"ХУЛАСАТ АС-СИЙАР" МУХАММАД-МА‘СУМА б. ХОДЖАГИ ИСФАХАНИ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ИРАНА XVII В.

История Ирана первой половины XVII в. давно стала предметом внимания советских и зарубежных востоковедов. Однако исследователей привлекал, главным образом, период правления шаха Аббаса. Последующий период вплоть до падения сефевидской державы в 1736 г. довольно слабо освещен в научной литературе. Очевидно, это объясняется тем, что необходимые источники (нарративные и документы) до настоящего времени не были введены в научный оборот. К их числу следует отнести и сочинение персидского историка Мухаммад-Ма‘сума "Хуласат ас-сийар", которому и посвящено данное сообщение.

Довольно обширный труд Мухаммад-Ма‘сума (180 л.) позволяет воссоздать картину 14-летнего правления шаха Сафи (1629-1642). В основу этого сочинения положены погодные записи автора, который находился на службе при дворе шаха Сафи, занимая важный пост: ему были доверены шахские конюшни. Мухаммад-Ма‘сум использовал корреспонденцию, поступавшую во дворец шаха 1.

В сочинении Мухаммад-Ма‘сума мы находим обильный материал о внешней политике шаха Сафи, а также сведения о внутренней политике. Автор подробно повествует о персидско-турецких войнах и приводит текст договора на персидском и турецком языках, заключенного в 1639 г. 2 Основываясь на данных Мухаммад-Ма‘сума, весь период военных действий между Османской Турцией и сефевидской державой можно разделить на 2 этапа: 1. Первый период продолжался до 1635 г., когда бои шли за обладание Ереваном. 2. Второй период характеризуется сражением у стен Багдада, которое закончилось поражением армии кызылбашей. Опираясь на информацию Мухаммад-Ма‘сума, должно сделать вывод о том, что война с Турцией была для Ирана одним из главных пунктов внешнеполитической программы.

Важные сведения Мухаммад-Ма‘сум дает и о войне Сафи I с Великими Моголами. Потеря Кандахара в этой войне значительно ослабила позиции государства Сефевидов. Шах Сафи, как сообщает наш автор, предпринял попытку возвратить Кандахар, но она оказалась безуспешной 3. [47]

Существенные данные Мухаммад-Ма‘сум приводит и об отношениях Ирана с пограничными узбекскими ханствами. Частые набеги узбекских эмиров, разорявших Хорасан, представляли серьезную угрозу для безопасности сефевидского государства.

"Хуласат ас-сийар" дает важную информацию о политических и торговых взаимоотношениях Ирана с Россией, Индией и Францией.

Мухамадд-Ма‘сум рассказывает, что в области внутренней политики многие мероприятия, начатые шахом Аббасом, после его смерти не нашли поддержки у Сафи I. Так, сразу же после вступления на престол, Сафи I издал указ, по которому было прекращено строительство канала от реки Каранг до Исфахана. Шах Аббас намеревался соединить р. Карат с р. Зайендеруд, и при нем уже была проделана большая работа по проведению канала, но Сафи I прервал это строительство 4. По тому же указу под давлением придворных кругов, тесно связанных с персидскими купцами, была отменена государственная монополия на гилянский шелк. Можно полагать, что впоследствии эти меры пагубно сказались на экономике страны.

В сочинении Мухаммад-Ма‘сума мы находим интересный материал и о народных движениях в Иране. Одним из них было народное восстание в Гиляне в 1629 г., поднятое Гариб-шахом. Мухаммад-Ма‘сум рассказывает об упорстве повстанцев в борьбе против шахского режима и о размахе военных действий. По сведениям нашего автора, в решающем сражении погибло 8 тыс. человек 5.

В 1040 г.х./1631 в Казвине вспыхнуло восстание дервиша Ризы, объявившего себя Махди 6. Мухаммад-Ма‘сум пишет, что дервиш Риза со своими единомышленниками накануне мятежа, будучи приверженцем секты Эбахийе 7, "встал на путь вольнодумия и непослушания" 8, а также, что проповеди дервиша нашли отклик к его соотечественников, и они двинулись на Казвин. Восставших постигла неудача: дервиш Риза погиб в самом начале сражения. Данные Мухаммад-Ма‘сума позволяют предположить, что гибель Ризы подорвала единство повстанцев и, лишившись вождя, они потерпели поражение.

Материалы "Хуласат ас-сийар" дают возможность и для более полного описания борьбы Сафи I с грузинским царем Теймуразом, стремившимся к объединению Картли и Кахети. Из текста Мухаммад-Ма‘сума мы узнаем, что после поражения Теймураза управление Картли было передано одному из приближенных шаха Рустам-хану 9.

В сочинении Мухаммад-Ма‘сума приводятся сведения о восстаниях курдских и арабских племен, кочевников Лара. [48]

Наконец, у нашего автора мы находим также ценные сведения по истории династии гянджинских правителей. Зийадоглу из племени каджар. Это было отмечено И. П. Петрушевским 10. Последние годы своей жизни Мухаммад-Ма‘сум занимал должность везиря при беглербеке Карабага и Ганджи Муртаза-Кули-хане. Этой местной династии автор посвящает особую главу, подробно останавливаясь на доблестях основателя династии Зийадоглу Шахверди-султана.


