Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ОДИЛОН, АББАТ КЛЮНИЙСКИЙ

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ИМПЕРАТРИЦЫ АДЕЛЬГЕЙД

EPITAPHIUM DOMINE ATHILHEIDE AUGUSTE

32. Жизнь императрицы св. Аделаиды. 922- 999.

(около 1040 г.).

Начинается Предисловие к жизнеописанию нашей государыни Аделаиды 1.

Владыке Андрею, преподобному аббату, и всей вверенной ему братии, усердно молящимся Господу и Спасителю в предместья города Павии, брат Одилон, ничтожнейший из всех смиренных обитателей монастыря Клюньи, желает всякого успеха в настоящей жизни и вечного блаженства!

Послал я вашему братству жизнеописание государыни нашей, благоверной императрицы Аделаиды, хотя и скудно составленное, в той уверенности, что вами беспрестанно воздается честь памяти той, деятельностью и умом которой воздвигнуты стены вашего монастыря, и от щедрых подаяний которой вы существуете. Не с тою целию мы повели беседу своею простой и безъискусственою речью о таком высоком предмете, чтобы слова наши считать достаточными для прославлений столь высокой добродетели и столь возвышенных достоинств, но чтобы нашим примером вызвать на подобный же труд человека, обладающая гораздо большею ученостью; и пусть речь другого, более приличествующая возвышенности нашего предмета, прогремит в ушах всех императриц и королев. Быть может тогда и те, которым следует [506] брать пример великого от великих и особенно от той, чью жизнь мы описываем, пойдут стезею чести, или по крайней мере, оживят своим попечением домашний быт, как наша государыня в течение многих лет и на обширном пространстве укрепляла общественное благосостояние.

Предисловие окончено.

Начинается поименованная Книга.

1. В наши дни 2, когда счастливо держал скипетр Оттон-Первый, всемогущий Бог, податель всякой славы и чести даровал Римской империи (т. е. Германиии) достохвальное украшение в лице женщины. И близка была к Богу императрица Аделаида; да будет священна и препрославлена память ея, виновницы многих добрых и честных дел. Принимаясь за составление письменного сказания о ней в воспоминание потомству, мы страшимся тяжкого упрека за то, что, не смотря на свои ограниченные способности, решились описывать такое величие и такую добродетель слогом простым и ничтожным. Но если кто обвинит нас по заслугам за отсутствие красот слога или за преждевременность избранного предмета, и простоту оборотов речи, тому мы смело можем ответить, что не желание людских похвал руководило нами, а влечение искренней и чистейшей любви. О читатель, если ты с полным правом отвернешься от меня, не найдя в моем труде признаков высокого таланта, взгляни тогда по крайней мере на душевную и телесную красоту той, в честь которой мы взялись за свой труд. Если ждать человека, одаренного таким языком и такою мудростию, чтобы изобразить достойным образом дни этой жены, то пришлось бы вызвать из преисподней оратора Цицерона или призвать с небес бл. Иероним. Если бы во времена той добродетельной жены жил с нами исполненный святости, несравненный в знании божественных и человеческих наук, бл. Иероним, то он, подъявший труд на прославление в книгах и письмах Павлы и Евстохии, Марцеллы и Меланин, Фабиолы и Блезиллы, Лэты и Димитры, и той семь крат прободенной мученицы 3, посвятил бы и во славу ее немалое число книг. Но в наше время, нет ни Иеронима, ни другого такого мужа, которого бы познаний в высоких науках было достаточно для изображения жизни и нравов подобной жены, а потому да позволено будет, с божьей помощью и сообразно с нашими силами, приступить к такому делу нам, людям темным. [507]

