ФИЛИПП ИОГАНН СТРАЛЕНБЕРГ
СЕВЕРНАЯ И ВОСТОЧНАЯ ЧАСТЬ ЕВРОПЫ И АЗИИ
DAS NORD- UND OESTLICHE THEIL VON EUROPA UND ASIA
Глава 8
О ВЕРЕ И ЗАКОНАХ ЦЕРКОВНЫХ, В РОССИИ УПОТРЕБЛЯЕМЫХ
Оглавление
Притчины, чего ради прежде о вере российян неоснователно описывали; о нынешнем ея состоянии и трояком оной разделении; первое разделение христианское, в котором наиглавнейшее исповедание есть греческое; и о начале онаго вероятно мнится, что прежде, нежели Россиа христианством просвесчена, у некоторых в Российских местах обитаюсчих народов христианство проповедано было, яко во владении великой княгини Олги и ея последователей; о первых митрополитах и епископах российских; время, от которого греческое исповедание в России непременно содержится и о некоторых в том отменах и о расколах; описание расколу; о предприятиях императора Петра I, до веры касаюсчихся; о протчих, в России имеюсчихся христианских же исповеданиях, яко лютерском, реформатском и армянском; во втором разделении полагается махометанство; в третией же идолопоклонство или язычество; генералное о том описание; о природном смирении сибирских идолопоклонников и авторово о сем свидетелство. [171]
1. Хотя у разных авторов о вере, в России имеюсчейся, доволно находится, однак более неоснователного, паче же и притворнаго а (например, разговор умерших между царем Иоанном и Петром 1, в котором о последнем может быть что не без добраго основания, но о первом весма не достаточно и не совершенно изобразуется) 2.
2. Но понеже в России не токмо всякия религии (окроме жидовской) не запресчаются, но и в самой началнейшей // ея вере разныя схизматы [сечении б или расколы] находятся, отчего авторы в гисториях своих одну религию з другою неправилно примешивая, описывали.
3. Сверх того, иностранному писателю, которой в славенском и российском языке не весма совершен и искусен, об оном основателное известие получить весма трудно, паче же и невозможно. К сему ж присовокупить можно и то, что во всем мире, какая б где религия ни была, натурално, добрыя и злыя люди случаются. И яко во всем народе, бояся бога и делая правду, приятен ему есть, то и в России так же, как и в протчих областях, тое ж самое не токмо находится, но есче можно при том разность имеюсчихся в ней вер обсче тремя главными разделениями определить. Из них первое-христианское, второе – махометанское, третие-идолопоклонническое или языческое.
4. Что до первого разделения надлежит, то оное (греческое) во области сей за наиглавнейшею почитается, которое исповедание по преобсчему известию восприяло начало свое в 10-м веку от великой княгини Олги около лета бытиа по российскому исчислению 6463 г., от Христа же 941 году, а имянно царствуюсчу в Царе Граде 3 Иоанну Цемесу 4 ( ) [Так в рукописи БАН-1.], которой помянутую княгиню возжелал [172] было в супружество свое (однак оная того дивным манером отреклась). Кресчена она патриархом Фотием 5 и преимянована Еленою, живши же по кресчении 14 лет, умре в 80 лето жизни своей, память ея кончины празднуется у россиан в 11 день иулиа 6. //
5. А понеже сия Олга по убиении от древлян А супруга ея Игора, ежа по российским летописцам учинися в лето 6453, или 952 7, преиде от Новагорода в Киов, и тамо будучи, в 3-м годе после того кресчена. И тако за истинну признать должно, что христианство в Полуденной Славонии, тo есть в России, или у киовлян, хотя не везде, однак во многих прежде того имелося, как то из летописца митрополита Макариа 8, учиненнаго во время Иоанна Васильевича, доказывается, что народ Болгары, иначе к Карсары Б имянуемый, обиташия по рекам Днепру и Дону, с полуночными славянами // и руссами один язык имел, и прежде в христианство обрасчен чрез Мефодия и Константина (которой потом Кириллом преимянован), сынов Лва Фесаолонитскаго В 9.
6. И хотя Светослав, Олгин сын, веру христианскую приять не хотел, но впротчем великия дела от оного учинены. Напоследок же // убиен был лестию от князя пеуцин или пеучинского Г *1*, которой князь череп главы его употреблял вместо сосуда Д. Егда же сего // Святослава третий сын Владимер помосчию варяг Е брата своего Ярополка победил, и убив оного, всем государством обладал; и тогда греческую веру при конце 10 веку в царство императоров Василиа и Констянтина 10 совершенно вкоренил и сестру их царевну Анну 11 в жену себе поял, крестившись в лето 987, некоторый же мнят 989-е чрез Корсонскаго епископа Анастасиа 12 и имянован Василием 13. Оный епископ между протчими преданиями в катехизации завесчал токмо седми собором вселенским последовать, а имянно: 1) Никейскому, [173] бывшему противу Ария, 2) Константинополскому противу Македониа, 3) Ефескому противу Несториа, 4) Халкидонскому противу Евтихиа и Диоскора, 5) Второму Константинополскому противу Оригена и Еваргиа, 6) Третиему Константинополскому противу Сергия и Пе[т]ра, и 7) паки Никейскому, бывшему противу непочитателей икон.
