Комментарии

1426. В синод. пер.: «гора Божия – гора Васанская».

1427. В синод. пер.: «на скошенный луг».

1428. В синод. пер.: «в дыму».

1429. Pseudo-Augustinus. Sermo 220 // Augustini Opera. Т. V. Appendix. Col. 363. Ed. Mauritius, 1731.

1430. В синод. пер.: «ветвь».

1431. Издано в: Kehrein. «Lat. Sequenzen des Mittelalters». № 226 etc.

1432. См. прим. 990.

1433. См. прим. 230.

1434. См.: Petrus Comestor. Historia scolastica. Exod. Cap. 34.

1435. В синод. пер. такое уточнение отсутствует.

1436. В синод. пер. слову «модий» (лат. modium) соответствует слово «мера».

1437. В 1235 г.

1438. В 1242 г.

1439. В синод. пер.: «Его».

1440. Эти слова принадлежат блаженному Иерониму (Praefatio in Iob).

1441. В 1245 г., см. прим. 132.

1442. В 1246 г.

1443. В 1247 г.

1444. В 1247 г.

1445. В 1248 г.

1446. Эти слова Григория Великого приводятся в: Dialogus creaturarum. Сар. 53. См.: Graesse Th. Fabelbuecher des Mittelalters. Ed. cit. P. 196. В сочинениях Григория не найдены.

1447. В провинции Салерно.

1448. В 1246 г.

1449. См. прим. 832.

1450. Логофет – слово греческого происхождения (λογοθετης), обозначало высший чин в государственном аппарате Византии.

1451. В 1249 г.

1452. Власть Паллавичини укрепилась и расширилась лишь после смерти императора.

1453. Это – из буллы Иннокентия IV о низложении.

1454. Эта хроника не сохранилась.

1455. Договор об этом был заключен в июле 1263 г. См.: Annales Placentini Gib. P. 514; Annales Parmenses maiores. P. 678, где говорится, что эти деньги получил не сам Уберто, а его пармские друзья.

1456. Дворец в Соранье был захвачен пармцами в 1266 г. См.: Annales Parmenses maiores. P. 680.

1457. Он имел власть над Кремоной в 1249–1266 гг., над другими городами – в течение более короткого времени.

1458. Члены рода ди Соммо были на стороне Церкви, о чем свидетельствует архивная запись от 9 января 1270 г.

1459. В 1266 г.

1460. В 1268 г., примерно в феврале, замок был в руках маркиза. См.: Annales Placentini Gib. P. 535. По-видимому, он был разрушен кремонцами позже.

1461. Софии.

1462. 29 апреля 1269 г., когда маркиз Уберто составлял свое завещание, у него был один сын, Манфредино. См.: Annales Placentini Gib. P. 532.

1463. Как следует из завещания, он имел четырех дочерей – Марию, которая в 1269 г. была женой Гвидо ди Ромена, палатина Тосканы, а также Джованну, Маргариту и Изабеллу, которые в 1269 г. еще не были замужем. В некоторых других хрониках также упоминаются только три дочери – возможно, потому, что старшая была уже замужем, поскольку там было добавлено: «которых он оставил под присмотром господ Убертино и Висконте Паллавичини, своих племянников».

1464. Контаминация из стихов: 4 Цар 13, 14; 1 Мак 1, 6 и 1 Мак 6, 9.

1465. 13 декабря 1250 г.

1466. Фридрих II был погребен в Палермо; следовательно, Салимбене здесь сообщает неверные сведения.

1467. Смерть императора скрывали несколько дней и лишь 26 декабря о ней сообщили народу. Но уже 15 декабря Манфред объявил о ней жителям Палермо // Reg. Imp. V. № 4633.

1468. Салимбене здесь оговаривает Манфреда, который сам сообщил Конраду специальным письмом о смерти отца и попросил его, чтобы он прибыл в королевство. Reg. Imp. V. № 4634, 4636.

1469. Эритрейской.

1470. 22 ноября. Эту ошибочную дату Салимбене заимствовал из Liber de temporibus. Cap. 254.

1471. 13 декабря (истинная дата смерти Фридриха).

1472. Заимствовано из «Золотой легенды» Иакова Варагинского (гл. 4).