2. Происходя из королевского и богобоязненного рода 4, она по божьему соизволению, в ранней юности, имея едва 16 лет от роду 5, соединилась брачным союзом с королем. А именно, она вступила в супружество с королем Лотарем (931-950), сыном Гуго (926-947), могущественного властителя Италии. От этого брака родилась дочь (Эмма), от которой Лотарь, король Франции, имел сына короля Лудовика (V, Линивого), умершего бездетным, и, как известно, похороненного, с другими королями в Компьене. Года три 6 спустя после брака с Аделаидой, Лотарь умер, оставив ее вдовой, лишенною власти и супружеского счастия. Тогда наступили для нее дни тяжелых испытаний, какими очищаются избранные, как золото в огне. По истине, Господь наслал на нее земные бедствия для того, чтобы не растлилось от преступной любви к мирскому сердце молодой еще вдовицы. Господу угодно было поразить ее таким множеством ударов, чтобы она, по словам апостола Павла (Тимоф. V, 6), как «сластолюбивая вдовица, не умерла заживо». По своей отеческой заботливости, Бог окружил ее всеми опасностями, чтобы сделать ее чадом, достойным Господа, как говорится в св. писании (к Евр. ХII, 6): «Господь кого любить, того наказывает; и биет всякого сына, о котором благоволит». Рассуждая с верными своими домочадцами, как много перенесла она в то время тяжких испытаний, и как всеблагий Господь освобождал ее из рук врагов, она всегда благодарила за то Бога. Всегда помнила, что легче перенести временные наказаний, чем, живя в наслаждениях, быть осужденной на узы вечной смерти.

3. Как только умер супруг ее Лотарь (950 г.), итальянской короны начал домогаться некий муж Беренгарий, супруга которого называлась Виллою 7. Аделаида была постыдным образом захвачена им без всякой вины с своей стороны, предана различным пыткам, лишена волос, неоднократно подвергалась побоям, и наконец ее бросили в темницу с единственною служительницею (20 апр. 951 г.). Освобожденная небесным промыслом, она достигла впоследствии, по божьему определению, высшей ступени могущества. В ту самую ночь (20 авг.) когда ей доставили случай уйти из темницы 8, она укрылась в болотах. Там пришлось ей проводить целые дни и ночи без пищи [508] и питья, испрашивая помощи у Бога. В таком положении нашел королеву совершенно неожиданно рыбак, ловивший у себя в лодке рыбу, называемую осетром. Увидев женщин, он спросил, кто они такие, и чем тут занимаются. Несчастные отвечали ему так, как только могли в своем тяжком положении: «Разве ты не видишь, что мы заблудились и лишены всякой помощи, а что еще хуже, страдаем от одиночества и голода? Если можешь, дай нам какой нибудь пищи; если же не можешь, то не оставь, по крайней мере, нас безутешными». Движимый состраданием, рыбак отвечал им также, как и Спаситель, пославший его, говорил некогда голодавшим нищим в пустыне: «У нас нет ничего съестного, кроме рыбы и воды». По обычаю всех занимающихся рыбною ловлею, как промыслом, он имел при себе огонь. Развели костер, изготовили рыбу; королева стала кушать, а рыбак и служанка прислуживали.

4. В то самое время явился монах, разделивший с нею заключение в темнице и бегство, с известием, что вблизи находится отряд вооруженных всадников. С большою радостию всадники приняли ее сторону и отвели королеву в неприступную крепость. Впоследствии времени (962), соизволнием божиим и по приговору итальянских князей, она была вознесена с королевского престола на высоту императорского сана. Из всех императриц она более всех заслужила то, чтобы называться и быть почитаемой императрицею.

Подобных не бывало ей, — Возвысившей империю;
Жезлу и римскому мечу — Она успела подчинить
Властителей Германии — И царства Итальянского;
Оттон Великий приобрел — Верховный сан с ее рукою,
А сын ее, Оттон второй — Красою был империи.

5. Относительно благородства ее крови достаточно сказанного выше. Благородства же души ея, и тех путей и средств, которыми оно проявлялось, не изобразить в должной мере никто из смертных. Ибо, говоря в коротких словах, сообразно с своими малыми силами,

Твердая верой, надеждой, и братской любовью пылая,
Скромная, мудрая, с волею крепкою, правды держася,
Век свой блаженно она прожила, управляя делами
С помощью Господа, властью Его же держимся все мы.

