ОЛАФ МАГНУС

ИСТОРИЯ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ

HISTORIA DE GENTIBVS SEPTENTRIONALIBVS

О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

КНИГА СЕМНАДЦАТАЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

По всему миру рассеяно превеликое множество различных животных, и в зависимости от страны обитания они покрыты разногустой шерстью: обитающие в жарких странах слоны, верблюды, леопарды, львы, страусы, тигры и обезьяны имеют тонкий слой шерсти, а то и вовсе ее не имеют, такие же многочисленные обитатели холодных стран как белые медведи, черные буйволы, высокорослые лоси, королевские олени, свирепые волки, прожорливые росомахи, зоркие рыси, коварные выдры, полезные в медицине бобры, пугливые косули, хитроумные лисицы — как чернобурые, так и светлошерстые — и многие другие, даже неизвестные в некоторых странах — все они покрыты густым мехом, помогающим им выживать в долгих суровых зимах. О некоторых из них и будет рассказано в этой и других книгах.

Но главное назначение это книги — рассказать любезному читателю, насколько неутомим и мудр в своей постоянной заботе и любви наш Творец о созданных и расселенных по всей земле существах, особенно о тех, что обитают в северных странах, где царят жесточайшие холода. Хотя земля там покрывается снегом и льдом и пастбища исчезают, животные там выживают, выкармливают детенышей и увеличиваются числом, несмотря на необычайно жестокие природные условия.

Следует, однако, принимать во внимание, что каждое живое существо имеет свои , только ему присущие особенности, а потому животные нигде не живут так хорошо, как в местах, определенных им непреложными законами природы. Говорят, что никакой силой невозможно принудить слонов подняться на борт увозящего их в чужеземье судна, пока владелец не поклянется возвратить их назад. И в том нет ничего удивительного, потому что, как утверждает Плиний 393 , слоны очень разумны и понятливы, и ко всеобщему удивлению почитают короля, преклоняя перед ним колени и украшая его венками. Слоны совершают еще много необычайного и удивительного. Святой Амвросий Медиоланский утверждает, что слоны живут по триста лет и служат человеку так, как человек должен служить своему благому Отцу Небесному.

17_01.jpg (40096 Byte)

Об овнах и агнцах

ГЛАВА ПЕРВАЯ

В Готском море есть остров Готланд, принадлежащий подчиненному Швеции королевству гётов. Название Готланд означает «хорошая земля» 394 — так называют его все, кому пришлось посетить этот остров, ибо изо всех северных островов он наиболее щедро одарен природой, и земля там необычайно плодородна.

На этом острове выращивают овнов, иначе говоря, баранов, которые намного больше и крепче всех других животных такого рода. У каждого такого барана на голове вырастает от четырех до восьми рогов, что делает их совершенно бесстрашными и до того свирепыми, особенно во время спаривания, что они опасны для других животных и набрасываются даже на пастухов, если вовремя не спилить или затупить их рога. Шерсть у них длинная и мягкая, отчего даже в Риме она пользуется большим спросом у ткачей и ремесленников, изготовляющих одежду и головные уборы.

В Северных странах имеется великое множество овнов и овечек, причем довольно часто встречаются также и овцы с рогами, о чем сообщали и Гомер, и Аристотель, а Альберт Великий 395 в трактате «О животных» утверждает, что сам видел чудовищных баранов с четырьмя рогами на голове и двумя длинными, похожими на козлиные, рогами на ногах. Чем ближе к северному полюсу, тем больше местностей, где ни овны, ни овцы, ни быки и ни коровы вовсе не имеют рогов. Свирепость овнов становится намного меньше, если рога изгибаются к ушам, но возрастает, если они растут в противном направлении, так как это мешает поедать полезную для здоровья короткую траву, растущую на сухой почве. Высокая же трава, растущая на болотистых землях менее полезна для здоровья, что в месте с недоеданием приводит к болезням.

От белого овна могут происходить агнцы разной масти. Однако от темношерстых овнов, как пишет Колумелла 396 , никогда не бывает белых агнцев. Альберт также утверждает, что от овнов одной породы рождаются агнцы той же породы, окраски и качества шерсти. Иногда овнов в течение двух лет 397 воздерживают от совокупления, что увеличивает вожделение и плодовитость.

