Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

МАРТИН МУРИНИУС

ПРУССКАЯ ХРОНИКА

МАРТИН МУРИНИУС

Мартин Муриниус (1550-1603) - в молодости католический монах, а впоследствии протестантский проповедник, богослов, писатель и автор церковных песнопений на польском языке. Сведений о его жизни, как впрочем, и о жизни большинства других средневековых историков, почти не сохранилось. Предполагают, что Муриниус (Murinius) - латинизированная форма польской фамилии Мужиньский (Murzynski).

Мартин родился во Львове, но поселился в Пруссии, где был монахом доминиканского монастыря святого Николая в Торне (Торуни). В 1573 году он перешёл в протестантскую веру и с 1575 года занимался редактированием церковных протестантских текстов с целью их унификации. В 1582 году Муриниус издал в Торуни "Хронику прусских магистров" и представил её читателю как перевод с немецкого. Из этого можно заключить, что наш автор неплохо владел немецким языком. Но на самом деле это не столько перевод, сколько авторский пересказ извлечений из нескольких немецких и польских хроник. Сам Муриниус ссылается в первую очередь на книгу Иоганна Даубмана, но тот был не историком и не писателем, а типографом, в 1567 году напечатавшим в Кёнигсберге «Прусскую хронику» Симона Грунау (в двух томах). Польский пересказ нашего автора очень неплох и в литературном отношении не уступает немецкому оригиналу, а нередко и превосходит его.

Само название книги Муриниуса указывает на то, что в конце XVI столетия жителей польской Пруссии, а, возможно, и всех поляков очень интересовала история Тевтонского ордена. Как сейчас говорят, эта тема «хорошо продавалась». Это подтверждает и довольно скорое (по тем временам) переиздание книги. Однако тех современных читателей, которые ожидают найти в ней подробную историю и точную хронологию орденских магистров, ждёт разочарование. Как раз про магистров и вообще про орден автор сообщает нам довольно скудные сведения. И хотя само сочинение было им задумано и начато как история Пруссии, уже довольно скоро автор начинает как бы скатываться с заявленной темы и утрачивать нить своего повествования, в котором магистрам оставлена лишь скромная роль хронологических маркеров. Это невыгодно отличает сочинение Муриниуса от книги Стрыйковского, где от начала и до самого конца последовательно излагается история Литвы.

При всём этом книга Муриниуса сыграла заметную роль в популяризизации списка магистров Тевтонского ордена, который сам по себе далеко не свободен от многих ошибок и неточностей. Не менее важными были и уникальные известия по истории доорденской Пруссии, фактически впервые (точнее, в одно время с сочинением Стрыйковского, изданным в том же 1582 году) опубликованные на славянском языке. И хотя многочисленные заимствования и даже прямые цитаты из «Хроники» Стрыйковского совершенно очевидны, не менее очевидно и то, что эта книга была не единственным источником нашего автора.

В 1585 году в Кракове вышло в свет богословское сочинение, вскоре запрещённое католической церковью. Его автор представлялся своим читателям как ксендз Мартин Муриниус, проповедник Левартовский. Городок Левартов (Любартов), владение бецкого каштеляна Николая Фирлея герба Леварт, в те годы был настоящим гнездом кальвинистов. Поэтому у нас есть основания считать, что кальвинистом был и сам Муриниус. Других современных упоминаний о нём нет. В 1606 году в Кракове было напечатано второе, немного исправленное, издание "Хроники прусских магистров". Из предисловия издателя можно сделать вывод, что ещё в прошлом году (1605) автора книги уже не было в живых.

Текст переведен по изданиям: Kronika mistrzow Pruskich przez Marcina Muriniusa. Thorun. 1582 и Kronika abo opisanie ziemie y mistrzow Pruskich przez Marcina Muriniusa. Krakow. 1606

© сетевая версия - Strori. 2022
© перевод с польск., комментарии - Игнатьев А. 2015-2022
© дизайн - Войтехович А. 2001