ФИЛИПП ИОГАНН СТРАЛЕНБЕРГ
СЕВЕРНАЯ И ВОСТОЧНАЯ ЧАСТЬ ЕВРОПЫ И АЗИИ
DAS NORD- UND OESTLICHE THEIL VON EUROPA UND ASIA
Глава 7
РАЗНОСТИ В ТИТУЛЕ ЦАРЯ И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ И О ГЕРБЕ РОССИЙСКОМ
Оглавление
О неправилном авторов мнении о титуле царя и великаго князя и в чем оное состоит; слово «царь», как долженствует разуметися, как в России употреблено и когда вместо онаго титул императора прият; о новопостроенном Невском манастыре и что фигура а его образ орла б изобразует 1.
1. Понеже у многих авторов титул царя и великаго князя неразделимо, но за едино почитается и пишут многажды «царь или великой князь», того ради при сем случае за потребно нахожу об оном некоторое сообсчение учинить.
2. Ежели оное употребление авторов за истинну почесть, то надобно уже за правилно в признать, ежели б кто написал «римский цесарь или эрц герцог аустрийский». Должно же имяновать «царь и великий князь» или токмо царь, ибо оное есть, такия два предикта, какия многия потентаты имеют. Например, король Полской и великой князь [167] литовской, також король Шведской и великой князь Финландской, король Пруской и курфиршт Бранденбургской.
3. В чем же разность сего титула состоит и когда оной прият, из ниже следуюсчаго показуется.
4. Титул царя в славенском языке тоежде значит, что в немецкой языке кениг г «король», приемлется же в разуме императора, ибо в старинных в духовных и светских книгах все короли царями имянуются, // как то и в славенской Библии прежде 700 лет з греческаго языка переведенно д задолго до того как великия князья российския титул царской употребили. Фараон, Саул, Давыд е, Соломон и Александр Великий не инако, но царями имянованы и никакого в том различие о титулом цесаря и короля не было, ибо упоминаемое в Евангелии (у Матфея 22 глв.) Gebet dem Kayser was des Kaysers ist, und Gotte was Gottes ist, переведено: «Даждь царю царево, а божиа богови». Но когда в той же главе говорится и вопрошается о лице, чий есть образ, то в той же славенской Библии имя Цесаря написано. Також и на другом месте упоминается в царство Августа Кесаря 2, из чего видно, что Цесарь еже у Немцов Kaysser, у славян было имя собственное, к фамилиям точию (или вместо прозвания) употребляемое.
5. Сей титул в первых восприял царь Иоанн Василевич, названием Великий, дед Иоанна Василевича Грознаго, когда он по взятии столичнаго города Казани увенчался короною казанскою 3 и уделными княжествами обладал, ибо российския государи, пременяя столицы свои, прежде писались токмо великими князями российскими. Но понеже он в кратком по том времяни умре, сын же его Василий, ради случившихся тогда внутренних несогласей, Казанское [168] царство и титул его не токмо утратил, но сверх того, от татар претерпевал великое утеснение и вред. Но сын сего Василиа Иоан Василевич, названием Грозныий, оное все исправил и не точию обоими // царствами Казанским и Астраханским обладал, но и титул царской, паки восприял и писался: царь Казанской, Астраханской и Сибирской, великий князь Московский, Владимерски[й] и Новогородски[й], государь Псковский и протчая, потом повелитель самодержец 4 всея России. И сия два последняя предикта то есть «повелитель» по латыне «император», «самодержец» же по немецки Selbsterhalter, а по латыне Souverain называются. Оной титул ему и его последователей от многих потентатов подтвержден и употреблялся по 1721 году. Егда же его величество Петр I учинил замирение с Швецией, тогда Сенат, Синод 5 и генералитет имянем всех чинов просили его величества в вечное воспоминание великих его действ приять название Великаго и отца отечества.
6. Притом один из духовных особ, а имянно архиепископ Новогородской 6, склонил его, дабы титул повелителя изволил употребить, с латинского языка императором, и хотя оное прежде в российском языке безпрекословно от потентатов принимано было, но когда тоеж в латинском языке употреблено, разныя споры воспоследовали, которыя, может быть, до самой кончины мира пребудут. Особливо ж в церемониальных и степенных случаях. Что касается до государственнаго российскаго герба, то от государей древних времян по принятии веры христианския употреблялись три окружения в одном треугольнике, в первом надписание было: «троица бог наш искони бе [быле], и асче три лица, но посусчеству един бог», во втором надписывали титул княжеской, в грамотах употребляемый. В третием же окружении изображашеся титул великаго князя. Со времянем сей герб отменен и избран был // белой всадник (ездок) в червленом [169] поли, которой герб был владеюсчих на Москве князей. Егда же великое княжение Владимерское чрез брачное сочетание досталося великому князю Андрею*1*, столичный же город Владимер раззорен татарами, тогда великия князя престол свой перенесли к Москве и употребили московской герб. Дракон же или змий вышепомянутым всадником попираемы[й], в первых употребил великий князь Димитрий 7, победивший целой татарской корпус на Куликовом поле 8. Что же принадлежит до орла двоеглавнаго ж (в котором ездок, и крылья его не так как у римского распростерты, но книзу изображаются), то оного в герб свой употребил царь Иван Васильевичь в лето 1540 с тем доказателством, что трое первых российских князей Рюрик, Синай и Тревор были отродия Августа Кесаря*2* 9.