7. По сем в Владимер или Василий получил от патриарха Фотиа перваго митрополита всея России Михаила Сира или Кира 14, от которого по кратком времяни не токмо 12 сынов Владимеровых, но и 20000 россиан во единый день кресчены. И хотя некоторый сие Кириллу приписуют однак оной как выше упомянуто пред сим задолго и есче во время Рюрика Перваго в царство Феодоры и сына его Михаила III 15 из Херсонеса в Киев был, и может быть, что российския // переводчики здесь вместо Кира имя Кирила употреблять ошиблись.
8. Крестившуся Владимеру и двунадесяти сыновьям его с великим множеством народа, тогда по повелению его не токмо многия церкви и училисча построены, но и сам он с помянутым Михаилом Киром, поехав первее к кривицам, около Новагорода обитавшим, потом в Ростов, и жителей их всех христианством просветил. По смерти вышепомянутаго Михаила Кира определены были от Константинополскаго патриарха Николая настоясчим первым митрополитом в Киов Леонтий 16. в Новъгород первым архиепископом Иоаким Корсунской 17, в Ростов первым же архиепископом Феодор Гречин 18.
9. Владимир такожде намерен был болгаров, которыя были махометанския сарацены, татаре и бусермане 19, в христианство обратить, к которым посылан от него был ученый македонянин именем Марк, но ничего у них учинить [174] не мог, кроме того, что 3 или 4 князя их, пришедшии к Владимиру, крестилась*2*.
10. От сего времяни Россиа в христианском греческом исповедании доселе постоянно пребывает. Сей же Владимир или Василий причтен лику святых и память его 15 иулия определено праздновать.
11. Потом в Российской церкви произошла известная секта (сечение или раскол) 20, которая сама себя имянует староверцами 21, протчия же россиане называет оную разколниками 22, то есть отпадшими или отделившимися.
12. Сии расколники, хотя во время 16 23 веку при патриархе Никоне от церкве российския явно отделились, однако ж // задолго до того в том же своем мнении пребывали, о которых упоминается в книге, изданно[й] Ростовским архимандритом Димитрием под титулом «Розыск о расколнической Бринской вере, о учении и о делах их» 24.
13. Между сими разколники немного таких, которыя б писать и читать умели, но болшая часть простых граждан и крестьян, також и никаких церквей они не имеют, но збираются на молитву в приватных своих домех.
14. Разность же исповедания между ими и российскою церковию состоит в нижеследуюсчем: 1) ставят они за великой грех по трижды читать «Аллилуиа», читают же токмо по дважды; 2) службу церковную отправляют не на 5, но 7 хлебах; 3) крест, на просфоре изобразуемой, требуют, чтоб был не четвероконечный, но осмоконечный, представляя, что на кресте Спасителевом вместо подножия было древо поперешное*3*; 4) при молитве крестятся они не тремя, но пятмя персты а имянно, малый и при нем вторый пригибают к великому то есть к палцу, указателный же и средний оставляют непреклонно, знаменуя тремя первыми образ святыя троицы, последнима же двомя божество и человечество Христово; 5) новопечатныя книги после [175] патриарха Никона, в которых, хотя никакого в разуме и силе пременения не учинено, но токмо темныя речи поизяснены, не приемлют. Никона же Антихристом называют; 6) понеже протчия российския свясченники пьют вино горячее, того ради признавают // их за недостойных к действию кресчения, исповеди и причастия; 8) [Сбита нумерация в рукописи] светское правителство за дело христианское не почитают, но думают, что всему между ими подобает обсчему и братскому быть; 9) мнят спасително быть, ежели кто сам себя, любве ради Христовы умертвит, и что в том наиболшее блаженство и спасение состоит. И хотя все сии пункты не суть богословския, однак за весма спасителныя почитают. И егда они ради сего (веры) своего расколу имели гонение или принуждаемы были к восприятию веры российския, тогда целыми семьями, а иногда же собравшись сот до четырех и пяти в один дом, зажегши оной згарали Ж. Протчих же российских и других людей почитают [они] нечистыми или поганими, со оными обхождение не имеют и из одного сосуда не пьют, ни едят, и когда кто из них в доме их побывал, омывают места, где оныя сидели, и прах и избах сметая, выбрасывают на улицы.
