Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ЛЕВ МАРСИКАНСКИЙ

ХРОНИКА МОНАСТЫРЯ МОНТЕКАССИНО

CHRONICA MONASTERII CASINENSIS

КНИГА II

Начинаются главы книги второй.

1. О рукоположении, усердии и пленении аббата Алигерна.

2. О мести за него, а также о грамотах, выданных ему князьями, в которых они отказывались от [захваченных] у него земель.

3. Об умиротворении его земли и восстановлении монастыря.

4. О грамотах императоров как на это место, так и на [монастырь] святого Ангела в Баррегии.

5. О времени, когда тело апостола Матфея прибыло в Салерно.

6. О некоторых пожертвованиях в это место, а также о нескольких обменах, сделанных аббатом.

7. О владениях святой Марии в Луко.

8. О землях, которые этот аббат передал в аренду, а также о том, с каким намерением он это делал и о цензе за них.

9. Как впервые возникло Капуанское архиепископство.

10. Как был убит князь Ланденульф и как за него отомстили.

11. Об удивительном землетрясении и о том, как древо святого Креста было доставлено в этот монастырь.

12. О вступлении в должность аббата Мансо.

13. О некоторых пожертвованиях и арендах.

14. Как князь Лайдульф присягнул этому аббату и что пожаловал ему.

15. Как Ландульф из святой Агаты, став князем, присягнул этому аббату и какие сделал ему пожалования.

16. Как аббат был обманут и ослеплён капуанцами.

17. О прибытии в этот монастырь святого Адальберта.

18. Также о приходе в это место святого Ромуальда и святого Бонифация.

19. Как сюда приходил граф Олибан.

20. Как и по какой причине аббат Иоанн добровольно отказался от аббатства и о землях, переданных им в аренду.

21. Какое видение видели при его смерти.

22. Как сюда пришёл аббат Иоанн и о том, почему он ходил в Иерусалим и как, вняв явленному в видении увещеванию вернуться, получил аббатство.

23. О святой Марии в Целле.

24. Как император Оттон отправился в Беневент, что совершил в тех землях и о том, как и где он умер.

25. О трудах аббата Иоанна.

26. Об обменах, пожертвованиях и арендах, совершённых при нём.

27. О святом Бенедикте в Суэссе.

28. Об уходе названного аббата в Капую и об аббате Доцибилисе.

29. Об исключении Ротундула и назначении Атенульфа.

30. Как был построен монастырь в Альбанете.

31. О пожалованиях императора Генриха и о трудах аббата Атенульфа.

32. О некоторых пожертвованиях в это место.

33. Как в это место был доставлен лоскут от полотенца Спасителя.

34. О восстановлении монастыря в Баррегии и о смерти того, кто его восстановил.

35. Соглашение или отказ герцогов Гаэтанских от пограничных районов этого монастыря.

36. О пожертвовании острова под названием Лимата.

37. Как норманны впервые пришли в эти земли и как они сражались с греками во главе с Мело.

38. О норманнах, размещённых в Пиниатарии и как был захвачен Датто.

39. Как император Генрих пришёл с войском против Трои и как аббат, бежав от него, умер в море.

40. Как князь Пандульф добровольно сдался Пильгриму и как последний спас этого князя от смерти.

41. Как этот император передал Капуанское княжество Пандульфу, графу Теанскому.

42. О назначении аббата Теобальда.

43. Как блаженный Бенедикт исцелил этого императора и какие дары император пожаловал этому месту.

44. Как он сжёг сочинение о перенесении святого Бенедикта, доказав его лживость.

45. Как некогда этот император заболел по воле блаженного Бенедикта.

46. Как Бамбергское епископство было обменено на Беневент.

47. Видение, которое во время смерти названного императора было явлено одному рабу Божьему.

48. Рассказы о теле Бенедикта.

49. О явлении святых Прота и Иакинфа.

50. О святом Бенедикте в Клие и святом Назарии.

51. Как была создана Капитината.

52. О начале правления аббата Теобальда и его трудах в монастыре святого Спасителя.

53. Также о его трудах в этом месте.

54. Как сюда пришёл господин Одило, аббат Клюнийский, и, вернувшись домой, прислал в это место руку святого Мавра.

55. О некоторых пожертвованиях и арендах.

56. О возвращении князя Пандульфа.

57. О гонениях его и Тодина против этого места.

58. Как аббат вернулся в Марку.

59. Как Пандульф велел увезти сокровища этого и Капуанского монастыря.

60. Какое чудо случилось при постройке церкви святой Схоластики в Гаэте.

61. О смерти аббата Теобальда и достойном осуждения избрании Василия.

62. О его ничтожности и о некоторых пожертвованиях.

63. Как сюда пришёл император Конрад и о том, как был избран аббат Рихерий.

64. Как Бог спас это место от пожара.

65. О начале правления аббата Рихерия и о некоторых пожертвованиях в это место.

66. Как норманнами была завоёвана Апулия и о наследованиях их графов.

67. Как названным аббатом был возвращён замок Вантра.

68. Как этот аббат был схвачен Аквинскими графами и как возвращён обратно.

69. Как он добровольно отправился за горы, а также о чуме и раскаянии аквинцев.

70. Как ему присягнули норманны и почему он разрушил город святого Ангела.

71. Как норманны были перебиты в Сан-Джермано и как были возвращены все наши земли, которые они удерживали, вместе с замком святого Андрея.

72. Какие видения по поводу всего случившегося привиделись крестьянам.

73. О крепостных укреплениях и о мосте святого Андрея.

74. Как Пандульф вторгся с войском в эту землю и был постыдно обращён в бегство герцогом Аденульфом.

75. Как Родульф, граф изгнанных, решив разграбить эту землю, на следующий день был найден мёртвым.

76. Как племянник этого аббата поднял мятеж в замке и как тот был возвращён.

77. О приходе императора Генриха в Рим и как он, низложив трёх [пап], поставил на римском престоле Климента.

78. О его дарах в это место и о том, как он возвратил Капую Пандульфу и утвердил за норманнами все беневентские владения.

79. Как папа Лев, вступив в должность, пришёл в этот монастырь и, возвращаясь, пожаловал нашему аббату церковь святого Иерусалима.

80. О блуждании капуанцев, которые из-за замка Конца хотели прийти сюда и разграбить эту землю.

81. Как названный папа вновь приходил сюда и как он принял Беневент под свою защиту.

82. Как был убит князь Гваймарий и как за него отомстили.

83. О пожертвовании братьев капуанцев.

84. Как названный папа возвратил нам монастырь в Террачине и о том, как он сразился с норманнами в Апулии и, вернувшись в Рим, умер.

85. О том, что совершили в Константинополе его послы.

86. Об избрании папы Виктора и как Фридрих пришёл в этот монастырь.

87. Об укреплении замка Сарацениска.

88. О пожертвованиях графа Трансмунда и о том, как и где умер и был похоронен названный аббат.

89. О некоторых трудах этого аббата и об избрании аббата Петра.

90. О нравах этого аббата и о пожертвовании монастыря в Лукке и о чудесах господина Иоанна Апулийца, приора этого места.

91. Как названный папа с досадой отнёсся к избранию нашего аббата и как наши старшие братья доказали его послам, что всё было сделано по уставу.

92. Как этот аббат отрёкся от аббатства и о том, как был избран Фридрих.

93. О начале правления Фридриха и о его посвящении, а также о привилегиях, принятых и данных им этому монастырю.

94. Как римляне избрали его папой и что он впоследствии сделал, когда вернулся.

95. О пожертвованиях епископа Марсиканского и других.

96. Как этот папа, заболев, велел назначить после себя аббатом Дезидерия.

97. Как он велел вывезти все богатства этого места к себе в Рим и какое видение видели из-за этого.

98. О его смерти и погребении.

99. Как Минций, виновный в симонии, был поставлен папой.

100. О подарках Фридриха.

Заканчиваются главы.

Начинается книга вторая.

Аббат Алигерн, 27-й по счёту от блаженного Бенедикта, счастливо рукоположенный в этом монастыре, пребывал в должности 37 лет. Он жил во времена императора Оттона I Великого, о котором мы говорили выше, и его сына Оттона II 1, при [капуанских]* 2 князьях Ландульфе, его сыне Пандульфе, чьё прозвище было «Железная голова» 3, 4 брате последнего – Ландульфе 5 и сыне – тоже Ландульфе 6, а также во времена римских понтификов – от Иоанна ХII до Иоанна ХV 7, от которых почти от всех он, ничем не пренебрегая, получал в разные времена и привилегии, и грамоты. Среди них папа Иоанн ХV к чести и уважению этого места, сверх прочего, сделал [апостольской властью]* добавление в своей грамоте 8, а именно, запретив всем епископам брать по тому или иному поводу у всех людей, подчинённых этому монастырю, и у всех церквей, принадлежавших ему по всем землям, десятину пожертвований живых и умерших.