Вполне можно применить к этой святой жене, слова премудрого Соломона 9: «Руки свои отверзает бедному, и длан свою простирает нищему. Не боится муж ее за своих домочадцев, если где ему [509] случится промедлить: у нее все одеты. Она изготовила двойную одежду своему мужу, а сама облечена в виссон и пурпур. Муж ее славен у ворот, когда он воссядет на сонме со старейшинами земли. Она же изготовляет полотно и продает финикийцам, а поясы хананейским купцам. Речь ее обдуманна и законна, и язык знает порядок. Здоровье и красота одевают ее, и ждет ее радость в последние дни. Она следит за всем в доме, и не даром есть хлеб. Наставления ее мудры и правдивы; милостью ее поправились домочадцы и обогатились, а муж похвалил ее. Многия дщери человеческие принесли богатство и доставили силу, но ты преуспела и превознеслася пред всеми».

Все рассказанное нами о ней, узнали мы не по слуху, но видели и испытали сами лично; много мы имели с нею душеспасительных бесед, много получили даров от нея. Нуждающихся в деньгах она нередко обогащала, а тех, которые едва могли снискать дневное пропитание, возводила в почести. Сделавшись на украшение миру супругою Оттона Первого и Великого, славнейшего всемирного императора, и на спасение многим матерью царствующего рода, она удостоилась одной благодати с Товиею, который, как мы читаем в книге отцов, мог гордиться тем, что видел детей своих даже до третьего рода.

6. По смерти императора Оттона (973), императрица с сыном (Оттоном II) долгое время счастливо управляла Римскою империею. Но когда, по воле промысла, безкорыстными заслугами и трудами императрицы Римская империя была возвеличена, нашлись злые люди, которые посеяли между ними раздор. Обманутый их лестью, император отвратил сердце от своей матери. Если бы стать описывать, как много и как сильно страдала она в то время, то могло бы показаться, что мы покушаемся затемнить славу столь высокого рода; и перо наше не должно пускаться в подробности того, что прекратилось вскоре от сыновнего смирения. Полная любви к своему сыну, она не имела однакож сил терпеть виновников раздора, и, согласно словам апостола, (Римл. XII, 19), сдержала свой гнев и решилась возвратиться на родину (978 г.). Там приняли ее с радостью и всевозможными почестями брат ее Конрад и супруга его Матильда 10. Горевала о ее отсутствии Германия, за то возрадовалась вся Бургундия ее прибытию, ликовали славный город Лион, когда-то бывший колыбелью философии, и Вьенн, преславная столица короля.

7. Вскоре после того император Оттон (II), побуждаемый угрызениями совести, отправил (980 г.) посольство к своему царственному дяде и к отцу, блаженной памяти, Майолу 11 прося их содействовать [510] всеми силами к скорейшему возвращению расположения матери, утраченного им по своей собственной тяжкой вине. Неоднократно повторял он свои просьбы и мольбы, чтобы они вместе с его матерью поспешили прибыть на свидание с ним в Павию. По совету столь достопочтенных лиц мать с сыном съехались в назначенный день в Павии 12. Едва завидя друг другу, с воплями и слезами поверглись они оба на землю и со смирением приветствовали друг друга: сын полный раскаяния и уничижения, мать же с искреннею готовностию простит виновного. С тех пор между ними господствовало ненарушимое, постоянное согласие.

8. Не много спустя после того (983) Аделаида лишилась единственного своего сына, которому наследовал Оттон Третий, сын гречанки 13. Она испытала в прежнее время столько ударов судьбы, что едвали следует упоминать еще о тех несчастных, которые постигли ее по смерти сына. Хотя упомянутая греческая императрица была во многом в ее пользу и обнаруживала совершенное расположение к ней, но теща императора нередко причиняла ей огорчения. Наконец, по наущению одного известного грека 14 и других льстецов, она произнесла однажды следующия слова с угрозою, сопровождая их соответственными движениями рук: «Если я проживу еще год, то Аделаиде на всем свете не останется куска земли больше, чем сколько можно захватить рукою.» Такое неосторожное слово вызвало божеское наказание, а именно, не прошло и 4 недель, как греческая императрица рассталась с этим светом, а пережившая ее императрица Аделаида продолжала наслаждаться своим счастьем. Оплакивая по этому случаю непостоянство судьбы, она не переставала заботиться о Римской империи, нуждавшейся по тогдашним обстоятельствам в ее помощи. Оттон Третий, сын ее единорожденного, воспитанный в чести и с успехом князьями империи, оказывал ей должное почтение. Вследствие того заслугами своей бабки и содействием князей он достиг звания римского императора (21 мая, 996 г.). Таким образом Императрица Аделаида, с ранней молодости перенеся так много огорчений от чужих и своих, может сказать с пророком 15: «От юности моея часто преследовали они меня» и т. д……… Теперь я позволю себе упомянуть о том, что составляло предмет ее забот и в счастии и в несчастии. А именно, царствуя божией милостью с императорами Оттонами, сперва с мужем потом с сыном, и, наконец, со внуком, во многих государствах она по всюду основывала на свои счета монастыри во славу Царя царствующих. [511]