15. Сии и другая многия пункты тсчатся они доказывать печатными книгами, ссылаются же более на книгу древняго учителя церковнаго Кирилла Иерусалимскаго 25, в которой оное пространно описано, однак не без сумнения, чтоб и сия книга могла быть достоверною, ибо автор между протчим многия неподобный весчи о Лютере и Калвине упоминает и в некоторых местах говорит: «у нас в России», от чего немалая притчина к сумнению, ибо истинный Кирил жил за несколко сот лет до Лютера. Сказывают же что сия книга писана в 15 веку 26 от некоторого рускаго монаха. [176]
16. В протчем расколники сии между собою на разныя ж партии разделяются. Некоторыя из оных никаких попов иметь не хотят // и не токмо причастие и службу божию отправляют между содою, избирая к тому старых богобоязливых и смиренных людей, но такожде и целибат (безженство) за нужное в христианстве почитают. Некоторыя в противность сих имеют попов и супружество. По внешнему виду кажутся они весма смиренны и тихии, божбы и клятвы, такожде и празднословия у них не услышишь, обьядение и пьянство почитают они за великой грех, в торгах и в делах справедливы, лишныя цены не требуют и не торгуются. Кто пиво и водку (вино горячее) пьет, того в сообсчение свое не приемлют.
17. От протчих же россиан вымышлены на них многия и весма грубыя нарекании: 1) аки б они в собраниях своих, загасивши огонь, не взирая на свойство и ни на что, делают плотское смешение; 2) когда при таком случае очреватеет девка и родит младенца женска полу, то оное оставляют, буде же мужеск пол, то убивают, выпустив из него кровь, изсушают оную и истолкши в муку, делают из нея хлебы для употребления в причастие.
18. В начале, когда сии расколы появились, старались российския патриархи оное силою искоренить и вывесть, однак из того болше вреду, нежели ползы в государстве возпоследовало, ибо многия тысячи человек сожжены и умершвлены. Император же Петр I напоследок указал, ежели они учение свое в народе разбывать г не будут, то оставить их в покое. Епископом же и свясченником старатся проповедьми и добрыми примеры исправлять. Кроме ж того положил на них двойныя подати 27. //
19. В протчем о разности греческой церкви, как с [177] римскою, так и с протчими евангелическими религиями поволно известно есть. И тако об оном упоминать здесь нечево. Сообсчаю же токмо сие, яко ж император Петр Первый в светских делах и в приведении России в лутшее состояние великое старание и попечение имел, тако не оставил он и до веры принадлежасчаго, очисчая оную от многих суеверных церемоней и забобон 28, к чему архиепископ Псковской Феофан Прокопович 29 изрядными и полезными писаниями отчасти своими, отчасти же переводными спомосчествуюсчую руку простерл и издал 1) Катехизм, 2) Толкование блаженств, 3) О кресчении и яко между поливанием и погружением никакого разнствия не находится, ибо древния россиане поливанием кресченнаго за христианина не признавали, 4) О причастии, 5) О браке и что греческого исповедания можно з другими христианами в супружество вступать, 6) О свясченстве и о должности их, и яко они в дела светския примешиватся не должны, 7) Церковная повести, в которых доказует он, какия церемонии и образы в первенствуюсчей церкви были прежде времяни Констянтинова; как, от кого и в которое время введены многия суеверия, которыя ныне яко божественныя законы хранятся, а имянно: почтение тол многих святых, також и икон З, поминовение усопших, богатыя церковныя одежды и пр., о тех делах, которыя от древних отец в произволение // и добрым намерением установлены, потом же честолюбия, сребролюбия и зависти ради учинены законами, яко противу божественнаго определения принужденное житие монастырское, жертва овечь, каждение икон ладаном, которое все ныне почитают за дело спасителное и благое, вместо чего б полезнее поучать народ проповедию слова божия и приятнее б богу чтение псалмов и молитва. Напротив же того ныне вся божественная служба совершается точию молебнами и многократным воплем: «Господи, помилуй!», которое с повсядневною [178] литургиею не пременно продолжается, отчего не что иное, но токмо скука слышателем произоитить может. Кратчая сказать, что от сего честнаго мужа и полезных ево писаней, ежели бог жизнь ево продолжит, многия ползы надеятся можно.
20. Надлежит же упомянуть и о других христианских исповеданиях, в России имеюсчихся. По греческому найсилнейшее есть лютеранское, ибо, не упоминая завоеванных провинцей, яко Лиф-, Эст-и Финландии и Карелии, но в настоясчих российских городах публичныя церкви имеются, а имянно, в Санктпитербурге две, в Москве две и в Белеграде одна. Сверх же того многия приватныя собрании, ибо иностранныя генералы всегда имеют собственных своих свясченников. В Тоболску у шведских пленников такожде публичная кирха имелась И. По возврасчении ж моем ис плену уведал я, что в Сибирии ж в новозаложенном для горных // заводов городе Катеринбурге 30, где определены были многия художники из немцов и саксонов, публичная кирха построена была из казенного кошту. В протчем же, что в духовном правлении до сего лютеранского исповедания касалося, оное зависало во власти генерала суперинтендента московского и двух суперинтендентов лифляндского и эстляндского.