Альберт по физическим причинам отвергает утверждение, что в голове у овнов водятся черви. Он также утверждает, что овны очень любят маленьких ягнят. Говорят, что овны полгода спят на одном боку, а полгода — на втором. В кн. XI:37 «Естественной истории» Плиний утверждает, что бараньи рога можно изогнуть в каком угодно направлении при помощи горячего воска.

[Гл. 2-3 опущены]

17_04.jpg (32783 Byte)

О быках и другом крупном рогатом скоте

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

В северных королевствах, особенно в Вермланде и Далекарлии, а также в Вестергётланде, имеется много прекрасных тучных пастбищ, и поэтому количество быков там умножается год от года. Подобные животные выращиваются также в Норвегии, Свеаланде и Финляндии и служат тягловым скотом: их запрягают в повозки и сани и, словно лошади, они влекут орала при вспашке полей. А вот коров никогда не запрягают в повозки и не используют при обработке пашен, никогда не нагружают поклажей, потому что от них ждут одного: хорошего приплода. Телят обычно отнимают у коров и в особенно жестокие зимние морозы выкармливают в теплых помещениях, специально предназначенных для таких целей. Если же зима стоит против обыкновения суровая и долгая, скот приходится кормить вместо сена или соломы дубовыми желудями.

Летом же, когда на севере стоят светлые ночи, скот выгоняют на пастбища под присмотром пастырей, которые оберегают животных от назойливых слепней и их личинок, отпугивая их огнем пылающих сосновых бревен и дымом смоляных факелов. Однако совсем уберечь скот не всегда удается, и когда наступает осень, личинки слепней проникают в шкуру худеющих коров и проводят там всю зиму, а весною выползают, причиняя сильное раздражение скоту. Похоже поступают и черви, поедающие листья деревьев, в почках которых они уютно проводят зиму.

Животных с личинками слепней отделяют от общего стада и откармливают на убой. Шкура такого скота, словно решето, издырявлена вдоль спины червяками, отчего стоимость ее резко падает. Быки и коровы быстро отъедаются на пастбищах, где животные спокойно поедают зеленую траву, где их не донимают укусы подкожных оводов и слепней, делая их беспокойными и усталыми.

Если же год выдается неурожайным, и поля намного дольше обычного покрыты снегом, животные могут питаться старой вяленой рыбой, слегка подсоленной и измельченной. Кроме того, Плиний в кн. XI, ссылаясь на Теофраста 398, говорит, что быки могут поедать и свежую рыбу. Кроме того они жадно пожирают извлеченные из пива остатки хмеля, отчего становятся игривыми и прыгают, как настоящие пьяницы.

Если на неровном льду, каменистой или песчаной дороге бык повреждает копыта, крестьяне смазывают поврежденные места жиром, смолой или дегтем. Быки, как свидетельствует Исидор, проявляют преданность и дружеские чувства к тем, с кем вместе они ходили под игом, обрабатывая пашню, и очень тоскуют, когда их разлучают. Амвросий в церквях говорил: «Если вы поменяете быку напарника, то влачить иго он не сможет» 399.

17_05.jpg (34750 Byte)

О собаках и различных свойствах их натуры

ГЛАВА ПЯТАЯ

Собаки разных пород с их замечательными свойствами повсеместно известны всем и каждому. Тем не менее, собаки северных королевств, а особенно взращенные в еще более суровом климате под Киносурой 400 , более свирепы, чем все другие. Прежде всего следует сказать, что в утешение человеку Господь в милости своей даровал двух вернейших животных: собаку и лошадь. Собака громким лаем возвещает о злодеях и бросается на защиту хозяина. Лошадь также является защитником человека, она бесстрашно и даже радостно несет своего всадника навстречу неприятелю. Собаки и лошади употребляют простую и недорогую пищу, которую очень легко добыть: сухую рыбу, вяленое мясо, испеченный хлеб, древесную губку и прочее. Итак, Господь дал человеку лошадь для помощи в мирных и ратных трудах, а собаку — для сопровождения и защиты.