[5. В пятый год этого аббата, который был 954 годом от Рождества Господнего, тело блаженнейшего апостола и евангелиста Матфея, которое в разные времена покоилось сперва в Эфиопии, где он пострадал, а затем в Британии, было, наконец, обнаружено благодаря откровению этого святого евангелиста, и перенесено в Салерно. А три года спустя на небе были видны сразу два солнца, и в течение двух дней месяца июля море сделалось сладким от Неаполя до Кум 9.]*

1. Итак, происходя из знатного неаполитанского рода, он сделался монахом в монастыре святого Павла в Риме при вышеназванном аббате Балдуине, а впоследствии был переведён этим аббатом сюда и, став после кончины Майельпота, как уже было сказано 10, из настоятеля этого места аббатом 11, начал восстанавливать это место на той основе, которую некогда заложили аббаты этого монастыря Лев и Иоанн, поскольку место это со времени аббата Бертария, когда его сожгли сарацины, и до него самого на протяжении около 67 лет было запущено, брошено и как бы совершенно покинуто. Правда, некоторое время назад, а именно, при аббате Балдуине, наши монахи, которые до сих пор по необходимости вынуждены были жить сперва в Теано, а затем в Капуе, по распоряжению папы Агапита отчасти вернулись назад, как уже было сказано выше 12. Однако, не только монастырь, но и вся равнина вокруг него так запустели тогда из-за набегов сарацин 13, что редко кто находился, вернее, не находилось почти никого, кто должен был бы оказывать жившим там рабам Божьим какие-либо повинности. Сверх того, графы Теанские, захватывая имущества этого монастыря, дошли до небольшой и ближайшей к монастырю горы, которую называют Торрокл 14. Также почти у самого Кассино, который находится в двух неполных милях от города Сан-Джермано 15, аквинцы, во главе которых стоял в должности гастальда Аденульф по прозвищу Мегалу, удерживали всю, как говорят в народе, Флуметику 16 со всем, что к ней прилегает. Итак, мудрый аббат начал искусно изыскивать владения монастыря, которыми тот издавна владел, по всем землям, и, особенно, по смежным с ним и расположенным по соседству, и всеми силами требовать их назад у тех, которые похитили их в неспокойные времена, находя и предъявляя пожалования и грамоты тех, которые в давние времена передали их монастырю. Но, когда он увидел, что никакими доводами, никакими просьбами не может склонить души этих [разбойников]* к возвращению этих земель, то пожаловался на это Ландульфу, недавно ставшему князем. Узнав об этом, [его] противники, сильно раздражённые его усердием и тщанием, поняв, что он со своей неусыпной заботливостью и настойчивостью не оставит их в покое, стали изо дня в день думать над тем, как бы схватить его или по крайней мере причинить какие смогут неприятности. Итак, когда он, однажды, был занят строительством замка, который называется Янула 17 [и возвышается над церковью блаженного Германа 18]*, названный Аденульф, он же Мегалу, внезапно нагрянув вместе с несколькими рыцарями 19, силой захватил аббата и доставил в Аквин, как весьма ценную добычу. Там во время общественного зрелища горожан он обрядил его в медвежью шкуру и напустил на него со всех сторон собак для травли его, как настоящего медведя, и бесчестил этот нечестивейший муж достойного человека многими оскорблениями. Услышав об этом, названный князь страшно разгневался из-за такого бесчестья, нанесённого столь славному мужу, и тут же приказывает Аденульфу явиться в Капую и в его присутствии дать аббату удовлетворение по законному приговору. А тот, сознавая, что по закону подлежит смерти за совершённое преступление, предпочёл скорее восстать и, полагаясь на значительные укрепления Аквина, отказался явиться ко двору князя.

2. Итак, князь, решив отомстить за нанесённую как ему, так и аббату обиду, пришёл к Аквину и, окружив осадной техникой его цитадель, в которой укрепился названный мятежник, взял его в осаду. Итак, Аденульф, видя, что не может спастись от рук князя, повязал верёвку себе на шею и велел, чтобы жена своей рукой приволокла его к ногам князя. После этого князь тут же отдал его аббату таким, как он был, связанным со всеми его людьми, чтобы тот делал как с ним, так и со всеми его людьми всё, что пожелает. Так Аденульф, поняв, что оказался в плену своего пленника по справедливому приговору Божьему, тут же добровольно и весьма охотно составил грамоту об отказе от всех монастырских владений, которые до сих пор удерживал 20, и смиренно передал её в руки аббата; таким образом после этого и ему, и всем его людям аббатом наряду с прощением за преступление была возвращена личная свобода [без всякого выкупа]*. В результате подобного случая отец Бенедикт начал понемногу возвращать и получать обратно свои уже давно захваченные имущества. Ибо малое время спустя графы Теанские, побуждаемые свыше, также передали аббату подобные грамоты об отказе от тех земель, которые они удерживали.

Итак, ничуть не медля и считая неправильным упускать благоприятное время 21, аббат тут же испросил и получил у названного князя Ландульфа и его сына Пандульфа жалованную и утвердительную грамоту на всё аббатство целиком, а именно, согласно указанным выше 22 границам, которые впервые установил во времена Петронакса герцог Гизульф, а впоследствии во времена Теодемара подтвердил императорской грамотой император Карл 23. Он также просил у этих князей выдать ему ещё одну грамоту 24 особо на замок святого Ангела 25 и на башню святого Георгия, а также на все замки и крепости, которые впредь будут построены во владениях монастыря. Также другую [грамоту] 26 – на лес в Казе Гентиано и ещё одну 27 – на все рыбные ловы в Лезине со всем их устьем и с церковью святого Фоката 28, которая там есть, а также на несколько домов в самом Лезине. Впоследствии же он как от названного Пандульфа, так и от Ландульфа, его сына, вновь получил по одной грамоте 29 на все пределы и владения этого монастыря. Однако, враги истины, не в силах успокоиться по поводу всего этого, всякий раз, как выдавался удобный случай, то из Аквина, то из Понтекорво, а то и из Теано пытались спорить с нами о границах этого монастыря. Однако, всякий раз, как они сходились с нашими в суде, их постоянно побеждали вескими доводами, и они вынуждены были правдиво опровергать то, о чём лживо спорили. Поэтому и случилось, что у нас из-за оказии такого рода хранится множество памятных грамот этих конфликтов и отказов 30. В это же время названный аббат получил от Мариана 31, императорского антифата, патриция и стратега Калабрии и Лангобардии, грамоту 32, согласно которой ему разрешалось без всякого противодействия и помех [идти, куда он захочет]*, и разыскивать все наследства и владения этого монастыря по всем землям и получать их обратно, по крайней мере после того как будут приведены законные и соответствующие доводы.

3. Вскоре мудрый аббат, пригласив отовсюду из соседних земель, которые не были опустошены агарянами, крестьян, поселил их вместе с их семьями в тех владениях монастыря, какие нуждались в земледельцах, и как с теми, которых он поселил, так и с теми, которых застал там, заключил договор об аренде, согласно которому они должны были ежегодно давать монастырю седьмую часть с трёх доходов всей этой земли, то есть с пшеницы, ячменя и пшена, и третью часть – с вина. Прочим они могли владеть на благо себе и своим ближним, что нерушимо [и постоянно]* соблюдается по сей день. Итак, наполнив таким образом и заселив по большей части землю поселенцами из разных областей, он взялся за восстановление и улучшение хозяйственных построек монастыря, как то уже давно было начато его предшественниками Львом и Иоанном 33. Итак, снабдив новыми кипарисовыми балками, он покрыл черепицей всю церковь, которую построил названный Иоанн, украсил стены разными цветами, а пол вымостил многообразием разных камней. Также сам алтарь блаженного Бенедикта он со всех сторон обложил серебряными плитами и сделал из серебра также лицевую плиту алтаря святого Иоанна 34. Кроме того, он сделал из серебра немалых размеров крест, переплёт Евангелия, со всех боков выложенный позлащённым серебром, смальтами и драгоценными камнями, три серебряных венца, а также чаши, кадила, разные церковные украшения и множество рукописей 35. Между тем, восстановив некоторые жилища этого места, он, словно второй Петронакс, начал жить с братьями по правилам устава и по древнему обычаю монастыря. В Капуанском же монастыре он наряду с некоторыми церковными учреждениями создал и колокола, и рукописи, а к церкви пристроил и расписал алтарь вместе с гробницей, весьма украшенный в западной части.

4. В это же время Оттон I, в третий год своей императорской власти, по ходатайству своей жены, императрицы Адельгейды, выдал этому монастырю генеральную грамоту 36, подтвердив всё, что было до сих пор пожаловано теми или иными лицами по разным местам. Также спустя примерно четыре года к нему пришёл Павел, аббат святого Винцентия, и, умоляя его от имени нашего аббата, получил от него ещё одну, более полную грамоту 37 о подтверждении всего аббатства по обычаю прежних императоров. Этот император пожаловал нашему аббату монастырь святого Ангела в Баррегии со всеми его кельями и владениями 38; именно этот монастырь в то время, согласно грамоте 39, [выданной] этим императором, удерживал на протяжении своей жизни Альберик, епископ марсийский. Ещё пять лет император выдал этому монастырю святого Ангела утвердительную грамоту на все его имущества 40. Затем утвердительной грамотой 41, [выданной] Оттоном II на всё аббатство, названный монастырь святого Ангела вновь был закреплён за этим аббатом. Однако, вышеназванный епископ Альберик, добившись в присутствии этого императора, находившегося тогда в Марсике, на горе под названием Цедика 42, грамоты об отказе тому в Баррегийском монастыре, распорядился впредь оставаться при этом монастыре в покое, хотя сам этот епископ около шести лет назад по собственной воле передал монастырь святого Ангела блаженному Бенедикту посредством жалованной грамоты. Когда несколько лет спустя Гвинизий, епископ Марсики, сын этого Альберика, хотел возбудить по поводу этого монастыря тяжбу, поскольку его церковь якобы имеет по этому поводу грамоту императора, то был вызван нашими монахами на суд графов Марсики и, будучи уличён, вынужден замолчать. В результате такого рода оказии нам были возвращены три императорские грамоты, которые его отец получил по поводу этого монастыря. 43

5. В пятый год этого аббата, который был 954 годом от Рождества Господнего, тело блаженного апостола Матфея, которое в разные времена покоилось сперва в Эфиопии, где он пострадал, затем в Британии и, наконец, в Лукании, в конце концов, было обнаружено благодаря откровению этого святого евангелиста и перенесено в Салерно. А три года спустя на небе были видны сразу два солнца, и в течение двух дней месяца июля море сделалось сладким от Неаполя до Кум 44.

