ОЛАФ МАГНУС

ИСТОРИЯ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ

HISTORIA DE GENTIBVS SEPTENTRIONALIBVS

О ПТИЦАХ

КНИГА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

В Северных странах водится великое множество птиц: водоплавающих, околоводных, лесных и полевых. Многие из них хорошо известны и другим народам, однако будет неплохо более широко описать некоторые свойства их натуры и образа жизни. Авторы былых времен посвятили этому предмету немало своих трудов. Холод, царящий на земле и на воде, жестокие условия существования – описание всего этого поразит и удивит читателей, но не утомит их, более того — они надолго запомнят прочитанное, потому что многие при чтении паражаются, как могут птицы не только существовать, но и размножаться в странах, где земля покрыта глубоким снегом, вода скована толстым льдом, а холодная ночь длится месяцами.

Когда же речь заходит о чем-либо непознанном, то нельзя судить опрометчиво отрицая одно и порицая другое, как о том говорит Платон в своей книге «Законы». Он утверждает, что природа — это великий творец и художник способна создавать и устраивать все по своим законам. Но полностью постичь и познать эти законы чрезвычайно трудно, поэтому, прежде чем произнести какое-либо суждение, нужно основательно исследовать обсуждаемый предмет, проникнуть в его сущность и оценить его.

Существует много таких вещей, которые человек может лишь созерцать, однако их сущность скрыта от него, она вызывает восхищение и удивление, но остается непознанной. Аристотель, а равным образом и Платон, жалкими считали тех, кто не желали признавать существующим ничего, кроме воспринимаемых их чувствами вещей 450.

С этим вполне соотносятся слова достойного доверия природоведа, географа и писателя Цельтеса 451, который в течение пяти лет совершал исследовательские путешествия по всей Германии: «Серьезные авторы о птицах не могли поведать ничего достоверного и для меня полезного. Из их писаний можно лишь установить, что многие существа, ныне более не живущие, некогда исчезли, а многие, которых не было ранее — вероятно вскоре появятся. Отсюда они делают вывод, будто система небесных тел может измениться и устроиться по-новому, а может ничего нового в мире и не произойдет». Так писал Цельтес. Плиний же в кн. Х глава XV пишет: «Изучающие этрусков говорят о множестве видов птиц, которых никто не видел вот уже многие столетия, и утверждают, что они исчезли, не оставив потомства. Но как ни удивительно, все еще существуют птицы, уничтожаемые алчными людьми. »

19_01.jpg (37480 Byte)

О множестве видов птиц и разнице между ними

ГЛАВА ПЕРВАЯ

В холодных северных странах, равно как и в теплых южных, водятся различные виды птиц. Одни из них — хищники, питающиеся мясом, как орлы, другие — такие как гуси — травоядные, а кроме них есть и всеядные, как вороны, есть поедающие червей, как курицы, а некоторые, как например ласточки, добывают пищу в полете. В большом количестве водятся ястребы и коршуны разных видов, ведущие единично обособленный образ жизни. В противоположность им, журавли и голуби собираются в большие стаи.

Часть из обитающих на севере птиц — перелетные, как аисты и лебеди, а часть приручается человеком и привязывается к нему, как соколы и галки. Некоторые птицы, например ласточки, устраивают гнезда при человеческих жилищах, а горлицы — напротив: поселяются в стороне от мест обитания человека и сами добывают пропитание, так как очень дорожат своей свободой.

Одни —как сороки — стрекотливы и шумны, другие — черные дрозды, например, — это певчие птицы, а филины издают ухающие звуки. Почти все птицы поют в дневное время; кукушки подают голос лишь летом, а некоторые, подобно воробьям и орлам делают это круглый год. Есть птицы, подражающие человеческим голосам — это попугаи, которых изредка привозят в Северные страны чужеземцы. Эти птицы необычайно забавны, но иногда могут выболтать услышанные семейные тайны.

Некоторые птицы: журавли и пчелы, подвергающиеся опасности со стороны воронов и соколов, являются предметом особой заботы королей. Иные птицы, вроде скворцов, купаются в пепле или песке, чтобы очиститься, а иные, вроде сорок и галок, ухаживают за собой иным образом. Некоторые виды птиц на глаза человеку попадаются довольно редко — это вороны, ястребы, сороки и белые воробьи.

Птицы отличаются друг от друга как голосами, так и особенностями поведения и природных наклонностей. Так орел — хищный разбойник, петух – бесстыдный распутник, павлин постоянно заботится о своем одеянии, голубь — похотлив и сластолюбив, куропатка — коварна и ревнива, а страус — жесток. Правда, в отличие ото других птиц, страусов на Севере никогда не видели, но их природа именно такова. Сороки болтливы, а галки — вороваты.

Птицы отличаются также строением ног и клювов. Одни имеют изогнутые когти, как у орлов и ястребов, другие же — перепончатые лапки, как у гусей, что присуще всем водоплавающим птицам.

Отличаются они и тем, что с возрастом меняют окраску, как дрозды и журавли, а есть такие, у которых изменяется и голос, подобно курам, а кроме того, у некоторых птиц изменяется не только голос, но и окраска, как это происходит у черных дроздов и соловьев. Лебеди поют, предвещая свою кончину.

Одни птицы прекрасно поют летом и отвратительно — зимой, а некоторые, подобно поползню, изменяют голос ежедневно. Горлицы и ласточки зимой умолкают. Некоторые птицы изменяют тональность пения зимой, а некоторые — летом.

