ОЛАФ МАГНУС

ИСТОРИЯ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ

HISTORIA DE GENTIBVS SEPTENTRIONALIBVS

О ВОЙНАХ СУХОПУТНЫХ

КНИГА ДЕВЯТАЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Многие добромыслящие люди твердо уверены, что увидев ужасные опустошения, бесчисленные бедствия и разрушения, причиняемые войнами между странами и их властителями, народы в один прекрасный день прозреют, смогут прекратить кровавые распри и установить прочный мир. Но с другой стороны имеются многочисленные свидетельства того, насколько сомнительны и безнадежны такие упования, и гибель великого множества людей в продолжающихся войнах — лучшее подтверждение тому, что подобные ожидания могут длиться бесконечно долго. С самого начала существования рода человеческого войны и междоусобицы тянутся и нарастают, и будут тянуться и нарастать до тех пор, пока природа человеческая останется такой, какова она теперь, и только Господь своим вмешательством сможет остановить их. Церковные и мирские летописи, а равно и поэзия, полны описаний и воспеваний войн, они утверждают , что в нашем мире это зло существует испокон веков, а древние и нам современные авторы описывают в целом и в подробностях оружие, применяемое в войнах, механические устройства убийств, места и времена сражений, опасности войны и меры остережений от них. Что же касается полночных королевств, то можно с уверенностью назвать их обиталищем Марса от самого начала времен, потому что здесь людям приходится сражаться с оружием в руках не только против себе подобных, но и против жестоких сил природы. В последующих главах и книгах я опишу какие жаркие сражения происходят в долинах, в горах, в лесах, в полях, на воде и на льду, что наглядно будет показано и на приложенных мною рисунках. Разумный обозреватель, внимательно изучая их, не сочтет их ненужными и пустыми, потому что знакомясь с ними, можно познать все страдания и несчастья, приносимые такими инструментами и деяниями, и убедиться, что только с Божьей помощью можно преодолеть действия этих ужасных машин или установить мир. Истины ради следует признать, что одно только обозрение вооружений пробуждает у врага большой страх, и в его сердце закрадываются сомнения, приведет ли к добру будущее противоборство. А поскольку оружие – непременный атрибут войны, будет небесполезным созерцать его и в мирное время, хотя нужно признать, что оно превращает мирного и слабого человека в самого жестокого и дикого зверя на земле.

09_01.jpg (38795 Byte)

О мечах, вращающихся в колесах

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Замышляя быстрое продвижение вперед или назад, древние гёты, чтобы расстроить конные или пешие порядки врага, выдвигали перед собой машину с вращающимися в колесах мечами, и хотя в наше время такое устройство используется очень редко, однако его все же применяют в случае крайней необходимости. На рисунке вверху можно видеть устройство такой машины: это прежде всего два больших колеса на одной оси, а между ними посредине находится еще одно колесо с зубами, соединяющими его с вращающейся осью, а на другой, выдвинутой вперед оси, укреплен большой обоюдоострый меч с двумя лезвиями, который при движении начинает вращаться, приводя в беспорядок вражеский строй и нанося ему большой урон 161.

Чтобы враги не могли повредить спицы колес или остановить их, вставляя копья между ними, применяется прикрытие из щитов и небольших брусков. Чем быстрее двигаются большие колеса, тем шире полоса во вражеских порядках от быстро крутящегося меча. Имеются также выдвинутые вперед шесты или багры с заостренными лезвиями, они на три или четыре фута превосходят длину обычных копий, что дает большое преимущество в бою и защищает воинов, движущих такую колесницу, от нападений всадников, кроме того, они защищаются арбалетчиками и бомбардирами. Чтобы колеса двигались как можно более легко и мягко, их оси смазывают тюленьим жиром, вытопленным на огне и тщательно очищенным. Однако торговцы северных стран находят такому жиру более широкое применение, в больших количествах поставляя его морским путем в Нижнюю и Верхнюю Германию. Под ударами таких машин вражеские войска часто ломают свои порядки и обращаются в бегство.

