ЛАНДОЛЬФ САГАКС

СМЕШАННАЯ ИСТОРИЯ

HISTORIA MISCELLA

КНИГА ДВЕНАДЦАТАЯ

Валентиниан.

В 1118 году от основания Города Валентиниан был провозглашён императором 1, 42-м от Августа 1a. aОн был родом паннонец, из города Кибалы 2. Когда он был трибуном скутариев 3, ему была вверено попечение о солдатах, потому что он прекрасно знал военное дело. Он был мужем великой души и всегда являлся выше своего настоящего жребия, отличаясь не только храбростью, но и мудростью, умеренностью и справедливостью, а также физической силой. Он, кроме того, обладал таким величием и смышлёностью, что когда войско пыталось подобрать ему соправителя, он ответил то, что было воспето всеми, а именно: «О солдаты! Когда не было императора, в вашей воле было дать мне власть над империей. Однако, после того как я её получил, думать о государственных делах – уже моя забота, а не ваша». Солдаты удивились его словам, но последовали его желаниюa. bИ когда Валентиниан через тридцать дней своего правления пришёл в Константинополь, он взял себе в соправители брата Валента 4, пожаловав ему восточные земли, а себе оставив западныеb. Его отец, Грациан, происходивший из средних слоев [города] Кибалы, был прозван «Канатным», потому что когда он, однажды, нёс охотничью сеть, сплетённую из каната, пятеро солдат не смогли её у него отнять. За это он по праву был принят в армию и дослужился до чина префекта претория. По причине его популярности среди солдат Валентиниану и была предложена императорская власть, хоть он от неё и отказывался. Когда он при августе Юлиане 5 свято соблюдал христианскую веру и, как было сказано, занимал должность трибуна скутариев, то cвошёл, однажды, вместе с Юлианом в храм Фортуны; когда же служители храма, стоявшие по обе стороны дверей, окропив водой, очистили, как они говорили, вошедших, Валентиниан, который шёл впереди императора, увидев капли воды на своём плаще, возмутился и, ударив кулаком служителя храма, сказал, что тот скорее осквернил его, нежели очистил. Юлиан, увидев это, приказал взять его под стражуc и сказал: «Пусть он или принесёт жертву идолам, или уйдёт из армии». И тот добровольно оставил службу. Но, как только Юлиан был убит 6, а Иовиан умер 7, он, который ради имени Христова оставил должность трибуна, тут же получил императорскую власть вместо своего гонителя. И вот, когда шёл уже третий год его совместного с братом Валентом правления, он по просьбе тёщи и жены сделал августом своего ещё не совсем совершеннолетнего сына Грациана 8.

dИтак, когда Валентиниан в начале своего правления ехал через Фракию, спеша из Константинополя в Рим, епископы Геллеспонта, Вифинии и прочих мест, исповедовавшие единосущие Отца и Сына, отправили к нему в качестве посла Ипатия, епископа Гераклеи и Перинфа, чтобы он соизволил принять участие в исправлении догмы. Когда тот прибыл к императору и передал ему поручение епископов, Валентиниан ответил следующееd: e«Мне, – говорит, – вместе с подданными не пристало вникать в такого рода дела. Поэтому поступайте так, как вам, священнослужителям, кажется наиболее целесообразным!». Тогда они, придя в Лампсак, заседали там целых два месяца и, наконец, решили признать недействительным всё, что было принято в Константинополе Евдоксием и Акакием, и постановили держаться веры, изложенной в Селевкии. Однако нечестивый Валент отменил всё, что было сделано в Лампсаке, а собравшихся там епископов отправил в ссылкуe.

Между тем, fВалент, долгое время живший в Антиохии, дал разрешение исполнять религиозные обряды всем без исключения, то есть язычникам, иудеям и всем еретикам. Так что язычники исполняли теперь обряды, служа демонам. Так, идолопоклонство, уничтоженное было Иовианом, вновь расцвело после Юлиана с разрешения Валента, и [язычники] уже не втайне, как то было при благочестивом императоре, отправляли культ Юпитера и Дионисия и совершали жертвоприношения Церере, но открыто бегали, безумствуя, по улицам и площадям. Этот император был врагом только тем, кто, казалось, исповедовал учение апостоловf.

В этом году у атребатов 9 из облаков изливалась настоящая шерсть вперемежку с дождём. 2 июляg в Константинополе выпал удивительной величины град, убив нескольких человек.

hНекоторые говорят о Валенте, что это Доминика, его жена, убедила егоh отступить от православной веры, которую исповедовал его брат, и hстоль ревностно примкнуть к учению Ария. Но другие пишут, что он, после того как стал императором и был повторно крещён Евдоксием, дал ему во время этого крещения клятвенное обязательство быть вместе с Арием и не принимать единосущияh.

Между тем, когда Валент находился в Сирии, iв Константинополе поднялся тиран по имени Прокопий 10, который в короткое время собрал вокруг себя сильное войско и поспешно выступил против императора; когда последнему сообщили об этом, он несколько сдержал свой порыв.