[Гл. 2-3 опущены]

19_04.jpg (35141 Byte)

О ястребах и их разновидных породах

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

На Севере ястреба считают более благородным и сильным, чем в других странах мира, что проистекает от убеждения, что в таких суровых условиях только сильная птица может существовать и обеспечивать себя питанием, во всем превосходя множество других птиц. Ястреб с наслаждением пожирает кровь, сердце и грудки других птиц, а поэтому бесстрашно и с большим желанием охотится на своих пернатых собратьев. Можно сказать, что им, как и человеком, движет гордыня, жажда власти и насилия.

Существуют породы ястребов, которые, разодрав грудь жертвы, поедают только сердце, другие же пожирают только мозг, оставляя нетронутыми остальные части добычи. Те, кто приучает ястребов к охоте, кормят их раками, которых птицы очень любят и в благодарность за любимое лакомство доставляют хозяину нетронутыми добытых птиц. Охотится ястребам тем более легко, что они намного превосходят других птиц в скорости полета, потому что имеют длинные остроконечные крылья, перья которых ежегодно обновляются во время линьки. Если ястреб охотится поздним вечером, он прижимает пойманную птицу к груди, чтобы она согревала его своим теплом всю ночь, а утром он великодушно отпускает добычу и больше никогда на нее не нападает.

Существует много пород ястребов, из которых одни ловят свою добычу у самой земли, другие ловят птиц, летающих между деревьями, третьи — сидящих на вершинах деревьев, а четвертые захватывают добычу, летящую высоко в небе. Всего существует 16 пород ястребов. Среди них — лунь болотный, хромающий на одну ногу, и сарыч, по-латыни называемый Buteo. Мелким ястребом (Aesolon) греки называют такого ястреба, который в отличие от других пород, всегда появляется только в одиночку.

Кроме того, существует и ястреб породы Cymindis, называемый также ночным ястребом, который смело вступает в схватку даже с орлами. Он намертво вцепляется когтями во врага, и оба камнем падают на землю, становясь добычей охотника. Существуют также ястребы, одних из которых называют дикими, других — домашними. Дикие ястребы нападают на прирученных и пожирают их, но опытный птицелов всегда мгновенно приходит на помощь своему ястребу, если тот оказывается в опасности.

О ястребах и их природных чертах

ГЛАВА ПЯТАЯ

Прирученный ястреб приносит свою добычу хозяину, тот вынимает сердце и внутренние органы и отдает их на съедение ястребу. Лучше всего птица чувствует себя, устроившись в теплом месте; поедая говядину или свинину ястреб быстро тучнеет, а от мяса молодых кур — тощает, но от мяса старых куриц — полнеет. Перед охотой ястребов держат в удобном, не слишком темном месте, выпуская через день.

Но при этом следует позаботиться о том, чтобы выпущенный на свободу ястреб не причинил вреда маленьким детям. Какими бы прирученными ни были взрослые ястребы, они, подобно обезьянам, опасны для маленьких детей более других животных. Подлетая к колыбели, хищник так глубоко вонзает когти в глаза и нос ребенка, что освободить младенца очень трудно.

Это крупнотелые птицы с большими яркими глазами разного цвета, что придает им вид полного довольства и радости. У них мощные ноги с большими когтями. Едят они с большим аппетитом, бесстрашно нападая на любых птиц за исключением павлинов, которые, по утверждению Блаженного Августина, убивают ястребов 452. Ястребы нападают на зайцев, кур, лисят, поросят, гусей, журавлей, уток и белых куропаток, особенно в большие холода, когда те, гонимые голодом, летят к человеческому жилью. А там устроены ловушки из тонких нитей, в которых птица запутывается крыльями, ловушка захлопывается — и ястреб пойман, после чего его приручают, продержав долгое время в неволе.

В Северных странах водится и другая порода ястребов, от которых нужно оберегать домашних птиц, а особенно их птенцов: гусят, утят и цыплят. Зимой эти ястребы сидят в хорошо укрытых гнездах и поджидают добычу, бесстрашно нападая на маленьких птиц, но с большой опаской — на больших: ведь ястреб-перепелятник или глухарь обращают его в бегство, обрекая на голодную смерть.

Ястреб-перепелятник — существо прожорливое и ненасытное, это единственная птица, нападающая, подобно человеку, на своих сородичей. Обычно он гнездится и летает в одиночку, поскольку делиться добычей с собратьями он не может. Воробьи и другие малые пташки спасаются от коварного нападения, улетая как можно быстрее в колючие заросли ежевики. Недостаточно проворные становятся добычей хищника, как мне довольно часто приходилось видеть это. Ведь единственное спасение для малых пташек — это укрыться в колючем кустарнике, подобно тому, как в Индии спасаются голуби от змей, взлетая на дерево.

19_06.jpg (38320 Byte)

Об орлах, их природных свойствах и породах

ГЛАВА ШЕСТАЯ

Орел — это благородная птица, получившая такое название (aquila), как утверждает Исидор 453, от слова acumen (острый), имея в виду остроту зрения этого хищника. В Северных странах водится множество разнообразных диких животных и птиц, в том числе и орлов, чьи природные черты я хотел бы описать. Но прежде всего, я считаю нужным рассказать о разновидностях орлов, каковых в тех странах насчитывается шесть пород.