9. В государстве своего отца, благороднейшего короля Рудольфа (II), и своего брата Конрада, на месте, называемом Петерлинген, основала она монастырь в честь Божией Матери 16. Там же она похоронила свою мать, королеву Берту, с смирением служившую Богу, и самый монастырь на вечные времена отдала св. отцу Майолу и его преемникам, с тем, чтобы устроить его, сообразно с ее щедротами и предписаниями короля Конрада. Впоследствии Аделаида начала строить монастырь близь Павии, в Италии, во имя Искупителя мира, и окончила его приличным образом и помощью богатых подарков и содействия императора; монастырь этот, наделив его обширными землями и многими драгоценностями, она передала тому же отцу Майолу для введений в нем правил устава. По вступлении же на престол выше упомянутого государя, она вместе с своею единственною, отличавшеюся необыкновенным умом, дочерью 17, часто посылала подарки в женские монастыри Саксонии.

10. Лет за 12 до своей смерти Аделаида положила основание городу Зельцу 18 и желала даровать ему римскую свободу 19; впоследствии она вполне достигла своей цели.

На этом же месте построила она и монастырь, освященный с большою торжественностию и благоговением Страсбургским епископом Видеральдом, во славу Бога и князя апостолов, 19 ноября, в присутствии ее внука, императора Оттона III. А чтобы освященное место пользовалось еще большим почетом на будущее время, бабка императора, упомянутая нами и достойная упоминовения, императрица Аделаида, созвала туда собор епископов. Самый же монастырь снабдила достаточными средствами для приличного существования монахов, и предписала ввести в нем устав св. Бенедикта. Аббатом же поставила никоего Экцемагнуса, человека с безупречным поведением, отличавшегося глубоким знанием светских и духовных наук, наставлениями котораго, по части св. писания, пользовалась она сама. Монастырь она наделила землей, постройками, золотом, драгоценными камнями, дорогими ризами и многими другими украшениями в таком изобилии, что служителям алтаря не было ни в чем недостатка. В течение последних четырех лет своей жизни она посвятила своему Создателю себя и свое имущество, снискивая любовь меньшей братии и [512] нищих во Христе, дабы, оставя венное убежище, молитвами их быть принятою в обитель вечную.

11. Быв призываема к высшим государственным занятиям, вследствие затруднительности дел, она не пренебрегала помогать бедным и нуждающимся, в случае несчастия. Имея возможность украшать себя великолепной одеждой, и свою голову драгоценными камнями, прилично императорскому сану, она не хотела обременять себя этими излишними предметами, предпочитая украшать ими крест Спасителя и евангелие Христово и помогать бедным. Таким образом она подражала нашему Искупителю, который, будучи высочайшим из всего высокого, не пренебрег принять на себя ничтожную человеческую природу. Кроме того, часто оказывала она благодеяния многим монастырям, находящимся в различных землях, дабы служители божии, обеспеченные ее щедростию, с чистым сердцем могли молить Бога о помощи ей достигнуть царства небесного.

12. Во всех делах соблюдала она строгую справедливость и всем одинаковую оказывала щедрость, вполне веруя, что придет судить Тот, для которого нет ничего сокрытого, и который не терпит зла и радуется о добродетели. Правдивостью возвысила себя, щедростью приобрела общую любовь, и все подвиги милосердия, согласно учению апостола, совершала для Христа, в полном убеждении, что вера есть основание всех добродетелей. В делах же милосердия была так великодушна, что скрывала их на столько, на сколько могла, и всего охотнее приходила на помощь несчастию втайне, заботясь о награде из уст нищенствующих во Христе, а не о мирской молве. Таким образом на ней исполнилось то, о чем говорит Иов 20: «Благословение погибающего да нисойдет на меня». Всеми мирами старалась исполнить заповедь пророка 21: «Ради заповеди помоги нищему, и в нужде не отпускай его от себя ни с чем», — чтобы, заботясь о живущих на земле, заслужить вечное наследие на небесах.

