ФИЛИПП ИОГАНН СТРАЛЕНБЕРГ
СЕВЕРНАЯ И ВОСТОЧНАЯ ЧАСТЬ ЕВРОПЫ И АЗИИ
DAS NORD- UND OESTLICHE THEIL VON EUROPA UND ASIA
Глава 9
О РОССИЙСКОМ ДУХОВНОМ ПРАВЛЕНИИ
Оглавление
О патриархах и митрополитах российских краткое описание; и что некоторыя мнят Михаила Кира за перваго митрополита Киевскаго, другая же Леонтия; последование или порядок оных от выше помянутого даже до митрополита Максима; о времяни, в которое архимандриты употреблены, и о строении на Москве двух соборных церквей; о чудесех Алексея Мирифициа а в татарской орде; неразумие и порядке митрополитов; 3осима определяет Стефана Пермского епископом всея Пермии; литовская люди избирают себе особливаго митрополита; старание Исидорово о соединении римской церкви с российскою, и сего ради заключается он в монастырь; о избрании новаго митрополита, которое от Новогородской республики не за благо приемлется; и о войне на них великаго князя; учинение между духовенством некоторых новых становленей; отриновение и отменение несколко митрополитов в младости царя Иоанна Василевича; избрание на сие высокое достоинство Макариа, от которого помянутый государь коронован и о великом бывшем на Москве пожаре; [187] порядок митрополитов, последовавших Макарию, между которыми Иов посвясчен в первыя российския патриархи и что с последователи его делалось; о патриархе Никоне и о его действиях и яко, его ради, учинен был собор, о определении сего собора и о протчем; порядок патриархом после о наго и об интригах Иоакимовых; по Иоакиме был последний патриарх Адриан, и о учреждении Синода.
1. Церковь российская ничем не менши есть греческий, от которой она возпоследовала, управляшеся же прежде патриархом и клиром, которой состоял под особливою [В БАН-1 «под» стерто и надписано перед словом «особливою»] властию помянутого патриарха. Но император Петр I, по умертвии последняго патриарха Адриана 1 // учинил в том премену, о которой, надеюсь, доволно ведомо.
2. Здесь не неприлично б было обявить о порядке патриархов и митрополитов с начала, как оныя в российской церкви учреждены, и об обстоятелствах каждаго их правителства. Но понеже о том у разных авторов известии находятся и тако здесь обявляю об оных елико можно сокрасченно.
3. Выше сего уже упомянуто, что Владимер или Василий I, крестившись в лето 987, язычество вовсе искоренил А и греческую веру ввел, и что тогда же от Констянтинополского патриарха Фотия определен был первым российским митрополитом Михаил Кир (некоторые же называют его просто Киром Филозофом, присланным о[т] императора Василиа), и хотя некоторыя почитает его первым митрополитом, но понеже престолу своего нигде не имел, простирался же купно с великим князем Владимером во обрасчении протчих россиан и пребывал более в Новеграде и в Ростове, того [188] ради другия счисляют первейшим и порядочным митрополитом, Леонтиа или Лва, присланного в Киов по смерти помянутого Михаила от Константинополского патриарха Николая, с которым купно присланы были архиепископами в Новгород Иоаким Корсунский и в Ростов // Феодор Гречин. И последнейшее достоинство архиепископов в последуюсчия времяна, когда Россиа христианством увеличена до седмеричнаго числа умножено.
4. Леонтию последовал Иоан, по нем Георгий, по том Никифор, сему ж последовал Феопент, по нем Иларион, та же Георгий вторый, Иоан вторый, Евнух б, Ефраим или Ефрем, Никифор, Никита, Михаил и Кирил. По смерти же сего, российский клир избрали, без ведома Константинополского патриарха, но сами собою в митрополиты некоего Климента, которой по порядку четыренадесятой изчисляется. По нем же последовавшей Константин и его сукцессоры каки в Константинополе конфермацию и подтверждение получали, яко Феодор, Иоан, Никифор, Матфей, Кирил, Иосиф Никеский, Кирил и Максим. И сей последний первый был, которой Константинополским патриархом Георгием ис Киова в Володимер, когда же оный татарами раззорен был и впал в руки поляков Б, то в Москву переведен. Однак по свидетелству сарентинских гисториков володимерския митрополиты в Киове всегда викариев своих имели.