[Гл. 2-3 опущены]

09_04.jpg (39479 Byte)

О бронзовых конях, извергающих огонь

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Нельзя обойти молчанием то, что говорит Саксон в книге IX 162 об ухищрениях короля Рагнара 163. По его словам, когда вследствие превратностей военной судьбы погиб король Геллеспонта Диан 164, король Рагнар повел жестокую борьбу против сыновей убитого — Диана и Даксона. Эти сыновья были связаны узами брака с дочерьми короля рутенов, поэтому они попросили военной силы у своего тестя и стали яростно мстить за своего отца. Увидев неисчислимость их ратей, Рагнар усомнился в силе собственных войск и велел соорудить бронзовых коней, которых установили на легкие повозки с небольшими колесами. Затем он приказал двинуть их на неприятельские ряды со всей возможной силой и расстроил тем самым боевые порядки противника. Он посчитал, что победа в большей степени достигнута благодаря этим машинам, а не своим воинам. Вполне возможно, что говоря так о своих бронзовых конях, король Рагнар имел в виду случай с Антиохом Сотером 165, который, по свидетельству Лукиана 166, применил боевых слонов, сражаясь против галатов 167. Когда военачальники, собравшись на совет, провозгласили царя Антиоха победителем, тот сказал: «Тогда позор нам, как воинам, потому что спасением своим мы обязаны лишь ужасу, который пробудили у галатов эти четырнадцать диких зверей. Но если посмотреть на это дело внимательнее и глубже, то галатов поразила низринутая на них сила богов, а я, хоть и вступил в битву с надлежащей отвагой, звания победителя не заслуживаю. »

[Гл. 5-6 опущены]

О материале для мостов и свойствах бродов

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

В северных королевствах почти все мосты на дорогах общего пользования построены не из камня, а из деревянных балок, но происходит это вовсе не потому, что там не хватает скал и камней, а потому, что деревянный мост легко сжечь или разрушить, и тем самым воспрепятствовать наступлению внезапно напавшего противника, если обитатели края не готовы к сражению. Тем не менее, в некоторых местностях Восточного Гёталанда можно увидеть мосты из мрамора или других камней, и внешний вид их свидетельствует древности этих сооружений.

Броды же на северных реках встречаются крайне редко, но стараниями местных жителей они делаются непроходимыми для врагов. В воду засыпаются тысячи не очень больших камней, принесенных в корзинах, сплетенных из можжевеловых ветвей и стеблей, а чтобы камни эти не унесли волны стремительных горных потоков, в дно между ними вбиваются острые колья, и все это может нанести противнику немалый вред. В местах со спокойным течением в воду погружают разрубленные напополам ели и сосны с острыми ветвями, привязав к ним тяжелые камни. Такие преграды представляют большую опасность для врагов, потому что, преодолевая их, можно получить тяжелые повреждения. Узкие броды часто засыпают острыми треугольными камнями, соединив их заточенными серпообразными связками, а потом заманивают туда неприятеля.

09_08.jpg (40192 Byte)

О бомбардах северных народов

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

А теперь я постараюсь ответить на наиболее частый вопрос, который мне задают люди, движимые более праздным любопытством, чем здравым смыслом: имеются ли в северных королевствах орудия-бомбарды, как они велики или малы? Могу сказать, что северные народы и племена, живущие в постоянной борьбе и сражениях, не испытывают недостатка в таком мощном оружии, способном причинить большой урон врагам как посягнувшим на их край извне, так и врагам внутренним. Теперь во многих городах и крепостях Свеаланда и Гёталанда имеются бомбарды размером с деревянную бочку, превосходящие по ширине и длине так называемую «римскую бочку 168». Они заряжаются круглыми ядрами или железными обломками величиной в человеческий кулак и весом до 600 фунтов и даже более, каковые заряды посредством пороха и огня метаются с огромной силой и летят подобно грозовому смерчу, и нет такой силы, которая могла бы остановить его, и орудия эти применяются по мере необходимости не только в сухопутных, но и морских сражениях, а также и в битвах на льду. Имеются орудия среднего размера и более длинные, которые метают круглые железные ядра, а кроме того, есть бомбарды, которые выстреливают камни, и они, падая с большой высоты, также причиняют немалый урон. С применением таких орудий сражения становятся все более ужасными, не только по причине сильного грохота отдельных взрывов, а потому что они следуют один за другим на обстреливаемых позициях, где вздымают клубы дыма и пыли от сокрушаемых стен и других сооружений. Часто происходит так, что благородные и почтенные женщины, напуганные бомбардировкой и грохотом орудий, обращаются к противнику с просьбами прекратить бомбардировку, указывая на то, что они беременны и близится время родов. В ответ на такие обращения враги советуют женщинам избрать безопасное место, куда не падают бомбы, а не быть вместе с ведущими сражение супругами. Однако женщины обычно считают позором и бесчестием покинуть своих супругов и не разделить с ними все, даже смертельные опасности.

