Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

МИХАИЛ ПСЕЛЛ

ОБЗОР РИТОРИЧЕСКИХ ИДЕЙ

Выполняя твой наказ, шлю тебе в этом письме коротенький учебничек риторических «идей». Начну с первой из них, с ясности. Ясность (sajhneia) делится на два подвида, на чистоту (kaqarothV) и точность (eukrineia). Чистая речь имеет мысли, общие для всех, не содержащие в себе ничего глубокого, ее метод (meqodoV) — голое изложение событий без каких-либо внешних добавлений, слова ее не отобранные, а общие для всех (koinhn). Ее фигуры — правильность, колоны у нее малые и комматические, сочетания — те, в которых нет заботы о зиянии (sugkrousiV) звуков, клаузулы в ней ямбические и трохаические и такая же у нее концовка (katalhxin). Точная речь имеет мысли упорядоченные, свое рассуждение она ведет от начала и предначертывает его дальнейший ход и результат. Метод точной речи состоит в том, чтобы располагать вещи естественно, ее фигуры — это собирание, перечисление, а словарный состав, колоны, клаузулы и ритм в ней такие же, как в чистой речи.

Величавая речь (megeqoV) делится на торжественную (semnothV), суровую (tracuthV), стремительную (sjodrothV), блистательную (lamprothV), оживленную (akmh), пространную (peribolh). В торжественной речи мысли касаются бога самого по себе, равно как и божественных предметов, например сроков и вращения целокупности, справедливости, целомудрия и других подобных вещей. Торжественная речь включает в себя четыре мысли о великих (лакуна в тексте)... Метод у нее — решительное, без колебаний утверждение, словарный состав — пространный, фигуры — правильность и (лакуна в тексте)... Сочетание то, которое сталкивает звуки, дактилическое, анапестическое, спондеическое. Клаузула та, которая останавливает речь на спондее или дактиле без каталексы. Суровая речь заключает в себе мысли, направленные против высших лиц, когда обличителями выступают низшие. Ее метод состоит в том, чтобы делать это открыто, словами она пользуется стершимися, которые сами по себе сухи. Фигуры в суровой речи — это повеление и укоризненный вопрос, колоны ее очень короткие, чаще всего комматические, сочетание допускает зияние и нагромождение звуков. В стремительной речи бывают мысли порицающие, обличающие людей низших. Ее метод — говорить открыто, ее словарный состав допускает нужное для дела словотворчество. Ее фигуры — это личное обращение (kat' apostrojhn) и доказывание (apudeiktikon). Колоны в ней, комматические, чаще всего отдельные слова. Сочетание клаузулы и ритм этой речи такие же, как и в суровой. Блистательная речь содержит в себе мысли, которые вселяют в ритора храбрость или, вернее, в которых он проявляет свою храбрость. Метод блистательной речи состоит в том, чтобы не колебаться и о славных вещах говорить с большим блеском. [159]

Слова в ней торжественны, фигуры — отрицание (kat' anairesin), бессоюзие (asundeton), причастные обороты (plagiasmoV), оторванность слов друг от друга (apostasiV) и удлиненность колонов (makrokwlia), остальное же все совпадает с торжественной речью. В оживленной речи мысли и методы такие же, как в суровой и стремительной, фигуры — такие, как в блистательной, колоны, сочетание, клаузулы, ритм такие, как в блистательной. В пространной речи мысли дополняются чем-то извне: род видом, неопределенное определенным или целое частью. Ей свойственно не просто излагать голые события, а перебирать их. Ее фигура — это вторжение одной фразы в другую (epembolh). Это, пожалуй, больше относится к методу, т. е. к перестановке (anastrojh), к вставке (epembolh), к преувеличению качества (auxhsiV), к упоминанию доводов раньше высказанного утверждения. Каких-либо особенностей в словарном составе пространная речь не имеет, если не считать синонимов. Ее фигуры — это перечисление (apariqmhsoiV), последовательность (apariqmhtikon), предпочтение (kata protimhsin), предположение (kata upoqesin), расчленение (merismoV), причастные обороты (plagiasmoV), нагромождение разных мыслей (epitrecon), разрыв (apostasiV), сплетение отрицаний, округленность (sustrojh), вторжение одного предложения в другое.

