ОЛАФ МАГНУС

ИСТОРИЯ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ

HISTORIA DE GENTIBVS SEPTENTRIONALIBVS

О НЕВЕЖЕСТВЕННОМ ПОЧИТАНИИ ДЕМОНОВ ПОЛНОЧНЫМИ НАРОДАМИ

КНИГА ТРЕТЬЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Повествуя об идолопоклонстве, этом величайшем заблуждении северных народов, по простоте своей введенных в него лукавым дьяволом еще в древние времена, считаю необходимым бросить взгляд на соседние страны и народы, исповедующие подобное лжебожие. Говоря это, я прежде всего имею в виду Литву, которую я указал на своей Готической карте, каверзами сатаны ввергнутую в идолослужение на многие года и, подобно многим другим народам, пребывавшую в таком ужасном заблуждении до тех пор, пока благочестивый польский король не приобщил ее к католической вере, и мы беспрестанно молимся, чтобы она осталась в лоне этой веры навечно. Литву, также называют Великим княжеством, я полагаю потому, что страна эта обширна, изобильна воском, медом, скотом и ценными мехами. Там много лошадей и благородных отважных воинов. Прекрасно, что они одержали победу над татарами, московитами и валахами. Прекрасно и то, что освободившись от служения ложным богам, литовцы обрели большую силу и мощь, храня постоянное согласие с Польшей, в противном же случае они снова впадут в ничтожное состояние. Так и герцогство Финляндское, состоящее в подданстве шведского короля, и исторгнутое им из дьявольских заблуждений, не является незначительной страной: его длина составляет 300 немецких или готских миль, а ширина — 60 миль, причем, южная часть этого герцогства была приобщена к христианской вере четыреста лет назад силой оружия шведских королей и проповедями епископов.

03_01.jpg (41625 Byte)

О суеверном невежестве литовских язычников

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Альберт Кранц, достойный доверия немецкий историк в 1500 году, а потом поляк Меховита 40 поведали о временах, когда народ Литвы погрязал в языческих заблуждениях и поклонялся трем главным божествам: огню, лесу и змею. Все язычники особенно выделяли огонь, потому что ему приносили все жертвоприношения, а персы в заблуждении своем считали, что огонь сам по себе есть божество. Геродот свидетельствует, что египтяне принимали огонь за ожившее чудовище, которое пожирает все сущее, а поглотив все вещи, умирает и само. Священными считались и леса, потому что египтяне верили , что все обитающие в лесу животные являются богами. Как говорил поэт: «И лес богами был обитаем».

В подобном заблуждении пребывают и многие, они верят, что их вождей и королей ждет божественная судьба, что после кончины они воссядут в небесах в сонме богов, особенно, если предать их сожжению, чтобы они вознеслись, или воспрянут в лесу, превратившись в одно их лесных существ. И люди поклоняются этим ложным богам, восхваляют их и совершают жертвоприношения. Более того, даже змей почитают священными хранителями жилищ, никогда не приносящими вреда их обитателям. Геродот утверждает, что фессалийцы сооружали для таких существ высокие погребальные насыпи.

Даже если кажется, что эти суеверия истреблены и основательно забыты, то это все же неверно, потому что в некоторых местах, затерянных в полночных пустынях королевства Норвегии и Вермланда, это поклонение демонам сохраняется и доныне. Но литовцы в году 1386 от рождества Христова были избавлены и очищены от таких нечестивых заблуждений. Меховита свидетельствует, что в этом году самый могущественный литовский князь Ягелло 41 и его восемь братьев приняли веру Христову, которая сохраняется и укрепляется там до наших дней. Однако, как упоминает тот же историк, на оживленном торговом пути из Литвы в Московию, на границе между этими странами, установлен истукан, называемый на местном языке Злота Баба, то есть Золотая Старуха, и все проезжающие приносят этой Старухе щедрые дары и жертвования — в противном случае их путешествие не будет ни успешным, ни безопасным. Наряду с другими изумительными чудесами, о подобном в своей «Вандалии» упоминает Альберт Кранц.