[Гл. 9-12 опущены]

О переносных бомбардах и воинах-щитоносцах

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ

В старые времена гораздо чаще, чем в наши дни, воины пользовались длинными клинообразными щитами для защиты от стрел и снарядов, пущенных из пращей, и щиты эти нисколько не мешали как в боевом строю, так и при штурме крепостей или укрепленных лагерей противника, не стесняя подвижности воинов ни в безрассудно смелой атаке, ни в разумном спокойном отступлении.

С появлением переносных бомбард, количество щитов уменьшилось вдвое, но появилось новое приспособление: деревянная тренога, на которую укладывалось огнестрельное оружие, и таким образом можно было держать врага на прицеле при любом его движении. Такой способ вести сражения применялся на равнинах, где не было больших камней, и на морском берегу без деревьев и кустарников. Самые высокие воины, одетые в панцири и со щитами в руках назывались «живым валом». Охотнее всего полководцы посылали таких воинов в сражения на ледяной равнине, привязав к подошвам обуви треугольные железные шипы. Как явствует из свейских и гётских летописей, такое часто происходило во время войн, которые вели против руссов и московитов Стен Стуре Старший 169 и Сванте Стуре 170, когда многие битвы происходили на замерзших озерах Финляндии. Об этом и этому подобных делах каждый может прочитать в «Истории» моего возлюбленного брата и предшественника 171.

О подобном в чужеземье

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

Такие щиты разных форм — длинные и круглые — в древности именовались catheiae 172, как об этом ясно говорится в строке из VII книги Вергилия: «И по тевтонским обычаям этим оружием (catheiae) машут».

О том же говорит и Сидоний Аполлинарий 173 в ХХ книге: «Когда же мечники кимвров 174 изнемогали, по приказу вперед выступали несущие это оружье (catheiae)»

Эти щиты были необычайно длинными и прикрывали почти всю нижнюю часть тела, сделаны они были из липы или березы, плотно сбиты, прочно стянуты жилами и пропитаны битумом. Помимо этого, существовал и другой старинный способ изготовления щитов. Некоторые народы, обитающие на краю света, изготовляют круглые щиты из китовых костей или из прочных костей больших рыб. Одни народы мастерят щиты из бычьих или буйволовых шкур, другие — из гибких и прочных корней некоторых пород деревьев, третьи — из железных пластин, соединяя их остроконечными шипами с округлыми выступами. Щиты окрашиваются в различные цвета: красный, серый, черный и белый, но белый цвет употребляется крайне редко, потому что враг, увидев такую необычную окраску, начинает действовать с большой осторожностью, или обращается в притворное бегство, чтобы потом со всей яростью обрушиться на преследователя, как это делают наши ближайшие соседи и враги: руссы, ливы и московиты.

Здесь я должен упомянуть обычай кимврских женщин украшать щиты и оружие воинов прядями своих волос, что по их верованиям придавало ему великую силу, как о том повествуют Вегеций 175, Фронтин 176 и некоторые другие авторы. Как утверждают Юлий Капитолин 177 и некоторые другие, подобным же образом Цезарь Максимин 178, гот по рождению, украшал прядями женских волос свое оружие. Римляне даже построили храм Венеры Безвласой, видимо для того, чтобы узаконить такое употребление женских волос. Само собой разумеется, что сарацины и обитатели Африки изготовляют щиты из шкур.