Тем временем, когда исход войны был ещё неясен, по всему миру случилось такое землетрясение 11,i что города в Сицилии и на многих других островов были потрясены и разрушены и погребли под своими руинами неисчислимое количество народа. jВ районе Вифинии оно было столь сильным, что разрушило город Никеюj. iИ даже море изменило свои границы, и в некоторых местах так разлилось, что там, где прежде ходили, стали теперь плавать. От других же мест оно отступило настолько, что они сделались сушей.

В следующем году, в консульство Грациана и Дагалайса 12, вспыхнула война. Когда тиран Прокопий, покинув Константинополь, двинул войско против императора, Валент, услышав об этом, прибыл из Антиохии и вступил с ним в битву у Наколии 13, города во Фригии. В первой же схватке он одержал верх, а спустя малое время захватил и самого Прокопия, которого выдали собственные солдаты – Агелон и Гомарий. Впоследствии [Валент] приказал отплатить им за это казнью, которой те совсем не ожидали. Ибо, презрев данную им клятву, он жестоко казнил их, распилив пополам. Далее, наклонив два соседних дерева, [Валент] велел привязать тирана за ноги к тому и другому, а затем отпустить их: внезапно распрямившись, деревья разорвали Прокопия.i

kВ это же время некий странствующий демон, пользуясь жестокостью Валента, убедил его выяснить, кто получит императорскую власть после него. По этой причине тот прибегнул к некромантии. Когда были выполнены все нужные обряды, этот демон, дав не чёткий, но двусмысленный ответ, погубил таким образом очень многих. Так, когда был задан вопрос относительно императорской власти, он показал четыре буквы: QEOD, сказав, что это имя того, кто встанет во главе империи после Валента. Когда это дошло до слуха императора, он, движимый ревностью, казнил многих людей, считая, что они могут захватить власть. Итак, были убиты Феодоры, Феодулы, Феодоты и прочие, имевшие указанные буквы в начале своего имени. Среди прочих был убит также Феодосий, храбрый муж, родом из провинции Испании, отец того Феодосия, который в последующем стал императором. В итоге, многие в страхе меняли свои имена, клятвенно отрекаясь от тех, что раньше носили, дабы избежать опасностиk.

Между тем, lкогда умер Авксентий, арианский епископ Медиолана, Валентиниан, созвав епископов, обратился к ним с такой речью: «Вы прекрасно знаете, ибо наставлены божественным красноречием, каким полагается быть владыке; ибо ему подобает наставлять подданных не только словом, но и образом жизни, быть образцом всяческой добродетели и достойным образом жизни свидетельствовать истинность своего учения. Так изберите и посадите на епископский престол такого владыку, перед которым мы, которые управляем империей, могли бы искренне склонить нашу голову и по необходимости, если мы, как то свойственно людям, согрешим, принять его увещевания, как спасительное лекарственное средство». Когда император сказал это, собор просил его самому решить, кто [из них] более мудр и благочестив. Но тот ответил: «Такого рода выбор – в ваших руках. Ибо только вы, обладающие Божьей милостью и блистающие ею, сможете сделать лучший выбор». Тогда священники, собравшись, стали совещаться относительно епископского престола. Однако, жители города, как то обычно бывает, затеяли смуту, одни желая поставить [епископом] одного, другие – другого. Ибо те, которые были из арианской секты Авксентия, старались сделать епископом человека, подобного ему, а православные пытались вновь иметь епископа своего обряда. Амвросий 14, которому тогда была вверена должность префекта, узнав об этой смуте и боясь, как бы в городе не вспыхнул мятеж, немедленно вошёл в церковь. А люди, прекратив смуту, единодушно отдали за него свой голос и просили, чтобы во главе паствы был поставлен Амвросий, хотя тот тогда не был даже крещён. Император, узнав об этом, тут же велел его крестить и рукоположить в епископы, как вполне достойного мужа. Ибо он знал, что его воля вернее всяких весов, а мнения – точнее всякого правила, и полагал, что в нём пребывает Божья воля, если даже противная сторона согласилась с его избранием. Итак, получив дар святого крещения, [Амвросий] вместе с тем принял также благодать епископства. После этого лучший император вознёс, как говорят, Господу Спасителю следующий гимн: «Благодарю Тебя, всемогущий Господь и наш Спаситель, за то, что Ты вверил души тому же мужу, которому я вверил тела, и тем показал, что мой выбор соответствует справедливости». Когда через несколько дней святой Амвросий с большой смелостью жаловался императору на незаконные действия судей, император сказал: «Твоя смелость и прежде была мне известна. Зная о ней, я не только не противился твоему рукоположению, но и сам принял участие в твоём избрании. Так поспеши исцелить язвы наших душ, как велит закон Божий»l.

mИтак, саксов, племя, живущее на берегах океана и в непроходимых болотах, ужасное своей доблестью и подвижностью, опасное для римских границ и замыслившее вторжение туда крупными силами, Валентиниан сокрушил в землях франков 15. Тогда же бургунды, – новое имя новых врагов, – в числе более 80 000, как говорят, вооружённых людей осели по берегам реки Рейн. Некогда, в то время, когда внутренняя Германия была покорена Друзом и Тиберием, приёмными сыновьями Цезаря, они, рассеянные по лагерям, соединились в большой народ и взяли себе имя по строениям, в которых они жили; ибо их жилища, стоящие тесно друг к другу вдоль границы, в народе называют бургами. О том, что их отряды весьма сильны и опасны, до сих пор свидетельствуют Галлии, в которых они обосновались, захватив там землю. Впрочем, вскоре после этого они сделались христианамиm. Между тем, Валентин был разбит прежде, чем захватил власть.