Первым следует назвать птицу herodius, которую также называют кречетом или ловчим соколом (girfalcus) 454. Herodius — это самая благородная изо всех птиц — имеет белое с синим оттенком оперение, исключая небесно-голубые грудь и крылья. Эта птица настолько сильна, что даже соколы и орлы других пород становятся ее добычей, а ее воинственность так велика, что, увидев в воздухе четыре или пять журавлей или стаю иных птиц, смело бросается на них и сражается, пока все эти птицы одна за другой не упадут на землю, где их подбирает обученная собака и отнесет хозяину. Если же хоть одной птице удается спастись бегством, разъяренный кречет, не слушая призыва вернуться, бросается в погоню и возвращается только поймав ускользающую добычу. Эта птица выводит только одного птенца, как о том свидетельствует Альберт 455.

Затем следует назвать вторую по благородству птицу, которая обычно охотится на гусей, лебедей, кроликов и зайцев, особенно, когда те выводят потомство. Этот орел меньше, чем herodius, он имеет более пестрое оперение, так как у него серые перья перемежаются с белыми, а короткий хвост — ослепительно белый 456.

Третьим идет орел, имеющий обыкновение восседать на обрубках деревьев, откуда и происходит его наименование орел-древесник (aquila truncorum) 457. Оперение этого орла светло-бурое, охотится он на гусей и уток, и уступает ранее описанным породам орлов как в размерах, так и в храбрости.

Орел четвертой породы охотится на рыб. Оперение у него разных оттенков: белое на животе, черное на спине, а зоб с черными пятнами. Одна нога у него подобна гусиной и приспособлена для плавания, а вторая с острыми когтями — для захвата добычи. Обычно он восседает на деревьях у речных потоков и подстерегает рыб, в изобилии населяющих северные водоемы 458.

Пятая порода — это небольшой пестрый орел чрезвычайного ума и хитрости. Когда он хочет добыть костный мозг своей добычи, то взлетает высоко в небо и роняет кость на скалу, отчего она разбивается, обнажая желанное лакомство 459.

Шестая порода — это белые орлы, питающиеся зайцами, кроликами, поросятами, щенками, лисятами и другими подобными животными 460.

Все орлы настолько любят своих детенышей, что защищая птенцов от стрел, словно щитом, прикрывают их своим телом.

[Гл. 7 опущена]

19_08.jpg (38681 Byte)

Об утках и их породах

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

Утки получили свое латинское название anates потому, что все время пребывают на воде и предпочитают плавать (natare), а не ходить по земле. Утки — птицы всем известные и бывают двух видов: дикие и домашние, хотя делить их на породы можно и иным способом. А известны они потому, что на Севере их превеликое множество. Особенно много диких уток, и кажется, что они полностью покрывают северные водоемы.

Птицеловы очень редко охотятся на диких уток, так как мясо водоплавающих птиц — холодное и грубое на вкус, и люди предпочитают ловить лесных птиц, чье мясо гораздо вкуснее.

Хотя существует несколько пород уток, все они подобны друг другу формой широких клювов и ртов, а также перепончатыми ногами, приспособленными для плавания. Дикие утки разных местностей отличаются друг от друга цветом, в то время как почти все домашние особи имеют белый окрас перьев.

Дикие утки все время пребывают только в незамерзающей воде, которая постоянно подогревается теплыми серными парами, поступающими из-под земли. Гонимые природным инстинктом, они все время описывают круги и зигзаги по поверхности воды, предупреждая тем самым ее замерзание. При этом птицы издают громкие крики, слышные на большом расстоянии. Если же очень сильный мороз, все же, сковывает воду, утки улетают к морю, на просторе которого и находят безопасное прибежище.

[Гл. 9 опущена]

19_10.jpg (39307 Byte)

О гусях

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

Как диких, так и домашних гусей в Северных королевствах поразительное множество, особенно во время гнездования. Именно тогда, в апреле, дикие гуси возвращаются из южных стран. Дикие гуси бывают серые и черные, с красными клювами и ногами, в то время как почти все домашние гуси белого окраса и превосходят диких собратьев размерами тела.

Дикие гуси отличаются друг величиной, цветом, происхождением и высотой полета. Одни, подобно гусям пепельно-серого цвета, отличаются самыми большими размерами. Другие, серого и черного цвета, летают на большой высоте, а белые гуси с черными перьями на кончиках крыльев летают выше всех. Некоторые же гуси, подобно шотландским уткам, рождаются на деревьях.

Плиний упоминает и еще одну породу гусей, называемую Comagene. Из жира этих птиц изготовляют знаменитую мазь коммаген (сommagenum) 461. Снадобье готовят, смешивая гусиный жир с корицей, после чего эту смесь помещают в бронзовую посуду и долгое время держат под снегом, чтобы она размягчилась и дозрела.

Обитатели Северных стран употребляют жир домашних гусей как приправу вместо масла, а также как лекарство от простуды, судорог и внезапно возникающих болей. Гусиный жир, смешанный с маслом, останавливает кровотечение, лечит огневик, рожистое воспаление, язвочки на губах, на языке и на лице, а также улучшает слух. На Севере люди используют гусиный жир для лечения обмороженных губ и лица. А смешанный с медом гусиный жир исцеляет укушенного бешеной собакой человека.

После летнего солнцестояния обитатели Севера едят соленое и вяленое гусиное мясо, готовят и блюда из свежей гусятины наравне с мясом других животных. А перед зимним солнцестоянием по гусиным костям предугадывают, насколько суровой и длинной будет зима. Происходит это так: если после еды гусиная кость без мяса становится легкой и светлой, то зима будет суровой, а если же остается прочной и темной, то следует ожидать мягкой и многоснежной зимы.