6. В это время папа Бенедикт 45 посредством грамоты 46 пожаловал аббату несколько своих дворов в графстве Абруццы, [в тринадцатый год своего пребывания в должности]*. В те же дни названный князь Пандульф посредством грамоты 47 пожаловал в этот монастырь всё имущество Арехиза, сына Яниперта, которое у того было в Теано как в самом городе, так и вне его, вместе с церковью святого Сильвестра, которая была построена в этом городе, со всеми её владениями. Он выдал ему также другую грамоту 48 на воды реки Саоны вместе с берегами по обеим её сторонам. Названный аббат пожаловался этому Пандульфу на Бернарда, графа из Алиф, так как тот угрожал сжечь и разрушить крепость этого монастыря в месте, что зовётся Курвара 49, а людей этой крепости ограбить и избить. По этой причине князь, тронутый его криками, составил грамоту 50, по которой в случае, если названный Бернард или какой-либо человек, находящийся под его властью, посмеет причинить какую-либо тяготу или ущерб этой крепости или её жителям, ему придётся выложить тысячу золотых бизантиев по крайней мере на улаживание этой ссоры, как её положено улаживать по закону. Также Гизульф 51, князь Салернский, сын Гваймария Старшего, передал этому монастырю грамоту 52 на четвёртую часть всего, чем герцог и маркграф Ламберт 53, казалось, владел в графстве Марсике, в Бальве, Форконе, Амитерне 54, а также в Фирманской марке и Сполетском герцогстве, за исключением рабов, которым он всем даровал свободу; а именно, всё это досталось ему в наследство от княгини Итты 55, бабки его супруги Геммы. Но и Борелл 56, граф из Петры Абунданции 57, выдал этому монастырю жалованную грамоту 58 на монастырь святого Евстафия в пределах этого замка, в месте под названием «у Арки» 59 со всеми его имуществами и владениями и с владением 1723 модиев земли. Кроме того, некий священник по имени Иосиф из города Ларино пожертвовал 60 в этот монастырь церковь святого Лаврентия, которую он построил в своём наследственном имении возле этого города со всеми её имуществами и владениями. Также некие аквинские благородные мужи 61, сыновья гастальда Родиперта, пожертвовали 62 блаженному Бенедикту все свои земли в Аквинском округе, в месте под названием Публика 63, многочисленные поля и холмы. Также Гильдебранд 64, граф из Соры, вместе со своими братьями выдал этому месту грамоту 65 на половину Тавринского и Юлианского озёр 66, которые тянутся от Посты 67, со всем, что относилось к их половине. Именно эти озёра целиком вместе с рекой Карпеллой 68 и со всем, что к ним относилось, впоследствии закрепили за этим монастырём князья Пандульф и Ландульф 69. Но и Рахиз 70, гастальд из Викальбо, пожаловал 71 блаженному Бенедикту свой двор возле названных озёр, который зовётся ныне Поста, вместе с церковью святого Викторина, а также два леса в пределах Викальбо: один – в месте, которое зовётся Сильва плана, а второй – на горе Альбето 72, со всеми их пределами и владениями. В это же время люди из Викальбо приобрели 73 у названного аббата ту возвышенность, где ныне находится город святого Урбана 74 и которая издавна принадлежала нам, чтобы построить там крепость, и передали ему в Викальбо вдвое больше земли, чем получили сами. А аббат удержал за собой саму церковь святого Урбана с принадлежавшей ей собственностью и со всем двором внутри этого города, по крайней мере по сто римских футов во всякой стороне. Этот аббат передал некоему Аймераду некоторые церкви и земли на территории Марсики, принадлежавшие там этому монастырю, то есть церковь святого Спасителя в Авеццано, святой Марии в Оритино, святого Абундия в Арко, святой Марии в Монтороне и святого Антима в Вико 75, и в обмен получил от него церковь святого Илии и святого Вита с 5000 модиев земли в Театинском графстве. Он передал также церковь святого Комиция, святого Илии и святого Вита в том же Теате и получил там церковь святого Тенестра с 3000 модиев земли и 5000 в Комино 76, а именно, между Атиной, Викальбо и развилкой святого Леутерия. Также за церковь святого Феликса в Пульверии, то есть за 1100 модиев земли, он получил сто солидов, а в качестве ежегодного ценза – 5 солидов. В те же дни ему, обратившемуся в суд графов Марсики 77, было отказано в берегах Фуцины с их рыбными ловами, а именно, от церкви святой Марии в Монтороне до святой Марии в Палуде 78; это место тогда называлось Альторанум; а также в двух семьях крепостных со всем их добром. Он жаловался также в суд маркграфа Андрея, посланника императора Оттона, в Сульмоне на Одеризия 79, графа Бальвы, который удерживал две наши церкви в деревне Пекторано 80, то есть церковь святого Стефана и церковь святого Елевтерия, и, сделав по этому поводу предъявление, тут же получил их обратно. Пригласив нескольких людей из города Термулы, он заключил с ними соглашение, по которому те обязались построить там, в наших владениях, в месте под названием Рипа Орса 81, на реке Триний 82, крепость, где должны были жить со всеми своими людьми и обрабатывать эти принадлежавшие нам там земли, с условием отдавать этому монастырю третью часть как с самой крепости, так и со всего, что они там произведут, а две части оставлять себе. В это же время Задельфрид, дьякон из города Лезины, пожертвовал 83 в этот монастырь одну церковь своего права, посвящённую святому Мартину и построенную возле этого города, в месте под названием Альхизи, со всем её убранством и владениями. То же самое сделали Гварнерий, Лайдульф и Бассо Ларинские в отношении церкви святого Германа в месте, которое зовётся Акварола 84, возле Ларино. То же сделали и Иоанн и Бониций, термульские горожане, в отношении церкви святой Троицы, которую они построили над морем, на берегу, который называется Петра Гермерисси 85. Тем же образом были пожертвованы 86 этому монастырю три церкви в Лумисано 87, то есть святой Марии, святого Петра и святого Бенедикта в месте Маккла Бона 88 со всеми имуществами и владениями этих церквей. Также Гвидо Аскульский пожертвовал свой двор в Казале, в месте под названием Форце 89, то есть около 1500 модиев земли; однако, он пожертвовал его церкви святого Спасителя в названном Аскуле 90 для нужд этого монастыря. Также Эммо, некий марсиец, пожертвовал этому монастырю своё наследственное имение в Комино, то есть сто модиев земли, в месте, что зовётся Феррара, у Викальбо. Около этих дней Гизеперт, настоятель святой Софии в Беневенте, уполномоченный по делам этого монастыря в Лезине и Термулах, отказал Адельхизу, епископу Луцерии, в аренде, которую аббат Ангеларий некогда предоставил ему на всё, что принадлежало этому монастырю в названной Лезине, вновь оставив за ним на условиях аренды половину устья реки Лавр и саму эту реку сроком на 15 лет и с цензом в фунт золота в год. Гизеперт также пожаловался на суде в Термулах перед многими благородными мужами и судьями, которые там были, на некоего Кастельгарда, который спорил с ним за один наш двор в этих Термулах, в месте под названием Казале Мари у святого Георгия; двор этот звался «у Феодосия»; именно этот двор наш аббат Деусдедит некогда купил у Адельперта, деда этого Кастельгарда, за пятьсот золотых солидов вместе с домами, землями, виноградниками, лесами, лугами и водами и вместе с тем его выгоном, который он имел в Термулах, в означенных границах: спереди – река, которая протекает от святого Георгия к пруду и далее к Биферну 91; сзади – море; с одной стороны – Биферн; с другой – Ривус вивус 92, которая впадает в море. Когда их доводы были таким образом представлены судьям, названный Кастельгард признал себя вследствие этого проигравшим и посредством грамоты назначил в качестве примирения 1000 солидов, если бы он когда-либо вновь захотел отречься от этого. Также Констанций, настоятель святого Бенедикта в Ларине, пожаловался в суде графа Мадельфрида 93 на Аццо 94, епископа этого города, по поводу церкви святого Бенедикта в Петтинари 95, которую этот епископ присвоил себе со всеми её владениями, и, предъявив доказательства, по приговору графа и после отказа епископа получил её обратно; поскольку она была разрушена, он, восстановив её с самого начала, определил быть в ней монастырю, который до сих пор находился в самом городе, и начал благочестиво жить там вместе с братьями.

7. Этот аббат передал Райнальду, графу Марсики, в аренду монастырь святой Марии в Луко 96 и [святого Эразма]*, а именно, согласно тем владениям и границам, в которых Гвальтерий, священник и монах, почти двадцать лет тому назад передал в монастырь эту церковь, пожалованную ему графиней Додой 97, в размере примерно 600 модиев земли. Впоследствии некоторые верующие обогатили этот монастырь святой Марии разными и многообразными церквями и владениями там и сям; те из них, которые мы смогли отыскать, мы сочли целесообразным привести здесь. Это: церковь святой Марии в Пассарано 98 и святого Себастьяна там же; монастырь святого Мартина в Транс Аквах 99; церковь святой Марии в Колле Лунго 100; святой Реституты в Моррее 101; святого Стефана 102, святого Николая и святого Доната в долине Сорана 103; святого Креста в долине Ортукле 104; святого Лаврентия в Вико 105; святого Иоанна в Безении 106; святого Киприана в городе Марсикане; святого Спасителя в округе этого города; святой Варвары там же; святого Амвросия в Секунцано 107; монастырь святой Марии в Цезах 108; святого Левция в Марано 109; святого Блазия в Мускози; святого Эразма в Помперано 110; святого Сильвестра в Пирето 111; святого Спасителя в Камерате 112; святого Германа в Петрелле Римской 113. Все эти церкви со всеми их владениями и принадлежавшим им движимым и недвижимым имуществом издавна принадлежали названному монастырю. И, сверх того, наследственное имение Петра Маймона в Аврутино, большое и славное, и наследственное имение Апикса в Патерно, а также наследственное имение Бетто Раттруды в Авеццано.

