Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ПАОЛО РИМЛЯНИНА И МАСТЕРА МИНО,

скульпторов,

а также

КИМЕНТИ КАМИЧА и БАЧЧО ПИНТЕЛЛИ,

архитекторов

24.JPG (432700 bytes)

(Паоло ди Мариано (Романо), прозванный Такконе, — римский скульптор, сын скульптора Мариапо ди Туччо из Сецце близ Веллетри, работал с 1451 г. в Риме, умер там же в 1477(?) г. В 1452-1460 гг. в Неаполе выполнял скульптурные работы для триумфальной арки Альфонсо Арагонского в Кастельнуово; с 1460 г. — снова в Риме. Крупнейшие достоверные работы — названные Вазари статуи апостолов, приписанные им скульптору Мино.

Мино (Дино) дель Реаме (Реньо) — скульптор, работавший в Неаполе, Монтекассино и Риме (1463-1464 и 1474-1477). Фигура неясная: Вазари (а затем и другие) приписывает ему главным образом чужие работы, в том числе работы Мино да Фьезоле.

Кименти ди Леонардо Камича, резчик по дереву, может быть, и архитектор, родом из Флоренции, родился в 1431 г., в 1505 году был еще жив. В 1480 г. — в Венгрии, на службе у короля Матвея Корвина, позднее ездил в Венгрию еще раз. Более подробных сведений о нем нет. Достоверных работ не сохранилось.

Бартоломее (Баччо) ди Фино Понтелли (Пинтелли), флорентийский резчик по дереву и архитектор, сын плотника, родился во Флоренции около 1450 г., умер в Урбино в 1492 г.(?). Ученик резчика по дереву Франчоне. С 1471 г. работал в Пизе (резные работы в соборе); в Урбино, у герцога Федериго да Монтефельтро, вероятно, выполнял интарсии в герцогском дворе по рисункам Франческо ди Джорджо Мартини (1479-1482), у которого, по-видимому, учился и искусству строительства крепостей. В 1482 г. — в Риме, где инспектировал крепостные сооружения пап.

Достоверные работы: крепости в Остии, Иези (1488), Озимо (1489), Синигалье (1492), Лорето (1490-1494); церкви Сант Ауреа в Остии, Санта Мариа делле Грацие в Синигалье (1491), Санта Мариа Маджоре в Орчано (1492). Атрибуции Вазари мало достоверны, так как относятся главным образом к римским сооружениям, выстроенным до 1492 г.)

Теперь следует нам поговорить о Паоло Римлянине и Мино дель Реньо 1, сверстниках и занимавшихся одним и тем же делом, но сильно отличавшихся друг от друга свойствами нрава и искусства, ибо Паоло был скромный и очень способный, Мино же обладал значительно меньшими способностями, но зато таким самомнением и нахальством, что не только поступки его были полны высокомерия, но он и на словах превозносил свои собственные труды превыше всякой меры. Когда папа Пий II заказал римскому скульптору Паоло какую-то фигуру, Мино из зависти так извел его и замучил, что Паоло, который был человеком добрым и смиреннейшим, волей-неволей обиделся. И вот Мино, рассорившись с Паоло, стал биться об заклад на тысячу дукатов, что тот не будет с ним соревноваться, и заявил об этом с величайшей самоуверенностью и наглостью, зная характер Паоло, не любившего хлопот, и не думая, что он на это согласится. Однако Паоло вызов принял, и Мино, наполовину раскаявшись и лишь бы поддержать свою честь, уже спорил только на сто дукатов. [334]

Когда фигуры были сделаны, преимущество было отдано Паоло как мастеру редкостному и превосходному, а Мино был признан человеком, владевшим своим искусством больше на словах, чем на деле.

В Монтекассино, монастыре черных монахов в Неаполитанском королевстве, есть гробница работы Мино, а в Неаполе — несколько его вещей из мрамора 2. В Риме у подножия лестницы собора св. Петра — статуи святых Петра и Павла 3, а в самом соборе — гробница папы Павла II; фигурой же, выполненной Паоло в соревновании с Мино, был св. Павел, которого можно видеть на мраморном постаменте при входе на мост св. Ангела и который раньше долгое время стоял возле капеллы Сикста IV и никто о нем не знал. Но случилось потом, что папа Климент VII однажды обратил внимание на эту статую, и, так как он понимал в таких делах и обладал вкусом, она ему очень понравилась. И потому он решил заказать св. Петра такой же величины и поставить обе статуи вместе при входе на мост св. Ангела, убрав посвященные там этим апостолам две мраморные часовенки, так как они загораживали вид на замок.

