Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

СОКРАТ

ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ

ΕΚΚΛΗΣΙΑΣΤΙΚΗ ΙΣΤΟΡΙΑ

Сократ, уроженец константинопольский, родился около 380 г., по профессии адвокат (σχολαστικος), написал «Церковную историю» (Εκκλησιαστικη ιστορια) в 7 книгах, служащую продолжением истории Евсевия и обнимающую время с 305 по 439 г.

Текст: Migne, Patrologiae cursus completus, series Graeca, т. LXVII, стр. 33-842. О Сократе, Созомене и Теодорите ср. А. Лебедев, Греческие церковные историки IV, V и VI веков, М., 1891.


КНИГА ПЕРВАЯ

8. О СОБОРЕ В НИКЕЕ ВИФИНСКОЙ И ОБ ИЗЛОЖЕННОМ ТАМ ИСПОВЕДАНИИ ВЕРЫ

...Уже и персидский епископ присутствовал на соборе и скифский не отсутствовал в общем хоре... 276

18. КАК ИМПЕРАТОР КОНСТАНТИН УНИЧТОЖИЛ ЭЛЛИНСКОЕ ИДОЛОПОКЛОНСТВО И ПОСТРОИЛ МНОГО! ЦЕРКВЕЙ В РАЗНЫХ МЕСТАХ

...Около этого же времени, несмотря на то, что варвары сарматы и готы 277 опустошали Римскую землю, заботливость императора о церквах нисколько не прерывалась: он относился с надлежащим вниманием к тому и другому: уповая на христианский трофей, он наголову разбил варваров, так что прекратил и дань, которая обыкновенно платилась варварам прежними царями, и сами варвары, пораженные неожиданностью победы, тогда впервые приняли христианскую веру, в которой находил спасение Константин...

19. КАКИМ ОБРАЗОМ ВО ВРЕМЕНА КОНСТАНТИНА ПРИНЯЛИ ХРИСТИАНСТВО ПЛЕМЕНА ВНУТРЕННЕЙ ИНДИИ

Далее следует упомянуть и о том, как во времена этого императора распространилось христианство. Ибо тогда начали веровать в Христа племена внутренней Индии и иберы...