13. В последний год своей жизни (998), предвидя, как я полагаю, близкую кончину свою, она, по неизменной любви к миру, для дел мира и любви, отправилась на родину и старалась на сколько могла примирить враждовавших между собою вассалов племянника своего, короля Рудольфа (III, 993 — 1032), предоставляя, по своим правилам, божией воле то, в чем сама не успевала. Наконец, с какою ревностию, с каким благоговением посещала она св. места, невозможно того и выразить. Так, посетила она Петерлингский монастырь, построенный ею, частию из своих собственных средств, частию из материнского имущества, в честь Богоматери и во спасение души [513] покоившейся там ее родительницы, и, по обычаю своему, щедро одарила братию, служащую в нем Господу, тем, в чем нуждалась она для своего земного существования.

14. При этом совершалось чудо, о котором я должен упомянуть в этой книге. Императрица, утомленная путешествием, не могла собственноручно раздавать милостыню по своему обыкновению; вместо себя она поручила разделить деньги между нищими одному из братии. Согласно ее приказанию, он начал раздачу. Оказалось, что число нуждающихся превышало число монет, и раздававший стал бояться, что не хватить для всех просящих. Но зачем говорить много?

Сила чудесного в Нем выражала безмерность заслуги:
Пять было хлебов довольно, чтоб тысяче дать пропитанье.
Число монет увеличилось само собою, и все нищие разошлись радостно, получив свою долю.

15. Отсюда отправилась она к св. Маврикию 22, где находится та священная скала, которая скрывает в себе тысячи мучеников. С какою набожностию, с каким благоговением просила она предстательства великого мученика Маврикие и с ним пострадавших! Сколько вилетело из ее груди стонов, сколько было пролито слез! И нет таких грехов, полагаю, которые бы в то время не были ей прощены на веки.

Наружность королевы внушала более уважения, нежели наружность иного мужчины; если говорила она, казалось, слышались слова пророка 23: «Пролию пред Ним моление мое и печаль мою пред Ним возвещу». Сколько жалости, сколько сострадания, полного любви, было у нее ко всем тем, которые уклонялись от заповедей божиих! Она могла сказать с пророком: «Я истратила силы для грешников», и с апостолом Павлом 24: «Кто немощен, с которым бы и я не чувствовал немощи»? Она так оплакивала чужие проступки, как едвали кто нибудь станет оплакивать свое собственное заблуждение. С радостью вспоминала о достоинстве и счастии прошедшего, ежедневно скорбела о недостатках настоящего и в особенности будущего времени. Относительно будущего, я утверждаю с полным убеждением, что она обладала даром пророчества. Мое убеждение могло бы показаться недостаточными еслибы оно не подтверждалось всеобщим признанием.

16. Вот пример: в то время, как она, уезжая из того св. места, молилась в углу храма, явился к ней из Италии посланный с известием, от вормского епископа Франко в Риме. Высокая [514] повелительница очень любила епископа, пользовавшегося доброй славой, как ловила всех добрых людей. Узнавши о его смерти, она подозвала одного из слуг своих, со смирением просила его помолиться за усопшего, и вещим голосом произнесла следующия слова: «Боже, что мне делать, что сказать о нашем государе, моем внуке? Полагаю, что многие погибнут с ним в Италии, и за ними умрет и великодушный Оттон (III), а я останусь одна несчастная без всякого утешения. О Господи, предвечный Царю! не дай мне пережить этой ужасной потери»! В след за тем видели, как она распростерлась на полу всем телом, так что казалось душа ее отлетает к небесам, и, как будто ища следов мученика Маврикия, она покрывала пол слезами и поцелуями. Но поднявшись, после молитвы, Аделаида принесла дары мученикам и раздала милостыню нищим.