В одиннадцатый год своего правления Валентиниан [умер. Дело было так]: nсавроматы, народ малорослый и жалкий, восстав против него, рассыпались по Паннониям и опустошали их, но были побеждены им в битве и, отправив послов, просили о мире в Бригетионе 16, городе квадов. Когда Валентиниан спросил их послов, все ли савроматы таковы, и у всех ли столь жалкое телосложение, они ответили императору, что он видит перед собой самых лучших из них. Тогда Валентиниан громко воскликнул: «В каком ужасном положении находится Римская империя, доставшаяся Валентиниану, если савроматы, столько презренные, восстают против римлян!». От сильного волнения и жестикуляции у него лопнул сосуд, произошло обильное кровоизлияниеn, которое по-гречески зовётся апоплексией, и он умер, потеряв речь, но в полном сознании, что многие объясняют невоздержанностью в пище и беспечностью; oон скончался в возрасте 85 лет 16a, в консульство Грациана и Эквиция 17, 17 ноябряo.

Это был выдающийся император. Он был красив лицом, обладал живым умом, величавостью и, подобно Аврелиану, изысканной речью. Хотя он был сдержан в словах, строг и внушителен, он не был также лишён пороков, особенно алчности. Во многом, о чем я упомяну, он был похож на Адриана. Так, он прекрасно рисовал, обладал [хорошей] памятью, изобретал новые виды оружия, умел лепить из воска или из глины всякие изображения, мудро использовал место, время, свою речь; короче говоря, если бы он удалил от себя негодных людей, которым доверялся как самым верным и мудрым, и, напротив, приблизил просвещённых и добросовестных советников, из него, вне всякого сомнения, получился бы превосходный правитель.

Итак, pкогда он умер, солдаты Италии через шесть дней после его смерти по настоянию Эквиция и Меробауда провозгласили императором его четырёхлетнего сына Валентиниана 18, который был привезён из недалёкого убежища, где проживал вместе с матерью. Позже брат и дядя, пусть неохотно, – ибо дело было сделано без их ведома, – но признали его властьp.

Валент.

С 1128 года 19 от основания Города Валент, 43-й 19а по счёту, правил империей Востока после смерти Валентиниана ещё четыре года, в то время как Грациан, сын Валентиниана, правил Западной частью вместе со своим малолетним братом Валентинианом. Этот Валентиниан родился у [старшего] Валентиниана от второй жены – Юстины, oна которой он женился по приказу своей первой супруги, Северы, следующим образом. Юст, отец Юстины, бывший во времена Констанция 20 судьёй Пицена, увидел во сне, будто из его правого бедра на свет вышла императорская порфира. Это видение было рассказано очень многим и, наконец, дошло до слуха Констанция. Тот, истолковав сон в том смысле, что от Юста родится император, послал его умертвить. Но у Юста осталась дочь, девица Юстина. По прошествии некоторого времени она стала известна Севере, к которой часто приходила, и та полюбила её, причём так, что они даже мылись вместе. Когда Севера долгое время глядела на мывшуюся вместе с ней Юстину, она пленилась красотой девицы и, охваченная любовью, сказала императору, что девица Юстина так прекрасна, что вполне достойна быть женой императора. Валентиниан, обдумав её слова, решил жениться на Юстине, не бросая, однако, Северы, от которой у него родился Грациан. Итак, Валентиниан издал закон и объявил по городам, что все, которые хотят, могут безнаказанно иметь двух жён. Ибо язычники, мол, потому столь многочисленны, что у них распространён этот обычай. Когда закон вступил в силу, он женился на Юстине и родил от неё названного Валентиниана и трёх дочерей: Юсту, Грату и Галлу. Две из них остались в девичестве, а Галлу впоследствии взял в жёны император Феодосий Старший. У него родилась от неё дочь Плацидия, которая позднее была прозвана Галлой по имени матери. Тогда как Аркадия и Гонория он, как известно, имел от первой супруги – Плациллыo.

rМежду тем, Валент, исполняя на деле то нечестие, которое задумал уже давно, издал закон, по которому монахи обязаны были служить в армии; отказывающихся он приказал трибунам и солдатам до смерти избивать палками. Несметное их количество, которое обитало тогда в безлюдных пустынях Египта, огромное множество живших там монахов заполнило бескрайние пески, которые из-за жажды, бесплодия и опаснейшего изобилия змей были не пригодны для жизни людей; многие, главным образом близ Нитрии, приняли венец мученичества. Всюду, по отдельным провинциям католические церкви и люди истинной веры подвергались различным притеснениям.