8. Кроме того, названный аббат приложил величайшие усилия для получения назад и собирания, а также выкупа и передачи в аренду всего того из владений нашего монастыря где бы то ни было, что в прежние времена было утрачено или потеряно и что он определённо смог отыскать. Он также весьма усердно раздавал в аренду имущества этого монастыря и монастыря святого Ангела в Баррегии, как то содержится в тех арендных грамотах, для того, чтобы восстановить за счёт такого рода денег названный монастырь и чтобы благодаря этому признаку доказать в будущее время, что всё это относится к юрисдикции этого монастыря. Так, сдав в аренду сыновьям некоего Гизо из Абруцц двор в Бигано 114 размером около 400 модиев, он получил за это 600 солидов, а в качестве ценза ежегодно получал 20 солидов. Он также [сдал в аренду]: в Абруццах двор Туллиано 115 за 300 солидов и 23 солида в качестве ценза; там же двор под названием Бассано 116 за 100 солидов и 15 в качестве ценза; там же в местечке Ароле 117 400 модий земли за 600 солидов и четыре в качестве ценза; двор Мариано 118 за 168 солидов и семь в качестве ценза; также двор Тулиано и другие земли за 16 фунтов и20 солидов в качестве ценза; также ещё один за 300 солидов и 16 в качестве ценза. В Пенненском же графстве он [сдал в аренду]: двор святого Сильвестра в Долиоле 119 за 400 солидов и 15 в качестве ценза; двор святого Георгия в Коллино 120 за 200 солидов и 10 в качестве ценза; землю в местечке под названием Циккле за 500 солидов и 10 в качестве ценза; землю в Патерно и Каза Пунти за 160 солидов и четыре в качестве ценза. В Марсике: церковь святого Викторина в Челано и святого Бенедикта в Тилии 121 за шесть фунтов и 8 тремиссов в качестве ценза. В Бальве: церковь святого Меркурия 122 и святого Цесидия 123 за четыре фунта и 10 тремиссов в качестве ценза; и там же церковь святого Бенедикта в Преторио 124 за два фунта и два солида в качестве ценза. Он отдал также в аренду Иоанну, некоему священнику, и Маральду, гастальду города Канны, рыбные ловы этого города в месте под названием Цаппинета 125 сроком на десять лет за ценз в 14 связок рыб 126, содержащих по 40 хороших рыбин в каждой связке; а также церковь святого Бенедикта, расположенную в тех же Каннах за ценз в два солида. Он также передал в аренду рыбные ловы в Лезине и реку Лавр за ценз в 30 бизантиев. Ландульфу, графу Изернии, он передал в аренду все владения в землях, что зовутся Каприата 127. Малое время спустя этот граф полностью возвратил их в этот монастырь, наряду с прочими пожертвованиями передав сюда на воспитание своего малолетнего сына 128. Некоему священнику Льву и Иоанну Генко он передал в аренду церковь святого Андрея и всё, к ней относилось, в Кавдинской долине, в местечке Паулизи 129, за множество приношений и повинностей с их стороны. Точно так же он сделал и в отношении многих других владений по разным местам и провинциям, о которых мы сочли излишним упоминать и писать здесь.

9. В 19-й год этого аббата папа Иоанн 130, будучи изгнан из Рима, пришёл в Капую и по просьбе названного князя Пандульфа впервые учредил тогда в этом городе архиепископство, посвятив там [в архиепископы]* Иоанна 131, брата этого князя. После него господин Лев 132, монах этого монастыря, исполняя в этом городе обязанности архиепископа четыре с половиной года, оставил преемником своей должности Герберта 133, монаха этого места. [В этом году солнце покрылось мраком в третьем часу 22 декабря, так что появилось много звёзд]*. В следующем же году, когда умер Оттон I, его сын Оттон II по прозвищу Рыжий пришёл в Капую и отбыл в Тарент, в Метапонт 134, а затем в Калабрию. Благополучно вернувшись оттуда домой, он в 983 году Господнем, собрав огромное войско, вновь спустился в Калабрию, чтобы сразиться с сарацинами, но благодаря попущению Господнему был ими побеждён и едва мог сам спастись вместе с немногими 135. Итак, придя в Капую, он утвердил княжество за вдовой князя Пандульфа Алоарой и их сыном Ланденульфом 136. Ибо Ландульф и Атенульф, сыновья этой Алоары, погибли в названной битве. А сам император, отправившись в Рим, чтобы вновь собрать войско и возобновить войну, умер в это же время 137 и был погребён в атрии церкви блаженного апостола Петра в порфировом гробу, [слева от входа в притвор этой церкви]*, и престол получил его сын Оттон III 138.

10. Итак, когда Алоара провела в своей должности около восьми лет, она оставила во главе княжества своего сына Ланденульфа, который спустя четыре месяца был жестоко убит некоторыми своими неверными капуанцами в четверг Святой Пасхи 139, возле церкви святого Марцелла, в которую он торжественно шёл в этот день по первейшему обычаю этого города. Узнав об этом, Трасмунд 140, граф Теанский и маркграф, родственник этого князя, собрав ради отмщения за его убийство [немалое]* войско, вместе с Райнальдом и Одеризием, графами Марсики, пришёл к Капуе почти два месяца спустя и, осадив её, опустошал в течение 15 дней. Впоследствии же, опять таки ради отмщения за этого князя, к Капуе вместе с названными князьями пришёл присланный императором маркграф Гуго 141 и осаждал её отовсюду в течение многих дней, пока ему не сдались те, которые убили названного князя. Заполучив их, он шестерых из них повесил на перекрёстках, а остальных наказал различными и разнообразными карами.

11. Почти за два года до этого 142 и в Капуе, и в Беневенте произошло страшное землетрясение, так что оно обрушило множество домов в Капуе и заставило колокола этого города звучать сами собой. В Беневенте же оно повергло Виперу и повалило 15 башен, в которых погибло 150 людей. Оно разрушило большую часть Ариано и Фреценто 143; обрушило почти половину города Компсы и убило её епископа наряду со многими другими. Ронсу 144 же оно утопило вместе со всеми почти жившими в ней людьми. В те же дни брат аббата Алигерна по имени Лев, по исповеданию монах, возвратившись из Иерусалима, привёз с собой немалую часть древа Креста Господнего, выложенную золотом, драгоценными камнями и жемчугами, и весьма благоговейно пожертвовал её этому святому монастырю в день ноябрьских нон 145. Умер же названный аббат 23 ноября 146 и был с почётом погребён в церкви святого Бенедикта.

12. Мансо 147, 28-й аббат, пребывал в должности 11 лет.

Он был двоюродным братом князя Пандульфа и в то время, когда умер аббат Алигерн, возглавлял монастырь святого Магна, расположенный возле города Фунды; аббатство же этой обители он получил, опираясь на поддержку родственных ему князей, а не на согласие монахов. Потому и случилось, что некоторые из старейших и лучших братьев этого монастыря предпочли скорее уйти оттуда, чем оставаться при нём. Одним из них был господин Иоанн Беневентский 148, который впоследствии стал аббатом, вторым – господин Теобальд 149, тоже ставший впоследствии аббатом, а также господин Лиуций, один из наиболее благочестивых и старых монахов этого места, и пятеро других, имена которых не приходят на память. Причём трое первых отправились в Иерусалим, а остальные пятеро – в Ломбардию; когда маркграф Гуго из величайшего почтения к этому месту принял их с великими почестями, они благодаря его щедрости построили в тех землях пять монастырей 150 и установили там весь распорядок, согласно традиции этого монастыря. Здесь в качестве дара этого маркграфа хранятся два серебряных венца.

13. В это же время вышеназванный Оттон III по настоянию своей матери, августы Феофано 151, выдал этому монастырю грамоту 152, подтвердив по обыкновению все его владения. Кроме того, Гизульф, граф Теанский, сделал в этот монастырь пожертвование 153 в виде местечка или замка под названием Казале Каспули 154 со всеми его пределами и владениями. Также Бертерам, благородный муж из Пенненского графства, пожертвовал блаженному Бенедикту свои имущества 155 в месте под названием Фонте Текта 156 вместе с церковью святого Флавиана 157, половиной крепости на холме Карелло 158 и крепостью на горе Петитто 159, и с другими своими дворами, то есть 700 модиев земли. Но и Пётр, некий священник из Кампомаврани 160, пожертвовал 161 в это место церковь святой Марии, которую он сам построил в своём наследственном имении над озёрами этого города, вместе со многими землями и со всеми её владениями. Также Теммарий, некий сиятельный муж из Абруцц, выдал святому Бенедикту грамоту 162 на все свои владения в Пенне и Абруццах вместе с церковью святого Павла и святого Иоанна в Буссете 163 и дворами по разным местам, то есть 1100 модиев земли. То же самое сделал и клирик Трасмунд в отношении своего двора в Абруццах под названием Целли 164 и всего, что к нему относилось и прилегало, то есть в отношении 300 модиев земли 165. То же сделал и Гримоальд, аквинский судья, в отношении церкви святого Ангела на горе, которая называется Аспранд 166, с немалым количеством земли и прочими её владениями.