1473. Несомненно, в июле–августе 1244 г. и в мае 1245 г., когда император был в Пизе, где тогда жил Салимбене; возможно, также в Кремоне в начале мая 1247 г.

1474. В 1238 г.

1475. Ср. Деян 2, 4: «И начали говорить на иных языках». В тексте Салимбене, как и в латинском тексте Библии, используется прилагательное variis «разных, различных».

1476. Ср. русскую пословицу: «Ложка дегтя портит бочку меда».

1477. В синод. пер.: «Но один погрешивший...».

1478. Эти слова не принадлежат «какой-то Сивилле», а являются последними словами толкования Псевдо-Иоахима на Книгу пророка Иеремии (Сар. 51).

1479. В 1251 г.

1480. Изабеллы (Иоланты).

1481. В 1254 г.

1482. Бьянки.

1483. Карл I, брат Людовика IX, короля Франции.

1484. Точнее – Рудольф Габсбург.

1485. Латинизированный вариант имени. В русской историографической традиции принято: «Фридрих».

1486. Подобное рассказывает Геродот о египетском фараоне Псамметихе (II, 2).

1487. В 1228–1229 гг.

1488. Ср. также Иез 20, 6: «...землю, ... текущую молоком и медом, красу всех земель».

1489. В синод. пер. конец стиха выглядит следующим образом: «...так незаслуженное проклятие не сбудется».

1490. Мессинский пролив.

1491. Салимбене ошибочно (или сознательно?) заменяет первый компонент в известном выражении «Сцилла и Харибда» названием «Сирты» (два изобилующих мелями залива на северном побережье Африки между Карфагеном и Киреной, ныне заливы Сидра и Кабес).

1492. Двоюродного брата Салимбене по матери (сына брата матери Салимбене).

1493. В синод. пер. последнее слово отсутствует.

1494. В синод. пер. Сир 48, 11: «И мы жизнью поживем».

1495. В синод. пер. конец стиха звучит так: «...бедняка, умеющего ходить перед живущими».

1496. Заимствовано из: Petrus Comestor. Historia scolastica. Actuum. Cap. 91.

1497. De fide orthodoxa, IV, 29 // PG. XCIV. Col. 1219.

1498. Речь идет о несохранившейся хронике Салимбене, именуемой им «Двенадцать злодеяний Фридриха».

1499. Император бывал в Кремоне неоднократно: в 1248 г. – 18 февраля, в конце апреля, в начале и середине мая, в июне; в 1249 г. – в январе, феврале, марте.

1500. Имеются в виду актеры-гистрионы, или жонглеры.

1501. Ср. 1 Цар 25, 31: «... то не будет это сердцу господина моего огорчением и беспокойством».

1502. Это случилось в марте 1248 г. Ср.: Reg. Imp. V, 1. № 3672 с.

1503. В латинском языке и в вольгаре (народном говоре Италии) слов sbegna, sbegnoinus не существовало. Шутник хочет подчеркнуть неосведомленность императора в военном деле.

1504. Генрих VI, германский император (1191–1197).

1505. Констанция была дочерью не Вильгельма II, которому приходилась теткой по отцу, а короля Сицилии Рожера II (годы правления: 1130–1154).

1506. Годы понтификата Григория VII: 1073–1085 (в тексте Салимбене – ошибка).

1507. В ночь с 24 на 25 декабря 1075 г.

1508. 21 мая 1081 г.

1509. В 1084 г.

1510. Имеется в виду германский король Генрих IV (1056–1106), ставший в 1084 г. императором.

1511. Стихи заимствованы из: Donizo. Vita Mathildis. II. 216–250; 1023–1040. См. также прим. 213.

1512. В стихах речь идет о возведении Генрихом IV на папский престол антипапы Климента III (Виберто ди Парма, 1080–1100).

1513. Латеранский дворец – древнейшая папская резиденция в Риме; обширная городская усадьба рода Латеранов, доставшаяся в начале IV в. супруге римского императора Константина Великого Фаусте и пожалованная по ее желанию папе Сильвестру I (314–335), оставалась местопребыванием пап до пожара 1308 г.

1514. Речь идет о Сенеке, который был воспитателем Нерона.

1515. Симон Волхв – современник апостолов, основатель гностической секты симониан, или елениан (по имени его спутницы Елены).