03_02.jpg (40943 Byte)

Об идолопоклонстве обитателей Севера

ГЛАВА ВТОРАЯ

Даже обитатели самых отдаленных северных областей, которые по мнению многих совершенно пустынны и не населены, не избежали поклонения бесам и долгое время блюли нечестивую обрядность. Эти лесные люди (как некогда остальные племена рода человеческого, ныне уже цивилизованные) по тем или иным причинам повторяют общие для всех ошибки и обращаются за помощью и защитой к ложным богам. Во время летнего солнцестояния они приносят благодарственные жертвы солнцу за то, что оно дарует им свет и тепло, вознаграждая их за муки, перенесенные в морозной темноте. Но они не ругают и не проклинают невыносимый холод и тьму, как это делают индийцы, а могут лишь сказать в крайнем раздражении: «Мороз этот воистину обезумел, и темнота тоже». Подобным же образом они чтут и луну, потому что та дарует им свет взамен удалившегося солнца. Свет луны они используют все время, разве за исключением времени до новолуния. Поэтому всю дневную работу они спешат сделать под яркими звездами, когда белый снег отражает их и тем самым усиливает освещение.

Эти северные народы впадают в ересь, по неразумности своей введенные в заблуждение нечистым духом, и возносят молитвы, и творят обряды, преклоняясь перед куском красной материи, прикрепленной к копью или даже к простому шесту. Они считают, что красный цвет обладает божественной силой и помогает им охотиться на диких зверей, чью кровь они пьют. Кроме того, они считают, что красный цвет — это цвет торжества над поверженным врагом, и это из древности идущее убеждение подтверждает и Геродот в книге III 42. В старые времена по заветам пифийских оракулов корабли намазывали красным, чтобы отличать их от вражеских судов. Плиний в книге XXXV. гл VII, рассуждая о классических цветах, говорит, что красный цвет — это цвет бесстрашных бойцов. У гётов пурпур был отличием вождей. Римские триумфаторы облачались в пурпурные одеяния, а эфиопы рядились в пурпурные платья по святым дням.

Некоторые полночные народы целый день до самого заката обожествляют живых существ, которых они узрят первыми на рассвете в небе, воде или на земле, будь то птица, какое-нибудь четвероногое, рыба, даже змеи и черви, причем особым почетом и поклонением пользуется олень, чьими рогами молодежь украшает свои головы, и которого они считают одним из самых благородных четвероногих животных.

Египтяне поклонялись жуку скарабею, который скручивал шарики из навоза. Геродот, Страбон и Плиний свидетельствуют, что египтяне в безумии своем дошли до того, что почитают богами коров, крокодилов, собак, овец, волков, сатиров, рыб, львов, коз, мышей, пауков, кошек и ястребов, всячески ублажая их жертвоприношениями. Греки, персы и римляне поклонялись своим богам, а скорее демонам, о чем знает каждый, кто читал их исторические сочинения. Блаженный Августин утверждает, что не следует стыдиться древней истории, чтобы не погрязнуть в поклонении дьяволу, а проникнуться познанием и любовью к истинному Богу, который сотворил человека по образу и подобию своему.

Северные народы также не желают представать перед своими богами без приношения и жертвуют им кости диких животных, китов и больших рыб, однако сжигают их не летом, когда все наслаждаются солнечным светом и теплом, а в начале ужасной зимы, чествуя тем самым своих богов. Так и веруют эти люди во вздорные вещи. Но, как писал Плиний сыну императора Веспасиана, Титу 43: «это не следует считать большим пороком, ведь каждый верует, как может, жертвуя лишь соль и муку, пусть даже и без ладана». О таких вещах писал и Августин в книге VIII, гл. XXIII.

[Гл. 3-9 опущены]

03_10.jpg (41931 Byte)

О девах судьбы и нимфах

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

В некоторых северных странах имеются храмы, посвященные Диане 44 и Церере 45, нерукотворные святилища, места, где наши предки давали торжественные обеты, возносили молитвы богине судьбы Парке 46 и вопрошали о будущем своих детей. Заглянув внутрь капища, они видели трех или нескольких восседавших там существ женского облика. Одни выглядели детьми, и в своих предсказаниях были благосклонны к людям , другие также предвещали достаток и иные блага, но были и такие, которые пренебрегали дарами и предсказывали, что дети по натуре своей будут злохитростны и склонны к преступлениям.