5. Во время последи реченнаго Максима царствовал Данило Александрович 2, четвертой сын Александра Невскаго 3, которой был весма смиренный и тихий государь, чего ради от протчих, також и от татар, не требован был. // Тогда же брат его Димитрий 4 и его сын Даниил 5 в Переславле померли. И княжество оное, хотя досталося великому князю Данилу, однак он о внешних и светских делах не [189] великое течение имел, построил токмо Даниловской монастырь и во оном перваго во всей России архимандрита определил. В сем манастыре помянутой великий князь сам постригся в монахи и умре в лето 1302, приказав при кончине своей, что ево не в церкви, но в манастыре с протчими братиями погребли 6.
6. Выше помянутому митрополиту Максиму последовал определенный из Константинополя Петр, Чудотворец названны[й]. Во время же его государствовал на Москве великий князь Иван Даниловичь 7, которой по совету Петра не токмо московскую болшую соборную церковь в честь святыя Марии, но такожде и святого Михаила собор, где он и погребен, построил.
7. Петру последовал Феогност, которой, такожде посвясчен в Констянтинополе патриархом Исаием. По сем Алексей Мирификус. Сей по требованию тогдашняго Цани-бек хана ездил в Орду, где будучи, помянутого хана супруге, слепотой пораженной, зрение даровал. Он же благословил великаго князя Димитриа Ивановича к созиданию около города Москвы каменной стены, которая и окончена 1527 года 8. В то ж время прислан был от Констянтинополскаго патриарха Афанасиа Сергий 9, игумен Троицкой, и славился в России, о котором сказывают, что не токмо в животе, но и по смерти от мосчей // его многая чудеса были. Сего Сергиа Алексий митрополит, будучи в древней своей старости, а имянно, 84 лет, назначил было после себя в митрополиты, но он того отрекся, хотя ж великий князь намерен был на престол его возвести некоего, имянем Митяя, но Алексий благословения своего на то не подал.
8. А понеже во время сие в России было великое неспокойство, и князя между собою пребывали в несогласии, то хотя тогда определены было два митрополита, а имянно, Геронтий и Зосима, и сего последняго иныя Тименом 10 и [190] последователем Алексеевым называют, однак в прямой серии или порядке митрополитов Киприан, яко 27 и последователем Алексеевым признан, которой был родом сербянин. О выше помянутом же Зосиме упоминается то, что он Стефана, родом Устюжанина (которой от тамошняго епископа позволение и благословение имел ехать в Пермию для обращения идолопоклонников, в чем ему и посчасливилось), первым епископом Пермий определил. Оный Стефан сочинил пермская писмяна и многия книги из российскаго языка на пермской перевел. Напоследок же умре в Москве 1396 и погребен в Спаском монастыре. И тако отсюду видно, что помянутый Зосима или Тимен был 27, Киприан же 28 митрополитом. И хотя сначала новогородцы Киприана принять не хотели, однак напоследок склонились и сказывают, что сей разныя книги из греческаго языка на российской перевел. Ему в сем высоком достоинстве последовал Фотий, во время которого литовския люди в лето 1415 избрали себе особливаго митрополита, как о том выше упомянуто.
9. По умертвим сего последи реченнаго, в царство великаго князя Василия // Василевича 11 прииде из Рима некто, Исидор имянем, которой в такое у великаго князя почтение пришел, что на место выше помянутого прият в митрополиты (из сего ясно доказывается, что уже в те времена конфермацию Константинополского патриарха не весма уваживали), которой по учиненному обнадеживанию в засчисчение греческия веры был на соборе Феррарском, где он без обсчаго соизволения российскаго клиру определение об унии (о примирении или единстве с Римскою церковию) доброволно подписал. Возвратившись же в Россию, искал, чтоб оное примирению в великий князь конфермовал и подтвердил, но оное ему отказано В и по том заключен был в Чюдов [191] монастырь*1*, из которого он бежал в Италию к папе Евгению 12.
