ХРОНИКА ВРЕМЕН СЕФЕВИДОВ

(Сочинение Мухаммад-Масума Исфахани «Хуласат ас-сийар»)

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы истории Ирана XVI — первой половины XVIII в., связанные с внутренней и внешней политикой сефевидских правителей, социально-экономической политикой страны, а также народными движениями, давно привлекали внимание специалистов многих стран. Посетившие в это время Иран католические миссионеры, купцы, торговые агенты и дипломаты оставили значительную по объему, хотя и не всегда равноценную по сообщаемым сведениям литературу, которая вместе о сочинениями местных историографов позволяет воссоздать объективную в целом картину состояния Ирана в указанный период. Однако изучение истории времен Сефевидов (1501-1736) носит неравномерный характер. Отдельные проблемы истории Ирана позднего средневековья еще не нашли подробного освещения в научной литературе. Так, довольно детально исследовано правление Исмаила I (1501-1524) — основателя Сефевидского государства, Тахмасба I (1524-1576), шаха Аббаса I (1587-1629), при котором Иран превратился в сильное централизованное государство. Но годы царствования Исмаила II (1576-1577), Султан-Мухаммада Худабанде (1577-1587), шаха Сафи I (1629-1642), шаха Султан-Хусайна (1694-1722) освещены значительно слабее.

Отчасти подобное положение объясняется тем, что "базовые источники" — труды придворных персидских историографов того времени повествуют о событиях правления Исмаила I, Тахмасба I, Аббаса I гораздо обстоятельнее, чем о пребывании у власти других шахов. Период же истории Ирана с 30-х годов XVII в. персидские летописцы рассматривают совсем бегло, они сообщают мало материала по социально-экономической и военно-политической истории. Кроме того, некоторые источники, как нарративные, так и документальные, до настоящего времени не были введены в научный обиход.

Это, естественно, отразилось и на результатах [4] исследований, в которых период экономического и политического упадка Сефевидской державы, связанный о правлением шаха Сафи I, изучен крайне недостаточно: насколько нам известно, пока по нему нет ни одной специальной работы, изданной за рубежом или в Советском Союзе.

Европейские ученые (Сайвори, Лэмбтон, Локкарт и др.) [123; 113; 115] в трудах, посвященных общим и частным проблемам существования государства Сефевидов, рассматривают события 30-х годов XVII в. лишь мимоходом, да и не ставят перед собой задачу изучения упомянутого периода. Например, в монографии Л. Локкарта "Падение сефевидской династии и афганское завоевание Персии" весьма подробно рассказывается о причинах распада государства Сефевидов. Однако автор книги главным образом касается времен правления шаха Султан-Хусайна (1694-1722), тогда как нам представляется, что истоки этого процесса надо искать значительно раньше.

Аналогичную картину мы наблюдаем в работах современных иранских авторов. В ряде исследований, посвященных сефевидской теме, рассматриваются преимущественно годы царствования шаха Аббаса I. Среди основных известных произведений можно назвать монографии Насраллаха Фалсафи, Мухаммад-Ибрахима Бастани Паризи, Абу-л-Касима Сахаба [148; 149; 144; 135]. Некоторые данные по внешней политике шаха Сафи I приводятся в работе Ханбабы Байани "Тарих-и низами-йи Иран" [152].

Из отечественных исследователей, занимавшихся проблемами истории государства Сефевидов, следует прежде всего упомянуть И. П. Петрушевского. На основании сведений первоисточников он подробно охарактеризовал социальное и экономическое положение Азербайджана и Армении, их роль и значение в составе Сефевидского государства, определил формы землевладения, существовавшие в тех регионах. Глубокому анализу подвергнуты вопросы классовой борьбы. В статье "Народное восстание в Гиляне в 1629 г.", посвященной интересующему нас периоду, И. П. Петрушевский выявил причины, цели, характер и движущие силы восстания [64; 66; 67].