20. КАКИМ ОБРАЗОМ ИБЕРЫ ПРИНЯЛИ ХРИСТИАНСТВО

Пора уже рассказать, как и иберы около того же времени приняли христианство. Одна женщина, ведшая честную и целомудренную жизнь, по воле божественного провидения попала в плен к иберам 278. Эти иберы [287] живут около Эвксинского Понта и являются выходцами от иберов испанских. Пленная женщина, находясь среди варваров, вела любомудрую жизнь: вместе с высоким подвигом целомудрия она предавалась строжайшему посту и постоянным молитвам. Видя это, варвары изумлялись странности ее поведения. Случилось так, что царский сын, еще младенец, тяжко заболел. По туземному обычаю царица стала посылать ребенка для лечения к другим женщинам, не знают ли они по опыту какого-либо средства против болезни. Когда же ребенок, обнесенный кормилицей, ни от одной женщины не получил облегчения, в конце концов его привели к пленнице. Последняя, в присутствии многих женщин, не применила никакого вещественного лекарства, так как и не знала его; взяв ребенка и положив его на сотканную из шерсти подстилку, она сказала простое слово: «Христос, исцеливший многих, исцелит это дитя». Когда она после этих слов помолилась и призвала бога, ребенок тотчас выздоровел и с тех пор чувствовал себя хорошо. Об этом распространилась молва между варварскими женщинами, дошла до самой царицы, и пленница сделалась известнее. Немного спустя заболела и сама царица и повелела призвать к себе пленницу. Когда же последняя по своей скромности отказалась, царица сама была принесена к ней. Пленница сделала то же, что и раньше с ребенком. Больная тотчас выздоровела и стала благодарить женщину. Она же сказала: «Это дело не мое, а Христа, который есть сын бога, сотворившего мир». Она увещевала призывать его и познать истинного бога. Царь иберский, изумившись скорому выздоровлению жены и узнав, кто ее исцелил, послал пленнице дары. Она сказала, что не нуждается в богатстве, ибо имеет богатство в благочестии и получит великий дар, если царь познает чтимого ею бога. С этими словами она отослала обратно дары, и царь принял к сердцу ее слово. На следующий день, когда он вышел на охоту, случилось следующее: туман и густой мрак разлился по вершинам гор и ущельям, где он охотился; охота стала невозможна и дорога непроходима. Придя в отчаяние, царь стал усердно призывать чтимых им богов, но безуспешно; наконец, он вспомнил бога пленницы и призвал его на помощь. Как только он помолился ему, произведенный туманом мрак рассеялся. Изумляясь случившемуся, царь с радостью возвратился домой и рассказал случившееся жене. Он тотчас пригласил пленницу и спросил, кто тот бог, которого она почитает. Пленница, явившись, сделала иберского царя проповедником Христа: ибо он, уверовав во Христа через благочестивую женщину, созвал всех подвластных ему иберов и, рассказав им об исцелении жены и ребенка, а также и о случившемся на охоте, убеждал почитать бога пленницы. Оба они сделались проповедниками Христа: царь - мужчинам, а жена его - женщинам. Узнав от пленницы вид существующих у римлян церквей, царь повелел построить молитвенный дом и приказал тотчас заготовить все нужное для постройки. Дом стал воздвигаться. Когда же стали поднимать колонны, то привлекающее жителей к вере божественное провидение устроило следующее. Одна из колонн оставалась недвижимой, и не находилось никакого орудия, которое могло бы сдвинуть ее; канаты рвались, машины ломались, и рабочие в отчаянии удалились. Тогда обнаружилась вера пленницы: ночью, когда никто не знал, она пришла на место и провела всю ночь в усердной молитве. По воле божией колонна выпрямилась и утвердилась в воздухе выше подножия, совсем не касаясь помоста. С наступлением дня царь, озабоченный, прибыл к месту постройки; вдруг он видит колонну, висящую над своим подножием; он сам поражается случившимся, поражаются и бывшие с ним. Немного спустя на их глазах колонна спускается и утверждается на своем подножии; при этом люди подняли громкий крик, провозглашали веру царя [288] истинной и прославляли бога пленницы. Тут они уверовали, с большим рвением стали поднимать остальные колонны, и недолго спустя дело было окончено. Затем было отправлено посольство к императору Константину: иберы предлагали ему жить на будущее время в мире с римлянами и получить епископа и священный клир, говоря, что они искренно веруют во Христа. Руфин 279 говорит, что он узнал об этом от Бакурия 280, который сначала был царьком иберов, затем, перейдя к римлянам, был поставлен таксиархом палестинского войска 281 и после этого в звании стратилата помогал императору Феодосию в войне против тиранна Максима 282. Таким-то образом и иберы приняли христианство во времена Константина.

КНИГА ВТОРАЯ

41. ...Последний [символ веры] был издан в Константинополе с дополнением. Именно, к нему прибавлено, чтобы о боге не употреблялись слова ουσια («сущность») и υποστασις («ипостась», «воплощение»). С этим символом тогда впервые согласился и Ульфила, епископ готский 283. В предыдущее время он признавал никейский символ, следуя Теофилу, который, будучи епископом готским, присутствовал на Никейском соборе и подписался...