Между тем, в пределах Африки некий Фирм 21, подняв племена мавров, провозгласил себя царём и подверг разорению Африку и Мавретанию. Коварно захватив Цезарею, крупнейший город Мавретании, он отдал её на разграбление варварам. Валентиниан Старший отправил против него комита Феодосия, отца того Феодосия, который спустя некоторое время встал во главе империи. В ходе многочисленных сражений [Феодосий] разгромил разрозненные племена мавров, а самого Фирма, павшего духом и подавленного, принудил к смерти. После того как благодаря величайшему участию Провидения он усмирил всю Африку вместе с Мавретанией и Валентом в результате возникшей зависти был отдан приказ его убить, он предпочёл принять близ Карфагена крещение в отпущение грехов. После того как было совершено таинство Христово, о котором он просил, он после славной мирской жизни, уверенный в жизни вечной, сам подставил палачу свою шею.r

sОколо этого времени готы, жившие по ту сторону Дуная, разделившись на две партии, начали между собой гражданскую войну. Во главе одной партии стоял Фритигерн, во главе другой – Аталарихs. tФритигерн со всеми своими сторонниками был арианином, а Аталарих со своими людьми – язычникомt. sКогда Аталарих одержал верх, Фритигерн обратился за помощью к Валентуs tчерез Ульфилу 22, своего арианского епископа, который при Констанции жил вместе с арианами Евдоксием и Акакиемt. sОн же впервые изобрёл готскую письменность и перевёл на этот язык Священное писание. Валент тут же поручил фракийским солдатам оказать Фритигерну поддержку. Побеждённый с их помощью, Аталарих обратился в бегство. Малое время спустя, когда готы вновь примирились между собой, Ульфила наставил [в вере] не только готов Фритигерна, но и готов Аталариха. Тогда Аталарих, скорбя из-за нарушения родной веры, многих из своих людей, ставших арианами, предал казням, и ариане до сих пор называют их мученикамиs. По этой причине Фритигерн со своими людьми устремился на запад, а Аталарих со своим войском остался на старом месте. Те, которые вместе с Фритигерном заняли западные земли, были названы на родном языке визиготами, то есть западными готами, а те, которые вместе с Аталарихом остались в прежних местах обитания, стали зваться остроготами, то есть восточными готами.

В эту же пору народ гуннов, долгое время запертый в своих неприступных горах, был охвачен внезапной яростью и, напав на готов, согнал их с древних мест обитания. uОни, как мы узнали из сообщений древности, имели следующее происхождение. Филимер, король готов, сын Гадарика Великого, который уже пятым по счёту держал власть над гетами после их ухода с острова Скандии и который вместе со своим народом вступил в скифские земли, нашёл в своём народе несколько женщин-колдуний, которых они на готском языке называют алирунами. Сочтя их подозрительными, он прогнал их далеко от своего войска и, обратив в бегство, заставил жить в пустыне. Лесные люди, которых некоторые называют фиговыми фавнами, увидели их, бродящих по пустыне, и, вступив с ними в связь, произвели на свет это свирепейшее племя. Вначале это малорослое, отвратительное и сухопарое племя, понятное как некий род людей только в том смысле, что обнаруживало подобие человеческой речи, жило среди болот Меотиды. Вот эти-то гунны, рождённые от такого корня, и подступили к границам готов. Возможно, они победили их не столько войной, сколько внушив величайший ужас своим страшным видом, и обратили в бегство, потому что их образ пугал своей чернотой, походя не на лицо, а, если можно так выразиться, на безобразный комок с дырами вместо глаз; а их свирепый взгляд выдавал жестокость их духа. Они свирепствуют даже над собственными детьми с первого дня их рождения. Ибо, как только те рождаются, они рассекают их щёки железом, чтобы, прежде чем воспринять питание молоком, те научились терпеть боль от ран. Поэтому они стареют безбородыми, а в юношестве лишены красоты, так как лицо, изборождённое железом, из-за рубцов теряет своевременное украшение волосами. Они малы ростом, но быстры проворством своих движений и чрезвычайно склонны к верховой езде; они широки в плечах, ловки в стрельбе из лука и всегда горделиво выпрямлены благодаря крепости шеи. Имея человеческий облик, они живут в звериной дикости.

Когда готы увидели этот воинственный народ, покоривший множество племён, то, перейдя через Дунай, бежалиu и были приняты Валентом без всякого договора 23. sПредоставив им для поселения фракийские земли, он рассчитывал иметь в их лице готовую защиту против всех варваров; по этой причине император стал впредь пренебрегать солдатами и презирать тех, кто ещё недавно сражался против врагов. Он также велел своим вербовщикам требовать по сёлам и городам провинций по восемьдесят солидов за каждого солдата 24. Это стало началом бедствий, которым в это время подверглась Римская империя. Ибо варвары, удержав Фракию, стали дерзко разорять римские провинцииs, tопустошая расположенные по соседству города.