17. Оттуда она отправилась в Женеву посетить св. мощи победоносного мученика Виктора, а потом в Лозанну, где с благоговением почтила память Богоматери. В тех местах встретил ее с подобающею почестью король, внук ея, с епископами. Она продолжала далее свой путь к местечку Орбе, где пробыла несколько времени, снабжая всем необходимым нищих и злосчастных, приходивших к ней. Занявшись вместе с королем и князьями рассмотрением вопросов, касавшихся отечества, упрочения мира и нравственности, она посылала оттуда в св. места много даров различного рода. И где же найдется церковь или монастырь, известный ей, по близости своего положения или вследствие родственных ее отношений, в который бы не были отправлены, или доставлены ею лично, приношения? Из числа многих примеров я укажу только на некоторые; в то самое время, когда приближались уже последние дни ее жизни, она одарила св. отца Бенедикта вещами, хотя не дорогими, но ценными по своему значению, равно как, блаженной памяти, украшенного уже венцем небесным, отца Майола, которого в течение всей его жизни она любила более всех из его звания. Не забыла и столь близок к ней Клюнийский монастырь. На возобновление монастыря Исповедника Христова, бл. Мартина 25 опустошенного незадолго до того пожаром 26, послала не малую сумму денег, а для украшения алтаря кусок от мантии своего сына, императора Оттона.

18. Нельзя забыть тех полных любви слез, сказанных ею, между прочим, посланному с вышеозначенными подарками: «Прошу тебя, мой дорогой, скажи св. отцу следующее: О пастырь божий, прими снисходительно сей ничтожные дары, посылаемые тебе грешницей Аделаидой, супругой раба божия и божиею милостию императрицею. Прими также [515] и частицу мантии моего императора Оттона, и принеси за него молитвы к тому, с которым ты разделил свое одеяние и которого одел ты в лице бедных — Христу Спасителю». В тот же день и час, оставляя вышеозначенное место, в присутствии нас грешных, она представила пример совершенного смирения, и не из тщеславия, а с полным уничижением, показала нам, что обладает даром пророчества.

19. Там, во время ее пребывания, находился монах 27, который, если и не был достоин звания аббата, пользовался однакож у нее некоторым почетом. Встретившись друг с другом, монах и императрица заплакали горькими слезами. По моему суждению, она делала больше, нежели исцеление многих больных, а именно, полная смирения, она вытирала свои святые глаза грубым платьем, в которое была одета, прижимала его к своему благородному лицу, покрывая поцелуями, и со смирением говорила самым обыкновенным голосом: «О сын мой, поминай меня в своих молитвах и знай, что в жизни я не увижу тебе более. Оставляя этот свет, поручаю свою душу молитвам братии». Отсюда отправилась она тем же путем, которым прибыла сюда, к тому месту, где, по указанию божию, желала приготовить себе гробницу.

20. При самом конце своей жизни она совершенно отрешилась от земных забот, дабы на свободе отдаться божественным размышлениям. Даже и домашними делами занималась неохотно. Быв долгое время ревностною последовательницею Леи и Марфы, в их достохвальной деятельности, она желала теперь идти путем, достойным Рахили и Марии. Углубленная в чтение, неутомимая в молитве, она уразумела ничтожество всего земного и всею душею стремилась к небесному. Если кто нибудь беспокоил её земными Делами, она не давала никакого ответа, но в сердце своем с печалью повторяла слова апостола: «Бедный я человек; кто избавит меня от сего тела смерти»? 28 И вполне надеясь, на божественное вознаграждение, говорила: «Благодаренье Богу о Иисусе-Христе». Руководимая небесным указанием, она прибыла в то место, где должна была отдать последний вздох своему Господу. Тогда наступил именно тот день, в который, памятуя ее сына императора Оттона, творили ежегодное поминовение. По обыкновению собрались туда; толпы нищих из окрестности.