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ

8. О НАХОДКЕ ВЫРЕЗАННОГО НА КАМНЕ ПРОРИЦАНИЯ ВО ВРЕМЯ РАЗРУШЕНИЯ СТЕНЫ ХАЛКЕДОНА ВСЛЕДСТВИЕ ГНЕВА ИМПЕРАТОРА ВАЛЕНТА

Император приказал разрушить стены города Халкедона, лежащего против Византия. Он поклялся сделать это, победив тирана, за то, что халкедонцы, став на сторону тирана, тяжко оскорбили его 284 и при его проходе заперли городские ворота. Итак, по приказанию императора стали разрушать стену и перевозить камни в константинопольские общественные бани, называвшиеся Константианскими 285. При этом на одном [289] камне найдено вырезанное прорицание 286, которое скрывалось издавна, а тогда открылось. Оно гласило, что когда у города будет в изобилии вода, тогда стена послужит для бани, а бесчисленные племена варваров, опустошив Римскую землю и натворив много бед, в конце концов погибнут и сами. Ради любознательности не мешает привести здесь и самое прорицание. «Но когда веселые нимфы устроят в городе влажный хоровод по разукрашенным венками улицам и печальная стена будет защитой бани, - тогда-то бесчисленные племена разнородные людей, дикие, свирепые, одетые грубой силой, перейдя во всеоружии поток прекрасно текущего Истра, опустошат и Скифскую страну и Мисийскую землю, но затем, вступив во Фракию с неистовыми надеждами, найдут там свою судьбу и кончину жизни».

Таково прорицание. С течением времени случилось, что построенный при Валенте водопровод доставил Константинополю изобильную воду; тогда же пришли в движение и варварские племена, как мы скажем после...

16. ...Константинополь, несмотря на то, что прокармливает бесчисленное множество жителей, всегда имеет в изобилии большинство жизненных продуктов, - с одной стороны, благодаря тому, что отовсюду имеет морем подвоз провианта, а с другой - что прилегающий к нему Эвксинский Понт в случае надобности доставляет ему в изобилии хлеб.

28. ...Фригийские племена кажутся более благоразумными, чем другие; фригийцы ведь даже редко клянутся. Скифы и фракийцы склонны к вспыльчивости, а племена, живущие к востоку, более поддаются страстям, тогда как племена пафлагонские и фригийские не имеют склонности ни к тому, ни к другому пороку...

31. О КОНЧИНЕ ВАЛЕНТИНИАНА

После этого император, вследствие нашествия савроматов на Римскую державу, пошел против них с огромной армией. Услышав об этой армии, варвары испугались и послали к императору посольство с просьбой заключить мир на прежних условиях. Когда послы вошли и показались неказистыми, император спросил, таковы ли все савроматы. Когда же послы ответили, что к нему пришли самые знатные из савроматов, Валентиниан пришел в ярость и громко вскричал, что на горе перешла к нему власть над римлянами, когда столь презренное варварское племя не довольствуется безопасным пребыванием на родине, а поднимает оружие, попирает римские границы и отваживается на войну. Он до такой степени напрягся при этом крике, что все его жилы открылись и все артерии лопнули. Таким образом он умер от кровотечения в крепостце, называемой Бергитионом 287, после консульства Грациана в третий раз и Эквиция... 288.

33. КАК ГОТЫ ПРИ ВАЛЕНТЕ ПРИНЯЛИ ХРИСТИАНСТВО 289

Жившие за Истром варвары, называемые готами, подняв междоусобную войну, разделились на две части, из коих одной [290] предводительствовал Фритигерн, а другой Атанарих. Когда Атанарих оказался сильнее, Фритигерн обратился к римлянам и призвал их на помощь против своего соперника. Это дошло до сведения императора Валента, и он приказал расположенным во Фракии войскам помочь варварам в их походе против варваров. Они одержали над Атанарихом победу за Истром и обратили врагов в бегство. Это послужило поводом к принятию христианства многими варварами. Ибо Фритигерн в знак благодарности за оказанную услугу принял веру императора и склонил к тому же подвластных ему варваров. Поэтому-то и доселе большинство готов придерживается арианства, приняв его тогда ради императора. Тогда же и Ульфила, епископ готский, изобрел готскую азбуку и, переведя на готский язык священное писание, подготовил варваров к изучению божественных глаголов. Когда же Ульфила научил христианской вере не только подвластных Фритигерну, но и подвластных Атанариху варваров, то Атанарих, считая это искажением религии предков, подверг наказаниям многих принявших христианство, так что державшиеся арианства варвары сделались тогда мучениками. Но Арий, не будучи в состоянии опровергнуть мнения либийца Сабеллия, отпал от истинной веры, признав сына божия новым богом, а варвары, приняв христианство в простоте души, презрели земную жизнь ради веры во Христа. Вот что мы можем сказать о готах-христианах.