Между тем Валент, придя из Антиохии в Константинопольt, sу самого Босфора узнал о том, что народ готов взялся за оружие, и тут же послал к брату Валентиниану 25, прося его о помощи. А тот ответил ему, что опасно и несправедливо, чтобы империей правил человек, восстающий против самого Бога, и что более справедливым было бы обуздать его гордыню. Когда этот несчастный узнал об этом, он, даже вынужденный крайней необходимостью, не оставил своей дерзости, но по прежнему был врагом истины.

Тем временем, из Армении победителем возвратился Теренций, превосходный муж, надлежащим образом украшенный благочестием. Тогда Валент приказал ему просить у него награду, какую он пожелает. А тот, как и подобает рассуждать благочестивому мужу, ответил, что не просит ни золота, ни серебра, ни земли, ни власти, ни дома, но умоляет предоставить одну церковь тем, кто подвергался опасностям за апостольское учение. Получив эту просьбу в письменном виде и узнав её содержание, император разорвал её [в клочья] и велел просить чего-нибудь другого. Но Теренций сказал: «Прими слова этой просьбы, о император! Это и будет мне наградой! Ни о чём другом я не прошу. Судья всего есть судья моего стремления».

Итак, когда Валент, перейдя через Босфор, прибыл во Фракию, то сперва на какое-то время остановился в Константинополе, готовясь там к войнеs, vа затем выслал против готов магистра Траяна с отрядами легковооружённых воинов. Когда же тот вернулся, постыдно разбитый, Валент стал укорять его за слабость, но Траян ответил: «Это не я побеждён, о император, но ты, который сражаешься против Бога и уступаешь варварам Его помощь. Разве ты не знаешь, кого изгнал из церквей, и кому передал их?».

Тем временем, варвары, рассеявшись по Фракии, опустошали огнём и мечом даже окрестности Константинополя и не было никого, кто мог бы оказать им достойное сопротивление. Когда они подошли к самим городским стенам, возмущённый город стал роптать против императораv. И тот, побуждённый запоздалым раскаянием в грехах, велел вернуть из ссылки епископов и прочих святых. wИ вот, когда проходили конские ристания, Валента стали осыпать бранью, называя неженкой, избегающим битв, и кричали ему: «Дай нам оружие, мы сами будем сражаться!». Тогда император, воспылав гневом, 11 июня выступил из Константинополя, грозя по возвращении жестоко наказать его жителей как за эти оскорбления, так и за поддержку, которую они ранее оказывали Прокопию, и даже угрожал перепахать город плугомw. xИсаакий, святой монах, схватив за узду коня царя Валента, когда тот, наконец, собирался вступить в бой, сказал ему: «Куда ты идёшь, о император, сражаясь против Бога и имея Бога в числе своих противников?». Но тот в гневе бросил его в темницу и грозил ему смертью, когда возвратится, как некогда Ахав Михею 26. А после битвы некоторые из его людей признались, что он приказал совершить гадания об исходе предстоящего сраженияx. Итак, он довёл константинопольцев до города Адрианополя, который расположен на границе Македонии. Затем, в пятнадцатый год своего правления он вступил в несчастную битву с готами 27. В результате первого же натиска готов римские конные отряды были смяты и оставили пехоту без всякой защиты. Последняя тут же была окружена вражеской конницей и буквально засыпана градом стрел; затем, когда пехотинцы, обезумев, метались в страхе туда сюда, они были наголову разбиты и погибли от мечей и копий преследователей. Сам император был ранен стрелой и обратился в бегство; когда он из-за сильной боли соскочил с коня, его отнесли в очень бедную хижину. Тут нагрянули готы и подожгли её, и он сгорел в ней y9 августа, в возрасте пятидесяти лет, в тринадцатый год своего совместного с братом Валентинианом правления, через два года, пять месяцев и тринадцать дней после смерти последнегоy.

zВ [Валенте] были следующие похвальные качества: он был добр к землевладельцев и землепашцам, редко сменял судей, был верен друзьям, в гневе никому не вредил и не угрожал опасностью и был довольно боязливz. aНекоторые говорят, что святой Исаакий в темнице благодаря Божьей милости и чистоте души уловил смрад его [тела], в то время как его сжигали, и предсказал его гибель тем, кто находился вместе с ним, ещё до прихода гонцов, сообщивших об исходе битвыa. Итак, по справедливому приговору Божьему [Валент] был сожжён теми, кого сам воспламенил огнём нечестия. Ибо ранее, когда готы просили прислать им епископов, чтобы получить от них начатки веры, он отправил к ним наставников арианского учения. Таким образом, весь этот народ стал арианами.

bПосле смерти императора готы уже без всякой опаски подошли к стенам Константинополя и стали опустошать его окрестности. Поэтому горожане, у которых было оружие и те, кто в состоянии был носить найденное, как могли, сопротивлялись врагам. Доминика же, жена Валента, согласно воинскому обычаю, выдавала из государственной казны награды отличившимся в сражении. Сарацины также оказали им помощь, которую прислала римлянам их царица по имени Мавия, связанная с римлянами союзным договоромb.