8. Достославной же памяти император Петр I построил на реке Неве от Санкт Питербурга в пяти верстах преизрядный монастырь во имя Александра Невского 10, которое здание изобразует фигуру орла и более 200 покоев имеет. В середине онаго имеется превеликая и наилутшею архитектурою украшенная церковь, изобразуюсчая корпус орлии, два же ея спица представляют две шии и главы-маковицы же императорския короны. А по обоим сторонам во образ двух крыл суть две неболшия церкви ж 11.
Разночтения
а. ГБЛ фугера,
б. ГБЛ ярла,
в. ГБЛ правило,
г. ГБЛ Кенаг; маргиналия: Киониг,
д. ГБЛ переведено,
е. ГБЛ Давыдов,
ж. ГБЛ двое главого.
Примечания Татищева
*1* Сказует весьма неправильно, якобы великое княжение руское по супружеству от владимерских в линию московскую перешло. Но оное по прямой линии, а не по супружеству, как тому приложенная таблица родословия их изъявляет. И хотя тверской Михаил о том сильно, домогался и спорил, однако ж судом того наследия отрешен, и осталось при Иоанне Ивановиче, имянуемом Калите. -с. 426-427, № 71, к с. 269.
*2* Что же написал, якобы Иоанн Васильевич Великий по наследию, производимому от Августа, кесаря римского, герб восприал, оное мне подлинно неизвестно, токмо то я читал в старой гистории Соловетскаго манастыря, что он тот герб принял по наследию супруги своей Софии, цесаревны греческой. О котором далее испытать оставляю более меня сведусчим.-с. 427, № 72.
Комментарии
1. В издании: Neugebauetes Kloster la der Form elnes Adlers (новопостроенный монастырь в виде орла).
2. В издании: W'zarstwo, Augusta Caesaria.
3. Казанское ханство било присоединено к России Иваном IV Васильевичем в 1552 г.
4. В издании: Powelitel und Samoderschetz (повелитель и самодержец).
5. В 1721 г. Духовная коллегия била преобразована в Синод.
6. Архиепископом новгородским в 1721-1725 гг. был Феодосий Яновский (ум. 1726).
7. Дмитрий Иванович (1350-1389), великий князь московский (с 1359) и владимирский (с 1362). Возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татарского ига, руководил разгромом монголо-татар в Куликовской битве 1380 г. в верховьях Дона, за что был прозван Донским.
8. В издании: In dem Rulicowo Pole oder Rulicowischen Gefilde (на Рюриковом поле).
9. То есть Августа Цезаря (63 до н. э.-14 н. э.), римского итератора (27 до н. э.-14 н. э.), внучатого племянника Юлия Цезаря. Речь идет о политической теории происхождения Русского государства, согласно которой московские государи были прямыми потомками Августа Цезаря через великого князя киевского Владимира Святославича. Эта теория нашла свое выражение в «Сказании о князьях владимирских»-памятнике русской, письменности первой четверти ХVI в., в котором выразились официальные политические воззрения складывающегося Русского централизованного государства. Легенда о происхождении русских князей от Августа Цезаря нашла широкое применение в политической практике, ибо служила целям укрепления централизации государства и поднятия престижа великого князя». См.: Дмитриева Р. П. Сказание о князьях владимирских. М.-Л., 1955, с. 123.
10. В издании: Kloster Alexander monastyr genannt (монастырь, называемый Александровский монастырь).
11. Во время пребывания Страленберга в России Александро-Невский монастырь (с 1917 г.-Александро-Невская лавра), заложенный Петром I в 1710 г. в честь победы Александра Невского над шведами (1240), имел иной вид, нежели теперь. Архитектор Д. Трезини предусматривал «создание комплекса монастырских строений, расположенных по замкнутому прямоугольному контуру с центральным собором, обращенным фасадом к Неве, и четырьмя церквами на углах, завершенными башнями и куполами». (Медерский Л., Пилявский В. Невский проспект. Л.-М., 1959, с. 10). Д. Трезини в 1717-1722 гг. построил Благовещенскую церковь с примыкающим к ней «Духовым» корпусом. Строительство главного собора, начатое в 1720 г. архитектором П. Швертфегером, не было завершено, здание в 1755 г. разобрали и на его месте в 1778-1790 гг. построили ныне существующий Троицкий собор (архитектор И. Е. Старов).
Текст воспроизведен по изданию: Записки капитана Филиппа Иоганна Страленберга об истории и географии Российской империи Петра Великого. Северо-восточная часть Европы и Азии. М.-Л. АН СССР. 1985
© текст - Савельева Е. А., Беспятых Ю. Н., Возгрин В. Е. 1985© сетевая версия - Strori. 2012
© OCR - Сирик В. 2012
© дизайн - Войтехович А. 2001
© АН СССР. 1985