10. По сем повелением помянутого великаго князя собран был весь российский клир для избрания митрополита, которого престол от времяни Фотия 18 лет празден был. В сем избрании определен был Резанский епископ Иона или Иоанафан. Умершу же сему, избран был Ростовский епископ Феодосий, которому на сем высоком достоинстве последовал Филип. Во время сего новогородцы о избрании архиепископа разделились на две части, и одне хотели избрать греческаго исповедания Феофила, другая же некоего Григория латинския церкве, которое несогласие их так было размножилось, что последи // реченная партия первую в свою сторону преклонила, и учиня против царя Иоанна бунт, требовали у литовских людей одного князя, которой бы ими государствовал. И хотя не точию митрополит Филип, но и сам царь грамотами своими от того их увесчавали г, и дабы они прежняго своего закона и истиннаго государя не отрекались, однак он оныя, не взирая то, все по наусчению некоторой богатой и знатной госпожи, Марфы имянуемо[й] 13, которая имела намерения к супружеству с великим князем литовским с Михаилом Александровичем, так противу выше реченнаго государя ожесточились, что он наконец принужден был жесточайшия способы употребить и силою войск в прежнее послушание привесть.
11. Умершу митрополиту Филипу, возведен был на место его Еронтий, по нем Зосима, сему же отмененну бывшу, определен игумен Сергиевского монастыря Симон. Сей митрополит, купно с новогородским архиепископом Генадием, узаконили, чтоб овдовевшим свясченником в знатнейшия церковныя служении не вступать, ибо оным о домех их немалое [192] попечение бывает. И тако по благоприличности церковных служеб отправлять им неможно. И того ради велено им от последователей своих или 4-ю часть доходов получать, или постригатся в монастыри. Они же такожде установили, чтоб к тому монахи и монахини в однех монастырех не пребывали, и определили в началники к монахом архимандритов, к монахиням же женатых свясченников.
12. По смерти митрополита Симона был наместником его архимандрит Симонова монастыря Варлам, ему последовал игумен обители С. Иосифа, имянем Даниил. Но понеже тогда також и в младенчестве государя // Ивана Васильевича втораго 14, умершей матери его Елене 15, по четырелетном ея государствовании, немалое было заметание, ибо бояре чинили все по своей воли и разделились на две стороны. И тако помянутый митрополит Даниил от знатнейших бояр заключен был в монастырь. На место же его определили Иосифа. Но и сей по прошествии триех годов отставлен и определен был Новогородский архиепископ Макарий, муж преизрядного достоинства, от которого царь Иван Васильевичь на царство венчан. Того ж 1546 году учинился в Москве великой пожар 16, от коего премногия древности, целителныя (чудотворныя) мосчи и греческия книги погорели. Во время того пожара помянутой Макарий, шед в болшую [церковь], дотоле молился, пока церковная кровля вся не згорела, и ему от жару стоять невозможно было. Выходя же из церкви, вынес образ Марии (богородицы), писанной собственной рукою Петра Митрополита и чудотворца, такожде собрание канонов церковных 17, которыя привезены были из Константинополя Киприаном 18.
13. По смерти сего возпоследовал Афанасий, по сем Филип, по сем же вскоре Кирил, по нем Антоний, таже Иов. Во время сего Иова и царя Феодора Ивановича прииде к Москве всемирный Константинопольский патриарх Еремиа, [193] которой, по обявлению Киовскаго архимандрита Инокентиа Гезеля в его Российской гистории, помянутого Иова в лето по российскому начислению 7096, 26 генваря или в лето от Христа 1589 всероссийским патриархом учинил Г 19 и от сего времяни возпоследовали // российския патриархи, которых протчия патриархи, яко Александрийской, Аитиохийской, Иерусалимской грамотами своими подтверждали, дая ему равную с собою честь, коя в российской церкви под видом 6 чювств изобразуется. А имянно: 1) Константинополской, 2) Алексакдрийской, 3) Антиохийской, 4) Иерусалимской и 5) Российской и называется единим имянем Карай. Обаче сей Иов от лживаго Димитрия отставлен и в лето 1605 в монастырь заключен. На место же его определен был Димитро-Игнатий, которого российския гисторики [католиком] почитают. Но сей такожде от царя Шуйскаго в манастырь заключен. Но понеже Иов из монастыря [уйти] не пожелал, то определен был на место онаго Казанский митрополит Гермоген, которой по тому ж отставлен был и умер в темнице. По сем учинен архиепископ Филарет всея России патриархом. Ему последовал Иосаф, по нем Иосиф, таже Никон. И от времяни патриарха Иова даже до сего российския патриархи всегда подтверждение свое и конфирмацию получали из Констянтинополя.