Девы судьбы определяли будущее не только детей, но и совершенно зрелых мужчин, даже королевского достоинства.

Король Швеции и Дании Готер, будучи на охоте, отбился от своих спутников, заблудился в окутанном туманом лесу и очутился в избушке, где сидели три девы. Они приветствовали его, назвав королевский титул и имя. Пораженный король вопросил, кто они, эти удивительные девы. И те ответили, что они — девы судьбы и определяют исход всех сражений, незримо присутствуя там и помогая своим друзьям. Они поведали удивленному королю, что могут по своему желанию даровать кому угодно военную удачу или наоборот — отвратить ее. Лесные девы призвали Готера накрепко запомнить их совет и никогда не поднимать оружие против Бальдра, который был тайным отпрыском великих богов, — это накличет на него большое несчастье. После этих слов все вдруг исчезло — и девы, и лес, и избушка, а король нашел себя среди чистого поля. Ошеломленный увиденным и услышанным, он долго стоял в раздумье, стараясь уразуметь, что это было — бесовское наваждение или предвестье счастья.

Через несколько лет Готер, утомленный жестокой битвой, забрел в лес, где не ступала нога ни одного смертного, и попал в пещеру к незнакомым девам. А девы оказались теми самыми, что когда-то подарили ему одеяние, делающее его неуязвимым. Король стал сетовать на военные неудачи и другие бедствия, которые преследовали его вопреки их предсказаниям. Девы судьбы возразили, что жаловаться у него нет причин: он потерял меньше воинов, чем неприятель, сам поразил многих, но стоит перед ними целый и невредимый, без единой раны. Они подарили ему пояс, приносящий победу, и предсказали скорую удачу, если тот последует их советам. Тот поступил так, как приказывали ему девы судьбы, на обратном пути встретил своего врага и нанес ему смертельную рану.

[Гл. 11-12 опущены]

03_13.jpg (41796 Byte)

О прорицаниях

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ

Чтобы уразуметь смысл изображения и названия этой главы, нужно вспомнить слова учителя церкви Иоанна Златоуста 47, сказанные им в одной из проповедей о знамениях, исходящих от солнца, луны и звезд и о том, что ни одно сотворенное Господом существо, кроме человека, не стремится прозреть будущее. И задумавшись об этом, можно сказать, что не существует ни отдельных людей, ни целых народов, как цивилизованных, так и диких варваров, которые не пытались бы предвидеть и предугадать будущее с помощью различных примет и знаков. В особенности это касается жителей Севера, на мой взгляд, весьма преуспевших в предсказании и предвидении будущего при помощи наблюдения за полетом птиц, за прыжками рыб и звуками, которые раздаются при этом, за потрескиванием скал , за испарениями, выдыхаемыми горами. Большинство подобных примет они считают верными предвестниками будущих событий, и без выяснения смысла таких явлений, не начинают ни военных походов, ни других важных для общества дел. Применялись не только предсказания гарусписков, гадателей по внутренностям жертвенных животных, но прибегали начальные люди и к гаданиям на игральных костях, аэромантии 48, геомантии 49, пиромантии 50, некромантии 51, толкованию знамений, полученных во сне — ко всему, что могло оказаться важным для предвидения важных для государства событий.