Измученные долгой северной ночью и сильными морозами, проголодавшиеся домашние гуси становятся беспокойными и перед рассветом кричат тревожнее и громче обычного. А голод и холод приводят к тому, что клювы и ноги становятся белыми, и единственное спасение от такой напасти — это подстелить птицам соломы. Так же тревожно и громко кричат гуси, если чуют засаду или разгорающийся пожар. Тому есть известный всем пример с гусями на Капитолии, о чем писали многие авторы, и, в частности, Св. Августин в книге «О Граде Божием 462».

Об уроках нравственности, которые можно извлечь из поведения гусей

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

Аристотель, отправляя своего ученика Каллисфена к Александру , наказывал, чтобы тот проявлял сдержанность и говорил как можно меньше, но с приятностью, особенно в присутствии тех, у кого жизнь и смерть говорящего держится на кончике языка.

Многие авторы, тщательно изучавшие поведение животных, утверждают, что некоторые безмысленные твари спасают свою жизнь, соблюдая глубокую тишину. Так поступают гуси, которые с наступлением жары покидают восточные страны и направляются на запад или на север. По пути им приходится пересекать горы Тантаурус 463, где в большом изобилии обитают орлы. Боясь своими криками привлечь внимание грозных хищников, гуси берут в клювы маленькие камни прибрежной гальки и в полном молчании пролетают над вершинами и перевалами этих гор, после чего выплевывают камни и продолжают путь, безо всякой опаски оглашая небо громкими радостными криками.

Человек, обремененный посланнической миссией или чем-либо подобным, должен следовать примеру гусей, храня молчание и разумно решая, кому, когда и какие слова молвить. Ведь в народе говорят, что сказанное слово назад не покличешь. И здесь более предпочтительно поступить как гуси, чем так, как поступил Каллисфен. Некоторое время сохраняя молчание, гуси спасли свои жизни, в то время как он потерял свою, только потому, что не послушался своего мудрого наставника, дал волю языку, забыв о святой мудрости молчания, как о том говорил Пифагор 464. Ведь лучше вовремя промолчать, чем вовремя высказаться.

Эти птицы имеют и другое достоинство: они привязаны к хозяину, который их кормит, показывая при этом разум и мудрость. Гусь — существо пугливое, обладающее тонким слухом. Так устроила сама природа: чем более животное пугливо, тем более чуткий из него сторож, ибо в этом ремесле страх — самый лучший наставник.

Блаженный Амвросий Медиоланский в книге «Гексамерон» (кн. V, гл. 13) восхваляет эти качества гусиной натуры такими словами: «Кто не удивится тому, как чутко несли бессонную стражу гуси, о чем свидетельствует шум, поднятый ими в ночи? Тем самым они спасли Капитолий Римский от недругов-галлов. Их заслуге ты, о Рим, обязан своею империей! Твои боги спали, а гуси без сна оберегали тебя. И по сей день не Юпитеру, а гусям ты приносишь жертвы. Боги твои уступили свое превосходство твоим гусям, потому что они спасли тебя и самих богов от вражеского плена. »

[Гл. 12 опущена]

19_13.jpg (34846 Byte)

Об аистах

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ

В северных странах Гёталандии и Свеаландии, начиная с 56° и до 90° северной широты в сторону полночного полюса, обитают только аисты с красными клювами и ногами, но встречаются и чернокрылые аисты. Весной эти птицы возвращаются из жарких стран или стран с обширными теплыми болотами, где они проводят зиму. Возвращаясь, они летят по ночам вместе с журавлями. Аисты всегда отыскивают свои старые гнезда и стремятся туда через огромные земные просторы. Движимые инстинктом продолжения рода, они устраивают свои гнезда чаще в болотах, чем вблизи человеческого жилья. Гнезда они устраивают преимущественно у воды, где и добывают себе пищу: червей, лягушек, мышей, змей и других животных, но никогда — королевских жаб.

Аист захватывает добычу своим мощным клювом и отправляет в желудок, где она размягчается и переваривается. При выведении потомства аист извергает размягченную добычу из желудка, чтобы накормить маленьких птенцов.

Эта птица имеет черное оперение и очень мощный клюв. Аист самоотверженно сражается, обороняя свое гнездо и птенцов, и не уступает противнику, даже погибая. Сражаясь, он выставляет вперед одно крыло, прикрывая ногу, словно щитом. Орлы и другие хищные птицы не нападают на аистов во время выведения потомства. Если же аист не в силах справиться с врагом в одиночку, он призывает на помощь своих собратьев, и вместе они побеждают даже очень сильного врага. А победив, они выражают свою радость, часто клацая клювами. Такие же звуки издает аист, когда приближается супруга, когда птенцы хорошо едят. Он щелкает клювом, то вытягивая шею, то запрокидывая голову назад. Если аист пугается чего-либо ночью, он опять-таки призывает на помощь, клацая клювом и издавая шипение.

Обычно аисты выщипывают пух из гнезд, сбрасывая его наземь, а иногда выбрасывают птенца из гнезда, если видят, что тот плохо растет или семейство слишком большое, чтобы прокормить всех детенышей. Простолюдины считают, что таким образом умная птица платит десятину или совершает плату владельцу земли, на которой расположено ее гнездо.