Красивая речь не делится на подвиды. У нее нет особых, именно ей свойственных мыслей или методов. Ее фигуры — это парисосы, повторение одинаковых начальных колонов (epanajura), повторение концовок (antistrojh), градация (klimax), отрицания (anaireseiV), расчленение ради сопряжения (merismoV kata suzugian), гипербат, новые слова (kainopreph), употребление одного и того же слова в разных падежах (poluptwton). Колоны в красивой речи очень небольшие, сочетание не допускает зияния гласных.

Не делится на подвиды и горячая речь. Особых, только ей свойственных мыслей она не имеет, метод ее состоит в том, чтобы пользоваться быстрыми антитезами. Ее фигуры — это прерывание речи вводными замечаниями (ex upostrojhV epembolh), причастные обороты (epitrecon), бессоюзие, перечисление имен (kat' onoma kommatikon), перемены конструкции в мелких отрезках (kat' elacistou exallagai), негладкие сплетения, сочетание в горячей речи бывает без зияния, клаузула оканчивается на трохей и нестойкая.

Правдивая речь тоже неделима. Мысли в ней простые и пристойные. Метод — досада и другие страсти, пользование ими без предварительного предупреждения и непоследовательность в страстях. Слова в ней суровы. Ее фигуры — это стремительность в жалобах (eleeinologiaiV) и в изложении основного содержания (epijoraiV), а также обращение сначала к одному лицу, затем к другому (apostrojai), утверждение уже высказанной мысли (epikriseiV). Сочетание, клаузулы, ритм в правдивой речи такие же, как в стремительной. Жалобы в ней должны быть просты.

Тяжелая речь — это такая речь, которую нельзя рассматривать саму по себе и которая состоит из простоты, пристойности [160] и чего-то еще, что свойственно другим чертам характера. Мысли в ней — порицающие, метод — ирония, фигура — сомнение в том, что считается признанным. Остальных шести частей она не имеет, но довольствуется теми, которые свойственны речи, выражающей характер.

Простота — одна из «идей», выражающих в речи характер. Мысли в ней те, которые свойственны откровенным характерам и касаются бессловесных животных и растений. Методы те же, что и в чистой речи, а также плеонастическое упоминание частностей. Слова своеобразные, например «братствовать». Фигуры и колоны те же, что и в чистой речи. Сочетание очень простое и свободное, клаузула стойкая. Сладостная речь вычленяется из простой. Мысли в ней «мифические», близкие к мифам, услаждающие наши чувства, такие, в которых к непреднамеренным вещам добавляется еще и намерение. Методы те же, что и в чистой речи, слова простые, чаще всего поэтические, фигуры те же, что в чистой речи, сочетание без зияний, клаузула та же, что в торжественной речи, стойкая, ритм такой же, как в простой речи. Из простой речи вычленяется и речь остроумная (drimuV). Мысли в ней умышленно глубокие и такие, когда слово обозначает общеизвестную мысль, но само в этом смысле не употребляется обычно или когда это парономасия и когда мы, прибегая к образному языку, привносим новый смысл в него.

Из речи, выражающей характер, вычленяется речь «пристойная». Мысли в ней такие, когда кто-то себя добровольно умаляет, а противника возвышает в чем-то. Ее метод — не говорить запальчиво против врага, а остальное в ней то же, что в чистой и простой речи.

Мощная речь не делится на подвиды. Мысли в ней парадоксальные, глубокие, не терпящие возражений и вообще те, которыми создается величие. Метод ее тот, который подходит для подобных мыслей и создает величие. В речи действительно, а не только по видимости мощной пригодны бывают мысли простые и выражающие характер. Слова в мощной речи веские (axiwmatikh), отточенные. В подлинной, а не кажущейся мощной речи слова бывают простые и выражающие характер. Ведь речь лишь по видимости, а не на самом деле мощная главную свою силу имеет в словах. Фигуры, колоны, сочетание, клаузула и ритм у нее такие же, как в величественной речи.

(пер. Т. А. Миллера)
Текст воспроизведен по изданию: Михаил Пселл и Дионисий Галикарнасский // Античность и Византия. М. Наука. 1975

© текст - Миллер Т. А. 1975
© сетевая версия - Тhietmar. 2009
© OCR - Karaiskender. 2009
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Наука. 1975