Грациан.

С 1132 года от основания Города Грациан, 44-й от Августа 27a, обладал властью в течение шести лет после смерти Валента. Итак, когда Грациан, ещё довольно молодой человек, узнал, что в римские земли вторглось несметное множество врагов, он, полагаясь на силу Христову, с далеко не равным числом воинов двинулся на врага и тут же близ Аргентария 28, города в Галлии, завершил ужаснейшую битву. Ибо в том сражении, как рассказывают, было убито более 30 000 аламаннов при незначительных потерях со стороны римлян.

В это время в Галлии, в Туре многочисленными добродетелями блистал блаженнейший Мартин; тогда же славились знаменитые во всём мире учёностью и мудростью пресвитер Иероним 29 в Вифлееме, городе Палестины, и епископ Августин 30 в Гиппоне, городе Нумидии.

Далее, когда Грациан увидел, что Фракией и Дакией, словно родными землями, владеют готы, тайфалы, а также гунны, которые хуже всякой напасти, и аланы, и что Римской империи угрожает крайняя опасность, cон, оставив Италию, прибыл в Паннонию. В это время как благодаря знатности своих родителей, так и в силу собственной храбрости весьма именитым мужем считался Феодосий 31; устав от зависти низких людей, он находился в Испании, где родился и вырос. Когда император колебался, не зная, что делать, ибо варвары, воодушевлённые победами, казались непобедимыми, он с той же прозорливостью, с какой некогда Нерва избрал испанского мужа Траяна, чьими усилиями было восстановлено государство, призвал из той же Испании Феодосия, веря, что под его руководством можно будет одолеть варваров. Тут же назначив его магистром армии, он отправил его в поход против варваровc. dИтак, Феодосий поверил, что он благодаря милосердию Божьему спасёт Римское государство, пришедшее в упадок в результате Божьего гнева. Все свои чаянья обратив на силу Христову, он без промедления напал на те великие и ужасавшие всех предшественников скифские племена, которых, как свидетельствуют Помпей и Корнелий 32, избегал даже Александр Великий, теперь же после разгрома римского войска обогатившиеся как римскими конями, так и римским оружием, то есть на аланов, гуннов и готов.d eВарвары же, не выдержав натиска, бросили строй и, в то время как те бежали, а эти их преследовали, произошёл страшный разгром варваров. Немногие же, которые уцелели, скрытно переправились через реку Дунай. В скором времени прекрасный полководец, разместив войско по городам, спешно вернулся к императору, так что стал вестником собственных побед; это, однако, показалось невероятным самому императору, который весьма удивился этому делу. Завистники же заявили, что Феодосий бежал и погубил войско. Тогда тот попросил отправить туда тех, кто отказал ему в вере, чтобы они собственными глазами увидели множество убитых врагов. Убеждённый этими словами, император отправил туда этих людей, чтобы они увидели, как в действительности обстоит дело и сообщили ему.

Между тем, этот превосходный полководец увидел божественное видение, и понял, что оно дано ему самим Богом. Ибо он увидел во сне, будто святой Мелетий, епископ города Антиохии, облачил его в императорский плащ и украсил его голову короной. Всё это он видел ночью, а утром рассказал одному из друзей. Тот сказал, что этот сон – вещий, а не лживый, и нечего в этом сомневаться.

Когда прошло несколько дней, посланцы, отправленные для лицезрения победы, вернулись и сообщили о гибели многих тысяч врагов. Обрадованный этим, император Грациан при всеобщем одобрении облачил Феодосия, которому тогда было 33 года, в пурпур близ Сирмия 33 и передал ему власть над Востоком и Фракией в консульство Авзония и Олибрия 34, 15 январяe.

Итак, Феодосий с триумфом вступил в Константинополь и, дабы не потерять в постоянных битвах и малой части римского войска, заключил договор с Аталарихом 34a, королём готов. Аталарих пришёл в Константинополь к Феодосию, и тот принял его с удивительным радушием и приязнью. Затем, когда Аталарих вошёл в город и увидел как городские строения, так и многочисленность нарядившегося словно на праздник народа, то не мог отвести от них взгляд, а затем, войдя в императорский дворец и увидев различные службы и церемонии, он воскликнул: «Император – это, несомненно, земной бог, и всякий, кто дерзнёт поднять на него руку, заплатит за это своей кровью». Однако вскоре он заболел и скончался 35. Император лично шёл на похоронах перед носилками с телом и предал его достойному погребению; после смерти короля весь народ готов, видя доблесть и радушие Феодосия, подчинился Римской империи.

