Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

500casino

500casino

500casinonews.com

МУХАММЕД ШЕБАНГАРАИ

СОБРАНИЕ ГЕНЕАЛОГИЙ

МАДЖМА' АЛ-АНСАБ

НОВОЕ ИЗВЕСТИЕ О СРЕДНЕВЕКОВЫХ ТЮРКАХ

Среди наследия восточной историографии эпохи феодализма имеется немало замечательных памятников, содержащих ценные сведения по исторической этнографии. Интереснейшие описания обитателей семи поясов земли, быта, нравов и обычаев различных племен и народов имеются в сочинениях историков и географов классической школы халифата. В первую очередь из них следует назвать приобретшие всемирную известность труды Ибн Хордадбеха, Кудамы Ибн Джафара, Йакуби, Ибн Хаукаля, Истахри, Мас’уди, Мукаддаси и других средневековых ученых-энциклопедистов. Историко-географические произведения этих авторов давно уже привлекли внимание исследователей истории тюркоязычных народов Азии и Европы. Еще более важное значение в данном аспекте имеют сочинения Джахиза, Ибн ал-Факиха, Абу Дулафа, Ибн Хассула, Марвази, Ауфи, Шюкруллаха. Рассказы этих традиционалистов, путешественников и историков о тюрках не раз комментировались и переводились на современные восточные и европейские языки (см. 1; 2; 3; 4; 5; 15; 18; 21).

Однако не все еще средневековые «мусульманские» известия о тюркоязычных племенах введены в научный оборот. До сих пор остается, например, неизвестной специальная глава о тюрках из «Маджма’ ал-ансаб» («Собрание генеалогий») Мухаммада Шабангараи 1. Основной целью предлагаемой статьи является публикация этого интересного раздела, не бывшего еще предметом сравнительно-исторического исследования.

Биографические сведения об авторе «Собрания генеалогий» предельно скупы. Мухаммад Ибн Али Ибн ан-шейх Мухаммад Ибн Хусейн Ибн Абу Бекр Шабангараи, судя по предисловию к «Маджма’ ал ансаб», родился около 1293 или 1294 г. Шабангараи отмечает, что когда он приступил к написанию своего исторического труда в 1332-1333 гг., то ему исполнилось уже сорок лет [8, стр. 227, 228]. Мухаммада Шабангараи был родом из курдов, проживавших на территории современного Ирана [19, стр. 19]. В средние века под названием шабангаре было известно одно из курдских племенных объединений, а также вышедшая из их среды феодальная династия [22, стр. XV; стр. 207; 23, стр. 2, 3]. [21]

Мухаммад Шабангараи был поэтом, литератором, а также историком [19, стр. 10]. Гийас-ад-Дин Файруменди, продолжатель «Собрания генеалогий», утверждает, что Шабангараи отличался эрудицией ученого и талантом поэта; он написал несколько поэм и стяжал себе славу «соловья цветника изящества и красноречия» [8, стр. 227, 228]. Автору «Маджма’ ал-ансаб» некоторое время покровительствовал Гийас-ад-Дин Ибн Мухаммад, сын знаменитого историка и государственного деятеля при Ильханах — Рашид-ад-Дина Фазуллаха [19, стр. 18, 19]. Мухаммад Шабангараи, по утверждению К. Э. Босфорса, скончался в 1358 г. [19, стр. 19; 20, сто. 11].

Работу над «Собранием генеалогий» Шабангараи начал в 1332-1333 гг. и закончил, свой труд в первой редакции в 1335-1336 гг. Сочинение было посвящено правителю из монгольской династии Ильханов Абу Са’иду Бохадур-хану [8, стр. 227, 228; 19, стр. 18]. Однако это произведение безвозвратно пропало после смерти Абу Са'ида в 1336 г. Тогда Мухаммад Шабангараи принял смелое решение восстановить свое погибшее сочинение. Результатом кропотливого труда явилась вторая редакция, оконченная автором в 1337 — 1338 гг. [19, стр. 19; 8, стр. 222, 223, 238]. Благодаря счастливой случайности, подлинный автограф «Маджма’ ал-ансаб» дошел до нас и хранится ныне в Ленинградском отделении Института народов Азии 2. Описание этой рукописи дано в специальных статьях А. М. Мугинова и Н. Д. Миклухо-Маклая [8, 7]. Данный список-автограф и положен нами в основу настоящей публикации.