14. Сей последи реченный был подлаго произхождения, но нравом весма горд и честолюбив, и хотя нигде высоких наук не обучался, однако доволно читивал и имел охоту до книг, и для того указал многия греческия и латынския книги перевесть, из которых он о политике папежской доволно известился и в России тое ж было намерен был ввести. Чего ради царю Алексею Михайловичю представлял за непотребно весма, чтоб впредь митрополиты с подтверждения и конфермацыи восточных патриархов определялись, // обявляя в том разныя излишняя расходы и другия притчины [194] И тако 1) к Константинополскому патриарху писмянно объвлено было, что он сам духом божиим к сему достоинству призван, сего для не прилично, чтоб один патриарх другому подчинен был. И сего ради 2) титул свой переменил и начал употреблять не так как прежния патриархи употребляли «святейший», но «преосвятейший». 3) Умножил число архиепископов и заложил 4) вновь четыре монастыря в великия, к которым велеречием своим, как от короны, так и от партикулярных людей притязал великое имение и вотчины, дабы возможно было на оных содержать 4-х митрополитов, 12 архиепископов, 12 епископов, 12 архимандритов и другая многия ново определенный духовныя чины. 5) Начал церковныя уставы для своей ползы переменять под предлогом, аки б прежняя переводы не правилны, из чего в церкви такия великия распри и несогласии произошли, что есче доселе разколников на правой путь привести не можно. 6) Требовал он, чтоб ему дозволено было заседать купно с царем в Сенате и в светских делах, особливо же в юстиции и в учреждении новых законов голос свой подавать, представляя, что патриарх Филарет тоежде чинил. 7) Предлагал, что государю без совету его не надлежит ниже мирныя договоры чинить, ниже войны начинать за тем резоном, что он о спасении его величества (всего народа) старался и о душах всего государства и отчет богу дать должен и яко в таких важных случаях подобает государю совету его требовать. Но напоследок сим предложениям его уведаны были истинныя притчины, что он к сему святому старанию возбужден был обесчанными // ему от короля Полскаго великими денгами.
15. И когда все сии претензии его, особливо же последнее, с важными резоны были отказаны и представлено, что патриарх Филарет не по чину своему, но так как отец и дятка царев в светския дела допусчен был. Он же, [195] Филарет, прежде сам был сенатором и употреблен был в посолстве Полском. И тако об иностранных делах был он сведом паче протчих сенаторов. К тому ж после смерти помянутаго Филарета ни которой патриарх в совет призыван не был, и ниже того требовали, и что сие требование более государственнаго вреда, нежели ползы заключает, то он вознамерился намерение свое пресчением и угрозами в действие произвесть. И сего ради некоторых сенаторов отлучил церкви и искал тайными своими интригами, чтоб народ к мятежу или бунту возбудить, к чему тогдашней голод (мор) служил ему в такое вспоможение, что из того прежде, нежели оное успокоено было, много неповинной крови д пролито. И когда не было способов, каким бы образом безпокойную его голову усмирить, ибо он с государем и Сенатом не хотел прежде согласитися, доколе требовании, его не исполнятся. Силу же в тогдашнее время употребить за неприличное признавалось ибо от подлаго народа не токмо новое безпокойство могло произвесть, но и патриарх бы сам многих простых сенаторов в свою сторону и споможение склонил. И того ради напоследок умыслено дело сие преобсчим Синодом (собором или собранием) окончать. Чего ради выписаны были от царя Алексеа из Греции на коште государственном 3 патриарха, 27 архиепископов и 117 других церковных началников к // которым определено было 150 особ из российскаго духовенства.
16. И повнегда пред сим Синодом жалоба царская на патриарха исследована была, учинено определение, которым 1) помянутый патриарх Никон лишен своего достоинства и велено его заключить до кончины его в монастырь, в писчу же давать ему токмо хлеб и воду. 2) Впредь[не токмо] патриархов российских не токмо архиепископов, епископов [196] и всему клиру, но такожде и Сенату, председясчу в нем самому государю, избирать и паки, ежели патриарх поведет себя не по приличности чина своего и впадет в гражданское погрешение, тогда долженствует он от государя и Сената судим и наказан быть. 3) Константинополской патриарх признан не за главу греческия церкви и конфирмовано, чтоб оному десятинных доходов из России не давать, но да будут оныя по благоизволению точию государей. 4) Не должен российской патриарх ни над каким человеком власти иметь и имение свое в монастыри или другим духовным не продавать и не жаловать, 5) Новых епископов и других установленей без соизволения царского и Сената не чинить.
