Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

АНОНИМ ГНЕЗНЕНСКИЙ

и

ИОАНН ДЛУГОШ

ЛАТИНСКИЕ ВЫПИСКИ ИЗ ИХ СОЧИНЕНИЙ, СТАТЕЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ИСТОРИИ ГАЛИЧСКО-ВЛАДИМИРСКОЙ РУСИ ЗА ПЕРИОД ОТ 1337 ПО 1387 ГОД, С РУССКИМ ПЕРЕВОДОМ, И КРИТИЧЕСКИМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ И ЗАМЕЧАНИЯМИ

Сочинение

Дениса Зубрицкого

Вместо четвертой части галичской Истории

Иждивением сочинителя

Приняв в уважение, что настоящее сочиненьице равным образом как и три части галичской Истории, не содержит в себе ни радостных писенёк, ни унывно-трогательных думок, ни шуточных стишков, ни смешных сказок, служащих к увеселительному развлечению на забавах, в разгуле и на пирушках, при скляночке винца, при чашке крепкого чая и благовонной сигарке; приняв всё это во внимание, не надеемся на значительное число читателей и покупателей. И по этой причине печатается только ДВЕСТИ экземплярей, и их будет больше как достаточно для учёных сего края. — Истинные любители науки и исторических разыскиваний, желающие приобресть эту книженку, изволят отнестись прямо к сочинителю в город Львов, в собственном его доме, на армянской улице № 145.

____________________________

Окончив третий том Истории Галичскорусского княжества по 1337 год, решился я исследовать еще дальшую судьбу этой часточки русского мира, а именно, каким образом попалась она под власть польской державы: — но, при совершенном недостатке собственных русских источников: (О Густинской русской летописи ничего и говорить: она есть компиляция XVII. века, из позднейших польских писателей) не осталось иного средства, как прибегнуть к помощи польских дееписателей. — Но и здесь очень скудное пособие. О происшествиях сего времени, то есть, о царствовании в Польше королей Казимира Владиславича (Великого) и Людвика вместе венгерского и польского (1333-1382) писали только Аноним Гнезненский и Иоанн Длугош, служившие после исключительным источником и основанием для всet, как польских, так и иностранных, о польских делах писавших историков — но, показалось, что к последний, то есть Длугош пользовался лишь только первым, и парафразовал простые простые, отрывистые записки его, с свойственным себе многоречием, испестривая их собственным, более или менее уместными прибавками; следовательно, открылось, что только Аноним Гнезненский есть, хотя и неполным, по крайней мере единственным достоверным источником, единственным современным свидетелем описанных им приключений.

В сего рода состоянии, при недостатке народных, и неполноте польских летописей, нельзя было составить связную историческую повесть, и я решился извлечь только дословно из обоих польских писателей латинские — к русским — а именно, к галичско-владимирским делам — относящиеся статьи, перевести их на русский язык, сравнить и сличить их между собой, и вместе с своими примечаниями издать их на обоих языках, — пусть сам читатель составить себе из этих данных исторический очерк. — Не взирая на маловажность труда, надеюсь, оказать ему некоторую услугу: он не будет нуждаться в редких и дорогих книгах из коих я сделал выписки, — не имеет нужды рыться в них, и если он несведущь в латинском языке то вот для него русский перевод, и он может малым пожертвованием познакомиться с тогдашними галичско-владимирскими [2] событиями.

Слог русского перевода, может быть иногда запутан, темен, шероховат, но он не хуже подлинного, которому старался я подражать.

Неизлишним, и даже необходимым считаю, бросить здесь взгляд на тогдашнее положение, состояние и политические отношения европейского севера к коему и наша Галиция принадлежала. — Читателю известно уже из галичской истории, что многочисленный, на севере Европы поселившийся славянский народ разделился на два мира: русский и лядский. Первым управляли потомки Рюрика, а вторым потомки Пяста. — Когда в русском мире с кончиной Мудрого Ярослава № 10, а в лядском мире с кончиной Болеслава Кривоустого прекратилось единодержавие, распались мало-помалу оба мира на множество удельных больших или меньших княжеств, которые однакож всегда оставались исключительным достоянием, собственностию обоих господствовавших родов; — на Руси Рюриковичей, а в Польше Пястовичей, не взирая на то, что владевшие князья или линии в обоих родах и ссорились и мирились, и воевали и дружились между собой.