21. Аделаида имела обычай, в дни годовщины своих друзей и своих домочадцев, приносить дары их небесным защитникам, а именно, подавать милостыню нищим во Христе, и вследствие такого-то обычая собралось туда множество нищих. К ним вышла она сама и не сомневаясь, по примеру патриарха Авраама, что среди их присутствует [516] Господ, молилась с полным смирением, несмотря даже на то, что труд превышал ослабевшие ее силы, дарила некоторых собственноручно, а тем, которые казались более нуждающимися, приказала выдать платье и другия безделицы. По окончании этого духовного дела один из достопочтенных архиепископов 29, по ее желанию, отслужил обедню. В ту самую ночь приключился с нею лихорадочный припадок, и она, слабея с каждым днем, приближалась к смерти. Несмотря однакож на то, Аделаида продолжала, сколько было сил, заниматься молитвой, и не хотела отвращать своего взора от Спасителя на какой-либо другой предмет. Собравшись нисколько с физическими силами, она настоятельно потребовала духовного врачевания. По совершении таинства миропомазания, с смирением и истинным благоговение причастилась тела Господа нашего, на которого всегда возлагала свои надежды и основывала свою веру. Укрепленная причастием тела Христова, она заставила бывших при ней князей и лиц духовных петь, по обычаю церкви, псалмы покаяния и призывать имена святых.

Потом, присоединила свой голос к поющим, молилась с молившимися, и взывала ко Господу о милости. Она не умела, подобно сестре Моисея, прославлять Господа в звуках органа и хорного пения, и подобно Давиду поспевать Его на струнах и арфе; но она уже понимала вместе с последователями Агнца восхитительные звуки кимвала и исполнилась великою радостию.

22. В то время приближался тысячный год от Р. Х.; полная желания узреть в обители Царя небесного такой день, за которым не следуете ночь, она часто говорила с Апостолом 30: «Имею желание разрешиться и быть со Христом». Она и не дождалась в этой жизни праздника рождества Христова, и тихо отрешившись от телесных уз, когда наступит 16-й день счастливого декабря, вознеслась к чистому свету чистейшего эфира.

Своим домочадцам она оказывала самое дружественное обхождение, чужим — полное достоинства приличие, бедным — неутомимое сострадание, украшению храмов господних — щедрую помощь, добрым — постоянное благоволение, злым — справедливую строгость, а в своих желаниях — осторожность, в страданиях — стойкость, в счастии — искреннее смирение, в несчастии — терпеливое великодушие, в пище — воздержание, в одеянии — почти нищенскую простоту, в чтении и молитвах, во всенощных бдениях и постах — неутомимость, в раздаче милостыни — неизменную щедрость. Никогда не гордилась она своим происхождением. Никогда не домогалась человеческих похвал тому добросердечию, которым одарил ее Господь. Никогда не [517] вознеслась ниспосланным ей Богом добродетелями, и избегала ошибок, чтобы не раскаиваться потом; никогда не увлекалась ни почестями, ни богатством, ни удовольствиями света, но во всех случаях руководствовалась матерью всех добродетелей — умеренностью. Она обладала непоколебимою твердостию в вере, крепкою уверенностию в надежде; и чистою любовию к Богу и ближним — этим корнем всех благ и источником добродетелей. Как высока и прекрасна была ее жизнь, возвестил сам Господь силою чудес на ее гробе. Для описания их потребовалась бы особая книга; в нашем же сочинении представить того невозможно. Однако, чтобы не покрыть такого дела совершенным молчанием, я упомяну об этих чудесах вообще.

23. На ее гробе слепым возвращалось потерянное зрение, разбитым параличем — употребление членов, страдающим лихорадкой — выздоровление. Многие больные исцелились тогда благодатью и милосердием Господа нашего Иисуса Христа.

Одилон, аббат Клюньи.

Vita s. Adalheidae imperatricis. У Pertz, Mon. IV, 636-645.