21. Реформаты и католики такожде имеют публичныя свои кирхи, а имянно, в Москве и в Санктпитербурге, но токмо у последних запресчено было, чтоб езуиты в государстве не были, ибо оныя некаким образом в дела царевича примешались, и сего ради в лето 1718 из государства выгнаны.
22. У армян в Астрахани публичная ж церковь и один епископ имеется. Протчия ж секты службы свои отправляют по домам не ради запресчения, но для своих точию недостатков. [179]
23. При сем же надлежит знать, что в России заслуженыя и в гражданскох службах находясчияся люди, невзирая на веру, не токмо при армии, но и в Сенате в высочайшия чины определяются. Например, граф Брюс, будучи реформат, барон Остерман и Ягушинской лютеране, которое почитай нигде инде не дозволяется.
24. Махометанства, в России имеюсчагося, можно за 1/30 часть почесть, ибо кроме Астраханских, Нагайских 31, Черкаских и Сибирских махометанских татар, в Казане и Касимове 320000 дворов изчисляют. Они такожде во всех городах и деревнях, где обитают, имеют публичныя свои собрании и школы, ездят без всякого препятствия к святым своим местам, яко в Мекку и Медину, Сверх того // по законом своим полигамию (многоженство) и протчее имеют свободно.
25. Царь же Алексий Михайловичь для приведения многих в христианство употреблял политику и крестившихся жаловал в дворяны, которыя имянованы были князьями, чрез что многия тысячи кресчены. Я сам в одной деревни таких фамилей видял. Оныя все для себя сами пахали и работали.
23. Идолопоклонников же в Российском государстве против махометан втрое изчислить можно. Однак меж собою весма различны суть. И идолопоклонство их, також и случаюсчияся при том церемонии, разныя. Суеверии оных подробно описывать требует великаго пространства. Ежели благоволит бог, то я при описании полуденной части Тартарии (!) 32 сообсчить о них не преминую.
27. В обсчестве же можно об них заключить, что они признавают единое вечное сусчество, от которого все сотворено. И оному под видом разных странных весчей и вымышленей честь от них воздастся. Некоторыя ж из них впали в почтение различных рукотворенных болванов, иныя почитают зверей, птиц и звезды. К приношению же жертвы [180] избирают они известныя места, святые деревья, огнь к другия элементы.
28. Российское духовенство ко обрасчению их асче доволно труда имело, однак досель немного в том предуспеть могло, ибо сии язычники 1) обитают всегда в разсеянии и постоянно на одном масте никогда не живут, 2) они ж писания и книг не имеют и рускаго языку не знают. Напротив же того, обитаюсчия в деревнях между рускими от болшой д // от болшой части кресчены и по руски так говорят, что от рускаго разпознать не можно.
29. Хотя ж они в познании божии тол глупы, несмысленны, однак при том от натуры справедливы и смиренны. Клятвопреступленья, воровства, блядовства, обядения и обманства и тому подобнаго весма в них мало. И редко бывает, чтоб кто в том изобличен был и то разве такой, который, пребывая между рускими, того научился.
30. Сие ж последи реченное я сам примером моим подтверждать могу, ибо когда я 1722 году по заключении мира ехал из Краснояра по реке Енисею и разлучился с доктором Миссершмидом 33, с которым я ездил из Тоболска по Сибире, и не имел при себе никого, кроме одного шведского малчика лет от 14 или 15.
31. И хотя Красноярской комендант дал мне одного руского человека для показания дороги, однак оной, оставя меня единаго, убежал. И тако я принужден был, паложась на волю божию, с помянутым моим слугою сквозь сих идолопоклонников один ехать. Приехав же к реке, Кемчяк называемой, где, изготовя себе лодку, на оной сперва в Чулим, а потом в Обь ехал, имея при себе от Красноярского коменданта указ для гребли имать по 5 человек из татар или идолопоклонников. [181]
32. По сему указу во всех местах, куда б я не приехал, везде оныя гребцы без всякаго прекословия между собою, мне иногда спясчу, переменялись в ночь раза по три и по четыре. И когда я на реке Обь для некоторой притчины принужден был недели з две перемешкать и у оных язычников обитал, из имевшихся при мне весчей, которыя я в их кибитках наруже клал, ничего не пропало. А в тех // кибитках живут целыми семьями. Будучи же между Тоболска и Москвы, от руских разбойников уберется не мог К.
33. Впредь, ежели бог даст здравие и продолжит жизнь мою, то уповаю о сем в журнале моем поболше обявить.