Сочинение Мухаммада Шабангараи представляет собой труд по всеобщей истории, начинающийся с изложения коранической легенды о сотворении мира. Распределение исторического материала в «Собрании генеалогий» подчинено традиционному в восточной феодальной историографии династическому принципу. В труде Шабангараи дается беглое описание событий от библейского Адама до мусульманского «пророка» Мухаммада. Затем автор излагает историю древнего Ирана, Греции и Рима. Дальнейшие разделы посвящены истории арабского халифата и средневековых династий Востока от Саффаридов до Хорезмшахов. Заключительные главы ленинградского списка «Маджма’ал-ансаб» написаны Гийас-ад-Дином Файруменди [8, стр. 229, 230].

Мухаммед Шабангараи, как правило, не называет источников, которыми он пользовался при написании своего труда. Ссылки на предшествующих авторов или их сочинения в «Маджма’ал-ансаб» крайне редки. В одном случае, например, Шабангараи упоминает широко известный исторический труд Ата Малика Джувейни, а в другом — так называемое «Наставление Себук-Тегина [см. подробнее 8, стр. 236; 19. стр. 20]. Шабангараи не указывает также, откуда он заимствовал свои сведения о тюркоязычных племенах. Однако при сравнительно-историческом подходе к «Маджма’ ал-ансаб» не трудно заметить сходство этого раздела со сведениями более ранних арабоязычных и ираноязычных авторов. Рассказы Шабангараи о средневековых тюрках прежде всего совпадают с соответствующими известиями Шараф аз-Замана Тахира Марвази (XII в.) 3 и его компилятора Мухаммада Ауфи (XIII в.) 4. Остается, однако, неизвестным, пользовался ли Шабангари текстом «Табаи ал-хайаван» Марвази или же «Джами’ ал-хекаят» Ауфи. Скорее всего, он использовал весьма популярное в послемонгольскую пору сочинение Ауфи. Но так или иначе публикуемое известие восходит к [22] произведению Марвази, представляющему выдающийся интерес для истории средневековых тюрок, в том числе огузо-туркменских племен. Рассказы автора «Маджма’ алансаб» о тюрках приобретают поэтому для нас весьма важное значение.

Шараф аз-Заман Тахир Марвази написал свой труд на основе различных источников. В числе использованных им историко-географических трудов было и сочинение Абу Абдаллаха Мухаммада ибн Ахмада Джайхани (X в.) 5. Повествуя о тюрках-кимаках, Марвази ссылается на книгу «ал-Масалик ва-л-мамалик» [13, стр. 32]. Под таким названием уже в историографии времен халифата были известны произведения нескольких авторов, среди которых значится и имя Джайхани [ср. 1, стр. 57]. Марвази, вероятно, использовал и трактат Джахиза (IX в.) — «Табаи ал-инсан ва-л-хайаван» 6.

Следует отметить, что к «Табаи ал-хайаван» Марвази восходят не только разделы о тюрках Мухаммада Шабангараи, но и более позднего автора — Шюкруллаха Ибн Шихаб ад-Дина Ахмеда [см. об этом 17, стр. 157-159]. В своем «Бахджат ат-таварих» Шюкруллах (XV в.) приводит рассказы о тюркских племенах, которые в некоторых случаях буквально совпадают с аналогичным текстом из «Маджма’ал-ансаб». Шюкруллах, по всей вероятности, пользовался в своей главе о тюркоязычных народах также известиями Шабангараи. Данное предположение подкрепляется тем обстоятельством, что в «Бахджат ат-таварих» имеются ссылки на «Таварих и маджма’ ал-ансаб». При этом в качестве автора упомянутого исторического труда назван Мухаммад Ибн Али Ибн Мухаммад [11, лл. 65, 73].