Между тем, аисты — весьма чадолюбивые существа. Когда самки высиживают птенцов, самцы своими перьями всячески утепляют гнезда, делая их более уютными. Затем родители по очереди ухаживают за птенцами, кормят их до тех пор, пока у молодняка не окрепнут крылья, и подросшие птенцы не начнут самостоятельно добывать себе пропитание.

Волатерранус 465 и Элиан 466 рассказывают, будто Александр Великий свидетельствовал 467, что на некоих островах в Океане по велению Божиему аисты превратились в людей, заслужив эту милость прекрасным отношениям к своим ближним. Поэтому повсеместно считается грешным и постыдным причинять вред этим птицам, особенно в Фессалии, где водится огромное множество ядовитых змей, представляющих смертельную опасность для людей. Аисты же, питаясь змеями, спасают обитателей Фессалии от гибельных змеиных укусов. Поэтому именно там, аисты высоко почитаются, и убийство аиста приравнивается к убийству человека. Не подлежит сомнению, что аисты — это пример целомудрия и священности супружеских уз.

[Гл. 14 опущена]

 

О лебедях

ГЛАВА19_15.jpg (34979 Byte) ПЯТНАДЦАТАЯ

Как всем известно, лебедь — птица кроткая и нежная. Свое латинское название cygnus он получил от слова «поющий» (canendo 468) именно потому, что благодаря длинной, изящно изогнутой шее, издаваемые им звуки приобретают необычную силу, нежность и мелодичность. Однако лебеди поют гораздо реже, чем другие птицы: только когда выводят потомство или страдают от сильных морозов. На Севере их пение можно услышать довольно поздно, так как они пребывают на северных водоемах очень долгое время, и только с наступлением жестоких холодов покидают их и улетают в жаркие страны. Лебединый клин, пролетающий над облаками и замерзающими водоемами среди белых снежинок и темных туч, представляет прекрасное зрелище, а его песнь — единственный звук в пустынном холодном небе, и предвещает он обитателям Севера суровую морозную зиму. И чем более суровую зиму предвещает лебединое пение, тем более довольны этой приметой обитатели Севера, так как сильные морозы для них — это еще и некоторая выгода, о чем я скажу позднее. Когда же погода станет более мягкой, лебеди снова возвратятся на свои старые водоемы.

Однако местные жители, высоко ценящие деликатное мясо лебедей и их нежный пух, недолго оставляют прилетевших птиц в покое. Опытные охотники знают, что лебеди легко поддаются очарованию звуков флейты или скрипки. Поэтому они, надев обманные личины быка или лошади, или просто расположившись рядом с настоящими животными, начинают играть на скрипке, и лебеди, плененные нежными мелодиями, приближаются к берегу. Тогда охотник мечет в грудь птицы копье с крючковатым железным наконечником, привязанным к тонкой прочной веревке, и вытаскивает добычу на берег. Другие лебеди, избежавшие смерти, ничуть не обеспокоены тем, что их собрат вылез на берег: они все обычно выходят из воды в поисках пищи. А пойманный лебедь, которого заманили звуками музыки, оповещает собратьев о своей смерти громким пением. Кроме того, состарившийся лебедь поет перед кончиной, прикрыв голову одним крылом, и с пением уходит из жизни.

Платон утверждает, что тогда лебедь поет не от смертной тоски, а от радости, что исполняется предначертанная ему судьба 469.

[Гл. 16-18 опущены]

19_19.jpg (37139 Byte)

О вoронах диких и ручных

ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ

В главе XV четвертой книги говорилось о принятом в Исландии законе об уничтожении вoронов. Я упоминал, что эти птицы там необычайно свирепы, особенно белые вoроны, которые водятся на этой ледяной земле. Как там, так и в других странах Севера водятся белые медведи и другие животные, вроде зайцев и лис, шерсть которых белеет от жестоких холодов.

Но поскольку предметом этой книги являются птицы, то повествование будет касаться свойств, которые присущи только вoронам. Достаточно сказать, что как дикие, так и прирученные вoроны имеют натуру свирепую, хищную и вороватую. Поэтому люди должны остерегаться везде: на пастбищах, препятствуя хищникам похищать ягнят, у себя во дворе, где вoроны могут выцарапать глаза младенцу, лежащему в колыбельке. Оберегать от них следует и кошелек с деньгами: ведь сказал же Цицерон о галках, обращаясь к Валерию. Флакку 470: «Доверять тебе золото можно столь же мало, сколь и галкам 471. »

Плиний также говорил о вороватости галок, которые потому и получили латинское название monedula, потому что постоянно воровали блестящие золотые и серебряные деньги, называемые по-латыни moneta. Молодых птиц можно научить говорить человеческим голосом, но от того больше вреда, чем пользы. Особенно большой вред наносят галки полям пшеницы, и изгнать их оттуда можно лишь с помощью установленных там пугал.

Перотто, говоря о белых вoронах, приводит пример о том, как британский король однажды послал белоснежного вoрона королю Сицилии Альфонсу, а второго белого вoрона прислал ему царь Скифии 472. Это была великолепная ловчая птица, и король Альфонс охотился с нею на фазанов.

Если бы европейские скифы поинтересовались ценой римского ворона, наученного произносить четыре льстивых слова, то узнали бы, что стоит он сорок тысяч флоринов — сумма, которую британские короли и скифские цари за всю свою жизнь могли бы потратить на приобретение собак, воронов и даже соколов. Существует описание подобного случая. Когда Цезарь Август возвращался в Рим на триумфальной колеснице, среди приветствующих его был некий хитроумный актер-мим, научивший своего ворона кричать: «Аве, Цезарь, победитель, император!» И восхищенный триумфатор заплатил за удивительного ворона двадцать тысяч золотых монет. А за другую, принадлежавшую бедному сапожнику птицу, сказавшую Цезарю: «Погибли мои труды и деньги!», он заплатил еще больше 473.