Примечания
К л. 79 (А) Сии народы в гисториях российских иногда древляне, иногда же печенеги имянуются 34, откуду же сие последнее имя получили они, о том следуюсчее примечание явствует. Оное же по обявлению помянутых гисторей производится от слова древо или дерево 35, ибо они, древляне, обитали в старину между великих древес и лесов, а имянно, на Украине по рекам Десне и Семе. При сем же надлежит наследовать и то, зане сей народ такожде и печенегами имянован. Не сходствует ли с сим, или не то ль самое имя пеуцинов, о которых Плиний в книге 4, глв. 12 и Страбо в книге 7 обявляют, и что оныя во время М. Аврелия Антонина Философа 36 с маркоманами в союзе пребывали. Зри о сем Немецких повестей книгу 5 лист 146, примечание 13, ибо как Кромер 37 и другия обявляют, что бастарны a piccarum sylvarum multitudine, имя пеуцинов или пеучинов такожде получили.
К л. 79. (Б) Сие слово косар или корсар, видится что [182] и имянем хоцар е или кхоцар едина есть, о чем выше в примечании (Д) обявлено. Иосиф Ярмонидский ж 38, автор не невероятный з, повествует, что от поколения тогармов и, произошло 10 фамилей, которыя поселились около и по Волге, между оными были такожде и корсары. Херболот же в своем Dict, orient., тако ж Андрей Мул in Commant. Alph, на ласту 42 из гистории Abdallae Baedaviensis 39 обявляют, что Иафет имел седмь сынов, между которыми старевший называется Хоцар, и от него произошли хацары к, которыя в иных гисториях кор[с]арами называются, // и аки б они з болгарами, обитаюсчими по Волге, за един народ почитались. От сих коцаров Каспийское море по обявлению Бохарта 40 в его Фалег морим Корсарским имяновано. Обаче многия авторы не согласуют, что имяна народов таким образом, как о корсарах выше упомянуто, производились. Например, ежели Геркулес имел сына, Скифа имянем, то от оного и скифы имя свое получили и пр. И тако отсюду вероятнее видится, что не токмо сие имя от морских разбоев, как выше обявлено, произошло, но и остров Корсика от такого ж народа звание свое получил, чему согласует обявленное в первой части Шведской библиотеке на листу 55 примечание д.
К л. 79 об. (В) Выше реченная история Макариева обявляет, что болгары имели воину с Михаилом, царем греческим, в которой войне греки пленили сестру Болгарскаго князя Бориса, (иныя называют его Вогорисом) л, которая, будучи в Константинополе, крестилась. Когда же разманена была одною греческою госпожею, которая находилась в плену ж у болгар, тогда внушено было от нея брату ея некоторое начало христианства, которо[й] [183] посылал послов к греческому цесарю, требуя ученых и искусных людей для обрасчения народа его в христианство. Сей же Макарий обявляет, что задолго до времяни Володимерова, когда оба генералы Рюриковы Осколд и Идир, или Дир, под Константинополем неблагополучия претерпевали, тогда в мирном заключении договоренось была, чтоб они христианскую веру прияли, чего ради получили они из Костянтинополя множество ученых мужей, которое делалось задолго до Олги и Владимира, и без сомнения, во время помянутого Кирилла.
К л. 80. (Г) Здесь российская история вместо пеучингов имя печенегов имеет и обявляет на ином месте, что Светославу отсечена была голова в Печенской курии у князя гунов, из чего примечается, что куриа или коура не токмо у калмык, но и у татар крепость или засчиту значит. Зри гисторию de Timur Beck, том 2, лист 222 примечание 6, которое латынскому слову куриа согласно ж. В протчем же надлежит примечать, яко Российския гистории обявляют, что печенеги, которая иначе древлянами имяновались, как выше упомянуто, было гунны или гуны. И в российском языке печь иди петш называется (здесь г. автор погрешил и вместо печи разумеет пса или собаку) [В тексте БАН-1 примечание не Страленберга] Gund-пес, которым имянем уннии м от немцов ругателно называются. И что имя печенегов точию перевод выше писанного есть и с словом Gund-пес, едино есть. И тако буде имя починацитаров и пеуци- или пеучинаров единое то можно думать, что они сначала на Волге живали, ибо Константин Порфирогенет в 28 глв. 41 обявляет следуюсчее: pacinacitae a principio ad Atel et Geck flumina habitabant, то [184] есть, пачинациты сначала обитали по рекам Ателе (Волга) и Гее (Яик) и пр., которыя обе в Каспийское море впадают. При том же примечается, что печинациты народ был сугубой, зри Конст. Порфирог. de administ imp., глв. 5 и 6, також Dict, car, Steph., раg. 426 и I799 42, и что из оного некоторыя на устии Дона, другия же в Херсонесе обитали. И последния, может быть, те печенеги, которыя в российских гисториях упоминаются. Я такожде примечал, что между 8 коленами пачинацитаров, о которых сей автор в помянутой главе упоминает, такия имяна находятся, которыя о имянами некоторых мест, имеюсчихся в Кapaкалмыцкой орде 43 на восточной стороне Яика, согласуют, яко Талмасаты, куркутаты и пр. О сем зри в моей карте.