Собака всегда рядом со своим хозяином и защищает его от грабителей, подосланных убийц, разбойников, засадников, воров и диких зверей, и многие короли были спасены благодаря верным собакам, которые и погибали, защищая своего хозяина. Живым примером тому является царь Масинисса 401, который не отважился доверить людям охрану своей особы, а доверил ее собакам. Благодаря лаю свирепых сторожей он избежал многих тайных засад, которые часто устраивали коварные враги, по лаю собак он определял приближение неприятеля и время нападения, заранее принимал нужные предосторожности и выходил победителем в таких схватках.

Кроме того, если охраняемый собакой человек спит в густой траве, он не никакой подвергается опасности: благодаря чуткому сторожу-собаке змея не может ни укусить человека, ни заползти к нему в рот.

Однако случается, что верные животные приносят и несчастье. Например, человек прячется в лесу или глубоко под снегом от врагов, но собака своим присутствием около укрытия выдает хозяина, которого, благодаря этому, неприятели захватывают в плен или убивают. О собаках северных стран можно написать многое, но описать все — невозможно.

[Гл. 6 опущена]

О памятливости, верности, способностях к научению, чутье и неустрашимости собак

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

Наверное, ни одно живое существо, сотворенное Создателем, за исключением человека, не имеет такой хорошей памяти как собаки. Собаки могут запомнить какой угодно длинный путь по бездорожью, не говоря уже о еле заметной тропинке, и, подобно людям, долго помнят и мстят за старые обиды. Даже через двадцать лет разлуки они признают и приветствуют старых хозяев.

Во время войны с кимврами собаки отважно сражались вместе со своими хозяевами против войск Гая Мария 402. Они охраняли тела своих павших хозяев и не давали надругаться над ними, защищая от пожирателей падали — как от диких зверей, так и от хищных птиц. Они упорно охраняли повозки, которые служили домами их погибшим хозяевам. Собаки поочередно исполняли свой долг охранителей, меняясь в установленном ими самими порядке.

Если хозяина убивали в лесу, собака преследовала убийцу и в городе города, с громким лаем кусая и терзая его до тех пор, пока он сам не признавался в содеянном и не приговаривался к смерти. Некий писатель рассказывает о том, как в пути на одного человека напали грабители в то время, когда все слуги намного отстали. Верный пес неустрашимо защищал своего хозяина до тех пор, пока не прибежали привлеченные громким лаем слуги.

Прекрасным примером собачьей преданности служит случай во время погребения Лисимаха, когда пес с визгом и даем на глазах у всех бросился в пламя к телу своего хозяина. По свидетельству Плиния, подобное произошло во время погребения сиракузского тирана Гиерона. А еще один пес после смерти хозяина перестал принимать пищу и умер. В истории Рима известно предание о том, как собака пыталась кормить умершего хозяина, поднося ему мясо ко рту, а потом, когда его тело сбросили в Тибр, она прыгнула в реку, чтобы поддерживать его в воде. Все эти истории описывает Плиний 403.

Способности собак к научению и запоминанию состоят в том, что они узнают хозяина, выделяют его среди других, привязываются к нему и защищают его от врагов. На охоте их рвение очень велико, они издалека улавливают запах зверя и по следам приводят охотника к логову.

Каспийские собаки самые свирепые изо всех, но их злоба и свирепость направлена больше на людей, чем на диких животных. Причина кроется в том, что они с самого рождения вскармливаются человеческими останками.

По словам Плутарха, благородный пес никогда не убивает добычу, пока та не истощит все силы в борьбе с ним 404.

17_08.jpg (35437 Byte)

О распознании достоинств и изъянов в лошадях

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

В Северных странах выращивают достаточно много лошадей как для собственных нужд, так и для других народов. Однако не все лошади, вскормленные в разных местностях даже одной страны — не говоря уж о разных странах — обладают одинаковыми качествами.

