ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ПЕЗЕЛЛО и ФРАНЧЕСКО ПЕЗЕЛЛИ
флорентийских живописцев
Редко случается, чтобы ученики редкостных мастеров, соблюдающие их заветы, не достигали высокого совершенства, и, если они и не опережали своих учителей, то по крайней мере не бывало случая, чтобы они с ними не сравнялись и не уподобились им во всех отношениях. Ибо ревностное стремление к подражанию вместе с усидчивыми занятиями дает им силу сравниться в мастерстве с теми, кто указал им правильный способ работы, и тогда ученики становятся такими, что под конец, соревнуясь с учителями, легко их перегоняют, поскольку всегда не так уж трудно достичь того, что однажды было найдено другими.
А что это сущая правда, видно из того, что Франческо ди Пезелло настолько усвоил себе манеру фра Филиппо, что намного его превзошел бы, если бы смерть не унесла его от нас еще совсем незрелым. Известно также, что Пезелло подражал манере Андреа дель Кастаньо 1 и что он так любил изображать животных и всегда держать у себя дома всякого рода живность, что писал их с неподражаемой для его времени непосредственностью [366] и живостью. До тридцати лет он работал под руководством Андреа и, обучаясь у него, стал отменнейшим мастером. А так как он показал хорошие образцы своего умения, флорентийская Синьория ему поручила написать на дереве темперой Поклонение волхвов, которое было помещено на средней площадке лестницы дворца Синьории 2 и благодаря которому Пезелло приобрел большую известность главным образом потому, что поместил там несколько портретов и между прочими портрет Донато Аччайуоли. Он написал также в капелле Кавальканти в церкви Санта Кроче под Благовещением Донато пределлу с маленькими фигурками, на которой изобразил истории из жития св. Николая 3. В доме Медичи он очень красиво расписал животными деревянную панель, а стенки нескольких сундуков — мелкими историями с конными турнирами, и в названном доме можно видеть и поныне несколько полотен со львами, выглядывающими из-за решетки и кажущимися совсем живыми; других львов он изобразил на воле, как, например, льва, дерущегося со змеей, а на другом полотне он написал красками быка и лисицу вместе с другими животными, весьма подвижными и живыми 4. В церкви Сан Пьер Маджоре, в капелле Алессандри, он выполнил четыре небольшие истории с малыми фигурами св. Петра, св. Павла и св. Зиновия, воскрешающего сына вдовы, а также св. Бенедикта. В церкви Санта Мариа Маджоре в том же городе Флоренции он написал в капелле Орландини Богоматерь и две другие прекраснейшие фигуры. Для детей сообщества св. Георгия — Распятие, св. Иеронима и св. Франциска, а в церкви Сан Джорджо на дереве — Благовещение. В Пистоне, в церкви Сан Якопо, — Троицу, св. Зенона и св. Иакова, во Флоренции же в доме горожан есть много тондо и картин его же работы 5.
Человеком Пезелло был скромным и благородным и, если мог помочь друзьям своим, всегда делал это ласково и охотно. Он женился молодым, и был у него сын Франческо, прозванный Пезеллино 6, занимавшийся живописью, подражая приемам фра Филиппо до мельчайших подробностей. И если бы Пезеллино жил дольше, то, судя по тому, что мы знаем, он сделал бы гораздо больше того, что сделал, ибо был в искусстве старательным и не переставал рисовать ни днем, ни ночью.
И действительно, можно и поныне видеть в капелле новициата Санта Кроче под алтарным образом фра Филиппо чудеснейшую пределлу с [367] малыми фигурами, написанными как бы рукой самого фра Филиппо 7. Он написал много небольших картин с мелкими фигурами для Флоренции, где завоевал себе известность, и умер тридцати одного года, оставив в горести Пезелло, который прожил еще недолго и последовал за ним семидесяти семи лет от роду.
Комментарии
Джулиано д'Арриго, прозванный Пезелло (1367-1446), — флорентийский живописец. С 1385 г. состоял в цехе врачей и аптекарей; с 1390 г. — работал с А. Гадди по заказу попечительства Флорентийского собора. В 1404 и 1424 гг. выполнял заказы цеха Калимала, в 1414 г. работал для Орсанмикеле. Участвовал в конкурсе моделей купола собора, был сотрудником Гиберти, а также Брунеллеско при строительстве купола, поэтому, может быть, был и архитектором. Достоверных работ не сохранилось. Вазари приписывает ему чужие работы.
Франческо ди Стефано, прозванный Пезеллино (другое прозвище — Пнтторе), (ок. 1422-1457), — флорентийский живописец. Воспитанник и ученик деда (а не отца) Пезелло, учился, возможно, и у фра Филиппо Липпи. Единственная достоверная работа — алтарный образ для сообщества Санта Тринита в Пистойе, законченный фра Филиппо Липпи (находится, недавно собранный, в Лондонской Национальной галлерее).
Приписывается много работ: среди них росписи кассонов и пределлы в Бергамской академии Каррара («История Гризельды»), Лондонской Национальной галлерее, музее Гарднера в Бостоне («Триумфы Петрарки»), а также история Давида в музеях Канзас-Сити и Кембриджа (США) и в частной коллекции А. Лойда (Англия), Распятие в Эстергоме (Галлерея), Мадонны в Дрезденской галлерее, Париже (Лувр), Бостоне (музей Гарднера), Нью-Йорке (Метрополитен-музей), Альтенбурге (музей Линденау).
1. Вазари делает несколько грубых ошибок: Пезелло звали не Франческо, а Джулиано, умер он почти 80 лет и подражать значительно более молодым Филиппо Липпи и Андреа Кастаньо не мог, как не мог быть и учеником последнего.
2. «Поклонение волхвов», находящееся теперь в Уффици, приписывается Козимо Росеелли.
3. Пределла сохранилась и находится теперь во флорентийском музее Каза Буонарроти, но приписывается живописцу Джованни ди Франческо дель Червельера (см. биографию Андрея Кастаньо, прим. 18). Портрет Аччайуоли не сохранился.
4. О судьбе росписей из дома Медичи сведений нет, сохранившиеся работы подобного рода приписываются не Пезелло, а Франческо Пезеллино.
5. Из перечисленных работ ни одна достоверно Пезелло не принадлежит: «Благовещение» (теперь в Уффици) принадлежит Алессо Бальдовинетти, «Троица со святыми» (теперь в Лондонской Национальной галлерее) — работа Франческо Пезеллино.
6. Франческо Пезеллино был внуком Джулиано Пезелло.
7. Пределла сохранилась и приписывается Франческо Пезеллино (две ее части теперь в Лувре, три под алтарным образом Филиппо Липпи в Уффици).