Комментарии

1. Сочинение Мухаммад-Ма‘сума как самостоятельное произведение по истории царствования шаха Сафи I известно сравнительно недавно. Это установлено изысканиями А. А. Ромаскевича, Н. Д. Миклухо-Маклая и О. Ф. Акимушкина. До них предполагалось, что Мухаммад-Ма‘сум всего лишь дописал незавершенное сочинение Искандара Мунши, известное под названием "Зайл" ("Продолжение"). Упомянутые исследователи показали, что в списке, хранящемся в ГПБ в Ленинграде (см. каталог Б. Дорна № 303), по сути дела, соединены два произведения, посвященные периоду правления шаха Сафи I: "Зайл" Искандара Мунши и "Хуласат ас-сийар" Мухаммад-Ма‘сума. Это недоразумение объясняется тем, что после завершения труда "Та‘рих-и Аламара-йи Аббаси" Искандар Мунши приступил к составлению истории царствования Сафи I, но смерть прервала его работу над описанием событий четвертого года правления шаха Сафи. Неизвестный составитель списка ГПБ механически присоединил к "Зайл" труд Мухаммад-Ма‘сума.

Впервые на это обратил внимание А. А. Ромаскевич. Им было высказано предположение о том, что сочинение, посвященное истории правления Сафи I, состоит из двух вышеназванных произведений Искандара Мунши и Мухаммад-Ма‘сума. Однако он не установил соотношения авторства в механически соединенных частях текста. Дальнейшие исследования О. Ф. Акимушкина показали, что во-первых, "Зайл" Искандара Мунши и труд Мухаммад-Ма‘сума — это два самостоятельных сочинения. Их объединяет только тема, на которую они написаны; во-вторых, Мухаммад-Ма‘сум не дописывал труд, начатый его предшественником, а он является автором самостоятельного сочинения, часть которого кем-то была присоединена к "Зайл"; в-третьих, история Сафи I, написанная Мухаммад-Ма‘сумом, является только частью его незавершенного труда, название которому сам автор дал "Хуласат ас-сийар" ("Краткая суть жизнеописаний"). [49]

Подтверждение выводам О. Ф. Акимушкина мы находим в рассказе самого Мухаммад-Ма‘сума, который сообщает, что он, не обладая красноречием и изяществом стиля Искандара Мунши, решая расположить разделы своей книги в той же последовательности, в какой это сделал в своем труде и Искандер Мунши (см. рук. Мюнхенской биб-ки л. 5а). В настоящее время известно четыре полных списка сочинения Мухаммад-Ма‘сума: Мешхед, Тегеран (2), Мюнхен и один неполный в Ленинграде. Это сочинение до сих пор не изучено в полной мере и привлекалось только специалистами попутно (Б. Дорн, А. А. Ромаскевич, И. П. Петрушевский, О. Ф. Акимушкин).

2. Мухаммад-Ма‘сум "Хуласат ас-сийар", рук. Мюнхенской биб-ки, лл. 149а-154б (в дальнейшем рук. Мюнхен); об этом же см. рук. ГПБ в Ленинграде, лл. 1046-107б (в дальнейшем — рук. ГПБ).

3. Рук. Мюнхен, лл. 162а, 165а-165б; рук. ГПБ, лл. 113а, 115а.

4. А. Олеарий, Подробное описание путешествия гольштинского посольства в Московию и Персию, пер. П. Барсова, М., 1870, с. 716-717.

5. Рук. Мюнхен, л. 19а.

6. О верованиях шиитов в Махди (Мессию) см. И. П. Петрушевский, Ислам в Иране в VII-XV веках, ЛГУ, 1966, с. 259-260, 268.

7. "Эбахийе" — секта, признающая законность действий, запрещенных шариатом.

8. Рук. Мюнхен, л. 59а.

9. Наш автор сообщает, что сразу же после вступления Сафи I на престол, Хосров-мирзе был пожалован ханский титул и присвоено имя Рустам (см. рук. Мюнхен, л. 10а). Н. Т. Накашидзе объясняет подобную милость шаха тем, что Хосров-мирза как только узнал о смерти Аббаса I, вывел из Исфахана отряд грузинской гвардии, предотвратив тем самым восстание (см. Н. Т. Накашидзе, Грузино-русские политические отношения в первой половине XVII века, Тбилиси, 1968, с. 233). В дополнении следует отметить, что грузинским исследователям, занимавшимся историей борьбы Теймураза с шахом Сафи, сочинение Мухаммад-Ма‘сума, очевидно, не было доступно.

10. И. П. Петрушевский, Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI — начале XIX вв., Л., 1949, с. 36.

Текст воспроизведен по изданию: "Хуласат ас-сийар" Мухаммад-Ма'сума б. Ходжаги Исфахани как источник по истории Ирана XVII в. // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XV годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). Декабрь 1979. Часть 1(1). М. Наука. 1981

© текст - Павлова И. К. 1981
© сетевая версия - Тhietmar. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Наука. 1981