, а в конце концов посвятил себя скульптуре и бронзовому литью; в искусства эти он вложил столько старания, что стал мастером превосходным и ему был заказан бронзовый табернакль главного алтаря собора в Сиене, на его родине 9, с теми украшениями из мрамора, которые мы видим там и поныне. Литье это, получившееся дивным, завоевало ему славу и широчайшую известность благодаря пропорциональности и изяществу всех частей. И тот, кто хорошо рассмотрит это произведение, подметит в нем хороший рисунок и что мастер его был человеком выдающимся, обладавшим вкусом и опытностью. Он же прекрасно отлил из металла для капеллы сиенских живописцев в большой больнице делла Скала нагого Христа с крестом в руке, высотой с живого человека; работа эта, отлично вылитая, с такими же любовью и тщательностью и отчищена. В том же доме, в помещении для паломников, находится история, написанная Лоренцо красками, а над дверями в церкви Сан Джованни — арка с фигурами, написанными фреской. А так как крещальная купель оставалась незавершенной, он сделал для нее несколько бронзовых фигурок и закончил там, также из бронзы, историю, начатую ранее Донателло. Там же в свое время выполнил две бронзовые истории и Якопо делла Фонте, манере которого Лоренцо всегда подражал как только мог. Лоренцо этот довел названную купель до последнего совершенства, поместив там также несколько фигур, которые были некогда вылиты Донато, но которые он полностью закончил и которые считались очень красивыми. Для лоджии дельи Уффичали в Банки Лоренцо выполнил из мрамора во весь естественный рост св. Петра и св. Павла, высеченных с величайшим изяществом и отделанных с большой опытностью 10. Работы свои он обрабатывал так, что заслужил много похвал как при жизни, так и после смерти. Был он [382] человеком мрачным и нелюдимым, постоянно пребывавшим в размышлениях, что и послужило, быть может, причиной тому, что он не прожил дольше, отойдя к иной жизни пятидесяти восьми лет. Работал он приблизительно до 1482 года 11.
Комментарии
Франческо Маурицио ди Джордже ди Мартино Поллайоло (1439-1502) — сиенский живописец, скульптор, архитектор, инженер, теоретик. Ученик Векьетты, до 1475 г. работал в мастерской сиенского живописца Нероччо, с которым вместе написал сцены из жития св. Бенедикта (теперь в Уффици) и «Благовещение» (в Нью-Хавенском университете США). Кроме Сиены работал в Урбино (при дворе герцога Федериго да Монтефельтро), Анконе, Иези, Неаполе, был в 1490 году с Леонардо да Винчи экспертом на строительстве соборов в Милане и Павии.
Живописные работы: «Благовещение», «Венчание Богоматери» и «Рождество» (Сиенская пинакотека), еще два «Рождества» (в сиенской церкви Сан Дометшко и нью-йоркском Метрополитен-музее); «Мадонны» в Сиенской пинакотеке, в Музее изящных искусств в Бостоне и в Пикардийском музее в Амьене; росписи кассонов, рисунки в Лувре, Уффици. Скульптурные работы: три бронзовых рельефа («Пьета» в церкви Кармине в Венеции, «Бичевание Христа» в галлерее Перудяси, «Несогласие» в Музее Виктории и Альберта в Лондоне), два бронзовых ангела и херувим в Сиенском соборе, медали с изображением герцога Федериго Урбинского и др. Архитектурные работы: церковь Мадонна дель Кальчинайо бли? Кортоны, ратуши в Анконе и Иези, церковь Сан Бернардино в Урбино, перестройка дворца в Губбио. Инженерные работы: крепости в разных местах Италии (Сассокорвато, Сан Лео, Кальи и др.). Теоретический труд: трактат об архитектуре (издан в 1841 г. в Турине).
Лоренцо ди Пьетро, прозванный Векьетта (1412-1480), — сиенский живописец и скульптор. Живописные работы: фрески в больнице, в больничной церкви, в баптистерии и в палаццо Коммунале в Сиене; Мадонны в Уффици и Сиенской пинакотеке, триптих («Вознесение Богоматери») в соборе г. Пьенцы и Мадонна (в музее, там же); росписи на дверцах ковчежца для мощей («Страсти Христовы» — в Сиенской пинакотеке). Скульптурные работы: мраморные фигуры апостолов Петра и Павла в Лоджии деи Мерканти, табернакль алтаря собора, бронзовый Христос в больничной церкви в Сиене, бронзовая фигура с надгробия Мариано Соццини и деревянная статуя св. Бернардина (обе в Барджелло).
1. В первом издании биография начиналась так: «Из прирожденных добродетелей ничто не украшает так на свете, как благородство и добронравие, ибо они обладают такой силой, что могут с любой глубины возвысить до вершины любой заблудший талант или ум благородный. Поэтому все те, кто общаются с подобными людьми, не только увлекаются и всеми другими их добрыми качествами, помимо прирожденного их таланта, но и покоряются зрелищем стольких произрастающих яа единой ветке сочных плодов, запах и вкус которых сохраняется в памяти человеческой и после их смерти, и становятся они предметом воспоминаний, которые постоянно о них пишут, подобно этому и деяния Франческо ди Джорджо действительно достойны восхваления и описания...»
2. Бронзовые ангелы в Сиенском соборе (одна из последних и лучших скульптурных работ Франческо ди Джорджо) сохранились.
3. Дворец Федериго да Монтефельтро в Урбино был перестроен архитектором Лучано Лаураной, уроженцем Далмации, Франческо ди Джорджо выстроил при дворце лишь большие конюшни (как он сам об этом пишет в своем трактате), а, может быть, продолжал работы Лаураны в самом дворце.
4. Фриз (не живописный, а скульптурный) сохранился; выполнен миланским скульптором Амброджо Бароччи частично по рисункам Франческо ди Джорджо.
5. Речь идет о трактате Франческо ди Джорджо, где он уделяет внимание и военно-инженерному искусству.
6. Сохранилась медаль работы Франческо ди Джорджо с изображением герцога Федериго да Монтефельтро.
7. Ошибка Вазари. Корсиньяно был перестроен в Пиенцу архитектором Бернардо Росселино (см. его биографию ниже).
8. Якопо Коццарелло (Джакомо ди Бартоломео ди Марко Коццарелли (1453-1515) — сиенский скульптор и архитектор, выстроил палаццо дель Маньифико (Петруччи) в Сиене; в сиенских церквах хранятся его полихромные терракоты: фигуры св. Николая (в Сант Агостино), св. Сигизмунда (в Кармине), св. Винченция (в Санто Спирито) и «Пьета» (в Оссерванце). Работал также в бронзе, лил колокола и пушки.
9. Бронзовый табернакль (киворий) сохранился.
10. Почти все перечисленные Вазари работы Векьетты сохранились (бронзовый табернакль, статуя Христа, фрески в сиенской больнице, мраморные статуи Петра и Павла). О купели в сиенском баптистерии Сан Джованни см. также биографии Донателло и Якопо делла Кверча.
11. Даты Вазари неточны.