Один предсказал королю Хаддингу, что он будет пленен в начале военных действий против курляндского тирана Йокера, и предсказание это исполнилось в точности. Норвежский король Говар был даровитым предсказателем, мог предвидеть грядущие события так, что находясь в Норвегии, усмотрел, какую ловушку приготовят ему, когда он вторгнется на сотню немецких миль в Саксонию. Горм, по прозвищу Нечестивый, однажды увидел во сне, что его жена произвела на свет двух птиц-близнецов, причем одна была меньше другой. Они взлетели и быстро поднялись в небо, однако вскоре возвратились и уселись ему на руку. Немного отдохнув, они расправили крылья и снова поднялись в воздух, так же произошло и в третий раз. Наконец меньший птенец возвратился без своего товарища, и оперение его было в крови. Сновидение это истолковали так: два его сына будут вести победоносные войны против англов, славян и ирландцев, но старший падет в битве, а младший вернется домой, похитив его окровавленные крылья. О короле Норвегии и Дании Магнусе рассказывают, что во время ночного отдыха перед битвой с славянами, ему явилась некая неясная фигура и предсказала победу над превосходящим по численности врагом, а предзнаменованием победы станет гибель орла. Проснувшись, король поведал об этом удивительном сновидении своему войску, а когда оно двинулась в бой, король увидел того самого орла, которого видел во сне. Вскочив на коня, он бросился за орлом и сразил его меткой стрелой, а войско, воодушевленное увиденным, начало сражение и одержало победу, как и было предсказано.

…………………………………………………………………………………………………………………………….

Подобных историй рассказывают великое множество. Веру северных народов в пророчества, предвидения и знамения можно сравнить лишь с тем, о чем говорят древние римские книги. Римляне, наблюдая, как пророческие куры клюют зерно, решали, начинать ли войну теперь или отложить ее до благоприятного часа. Плиний повествует о таких гаданиях в гл. XXXI книги II. Прокопий 52 в книге III то же самое говорит о случае с вождем гуннов Аттилой: тот увидел, как аист уносит своих птенцов со стены осажденного им города в другое место, и понял, что вскоре он захватит его. В северных странах есть множество прорицателей, искусство которых состоит в толковании примет, являемых полетом птиц, их голосами, поведением встреченных диких животных etc. Предрассудки же, которые передались по наследству от древних ведунов к детям, живы и по сей день, и люди, не отрекшиеся полностью от греховных верований, встречу с монахом или священником считают дурной приметой.

[Гл. 14 опущена]

03_15.jpg (44267 Byte)

О колдуньях

ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ

Среди северных народов есть много искусных колдуний, что и будет показано ниже на нескольких примерах.

Хагберта, дочь великана Вангоста, была необычайно большого роста, и тело ее поражало своей огромностью. Она могла изменять свое обличье как угодно: из великанши, головой достигающей небосвода, превращалась в маленькую девочку или в сморщенную старуху, которую вот-вот покинут все жизненные силы. Считалось, что она может обрушить небо, взбугрить землю, превратить в лед родники и реки, а горы — в бурлящие потоки, высоко подбрасывать корабли, низвергнуть богов, погасить звезды и спрятать их свет в преисподней. Король Хаддинг ужинал, когда заметил склонившуюся у очага неизвестную женщину с неким удивительным растением в руках и пожелал спросить, где на земле в зимнюю пору растут такие свежие травы. В ответ на это женщина обернула его полами своей накидки, и оба скрылись под землей, а когда король увидел все чудеса подземного мира, они возвратились в мир земной.

Одна норвежская женщина по имени Крака, чтобы обеспечить счастливую судьбу своему сыну Роллеру, приготовила кашу и накапала туда яд трех змей, связанных одной нитью. Однако приемный сын этой женщины Эрик случайно съел приготовленную для Роллера пищу и обрел великий дар мудрости и знания, гораздо больший, чем может вообразить себе человек: благодаря этой чудодейственной пище он получил возможность проникать в сущность природы всех вещей и стал разуметь язык диких и домашних животных и даже читать мысли этих неразумных существ. Помимо прочего, у него обнаружился могучий дар красноречия, и все его слова так воздействовали на умы и чувства, что незамедлительно превращались в пословицы и поговорки. (О подобном случае повествует Плиний в книге XXVI. гл. IIII, говоря о Демокрите).