Этот аббат предоставил аренду некоторым нашим, согласно правилам аббата Алигерна 167, и разместил их возле святого Илии, чтобы они, во-первых, восстановили эту разрушенную варварами церковь, а во-вторых, обрабатывали земли в её округе, согласно установленным границам. Также Ланденульфу, епископу престола в Луцерии, он отдал в аренду Лезинские рыбные ловы 168, и этот епископ должен был каждый год на Рождество Господне давать за это настоятелю святой Софии в Беневенте в качестве ценза 26 бизантиев на нужды монастыря. Он передал также в аренду Райнальду, графу Марсики, церковь святого Павла, которая расположена в Коминском округе 169, во владениях крепости Семи братьев 170, вместе с её достоянием и всем, что к ней прилегало, то есть 300 модиев земли, получив от него 50 солидов сразу и по 500 тинков получая ежегодно. Отдав также в аренду церковь святого Феликса в Пульверии и святого Максима в Театинском графстве, он 300 солидов получил сразу и 8 солидов в качестве ценза. Церковь святого Ангела в Гальяно 171 в Пенненском графстве [он передал в аренду] за сто солидов и семь в качестве ценза. Там же церковь святого Бонита – за 50 солидов и 3 солида в качестве ценза. Там же земли у Коронулы 172 и у источника Гермона – за сто солидов и один солид в качестве ценза. Там же земли в Пастине и в Альбинской долине – за 160 солидов и 8 солидов в качестве ценза. Также в Абруццах [он передал в аренду] некоему Одемунду двор в Мариано у самого водоёма и сто модиев земли на холме де Морта – за сто солидов и пять солидов в качестве ценза. В это же время жители Террачины, увещеваемые своим епископом Иоанном, из-за напасти, которую тогда претерпели, в самый день Святой Пасхи 173 все разом дали обет и обещали ежегодно давать в этот монастырь 6000 угрей и, присовокупив угрозу ужасной анафемы, велели составить по этому поводу грамоту 174 для памяти потомков.

14. Этот аббат, после того как получил согласно обычаю привилегию 175 от папы Иоанна ХV, получил утвердительную грамоту 176 на всё аббатство и от князя Ланденульфа, который, как мы уже говорили 177, был жестоко убит капуанцами [возле церкви святого Марцелла]*, а именно, согласно смыслу грамоты его отца. Также Лайдульф 178, брат этого Ланденульфа, который наследовал тому в княжестве, уступил ему 15 семей в городе Аквине из старожилов, которые там были 179. В девятый год пребывания его в должности аббата тот поклялся ему во всяческой безопасности и обещал, пока жив, помогать ему во всём его аббатстве; он выдал ему также грамоту 180 на Кастро Цели 181 со всей горой, что зовётся Аспран, по своим владениям. Итак, поднявшись на вершину этой горы, аббат обнаружил там некоторые древние строения и хотел построить там крепость, но, не став это делать из-за недостатка воды, спустился вниз и построил сбоку этой горы замок под названием Сикка 182, [и построил там церковь в честь святого Креста]*.

15. Итак, вышеназванный император Оттон, отрешив от княжеской власти Лайдульфа и выслав его по ту сторону гор, поскольку говорили, что он замешан в убийстве брата, передал Капуанское княжество некоему Адемарию Капуанцу 183, сыну клирика Бальзамо, который воспитывался с ним с детства и которого он очень любил 184. Малое время спустя, то есть через четыре месяца, этот Адемарий был изгнан капуанцами из Капуанского княжества, а князем был поставлен Ландульф 185 из святой Агаты, а именно, сын Ландульфа, князя Беневентского. Он клятвенно утвердил 186 за названным аббатом всё аббатство целиком со всеми его владениями в пределах Капуанского княжества, как тот держал его при вышеназванной княгине Алоаре и её сыне Ланденульфе, которые некогда утвердили его за ним, и заставил клятвенно подтвердить это 12 знатных капуанцев; он же [утвердил за ним] всё Аквинское графство целиком вместе с его епископством, а также крепость Терамен 187 и крепость Арче со всеми их владениями, как тот в это время держал и владел. Он, сверх того, в той же грамоте утвердил и крепость Бантру 188, которая была собственностью графа Ландо, со всеми её владениями, а именно, с разными другими условиями, которые этому аббату показалось необходимым выпросить у названного князя, как то содержится в тексте его присяги.

16. Итак, помимо многих своих деяний, совершённых проворно и, чтобы короче сказать об отце такого места, некоторым образом по-мирски, – ибо он набрал для себя многочисленных рыцарей и немало наряженных в шёлковые одежды слуг и никогда не бывал при дворе заальпийского императора без дела, – он возбудил к себе великую зависть и ненависть во всём княжестве главным образом из-за строительства вышеназванной крепости 189, ибо казалось, будто он желает присвоить себе не только аббатство, но и само княжество. Потому и вышло, что малое время спустя капуанцы коварно пригласили его, схватили и ослепили. Этой ненависти способствовала также подлость со стороны Альберика, епископа Марсики, который, в то время как передал епископство своему сыну 190, которого родил от некоей блудницы, сам, несчастный, все силы направил на приобретение, если удастся, должности аббата этого места. Итак, узнав, что капуанцы сильно ненавидят названного аббата по указанной нами причине, он сперва переговорил с некоторыми весьма нечестивыми монахами, а затем договорился с некоторыми ещё более гнусными капуанцами 191 о том, что он даст им сто фунтов павийских денариев, если они сперва ослепят аббата, а затем передадут ему и сам Монтекассинский монастырь; а он, полагаясь впредь на их поддержку, овладеет им без всяких помех и противодействия. [Они условились] таким образом, что половину этой суммы он тут же передаст им через своих посланцев, а вторую половину вышлет тогда, когда получит в свои руки глаза аббата. Когда это было таким образом оговорено между ними, обе стороны начали по мере сил думать: этот – о деньгах, а те – о злодеянии. И вот, этот лжеепископ прислал собранные им отовсюду деньги, как и обещал. Получив эти гнусные [деньги], [капуанцы] укрыли тех, кто её принесли, в неких тайных местах, а сами, придя к аббату, падают ему в ноги и коварно умоляют его прийти в Капую и, если у него есть какая-либо жалоба на кого-то из них, получить по этому поводу законное удовлетворение. Аббат же, поскольку ему внушали подозрение их уже давно известная ненависть и злоба, по мере возможности отказывается туда идти. Тогда те, полагая, что Бог мало в чём им откажет и думая, что можно обмануть того, кто осуществляет надзор за всем, тут же, принеся евангелие, клянутся, что целым и невредимым приведут аббата в Капую и точно так же целым и невредимым уведут его обратно к святому Бенедикту. Но, поклявшись в этом, они в душе коварно решили, что, после того как приведут его в Капую, отведут его в церковь святого Бенедикта, которая находилась в этом же городе, чтобы посредством такой коварной выдумки избежать клятвопреступления. Итак, обманутый такого рода хитростями, аббат поверил и, не подозревая ничего дурного, отправился вместе с ними в Капую. А те, которые уже давно по внушению дьявола зачали зло, наконец, родили ложь 192 и, как только ввели [аббата] в Капуанский монастырь, хватают его, как решили, и без промедления вырывают ему глаза; тщательно завернув их в платок, они тайно посылают их гонцам епископа, чтобы те отнесли их своему господину. Получив их, те сильно обрадовались и спешно отправились в обратный путь к своему господину. Но, о никогда не дремлющее око Божьего суда! Они уже добрались до поля, что зовётся Меций 193, возле самой Марсики и, беспечно остановившись там, устав с дороги, принимали пищу. И вот, некий странник, придя из Марсики, был спрошен ими, как то в обычае у путников, о новостях и сказал: «Умер епископ этой земли». Немало поражённые этими словами, они с крайним негодованием заявили, что он лжец и обманщик, не решаясь поверить этому. Однако, поскольку тот ещё твёрже и упорнее настаивал на истинности этого дела и сообщил им тщательно отмеченный день и час его смерти, они, тут же зарыв в этом месте глаза, которые уже незачем было нести, вскочив на коней, мигом прилетают к дому несчастного епископа, [который у него был неподалёку]*, и обнаруживают, что епископ лишился жизни в тот же час, в какой названный аббат лишился света своих очей, а было это 14 ноября. Но, чтобы это случайно не показалось кому-то сомнительным или невероятным, я сам, хотя был ещё ребёнком, видел одного из тех посланцев, которых названный лжеепископ отрядил для подобного преступления, именем Андрея, священника, когда он с трудом мог передвигаться в постели и, прожив уже более ста лет, имел обыкновение всякий раз со слезами и по порядку рассказывать всё это моему дяде, святой памяти Иоанну, епископу Соры, когда тот его спрашивал. В то время в Аквинском гастальдате начальствовал Аденульф по прозвищу Суммукула, а именно, предок тех, которых ныне называют Аквинскими графами. Как только он узнал, что аббата ослепили, то обрадовался и до основания разрушил названный замок Сикку, который названный аббат построил незадолго до этого 194. Затем его преемник Иоанн уступил этому аббату церковь святого Мартина на Вультурне вместе с церковью святого Секундина 195, со всеми их принадлежностями и владениями, чтобы он, пока будет жив, мог там проживать с почётом и по своему усмотрению. Умер же названный аббат 8 марта 196.