[Гл. 15-18 опущены]

09_19.jpg (41884 Byte)

О вещах, необходимых, чтобы выдержать осаду

ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ

Замки северных стран прекрасно подготовлены для обороны от любого врага. Эти крепости защищены толстыми стенами с могучими башнями большой и малой высоты, обведены глубокими рвами как искусственного, так и природного происхождения. В них может быть постоянно полно воды, или она заливается туда по мере необходимости. Обычно в наиболее укрепленных и тщательно охраняемых башнях содержатся преступники, совершившие тяжкие злодеяния, или подозреваемые в замышлении преступления. Чтобы не допустить побегов из заключения, или воспрепятствовать учинению неправедного самосуда жаждущими мести, в этих башнях часто ставятся новые дверные запоры и сменяются стражники. О подобном вспоминает Аппиан Александрийский 179, повествуя о Спартаке и его сподвижниках.

Кроме того, большое внимание уделяется обережению труб и каналов, по которым в крепость поступает вода. Эти источники особо охраняются от возможных повреждений и обнаружения их противником. Если же неприятелю удается перерезать эти акведуки, то в крепости как можно быстрее отыскивают новые источники воды, чтобы избежать ее нехватки. При угрозе нападения обычно создают обильные запасы древесного топлива и угля для нужд кузнецов и хлебопеков, и, чтобы избежать разрушения жилых домов и других деревянных сооружений, бревна которых пускают на дрова, что иногда случается. Кроме того, запасаются всевозможными овощами, зерном, копченым, вяленым и соленым мясом, но в особенности соленым салом — все это хорошо удовлетворяет потребности воинов в пище и может быть употреблено даже без хлеба.

Строго следят за тем, чтобы куски льняного полотна или какой-либо иной яркой материи не вывешивались на крышах зданий, стенах и башнях, чтобы не зажигались огни на башнях и в окнах, выходящих в сторону неприятеля. Все это может быть сочтено сигналами для вражеских войск и вызвать подозрения в тайном сношении с неприятелем. Поэтому городская или крепостная стража бдительно следит за подобными вещами и днем, и, особенно, ночью.

Для обороны крепости и обеспечения защитников обычно требуется заготовить немало пороха, ядер, напитков, уксуса, одежды, железа и прочих припасов. Следует также упомянуть, что стены, в которые наиболее часто попадают вражеские стрелы, покрываются изветшалой тканью, старыми коврами, матрасами и подушками, а на брустверах устанавливаются метательные машины, какие только способна создать человеческая изобретательность.

[Гл. 20-35 опущены]

09_36.jpg (40217 Byte)

О происхождении и расположении королевской столицы

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ШЕСТАЯ

Стольный город свеонов, королевский Стокгольм, основал самый славный и могучий воитель свеонского королевства Биргер Ярл. Он возвел прочные стены и валы в месте до того удобном и необходимом для неприступности города, что более подходящего местоположения отыскать невозможно. Город со всех сторон защищен бурными потоками

(там даже рыбари редко занимаются своим ремеслом) и расположен между солеными и пресными водами так, что может быть назван воротами для всей Швеции. В прежние времена эсты, московиты, руссы и тавасты незаметно проплывали этими узкими протоками и нападали на беззаботных свеонов, не подозревающих во враждебных намерениях

таких гостей, которые устраивали кровопролитную резню и, погрузив награбленную добычу, удалялись в свои пределы; во время одного из таких вторжений они умертвили Иоанна, второго архиепископа Упсалы, в его резиденции Альмерстек, а вместе с ним погубили множество других людей благородного и знатного происхождения.

С возведением Стокгольма все и каждый, наконец, обрели продолжительный мир и спокойствие, так как извечные враги шведов, увидев столь неприступную и грозную крепость, уже страшились совершать свои грабительские набеги. Однако, если кто-либо самонадеянно вознамерится осадить Стокгольм или посчитает возможным взять его приступом, то все такие попытки будут безуспешными, какие бы хитроумные средства он ни применял. Ведь город расположен среди очень глубоких вод и стремительных потоков, к нему проложены лишь два моста: один с северной, а другой с южной стороны, и этими проходами и мостами датский король пытался овладеть более безуспешно, чем десятью большими городами королевства. Чтобы взять Стокгольм в прочную осаду, нужны три очень мощные армии: на островах, на материке и на воде, однако у этих армий не будет времени, чтобы обезопасить себя от стрел собранных по всей земле лучников. Желающий пусть попробует — участь его будет ужасна.