Следуя его советам, король Фродо смог разгромить войско гуннов, в котором были дружины 170 могущественных вождей. Король гётов Гестилблинд приблизил Эрика и впоследствии сделал его преемником Шведского королевства, и было это уже в годы рождества Христова. Короля Фродо погубила ведьма, которая превратилась в быка и забодала его на морском берегу. Колдунья Гудрун сделала так, что воины короля Ямерика во время битвы внезапно лишились зрения и обратили оружие друг против друга. На картине вверху изображена женщина, опустошающая свой горшок — непременный инструмент всех колдуний. В том горшке они варят зелье из соков, трав, червей и внутренностей животных, чтобы этим чародейным напитком подчинить себе малоразумные существа и возбудить к быстрому движению корабли, лошадей и гонцов-скороходов. Ведьмы часто укрепляют оскаленный лошадиный череп на длинном шесте и выставляют его около вражеского лагеря, возбуждая панику среди неприятельских воинов, выкрикивая при этом заклинания, отчего вражеское войско смешивается и терпит поражение. Каким же могуществом они обладают, если могут затемнять лунный свет, вырывать из земли деревья и кустарники, губить стада и тягловых животных. И все, кто изучали подобные безумства, оставили свои замечания и размышления. Вспомним строки Вергилия:

Я видел, как с неба луну убирали,
Зрел, как вырывали посевы с полей.

И когда мы не в силах оценить и уразуметь все подобное, то просто поражаемся деяниям Господа, как о том пишет Августин в пространном рассуждении о царствии Божьем в книге VIII. гл. XIX. и в других местах. С этим связано и свидетельство Лактанция 53 о том, что во время Латинской войны 54 Кастор и Поллукс 55 смывали пот со своих лошадей в источнике Ютурны 56. Во время Македонской войны они на белых конях опередили Вициниуса, направлявшегося той же ночью в Рим, и сообщили ему, что македонский царь Персей потерпел поражение и пленен, о чем победитель Эмилий Павел сообщил в письме лишь через несколько дней. Кассиодор в книге IX настаивает на том, что колдовство есть преступление, которое не должно оставаться без возмездия: « Это святотатство — оставить без возмездия оскорбление небесного благочестия. Какое безумие — отречься от Творца жизни и предпочесть несущего погибель

03_16.jpg (42673 Byte)

О волшбе финнов

ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ

Рисунок верху говорит о могуществе тех магов, что своими заклинаниями могут подчинять себе природу, делая ее то более мягкой, то более суровой. Это особенно присуще областям Крайнего Севера — Финляндии и Лаппонии, чьи обитатели еще со времен дремучего язычества унаследовали умения и приемы волшбы, словно сам персидский Зороастр обучал их этому проклятому Богом искусству. Плиний в первой главе ХХХ книги свидетельствует, что многие обитатели берегов Океана, как например британцы, также попали в эту нехитрую ловушки, и этому дьявольскому занятию предаются по всему миру. Помимо прочих колдовских ухищрений, финны чаще всего продают торговцам попутные ветры, и делают это тогда, когда корабли не могут преодолеть противный ветер и отойти от берега. Покупатель платит и получает кожаный ремешок с тремя волшебными узлами. Развязав первый узел, мореход освобождает легкий попутный ветер, по развязывании второго узла ветер становится намного сильнее, а распустив третий узел, владелец ремня вызывает дикую бурю, когда с носа невозможно разглядеть подводные скалы и избежать столкновения с ними, на середине судна нельзя спустить паруса, а кормчий в конце судна не в силах справиться с кормилом. И печален удел тех, кто с презрением отказывается от покупки, не веря, что в этих узлах скрыта такая сила. Ведь и на самом деле: желая проведать будущее и не зная его, человек находится в вечном страхе, мечется между отчаянием и надеждой и в конце концов обращается за советом к прорицателю, чтобы обрести желанное спокойствие. И если предрекается успех в делах, люди предаются радости и веселью, полные пустых надежд. Если же предсказания неблагоприятны — тут же впадают в уныние и тоску. Как жалки смертные, которых простота и доверчивость принуждает бросаться из одной крайности в другую! Как неразумны средства, придуманные нами, чтобы успокоить себя и удовольствовать нашу легковерность! И если бы удалить из человеческого ума подобные суеверия, уже давно можно было бы постичь, насколько они неверны и обманчивы. После обращения в христианскую веру северные народы никогда не применяли в открытую эти запрещенные законом знания, и никто под угрозой смертной казни не смеет обучать других знахарству и волшбе. Плиний (книга XXX. гл. II.) считает, что магия никоим образом не может иметь разумного обоснования, потому что зиждется на обмане и коварстве. Из этих соображений он порицал Нерона за его порочную жизнь и увлечение магией, при помощи которой он надеялся превзойти даже богов. Однако в той же главе он честно пишет о триумфе Нерона, который смог сделать мага Тиридата царем Армении, и принудил его прибыть в Рим, чтобы принять царскую корону из его рук, хоть тому было и нелегко добираться из этой далекой провинции. Морским путем Тиридат не мог поехать, так как однажды он осквернил море плевком, что для мага было непростительным поступком. Поэтому он никак не соглашался взойти на корабль, пусть даже это стоило бы ему царской короны. Швед Сивальд который соперничал с Халданом, добиваясь королевской короны, был славен тем, что имел семерых детей, берсерков, владевших искусством магии. Они часто впадали в ярость, и с ужасным гримасами начинали издавать нечеловеческий рев, грызть щиты, глотать раскаленные угли. Кроме того, они могли выходить из пламени живыми и невредимыми. И успокоить такое безумное буйство можно было лишь связав их или позволив им убить человека для искупительной жертвы. О продаже ветров повествует и Геродот в книге VII. Он утверждает, что военачальники персидского царя Ксеркса за три дня, пока бушевала буря, потеряли 400 кораблей. А когда на четвертый день, чтобы умилостивить ветер, маги принесли ему кровавую жертву, рассмотрели внутренности жертвенного животного и произнесли волшебные заклинания, ветер утих, а после жертвоприношения Фетиде 57 и нереидам буря совершенно прекратилась.