17. В это же время блаженный Адальберт 197, епископ славян, с разрешения римского понтифика 198 оставив своё епископство, пришёл в этот монастырь, желая отправиться в Иерусалим, но, поскольку названный аббат и некоторые старшины этого места отговорили его туда идти, он, приняв это как совет, данный ему свыше, решил прожить здесь всю свою жизнь и никуда более не уходить. Но, когда, однажды, некоторые из старшин этого монастыря, любовно беседуя с ним, сказали: «Хорошо, отец, что ты остаёшься здесь с нами, здесь носишь монашеское одеяние, здесь ведёшь угодную Богу жизнь, тогда как ты епископ и можешь освящать наши церкви и возводить в церковный сан наших клириков», он, приняв эти слова с сильным неудовольствием, тут же удалился и смиренно отправился к святейшему мужу Нилу 199, который, как он узнал, вёл тогда весьма благочестивую жизнь в Валле Луце вместе с несколькими греческими братьями. В то время как он искал у него подходящего совета и узнал, что тот не может его принять, – ведь из-за того, что он ушёл из нашего монастыря таким образом, названный отец заявил, что не посмеет оставить его у себя, дабы по этой причине не быть самому изгнанным оттуда вместе со своими людьми, – он, в конце концов, вернулся по его совету в Рим, какое-то время прожил в монастыре святого мученика Бонифация 200, а малое время спустя был вновь отправлен римским понтификом в своё епископство. И вот, вновь вернувшись в Рим и вновь отпущенный в землю славян, он начал там проповедовать и принял мученичество ради Христа, после того как варвары отрубили ему голову 201.

В эти же дни Оттон III получил из рук римского понтифика 202 императорскую корону 203. А малое время спустя он схватил обманутого клятвой Кресценция 204, римского сенатора, который, восстав против него, укрепился в замке святого Ангела, и тут же покарал его смертью, как виновного в государственной измене 205.

18. Тогда же муж Божий Ромуальд 206 вместе с родственником императора, блаженным Бонифацием 207, который чуть позже сделался на Руси мучеником Христовым, и многими другими немцами из войска названного императора пришёл ради молитвы в монастырь блаженного Бенедикта. Тяжело заболев там, но вскоре выздоровев благодаря милосердию Божьему, он вернулся домой 208.

19. Около этого времени некий Олибан 209, богатейший галльский граф, был убеждён названным мужем Божьим Ромуальдом, которому он исповедался в своих грехах, оставить свет и, придя в монастырь блаженного Бенедикта под предлогом молитвы, безвозвратно посвятить себя там службе Божьей, ибо иначе, дескать, он не сможет спастись. Итак, оставив своё добро сыну, он, не медля, вместе с большим количеством богатств, а именно, с 15 навьюченными сокровищами лошадьми, отправился в этот монастырь и, попрощавшись с теми, которые с ним пришли, заставил их вернуться домой, в то время как они до сих пор не подозревали о нём ни о чём подобном и плакали оттого, что он никогда больше не придёт.

20. Иоанн 210, 29-й аббат, пребывал в должности один год 211.

Этот достопочтенный муж, когда, будучи уже отягощён старостью и болезнью, понял, что не может более нести бремя такого правления, добровольно, с согласия и по воле братьев 212, назначил вместе себя аббата, а сам, оставив аббатство, вместе с пятью братьями удалился в ближайшую пустошь, в место, которые и ныне называется Пирет 213, и там, построив в честь святых Козьмы и Дамиана небольшую церковь, живя в некоторой мере уединённо, в духовных трудах провёл оставшееся время своей жизни. Я слышал от одного старика, что когда он, однажды, отправился с войском против муниципия этого монастыря под названием Пиниатарий 214, чьи жители некогда пытались восстать 215, то одна церковь, расположенная возле этого города, была сожжена людьми, которые шли с ним, вместе с несколькими крестьянскими лачугами, и он, предавшись по этой причине сильным и неумеренным рыданиям, найдя такого рода благовидный повод, оставил аббатство. Он отдал в аренду Трасмунду, некоему клирику [из Абруцц]*, некоторые дворы, принадлежавшие этому монастырю в Абруццах по разным местам, размером примерно 400 модиев, за 200 солидов и ценз в восемь солидов; [передав в аренду]* также другие земли в местечке Циккле, он получил ту же цену и такой же ценз. Точно так же за третью часть двора в Москуфе и другие земли, отданные под видом аренды, он получил 400 солидов и в качестве ценза 24 солида.

21. Когда уже во времена аббата Теобальда 216 он скончался, то в эту ночь один благочестивый брат по имени Иоанн в монастыре святого Лаврентия, что расположен в Капуе, упреждая по обыкновению бдения братьев, внезапно оглянулся во время молитвы и увидел над этой горой в воздухе яркий свет, а внутри этого света узрел душу этого Иоанна, которая подымалась к небу. Когда с наступлением утра он пожелал удостовериться в истинности видения, то отправился к Андрею, который тогда стоял во главе Капуанского монастыря 217, и, открыв ему то, что видел, настойчиво просил его немедленно отправить в этот монастырь своего человека, чтобы тот тщательно выяснить всю правду об этом деле и, вернувшись, рассказал им. Итак, гонец отправился в путь; и вот, когда ему ещё оставалась какая-то часть пути, навстречу ему выехал человек, который заявил, что направляется из этого монастыря в Капую, чтобы сообщить живущим там братьям о смерти названного мужа 218. Когда он заботливо осведомился о часе его смерти, то услышал, что тот ушёл из этого мира в тот самый час, когда капуанец Иоанн по его словам видел, как его душа подымается к небу. Тогда оба они вернулись к тем, кем они были посланы: один сообщил в Капуе о смерти Иоанна, а другой рассказал в Монтекассино о видении, которое видели по поводу его смерти. Умер же Иоанн 14 марта.

22. Иоанн 219, ставший 30-м от блаженного Бенедикта аббатом, пребывал в должности 12 лет и 6 месяцев.

Ведя свой благородный род из сиятельной фамилии беневентских горожан, но с детства владея ещё более благородными нравами, он, когда исполнял должность архидьякона в церкви этого города, движимый небесной любовью, пришёл во времена аббата Алигерна в эту святую обитель и, отрёкшись от всей светской суеты, облачился в монашескую одежду. Когда он провёл несколько лет в занятиях святого образа жизни и Мансо занял после смерти Алигеран должность аббата тем способом, о котором мы уже говорили 220, он, уйдя оттуда, отправился ради молитвы в Иерусалим и в течение целых шести лет жил на горе Синай. Затем на протяжении некоторого времени он жил в Греции, на горе, которая зовётся Агионороз 221. В этом месте святой отец Бенедикт, явившись ему в видении однажды ночью, вручил ему пастырский посох, который, казалось, держал в руке, и велел как можно быстрее возвращаться в Монтекассинский монастырь. Когда с наступлением утра он рассказал отцу монастыря об этом видении, этот аббат постарался уговорить его и убедить в том, что, поскольку это, по-видимому, является Божьей волей, он не должен ею пренебрегать, но, сопровождаемый небесной милостью, должен поскорее собраться в обратный путь в свой монастырь 222. Итак, послушный видению и увещеванию, Иоанн под водительством Христа вернулся в это место; радостно приняв его, аббат Иоанн, его предшественник, тут же назначил его настоятелем, а малое время спустя, поскольку, как сообщалось выше, был отягощён болезнью и возрастом, поставил его вместо себя, и он, после того как тот удалился в пустынь, наследовал ему здесь в управлении монастырём по выбору всех братьев. Он жил во времена папы Сильвестра II 223 и Иоанна ХVIII 224. В первый год своего пребывания в должности он принял от вышеназванного императора Оттона запечатанную золотой печатью утвердительную грамоту на всё аббатство 225. Этот же император, пробыв в названном монастыре несколько дней, пожертвовал блаженному Бенедикту два серебряных венца 226.

23. В это же время Райнальд, граф Марсики, сделал из церкви святой Марии, что в Целле на территории Карсеол, монастырь и, обогатив его немалыми владениями в округе, утвердил за этим монастырём также крепость, которая ныне зовётся Целле, а тогда называлась крепостью святого Ангела, со всеми её владениями 227. Пётр, некий священник из города Тибуртины 228, вместе со всеми своими подданными передал в этот монастырь жалованную грамоту на церковь святого Пастора, которая расположена возле этого города, со всем, что к ней относилось.

24. В третий год этого аббата, то есть в 1000 году от воплощения Господнего 229, названный император пришёл в Беневент и с целью покаяния, которое наложил на него блаженный Ромуальд, отправился к горе Гарган. Вернувшись соответственно в Беневент, он просил у его жителей тело святого апостола Варфоломея 230. Те, не смея ему тогда ни в чём отказать, посоветовались с архиепископом, который тогда стоял во главе города 231, и ловко передали ему вместо тела апостола тело блаженного Паулина, епископа Нолы, которое весьма надлежащим образом покоилось в епископии этого города, и тот, увезя его, удалился, обманутый такого рода хитростью 232. Позднее, узнав об обмане, он страшно разгневался и весьма почтительно похоронил тело исповедника, которое увёз, на острове 233 в Риме, а сам по горячим следам вернулся к Беневенту и некоторое время осаждал его со всех сторон, но, ничего против него не достигнув, возвратился в Рим. Когда он решил вернуться оттуда на родину, то умер 234 в крепости под названием Патерно 235, неподалёку от города, что зовётся Кастеллана 236, отравленный, как говорят, женой сенатора Кресценция, обезглавленного им, как мы сообщали выше 237, которой он бесстыдно попользовался. Но, прежде чем жившим вокруг людям удалось узнать о его смерти, тело его, уснащённое благовониями, было увезено его людьми за горы [и погребено]*, а королём был поставлен герцог Генрих 238, его двоюродный брат.