Норвежские лошади не очень высокие, но обладают удивительной силой и сноровкой, преодолевая крутые горные тропы по скалам и перевалам. Свейские и гётские лошади выносливы и без устали преодолевают дневной путь по болотам, лесным дебрям и холмам. Эландские лошадки невелики и пригодны больше для забавы, чем для помощи в работе, однако и среди них попадаются особи весьма пригодные и для тяжелой работы. Очень хороши финские лошади 405. По мнению некоторых писателей их отличают по достоинствам, которыми должны обладать все лошади. Это

Густая грива и небольшая голова,

Мощная поясница и равноразмерные тестикулы,

Изогнутая, а не прямая, словно у вепря, шея,

Клинообразные, небольшие относительно головы уши, направленные вперед,

Широкая грудь и средних размеров живот,

Крепкие бедра, прочная поясница, не выступающая спинная кость,

Густой, слегка кудрявый хвост,

Прекрасные ноги, равноразмерные колени,

Твердые, не чрезмерно большие копыта,

Видимые сквозь шерсть вены,

Сильное, крепкое тело,

Соответствующая телесной мощи высота,

Продолговатые бока и округлый круп,

Мускулы всего тела упругие, узловатого наполнения,

Сильные прямые ноги от колен до копыт, без узелков, наростов и мягкостей,

Поверхность ног ровная и гладкая, без шероховатостей, копыта равномерно округлые и касаются земли всеми точками, выступающими над подкопытным углублением.

Копыта толстые, не низкие, но и не такие высокие, как двупалые козлиные копыта,

Толщина голени зависит от кости, но не от мышц.

[Гл. 9-12 опущены]

Об исправлении изъянов у лошадей

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ

Если лошадь буйствует, то и дело встает на дыбы, взбрыкивает или норовит понести, от этого порока ее излечивают, удаляя самые длинные ресницы с век и укорачивая спадающие на лоб волосы. Если же лошадь имеет привычку пятиться и садиться на задние ноги, этот изъян излечивается при помощи грубой веревки, сплетенной из конского волоса. Её особым образом пропускают под хвостом норовистой лошади, и всадник то одной, то другой рукой натягивает ее, словно поводья обыкновенной узды, царапая заднюю часть лошади. Это приспособление так и называется — подхвостовая узда, и пригодна она лишь для избавления от этого порока. Это способствует научению лошади плавать с вооруженным всадником на спине, а равно увеличивает прыть животного в случае атаки или поспешного отступления. Такие приемы в обычае у скифов, которые обитают в прилегающих к Танаису землях, потому что именно так приходится переправляться через многочисленные потоки, образующиеся от талого снега, а потому не имеющие построенных мостов. Об этом пишет Страбон в кн. VIII и XI. Кроме того, в кн. XVII 406 он пишет о том, насколько быстры, проворны скифские лошади, приученные следовать за своими хозяевами, словно верные псы.

Однако не следует увлекаться примерами из чужеземья, если и в Северных странах сильные, пригодные к боевой службе лошади в молодом возрасте проходят обучение, прежде чем их выпускают на ристалище и знакомят с всадником, за которым они потом следуют так же верно и неотступно не только в поводу, но и свободными. Они останавливаются, когда останавливается хозяин, бегут, когда тот бежит. Однако постоянно отпускать лошадь без поводьев нельзя — это может быть опасным для хозяина в случае внезапного появления волков: испуганная лошадь сможет убежать, оставив своего всадника на растерзание жестоким зверям. Нечто подобное может произойти при движении на льду.

[Гл. 14-18 опущены]

О котах

ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ

Котов, именуемых по-гречески ?luri, в Северных странах имеется бесчисленное множество. Они довольно велики и имеют преимущественно белый окрас. Эти животные замечательно умны и проворны, а потому легко избавляют от мышей и крыс не только человеческие жилища, но и другие строения – сеновалы и амбары с зерном, а также прилегающие к домам поля. Дикие же коты 407 ловят и пожирают птиц и мелких животных.

Одежды, подбитые шкурами диких котов, служат прекрасной защитой от суровых северных морозов. Однако опытные люди остерегаются соприкасаться во сне лицом с этими шкурами, так как они обладают такими же качествами, что и волчьи шкуры, которые прикасаясь к шерсти барашков и овец, наносят им такой вред, что животные погибают.

Домашних котов не подпускают к детским колыбелям и даже к ложам взрослых людей, так считается, что дыхание этих животных, попадая в рот человека, удаляет из организма жизненные соки, и жизнь уходит вместе с ними. Даже тот, кто осмеливается противостоять коту с обнаженным мечом, не избегает смертельной опасности, единожды схватив ртом кошачьего дыхания, потому что убивать — это врожденный инстинкт котов 408.