1516. 10 августа 1106 г.

1517. Салимбене использует здесь игру слов clemens (по-латыни означает «кроткий, мягкосердечный, умеренный, сдержанный») и demens (по-латыни означает «безумный, глупый»).

1518. В 1084 г.

1519. Салимбене неточен: Роберт получил Калабрию, Апулию и Сицилию в феод от папы Николая II в 1059 г.

1520. Салимбене отмечает особенности южноиталийского диалекта: ke boli? = лат. quid vis?, ср. соврем, итал.: che vuoi? «чего ты хочешь?»

1521. В 1085 г.

1522. Салимбене неточен: у Роберта Гвискара было не два, а одиннадцать братьев, и короли Сицилии ведут свое происхождение не от Гвискара, а от Рожера, его младшего брата.

1523. Вильгельм I, король Сицилии (годы правления: 1154–1166), был сыном короля Рожера II, сына Рожера, графа Сицилии, который был братом Роберта Гвискара, герцога Апулии и Калабрии (1059–1085). Таким образом, Вильгельм I приходился Роберту Гвискару внучатым племянником.

1524. Король Вильгельм II не имел сыновей.

1525. Констанция была выдана замуж в 1185 г.

1526. В 1194 г.

1527. Английский предсказатель. См. прим. 237.

1528. В 1194 г.

1529. То есть воспользовавшись происхождением жены как удобным поводом.

1530. В 1197 г.

1531. В 1197 г. император находился в королевстве, когда бароны с согласия королевы восстали против него. Победив их, император многих из них умертвил. Ср.: Toeche. Heinrich VI. P. 453 sqq., 583 sqq.

1532. 28 сентября 1197 г.

1533. Ср. русскую пословицу: «Мягко стелет, да жестко спать».

1534. Ср. Annales Ianuenses, а. 1242: «И чтобы враги оказались между вороном и вороной, их удивительным образом обратили в бегство вплоть до Корви» (игра слов: по-итальянски corvi означает «вороны»). См.: MGH SS. Т. XVIII. Р. 204.

1535. В Генрихе VI.

1536. Здесь, по-видимому, предсказывается гарем, который, как известно, был у Фридриха II.

1537. В 1229 г. в ходе V крестового похода Фридрих II получил от египетского султана в результате переговоров Иерусалим, Вифлеем, Назарет и стал королем Иерусалимским.

1538. В 1227 г. Фридрих II, пообещавший организовать крестовый поход, но задержавшийся в Италии, был отлучен от Церкви папой Гонорием III (поход был организован и предпринят годом позже, в 1228–1229 гг.). См. прим. 132.

1539. В 1268 г., то есть через 74 года после рождения Фридриха II (1194–1250), с пленением и казнью его пятнадцатилетнего внука Конрадина, сына Конрада IV, прекращается правление династии Гогенштауфенов.

1540. Ср. с. 263–264, 586.

1541. Все правление Фридриха II было заполнено борьбой за власть с отстаивавшими свою свободу североитальянскими коммунами и с папством.

1542. В 1232 г. Фридрих II жестоко подавил восстание Мессины, Сиракуз и некоторых других сицилийских городов. Возможно также, что здесь имеется в виду захват в 1241 г. Фридрихом прелатов, плывших морем на вселенский собор, который намеревался провести в Риме папа Григорий IX. См. прим. 132.

1543. Возможно, здесь имеется в виду отлучение Фридриха от церкви и отрешение его от власти папой Григорием IX в 1239 г. (на 19-м году его правления), после которого он еще 11 лет оставался императором.

1544. См.: Pseudo-Ioachimi Interpretatio in Ieremiam. Cap. 4.

1545. Все перечисленные в этой главе труды не являются подлинными сочинениями аббата Иоахима. См. прим. 122.

1546. Антенор – персонаж поэмы Гомера «Илиада», один из предводителей троянцев, призывавший примириться с ахейцами и вернуть Елену Менелаю, за что его обвинили в предательстве. Считали, что после падения Трои он прибыл в Италию и основал город Падую.

1547. В 1253–1259 гг.

1548. В 1249–1266 гг.

1549. Из семьи Бонакользи.

1550. В январе 1252 г. (имеется в виду Ринальдо).