34. КАК ГОТЫ, ПОБЕЖДЕННЫЕ ДРУГИМИ ВАРВАРАМИ, ПЕРЕБЕЖАЛИ В РИМСКУЮ ОБЛАСТЬ И БЫЛИ ПРИНЯТЫ ИМПЕРАТОРОМ, ЧТО ПОСЛУЖИЛО ПРИЧИНОЙ ГИБЕЛИ РИМСКОЙ ДЕРЖАВЫ И САМОГО ИМПЕРАТОРА

Немного спустя, варвары, заключив между собой дружбу, снова подверглись нападению со стороны других соседних варваров, так называемых уннов; будучи изгнаны из своей страны, они перебежали на римскую землю, обещая служить императору и исполнять все то, что повелит римский император. Это доходит до сведения Валента; ничего не предвидя, он приказывает оказать милость умоляющим, в этом одном выказав себя сострадательным. Он назначает им для поселения части Фракии, видя в этом свое величайшее счастье; он полагал, что приобрел готовое и благоустроенное войско против варваров, так как надеялся, что варвары будут более страшными охранителями границ, чем римляне, и поэтому впоследствии не заботился об увеличении римского войска. На старых воинов, храбро сражавшихся в войнах, он не обращал внимания, а собранных из провинций по деревням солдат осыпал серебром, приказав требовать от плательщиков по восьмидесяти золотых на каждого солдата, хотя раньше не облегчил им взносов. Это послужило началом тогдашнего, хотя и непродолжительного, печального положения Римской державы.

35. КАК ИМПЕРАТОР, ОЗАБОЧЕННЫЙ ВОЙНОЮ С ГОТАМИ, ОТЛОЖИЛ ВОЙНУ ПРОТИВ ХРИСТИАН

Занявшие Фракию варвары, свободно владея Римской землей, не сумели воспользоваться своим счастием, но пошли против своих благодетелей и опустошили всю Фракию. Когда это обстоятельство дошло до сведения Валента, он перестал отправлять в изгнание приверженцев учения об единосущии. Встревоженный известием, он тотчас прибыл из Антиохии в Константинополь, и поэтому тамошняя война с христианами прекратилась. [291]

38. КАК ИМПЕРАТОР, ВОЗВРАТИВШИСЬ В КОНСТАНТИНОПОЛЬ И ВСТРЕТИВ НЕДОВОЛЬСТВО НАРОДА ИЗ-ЗА ГОТОВ, ВЫСТУПИЛ ИЗ ГОРОДА ПРОТИВ ВАРВАРОВ И, СРАЗИВШИСЬ С НИМИ ПОД АДРИАНОПОЛЕМ В МАКЕДОНИИ, БЫЛ УБИТ ИМИ, ПРОЖИВ ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ И ПРОБЫВ НА ПРЕСТОЛЕ ШЕСТНАДЦАТЬ ЛЕТ

Император Валент, прибыв в Константинополь тридцатого мая в шестое свое консульство и второе консульство Валентиниана Младшего, застал народ в большом унынии. Варвары, прошедшие всю Фракию, опустошали уже предместья Константинополя, между тем как войска, которое могло бы противостать им, вовсе не было. Когда же варвары стали пробовать подступать уже к самым стенам, весь город пришел от этого в негодование; против императора поднялся ропот, что он сам привел этих врагов и не выступает против них немедленно, а нарочно затягивает войну с варварами. Во время конских ристаний все по уговору подняли крик против императора, что он не заботится о государстве. Все громко кричали: «Дай оружие, и мы сами пойдем воевать!» Император был разгневан этими криками и одиннадцатого июня выступил в походу пригрозив, что если он возвратится, то накажет жителей Константинополя за нанесенное тогда оскорбление и за то, что они уже раньше сочувствовали тирании Прокопия. Сказав, что он превратит город в пустыню и распашет плугом, он двинулся против варваров, отбросил их далеко от города и гнал до фракийского города Адрианополя, лежащего на границе Македонии. Сразившись там с варварами, он погиб девятого августа в то же консульство. Это был четвертый год двести восемьдесят девятой Олимпиады 290. Одни говорят, что он погиб в огне, бежав в одну деревню, которую сожгли налетевшие варвары; другие передают, что он, переменив царское одеяние, бросился в средину пехотного отряда и затем, так как всадники изменили и не приняли участия в битве, весь этот отряд был окружен и перебит в стычке. Тут, говорят, павший император остался неузнанным, так как на нем не было царского одеяния, которое показало бы, кто он.