Если кот и утка оказываются на берегу одного водоема, то можно наблюдать схватку не на жизнь, а на смерть. Твердая земля — не вполне подходящее место для утки, а вода никоим образом не годится для кота. И вот такие противоречия приводят к тому, что между ними начинается яростная схватка 409.

Каждый, кто знаком с обычаями египтян, знает, насколько глубоко они почитают кошек. Они воздают им особые почести, потому что кошки защищают воинов, на щитах которых натянута кошачья шкура. А еще потому, что кошки при пожаре всегда бросаются в огонь. Египтяне с большими почестями устраивают похороны умершим кошкам и бывают глубоко опечалены потерей своего маленького бога, и в знак скорби сбривают брови, свидетельствуя

тем самым о своей преданности и готовности служить душой и телом этому существу 410.

17_20.jpg (40634 Byte)

Об уничтожении мышей и крыс

ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ

Всякий, кто слышал о них или имел дело с ними, знает, какими наглыми и бесстыдными гостями в человеческом жилье являются крысы, землеройки и мыши. Причины для раздражения и недовольства ими существовали еще в глубокой древности и остаются таковыми по сей день. В древности же все обстояло гораздо хуже, чем в наши дни: целые города и даже провинции, подвергавшиеся нашествию мелких существ, к которым все относятся с пренебрежением, вроде кроликов, кротов, лягушек, саранчи, змей и скорпионов, приходили в запустение, а их обитателям приходилось спасаться бегством.

Многочисленны предвестники жестоких войн, и некоторые из них состоят в том, что мыши изгрызают щиты, ножные накладки и даже железные изделия 411. Подобные чудеса происходят и в Северных королевствах.

На рисунке вверху изображен пожилой мужчина, загоняющий мышей в прорубь. И делает это он при помощи особых жестов и заклинаний, которые в наши дни известны далеко не каждому. Знания эти унаследованы из давних времен и способны помочь в случае, если дом и его обитатели страдают от таких животных. Знающих подобные заклинания людей приглашают для того, чтобы очистить дом от вредных бестий. Заклинатель уводит с собой всех вредоносных животных и силой слова принуждает их бросаться в прорубь, где они и находят свой жалкий конец 412. Такую власть и такие способности, если отбросить мысль о колдовстве и чародействе, можно объяснить лишь благостью, перешедшей от отца к детям и внукам и подобно святому Павлу, они могут без вреда для себя обращаться с змеями и не отравляться аконитом. Страбон в кн. XVII утверждает, что псиллы 413 , жившие в Киренаике были прирожденными заклинателями и властителями змей, равно как обитатели Тентиры 414 не подвергались никакой опасности от крокодилов, безбоязненно плавая в реке, полной этих чудовищ, и ни один человек не погиб при этом. Жители Тентиры за деньги даже устраивали зрелища для любопытных, показывая свою неуязвимость 415.

О жестокой мести мышей нечестивым безбожникам

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ

Геродот в кн. II повествует 416, как один египетский царь-жрец, утомленный заботой о народном благе и тревогой от предстоящей войны, уснул в храме перед идолами, которым он служил и поклонялся. Сон его был тревожен и беспокоен, и во сне ему было божественное видение, и пообещал ему Бог прислать помощь против безбожного царя ассирийцев и арабов Санахериба, который питал замысел убить этого жреца и уничтожить Египет.

От этого видения жрец воспрянул духом и приказал собрать многочисленное войско из мелких торговцев, ремесленников и праздного рыночного люда, потому что воины не пожелали последовать за ним. И с этим войском, намереваясь встретить жестокого врага, жрец стал лагерем у Пелузия, крепости, которая первой становилась на пути всех чужеземных войск, когда-либо вторгавшихся в Египет. Потом подошла вражеская армия. И тут объявилась обещанная помощь: глубокой ночью полевые мыши в бесчисленном множестве напали на лагерь противника и изгрызли колчаны, луки и держатели щитов. Таким образом, на другой день вражеское войско оказалось безоружным и обратилось в бегство, потеряв при этом много воинов. И поныне, пишет Геродот, в храме Вулкана стоит каменная статуя этого царя с мышью в руках, а надпись на памятнике гласит: «Всяк взирающий на меня да склонится пред Богом!» 417

О таком, только более жестоком и страшном событии напоминают основания стен Крысиной башни на Рейне: епископ Майнца Гаттон за бессердечное отношение к своим подданным во время голода был сожран крысами 418. Несчастный прелат не обратил внимания на слова из книги Притчей: «Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ, а на голове подающего — благословение» 419. Святой Амвросий Медиоланский в кн. III:6-7 говорит, что во время голода ни пилигримы, ни бедняки не должны изгоняться из города.