Рассматриваемый нами раздел о тюрках, принадлежащий перу Мухаммада Шабангараи, помещен в предисловии к «Собранию генеалогий». В своем историческом введении Шабангараи говорит о четырех элементах вселенной, семи климатах мира, божественном сотворении человека и основных расах людей. Публикуемое известие приведено в разделе, озаглавленном «Особенности тюркских народов» [9, л. 14а — 15а].


Особенности тюркских народов

Тюрки (состоят из) множества народов (аквам), бескрайнего (числа) видов, родов и бесчисленного (количества) племен (кабаил) 7. Одни из них обитают в пустынях (биябан) 8, другие — в степях, а (некоторые тюркские) народы проживают в городах. Крупным племенем (кабиле) из них является племя гуззов, которое известно (своей) многочисленностью. Они (гуззы) состоят из двенадцати племен (кабиле) — часть из них называют гуззами, а часть уйгурами. Туркмены (происходят) из племени (кабиле) уйгур 9. Династия Сельджуков, которые являются туркменами, происходит из этого народа (коум). Во времена [23] Чагры-Тегина 10 они (сельджуки) выступили против потомков султана Махмуда Сына Себук-Тегина и забрали у них царство 11.

Перейдем теперь (к) подробностям (об) этих двенадцати племенах.

Первая группа (фирке) из тюрок — их называют кун. (Они) вышли из страны X. Та 12, оставив центры своего (пребывания) 13 из-за недостатка пастбищных выгонов (для скота) 14.

Вторая группа (фирке) из тюрок — их называют каи. Численность их больше, чем (численность тюрок) предыдущей (группы) 15. Их (каи) удалили с (их) собственных пастбищ 16, (тогда они) напали на страну Сари вблизи земли печенегов (на) берегу Армянского моря 17.

Третья группа (фирке) из тюрк — их называют хирхизами. Они являются многочисленным народом (коум); их местожительство — между востоком и печенегами 18. Кимики (же обитают) к северу, а ягма и сарихи 19 — к западу от них (хирхизов). А обычаем знатных хирхизов было сжигание покойников. Слышал я, что (среди) хирхизов был человек из (числа) их простого народа, его звали Ма’нун 20.

В определенный день (года) люди собирались вокруг него, (при этом) присутствовали (также) певцы-музыканты, актеры и колдуны 21 я (все они) пили вино. В (самый) разгар их пира этот человек падал ниц (и начинал биться как бы в) припадке, а они спрашивали у него о том, что произойдет в этом году. (Он) сообщал им об обстоятельствах того года, недостатке и изобилии. Они (же) думали, что (все это) якобы правда.

Народ (коум) сарих 22. Они (сарихи) обитали на горе, а это Золотая гора 23. Они восстали против своего царя (и) ушли из страны Туркестан 24. Некоторые из них прибыли в страну ислама. Они состоят из [24] девяти народов (коум): трех (групп) дж. к. ли, трех (групп) хайтли,, одной (группы) б. дав, одной (группы) кукин и одной (группы) к. с. р. 25

Четвертая группа (фирке) из тюрок — это народ (коум) кимак; у них (кимаков) нет домов и селений. Они живут среди древесных чащ, лесов, рек и владеют (стадами) быков, коров, овец и баранов.

(Но) у них нет (своих собственных) верблюдов, и верблюды доставляются к ним из других земель 26. Они не обращаются к кому-либо (из купцов) с речью и не разговаривают (с ними при) купле и продаже (товаров). Купцы кладут свои товары, а они находят (их) и кладут напротив свои товары 27. Если владелец (товара) бывает доволен, (то берет товар купца и оставляет свой товар. Они являются огнепоклонниками и в год один-два дня держат пост. (Они) сжигают своих мертвецов, не плачут над покойниками (и) говорят: «Мы довольны (предопределенной) богом судьбой».