[Гл. 37-44 опущены]

09_45.jpg (38868 Byte)

О бессердечии короля Домалди, жесточайшем голоде и об исходе лангобардов

ГЛАВА СОРОК ПЯТАЯ

Рассказав о деяниях короля Кристофера, я считаю нужным рассказать и о подобной жестокости короля Домалди, шестьдесят третьего урожденного в Швеции властителя, описанного господином архиепископом Упсалы в VII книге его «Истории». Когда королевство постигли тяжелейшие бедствия, его вассалы и сообщники собрались и под предлогом защиты страны и обездоленных объявили себя слугами справедливости и всеобщего блага, хоть на самом деле были они врагами граждан и добродетели. Их лошади пожирали обильные запасы зерна, в то время как несчастные родители, не имели даже куска хлеба для своих погибающих от голода детей. И не за что им было купить хоть толику хлеба, и нечего было продать, чтобы приобрести пищу, ибо так ограбил своих подданных отец правящего короля Висбур, что не оставалось зерна ни для посевов, ни для спасения жизни умирающих детей.

Когда же голод охватил не только Гётеланд, но и обычно обильный съестными припасами Свеаланд, жрец Одина из капища в Упсале объявил, что единственным средством избежать погибели всей земли будет человеческое жертвоприношение богине Церере, чей культ пришел в Упсалу из Греции, и жертвой этой должен быть злейший враг рода человеческого, король Домальди. Его надлежало заковать в цепи и доставить в Упсалу, где и совершить жертвоприношение. И было сделано так, как сказано оракулом богов. Домальди был схвачен возмущенным народом, закован и отвезен в Упсалу для жертвы Церере или ее зятю Плутону. И после того все свершилась, по предсказанию: повсеместно выдались богатые урожаи и наступило всеобщее изобилие. Упомянутый архиепископ в своем сочинении «История» (кн. VIII, гл. XVII) писал, что голод в Свеаланде и Гётеланде случился не из-за бесплодия земли, способной обеспечить всех едой и питьем, а потому, что земледельцы из года в год воевали, сменив орала на мечи. Поэтому великое множество людей, избранных по жребию, покинули родину с тем, чтобы отыскать новые места обитания, вследствие чего и было создано королевство лангобардов в Италии.

09_46.jpg (36602 Byte)

О жесточайшем голоде, постигшем Лангобардию 180 и другие народы Италии и Испании

ГЛАВА СОРОК ШЕСТАЯ

Следует дополнить рассказанное ранее сообщением миланского епископа Датия, который писал, что несколько лет спустя после событий, описанных в предыдущей главе, в его диоцезе царила такая нужда, что люди , не имея хлеба, поедали мерзкие отбросы, а одна женщина, движимая голодом, пожирала даже мясо собственного сына. Италию в те времена терзали два несчастья: осада Рима, сопровождаемая ужасным голодом, а также постоянные беспорядки и волнения в народе. Распространение голодных бунтов можно было бы пресечь, перекрыв дороги, если бы охраняющие их войска не опустошали по ночам нивы земледельцев, собирая созревшие злаки, а затем продавая хлеб по безмерно высокой цене. Всему этому сопутствовала чума в осажденном Риме, порожденная голодом и отвратительными продуктами питания. Эти несчастья Рим переживал потому, что соблазненный греками 181, он нарушил обещания, данные готам, и следует сказать, что все это настолько истерзало жителей Римской державы, что иногда они предпочитали смерть дальнейшей жизни в условиях бесконечной войны, голода, болезней и других бедствий вкупе с ужасом и позором.

А ведь готы за все время осады Рима не осквернили ни одного храма, не притесняли священнослужителей, а напротив — позволяли им свободно проводить богослужения. О подобном ужасном голоде, свирепствовавшим в Испании во время правления трех готских королей (Фридигерн, Алатей и Сафрак) 182 писал и архиепископ Упсалы в начале XV книги своей «Истории». А в кн. XVI, гл. XXIII он указывает, что многие обитатели Испании тогда были вынуждены покинуть родные места в поисках новых земель. Ливий в кн. I повествует, что во время первой Пунической войны римляне могли победить осажденных в сицилийском Эрике пунийцев, умертвив их худшею среди людей казнью — голодом 183. А в третьей книге о Пунической войне Ливий повествует о том, как римляне посылали страдающим от голода соотечественникам, осажденным в Казилине, полбу в бочках, пустив их по реке. Обманув бдительность воинов Ганнибала, стороживших реку, римляне водой посылали осажденным орехи, а те старались выловить их большими плетеными корзинами. Но этого было недостаточно, голод усиливался, и они варили ремни и содранную со щитов кожу, ловили мышей и прочих мелких зверьков. Заставить людей гибнуть от холода и голода — самый ужасный способ убийства. Матвей Меховский также повествует о таком свирепом голоде в Польше, что ее обитатели поедали даже трупы злодеев, снимая их с виселиц.