fВ те же дни парфяне, после того как погиб Юлиан и были неоднократно побеждены другие императоры, а Валент недавно был обращён в бегство, пресытились до кровавой рвоты своей последней победой и по доброй воле отправили послов в Константинополь к Феодосию; там они смиренно просили его о мире, и с ними был заключён договор 36.f

Между тем, Феодосий, gполучив от готов заложников в обеспечение договора, пришёл в Фессалонику. Там он тяжело заболел и, желая креститься, спросил у Аколия, епископа этого города, какой он веры. Когда тот ответил, что арианская зараза не смогла проникнуть в Иллирик и что они изначально сохранили нерушимой веру Никейского собора, император, с удовлетворением восприняв его слова, крестился и избавился от недугаg. hМежду тем, он назначил августом своего сына Аркадия 37, в консульство Меробауда, второе, и Сатурнина 38, 19 январяh.

iВ Италии, поскольку Валентиниан всё ещё был слишком мал, управление находилось в руках бывшего консула и префекта Проба. Юстина же, мать Валентиниана, будучи арианкой, при жизни супруга не осмеливалась преследовать православных; когда же тот умер, а сын её был ещё ребёнком, она, придя в Медиолан, была настолько враждебна к епископу Амвросию, что велела ему отправляться в ссылку. Но, когда она приказала ему выйти из церкви, Амвросий сказал: «Я не сделаю этого по доброй воле, дабы не казалось, будто я отдаю овчарни волкам и хулителям Бога. Если тебе угодно, убей меня; на этом месте я охотно приму смерть»i.

В это же время Максим 39, муж деятельный и в принципе достойный императорской власти, если бы не добился её тираническим путём и вопреки присяге, против своей воли был провозглашён войском в Британии императором и переправился в Галлию. Грациан же пренебрегал армией и предпочитал старому римскому войску небольшие отряды аланов, которых он привлекал к себе за очень большие деньги; он настолько увлекся общением с варварами и чуть ли не дружбой с ними, что иногда даже отправлялся в путь в их одеянии, чем вызвал к себе ненависть среди солдат. Итак, Максим был принят враждебными Грациану солдатами и легионами; устрашив своим внезапным появлением Грациана, желавшего перебраться в Италию, он заманил его в ловушку и убил. jОбстоятельства его гибели были таковы: когда Грациан переправлялся через реку возле Лугдунума 40, города в Галлии, Максим распустил в народе слух, будто его супруга спешит навстречу своему мужу. Грациан же, поверив, что пришла его жена Креуса, на которой он недавно женился, не опасаясь засады, словно слепой, упал в вырытую врагом яму. Итак, когда Грациан подошёл якобы к носилкам своей жены, оттуда внезапно выскочил Андрагаций и убил его. Он погиб в консульство Меробауда и Сатурнина 41, в 15-й год своего правления, в возрасте двадцати девяти летj. kМаксим тут же изгнал из Италии в Иллирик августа Валентиниана вместе с его матерью Юстиной k. jЗатем, придя в Константинополь, Валентиниан был с отцовской любовью принят Феодосием и в скором времени восстановлен на престолеj.

lГрациан родился в Сирмии и был весьма образован; он слагал стихи, красиво говорил, разбирался в контроверсиях 42 по правилам риторики; днём и ночью он был занят не чем иным, как упражнением в метании копья, считая за величайшее удовольствие и за божественное искусство, если попадал в цель. Он был умерен в пище, а также в отношении сна, преодолевал в себе пристрастие к вину и плотским наслаждениям, и был бы полон прочих добродетелей, если бы направил свой ум к познанию искусства управления государством; но он был чужд этого не только из-за своего нежелания, но и по природной живостиl, mто есть был резв более, чем следовало, но в то же время скромен более, чем то было нужно государствуm.


Комментарии

Примечание: курсивом выделен текст «Римской истории» Павла Дьякона (иногда Ландольф довольно сильно его изменил и разбавил вставками из других источников).

1. Валентиниан I (р. 321 г. ум. 375 г. 17 нояб.) был провозглашён императором в Никее 26 февраля 364 г. и правил (на Западе) в 364 – 375 гг.

. У Павла Дьякона – 38-м по счёту.

2. Ныне – г. Винковцы к западу от Вуковара (Хорватия).

3. Отряд императорских телохранителей.

4. Валент (р. 328 г. ум. 378 г. 9 авг.) был провозглашён императором 28 марта 364 г. в Константинополе и правил (на Востоке) в 364 – 378 гг.

5. Юлиане Отступнике – императоре в 360/361 – 363 гг.

6. 26 июня 363 г.

7. 17 февраля 364 г.

8. 24 августа 367 г. Флавий Грациан (р. 359 г. 18 апр. ум. 383 г. 25 авг.) – правил западной частью Римской империи в 367 – 383 гг. (в 367 – 375 гг. вместе с отцом, в 375 – 383 гг. вместе с братом Валентинианом II).

9. Племена на территории Белгики (Артуа). Их главным городом был совр. Аррас.