Одилон, аббат Клюньи (Odilo, abbas Cluniacensis; род. 962 г., умер 1019; абб. с 993 г.) принадлежит к числу замечательнейших политических и общественных деятелей XI столетия (см. биографию его, писанную его же учеником, ниже, в ст. 50; cp. ниже ст. 53). Составленное им жизнеописание Аделаиды имело целью прославить те принцип новой реформы, которая совершилась в X стол. в недрах монастыря Клюньи, распространилась по целой Европе и подготовила тем всеобщую реформу церкви исполненную Григорием, VII Гильдебрандом, получившим воспитание в правилах, клинюинской школы. Монастырь Клюньи 31 был основан, в 909 Берноном, но настоящим, его преобразователем был, Одо (927 — 042), который, среди всеобщего падение нравов, задумал обновить европейское общество, и начал с своего монастыря учреждением в нем строгих правил жизни. Вскоре его правилам подчинились многие монастыри Франции, Бургундии, Италии и Германии; в Риме был основан монастырь клюинской конгрегации S. Paulo fuori le mura, откуда и вышел Григорий VII. Приемники Одо, Эймар (942-954) и Майола (954-993) продолжал его работу, и аббат Клюьи к концу X века сделался верховным владыкою и судьею западной Европы; императоры, короли и даже папы призвали их к себе для разрешения недоумений, и аббатство аббатств, так назывался монастырь Клюньи в X и даже в XI веке, можно сказать, одно представляло собою в ту пору действительное правительство Европы при всеобщей деморализации власти. Потому имена тех аббатов в истории европейской образованности занимают более важное место, нежели история королей и пап того времени (Lorain, Histoire de l’abbaye de Cluny. Par. 1845); наконец самый век Гильдебранда был подготовлен клюинскою реформою, а вступление Григория VII на папский престол доставило возможность идеями Одо и Одилона приобрести в первый раз публичную власть. Св. Аделаида, как королева Бургундии, Италии и Германии, имела большое влияние на повсеместность клюиской реформы, почему Одилон и посвятил на описание ее жизни свой труд. Ср. ниже, статья 35.


Комментарии

1. Adelheida, Adelegida; см, О ней выше, у Лиутпр. Anlapod. IV, 12, на стр. 440; в у Росвиты, выше, на стр. 486.

2. Во второй половине X века.

3. Женщина из Верчели; ср. Ніeron. ер. 49 аd. Innocent. Lib. III. ер. VII. Duchesne.

4. Из рода Вельфов; она была дочь Рудольфа II, короля Бургундия и Италии, и Берты Швабской; см. в конце тома Родосл. табл. № 2.

5. По Лиутпр. (Аntapod. IV, 12; см. выше, стр. 440), она вышла замуж в 987 г. или 938, а следов, родилась в 921 или 922 г.

6. Автор или переписчик ошибаются: кор. Ит. Лотарь умер в 950 г., следов. не три, а тринадцать лет после женитьбы на Аделаиде.

7. Беренгарий II, кор. Ит. с 950 г. маркгр. Иврейский, враг Лиутпранда (Аntapod. V, 4, на стр. 474).

8. Крепость Гарда. Ср. у Росвиты, выше, на стр. 485.

9. Притч. Солом. 31, 20-29. Автор для характеристики Аделайды, по обычаю того времени, заимствует целиком идеал хозяйки дома из еврейской образованности.

10. Конрад І, король Бургундский, наследовал своему отцу Рудольфу II, с 937 г. до 998 г., и был женат на дочери французского короля Лудовика IV Заморского, Матильде.

11. Предшественник автора по управлению Клинья, умерший 995 г.

12. Оттон II оставался в Павия до 5 декабря 980 г.

13. Феофании, дочери Романа II; см. выше примеч. к ст. 31, на стр. 504.

14. Иоанн из Калабрии.

15. Псалм.

16. Петерлинген лежит в Швейцарии, к западу от Фрейбурга.

17. Матильда, настоятельница Кведлинбургского монастыря, † 968.

18. Зельц, в Эльзасе.

19. Из грамоты видно, что это место было Оттоном III и Генрихом II изъято из под королевской власти (immunitas), а Иоанном освобождено от епископского суда, и отдано под управление Римской церкви «не в виде дара, а ради большей свободы.» Под римскою свободою следует понимать неподсудность королевской власти.

20. Иов 29, 13.

21. Иисус Сирах 29, 12.

22. Ныне St. Maurice, в швейцарском кантоне Вале.

23. Псал. 142. 3.

24. 2 Коринф. 11. 29.

25. В Туре.

26. 997 г. 25. июля.

27. Сам Одилон.

28. Римл. 7. 24.

29. Виллигис Майнцский.

30. Филипийцами 1. 23.

31. В Бургундии, близь г. Макона , департ. Saone-et-Loire.

(пер. М. М. Стасюлевича)
Текст воспроизведен по изданию: История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Том II. СПб. 1864

© текст - Стасюлевич М. М. 1864
© сетевая версия - Тhietmar. 2013
© OCR - Станкевич К. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001