[А названный Адемарий, надменный от большого могущества, пришёл к Аквину, чтобы сделать ряд назначений, но Аденульф Суммукула, о котором мы упоминали выше, укрепившись в Аквинской цитадели, решил ни в коем случае его не принимать. Случилось же, что однажды, в то время как Адемарий, выйдя из лагеря, прохаживался мимо с целью обзора города, Аденульф тайно вышел на разведку в поле с несколькими своими людьми, и они внезапно вышли на встречу друг другу. Когда Аденульф, испуганный столь неожиданной встречей, один обратился в бегство, Адемарий со своими людьми начал его преследовать. Но люди, которые были вместе с Аденульфом, увидев это, в то же время бросаются за теми с тыла и, некоторых из них убив, а некоторых обратив в бегство, хватают Адемария и уводят его в плен. И вот, Аденульф тут же, вопреки всякому чаянию, усадив того в курульное кресло, побуждает его ничего не бояться и сразу после этого, принеся евангелие, по обычаю становится его вассалом. Итак, видя по отношению к себе такую доброту Аденульфа, на какую никак не мог надеяться пленный, Адемарий тут же выдал ему грамоту на всё Аквинское владение и впредь велел всем именовать его не гастальдом, но графом. Итак, он был первым графом аквинцев, а это было первой их грамотой. Но спустя малое время, то есть через четыре месяца, Адемарий был изгнан из Капуанского княжества 239, и Ландульф из …]*

25. Этот аббат изготовил большую серебряную и позлащённую дарохранительницу, [украшенную] смальтами и драгоценными камнями [разных цветов]*. Он изготовил два подсвечника 15 фунтов, а также два серебряных кадила шести фунтов. Он изготовил также некоторые церковные кодексы большие и красивые, и пространство всего монастыря по кругу снабдил стенами и башнями. Он, кроме того, построил церковь в честь святого [исповедника Христова]* Николая на небольшой горе 240, которая расположена рядом с господским лугом, возле города Сан-Джермано. Соревнуясь с ним, Теобальд, его настоятель, и сам приспособил для этого блаженного исповедника базилику в крепости святого Петра 241, что расположена у подножия этой горы, а именно, в древней крипте 242, которая была построена из огромных камней в прекрасном языческом стиле в честь языческих демонов и расположена, кажется, возле церкви названного блаженного Петра. В это время, а именно, в восьмой год 243 этого аббата страшное землетрясение более 15 дней сотрясало эту гору, так что церковь раскололась в нескольких местах.

26. Кроме того, Райнальд, вышеназванный граф Марсики, передал этому аббату один двор в Алифах, что зовётся [двором] святого Стефана, с 400 модиями земли и ещё один в Теано размером в 500 модиев в месте под названием Камп 244, а в замен получил от него грамоту на [церковь] святой Марии в Луко, [церкви] святого Эразма, святого Себастьяна и святого Ангела. Также граф Одеризий, сын этого Райнальда, передал этому аббату город под названием Каза Фортини 245 со всеми его владениями, а именно, тысячу модиев земли, которые этот граф получил с боку своей супруги Гервизы 246, и в замен получил от него крепость святого Урбана и другие церкви и дворы, принадлежавшие тому в месте Комино, примерно 900 модиев земли. Этот же Одеризий в последний год этого аббата вместе со своей супругой Гибборгой 247 пожертвовали 248 этому монастырю церковь святого Феликса 249 во владении святого Урбана с сотней модиев земли в её округе и ещё одной сотней возле Атины, в месте Валле Боне 250 и со всеми владениями этой церкви. В это же время трое из наших монахов ушли к Гвальтеру 251, графу из Лезины, и в его присутствии судились с некоторыми знатными людьми этой земли по поводу рыбных ловов этой Лезины, а также мельниц на Лауро, церкви святого Петра 252 там же и прочих имуществах святого Бенедикта, как то содержалось в их грамоте об аренде, и названный граф, признав нашу правоту, приказал своей грамотой 253 всё это целиком возвратить нашим монахам, назначив, кроме того, пеню за улаживание спора в 2000 бизантиев тому, кто впредь захочет судиться с нами по этому поводу. В эти же дни Губерт, епископ города Фермо, пожертвовал блаженному Бенедикту из имуществ своего права земли и виноградники, леса, луга и масличные рощи в усадьбе Оппиано 254, немалое владение, и в усадьбе Патерно точно также. Но и некий Гайдеризий из того же города Фермо выдал этому монастырю грамоту 255 на одну церковь своего права имени святого Бенедикта в месте под названием Самбуцет 256, с её имуществами и владениями. Также Ландульф 257, князь Салерно, став монахом при этом аббате, пожертвовал в этот монастырь все имущества, принадлежавшие ему по наследственному праву в графстве святой Агаты 258, а именно, дом и несколько дворов с масличными рощами, виноградниками, мельницами и всем, что к ним относилось 259. Также Трасмунд, богатый и знатный клирик из Абруцц, о котором мы упоминали выше 260, постановил, чтобы церковь святого Николая 261, построенная на реке Трутин 262 в месте под названием Сумузиано и наделённая им за счёт собственных средств, стала монастырём и передал его посредством своей жалованной грамоты 263 под власть этой обители. Точно также и Тевто, сын Тевто, из тех же Абруцц пожертвовал в этот монастырь церковь святого Иоанна в месте, что зовётся Скорцоне 264, а именно, ту, которую он наделил за счёт собственного имущества и преобразовал в монастырь святых дев 265. Таким же образом и Райнерий, сын Иосифа, передал блаженному Бенедикту одну церковь своего права имени святого Николая в Пенненском графстве, в месте, что зовётся Самбуцета, со всеми её украшениями и владениями 266. Тот же Райнерий примерно шесть лет назад выдал этому монастырю грамоту 267 на все имущества и владения своей собственности, которыми он, казалось, владел в графствах Пененнском, Театинском, Аскуланском и Абруццском, а именно, на крепость Амблето, на Фараоне 268, Мурро 269, Канталупо 270, Атерно 271, Архе 272 и на многие свои дворы, то есть примерно на 8000 модиев земли. В это же время граждане Террачины, увещеваемые своим епископом Иоанном, пожертвовали в монастырь святого Стефана в Террачине один рыбный ставок, что расположен у самой реки этого города в месте под названием Гамбара и до самого моря, установив штраф в три фунта золота для тех, кто когда-либо попытается его отнять 273. Точно также патриций Роффрид 274 пожертвовал там один свой рыбный ставок на названной реке в Террачине, в болоте Тразекту. Около этих дней некий Франко, священник и монах, выдал этому монастырю грамоту 275 на одну церковь своей собственности имени святого Бенедикта в пределах Монтичелли 276, в месте Салабука, возле Биферна, со всеми её имуществами и владениями. Луп, сын Аццо, из Абруцц передал этому аббату в качестве пожертвования всё своё добро вместе с пятью церквями, то есть святой Виктории в Мурро 277, святого Каликста в Колле, святого Антима в Коммиано 278, святого Архангела в Фавниано 279, святого Андрея в Цезуле, примерно с 500 модиями земли и всем без исключения принадлежащим ему имуществом в Абруццах 280. Также Адам по прозвищу Салих пожертвовал в этот монастырь церковь святого Мартина в Театинском округе, в месте, что зовётся Корнекклан 281, с сотней модиев земли вокруг этой церкви и с прочими её владениями 282. Этот аббат отдал в аренду [церкви]: святого Бонита, святого Ангела в Гальяно, святого Спасителя в Сериоле 283, святого Петра в Кастриниано, святого Феликса в Монтаньяно 284, святого Феликса между реками, святого Валентина и святой Марии в Ауфиано 285 за 400 солидов и 20 солидов в качестве ценза. Он также передал в аренду Оттераму, гастальду Марсики, [церковь] святого Климента в Авеццано за сто солидов и пять стаминей в качестве ценза. Также [церковь] святого Георгия в Сервилиано за тридцать солидов и сто рыбин в качестве ценза. Также за это же самое ценз в 400 рыбин. Он передал также в аренду одному монаху по имени Трасари церковь святого Бенедикта в Канузии, святого Спасителя в Монорбино 286, святого Бенедикта в Ювенаце 287, святого Фоката в Барано 288 с правом рыбной ловли в Романском озере 289, святого Кассиана в Филоне и вместе с тем все владения этого места в городе Трани со всеми владениями этих церквей. Он также отдал в аренду сыновьям Адальберта из Папиниано 290 400 модиев земли в Абруццах за 200 солидов и 8 солидов в качестве ценза. Он произвёл обмен с неким театинцем Трезидием, получив от него церковь святой Луции в Кастеллоне, в месте, что зовётся Остров, со всеми имуществами этой церкви и ста модиями земли и дав ему 70 модиев земли по разным местам возле Теате.

27. 291 В это же время в Суэссе, за воротами, которые зовутся Гермемари, господином Иоанном, [священником и]* монахом этого места, был построен монастырь святого Бенедикта, и названный аббат пожаловал ему все дворы и земли этого монастыря, которые расположены внутри графства названного города, в месте Ороника 292, и дворы Лота Альфана, а также дворы у Гарильяно, у самых Куррентов 293, и земли и двор в Лавриане 294; с тем, по крайней мере, чтобы нам каждый год с этого Лаврианского двора уплачивался ценз – сто модиев бобов.