10. Прокопий, двоюродный брат Юлиана Отступника (их матери были родными сёстрами), провозгласил себя императором 28 сент. 365 г. 27 мая 366 г. был разбит и выдан победителю.

11. Землетрясение произошло 21 июля 365 г.

12. = 366 г.

13. Наколия – город во Фригии между Дорилеем (совр. Эскишехир) и Аморием (свор. Эмирдаг).

14. Амвросий, св. (р. 339 г. ум. 397 г. 4 апр.) – еп. Медиолана (Милана) в 374 – 397 гг.

15. В 370 г.

16. Близ совр. г. Комаром (Венгрия).

16а. У Павла Дьякона – 55 лет.

17. = 375 г.

18. Флавий Валентиниан II (р. 371 г. 2 июля. ум. 392 г. 15 мая) – 2-й сын Валентиниана I от Юстины. Провозглашён императором в Аквинкуме 22 ноября 375 г.

19. = 375 г.

19а. У Павла Дьякона – 39-й.

20. Констанция II – императора в 337 – 361 гг.

21. Фирм – мавретанский царевич, сын Нубеля. В 372 г. поднял мятеж против Рима. В 373 г. мятеж был подавлен.

22. Ульфила (р. ок. 311 г. ум. 383 г.) – проповедник христианского учения среди готов. Обратил их в арианство. Изобрёл готский алфавит и перевёл на готский язык Священное писание.

23. Осенью 376 г.

24. Т.е. давал возможность откупиться от воинского набора.

25. Валентиниана I к тому времени уже не было в живых.

26. 3 Цар., 22.

27. 9 августа 378 г.

27а. У Павла Дьякона – 40-й.

28. Ныне – г. Кольмар. Указанная победа над аламаннами была одержана весной 378 г.

29. Иероним Стридонский (р. ок. 340 г. ум. 420 г.) – один из великих отцов и учителей христианской церкви. Св.

30. Аврелий Августин (Блаженный) (р. 354 г. 13 нояб. ум. 430 г. 28 авг.) – христианский теолог и церковный деятель, крупнейший представитель западной патристики; еп. Гиппона в 395 – 430 гг. Св.

31. Флавий Феодосий I (р. 347 г. 11 янв. ум. 395 г. 17 янв.) – император в 379 – 395 гг.

32. Имеются в виду Помпей Трог и Корнелий Тацит.

33. Ныне – г. Сремска-Митровица на р. Саве.

34. = 379 г.

34а. У Павла Дьякона – Атанарих.

35. Аталарих прибыл в Константинополь 11 января 381 г. и скончался 25 января.

36. Мир с персами был заключён в 387 г.

37. Флавий Аркадий (р. 377 г. ум. 408 г. 1 мая) – император (Востока) в 395 (383) – 408 гг.

38. = 383 г.

39. Максим Магн – император (на Западе) в 383 – 388 гг.

40. Совр. Лион.

41. = 383 г.

42. Контроверсии – особый род риторических упражнений, состоящий в отстаивании противниками двух противоречивых положений.

 

Источники, из которых черпал материал Ландольф Сагакс:

а) Епифаний Схоластик, Трёхчастная история, 7, 7.

b) Анастасий, 53.

с) Епифаний, 6, 35.

d) Епифаний, 7, 12.

e) Анастасий, 53.

f) Епифаний, 8, 3.

g) Епифаний, 7, 22.

h) Анастасий, 54.

i) Епифаний, 7, 15.

j) Епифаний, 7, 22.

k) Епифаний, 7, 35.

l) Епифаний, 7, 8.

m) Орозий, VII, 32, 12 – 13.

n) Анастасий, 55.

o) Епифаний, 8, 11.

p) Епифаний, 8, 11; Аврелий Виктор, 45, 10.

r) Орозий, 33.

s) Епифаний, 8, 13.

t) Анастасий, 56.

u) Иордан, Гетика, 24.

v) Анастасий, 55; 56; Епифаний, 8, 13; 15; Орозий, 33.

w) Епифаний, 8, 15.

x) Анастасий, 56.

y) Епифаний, 8, 15; Аврелий Виктор, 46, 1; 3.

z) Аврелий Виктор, 46, 1; 3.

a) Анастасий, 56.

b) Епифаний, 9, 1.

с) Епифаний, 9, 4.

d) Орозий, VII, 34, 5.

e) Епифаний, 9, 4.

f) Орозий, VII, 34, 8.

g) Епифаний, 9, 6.

h) Епифаний, 9, 18.

i) Епифаний, 9, 20.

j) Епифаний, 9, 21.

k) Руфин Аквилейский, 11, 16; Епифаний, 9, 21.

l) Аврелий Виктор, 47, 1; 4 – 5.

m) Руфин, 11, 13.

Текст переведен по изданию: Paulus Winfridus Diaconus. Historia Miscella. Patrologia Latina. Vol. 95. 1861

© сетевая версия - Thietmar. 2009
© перевод с лат. - Дьяконов И. 2009
© Edition - Migne J. P. 1861
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Patrologia latina. 1861