ИНГУЛЬФ
ИСТОРИЯ АББАТСТВА КРОЙЛАНДА
В 626-1091 гг.
HISTORIAE ABBATIAE CROYLANDENSIS AB A 626-1091
67. Расправа норманнов в Англии. 1066 — 87.
(в 1109 г.).
Многие англо-саксонские князья несколько времени сопротивлялись новому королю, победоноснейшему Вильгельму, но будучи совершенно [906] разбиты, подчинились наконец власти норманнов. Из них два брата, графы Эдвин и Моркарий, были коварно умерщвлены своими же; Рогер граф Герфордский был навеки заключен в темницу; Радульф граф Сусфолькский бежал из своей земли, а граф Вальден смирился, женившись на его племяннице; Агельвин, епископ Дургамский, заключен в темницу в Абендонии; брат его и предшественник Эгельрик подобным же образом был брошен в темницу близ Вестминстера; все остальные, за свое упорство, лишились прелатств, или были сосланы за море в ссылку, или посажены в монастырские темницы, и наконец поневоле покорились новому королю. Я повествую о делах победоноснейшего короля только вообще, так как неимею достаточно сил, чтобы, погодно следить за ним и описывать все его походы. Затем король разделил между своими норманнами все английские графства и баронства, епископства, прелатства, а англосаксов почти всех лишил права достигать почетных мест и иметь владения. Одному только Геварду удалось произвесть успешное восстание. Услышав во Фландрии, что английское государство подчинилось чужеземцам, и что его наследство, по смерти отца его Леофрика, отдано в дар какому-то нормандцу, а мать вдова терпит много обид и великие бедствия, он был поражен достойною скорбию, и поспешил в Англию с своею женою Турфридою; составив из родственников значительное войско, он поразил притеснителей матери мечем и прогнал их далеко от своего наследства. Тогда, видя себя вождем храбрейших мужей и главою значительного числа вассалов, он, чтобы получить законное препоясание по военному обычаю, выбрал несколько воинов из своей свиты, чтобы и они вместе с ним получили освящение, и пришел к дяде, аббату местечка Бранда, человеку весьма религиозному, и, как слышал я от предшественника своего господина аббата Вулькетула и многих других, любившему подавать милостыню, и украшенному всякими добродетелями. Исповедавшись в своих грехах и получив разрешение, он весьма настойчиво умолял аббата посвятить его в рыцари (legitimum militem fieri). У англосаксов было обыкновение, чтобы посвящаемый в военное звание накануне того с чувством сердечного сокрушения и раскаяния исповедывался во всех грехах пред епископом, или аббатом, или монахом, или каким-нибудь священником, и проводил ночь в церкви с молитвой, сокрушением и благовейными мыслями; в день же посвящения он приносил меч к алтарю и слушал божественную литургию. По прочтении Евангелия, священник возлагал с благословением меч на шею воина; затем посвящаемый приобщался святых Христовых тайн и становился рыцарем. Норманны презирали этот обычай воинского посвящения и не признавали таких людей рыцарями, а считали их извращенными глупцами. И не один этот обычай, но и другие они старались уничтожить. Так осуждая [907] английское собрание документов, которое еще прежде времен короля Эдуарда было утверждено подписями с золотыми крестами и другими священными знаками присутствовавших верных, норманны называли их просто бумагой, и определили, чтобы документы утверждались восковою печатью, приложенною каждым из 3 или 4 свидетелей. Но в первое время они отнимали многие поместья, по одному словесному приказанию короля, без всякого указа, представляя только его меч, или шлем, или рог, или чашу; а иногда предъявляли одни его шпоры, лук, или даже только его стрелу. Но это было только в начале его правления: в последующие же годы такой способ завладения изменился. Норманны выказывали такое презрение к англосаксам, что лишали их мест, как бы ни были они достойны, между тем как чужеземцам всякой другой нации давали их с удовольствием. Они презирали самый язык англов до того, что законы и постановления английских королей писались на галльском языке (т. е. французском), и даже в школах дети выслушивали уроки грамоты и грамматики не на английском, а на галльском языке; даже самый английский шрифт (modus scribendi) в хартиях и во всех книгах был изгнан и эаменен галльским. Но довольно об этом.
Аббат Ингульф.
Historiae abbatiae Croylandensis ab a.626 — 1091.
Аббат Ингульф (Ingulfus, abbae Croylandensis) родом англосакс, но служил секретарем при Вильгельме Завоевателе, и умер аббатом монастыря Кройланд (н. Crownland, вблизи Петерборуга, на сз.); он написал собственно «Историю аббатства Кройланда,» которая сама по себе вовсе, не замечательна, но имеет много заметок относительно виденного автором в эпоху завоевания Англии. Личные отношения к Вильгельму перевешивали у него над чувством национальным, но несмотря на то из его слов можно заключить о характере. самого господства норманнов в Англии. Издания: Fell, Rer. angl. script, p. 1 — 107; перев. англ. Riley. Lond. 1849. в собрании Bohn's antiq. library t 29. Исследование: Лаппенберга Иcтop. Англии, т. I, стр. LXII.
(пер. М. М. Стасюлевича)
Текст воспроизведен по изданию: История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Том II. СПб. 1864
© сетевая версия - Тhietmar. 2010
© дизайн - Войтехович А. 2001