Поблизости от кимаков со стороны кыблы 28 (живет народ), называемый м. с. йа; 29 у них есть (свой) независимый (ни от кого) предводитель (раис); их местожительство (среди) лесов.

Пятая группа (фирке) из тюрок — это печенеги. Они являются народом (коум), который постоянно кочует по своей стране. (Они) идут туда, где выпадает много дождей. Их земля три дня пути (в длину) и три дня пути (в ширину). С севера от их области (лежит) земля х. фчаков 30, а с юго-запада — страны хазар и саклабов 31.

Они (печенеги) обладают имуществом (мал), достоянием (не мат) и богатством (сарват); (у них) много оружия, знамен и барабанов. Между печенегами и хазарами (расстояние) в десять дней пути, (На) всем (этом пути) — пустыни, древесные чащи, леса и нет проторенных дорог. (По этим местам) можно ездить, (ориентируясь) по звездам, с большим трудом.

Что (же) касается страны хазар, (то) она (пердставляет собой); обширную и протяженную область (вилает). С одной стороны (от) нее

большая гора; у конца той горы обитает два вида тюрок 32. Один (из [25] этих) народов (коум) называется тулас, а другой — киргиз 33. А эта гора соединяется с землею Та’лис 34. У них есть обычай, по которому когда! их царь (малик) садится верхом (на лошадь), то вместе с ним садится верхом десять тысяч всадников. Каждый (из этих) всадников имеет (при себе) гвоздь 35 длиною в два геза 36. В каждом месте, где (они) останавливаются, (они), вбивают эти гвозди в землю и вещают на них свое снаряжение (чизха) и щиты. (Таким образом), за (непродолжительное) время (они) возводят вокруг себя укрепление, и никто не может совершить на них внезапное ночное нападение.

Среди них же (тюрок) есть народ (коум), называемый бурдас. Эти бурдасы из (числа обитателей) городов хазар 37. Между ними (бурдасами) и хазарами (расстояние) в пятнадцать дней пути. Все (бурдасы) находятся в подчинении царя (малик) хазар. А между ними (бурдасами) и печенегами постоянная вражда. Они (бурдасы) состоят из двух групп (синф): одна группа (из них) хоронит (своих) покойников, а другая — сжигает (их). Большую часть деревьев, (растущих) в; их (стране), составляют халанджи 38. Их (бурдасов) страна (вилает) в семь дней пути (в длину) и семь дней пути (в ширину).

Шестая группа (фирке) из тюрок — это народ (коум), называемый м. х. р. Ка 39. У них много областей (общей площадью) сто фарсахов на сто фарсахов. Правителя (эмир) их называют кида 40. Они (живут) в. шатрах и кочуют вместе со своим скотом. Их земля простирается до Румского моря. Местопребывание (этого) народа 41 (коум) на берегах двух рек. Одна из них называется В. ф а 42, а другая — Атил 43. (Последняя река) больше Джейхуна (Аму-Дарьи) 44. Между ними, саклабами и русами, — постоянные войны 45. Они всегда одерживают победы над эти ми (двумя) народами (джема’ат), берут их (людей) в плен, (обращают) в рабство, доставляют в Рум и продают».

Далее в «Маджма’ал-ансаб» повествуется о славянах, русах, волжских булгарах и сопредельных с ними народах. Мухаммад Шабангараи сообщает, например, что Булгария находится на расстоянии пяти [26] месяцев езды от Хорезма. В этой стране имеется два крупных города, один из которых называется Булгар, а второй — Сувар. Все булгары являются мусульманами и ведут «священную» войну против своих соседей язычников и т. д.

