ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ДУЧЧО
сиенского живописца
(Дуччо ди Буониисенья, основатель школы сиенской живописи. Родился около 1255 года. В Сиене жил (по документам) в 1278-1295 годах. Умер в 1319 году. Ранние работы: «Мадонна» для церкви Санта Мариа Новелла во Флоренции (1285), «Мадонна с тремя францисканцами» в сиенской Пинакотеке. Главная работа — «Мадонна со святыми» («Маеста») — находится в Сиене, части ее пределлы — в Лондоне, Берлине, Нью-Йорке (Вазари ошибочно называет эту работу «Венчанием Богоматери»))
Изобретателям каких-либо важных вещей принадлежит без сомнения наибольшее место в писаниях, выходящих из-под пера историка; и происходит это потому, что первые изобретения благодаря привлекательности всякой новизны обращают на себя больше внимания и вызывают большее удивление, чем все улучшения, вносимые в вещи позднее теми, кто доводят их до последнего совершенства. Ведь если бы каждая вещь никогда не имела своего начала, то никогда не улучшалась бы и ее середина, а ее конец не обладал бы наилучшими качествами и дивнов красотой.
Поэтому и Дуччо, высоко ценимый сиенский живописец, и заслужил похвалы отдаленного потомства за то, что, выкладывая пол Сиенского собора, он положил начало мраморной инкрустации фигур со светотенью 1, из чего новые художники делают чудеса, какие мы видим ныне. Он начал с подражания древней манере и с весьма здравым смыслом придал фигурам благообразные формы и превосходнейшую [410] выразительность, несмотря на трудности этого искусства. Подражая живописным работам, исполненным светотенью, он собственноручно наметил и нарисовал разбивку названного пола; в соборе же он выполнил доску, которая тогда была поставлена на главный алтарь, позднее же уступила место табернаклю св. Причастия, который и теперь там находится. На доске этой, как пишет Лоренцо ди Бартоло Гиберти, было изображено Венчание Богородицы, выполненное как бы в греческой манере, но с большой примесью нового; а так как названный главный алтарь был открыт со всех сторон, она была расписана сзади так же, как и спереди, причем с задней стороны с большой тщательностью Дуччо изобразил все главнейшие истории из Нового завета с малыми и очень красивыми фигурами (илл. 120-125). Я пытался выяснить, где эта доска находится теперь, но, несмотря на все вложенное мной прилежание, мне не удалось ни разыскать ее, ни узнать, что сделал с ней скульптор Франческо ди Джорджо, когда он отделывал этот табернакль бронзой и мрамором, которыми он теперь украшен 2. Дуччо выполнил также для Сиены много досок на золотом поле и одну во Флоренции для Санта Тринита с изображением Благовещения 3.
Написал он затем весьма много вещей в Пизе, в Лукке и в Пистойе для разных церквей; все они получили высокое одобрение и принесли ему известность и пользу величайшую. В конце концов осталось неизвестным, где этот Дуччо умер и оставил ли родственников и учеников и какое-либо имущество. Достаточно и того, что в наследство он оставил изобретенное им искусство живописи в мраморе светотенью, ибо и за такое благодеяние в искусстве он заслуживает одобрения и похвалы бесконечной и его безусловно можно причислить к тем благодетелям, кои вносят в занятие наше еще больше радости и красы: ведь открывший тайну редкостного изобретения всегда оставляет о себе память наряду с изобретателями других удивительных вещей.
В Сиене говорят, что Дуччо в 1348 году представил проект капеллы, что на площади перед фасадом главного палаццо 4. Можно прочитать, что жил в его времена и был его земляком Моччо 5, толковый [411] скульптор и архитектор, выполнивший много работ по всей Тоскане, и главным образом в Ареццо, в церкви Сан Доменико мраморную гробницу для одного из Черки 6. Гробница эта служит подножием и украшением для органа названной церкви, и пусть тот, кому она покажется работой не очень хорошей, вспомнит, что сделал ее мастер, еще будучи юношей, в 1356 году, и потому следует признать ее работой толковой. Тот же Моччо служил в попечительстве Санта Мариа дель Фьоре помощником архитектора и скульптором и выполнил для этого строительства несколько вещей из мрамора, а в Ареццо он придал церкви Сант Агостино, которая была небольшой по размерам, тот вид, в каком она существует и ныне, на средства наследников Пьеро Сакконе де'Тарлати, согласно распоряжению, сделанному им перод смертью, последовавшей в Биббиене, в Казентинской земле. Выводя эту церковь без сводов и опирая крышу на арки колонн, Моччо подвергал ее большой опасности и действовал поистине слишком смело. Он же построил церковь и монастырь Сант Антонио, который до осады Флоренции находился у Фаэнцских ворот, ныне же совершенно разрушен; ворота Сант Агостино в Анконе он украсил многими скульптурными фигурами и украшениями наподобие тех, что на воротах Сан Франческо в том же городе. В упоминавшейся церкви Сант Агостино он сделал также гробницу брата Дзеноно Виджиланти, епископа и генерала ордена св. Августина, и, наконец, он же выстроил лоджию де Мерканти в том же городе, которая позднее по разным причинам получила многие улучшения в новом духе и украшения всякого рода. Все эти вещи по нашим временам весьма посредственны, однако, по разумению людей тогдашних, они были весьма достойны восхваления. Вернемся, однако, к нашему Дуччо: работал он в 1350-х годах после Рождества спасения нашего. [412]
Комментарии
1. Мраморные инкрустации пола сиенского собора впервые упоминаются в документах в 1359 году; Вазари приписывает их Дуччо без всяких оснований. Работы подобного рода производились и раньше.
2. Работа Дуччо, заказанная в 1308 году и законченная в 1311 году, сохранилась. Описывая работу, Вазари повторяет ошибку Гиберти: на образе изображено не «Венчание Богоматери», а «Мадонна со святыми». Табернакль Франческо ди Джордже (см. часть II «Жизнеописаний») сохранился на прежнем месте.
3. Работы не сохранились, так же как и работы, выполненные в Пизе, Лукке и Пистойе.
4. Предположение Вазари не подтверждается; никаких сведений об архитектурных работах Дуччо нет.
5. Моччо — перуджинский скульптор и архитектор; в 1340 году участвовал в строительстве сиенского собора, работал также во Флоренции, Ареццо и Анконе. Вазари упоминает о нем также в биографиях Берны и Никколо ди Пьетро (в части II «Жизнеописаний»),
6. Гробница не сохранилась, как и другие перечисленные Вазари работы Моччо.