В сочинении Антонио Филарете мы читаем, что Паоло был не только скульптором, но и выдающимся золотых дел мастером, сделавшим некоторых из двенадцати серебряных апостолов, стоявших до разгрома Рима на алтаре папской капеллы; в выполнении их принимали участие также Никколо делла Гвардиа и Пьетро Паоло из Тоди, которые были учениками Паоло и затем дельными мастерами в скульптуре 4, о чем можно судить по гробницам пап Пия II и Пия III, на которых оба названных первосвященника изображены с натуры. Их же работы можно видеть на медалях трех императоров и других великих людей. Названный же Паоло выполнил конную статую некоего вооруженного человека, ту, что ныне стоит на земле в соборе ов. Петра возле капеллы св. Андрея 5. Учеником Паоло был Янкристофоро Римлянин 6, выдающийся скульптор, несколько работ которого находится в Санта Мариа Трастевере и других местах.

Кименти Камича 7, о происхождении которого неизвестно ничего, кроме того, что он был флорентинцем, был на службе у короля Венгрии и строил ему дворцы, сады, фонтапы, храмы, крепости и многие другие значительные каменные здания с украшениями, резными потолками и тому подобными вещами, которые с большой тщательностью выполнял [335] Баччо Челлини 8. После этих работ Кименти, как человек преданный своей родине, возвратился во Флоренцию и послал Баччо, который оставил в Венгрии несколько картин работы Берто Линайуоло 9 для передачи их королю. Картины эти считались в Венгрии очень красивыми и заслужили высокую похвалу от тамошнего короля. Берто этот (не обойду молчанием и его) написал в прекрасной манере много картин, находящихся в домах разных граждан, но внезапно умер во цвете лет, не оправдав добрых надежд, которые на него возлагались.

Возвратимся, однако, к Кименти. Пробыв недолгое время во Флоренции, он вернулся в Венгрию, где продолжал службу у короля. Как-то во время поездки по Дунаю для строительства мельниц он от переутомления схватил болезнь, которая в течение нескольких дней свела его в могилу. Работали эти мастера приблизительно около 1470 года.

В те же времена жил флорентинец Баччо Пинтелли. Во время папы Сикста IV он проживал в Риме и большим опытом, которым он обладал в архитектурных делах, заслужил того, что названный папа пользовался его услугами во всех своих строительных предприятиях. Так, по его проекту были построены церковь и монастырь Санта Мариа дель Пополо и в них несколько капелл с многочисленными украшениями, и в особенности капелла Доменико делла Ровере, кардинала Сан Клименте и племянника этого папы, который построил по проекту Баччо дворец в Борго Веккио, почитавшийся тогда очень красивым и хорошо задуманным зданием. Он же под покоями папы Николая построил большую библиотеку, во дворце же капеллу, именуемую Сикстинской, украшенную прекрасной живописью. Равным образом он заново отстроил здание больницы Санто Спирито ин Сассиа, сгоревшую в 1471 году почти до основания, пристроив к ней очень длинную лоджию и все полезные удобства, какие возможно пожелать. Внутри же по длине больницы по его указаниям были написаны истории из жизни папы Сикста от рождения его до завершения этой постройки, вернее, до конца его жизни. Он построил также мост, по имени этого первосвященника названный Понте Систо и признанный произведением превосходным, ибо Баччо построил его с такими крепкими устоями и с такой правильной нагрузкой, что он оказался прочнейшим и великолепнейшим сооружением. [336]

Равным образом в юбилейный 1475 год он построил много новых церквушек в Риме, которые опознаются по гербу папы Сикста, и в частности Санто Апостоло, Сан Пьетро ин Винкула и Сан Систо. А кардиналу Гульельмо, епископу Остии, он сделал модель его церкви с фасадом и лестницами в таком виде, как мы сейчас это видим. Многие утверждают, что проект церкви Сан Пьетро ин Монторио в Риме принадлежит Баччо, однако я не могу утверждать с уверенностью, что это так. Церковь эта была построена на средства короля португальского почти в то же время, когда испанская колония выстроила в Риме церковь Сан Якопо. Талант Баччо ценился папой настолько, что без его совета он не строил ничего. И потому в 1480 году, услышав, что церковь и монастырь Сан Франческо в Ассизи грозят рухнуть, папа послал туда Баччо, который, воздвигнув со стороны долины прочнейший контрфорс, полностью укрепил чудесную эту постройку, а на одном из устоев Баччо поставил статую этого папы, который за несколько лет до того отделал в этом монастыре много апартаментов, состоящих из комнат и зал: их можно узнать по великолепию, а также и по гербу названного папы, там помещенному. Во дворе же находится самый большой герб с латинскими стихами в честь папы Сикста IV, который дал много доказательств, как глубоко он почитал сие святое место.