1551. С 1239 г. См.: Rolandinus Patavinus. Chronica. IV, 11, 13 // MGH SS. Т. XIX. P. 72, 74; Annales S. Iustinae Patav. // Ibid. P. 157.

1552. Здесь и ниже текст в квадратных скобках – более поздняя вставка в рукопись Салимбене.

1553. В Ферраре, в 1252 г.

1554. В 1273 г.

1555. По-видимому, 4 октября 1251 г.

1556. 26 августа 1260 г.

1557. Маргарету.

1558. В Ферраре, где Салимбене жил с августа 1249 г. до 1256 г.

1559. Вплоть до 1257 г. Альберико был на стороне Церкви, в то время как Эццелино подцерживал императора.

1560. Это случилось в 1258 г., после того как в марте тревизцы, изгнанные из города, попытались вместе с другими овладеть Тревизо. См.: Rolandin. XI, 3 // MGH SS. Т. XIX. P. 128.

1561. Ср. 2 Цар 7, 15: «...которого Я отверг пред лицем твоим». В латинском оригинале текст Салимбене и цитата из Библии почти совпадают; ср. Салимбене: removit eos a facie «он устранил их от лица»; Библия: quem amovi a facie mea «которого Я устранил от лица Моего».

1562. Ср. Иов 21, 25: «а другой умирает с душею огорченною...»

1563. См. прим. 250.

1564. Согласно древнему преданию, принятому многими отцами Церкви, по повелению царя Манассии Исаия был перепилен деревянной пилой между кедровыми досками за обличение нечестия царя и вельмож. Эта история заимствована Салимбене из книги Петра Коместора (Historia scolastica. Regum IV. Cap. 32).

1565. Это могло случиться не ранее 8 мая 1257 г:, когда Альберико заключил договор с Эццелино, или, скорее, не ранее, чем он был отлучен от Церкви папой Александром IV; ср. письмо папы от 3 июля 1258 г. (Epist. pont. Rom. sel. // III, p. 445 sq., № 481). Но тогда Октавиан не был легатом в Ломбардии.

1566. В синод. пер.: «упорный и мятежный».

1567. 16 июня 1258 г. в Венеции обратил крест (crucem praedicavit) против Эццелино да Романо епископ Тревизский Альберт. См.: Verci. Storia degli Ecelini. III. P. 301. № LXXIX. Другие источники сообщают, что крест против Эццелино и Альберико обратил Генрих, архиепископ Амбренский, папский легат (Амбрен – город в Юго-Восточной Франции). См.: Martinus de Canale. Cap. 143–145 // Archivio stor. Italiano. VIII. P. 436 sqq.

1568. См. Суд 19–20.

1569. В 1259 г.

1570. В 1260 г.

1571. Маргарета.

1572. В 1256 г.

1573. Неизвестно, когда.

1574. Rolandinus Patavinus (IX, 8; X, 11) передает, что Эццелино поместил 11 тысяч падуанцев в тюрьмы, где одни были повешены, другие сожжены, третьи обезглавлены, и лишь 200 из них возвратились в Падую (MGH SS. Т. XIX).

1575. Нерон, Деций, Диоклетиан, Максимиан – римские императоры, известные своими гонениями на христиан. Ирод – царь Иудейский, приказавший уничтожить в Вифлееме всех младенцев мужского пола, чтобы погубить недавно родившегося Иисуса Христа (см.: Мф 2, 16–19). Антиох – имеется в виду Антиох IV Эпифан, сирийский царь из династии Селевкидов (175–164 гг. до P. X.), проводивший политику насаждения эллинской культуры и культов греческих богов в своем царстве; это привело к восстанию в Иерусалиме в 170–168 гг. до P. X., закончившемуся жестокой расправой с жителями города и разграблением Иерусалимского храма (см.: 1 Мак 1).

1576. Он умер в 1260 г.

1577. 26 октября 1277 г.

1578. В 1283 г.

1579. Умер в 1240 г., 10 августа.

1580. Гульельмо.

1581. Андрея (Андраша) II. Годы правления: 1205–1236.

1582. Примерно в 1265 г.

1583. Это случилось в 1275 г., но в 1279 г. Гульельмо возвратился в Равенну.