КОНЕЦ ДЕВЯТОЙ КНИГИ


Комментарии

161. Существование такой машины весьма сомнительно. О применении ее в средневековой Скандинавии достоверно ничего не известно. Наброски такого устройства имеются среди чертежей Леонардо да Винчи.

162. Саксон Грамматик, «Gesta danorum»; 9. 4. 20 — 9. 4. 21. Олаус Магнус не цитирует Саксона, а пересказывает эти разделы.

163. Король Рагнар — имеется в виду легендарный датский конунг Рагнар Лодброг (Рагнар Кожаные Штаны). Достоверных сведений о нем не имеется, предполагается, что Рагнар действовал в первой половине девятого столетия. Свое прозвище он, якобы, получил потому, что носил кожаные штаны особого фасона. По другой версии, будто кожаные штаны спасли его в детстве от змеиных укусов. Погиб в яме со змеями, куда, разбив войска датчан, его бросил английский король Элла.

164. Король Геллеспонта Диан, он же Дий (в славянской традиции Деян) — легендарный правитель Гардарики, страны городов, Руси. Многочисленные упоминания в скандинавских сагах и у историков, в частности, у Саксона Грамматика в «Деяниях данов». Его сыновья, Диан и Даксон, воевали с Рагнаром Кожаные Штаны, но были побеждены. Под Геллеспонтом Саксон Грамматик, вероятно, подразумевает земли восточнее Балтийского моря, населенные славянами. Скорее всего, это Новгород, Полоцкое и Киевское княжества, через земли которых пролегал «путь из варяг в греки».

165. Антиох Сотер (Антиох I Сотер) — царь Сирии из рода Селевкидов, правивший в 280-261 гг. до Р. Х. Вел многочисленные войны, но без особого успеха. Прославился тем, что разгромил более сильное войско галатов, применив боевых слонов, которые навели на противника панический ужас. Точное количество слонов неизвестно и колеблется в пределах от 14 у О. Магнуса и до 16 у Лукиана. Сражение произошло около 276 г. до н. э., однако, точное его место неизвестно. Описание этой битвы встречается только у Лукиана (см.)

166. Лукиан (Лукиан Самосатский; Лукиан из Самосаты (лат. Lucianus Samosatensis; около 120 — после 180 гг. н. э.) — древнегреческий писатель. Указанное событие описано им в рассказе, озаглавленном «Зевскис, или Антиох». Достоверность его невелика. Перевод на русский язык Н. П. Баранова

167. Галаты — союз кельтских племён, вторгшихся в Грецию и Малую Азию в 279-277 годах до н. э. Вскоре после вторжения галаты были разгромлены сначала греческой армией Калиппа при Фермопилах в 279 год до н. э., а затем — Антиохом I в 276 год до н.

168. Римская бочка, также латинская или итальянская бочка — сосуд для вина. Вместимость колеблется от 30 до 60 литров.

169. Стен Стуре Старший (1440-1503) — выдающийся государственный деятель средневековой Швеции, регент с 16 мая 1470 по 18 октября 1497 года, и с ноября 1501 года, который своей деятельностью подготовил восстановление шведской государственности, освободив страну от правления датских королей.

170. Сванте Нильсон Стуре (1460-1512) — государственный деятель Швеции времен распада Кальмарской унии и становления шведской государственности.

171. Брат и предшественник — имеется в виду Иоган Магнус Гот, брат автора. Известный историк и предшественник Олауса на архиепископском престоле Упсалы.

172. Сatheiae — копье особого рода. Видимо Олаус Магнус позаимствовал это слово у немецкого историка Франциска Иреника, по прозвищу Франц Миролюбец, встречающееся в его работе «Germani? exegeseos», IV:26; (1518) . Ф. Иреник ошибочно истолковал слово «catheiae» , как «щит». Отсюда несколько путаные примеры у О. Магнуса. Стих Вергилия («Энеида», VII:741 более осмысленно переведен С. Ошеровым: «Все на тевтонский лад бросают кельтские копья».