КНИГА ПЯТАЯ

10. ...По воле божественного провидения, около этого же времени подчинились ему [т. е. императору Феодосию] варварские племена. В числе их изъявил покорность вместе со своими подвластными и готский предводитель Атанарих 291, который, впрочем, вскоре окончил свою жизнь в Константинополе...

23. ...Учение их [т. е. псатириан] принял и готский епископ Селена, муж смешанного происхождения: по отцу он был гот, а по матери фригиец, и поэтому свободно учил в церкви на обоих языках. Немного спустя у них произошел раскол вследствие ссоры Марина с Агапием, которого сам он возвел на епископскую кафедру в Эфесе. Они враждовали друг с другом не из-за религиозных убеждений, а вследствие мелочного самолюбия, из-за первенства, причем готы стали на сторону Агапия. Поэтому многие из подчиненных им клириков, возненавидев порожденную тщеславием вражду их, отстали от них и присоединились к вере в единосущность 292. [292]

25. ...При выступлении Феодосия на войну против Евгения за ним последовали весьма многие из живших за Петром варваров, желая помочь ему против тирана...

КНИГА ШЕСТАЯ

В главе 6 автор рассказывает о тирании гота Гайны, о волнении, которое он вызвал в Константинополе, и о его убийстве.

12. КАК ЭПИФАНИЙ, ПРИБЫВ В КОНСТАНТИНОПОЛЬ, ИЗ УГОЖДЕНИЯ ТЕОФИЛУ СОВЕРШАЛ СЛУЖЕНИЯ И РУКОПОЛОЖЕНИЯ БЕЗ ПОЗВОЛЕНИЯ ИОАННА

Немного спустя 293 снова прибыл с Кипра в Константинополь епископ Эпифаний под влиянием советов Теофила, привезя с собой предложение об уничтожении сочинений Оригена, в котором он не объявлял самого Оригена лишенным общения, а только осуждал его сочинения. Причалив к месту мучения святого Иоанна, отстоявшему на семь миль от города, и выйдя из корабля, он совершил служение, рукоположил диакона и затем вступил в город. Из угождения Теофилу он уклонился от приглашения Иоанна 294 и остановился в частном доме. Созвав бывших в городе епископов, он прочитал предложение об уничтожении сочинений Оригена, причем ничего не мог сказать против них, кроме того, что ему и Теофилу казалось необходимым их устранить. Некоторые из уважения к Эпифанию подписали это предложение, но многие отказались сделать это, в том числе и скифский епископ Теотим, который ответил Эпифанию так: «Я, Эпифаний, не желаю оскорблять того, кто давно уже почил прекрасной смертью, и не смею совершить соблазнительное дело, выбрасывая то, чего не отвергли предки». Прибавив к этому, что в сочинениях Оригена не заключается дурного учения, и принеся оригенову книгу, он прочитал ее и показал принятые церковью мнения, а после этого прибавил: «Подвергшие это порицанию не заметили, что они порицают то, о чем написаны эти книги». Так ответил Эпифанию славный благочестием и чистотой жизни Теотим 295.


Комментарии

276. Ср. Eus., V. Const., III, 7, 1.

277. «Вместо готов Евсевий, de vita Const., IV, 5, называет скифов. Действительно, греческие писатели обыкновенно называют Σκυθαι, тех, кого латинские называют готами. Затем готы были побеждены римским войском в земле сарматов 20-го апреля, при консулах Пакатиане и Гилариане, т. е. в 332 г. н. э., как говорит Valesius к данному месту» (Migne).