Некоторый интерес для истории тюркоязычных народов средневековья представляет также имеющееся в «Собрании генеалогий» описание обитателей крайних пределов страны Туркестан [9, л. 17 а]. Шабангараи пишет, что между Уджем и Кашгаром тянется полоса лесов и «степей. Здесь, в глухих уголках пустынь, водятся дикие верблюды. Жители этих мест выделяются своими «варварскими» нравами и обычаями. Особой «дикостью» отличаются обитатели лесов и речных долин, основное занятие которых составляет охота и рыбная ловля. Они носят одежду из звериных шкур и ездят в деревянных лодках. Непременными спутниками их повседневной жизни являются войны и грабежи. Они постоянно совершают набеги на соседние с ними племена киргизов. Попавших в плен они не обращают в рабов, а заживо сжигают на костре. Рассматриваемый отрывок из «Маджма’ ал-ансаб» также восходит к главе о тюрках Шараф аз-Замана Тахира Марвази [13, стр. 19].

Публикуемое известие Мухаммада Шабангараи представляет значительный интерес для исследования средневековых текстов о тюрках в сравнительно-историческом аспекте. При сопоставлении рассматриваемых сведений с рассказами Марвази, Ауфи и Шюкруллаха выявляется ряд новых деталей. Большого внимания заслуживает повествование автора «Маджма ал-ансаб» о происхождении туркмен, их этнических связях с уйгурами. Приведенное сообщение Мухаммада Шабангараи имеет важное значение для историко-этнографического изучения средневековых тюркоязычных племен и народов Средней Азии, Казахстана и Восточной Европы.

*** [27] ***

Институт истории археологии и этнографии АН Туркменской ССР

Поступило 12 декабря 1964 г.


Комментарии

1. Полное название сочинения, по К. Э. Босфорсу, — «Маджама’ ал-ансаб фи-т-таварих» (см. 19, стр. 19; 20, стр. 11).

2. Рукопись-автограф труда Шабангараи хранится в ЛОИНА под шифром С-372 Относительно других списков «Собрания генеалогий» см. 8, стр. 220, 221; 19, стр. 19, 20. Одна из рукописей этого сочинения имеется в АН Тадж. ССР, в Душанбе (6, № 1788).

3. См. подробнее об этом авторе и его сочинении в работе В. Ф. Минорского [13].

4. Об этом авторе и его сочинении имеется специальное исследование [см. 14].

5. Подробнее в работе В. Ф. Минорского [см. 13].

6. На этот трактат Джахиза ссылается Мухаммад Ауфи [10, л. 314 б].

7. Мухаммад Шабангараи, как и другие средневековые авторы, употребляет выражение «коум», «фирка», «кабиле» без определенной строгой системы. Перевод этих терминов условный и поэтому в каждом случае в скобках приводится их текстовой эквивалент.

8. Объяснение слова «биябан» приведено в «Худуд ал-алам». Согласно данному источнику, этим термином обозначается местность, покрытая барханными песками и солончаками, где нет гор, проточных вод и возделанных земель [25, стр. 53].

9. В средневековых источниках имеются и другие данные о этнических связях туркмен с уйгурами. Садик Исфахани (XVI в.) сообщает, что «уйгуры — это племя тюрок или туркмен». Страна уйгур, пишет он, весьма обширна: в ней расположены Бешбалык, Халух, Чигиль, Фараб и прочие местности и города [130, стр. 10]. В этом отношении заслуживает внимания и утверждение Ю. Клапрота о том, что, по словам одного из путешественников XVI в., уйгуры назывались также туркменами [29, стр. 11].

10. Очевидно, речь идет о Дауде Чагры-беке — одном из предводителей туркмен-сельджуков XI в. В тексте сочинения Марвази имя Чагры-Тегина отсутствует. Однако оно упоминается и в «Джами’ ал-хекаят» Ауфи [10, л. 407 б].

11. Имеются в виду правители из династии Газневидов: султан Махмуд (998-1030) И его преемник Мас’уд (1031-1041).

12. Так названа эта страна и в сочинении Шюкруллаха [11, л. 56 б; 16, стр. 105; 1, стр. 168]. Однако в труде Марвази она именуется К. тай [подробнее см. 13, стр. 103].

13. В «Бахджат ат-таварих» сказано иначе: «Первое племя (тюрок) — это гузы; их также называют кун» [11, л. 56 б; 16, стр. 105; 17, стр. 168]. Согласно Марвази, куны исповедовали христианство несторианского толка; они ушли из Китая из-за вражды с Кита-ханом [13, стр. 18].