173. Сидоний Аполлинарий (Гай Соллий Модест Аполлинарий Сидоний; лат. Gaius Sollius Modestus Apollinaris Sidonius; ок. 430 — ок. 486) — галло-римский писатель, поэт, дипломат, епископ Клермона. Его строки о кимврах в современном прочтении существенно отличаются от приведенных О. Магнусом и служить надежным подтверждением правильности толкования Магнусом слова «catheiae» не могут.

174. Кимвры, кимбры, киммеры (лат. Cimbri) — народ, который вместе с другими тремя народами: тевтонами, амвронами и тигуринами шесть раз разбивал римские войска и угрожал римскому господству по ту сторону Альп. Одни ученые считают кимвров германцами, другие — кельтами. Вопрос их происхождения и этнической принадлежности остается открытым.

175. Вегеций (Публий Флавий Вегеций Ренат; лат. Publius Flavius Vegetius Renatus, конец IV – начало V ст. н. э.) — римский военный историк. Самое известное его произведение — трактат «О военном деле» (De re militari).

176. Фронтин (Секст Юлий Фронтин; лат. Sextus Julius Frontinus; ок. 40-103 н. э.) — римский полководец и писатель. В данном случае Ю. Магнус ссылается на его произведение «Стратегемы или Военные хитрости» (Strategemata).

177. Юлий Капитолин (лат. Iulius Capitolinus) — один из шести авторов т. н. «Истории Августов» (Historia Augusta) — жизнеописаний римских императоров от Адриана до Карина. Об авторах, в том числе и об Юлии Капитолине, ничего неизвестно, и имена их нигде больше не встречаются. Капитолин написал биографии двух императоров по имени Максимин.

178. Цезарь Максимин (Гай Юлий Вер Максимин Фракиец; лат. Gaius Iulius Verus Maximinus Thrax; 173-238) — первый из «варварских и солдатских императоров». Его отец был по происхождению гот, а мать — из племени аланов. Императором был три года: 235-238. Убит восставшими легионерами.

179. Аппиан Александрийский — древнеримский историк греческого происхождения. Жил во время императоров Траяна, Адриана и Антонина Пия. (примерно 95-170 г. г. н. э.) Писал по-гречески. Занимал высокую государственную должность в Египте, затем получил римское гражданство. Основные его труды: «Римская история» (Ромаика) в 24 книгах. До нас полностью дошли только VI-VIII и XII-XVII книги.

180. О жесточайшем голоде, постигшем Лангобардию и другие народы Италии и Испании —ошибка в заглавии при печати. Вместо Лангобардии писалось «лангобардов».

181. … соблазненный греками — имеется в виду, что Рим был занят войсками византийского полководца Велизария, якобы освободившими его от готов. Потом город осадил вождь готов Витигес. (события 537-538 г. г. н. э.) Греками в то время называли обитателей Восточной Римской империи.

182. … в Испании во время правления трех готских королей (Фридигерн, Алатей и Сафрак) — авторская ошибка, заимствованная Олаусом Магнусом из сочинения своего брата Иоанна Магнуса. Фридигерн, Алатей и Сафрак — вожди готов, получивших от римского императора Валента разрешение поселиться во Фракии и Мезии, но не в Испании. Алчные римские сановники, безмерно вздувая цены на продовольствие, вызвали голод среди готов и спровоцировали восстание (375-378 г. г. н. э.).

183. … победить осажденных в сицилийском Эрике пунийцев — имеется в виду речь римского полководца Сципиона перед своими войсками, в которой он сказал: «А ведь мы имели возможность переморить запертых на Эрике худшею среди людей казнью — голодом; имели возможность переплыть с победоносным флотом в Африку и в течение нескольких дней без всякого сопротивления уничтожить Карфаген». (Тит Ливий, кн. XXI:41; перевод Ф. Зелинского)

Текст переведен по изданию: Olaus Magnus. Historia de gentibus septentrionalibus. Romae. 1555

© сетевая версия - Strori. 2019
© перевод с лат., комментарии - Лапатка Я. 2019