03_17.jpg (44976 Byte)

Об ухищрениях колдунов Ботнии

ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ

Среди обитателей северной Ботнии в любом месте можно встретить умелых ведунов и чародеев, особенно искусных в отводе глаз и умении изменять собственное обличье, чтобы скрыться под ложной личиной; они могут также изменять и облик других людей. Этим умением обладают не только способные носить оружие мужчины, но и женщины и даже девицы нежного возраста. Они изменяют обличье по своевольному желанию и под призрачным ликом скрывают свое истинное зловредное лицо, придавая ему прельстительную бледность и красоту. Известно, что своими колдовскими песнями и заклинаниями они могут являть совершенно близко находящиеся вдалеке предметы, даже очень прочно закрепленные на месте. Они доказывают это, прибегая к своим приемами и ухищрениями. Если кто-либо желает узнать о положении далеко находящегося друга или врага — пусть даже на расстоянии пятисот или тысячи миль – он обращается за помощью к лаппонскому или финскому ведуну, преподносит ему в подарок льняную одежду или боевой лук и просит узнать, что делает в этот момент его друг или враг. После этого провидец входит в потаенное помещение вместе с женой и одним спутником. Там он начинает особого рода молотом ударять по медной лягушке или змее, находящейся на наковальне, переворачивая ее с боку на бок и выкрикивая заклинания. Так он доводит себя до экстаза, падает наземь и некоторое время лежит, словно мертвый. Между тем, его спутник внимательнейшее следит, чтобы ни одно живое существо вроде блохи, комара или мухи не коснулось упавшего колдуна. Душа его, взбодренная волшебными заклинаниями и направляемая злым духом, в это время похищает у живущего вдалеке человека кольцо или нож, как знак того, что ведун побывал там и выполнил свою задачу. Воспрянув от экстатического сна, он поясняет просителю, что означает это знамение и описывает все связанные с ним обстоятельства.