Как бы ни относились к этой общеизвестной поговорке в Лациуме, следует отметить, что ни в одной Северной стране вoроны за свои слова и голоса никогда не получали вознаграждения, хотя говорят, что они способны издавать разные звуки числом более 64-х. И наиболее зловещий из них — это «Cras, cras!», означающий «Завтра, завтра!», что присуще всем должникам, дающим пустые обещания, а также предвещающий скорую погибель. Есть и другой выкрик: «Erit, erit!», то есть «Будет, будет!», но ничего никогда не будет.

Никто не платит ни гроша и за другие издаваемые вoронами звуки вроде, свиста, кудахтанья, собачьего лая, карканья, горловых звуков или хрипенья, которыми они предвещают ужасные бури, проливные дожди и другие бедствия. В тавернах иногда содержатся прирученные вoроны, которые подбираются к опьяневшему от пива посетителю, похищают у него деньги и прячут в потайном месте, а когда приходит время платить за веселье, человек, участвующий в этом обмане, выручает беднягу, получая свою мзду. И если таким образом ворон платит за всех, получается, что выпивка была бесплатной 474.

[Гл. 20-23 опущены]

О лечении соколов и других ловчих птиц обитателями Северных стран

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Если сокол сидит и качает головой, закрыв глаза, это значит, что у него болит голова. Тогда следует поочередно давать ему жир, смешанный с перцем и куриное мясо.

Если он открывает клюв и щипает себя за ноги, это значит, что в голове у птицы скопилась вредоносная жидкость. Тогда следует взять серебряное стило и прочистить птице ноздри, чтобы скопившаяся жидкость вытекла наружу, а затем смазать внутренность носа свежим маслом.

Если птица чихает, извергая из ноздрей воду, это значит, что там скопилось слишком много влаги. Тогда следует взять три грана камнеломки с таким же количеством тонко измолотого перца с уксусом и, смочив в этом растворе тонкий пучок шерсти или льняной ткани, ввести его в ноздри птицы.

Если шея птицы опухает, то следует вскрыть ушную вену, чтобы выпустить несколько капель воспалительной жидкости, а затем накормить птицу лягушками и куриным мясом.

Если сокол часто поднимает ноги и щиплет клювом нижнюю часть голени, значит у него судорожное сжатие вен. Тогда следует вскрыть вену между голенью и бедром.

Если у птицы завелись вши, следует смазать голову старым жиром в смеси со ртутью, повторив это несколько раз.

Если у птицы температура, что выражается в воспалении и дрожании ног, то следует периодически давать ей смесь куриного жира с сильным уксусом и алоэ, а затем кормить улитками 475.

Если птица извергает пищу, значит в желудке у нее образовалась вязкость. Тогда следует давать ей мясо воробья, посыпанное измельченной гвоздикой, чередуя это лекарство с мясом молодого голубя, приготовленного таким же образом. Когда эта пища перестает извергаться, значит птица выздоравливает.

Если у птицы случается запор, то в течение трех дней следует кормить ее свиным сердцем с измельченной свиной щетиной, после чего наступит выздоровление.

Если у птицы завелись глисты, то для выздоровления следует в течение трех дней кормить ее свининой, посыпанной мелкой стальной пылью.

Если моль поедает перья птицы, то следует смешать горячее вино с молотым перцем и ввести эту смесь в желудок сокола, удерживая ее там до полного усвоения.

Если птица страдает от подагры, то есть ноги ее опухают без внешних повреждений, то следует приготовить унцию смеси, состоящую в равных долях из оливкового масла, сливочного масла и алоэ, тщательно перемешав все в плотную массу, подобную ливеру. Такое снадобье готовят каждый день, и в течение трех дней смазывают ноги птицы, держа ее на солнце и подкармливая кошачьим мясом.

Ели птица испытывает такой сильный зуд, что чешется и царапает себя, роняя перья, то следует смешать гусиный и овечий помет с сильным уксусом и алоэ, нагревая смесь на солнце или медленном огне в течение трех дней, после чего купать в этом отваре сокола и кормить голубиным мясом, приправленным медом и перцем. При этом необходимо в течение девяти дней держать птицу в темноте. За это время в хвосте птицы должны появиться молодые здоровые перья. После этого, для полного выздоровления следует несколько раз искупать птицу в розовой воде.

При ранах хорошо помогает смесь с большим содержанием яичного белка, оливкового или свежего сливочного масла. Рану следует очищать, промывая не водой, а горячим вином до тех пор, пока не нарастет новая кожица.

[Гл. 25-38 опущены]

19_39.jpg (37045 Byte)

О павлинах

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ

Павлины — очень редкая птица в землях Аквилонских, и ценится за красоту своего оперения и полезность. Они откладывают яйца и выводят птенцов один раз в году, но до зрелого возраста доживают лишь немногие, и причиной тому служат жестокие северные холода. Тем не менее, в Восточном и Западном Гёталанде, а равно и в соседней Швеции их разводят в большом количестве. За птенцами ухаживают с величайшей тщательностью: в первые дни их кормят ячменной мукой, скатанной в небольшие пилюли, затем дают свежий, хорошо выжатый творог, так как сыворотка им вредна. А после тридцать пятого дня начинают кормить уже немолотыми ячменными зернами. В конце концов, птиц выпускают на недоступные для хищных лисиц поля и нивы, где они, движимые природным инстинктом, сами добывают себе пропитание.

