Комментарии

1. Cassiod., Var. III, 47; 51; IV, 50.

2. PLRE 2 «Faustus 9»; Удальцова З. В. Италия и Византия в VI веке. М., 1959. С. 221-222. Сенатор Фауст являлся потомком древнего рода Корвинов (RE. Bd. VI. Sp. 2094; Ensslin W. Theoderich der Grosse. München, 1947. S. 128). Правительство Теодориха высоко ценило Фауста, он был удостоен высших должностей: квестор в 503-506 гг., префект претория в 507-511 (512) гг. Король всегда становился на сторону Фауста, когда грабежи и злоупотребления префекта претория вызывали недовольство населения (Cassiod., Var. II, 37; III, 19). В Var. III, 20 Кассиодор сообщает о том, что Фауст незаконно занял землю некоего Кастория.

3. Cassiod., Var. II, 26; III, 20; 21. Фауст возглавлял группировку, выражавшую настроения и чаяния провизантийски настроенной части римского сената, которая резко выступала против проводимой папой Симмахом независимой от императора религиозной политики. Против папы было устроено несколько заговоров, его пытались привлечь к суду. Фауст был деятельнейшим участником всех этих событий. Возможно, его опала при дворе была связана именно с ними (см.: PLRE 2 «Faustus 9»; Chadwick H. Boetius: The Consolation of Music, Logic, Theology and Philosophy. Oxford, 1981. P. 40).

4. Cassiod., Var. I, 21.

5. Ср.: Ibid. I, 30, 5: IV, 31.

6. O’Donnell J. J. Cassiodorus. Berkeley; Los Angeles; London, 1979. P. 86-93.

7. Согласно TLL слово «costatilis» встречается только в «Variae». См. также: Zimmerman O. J. The Late Latin Vocabulary of the Variae of Cassiodorus. Washington, 1944. P. 10.

8. Ср.: «sudatile metallum» во фрагментах № 9 (см. ниже); № 5 (см. ниже); Cassiod., Var. VII, 15, 1-3: «mirabilis silva moenium» и др.

9. O’Donnell J. J. Op. cit. P. 102; Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец V – середина VII века). М., 1989. С. 106-107.

10. Symm., Relatio XIII, 18; Cp. 323, 33: «ne videamur ingrati»; ILS 1279: «ut... possit ostendi»; Pan. Lat., XII, 11; CA CXIV, 509, 16-17: «putaremur»; Cassiod., Var. 58, 4, 28; 65, 15-19; 95, 30; 96, 5; Grigorius Magnus. Registrum epistolarum, Indictio V, 13: «reperiri»; Cp.: Besselaar J. J. van den. Cassiodorus Senator en zijn Vaeiae. Nijmegen, 1945. P. 179.

11. Symm., Ep. III, 88.

12. Salvianus. De Gubernitate Dei IV, 13; Cp.: Symm., 24, 3; 27, 4, 9; 34, 12; 37, 29; 42, 8; 101, 2-6; 117, 20; 172, 8, 11; Paulinus Nol., Ep. 16, 1; Salvianus. De Gubernitate Dei VII, 66; Ep. I, 5: «ne de me ipso dicere videar»; Sid. Apoll., 84, 22; 93, 5; 112; 26; 153, 1; Ennod. 20, 16; 139, 14; 306, 6; 326, 2. Сходным образом употребляется и пассив глаголов credere: Symm., 38, 23; 39, 14; Ennod., 133, 37; putare: Ennod., 9, 4; 34, 22; judicare: Symm., 37, 12; Epp. Arelatenses Genuinae, 39; invenire и reperire: Ennod., 26, 12; 93, 25; 97, 22; Cassiod., Var. 327, 7; Fulgentius / De Aetatibus Mundi 129, 13; 130, 2-3.

13. В сочинениях Сенеки насчитывается более 500 контекстов, где употребляется глагол videri (67 – inveniri, 61 – credi) (Busi R., Zampolli A. Concordantiae Senecanae. N.-Y., Hildesheim, 1975); у Плиния Младшего videri встречается около 200 раз (Jacques X., Ootedhem J. V. Index de Pline le Jeune. Brussels, 1965); в сочинениях Тацита – более 150 раз (Gerber A., Greef A. Lexicon Taciteum. Leipzig, 1903); у Квинтилиана – примерно 100 раз (Bonnell E. Lexicon Quintillianeum. Hildesheim, 1962).