Могут чародеи наслать на человека тяжелую болезнь. Для того они отливают из свинца небольшую, размером в палец, волшебную стрелу и выстреливают ею в человека, которого хотят наказать или поразить своею местью. Стрела настигает жертву, как бы далеко она ни находилась. На ноге или на руке у несчастного появляются мерзкие язвы, и через три дня он умирает в жестоких мучениях. Волшбой и знахарством занимаются и жители Гельсингланда. Один из гельсингландских вождей по имени Вирольф мог на кого угодно наслать такую слепоту, что пострадавший не мог различать даже большие строения и найти к ним дорогу. Под взглядом знаменитого фехтовальщика Висина затуплялось любое оружие. Однако погиб он от меча шведского великана Старкада. Вероятно тот всегда укрывал свой меч в ножнах из тонкой кожи, что было единственным средством уберечь оружие от затупления волшбой. Но от сильно брошенного камня не может защитить ни ворожба, ни заклинания.

[Гл. 18-22 опущены]

КОНЕЦ ТРЕТЬЕЙ КНИГИ


Комментарии

40. Меховита — Матвей (Матфий) Меховский (Меховита) (настоящее имя — М. Карпиго;польск. Maciej Miechowita также известный как Maciej z Miechowa, Maciej of Miechow, Maciej Karpiga, Matthias de Miechow) (1457-1523) — польский историк и географ эпохи Ренессанса, профессор Краковского университета, придворный врач и астролог короля Сигизмунда I. Автор медицинских и исторических сочинений. Его имя принято передавать по-русски именем «Матвей», однако последнее соответствует церковно-славянскому имени «Матфей» (латинскому «Matthaeus» и польскому «Mateusz»), в то время как польское имя «Maciej» передаёт латинское «Matthias» (церковно-славянское «Матфий»). В этой главе речь идет о его знаменитой работе «Тractatus de duabus Sarmatiis Asiana et Europiana et de contentis in eis» (Трактат о двух Сарматиях, Азиатской и Европейской, и о том, что содержится в них», в русском научном обиходе — «Трактат о двух Сарматиях» с географическими и этнографическими описаниями.

41. Ягелло, Ягайло, Владислав II Ягелло (лит. Йогайла, белор. Ягайла, укр. Ягайло, польск. Wladyslaw II Jagiello), (1362-1434) — князь витебский, великий князь литовский (1377-1381, 1382-1392) и король польский (1386-1434). Родоначальник династии королей Речи Посполитой Ягеллонов.

42. Геродот в книге III — в третьей книге «Истории» пишет не совсем о том. Жители острова богатого Сифнос спросили у оракула, как долго будет длиться их благоденствие. Пифия предостерегла: «Благоразумный, засады древесной, багряного вестника бойся. . . А в древние времена все корабли окрашивали в красный цвет (суриком), и это?то и имела в виду Пифия, советуя сифнийцам «остерегаться древесной засады» и «багряного вестника. Так вот, послы по прибытии потребовали у сифнийцев ссудить им 10 талантов. Когда сифнийцы отказались, самосцы стали опустошать их поля.» (Талия, III:58; перевод Г. А. Стратоновского)

43. Тит, Тит Флавий Веспасиан (лат. Titus Flavius Vespasianus), в отличие от отца, своего полного тёзки (Веспасиана), вошедший в историю под личным именем Тит — римский император из династии Флавиев, правивший с 79 по 81 год. Стал первым императором, унаследовавшим власть у родного отца. В 70 году римскими войсками под его командованием был взят и разрушен Иерусалим. Кратковременное правление Тита отличалось мягкостью и справедливостью. Умер в возрасте 42 лет.

44. Диана — в римском пантеоне богиня растительного и животного мира, охоты, женственности и плодородия, родовспомогательница, олицетворение Луны; соответствует греческим Артемиде и Селене.

45. Церера — древнеримская богиня урожая и плодородия. В греческой мифологии ей соответствует Деметра. С Церерой связан миф о смене времен года. Ее дочь, Прозерпину, похитил влюбившийся бог подземного царства Плутон. Церера искала дочь и тосковала. Приода начала увядать, и тогда Юпитер разрешил Прозерпине проводить полгода на землае, а полгода — в царстве Плутона. Соответственно природа то оживает, то увядает. Церера заботилась об осиротевших или покинутых детях.