Исследования О. Ф. Акимушкина и Н. Д. Миклухо-Маклая по историографии и средневековой истории, конечно, также привлекались автором в процессе написания данной работы.

За последнее время вышли работы грузинских и азербайджанских ученых (Н. Г. Гелашвили, Н. Т. Накашидзе, А. А. Рахмани и др.), которые представляют определенный интерес для нашей [5] темы. В частности, Н. Г. Гелашнили, занимаясь вопросами ирано-грузинских взаимоотношений в 30-х годах XVII в., тщательно прокомментировала сведения Искандера Мунши из его незаконченного произведения "Зайл-и Тарих-и Аламара-йи Аббаси" [28; 29]. Однако, ограниченная данными только этого персоязычного источника, Н. Г. Гелашнили смогла проанализировать лишь события первых пяти лет правления Сафи I.

Итак, времена расцвета сефевидского Ирана исследованы намного лучше, чем периоды упадка. Между тем изучение "белых пятен" в истории общества необходимо для выяснения закономерности развития государства Сефевидов, выявления причин кризиса этой державы, который в конечном счете привел к ее окончательному крушению в 1736 г.

Детальное рассмотрение данного этапа истории Ирана позволяет по-новому осветить события в сопредельных с ним странах. Войны между Ираном и Османской Турцией нанесли значительный ущерб азербайджанскому, армянскому и курдскому народам. Освободительное движение этих народов против сефевидских шахов и турецких султанов в первой половине XVII в. повлияли на дальнейший ход исторических событий, поэтому вопросы, связанные с их борьбой, заслуживают тщательного исследования.

Поднимаемые в этой связи проблемы свидетельствуют о важности изучения источников указанного периода. Последовательное введение в научный обиход памятников сефевидской историографии позднего средневековья позволит воссоздать более полную картину социально-экономической, политической, военной, этнической и культурной истории государства Сефевидов на всем протяжении его существования.

К фонду персидской историографии XVI-XVII вв. относится малоизвестный труд Мухаммад-Масума б. Ходжаги Исфахани "Хуласат ас-сийар" ("Суть жизнеописаний"), посвященный правлению преемника Аббаса I — шаха Сафи I (1629-1642). Это произведение — единственное пока известное сочинение, полностью охватывающее все годы царствования Сафи I и составленное по заказу последнего. Названный источник, хотя он повествует о сравнительно небольшом историческом периоде — о тринадцатилетнем правлении одного из сефевидских шахов, заслуживает внимания исследователей прежде всего потому, что повествует о переломном моменте в истории государства Сефевидов и показывает первые ощутимые симптомы потери его могущества. Ценность этого сочинения увеличивается еще и тем, что автор, придворный [6] историограф Сафи I, сам был очевидцем и участником описываемых событий. Его сведения отличаются оригинальностью и достоверностью. В своем труде Мухаммад-Масуму удалось зафиксировать ряд исторических событий, существенных для понимания внутренней и внешней политики Сафи I, проявить наметившиеся признаки застоя Сефевидского государства в 30-х годах XVII в.

Цель данной работы — изучение в источниковедческом плане труда Мухаммад-Масума и введение его в широкий научный обиход. Сюда входит определение научной значимости содержащегося в "Хуласат ас-сийар" исторического материала, выявление источниковедческой ценности сочинения для изучения социально-экономической и военно-политической истории Ирана и сопредельных стран в 30-х годах XVII в., а также установление места данного сочинения среди персоязычных источников сефевидского периода.

Сравнительно-исторический метод исследования сочинения Мухаммад-Масума и более объективная оценка сообщаемых им сведений вызвали необходимость привлечения многих восточных и европейских источников, обзор которых дан в первой главе книги.

Текст воспроизведен по изданию: Хроника времен Сефевидов (Сочинение Мухаммад-Масума Исфахани «Хуласат ас-сийар»). М. Восточная литература. 1993

© текст - Павлова И. К. 1993
© сетевая версия - Тhietmar. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Восточная литература. 1993