1584. «Веселые братья», fratres gaudentes – братство, затем орден рыцарей Девы Марии. «Веселыми братьями» их прозвали в народе, как отмечает Салимбене, за их эгоизм и лицемерие. Они приняли это название, которое стало как бы их официальным наименованием (хотя в папских буллах оно не встречается ни разу). Папа Урбан IV в 1261 г. утвердил этот орден на следующих условиях: братья обязуются не принимать на себя никаких общественных должностей, кроме как по поручению Церкви, освобождаются от повинностей и податей. Привилегированное положение ордена (среди членов которого было много состоятельных людей) не могло не раздражать коммуны; отсюда – обвинение в эгоизме. Обвинение в лицемерии, очевидно, было вызвано деятельностью «веселых братьев» во Флоренции в 1266 г., направленной на выполнение поручения папы: под видом примирения гвельфов и гибеллинов обеспечить уничтожение партии последних. Данте в своей «Божественной комедии» поместил нескольких «веселых братьев» в ад: среди лицемеров – выполнявших поручение папы Лодеринго дельи Андало (которого Салимбене называет основателем ордена) и Каталано («Ад», XXIII); среди изменников – Альберико из рода Альбергетти («Ад», XXXIII, 109 и сл.).

1585. В 1274 г. партия Ламбертацци, изгнанная из Болоньи, вместе с жителями Форли овладела Фаэнцей, изгнав оттуда сторонников Церкви.

1586. В 1280 г., 12–13 ноября.

1587. В 1282 г., 1 мая.

1588. В 1266 г.

1589. В окрестностях Флоренции.

1590. В 1274 г., в мае.

1591. 2 июня.

1592. См. прим. 1586.

1593. Салимбене пытается найти связь между фамилией Барбарази (Barbarasi) и словами в тексте «Книги равеннских архиепископов» barba rasi (по-итальянски barba «борода», rasi «бритые»).

1594. В синод. пер. стих Сир 13, 32 выглядит следующим образом: «Признак сердца в счастье – лицо веселое, а изобретение притчей соединено с напряженным размышлением».

1595. 20 мая 1253 г. См.: Affo. Storia della cittae di Parma. III. P. 396 sqq., № 84; ср.: Annales Placentini Gib. P. 507; Annales Parmenses maiores. P. 676.

1596. Борго Сан-Доннино был захвачен 1 апреля, Колорно – 1 или 2 августа 1266 г. (ср.: Annales Parmenses maiores. P. 680).

1597. Этих слов в синод. пер. нет.

1598. В 1268 г.

1599. Пармцы отступили от Борго Сан-Доннино в апреле 1267 г.; вторично они пытались взять Борго, защищаемый Паллавичини, в июне-июле 1268 г., но тщетно. См.: Annales Parmenses maiores. P. 680 sq.; Annales Placentini Gib. P. 521, 529.

1600. 3–4 августа 1266 г., через два дня после того, как он был захвачен Паллавичини (Annales Parmenses maiores. P. 680).

1601. Ср. 2 Цар 14, 25: «Не было во всем Израиле мужчины столь красивого, как Авессалом».

1602. См. прим. 976.

1603. Ср.: Statuta communis Parmae I, 1, где записано решение, принятое в 1266 г., об уплате господину Джованни Барисселло, жившему в Кодепонте, 25 имперских либр «в качестве возмещения за поддержку, средства и труды, которые он предоставляет в знак любви и ради служения сторонникам Церкви в Парме».

1604. Он был подеста Пармы в январе–июне 1269 г. См.: Annales Parmenses maiores. P. 682.

1605. В 1298 г. он был схвачен и замучен до смерти. См.: Annales Parmenses maiores. P. 723.

1606. Салимбене в данном случае допустил ошибку. Сообщество крестоносцев уже существовало в 1266 г. – когда Джованни Барисселло учредил свое сообщество, как следует из статутов коммуны Пармы (Statut. comm. Parmae I, 1, p. 467 sq., 471 sq., 474 sq., 478). И сам Джованни Барисселло состоял в сообществе крестоносцев, ибо в главе, где сообщается об уплате ему 25 имперских либр, указывается, что это делается «в честь Бога и сообщества крестоносцев, и всех сторонников Церкви». Капитаном сообщества в 1266 г. был не Джованни Барисселло, а Якопо Порта (там же, р. 478).