14. Уколова В. И. Указ. соч. С. 101.

15. Cp.: Там же. С. 108.

16. Согласно О. Циммерману (Op. cit. P. 10) слово «sudatilis» до Кассиодора в латинском языке не зафиксировано.

17. Tacitus. Germania 45: «Sed et mare scrutantur, ac soli omnium sucinum, quod ipsi glesum vocant, inter vada atque in ipso litore legunt. Nec quae natura, quaeve ratio gignat, ut barbaris, quaesitum compertumve; diu quin etiam inter cetera eiectamenta maris iacebat, donec luxuria nostra dedit nomen. Ipsis in nullo usu; rude legitur, informe profertur, pretiumque mirantes accipiunt. Sucum tamen arborum esse intellegas, quia terrena quaedam atque etiam volucria animalia plerumque interlucent, quae implicata umore mox durescente materia cluduntur. Fecundiora igitur nemora lucosque sicut Orientis secretis, ubi tura balsamaque sudantur, ita Occidentis insulis terrisque inesse crediderim, quae vicini solis radiis expressa atque liquentia in proximum mare labuntur ac vi tempestatum in adversa litora exundant. Si naturam sucini admoto igni temptes, in modum taedae accenditur alitque flammam pinguem et olentem; mox ut in picem resinamve lentescit» («Они обшаривают и море и на берегу, и на отмелях единственные из всех собирают янтарь, который сами они называют глезом... Однако нетрудно понять, что это – древесный сок, потому что в янтаре очень часто просвечивают некоторые ползающие по земле или крылатые существа; завязнув в жидкости, они впоследствии оказались заключенными в ней, превратившейся в твердое вещество. Таким образом, я склонен предполагать, что на островах и на землях Запада находятся дубравы и рощи, подобные тем сокровенным лесам на Востоке, где сочатся благовония и бальзамы; из произрастающих на них деревьев соседние лучи солнца выжимают обильный сок, и он стекает в ближайшее море и силою бурь выносится на противолежащие берега. При поднесении к янтарю, ради познания его свойств, огня он вспыхивает как факел, вслед за чем расплавляется, словно смола или камедь» – пер. А. С. Бобовича).

18. См.: Wallace-Hadrill J. M. Early Germanic Kingship in England and on the Continent. Oxford, 1971. P. 101.

19. Каждан А. П. Византийская культура. СПб., 1997. С. 196; Аверинцев С. С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры // Византия. Южные славяне и древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. М., 1973. С. 15-47.

20. Mathew G. Byzantine Aesthetics. L., 1963. P. 3.

21. MacMullen R. Some Pictures in Ammianus Marcellinus // Art Bulletin. 1964. 46. P. 438-441.

22. Sid. Apoll., Ep. IX, 7, 3.

23. AL II, 2, 1560; CIL IX, 5566.

24. Cassiod, Var. 166, 20-23; Cp.: 156, 20; 368, 14-20.

25. Cassiod., Var. 82, 20; 83, 1; 86, 18; 246, 23; Ennod. 17, 20; 39, 9-10; 72, 21; 85, 5; 154, 15; 299, 8 и др.

26. Vita Hilarii ep. Arelatensis // PL. 50. 1240; cp.: PL. 50. 1222; Sid. Apoll., Ep. I, 2; IV, 20; Caesarius Arelat. // CC. CIII. P. 764: «simplicitatis gemmis et sobrietatis floribus ornata»; cp.: Ibid. P. 900; Venantius. Carm. VIII, 317-318.

27. Fulgentius. Mitologia 14.

28. Cassiod., Var. 17, 3-6; другие примеры varietas: Var. 143, 6-8; 483, 10-21; Ennod. 312, 22-26; Maximianus. Elegies I, 30; Sid. Apoll., Ep. II, 10, 4: «distinctum vario nitore marmor»; Var. II, 39; Ennod., Pan. Theoderic. 89-93; см. также: Mathew G. Op. cit. P. 35, 87. Avitus. 142, 7; Ennod., CLXIV, 4: «Nobilitas vera est, quae nitet in modicis».

29. Cassiod., Var. III, 6, 2.

30. Ср.: Ibid. VI, 14, 1-2.

31. CIL VIII, 2297.

32. Cassiod., Var. Praef. 14.

33. Об этом Боэции см.: Pelagius I, Epistolae 85.