17. И тако по сему определению избран был для Никона Воскресенской монастырь, разстоянием от Москвы 40 верст, построенной великим иждивением от него ж, Никона, где он 10 лет в заключении жил 20.
18. На место его избран был древний тихий и смиренный архиепископ, Иосиф имянем, по смерти же его последовал Питерим, по нем Иоаким, которой по смерти царя Феодора II примешался было действиям // царевны Софии, но так оное умел скрывать, яко прежде смерти его о том никто не мог уведать. О его скоропостижной смерти некоторои мнят, аки б он приметил о тогдашнем бунте, что оной не по намерению их зделался, и государь остается при своем самодержавии, выпил яд и умер.
19. Сии интриги подали тогда есче случай многое разсуждать о произходясчем от патриаршей высокой власти великом государьственном вреде, однак по обстоятелствам того времяни нелзя было иного чинить, кроме того, что новаго патриарха избрать, ибо государь Петр был тогда весма млад, царевна же Софиа кроме того для ползы своей между подлым народом многое разсеяла, а особливо же то, что государь с иностранными частое имел обхождение. [197] И того ради возведен был на патриарший престол Казанский митрополит Адриан 21, которой был простаго разума и охотник к вину, умре же в лето 1699 под Нарвой*2*.
20. На место его хотя точилось духовенство новаго изобрать, но понеже государь обязан тогда был делами военными и тако не имел к разсуждению того времяни, но отложил оное до 1719 году, в котором году обявил он мнение свое выданным манифестом, что он вместо патриарха намерен учредить собрание духовных или Синод и снабдеть оной добрыми регламентами и инструкциями, которыя и учинил действително. Помянутой же регламент переведен на немецкой язык и печатан (ежели прямо помню) в Данчиге 22.
21. В Синоде ж или духовной сей коллегии заседаюсчия особы суть 1) президент, которое место имеет сам государь. 2) Вице президент из архиепископов во оное // достоинство все духовныя члены и Сенат избирают двух персон, из которых государь одного конфермует. 3) Шесть епископов, яко советники, и шесть архимандритов, яко ассесоры (соседатели). На убылыя места советников и ассесоров всегда избирает Синод собою двоих персон и представляет для точнаго определения государю. Суть же при них и светския персоны, яко обер прокурор, обер секретарь и другия секретари, которых, должности обстоятелно в помянутом регламенте описаны. Когда же случается какое-либо главное и важное дело, тогда оныя долженствуют его величеству в Сенате докладываны быть, чего ради чисто весь Синод в Сенате бывает и заседает ниже сенаторов. Також Синод, имеет подчиненныя себе канторы, яко 1) юстиц или судную кантору, 2) камер или доходов кантору, 3) кантору над школами и типографиями. В государстве же в каждой губернии определен архиепископ и несколко епископов, яко 1) в Московской губернии архиепископ Сарский и Подонский (которое имя произведено от двух неболших ручьев, которыя текут [198] подле дому архиепископскаго от города версты з две), по нем епископы Резанский, Суздалской, Ростовской, Коломенской и Тверской; 2) в Санктпитербургской губернии архиепископ Новогородской, по нем епископ Псковской и Олонецкой; 3) в Киовской губернии архиепископ Киевской, по нем епископ Белогородской 23, Черниговской и Переславской, 4) в Казанской губернии архиепископ, по нем епископы Вятской и Пермской; 5) в Астраханской // губернии един архиепископ 24; 6) в Сибирской губернии архиепископ, по нем епископ Нерчинской; 7) в Архангелогородской губернии архиепископ Вологодской, по нем епископы Холмогорской и Устюжский; 8) в Воронежской губернии один точию архиепископ 25; 9) в Смоленской губернии токмо епископ Смоленской, в Нижегородской губернии один епископ же. И тако всех 6 архи-, 19 же епископов. Архимандриты же более власти не имеют, как токмо над подчиненными им монастырми. Сверх сего почитай каждой город имеет одного протопопа, в болших же городех и более, яко в Москве 7 протопопов изчисляется, которыя в такой же силе состоят, как у нас (немцев) пребсты е.