46. Парка — одна из богинь судьбы. Парки — три богини судьбы в древнеримской мифологии. Соответствовали мойрам в древнегреческой мифологии. Нона (лат. Nona) — тянет пряжу, прядя нить человеческой жизни (то же что мойра Клото), Децима (лат. Decima) — наматывает кудель на веретено, распределяя судьбу (то же что мойра Лахесис), Морта (лат. Morta) — перерезает нить, заканчивая жизнь человека (то же что мойра Атропос). Примерно соотносятся с Норнами в скандинавской мифологии: Урд — что значит прошлое или судьба. ; Верданди — что значит настоящее или становление; Скульд — что значит будущее или долг.

47. Иоанн Златоуст, Иоанн Хризостом (347-407) — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.

48. Аэромантия — гадание по небу, облакам, кометам, «падающим звездам», толкование знаков в зависимости от дуновения ветра, по радуге, кругам вокруг Луны и видениям в воздухе.

49. Геомантия — популярный в арабских странах метод гадания, основанный на толковании отметок на земле или рисунков, которые образуются в результате подбрасывания горсти земли, камешков или песчинок. После крестовых походов в XIII ст. широко распространился в Европе.

50. Пиромантия — гадание по огню — жертвенному пламени, молнии, огоньку лампады или свечи, в который бросают щепотки различных веществ. Если они сгорают быстро, то это считается хорошим предзнаменованием; тихое, спокойное пламя или яркое пламя считается положительным знаком, тусклое — неблагоприятным. Особое значение имеет также цвет пламени: красное означает горе, желтое — радость, пламя с копотью предвещает несчастье. О распространенности этого гадания у римлян можно судить по замечаниям Плиния : огоньки земли, производящие шум, слывут предвестниками бури; если во время дождя вылетает пламя, то это знак ветра; когда искры или уголек прилетают к котелку, который стоит на огне, или когда уголь сильно сверкает, будет страшная буря.

51. Некромантия — способ прорицания, который заключается в вызывании духов мёртвых с различными целями: от духовной защиты до получения знаний, в том числе о будущем. В основе данной практики лежит убеждение в том, что мёртвые обладают особым могуществом и могут покровительствовать живым.

52. Прокопий, Прокопий Кесарийский (лат. Procopius Caesarensis; между 490 и 507 — после 565) — византийский писатель и историк. Его самым крупным и важным произведением являются «Войны» в восьми книгах, описывающих кампании византийского полководца Велизария, в которых автор принимал непосредственное участие: «Война с персами», «Война с вандалами» и «Война с готами», будучи приближенным военачальника. В этих книгах кроме политических и военных сведений, касающихся Византии, содержится и масса данных по этнографии народов и географии областей, посещавшихся Прокопием, психологические портреты участников событий и бытовые зарисовки.

53. Лактанций, Луций Цецилий Фирмиан Лактанций (лат. Lucius Caecilius Firmianus Lactantius; ок. 250 — ок. 325) — писатель, философ, апологет христианства, которое принял в 303 году. Произведения отличаются изяществом стиля и выражений. За это в эпоху Возрождения Лактанций был назван «христианским Цицероном».

54. Латинская война — имеется в виду первая из двух Латинских войн (конец V ст. до н. э.), войн города Рима против союза городов Лация, т. н. Латинского союза. В обеих войнах победу одержал Рим.

55. Кастор и Поллукс (Диоскуры) – сыновья Юпитера. Знаменитые герои древних мифов.

56. Источник Ютурны (лат. Lacus Iuturnae) источник и алтарь посвящённые нимфе Ютурне в Риме. Кастор и Поллукс напоили своих коней в этом источнике, когда принесли весть о победе над этрусками в 496 году до н. э. в Рим.

57. Фетида — морская нимфа. Мать знаменитого героя Ахилла.

Текст переведен по изданию: Olaus Magnus. Historia de gentibus septentrionalibus. Romae. 1555

© сетевая версия - Strori. 2019
© перевод с лат., комментарии - Лапатка Я. 2019