К л. 80. (Д) Что упомянуто о черепе Светослава, то такое ж употребление бывало у предков мунгалских и калмыцких, зри l'Histoire de Tat. pag, 192, и тако вероятно, что древляне или печенеги хунского поколения, в христианство же приведены они от Константина Мономаха 44.
К л. 80 об. (Е) О сих варагах выше сего уже упомянуто. Что они при Каспийском море обитали, в гистории византийской обявляет Анна Комена 45 в жизни императ. Алексия, книга 7, глава 1, о народе, варанги называемом, которым имянем называны агличане и норманцы, служившия в Константинополе.
К л. 82. (Ж) Сие случилося 1722 году в Сибире в двух местах, а имянно, неподалеку города Тары на реке Иртыше, потом же на реке Исете, где их несколко сот згорело.
К л. 83. (3) В Премененной России, лист 310, упоминается, что введение образов приписуют Василию, однак некоторыя россиане причитают сие Дамаскину, и при том первое место дается Спасителю, второе-деве Марии, [185] между протчими же святыми найболшая честь воздается Николаю Варскому и С. Сергию.
К л. 83 об. (И) Что касается до свободного отправления веры и до воспитания в том детей, которое шведы, будучи в полону, имели, об оном можно читать истинную и обстоятелную гисторию о шведских пленниках, бывших в Росии и Сибири, издание капитана Курт-Фридриха фон Вреха 46 в Copay н 1728 году.
К л. 85 об. (К) Будучи в Тоболску, слышал я от одного российского человека удивителную о них повесть. Едучи он из Тоболска в Березов 47, ночевал по дороге в остяцкой юрте. Отехавши же от оной версты з две, потерял мешек з денгами, в котором около 100 р. было. А понеже по сим дорогам не так много ездят, как у нас в Европе, то по случаю пришол на то место, где потерянныя денги лежали, остячей сын, которой ходил за охотой. Сей, не подняв мешка з денгами, пошел к отцу своему и сказал о денгах. Отец приказал ему, чтоб он на то ж место шел и оныя денги прикрыл бы хврастием, да егда возвратится хозяин, их то б мог паки взять. Мешек оный лежал на степи месяца с три когда по случаю помянутой человек к нему возвратно приехал и сказывал о пропадших денгах, остяк возрадовался о том, и призвав сына своего, велел отвести его на то место, где мешек з денгами лежал, которыя верности по истинне в самом Исраили немного находится.
Разночтения
а. ГБЛ придворнаго,
б. ГБЛ нет,
в. ГБЛ посему,
г. ГБЛ разгревать,
д. ГБЛ от болшой (1 раз),
е. ГБЛ коцар,
ж. ГБЛ Ирмокидский,
з. ГБЛ невероятный,
и. ГБЛ тогарнов,
к. ГБЛ коцары,
л. ГБЛ Богорисом,
м. ГБЛ ункии,
н. ГБЛ Сорае.
Примечания Татищева
*1* Peucinger v. Peczenegi,-с. 409, к с. 272.
*2* Якобы Владимир посылал к болгаром магометаном для обрасчения их в христианство, оное погрешил напервее сочинитель Степенной книги, что вместо болгаров за Днестром взял волских, которому древния гистории не согласуют. И Стрыковский из древних руских, якоже и Нестер киевский сказуют, что Владимир и его наследники войну имели с болгары не поволскими, но заднестрскими. – с. 427, № 73. к с. 274.
*3* На той же сказует, якобы раскольники сказывают бысть крест господень из осмиграного бревна. Оное неправо, они бо говорят осмиконечну и сусче ссылаяся на пророчество Исаино гл. …, стр. …, быти ему зделану из трех дерев: кедра, певги и кипариса, из единаго стоясчее, из другаго поперешное, из третиего подножие, а четвертое таблица наверху, еже делает 7 концов. Но сие их глупосказание довольно опровергнуто. – с. 427, № 74. к с. 274.
Комментарии
1. В издании: Das Gespraeche derer Todten zwischen Zaar Iwan und Peter (Разговор [в царстве] мертвых между царем Иваном и Петром).
2. Gespraeche in dem Reiche derer Todten, Drey und Ackzigste Entrevuee, zwischen dem vortrefflichen Moscowitischen Czaar, Petro Magno, und Ivan Basilowiz II. Ebenfalls einem grossen Czaaren vop Moscau... Franckfurt und Leipzig, 1725.
3. В издании: Constantinopel.
4. Иоанн I Цимисхий, византийский император (969-976).
5. Константинопольский патриарх Фотий (ок. 810 или ок. 820-между 891 и 897), государственный деятель, самая крупная фигура в Византии IX в., патриарх в 858-867 и 878-886 гг. не мог крестить Ольгу. Вполне вероятно, что речь должна идти об ошибке не Страленберга, а его источника: возможно ошибочное чтение в летописном списке. См., напр., приводимое Я. С. Лурье чтение «Фотеем патриархом» вместо «Матфеом патриархом».-Лурье Я. С. Общерусские летописи ХIV-ХV вв. Л., 1976, с. 224, сн. 47.