За павлинами на Севере ухаживают более старательно и лучше, чем за другими птицами, из-за их роскошных перьев, цвета которых копируют художники и ткачи северных стран, воспроизводя их яркие краски в своих произведениях. а произведения великих художников на Севере редки, из-за большой отдаленности и трудности путешествий в эти страны.

Легковерные простолюдины могут подумать, что эти существа в ангельской красоты одеяниях посланы нам с небес, хотя сама Природа опровергает это суеверие, наградив птицу отвратительным скрипучим голосом и змееподобной головой.

Подобное заблуждение неудивительно. Об этом писал и Волатерранус: « Увидев первый раз павлина в Индии, Александр Македонский был в восторге и своим указом запретил убивать этих птиц 476. Когда же его привезли в Грецию, павлин долгое время приносил доход своему владельцу, потому что сначала за плату его показывали избранным, а затем уже и всем остальным».

Самец ( обычно один на пятерых самок) , пылающий неудержимой похотью, старательно отыскивает отложенные самкой яйца, чтобы уничтожить их, а уже появившихся на свет цыплят преследует так жестоко, словно каких-то чужеродных существ до тех пор, пока у них не появятся гребешки, указывающие на общность породы.

Для высиживания курочки павлинов откладывают довольно большие яйца в укромных местах. Во время высиживания яйца довольно часто поворачивают ч тем, чтобы облегчить цыпленку появление на свет. Самка павлина так же внимательно относится и к подложенным под нее утиным яйцам, однако утята сразу начинают плавать в воде и не обращают внимание на зовущую их наседку-паву — родовой инстинкт оказывается сильнее.

Птенцы павлинов очень быстро подрастают и выходят из-под материнской опеки, оставляя давшую им жизнь мать одну, без радости материнства.

[Гл. 40-52 опущены]

КОНЕЦ XIX КНИГИ


Комментарии

450. Источник приведенных здесь утверждений Платона неизвестен.

451. Цельтис — Конрад Цельтис (1459-1508) — выдающийся немецкий гуманист рубежа XV-XVI веков. Составил план подробнейшего обозрения Германии в различных отношениях (Germania illustrata), но ему удалось издать лишь несколько подготовительных работ к этому сочинению: «Germania generalis» и «De origine, situ, moribus et institutis Noremberg? libellus». Здесь в вольном изложении приводится цитата из «Общего описания Германии» (Germania generalis)

452. Искаженная цитата из апологетического сочинения Отца церкви Блаженного Августина (354 г. — 430 г.) «О нравах манихейцев» (De moribus Manichaeorum), гл. 8:12. У Блаженного Августина: «Panis hominem alit, accipitrem necat.» — Хлеб питает человека, но убивает ястребов. Вероятно автором первое слово «panis» — хлеб, прочитано как «pаvo» — павлин.

453. Ссылка на труд святого Исидора Севильского «Этимологии» (Etymologiae), т. XII.

454. Herodius — термин заимствован у Альберта Великого, который называет этим словом кречетов. У других авторов кречет уже называется Falco rusticolus или girfalcon. В настоящее время термин herodius употребляется в латинском названии одного из видов цапли.

455. Неточная ссылка на Альберта Великого, который указывает, что у птицы из одного яйца появляется один птенец.

456. Имеется в виду орлан-белохвост (Haliaeetus albicilla), называемый также морским орлом.

457. Аquila truncorum (орел-древесник) — так называет Альберт Великий малого подорлика (Aquila pomarina)

458. Речь идет о хищной птице, называемой по-русски скопа (Pandion haliaetus). На других языках его часто называют орел-рыболов. Источник, из которого Олаус Магнус почерпнул сведение о разных ногах скопы, неизвестен. Утверждение не соответсвует действительности.

459. Порода описанной здесь птицы не установлена до сих пор.

460. Описание, заимствованное у Альберта Великого, совпадает с описание грифа-стервятника (Neophron percnopterus), но стервятники редко нападают на живых животных, питаясь в основном падалью. Возможно, что автор имел в виду какой-либо другой вид малых орлов.

461. Коммагена — древнеармянское царство, превращенное императором Веспасианом в сирийскую провинцию. У Плиния в «Естественной истории» название Comagenе встречается как название армянского царства и сирийской провинции. К породе гусей это слово Плиний никак не относит: Historia naturalis, кн. X: XXVIII: 55 «В части Сирии, называемой Коммагена, было сделано открытие: стали смешивать вино с киннамоном в бронзовой чаше, прикрывая смесь сверху большим количеством снега и размачивая полученную ледянистую смесь. Таким образом получили знаменитое с тех пор лекарство, именуемое в народе «коммагеном». и др. (Перевод Б. А. Старостина).

462. В книге «О Граде Божием» (De Civitate Dei) Св. Августин едко высмеивает язычечские верования римлян, утверждая, что Рим от захвата его галлами спасли не языческие боги, а гуси, своим гоготом разбудившие римских богов и воинов, которые спали, вместо того, чтобы оберегать город. ((De Civitate Dei, кн. II, гл. 22.).

463. Горы Тантаурус — так Олаус Магнус и некоторые другие авторы того времени называли горный хребет Тавр в Малой Азии (Киликия).