[Гл. 22-23 опущены]

17_24.jpg (39439 Byte)

О свиньях

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Внешний вид и черты характера свиней хорошо известны всем и каждому, так как всемилостивый Господь даровал их людям в пищу и все — за исключением египтян и евреев — с благодарностью приемлют этот дар.

В отличие от других животных, которые помогают людям в обработке полей, перевозке грузов, дают молоко и шкуры для одежды или охраняют дома — ничего этого свиньи делать не могут и пригодны лишь для употребления в пищу. Нынче в Северных странах у простонародья существует добрый обычай дарить новобрачной на обзаведение хозяйством свинью, овцу и корову, а ее мужу — несколько жеребят, собаку, кота и гуся. Уважаемый писатель Варрон в кн. II:4 утверждает, что свиньи ниспосланы человеку природой лишь для употребления в пищу 420.

Старинные писатели утверждают, что в начале времен в жертву богам приносились лишь свиньи, и даже при заключении союзных договоров обычно закалывали свинью. Безопасней и почетней было бы и в наши дни при заключении мира приносить в жертву это животное (принимая во внимание добрые христианские обычаи), чем в слепой ненависти губить многие тысячи людей ссоре за какой-либо незначительный клочок земли. В этой связи следует вспомнить слова кесаря Августа, сказанные им то ли в шутку, то ли всерьез, когда еврейский царь Ирод, узнав о рождении сына Божьего, приказал перебить в Сирии всех младенцев в возрасте до двух лет и даже собственного сына: «Уж лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном. » Об этом пишет Макробий в своих «Сатурналиях, кн. II:10.

Плиний в кн. VIII:51 пишет, что известны случаи, когда уворованные свиньи, услышав хорошо знакомый голос своего пастуха, сбиваются в кучу на одном борту, отчего корабль тонет, а животные вплавь добираются до берега и бегут в свой хлев 421.

Применяя эти сведения к другим обстоятельствам, можно сказать, что если бы властители по своей доброй воле призывали или принуждали своих подданных к миру, то приносить в жертву свинью при заключении мирного договора не пришлось бы. Однако, если они отвергли бы эти добрые предложения, если бы мятежный дух возобладал над мирным, как над буйными свиньями, то была бы опасность, что утонут они не в воде, а в крови.

[Гл. 25 опущена]

17_26.jpg (37591 Byte)

О северных оленях

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ

На крайнем севере, в восточной и западной его части, называемой Ботнией , то есть на самом дне обитаемого мира, а также в Великой Лаппонии 422 водится трехрогий зверь, родственный благородным оленям, но гораздо больше, сильнее и быстрее их. У оленя три рога, два из которых намного больше третьего. Рога расположены так же, как и у благородного оленя, однако отростки рогов длиннее и число их доходит до пятнадцати. Третий рог расположен посредине, его отростки значительно короче прочих. Этот рог служит оружием для защиты от нападающих хищников, особенно волков. Помимо этого, он выглядит прекрасным украшением головы и вызывает восхищение и удивление, подобно иным необычайным вещам.

Питаются северные олени ягелем, растущим на скалах, добывая его даже зимой из-под снега. Каким бы глубоким и твердым ни был снег, движимый природным инстинктом олень проделывает копытами отверстия в снежном покрове и находит питательный олений мох. Однако летом олень предпочитает питаться листьями и ветвями деревьев, чем растущей на земле травой, так как наклоненные вперед рога мешают достать ее, и ради этого ему приходится склонять голову, повернув ее набок.

На шее оленя растет такая же, как и у лошади, грива, а копыта, дарованные ему природой, раздвоенные и почти круглые, что позволяет животному легко преодолевать занесенные снегом долины, равнины и холмы.

То, что олень поворачивает голову, поедая низкорастущую траву, нисколько не удивительно, и это давно известно. Так Солин в гл. XLII 423 своей книги пишет, что скот гарамантов, живущих в Эфиопии, так же сворачивает шею, чтобы при поедании травы не упираться рогами в землю.