6. Ольга (христианское имя Елена, ок. 890-969), великая княгиня киевская, посетила Константинополь и приняла христианство в 955 или 957.
7. Игорь, великий князь киевский (с 912) в 945 г. был убит древлянами, восставшими во время сбора дани, по приказанию их князя Мала.
8. Макарий (1481 или 1482-1563), архиепископ новгородский (1526-1542), митрополит московский (1542-1563). Под упомянутым в тексте «Летописцем» следует, вероятно, понимать составленную в 1560-1580-е гг. «Царственную книгу» («Царственный Летописец»)-иллюстрированную рукопись (содержит 1073 миниатюры), представлявшую собой копию части Лицевого летописного свода, списка Никоновской летописи.
9. Славянские просветители Мефодий и Кирилл (см. прим. 7 к гл. 4) родились в Фессалониках (Солуни).
10. Византийские императоры братья Василий II Болгаробойца (958-1025) и Константин IX.
11. Анна (ум. 1011), сестра императоров Василия II Болгаробойцы и Константина IX, супруга великого князя киевского Владимира Святославича.
12. Ошибка. Анастас Корсунянин не был епископом, хотя и принимал участие в крещении Руси (Соловьев С. М. История России, т. I. М., 1959, с. 184-185).
13. Неточность. Владимир ввел на Руси христианство в качестве государственной религии около 988-989 г.
14. Согласно церковному преданию, в царствование византийских императоров Василия и Константина и при патриархе константинопольском Хризоверге пришел в Киев с крестившимся князем Владимиром присланный из Константинополя святитель Михаил Сирин (ум. 998), который и стал первым митрополитом всея Руси; он крестил сыновей Владимира и в один год обратил в христианство всю Русскую землю. Предание, однако, не получало надежного документального обоснования; многие исследователи считают первым митрополитом киевским Леона (см. прим. 16).
15. Отец византийского императора Михаила III (838-867) император Феофил умер, когда наследнику было всего 4 года, и при малолетнем Михаиле правила его мать Феодора.
16. Леон (Лев, Леонт, Леонтий), митрополит киевский конца X-начала XI в. Страленберг, как видим, осведомлен о существовании разногласий по вопросу о том, был ли Леон первым или вторым митрополитом киевским.
17. Иоаким Корсунянин (ум. 1030), первый епископ новгородский (с 989).
18. Феодор (ум. 1023), первый епископ ростовский (с 992), по происхождению грек.
19. В издании: Bessermenen.
20. Речь идет о расколе русской церкви, происшедшем вследствие реформ, которые провел патриарх Никон в середине ХVII в.
21. В издании: Starowersci.
22. В издании: Roscolcziki.
23. В издании так; имеется в виду ХVII в.
24. В издании: Rosisck о Raskolnitscheskoi Brinskoi wiere о utschenniich, odialachich. (Полемический труд митрополита ростовского Дмитрия (Туптало Даниила Саввича, 1651-1709) «Розыск о раскольнической брынской вере», завершенный в 1709 г., долгое время находился в рукописи, впервые опубликован в Москве в 1745 г.
25. Кирилл (315-386), епископ иерусалимский, Известно несколько его богословских сочинений, имеются их [331] древние переводы на церковнославянский язык.
26. В издании так, имеется в виду XVI в.
27. Петр I приказал прекратить преследование староверов, обложив их особым налогом.
28. Имеется в виду церковная реформа, проведенная Петром I. См.: Булыгин И. А. Церковная реформа Петра I.-Вопросы истории, 1974, № 5, с.79-93; Семенова Л. Н. Церковные преобразования в первой четверти ХVIII в.-В кн.: Вопросы научного атеизма, 1980, вып. 25, с. 130-150.
29. Прокопович Феофан (Элеазар) (1681-1736), русский государственный церковный деятель, писатель, историк. С. 1716 г.-ближайший помощник Петра I в проведении церковной реформы. Епископ псковский (с 1718), архиепископ новгородский (с 1725), вице-президент Синода (с 1721). Активный сторонник преобразований Петра I, один из наиболее образованных людей своего времени.
30. Екатеринбург (современный Свердловск), его основателем считается В. Н. Татищев. Первый казенный металлургический завод на р. Исети был официально открыт 24 ноября 1724 г.; тогда же была построена крепость.
31. В издании дальше: Baschcrischen.
32. В издании: Tatarey.