В XIV столетии стали в обоих мирах расторгнутые доселе частицы опять совокупляться, сливаться в большие государства; но однакож еще и во время, о котором, как ниже, трактует Аноним Гнезненский и Иоанн Длугош, разделялся лядский мир, кроме меньших уделов, на две державы — на две группы. — Иоанн Слепый король чешский. которого верховную власть многие из удельных польских князей Пястовичей добровольно признавали, (смотри ниже первую статью Анонима Гнезненского) писался Польским королем, и Казимир Владиславовичь, Великим наименованный, к коего системе мазовецкие князья волею неволею должны были присоединиться — употреблял такоже титул Польского короля — следовательно в лядском мире два польские королевства — два польские короля.

Равным почти образом как лядский, сгрупировался и русский мир, в две отдельные, а иногда и враждебные между собой системы, — именно — в состоявшую тогда под могольским владычеством Русь — и в литовскую Русь. — В первой или татарской Руси, московские князья, в борьбе с тверской линией Рюриковичей за великокняжеское достоинство, — в попытке, низвергнуть татарское иго, — в стремлении покорить себе мелкие единородные княжества и усмирить своевольную новгородскую республику, лишь только стали предвещать будущее свое предназначение, будущее свое величие; но во всeх предприятиях, во всeх мерах и подвигах отпечатливалась еще нерешимость в делах, безнадежность на успeхи, и оцепененье от долговременного татарского [3] рабства происходившие. (Московские великие князья, Иоанн Калита, Симеон Гордый и Димитрий Донской были знаменитые в тогдашнее время государи, но для освобождения и возвеличения северной Руси, надо было таковых героев-владетелей, какими были современные им литовские, Гедимин, Ольгерд, Кейстут и Витолд) Совсем другим видом образовалась. устроилась западная Русь, литворусская держава. — Литва, ее географическое положение и смежность ее с владимирскими княжествами, известны уже нашим читателям. — Они в предидущей галичской истории начитались о войнах наших князей с Литвой. — Имена славного литовского короля Миндовга и причудливого князя-монаха Войшелка в свежей еще у них памяти. — Они вспомнят себе даже, что наш королевичь Шварн Данилович № 359 княжил в Литве; следовательно рассказывать пространнее о Литве было бы излишним, должно только заметить, что по убийстве Войшелка, по смерти нашего Шварна настала новая династия Гедиминовичей в Литве. — Династия славившаяся в начале своего существования знаменитыми завоевателями, какими были, Гедимин, Олгерд, неутомимый Кейстут и удалый сын его Витолд. — Гедиминовичи завладели сначала оружием многими русскими землями, а после чрез вступление в браки с русскими княжнами сроднились с Рюриковичами, приняли русское вероисповедание, русский язык и обычаи, словом обрусели, — образовали сильный союз больших и меньших князей Гедиминовичей и Рюриковичей. с удивительным согласием между собой, и — защищали друг друга, воевали совокупно прусских крестоносцев, Поляков, Венгров. Татар, даже Татарам подвластных северовосточных русских князей, — и освободили западную Русь от татарского данничества (Со времени, как Гедимин и Олгерд присоединили к своей державной системе вдадимирские, волынские и другие русские области, окончилась и татарская дань, которую еще в 1286 году, как мы в III. томе галичской истории упомянули, вносили тамошние жители в татарскую казну. (Смотри тамо, 216 примечание.) — Что же касается смежной Литве полосы Руси, которой уже в XIII. веке обладали по части литовские князья, — Руси, в окрестностях Гродна, Вильна, Новгородка, Минска, Полоцка и пр., кажется, что она никогда не данничествовала Татарам, и по сей причине называлась «Белою» то есть «свободной» от татарского ига — Русиею) Сим способом возникла и возросла другая, то есть Литовская Русь.