28. Аббат же, поскольку терпел множество притеснений со стороны соседних графов, удалился в Капую, чтобы пожить там какое-то время. И поскольку он был более строг к монахам, чем следовало, и вопреки декрету Бенедикта старался, чтобы братья скорее боялись его, чем любили, те, полагая, мало того, надеясь, что он сюда больше не вернётся, поставили аббатом некоего Доцибила, родом гаэтанца, мужа простой жизни из этой общины. Когда он по обычаю аббатов отправился в Марку, чтобы посетить монастырские владения, и уже возвращался, одаренный там многими конями и другими немалыми подарками, сыновья Бенцо из числа магнатов того края внезапно нападают на него возле Пенны и силой отбирают всё, что он нёс. Узнав об этом, граф Бернард 295 тут же пришёл к нему и, показав, как сильно он скорбит по поводу случившегося, как человек щедрый вернул ему столько коней, сколько у него отобрали. Придя же в место, что зовётся Фурка Пенненская 296, этот аббат, повернувшись, проклял всех сыновей Бенцо, а Бернарда вместе со всеми его сыновьями благословил и неистово заклинал, чтобы дом Бенцо всегда был подчинён его дому и чтобы меч гнева Божьего никогда не отступал от его дома 297. То, что именно так и случилось, мы видим сегодня. Когда же спустя семь неполных месяцев аббат Иоанн, уладив и приведя в порядок дела, вернулся сюда, Доцибилис отправился в Гаэту и малое время спустя, поражённый недугом, с просьбой доставить его в монастырь умер тихой смертью 298. А аббат Иоанн, поскольку и сам был уже в солидном возрасте, также умер 18 марта 299 и был погребён возле церкви блаженного Бенедикта.

29. В том году, когда он умер, он сделал монахом одного своего племянника – Иоанна по прозвищу Ротундул. Именно ему он, достигнув смертного часа, передал аббатство, хотя очень немногие монахи были с ним в этом согласны и снесли это скорее вынужденно. Большая и наиболее здравая часть их, восприняв это с величайшим неудовольствием и считая недостойным, чтобы во главе такой солидной общины стоял неофит, через несколько месяцев велели передать Пандульфу 300, князю Беневентскому, чтобы он пришёл и привёл своего сына Атенульфа 301 для рукоположения его в аббаты; ибо никому более, нежели ему, не приличествует честь этого места. Именно этого Атенульфа, ещё ребёнка, император Оттон получил в заложники от отца 302 и велел воспитывать его и сторожить в каком-то монастыре по ту сторону гор. Спустя же какое-то время он, убеждённый своим отцом, облачился в монашескую одежду, [чтобы можно было бежать без всякого подозрения]*, и устроил побег, но на обратном пути тяжело заболел и дал обет впредь, если выздоровеет, добровольно носить ту рясу, которую обманно надел по случаю побега. Таким образом вернувшись к отцу, он, поскольку не согласился жить у него во дворце, вплоть до этого времени оставался в монастыре святого Модеста, который расположен в самом городе Беневенте, [возле епископии]*. Итак, обрадованный полученной вестью, князь тут же прибыл в Кассино и с согласия и при поддержке монахов изгнал Ротундула и ко всеобщей радости передал им для рукоположения в аббаты своего сына. Итак, Ротундул, изгнанный таким образом, вернулся в Беневент и при поддержке родственников и с согласия и разрешения названного князя занял должность аббата вышеназванного монастыря святого Модеста. [В этом году был сильный голод, и случилась нехватка соли]*.

30. Около этого времени господин Лиуций, который, как мы говорили выше 303, уйдя отсюда, отправился в Иерусалим, вернувшись, сперва какое-то время прожил возле Салерно, в некоей пустоши, где ныне построен монастырь святой Троицы, который называется у Кавы 304. Там о нём узнал князь Гваймарий 305 и стал относиться к нему с большим уважением. Впоследствии же он вплоть до своей смерти весьма благочестиво прожил на той горе, в месте под названием Альбанета 306. Именно в этом месте незадолго до указанного времени некий раб Божий избрал себе уединённое местопребывание и решил построить часовню в древнем водохранилище, которое нашёл там разрушенным; в то время как он раздумывал, в честь какого святого ему лучше всего построить эту церковь, туда, как рассказывают, случайно пришёл тогда некий мальчишка школяр. Когда названный раб Божий спросил у него, умеет ли он петь, и тот ответил, что умеет это довольно искусно, он приказал ему петь то, что первое придёт ему на ум, решив в душе, что тут же построит эту церковь во имя того святого, в честь которого споёт этот мальчик. И мальчик тут же начал респонсорий «Приди, избранница моя» и довольно приятным голосом допел его до конца. Итак, раб Божий, сильно обрадовавшись и поняв благодаря этому, что блаженнейшей Богородице угодно, чтобы её имя почиталось в этом месте, тут же, по мере своих сил, построил там небольшую церковь в честь Богородицы и вплоть до своей смерти весьма благоговейно упорствовал там в служении ей. Когда же спустя некоторое время туда пришёл названный [господин]* Лиуций, и это место очень ему понравилось, он решил оставаться там до самой смерти и упорствовать в служении Пресвятой Богородице. Итак, вернувшись к князю Гваймарию 307, [сыну названного Гваймария]*, которому он был некогда духовным отцом и наиболее близким человеком, он приобрёл у него многие и различные церковные украшения и некоторые кодексы, а также немало другой утвари для нужд братьев, поскольку тот весьма охотно и щедро уступил ему это и всё, что он хотел получить. Итак, в скором времени сделав названную церковь Богородицы гораздо более просторной [во всех отношениях]*, чем она была [раньше], и расписав её, он построил также вокруг немалой величины жилища для разных нужд проживавших [там людей] и начал весьма благочестиво жить там вместе с 30 примерно братьями. Сам же, более прочих довольствуясь всяческой простотой и крайностью, посвятил себя столь смиренному служению, что муку в пекарне, предназначенную к выпечке хлеба, разделял по обычаю слуг, в то время как из уст его, между тем, никогда не сходили песни Давида. Неутомимо упорствуя в смирении своей жизни и чрезмерной строгости воздержания до самого последнего часа, он умер и был погребён в этом монастыре во времена аббата Рихерия.

Атенульф, 31-й аббат, пребывал в должности 11 лет, муж насколько благородный, настолько же смиренный и человечный.

31. В третий год его пребывания в должности, а именно, в 1014 году Господнем, в то время как праздник Пасхи пришёлся, согласно правилам счёта, на день святого Марка 308, король Генрих 309, о котором мы говорили выше, пришёл в Рим и получил из рук папы Бенедикта VIII императорскую корону 310; а названный аббат получил от этого папы привилегию 311. Тогда и император Генрих по просьбе аббата и всей общины этого места [и по ходатайству императрицы Кунигунды 312]* посредством скрепленной золотой печатью грамоты 313 подтвердил здесь все владения этого монастыря. Особо же и поимённо [он утвердил] 314 владения в Термульском графстве, границы которых следующие: спереди – Ривус планус, сзади – море, с одной стороны – река Триний с водой и своей гаванью, с другой – река, что зовётся Тиккле 315; с крепостями Петра Фрацида 316 и Рипа Мала 317 и с построенным там монастырём святого Бенедикта; также [с крепостями] Фара, Рипа Урса, Монтебелло 318, Песколи со всеми их без исключения пределами и владениями; также в другом месте в этом же графстве [эти земли] имеют возле Биферна такие пределы: спереди – владение святого Георгия, сзади – море, с одной стороны – Биферн с водой и половиной гавани, с другой – река под названием Вивус 319 со всеми прилегающими к ним владениями; а также церковь святой Троицы и святого Георгия в том же городе – Термулах со всеми их владениями и имениями. Он также другой своей грамотой 320, после того как вернулся по ту сторону гор, утвердил за этим монастырём по просьбе Пильгрима 321, архиепископа Кёльнского, две крепости в Коминском округе, то есть Викальбо и святого Урбана. Именно на них уже ранее, после смерти отца, Пандульф 322, князь Капуи, выдал названному аббату, своему брату, грамоту 323, а заодно и на монастырь святого Валентина 324 в том же Коминском округе со всеми его имуществами и владениями. Это тот самый монастырь, что был некогда разрушен сарацинами и который незадолго до этого восстановил некий Понтий, сын Алло, из графства Марсики; поскольку ему внушили, что, мол, следовало бы вернуть этому монастырю то, что принадлежало ему издревле, он из любви к Богу полностью передал всё это под юрисдикцию и власть этого места. Этот же Понтий вместе с сыном Берардом признали себя проигравшими на суде графов Марсики и отказались в нашу пользу от всего владения в Опи 325 и Пераккле 326 в округе Марсики, а именно, которое некогда принадлежало монастырю в Баррегии.

32. Этот аббат сделал в церкви святого Бенедикта серебряный венец в 24 фунта. Он построил также перед фасадом этой церкви высокую и красивую колокольню, посредине которой поставил алтарь в честь святого Креста. Он, кроме того, перед воротами кафедральной церкви, справа и слева, поверх мраморных колонн, воздвиг две камеры, в одной из которых поставил алтарь в честь святой Троицы, а в другой – алтарь во имя святого апостола Варфоломея. Главную же абсиду он велел самым прекрасным образом расписать золотом и разными красками. Далее, он восстановил церковь святого Стефана, расположенную возле ворот монастыря снаружи и уже почти разрушенную, расширил её и прибавил к ней с западной стороны алтарь святого Адальберта, который, как мы говорили несколько выше 327, сделался мучеником. [Он велел переписать книгу святого Амвросия по поводу Луки]*. Город внизу, возле церкви Господа Спасителя, начатый, как мы говорили выше 328, аббатом Бертарием, [который ныне называется Сан-Джермано]*, он построил по большей части 329. Церковь святого Ангела, которую аббат Гизульф построил некогда в Валле Луци 330, уже ветхую, он восстановил и, сделав титулярной, расширил, расписал, наделил немалыми владениями и, построив там разные хозяйственные постройки для нужд монахов, постановил быть там монастырю нашего обряда, тогда как до сих пор там был обряд греческий.

Текст переведен по изданию: Chronica monasterii Casinensis (Die Chronik von Montecassino). MGH, SS. Bd. XXXIV. Hannover. 1980

© сетевая версия - Тhietmar. 2011
© перевод с лат. - Дьяконов И. 2011
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Monumenta Germaniae Historica. 1980