33. Мессершмидт Даниил Готлиб (Messerschmidt Daniel Gottlieb, 1685-1735), немецкий естествоиспытатель. В 1716 г. был приглашен Петром I на русскую службу. В соответствии с указом Петра от 15 ноября 1718 г. в 1720-1727 гг. совершил путешествие по Сибири «для изыскания [332] всяких раритетов и аптекарских вещей». Собрал богатые коллекции и написал многочисленные труды, преимущественно по естественный наукам. Почти все собранные им коллекции погибли при пожаре Кунсткамеры в декабре 1747 г. (Новлянская М. Г. Даниил Готлиб Мессершмидт и его работы по исследованию Сибири. Л., 1970, с. 9-10). Страленберг познакомился с Д. Г. Мессершмвдтом зимой 1720 г. ; в начале I721 г. немецкий ученый обратился к сибирскому генерал-губернатору князю Черкасскому с просьбой придать ему в помощь «шведского пленника обер-офицера именем Иван Филиппович Таборт». Мессершмидт и Страленберг в 1721 г, совершили путешествия по Иртышу и Томи, в 1722 г.-по Енисею в Красноярск. Кроме того, по поручению Мессершмидта Страленберг в 1722 г. сам совершил несколько научных поездок. Они расстались в мае 1722 г., когда Страленберг смог отправиться в Швецию. (Зиннер Э. П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и ученых ХVIII века. [Иркутск], 1968, с. 122).
34. Страленберг, как и Татищев (см. его прим. 1 к гл. 1), считает, что возможна синонимическое употребление этнонимов «древляне» и «печенеги». Между тем древляне-это восточнославянское племенное объединение в VI-Х вв. внимавшее территорию Полесья и Правобережной Украины, печенеги же-союз тюркских племен, сложившийся в VIII-IХ вв. и до конца IX в. кочевавших между Аральским морем и Волгой. В конце IX в. печенеги перешли Волгу и заняли Северное Причерноморье до Днепра.
35. В издании: Drew oder Deraw (Древ, или Дерев).
36. Марк Аврелий (Marcus Aurelius, 121-180), римский император (с 161), философ, последователь стоической школы. Здесь Страленберг говорит о Маркоманской войне 166-180 гг.-войне германских и сарматских племен против Рима. (Маркоманы-племя древних германцев).
37. Кромер Мартин (Kromer Martin, 1512-1589), польский писатель, епископ вармийский. Автор полемических сочинений против протестантизма и исторических трудов о Польше и сопредельных странах: 1) De origine rebus gestis Polonorum lib. 30. Basileae [Basel], 1558; 2) Mitnaechtischer Voelckeren Historien. [Basel, 1562]; 3) Polonia, sive de situ, populos, noribus, magistratibus et republica regni Polonici lib. 2. Coloniae Arrippinae [Koln], 1578; 4) Polonia, sive de origine et rebus gestis polonorum. Coloniae Agrippinae, 1589.
38. В издании: Joeephus Jorionodes.
39. Андрей Мюллер, переводчик, издатель в комментатор труда: Abd Allaen ibn Umar, al-Baidawi. Abdallae Beidavaei Hiatoria Sinensis. Persice e gemino edita. Latine quoque reddita ab A. Mullero. Jenae, 1689.
40. Бохарт Самуель (Bochart Samuel), речь вдет о его сочинении: «Samuelis Bocharti Opera omnia, hoc est Phaleg, Canaan et Hiatorozoicon. Luyd. Bat. [Leaden], 1692, 1712.
41. В издании: Cap. 27 (гл. 27).
42. Страленберг ссылается на книгу; Estienne Ch. Dictionarium historicum, geographicum, poeticum, authore Carolo Stephano. Genevae, 1662.
43. В издании: Karakalpackischen Horda (Каракалпакская орда).
44. Константин IX Мономах (ум. 1055), византийский император (1042-1055).
45. Анна Комнина (1083-ок. 1148), византийская писательница, дочь императора Алексея I Комнина. Страленберг говорит о труде «Алексиада» (1148)-книге, прославляющей ее отца. Это сочинение является важнейшим источником по истории Византии второй половины XI-начала ХII в. и по истории 1-го крестового похода. Русский перевод: «Сокращенное сказание о делах царя Алексея Комнина (1081-1118), ч. 1. -В кн.: Византийские историки, переведенные с греческого при Санктпетербургской духовной академии, ч. 1. СПб., 1859.
46. Wreech С. F. von. Wahrhaffte und umstaendliche Historie von denen Schwedischen Gefangenen in Russland und Siberien... Sorau, 1725. Страленберг ссылается на второе издание: Sorau, 1728.
47. В издании далее: (die 13 Tage Raise von Tobolski ab nordwaerts lieget) (13-дневное путешествие из Тобольска на север).
Текст воспроизведен по изданию: Записки капитана Филиппа Иоганна Страленберга об истории и географии Российской империи Петра Великого. Северо-восточная часть Европы и Азии. М.-Л. АН СССР. 1985
© текст - Савельева Е. А., Беспятых Ю. Н., Возгрин В. Е. 1985© сетевая версия - Strori. 2012
© OCR - Сирик В. 2012
© дизайн - Войтехович А. 2001
© АН СССР. 1985