14. В персидском оригинале употреблен термин «алаф-хар». Слово «алаф», означающее «трава», «корм», в некоторых средневековых толковых словарях выступает также в значении: «солома, даваемая верблюдам» [12, л. 9 6]. Термин алаф-хар», по-видимому, является синонимом слова «гийах-хар» [ср. 27, стр. 256].

15. В сочинении Шюкруллаха говорится, что каи по своей численности превосходили гузов [11, л. 56 б; стр. 106; 17, стр. 170].

16. Согласно Марвази, каи, будучи сильнее и многочисленнее кунов, вытеснили последних с их пастбищ [13, стр. 18, 30].

17. Под этим названием подразумевается Черное море [см. 13, стр. 102].

18. В «Табаи ал-хайаван» и «Джами’ ал-хекаят»: Между летним востоком и севером [13, стр. 18; 10, л. 407 б]. В сочинении же Шюкруллаха говорится, что земли хирхизов (киргизов) расположены между страной печенегов и кимаков [11, л. 57 а; 16, стр. 106; 17, стр. 172]

19. Также по Ауфи [10, л. 407 б]; у Марвази упоминаются ягма и харлухи [13, стр. 18].

20. По Шюкруллаху, тоже Ма’нун [17, стр. 172], а по Марвази: Ф. гинун [13, стр. 18].

21. В персидском тексте «асхаб-и-манахи», что буквально означает: «приверженцы запретных греховных деяний».

22. По Марвази: харлух (карлук), а по Ауфи и Шюкруллаху, также сарих [13 стр, 19; 10, л. 408 а; 11, л. 67 а; 16, стр. 106; 17, стр. 174].

23. В «Табаи ал-хайаван» эта гора именуется Тунис>Тулис [13, стр. 19]. М. Ф. Минорский отождествляет ее с Алтаем [26, стр. 196, 283; 13, стр. 106]. По Ауфи и Шюкруллаху: Йу н. с [10, л. 408 а; 11, л. 57 б; 16, стр. 106; 17, стр. 174].

24. Согласно Марвази и Ауфи, харлухи восстали против своих господ — токузгузов [13, стр. 19; 10, л. 408 а]. Марвази при этом отмечает» что они ушли в страну тюргешей [13, стр. 19, 31].

25. По «Табаи’ ал-хайван»: дж. к. л., б. г. с. к. л., кук. р. кин, тухси [13 стр. 19, 31], по «Джами ал-хекаят»: дж. к л, х. с. к. у, н. да, куалин, т. х. с. н, [10, л: 408 а], а по «Бахджат ат-таварих»: ч. г. л. и, х. т. ли, б. дав, кунин, к. м. ш. кин [16, стр. 106, 17 стр. 174]. В Ленинградской рукописи сочинения Шюкруллаха эти названия даны со следующими огласовками: чагили, хатили, бадау, кукин, кумжикан [11, л. 57 б]. Попытки отождествить эти названия с соответствующими-тюркоязычными племенами и народами средневековья сделаны в работах В. Ф. Минорского и О. Притцака [см. 13, 26, 27, 28].

26. Марвази говорит, что верблюды в их стране не живут больше года [13, стр. 201].

27. Судя по «Табаи ал-хайаван» и «Джами’ ал-хекаят» в действительности речь идет о торговле кимаков с соседними племенами, у которых был развит культ огня. Марвази и Ауфи отмечают, что они состояли из трех племен и обитал» «по правую сторону» от страны кимаков [13, стр. 20; 10, л 408 а].

28. Кыбла — сторона, куда обращаются мусульмане во время молитвы. В использованной нами рукописи сочинения Ауфи: «Поблизости от кимаков со стороны К. та (обитает) народ, называемый м. с. р. йа» [10, л. 408 а];

29. Также по Ауфи и Шюкруллаху, но по Маввази: б. сри [13, стр. 20].