Топот копыт и шум, производимый бегущим оленем можно услышать гораздо раньше, чем увидеть его. И ни одно дикое животное не может догнать бегущего по снегу северного оленя.

17_27.jpg (39160 Byte)

О полезности этих животных

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ

Прирученные, эти животные, подобно другому домашнему скоту, приносят большую пользу своему хозяину, который получает от них молоко, шкуры, кости, жилы, копыта, рога, шерсть и вкусное мясо в пищу. Каждый житель северных стран владеет стадом оленей из 10, 15, 30, 70, 100, 300 и даже 500 особей, за которыми присматривают опытные пастухи, на ночь пригоняющие стадо в загон, чтобы уберечь животных от нападения обитающих в горах волков, более кровожадных, чем какие-либо другие хищники.

Когда оленей вывозят в другие страны, особенно за моря, они живут лишь краткое время и погибают от непривычного климата, почвы и необычной пищи, если пастух заранее не приучил их к ней. Известно, что светлейший князь, могущественный регент Швеции Стен Стуре Младший однажды послал голштинскому герцогу Фридриху шесть таких животных и для ухода приставил к ним семейную пару лапландцев. Однако пастухи, вывезенные из своей страны и лишенные привычного спокойного образа жизни, вскоре скончались, не выжили в непривычных условиях и олени. Точно так же, когда в год 1533 от рождества Господа нашего шведский король Густав послал некоторым прусским вельможам десять оленей обоего пола, их решили выпустить в дикие леса, но они там не размножились, и изменений среди обитающих в этих лесах животных замечено не было.

[Гл. 28-30 опущены]

КОНЕЦ XVII КНИГИ


Комментарии

393. Вольное цитирование Плиния, кн. VIII:1:3 «Естественная история». Цитата: «3. Считается, что слоны также понимают нерушимость обязательств, накладываемых на человека другими религиями, и потому, отправляясь за море, всходят на корабль лишь после того, как погонщик поклянется доставить их обратно. … А что касается их понятливости, то они поклоняются своему царю, преклоняют перед ним колени, увенчивают его гирляндами.» Перевод И. Ю. Шабага.

394. Готланд — «хорошая земля» — скорее всего это название связано с названиями германских племен готов и гётов, т. е. страна готов или гётов. Этимология не совсем ясна, но наиболее вероятно, что отношения к шведскому слову godхороший, это слово не имеет.

395. Альберт Великий, он же Св. Альберт, Альберт Кельнский, Альберт фон Больштедт (лат. Albertus Magnus, ок. 1200-1280) — германский ученый, богослов, философ. Считется Учителем Церкви. Обладал настолько обширными знаниями, что заслужил имя «Всезнающего Доктора» (Doctor universalis). В данном случае Олаус Магнус ссылается на его книгу «О животных» (De animalibus).

396. Колумелла — Луций Юний Модерат Колумелла (лат. Lucius Junius Moderatus Columella, 4 г. н. э 70 г. н. э.) — древнеримский общественный деятель, писатель и агроном. О. Магнус ссылается на работу Колумеллы «О сельском хозяйстве» (De re rustica), но пересказывает отрывок из книги Винсента из Бове «Зерцало природное» (Speculum naturale), XVIII:8

397. Иногда овнов в течение двух лет воздерживают от совокупления … искаженный при циторовании текст Винсента из Бове «Зерцало природное» (Speculum naturale), XVIII:8, где говорится «два месяца в году», а не «в течение двух лет».

398. Теофраст — иначе Феофраст (Theophrastus,; ок. 370 до н. э. — ок. 285 до н. э.) — древнегреческий философ и природовед, ученик и последователь Аристотеля. Как Геродота называют «отцом истории», так его титулуют «отцом ботаники». Написал всего более 200 трудов по ботанике, физике, психологии, теории музыки. Самое известное произведение — «Характеры» (Characteres).

399. Частично базируется и пересказывается по тексту Винсента из Бове «Зерцало природное» (Speculum naturale), XVIII:15-16, который в свою очередь цитировал Плиния XXVIII:81,266 и приводил цитаты из «Этимологии» Исидора Севильского и знаменитого проповедника, миланского епископа Амвросия Медиоланского.