Комментарии

1. В первом издании «Жизнеописаний» биографии Паоло и Мино были напечатаны отдельно от биографий Кименти Камича и Баччо Понтелли и начинались так:

«Не только дерзкое самомнение, но безумие великое и нелепое являют те, которые пытаются стать выше тех, кто обладает большими знаниями, чем они, и с большим усердием продвигается на своем поприще. Такие гнусные люди, по дурной своей натуре полные ненависти, лезут без стыда и совести впереди всех, изрыгая слова такие, какие часто им же самим ущерб приносят, ибо, раздувшись от яда и от упрямства и ни с чем не считаясь (хотя в глубине души они, может быть, и сознают, что не совсем правы), они внушают себе и легко этому верят, что потоком слов можно прикрыть свое невежество и растоптать и уничтожить тех, кто скромно, но с большими знаниями в смиренных трудах своих следует по стезе подлинной добродетели. И если не всегда, то часто болтовне их верят многие. И таким путем добиваются они заказов, но, будучи людьми дурными и недобросовестными, до конца их не выполняют и, увидя, что работа им не по плечу, испортив ее, они сбегают. И всё потом приписывают или тому, что таланты их слишком возвышенны, или что заказчики слишком капризны и скупы, либо каким-нибудь иным напастям. Впрочем, и они со временем видят недостаточность своих знаний, как в этом убедился и мастер Мино, скульптор, который также о себе возомнил...»

2. Какие работы в Монтекассино и Неаполе имеет в виду Вазари, уточнить трудно.

3. Автор названных статуй, сохранившихся до наших дней, не Мино, а Паоло (с 1847 г. статуи стоят у входа в ризницу собора св. Петра).

4. Никколо делла Гвардия — точнее Никколо из Гвардиагреле в Абруццах (Никколо д'Андреа ди Пасквале Галлуччи) — ювелир и живописец. Пьетро Паоло — ювелир из Тоди. Об их скульптурных работах других известий (кроме свидетельства Вазари) нет.

5. Статуи Пия II и Пия III находятся теперь в римской церкви Сант Андреа делла Балле. Первую Вазари (в биографии Филарете) приписывает Пасквино да Монтепульчано, вторую выполнил в 1503 г. Франческо ди Джованни Ферруччи. Конная статуя (горельеф) Роберто Малатесты теперь в Лувре.

6. Римский скульптор Янкристофоро, точнее Джованни Кристофоро Романо — скульптор, архитектор, медальер, сын скульптора Изайа да Пиза. Работал в Риме, Мантуе, Милане, Павии, Кремоне.

7. Точных сведений о работах Кименти Камича нет. В первом издании «Жизнеописаний» его биография начиналась следующими словами:

«Тот, кто оставил по себе миру добрую память своими архитектурными произведениями, задуманными хорошо, а выполненными еще лучше, заслуживает поистине похвал величайших, и не без основания, поскольку это искусство, приносящее людям всесторонее удобство и пользу, должно неизменно почитаться более достойным и более ценным, чем все остальные. И, хотя я о них не хочу и не должен ни рассуждать, ни спорить, я все же не собираюсь умалчивать о том, что архитектура для человеческой жизни не только полезна и удобна, но и необходима. Ибо без нее, не говоря уже о дворцах, крепостях, городах, машинах и средствах передвижения, простые жилища, защищающие нас от неудобств, и само сельское хозяйство, которым мы поддерживаем свою жизнь, либо не существовали бы вовсе, или же находились бы в таком беспорядке, что мало было бы от них толку. И потому кто в ней прославится, по заслугам должен признаваться и высоко цениться среди всех художников, как это и было в свое время с Кименти...»

8. Баччо Челлини — флорентийский резчик по дереву и слоновой кости, дядя Бенвенуто Челлини. Более подробных, чем у Вазари, сведений о нем нет.

9. Берто Линайуоло — флорентийский живописец. Более подробных сведений о нем нет (его идентифицируют с Берто, умершим в Лионе и упомянутым в трактате Филарете).