30. По Марвази тоже хфчак, а по Ауфи и Шюкруллаху: кфчак [13, стр. 20; 10, л. 408 а; 11, л. 57 б; 16, стр. 107, 17 стр. 178].

31. В «Табаи ал-хайаван» сказано иначе: с севера — страна хфчаков (кипчаков), с юго-запада — страна хазар, с востока — страна, гузов, а с запада — страна саклабов (славян) [см. 13, стр. 20, 21].

32. В «Бахджат ат-таварих»: «Между печенегами и хазарами есть область (вилает} обширная и протяженная. С одной стороны (от этой области) — большая гора и в пустыне той области обитает два вида тюрок» [11, л. 58 а; 16, стр. 107; 17, стр. 178], В данном случае текст Шабангараи более правилен, чем у Шюкруллаха (ср. у Марвази, 13, стр. 12). В связи е этим можно предположить, что выражение «в пустыне той области» является позднейшей интерполяцией. Появление ее, вероятно, основано на неверном чтении слова «биябан» («пустыня») вместо «бе пайан» («в конце»).

33. Марвази: тулас и л. у’ р>огуз [13, стр. 21]; Ауфи: тулас и кр. г. р [10, л. 409 а]; Шюкруллах: тулас и гузз [11, л. 58 б], тулас и к. р. г. р. е [16, стр. 107], тулас и г. р > гузз [17, стр. 178].

34. Марвази: Т. ф. лис [13, стр. 21]; Ауфи: Т. л. гис [10, л. 4096]; Шюкруллах: Т. г. лис [11, л. 58 б]; Т. ф. лис [16, стр. 107; 17, стр. 178],

35. По Марвази, каждый из этих всадников везет с собой двадцать кольев из тамарска, длиною в два локтя [13, стр. 21, 33]; в «Бахджат ат-таварих» же говорится, о «железных гвоздях» [11, л. 58 б; 16, стр. 107; 17, стр. 178].

36. Гез — мера длины; современный гез равен приблизительно трем футам.

37. Марвази: «Страна бурдасов (является частью) страны хазар» [13, стр. 21, 33]. Г. Хазаи следующим образом переводит аналогичную фразу из «Бахджат ат-таварих»: Ces Burdas etaient venus des villes Hazar [17, стр. 161].

38. Халандж — порода дерева; по мнению некоторых ученых-востоковедов, под: этим названием подразумевается береза [26, 27].

39. В том же написании данный этноним приведен у Ауфи и Шюкруллаха [10, л. 409 а; 11, л. 59 а; 16, стр. 108; 17, стр. 181]. Однако в сочинении Марвази этот народ: (или же племя) назван: маджгарийа [13, стр. 22]. Речь, вероятно, идет о предках, современных венгров [ср. 26, стр. 465].

40. Марвази: к. н. да [13, стр. 22]. Шюкруллах: акида [11, л. 59 а], кид [16, стр. 108] кира > к. н. да [17, стр. 182, 187].

41. В «Бахджат ат-таварих» этот народ именуется также «теракиме-и м. х. р. ка».. Слово «теракиме», на наш взгляд, следует в данном случае переводить как «кочевники», а не как «туркмены» [ср. 17, стр. 161].

42. Марвази: Руна > Дуна [13, стр. 22]; Шюкруллах: Вафа [11, л.59 а], В. фа; [16, стр. 108; 17, стр. 182].

43. Волга.

44. По Марвази, обе эти реки впадают в Румское море [13, стр. 22].

45. Марвази: Они побеждают саклабов и русов, которые являются их соседями [13, стр. 22].

(пер. С. Г. Агаджанова)
Текст воспроизведен по изданию: Новое известие о средневековых тюрках // Известия АН ТуркмССР. Серия общественных наук, № 6. 1965

© текст - Агаджанов С. Г. 1965
© сетевая версия - Тhietmar. 2013
© ОCR - Станкевич К. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001
© АН ТуркмССР. 1965

500casino

500casino

500casinonews.com