34. Sid. Apoll., Ep. I, 8, 2. См. также: Cassiod., Var. VII, 8: «veredorum... quorum status semper in cursu est».

35. Бычков В. В. Эстетика поздней античности. М., 1981. С. 246-284; Grabar A. Plotin et les Origines de l’Esthétique Médiévale // Cahiers Archéologiques. 1945. I. P. 15-31; Honig R. M. Humanitas und Rhetorik in Spätrömischen Kaisergesetzen. Göttingen, 1960. P. 112-147. Интересный аспект позднеантичного аллегоризма и символизма в связи с общей теорией символа и аллегории рассматривает И. М. Нахов в статье «Традиции аллегоризма и «Картина» Кебета Фиванского» (Традиция в истории культуры. М., 1978. С. 61-78).

36. Cassiod., Var. II, 20-21; III, 4-9; III, 25-7; IV, 8; IV, 17-18; VIII, 11-19; IX, 10-12.

37. Zimmerman O. J. Op. cit. P. 27.

38. Pan. Lat. III, 3,4 (пер. И. Ю. Шабаги).

39. Бычков В. В. Указ. соч. С. 167-178; L’Orange H. P. Sol Invictus Imperator. Ein Beitrag zur Apotheose // Symbolae Osloenses. 1935. XIV. 1. P. 88; Mathew G. Op. cit. P. 3: «Византийская цивилизация основывалась на неизменности должных пропорций, ритма и ордера, на сохранении раз и навсегда установленного порядка»; Grabar A. Op. cit. P. 26.

40. Mathew G. Op. cit. P. 41.

41. Cassiod., Var. VI, 28-30. Cp.: Var. I, 33-16; II, 12-13; V, 1-2.

42. Claudianus. Pan. Dictus Probino et Olybrio consulibus 22-28; 240-248.

43. Symm., Laud. In Gratianum Augustum, 11; Claudianus. III consul. Honorii, Praefatio, 131-132; Fescenn. de nupto Honorii, I, 1; Merobaudes. Carm. I, 5-6; 13-14; II, 2-4; Sid. Apoll., Pan. Aviti 1-3; Pan. Anthemii 10-12; Corippus. In Laudem Justini I, 250; II, 73; 287-294; III, 179-187; Venantius. Carm. VI, 1, 68-70, 101-102; IX, 1, 13-14.

44. Сassiod., Var. IV, 5-7; V, 24; VI, 13-16; VI, 18-22; VII, 2. См. также: Avitus. Ep. 46, 16; 100, 13. Этот образ был перенесен на сверкающее императорское одеяние: Amm. Marc., XVI, 10, 6: «insidebat aureo solus ipse carpento, fulgenti claritudine lapidum variorum, quo micante lux quaedam misceri videbatur alterna». Cp.: Каждая А. П. Византийская культура (X-XII вв.). СПб., 1997. С. 207; Fichtenau H. Arenga: Spätantike und Mittelalter im Spiegel von Urkundenformeln. Graz; Cologne, 1957. S. 35-37; Kantorowicz E. Sol Oriens, Lever du Roi // Dumbarton Oakes Papers. 1963. 17. P. 119-177.

45. Cassiod., Institutiones I, 17, 3.

46. Cassiod., Expositio Psalmorum, Praefatio, 70, 23D. Cp.: Ennod., 12, 10-13; 40, 15-16; 101, 21-24; 190, 1-9; 213, 10-15; Ruricius. 332, 28-30.

47. Avitus. Appendix 15, 2: «lumen patriae, lux orbis et aulae»; 6, 1; Venantius. Carm. IX, 8, 2; (re)splendere: Var. III, 9; IV, 2; 3; VIII, 19; IX, 15; (re)lucere: Var. II, 25; IV, 1; 12; V, 13; 25; VII, 32; fulgere: Var. III, 5; IV, 36; V, 5; radiare: Var. IV, 20.

48. Cp.: Bultmann R. Zur Geschichte der Lichtsymbolik im Altertum // Philologus. 1948. Bd. 97. H. 1/2. S. 17-29: «... свет солнца, огня, световые метафоры, светоносные цвета белый и красный являются важнейшими элементами позднеантичной эстетики».