400. Киносура — одно из древнегреческих названий Полярной звезды и созвездия Малой Медведицы.

401. Масинисса (лат. Masinissa; ок. 240-149 до н. э.), царь Нумидии в 201-149 до н. э. Воспитанный в Карфагене и даже породнившийся с родом Барка, которые были непримиримыми врагами Рима, он изменил Карфагену и активно помогал Сципиону Африканскому во время второй Пунической войны. Римский историк Аппиан даже назвал его виновником разрушения Карфагена, потому что именно он своими непрестанными нападениями подорвал военную мощь Карфагена.

402. В богатой литературе по истории собакаводства часто говорится, что первое упоминание о боевых псах относится к битве при Верцелах в 101 году до н. э. Но конкретный источник не указывается.

403. Вольный пересказ кн. VIII: LXI. 142. «Естественной истории», раздел о собаках.

404. Такого свидетельства у Плутарха нет.

405. Финские лошади — самые лучшие финские лошади разводились в Карелии, Саволаксе (совр. Саво) и Тавастии (совр. Хяме). В средние века наибольшее количество лошадей вывозилось в Любек и Данциг (совр. Гданьск) из Карелии.

406. Ссылка на восьмую книгу «Географии» Страбона — ошибочна. О скифах говорится в кн. VII. В книге XI также много раз упоминаются скифы. А в книге XVII:7 говорится о лошадях маврусиев, т. е. обитателей Маврусии (совр. Мавритании), а не Скифии.

407. Скорее всего Олаус Магнус имеет в виду одичавших домашних котов, сбежавших из дому.

408. Широко распространенное в то время суеверие.

409. Грубая шутка тех времен.

410. Вольный пересказ Геродота. «История», кн. II»:66 «Евтерпа»

411. Пересказ глав ХLIII. 104; LXXXII. 221-222 «Естественной истории» Плиния.

412. Языческие скандинавские заклинания сохранились и в то время, когда О. Магнус писал свой труд. Но на помощь призывались уже христианские святые, чаще всего святая Гертруда.

413. Псиллы — народ обтавший во внутренних землях Киренаики. Псиллы считались заклинателями и даже повелителями змей.

414. Тентира — древний город на западном берегу в верховьях Нила. Современное арабское название Дандара, европеизированное — Дендера.

415. Страбон, «География», кн. XVII:I:44

416. Пересказ Геродота, «История», кн. II»:141 «Евтерпа».

417. Геродот отождествляет греческого бога Гефеста (в тексте Магнуса — латинское имя Вулкан) с египетским богом Гором, чьим священным животным была крыса. А потому, скорее всего, этот памятник не имеет отношения к войне Египта с ассирийским царем.

418. Епископ Гаттон (Гатто) — архиепископ Майнца 891-913 г. г. Легенда гласит, что во время голода он запер просящих хлеба в амбаре и сжег заживо, назвав их вредоносными крысами. Души сожженных крестьян превратились в крыс и напали на архиепископа, который попытался укрыться от них в башне на острове посреди Рейна. Но крысы приплыли туда, прогрызли камень башни и пожрали убийцу в его убежище.

419. Библия, книга Притчей, гл. 11:26.

420. Варрон — Марк Теренций Варрон (лат. Marcus Terentius Varro; 116-27 гг. до н. э.) — римский учёный-энциклопедист и писатель I века до н. э. Здесь О. Магнус ссылается на его труд «О сельском хозяйстве» («Res rusticae»).

421. Ссылка неточна. Рассказ о свиньях, потопивших корабль, у Плиния находится не в в кн. VIII:51, а в кн. VIII:LXXVII:208 «Естественной истории». На этот эпизод в средние века часто ссылались разные авторы, не учитывая того, что свиньи не умеют плавать.

422. Великая Лаппония — автор имеет в виду Западную Лапландию.

423. Выдержка из главы «О гарамантах» книги Гая Юлия Солина «Собрание достойных упоминания вещей» (Collectanea rerum memorabilium»).

Текст переведен по изданию: Olaus Magnus. Historia de gentibus septentrionalibus. Romae. 1555

© сетевая версия - Strori. 2019
© перевод с лат., комментарии - Лапатка Я. 2019