Между реками Вислою, Неманом и балтийским морем, между пределами Польши, Литвы и Руси, зародилось и устроилось во второй половине XIII. столетия, новое странное государство воинов-монахов именно прусских крестоносцев. коих Поляки Крижаками называли, и с коими мы наших читателей уже в третьем томе галичской [4] истории познакомили. Держава эта беспрестанно усиливавшаяся бродягами рицарями целого запада Европы, скопище, в роде запорожских Козаков или египетских Мамелуков, достигло в XIV. веке высокого могущества, было грозою соседних народов и имело большее влияние на дела северной Европы; и хотя первоначальный предлог их учреждения и существования была война против неверных, хотя их в том намерении вызвали из Германии и наделили землями князья мазовецкие, то они укрепившись в выше приведенных пределах, и покорив коренных сих стран жителей, воевали уже без разбора, как единоверных Поляков, — как Руссов последователей греческого закона, — так и остатки, некрещенных еще Литовцев. (Мы сказали — "остатки некрещенных еще Литовцев", ибо мы уверенны, что исключая, может быть — в глуши лесов; и по болотам жительствовавший простый народ, и чернь — по коронно литовским и жмудским деревням, употреблявшую литовский язык, почти все высшие литовские сословия, — и простым даже — на русском языке изъяснявшийся народ, исповедали уже тогда христанскую веру по греческому обряду: — и иначе быть не могло, если приймем в соображение, что государи их Миндовг, Войшелк, наш Шварно Данииловичь. Олгерд и пр. были христианами, а Войшелк даже ревностным иноком, — и что значительная часть земель, находившихся тогда во владении литовских князей, искони принадлежала к русским княжествам, полоцкому, туровскому, пиньскому и владимирскому, следовательно, уже в X. столетии светом Евангелия были озаренны, а известно, что и Вилыю, после столица Литвы, уже во время Гедимина и Олгерда заселена была ночгп исключительно русскими жителями. — Мы сомневаемся в сказаниях римских монахов (на пр. Грибовский Антон и пр.), утверждавших в своих легендах, что они уже тогда имели костелы в Вильне, и были покровительствуемые некоторыми князямн и вельможами литовскими, — сомневаемся — ибо Литва была в беспрерывной войне с крестоносцами, которые, лицемерствовали, что единственною целю их войны, было расширить римский закон. — И как же можно предполагать, чтоб литовские владетели терпели в своей столице духовенство заклятых своих неприятелей? и дозволили им вербовать между своими подданными прозелитов, из коих всякий став быть римским католиком, оставался другом, едноверцем и соумышленником врагов отечества? — В противность тому, — мы видим из Длугоша и других писателей, что Литовцы тогдашних времен, вторгнув в области крестоносцев или Ляхов, вопервых жгли костелы и умерщвляли или в плен уводили латинское духовенство. — И так мы убеждены, что только со времени Ягайла завелось в Литве римское публичное вероисповедание. Быв сам крещен в Кракове 1386 года из греческого в римский обряд, крестил он после подвластное себе простолюдие, заманивая его подарками и новым платьем, как польские писатели свидетельствуют. — Напоследок увидим в договоре ниже в 15 примеч. находящимся, в 1350 заключенном, что литовские князья Явнутий, Кейстут, Любарт и друпе обязуются соблюдать мир с Казимиром, королем польским, от праздника "ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ ПО ПРАЗДИИК С. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ" и явиться на суд "ЗА ДВЕ НЕДЕЛИ ПО СОШЕСТВИИ СВЯтого ДУХА" — следовательно полагая сроки своих дел и обязательств по хриспанским праздникам и по христианскому означению времени, они конечно не были язычники только христиане, а именно христиане греческого, обряда. — На последок был тогда даже особный Митрополит для Литвы, Волыни и Руси нашей, именем Роман около 1354 года поставленный Патриархом Филофеем, а в 1362 году кончившейся, которому последовал Герман. Митрополиты эти, имев жительство свое в Литве или на Волыни, были покровительствуемые князями Гедиминовичами, которые конечно были христиане, а не язычники) Польский король Казимир [5] отвязался от опасных соседов посредством в 1343 году заключенного невыгодного мира, уступкою значительной части. искони к лядско- славянскому миру принадлежавших земель; а литворусский союз как ниже увидим, боролся с ними в продолжении почти целого столетия, и сохранил в целости свое достояние от алчности иностранных пришельцев.

Кроме тeх, на северном материке Европы главно действовавших тогда держав, расстилались татарские жилища на степях по берегам черного моря; но их прежнее могущество теряло уже свои блеск. — Они, то есть Татары и Людвик король венгерский, сперва, как сродник-союзник короля польского Казимира, а после как король польский и посягатель на галичское княжество, принимали такоже, как увидим, участие в войнах и делах на поприще между горами карпатскими, Вислой и Днепром.

Текст воспроизведен по изданию: Аноним Гнезненский и Иоанн Длугош. Латинские выписки из их сочинений, статей, относящихся к истории Галичско-Владимирской Руси, за период от 1337 по 1387 г., с русским переводом и критическими исследованиями и замечаниями. Львов. 1855

© текст - Зубрицкий Д. 1855
© сетевая версия - Тhietmar. 2012
© OCR - Мельник И. 2012
© дизайн - Войтехович А. 2001