49. O’Donnell J. J. Op. cit. P. 17-20; 40.

50. Cod. Theod., Sirm. VIII. P. 913 (AD 386).

51. Cassiod., Var. Praef. 3.

52. Idid. 17.

53. Idid. 5.

54. Millar F. The Emperor in the Roman World, 31 BC-AD 337. L., 1977. P. 108-110; MacCormack S. G. Art and Ceremony in Late Antiquity. Berkeley, 1981. P. 387-392; Ullmann W. The Individual and Society in the Middle Ages. L., 1967. P. 21-23; 37; 42-44.

55. Хёйзинга Й. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М., 1988. С. 7: «Всякое действие, всякий поступок следовал разработанному и выразительному ритуалу, возвышаясь до прочного и неизменного стиля жизни... Все стороны жизни выставлялись напоказ кичливо и грубо...» (пер. Д. В. Сильвестрова). См. также: MucMullen R. Op. cit. P. 435-455.

56. Ср. замечание Э. Ауэрбаха по поводу «Метаморфоз» Апулея, стиль которого представлял собой «смесь риторики и реализма» со «склонностью к призрачно-кошмарному искажению реальности» (Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976. С. 78-79). См. также Fulgentius. Mitologia I, 5-7.

57. Mathew G. Op. cit. P. 19-76; Grabar A. Op. cit. P. 19.

58. «Специфика поэтических образов состоит в придании красоты и изящества изображаемому...», – пишет В. В. Бычков (Указ. соч. С. 284). «Эта эстетика скорее барочна, – замечает А. Мэа, – чем классична; но, как всякое произведение барокко, она содержит классическое ядро, сохраняет остаток классицизма» (Méhat A. Étude sur les «Stromates» de Clément d’Alexandrie. Paris, 1966. P. 345).

59. AL I, 1, 203; cр.: Cassiod., Var. VIII, 15-16; Maximianus. Elegies IV, 12; V, 26-27 // PLM. T. V; Mathew G. Op. cit. P. 87.

60. Avitus. 78, 18-19; 150, 11-16; Sid. Apoll., Ep. II, 10, 4; Ennod., CIC, 10; CLXXXIII, 1; AL I, 1, 211; 213; Agnellus. С. 50; Corippus. In Laudem Justini, I, 97-102; FS. № 216, 8.

61. Gregorius Turonensis Historia Francorum II, 31; V, 11.

62. Victor Vitensis. Historia Persecutionis. P. 17, 8-12; 59, 16-18.

63. Gregorius. Dialogues II, 35, 2-3.

64. Idid. IV, 14, 3; PLRE 2: «Galla 5».

65. Sid. Apoll., Ep. IV, 8.

66. AL I, 2, 742, 31-3. О германцах: Aisonius. Bissula 6; Procopius. BV I, 2, 4; о людях, отличающихся особой святостью: Vita Hilarii // PL. 50, 1228C: «primas delicias vultus sui splendore advenientibus praebens, merita interioris hominis exterioris pulchritudine demonstrabat»; Sulpicius Severus. Ep. 3: «vultum ejus (defuncti) tamquam vultum angeli, membra autem ejus candida tamquam nix videbantur»; Rousset P. Recherches sur l’émotivité à l’époque romain // Cahiers de civilisation médiévale. 1959. 2. P. 65.

67. Sulpicius Severus. Ep. 2.

68. Avitus. De Virginitate 253-254.

69. О цветах см.: Sedulius. Carmen Paschale I, 278; Claudianus. Carmina XXX, 90-91; Ausonius. De Rosis Nascentibus 25-32; Ennod., XLIII; о лице: Ennod., 214, 11-12; 27721-24; 311, 37-40; Dracontius. Romulea, VI, 7-10; о волосах: Ausonius. Ep. IV, 44-45; об одежде: Paulinus Nolensis. Ep. 18, 10; Sulpicius Severus. Vita Martini, 23, 8; Sid. Apoll., Ep. IV, 20, 1; о вине: Cassiod., Var. XII, 4; 11, 8-25; Ennod., CLXXXI, 8-10; другие примеры сочетаний белого и красного или пурпурного: Ruricius. 306, 18-20; Cassiod., Var. II, 12-13; Maximianus. Elegies I, 133; Venantius. Carm. VIII, 3, 30-32; VIII, 7, 11-16.

70. Mathew G. Op. cit. P. 35: «Возможно, что их чувство цвета, так же как и их осязание, было более развитым и, возможно, более тонким, чем у нас».

71. Avitus. Ep. 87.