278. Это святая Нина, просветительница Грузии (Иберии). Тогдашний царь иберский носил имя Мириана. О христианстве в Иберии ср. Макарий, История христианства в России до равноапостольного князя Владимира, изд. 2, Спб., 1868, стр. 125 сл.

279. Тираний Руфин (345-410 н. э.) написал церковную историю, о нем см. Bardenhewer, Petr., Freib., 1894, стр. 424.

280. О Бактрии см. RE, II, 2724. [Amm. Marc., XXXI, 12, 16; у Зосима (IV, 5, 3) он ошибочно назван армянином].

281. «В этом месте Сократ не последовал смыслу Руфина. Ибо Руфин пишет, что Бакурий, когда рассказывал ему это, был начальником палестинской военной границы. Сократ, как кажется, прочел у Руфина Palaestini militis ducem» (Valesius).

282. «Здесь также Сократ ошибся. Ибо Бакурий сражался за Феодосия не в войне против Максима, но в войне против Евгения, как свидетельствуют Руфин, XI, 33 и Зосим, IV» (Valesius).

283. Этот собор был в 360 г. Ср. об этом Беликов, Христианство у готов, стр. 59.

284. Ср. Amm. Marc., XXVI, 8: «Со стен Халкедона на него сыпалась брань и его дерзновенно называли Сабаярием. Сабая же - перегонный напиток из ячменя или жита, питье бедняков в Иллирике» [откуда происходил Валент]. Тиран, который тут упоминается, - Прокопий [провозглашен императором в 365 г.].

285. «Об этих Константианских термах говорит также Созомен, VIII, 22. Были же они в десятом районе Константинополя, как указывает древнее описание этого города. Аммиан Марцеллин также пишет в XXXI книге, что около Константинополя Валентом была выстроена баня из камней халкедонских стен. Но Кедрен и Зонара пишут, что из этих камней была выстроена не баня, а водопровод. Тут нет противоречия. Ведь для бани необходим водопровод. Во всяком случае это было замечательное сооружение, о котором вспоминал Фемистий в своей «десятилетней» речи к Валенту и Григорий Назианзин. Or. 25... Затем у Сократа лучше было бы читать Καρωσιαναι нежели Κωνσταντιαναι. Ведь Константианские термы, как показывает самое имя, воздвигнуты императором Констанцием. Каросианские же действительно закончены Валентом и открыты после консульства Грациана в третий раз и Эквиция, когда префектом города Константинополя был Виндатоний Магн, как пишет Идаций в Fasti и автор Chronicum Alexandrinum. Они были так названы в честь Каросии, дочери Валента, как свидетельствует Созомен, и были в седьмом районе города, как показывает «Описание города Константинополя» (Valesius).

286. О том же прорицании упоминает Аммиан Марцеллин в начале XXXI книги (у него стихи во многом отличаются от сократовых), Кедрен, стр. 310-13 и другие. Ср. H. Hendess, Oracula Graeca etc, Halae Sax., 1877, № . 169.

287. Prigetio, о котором см. Patsch, RE, III, 847.

288. В 375 г. н. э. См. Schiller, Gesch. d. Rom. Kaiserzeit, II, стр. 388.

289. Ср. Беликов, Христианство у готов, стр. 56 сл.

290. Это - 378 г. н. э.

291. «Атанарих, король готов, прибыл в Константинополь при консулах Эвхерии и Эвагрии И января. В том же месяце 25 января, как написано в Fasti Идация и в Chronicum Марцеллина, Атанарих умер в следующем же году, т. е. 382, при консулах Антонии и Сиагрии. Все племя готов сдалось Феодосию 3 октября, как передает тот же Идаций» (Valesius).

292. Это относится к 394 г. Ср. Soz., VII, 17.

293. Это произошло в 402 г.

294. Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Ср., что об этом рассказывает Созомен, VIII, 14.

295. [Ср. о Теотиме Soz., VII, 26].

(пер. В. В. Латышева)
Текст воспроизведен по изданию: Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Часть первая. Греческие писатели // Вестник древней истории, № 3. 1948

© текст - Латышев В. В. 1948
© сетевая версия - Strori. 2022
© OCR - Иванов А. 2022
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ВДИ. 1948