Примечания
К л. 86 об. (А) Российския летописцы свидетелствуют, что Владимер прежде кресчения великой ревнитель был идолослужения. Между всеми же идолами более почитаем был от него Перун, протчия же идолы назывались Чарс, Дашбог ж, Стрибог, Змаргел з и Моквш 26. Что же он с Перуном в Новегороде учинил, когда оной чрез реку влечен был, оное у других авторов имеется. [199]
К л. 87. (Б) В лето 1415, когда великий литовский князь Витольд или Витовт Киевское княжение имел в своей власти 27, тогда россианом киевским повелел в церкви Софейской избрать себе особливаго митрополита, ибо не угодно ему было, чтоб московский митрополиты доходы из Киова получали, чему они и последовали и избран был митрополитом некто Григорий Шемиблак. И тако тогда два митрополита в России были.
К л. 88 об. (В) Что проект сей в лето 1717 от сорбонского собрания императору Петру Первому о соединении Римо-католической ж церкви подан был 28, о том видно из Премененной России.
К л. 89 об. (Г) Сей Иеремиа приезжал в Россию собрать и умножить денги для росходов на Турецкой двор, чтоб патриарха Митрофана, которой был униат, патриарша престола не допустить, и чтоб ему в том удашнее быть могло, умыслил он посвясчение реченнаго Иова в патриархи // Российския. В протчем, может быть, что он тот Иеремиа, которой с нашими лютеранскими богословы, особливо же с Тюбинскими, о греческой и лютеранской вере писма пересылал, который в Витенберге на латинском и греческом языке печатаны.
Разночтения
а. ГБЛ Мирифиция,
б. ГБЛ Евнуг,
в. ГБЛ примерение,
г. ГБЛ увещевали,
д. ГБЛ кровли,
е. ГБЛ дописано: пробсты,
ж. ГБЛ Дасабог,
з. ГБЛ Зомаргел,
и. ГБЛ Римскокатолической.
Примечания Татищева
*1* Tschudko v. Tozudow..-с. 409, к с. 285.
*2* Сказует, якобы патриарх Андриан при Нарве 1699 умер. Но он хотя того году, однако ж в Москве умер и при Нарве быть ему было неможно. Что же следуюсчей странице показует розделение церковных начальств, оное совсем неправильно, но надлежит порядочнее, взяв от Синода известие, описать.-с. 427, № 75, к с. 290.
Комментарии
1. Адриан (1627-1700), патриарх всея Руси (с 1690). После смерти Адриана Петр I упразднил патриаршество в России.
2. Даниил Александрович (1261-1303), московский князь, сын Александра Невского, родоначальник московских князей. Около 1276 г. получил от брата, великого князя Дмитрия, в удел Москву.
3. Александр Ярославич Невский (ок. 1220-1263), новгородский князь (1236-1251), великий князь владимирский (с 1252). Возглавлял русские войска в победоносных битвах со шведами на реке Неве (1240), за что был прозван Невским, и с немецкими рыцарями на Чудском озере (1242).
4. Дмитрий Александрович (ок. 1250-1296), князь переяславский, великий князь владимирский, сын Александра Невского. Умер не в Переяславле, как у Страленберга, а на пути к нему около Волока. Его тело было перевезено в Переяславль.
5. У Дмитрия не было сына но имени Даниил; его сыновей звали: Иван, Александр и еще один Иван. В издании: … und dessen Sohn Iwan (и его сын Иван).
6. Данилов монастырь-мужской монастырь, основанный в Москве около 1282 г. князем Даниилом Александровичем, где он перед смертью в 1302 г. постригся в монахи и был похоронен.
7. Иван I Данилович Калита (ум. 1340), князь московский (с 1325), великий князь владимирский (с 1328), заложивший основы политического и экономического могущества Москвы.
8. При Дмитрии Ивановиче Донском, действительно, в 1367 г. был построен белокаменный Кремль. Существующие же сейчас белокаменные стены московского Кремля возведены в 1485-1495 гг. Все работы по сооружению крепости, включая ров, были завершены к 1516 г. (Латышева Г. П., Рабинович М. Г. Москва в далеком прошлом. М., 1966, с. 87-90, 92). Не вполне ясно, таким образом, что имеет в виду Страленберг, говоря, что каменная стена «окончана 1527 года».
9. Сергий Радонежский (до принятия монашества- Варфоломей Кириллович, ок. 1321-1391), русский церковный и политический деятель. Около 1345 г. основал (вместе с братом Стефаном) Троицкий монастырь и стал его игуменом. Активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику великого князя Дмитрия, в 1380 г. помог ему в подготовке Куликовской битвы. Уклонился от поставления в митрополиты.
10. В издании: ... einige Pimen, andere Timen heissen (одни называют Пимен, другие Тимен).