464. Каллисфен, иногда Каллистен (360-328 до н. э.) древнегреческий философ и летописец походов Александра Македонскога. При дворе царя Каллисфен вел строгий, почти аскетический образ жизни и был возмущен тем, что Александр потребовал от своих товарищей воздавать ему почести, как богу и сыну бога. Каллисфен, спровоцированый придворными льстецами, произнес две речи: одну — за Александра, другую — против, развенчивая его как бога и мудрого царя. За такое откровение был посажен в застенок, затем казнен. Поэтому Олаус Магнус и пишет, что лучше бы ему было взть пример с гусей, т. к. неумение промолчать стоило философу жизни.

465. Волатерранус — имеется в виду Рафаэль Маффей (Raphaelus Maffei (1451-1522) итальянский гуманист, историк и теолог. Прозвище Волатерранус получил, т. к. был родом из города Волатерры (соврем. название Вольтерра).

466. Элиан — Клавдий Элиан (Claudius Aelianus, ок. 170 г. — 223? г.) — древнеримский писатель и философ. Писал по-гречески, но дошедшие до нас два сочинения наиболее широкую известность получили в переводе на латынь: «О природе животных» (De Natura Animalium) и «Пестрые рассказы» (Varia Historia — )

467. …Александр Великий свидетельствовал… — в данном случае имеет место искажение цитаты. Волатерранус заимствовал рассказ о превращении аистов в людей по воле богов у Элиана, а тот, в свою очередь ссылался на труды древнегреческого писателя Александра из Миндоса. При переписке греческое Миндос превратилось в латинское Magnus — Великий.

468. Весьма вольное производство латинского названия. На латинском языке лебедь — olor, oris. Название же cygnus (cycnus) — производное от греческого kyknos — лебедь.

469. Пересказ отрывка из диалога «Федон» Платона, где несколько человек беседуют с Сократом перед тем, как ему преподнесут чашу с ядом. Сократ утверждает, что лебеди, «…как почуют близкую смерть, заводят песнь такую громкую и прекрасную, какой никогда еще не певали: они ликуют оттого, что скоро отойдут к богу, которому служат… Лебеди принадлежат Аполлону, и потому — вещие птицы — они провидят блага, ожидающие их в Аиде, и поют, и радуются в этот последний свой день, как никогда прежде.» (Перевод С. П. Маркиша)

470. Валерий Флакк — Луций Валерий Флакк, претор 63 г. до н. э (Lucius Valerius Flaccus) — римский политический и военный деятель. Происходил из патрицианского рода Валериев. Занимал ряд важных гражданских и военных постов. Годы жизни точно не известны. Умер после 54 г. до н. э.

471. Искаженное толкование слов Цицерона. В начале 59 г. Флакк был обвинен в разграблении провинции Азии и вымогательстве и привлечен к суду. В его защиту выступал Цицерон, сказавший самому ярому противнику Флакка, второму обвинителю Г. А. Дециану: «Жители Пергама посмеялись над тобою… … Поверь мне, они издевались над тобой. Когда они, в записях своих, надевали на тебя золотой венок, а на деле доверяли тебе не больше золота, чем галке.» (Фрагмент речи в защиту Л. В. Флакка, XXXI:75 в переводе В. О. Горенштейна. Суд оправдал В. Флакка.

472. Король Сицилии Альфонс — вероятнее всего, что речь идет о короле Альфонсе V Арагонском, который в 1416 году стал королем Сицилии, а в 1435 — королем Неаполя под именем Альфонса I, он же Альфонс Великодушный. Правил до 1458 года. Тогда, судя по датам, королем Британии был Генрих VI. Царь Скифии неизвестен.

473. Древнеримский историк Амвросий Феодосий Макробий (Macrobius Ambrosius Theodosius) описал этот случай не совсем так. Возвращаясь с триумфом после победы над Марком Антонием при Акциуме, Октавиан (тогда еще не Август) услышал приветственный возглас вoрона: «Аве, Цезарь, победитель, император!» (Ave, Caesar victor imperator). Восхищенный Цезарь заплатил за птицу двадцать тысяч сестерциев. Приятель счастливца стал утверждать, что у него есть другой говорящий приветствия вoрон. Октавиан отказался купить, сказав, что у него уже есть один, и второй вoрон ему ни к чему, но приказал первому поделиться с приятелем. Сапожник умолял послушать птицу. Цезарь согласился, и оказалось, что хитроумный сапожник на всякий случай приготовил другое приветствие будущему победителю. Вoрон прокричал: «Аве, Антоний, победитель, император!» (Ave, victor imperator Antoni). Испуганный сапожник воскликнул: «Погибли труды и деньги!» (Opera et impensa perii). Вoрон, приученный повторять слова хозяина, прокричал то же самое. Октавиан рассмеялся и заплатил сапожнику еще больше. (Макробий, «Сатурналии» кн. II:IV:29,30, пересказ мой. Переводчик).

474. Неизвестно, из какого источника Олаус Магнус взял этот пассаж о таком применении ручных вoронов.

475. В латинском тексте у О. Магнуса: deinde testudo limax dictaзатем черепаху, называемую улиткой (limax).

476. Олаус Магнус вольно цитирует Волатеррануса, а тот, в свою очередь, ссылается на книгу Клавдия Элиана «О природе животных» (De Natura Animalium), в частности кн V:21.

Текст переведен по изданию: Olaus Magnus. Historia de gentibus septentrionalibus. Romae. 1555

© сетевая версия - Strori. 2019
© перевод с лат., комментарии - Лапатка Я. 2019