11. Василий II Васильевич Темный (1415-1462), великий князь московский (с 1425).
12. Евгений IV (1383-1447), римский папа (с 1431). В 1438 г. созвал собор в Ферраре, который в 1439 г. был перенесен во Флоренцию, где 6 июля того же года была заключена формальная уния католической и православной церкви; уния была отвергнута православной церковью и Руси, и Византии.
13. Марфа Борецкая (Марфа-посадница), вдова новгородского посадника Исаака Андреевича Борецкого, и ее сын, степенный посадник Дмитрий Исаакиевич, в 1471 г. возглавили антимосковскую партию новгородского боярства, которая вела переговоры о подданстве с литовским великим князем Казимиром IV. После присоединения Новгорода к Москве (1478) Марфа Борецкая была по приказу Ивана III арестована и выслана в Москву.
14. Ивана IV Васильевича Грозного.
15. Глинская Елена Васильевна (ум. 1538), вторая жена, великого князя Василия III Ивановича и великая княгиня (с 1526). В 1533-1538 гг. была регентшей Русского государства при малолетнем великом князе Иване IV Васильевиче.
16. Венчание на царство Ивана IV Васильевича состоялось в 1547 г. В том же году Москва пережила три пожара-12 и 20 апреля и 21 июня. Страленберг, несомненно, имеет в виду грандиозный июньский пожар, истребивший почти всю Москву. См.: Жарков И. А. К истории московских пожаров в 1547 г.-Исторический архив, 1962, № 3, с. 223-226; Шмидт С. О. Становление Российского самодержавства. Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного. М., 1973, с.22-24, 30, 79-83.
17. В издании: ... dem Codicem Ganonicum Ecclesiesticorum.
18. В статье летописного сборника ХVII в., восходящей, по И. А. Жаркову, к современному источнику, о митрополите Макарии сказано, что 21 июня его спускали из горящей церкви на веревке, которая оборвалась «за три сажени до земли».-Жарков И. А. К истории московских пожаров..., с. 223, 225.
19. Не вполне точно, Первый патриарх московский и всея Руси Иов (ум. 1607) был избран в патриархи и наречен в сан 23 января 1589 г. Его поставление было совершено 26 января 1589 г.
20. Неточность. Никон в 1658-1664 гг. добровольно жил в Новоиерусалимском монастыре. После церковного собора 1666-1667 гг., снявшего с него сан патриарха, был сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь, где жил до 1681 г., когда царь Федор Алексеевич позволил ему вернуться в Новоиерусалимский монастырь. В дороге Никон умер.
21. Не совсем точно. Последний патриарх московский Адриан (см. прим. 1 к гл. 9) был митрополитом казанский в 1686-1690 гг.
22. Первые издания «Духовного регламента», составленного Феофаном Прокоповичем при участии Петра I и датированного 14 февраля 1721 г., были напечатаны в Петербурге на русском и немецком языках 16 сентября 1721 г. В Данциге этот документ действительно издавался, и неоднократно: дважды в 1724 и один раз в 1725 г. (Пекарский П. П. Наука и литература в России при Петре Великом. т. II. СПб., 1862, с. 519-520, 524, 525).
23. В издании нет.
24. В издании: ein Bischoff (епископ).
25. В издании: der Bischoff von Woronitz (епископ воронежский).
26. То есть Хорс-Даждьбог, Стрибог, Симаргл, Мокошь. Перечислены Страленбергом в том порядке, как дает Лаврентьевская летопись, и только те, которые упомянуты в данном месте летописи. См.: Лаврентьевская летопись.-ПСРЛ, т. I. Л., 1926-1928, с. 77; см. также: Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1949, с.381.
27. Витовт (Витаутас, 1350-1430), великий князь литовский (с 1392). Трижды вторгался в Московское княжество в 1406-1408 гг. При Витовте великое княжество Литовское было значительно расширено за счет присоединения некоторых удельных русских княжеств.
Текст воспроизведен по изданию: Записки капитана Филиппа Иоганна Страленберга об истории и географии Российской империи Петра Великого. Северо-восточная часть Европы и Азии. М.-Л. АН СССР. 1985
© текст - Савельева Е. А., Беспятых Ю. Н., Возгрин В. Е. 1985© сетевая версия - Strori. 2012
© OCR - Сирик В. 2012
© дизайн - Войтехович А. 2001
© АН СССР. 1985