ТОВМА (ФОМА) АРЦРУНИ

ИСТОРИЯ ДОМА АРЦРУНИ

Товма Арцруни (IX-X вв.)

Товма Арцруни свое сочинение «История дома Арцруни» начинает с древнейших времен, выделяя при этом историю рода Арцруни, одного из знатнейших нахарарских домов Армении, владевших областью Васпуракан.

Некоторые биографические сведения о Товме Арцруни мы можем почерпнуть из «Предисловия» к его труду. Он был духовным лицом. Григор-Дереник, тэр (владыка) Арцруни и ишхан Васпуракана (убит в 885 г.), приказал ему написать генеалогию и историю рода Арцруни. Далее в одной из глав первой части книги Товма Арцруни говорит о том, что написание «Истории» поручил ему Гагик, армянский полководец и князь Васпуракана, который был вторым сыном Григора-Дереника и, по смерти брата своего Ашота, в 905 г. сделался князем Васпуракана 20. В заключении к этой части книги автор «Истории», обращаясь к Гагику, восклицает: «И вот мы представили тебе изложенное, о славный любитель словесности, Гагик, князь Васпуракана и великий полководец Армении» 21.

Товма Арцруни был для своего времени весьма образованным человеком.

Товма Арцруни начинает свой труд от «сотворения мира» и доводит его до 936 г. Сочинение его состоит из трех частей, из которых в последней описаны события, современные автору. По новизне фактов и по занимательности изложения труд Товмы Арцруни принадлежит к числу наиболее интересных исторических сочинений IX-Х вв.

Источниками при написании раннего периода истории рода Арцруни явились труды армянских историков Мовсеса Хоренаци и Корюна 22, о которых автор упоминает в конце первой книги. Относительно же более поздних событий автор сообщает, что о них другие источники не писали и что он сам — их современник. [11]

Товма Арцруни подробно рассказывает о борьбе армян, возглавлявшихся князем Тарона и князем князей 23 всей Армении Багратом Багратуни (826-851) против арабских сборщиков податей.

В 850 г. в Тароне и Сасуне вспыхнуло восстание, по мощности не уступавшее восстанию 774 г. В 852 г. оно было подавлено с неумолимой жестокостью арабскими войсками под предводительством тюркского военачальника Бути. Против арабских войск мужественно сражались армянские воины во главе с князем Васпуракана Ашотом Арцруни. События, которые происходили в период этого восстания в Сасуне, легли в основу бессмертного эпоса армянского народа — «Сасунци Давид» («Давид Сасунский»).

Товма Арцруни подробно рассказывает о Буге, который жестокостью превосходил всех остальных арабских востиканов и который предал Армению огню и мечу.

Принадлежа к роду Арцруни, автор особое внимание уделяет истории князей Арцруни — Григора, Ашота и Гагика; он подробно повествует об их войнах и строительной деятельности.

Советские армянские историки доказали, что «История дома Арцруни» написана двумя людьми. Большая часть рукописи (до конца 261-й страницы) принадлежит Товме Арцруни, конец ее (с 262-й до 305-й страницы) — другому, неизвестному автору, названному Товмой-Анонимом. Как указывает В. Нерсисян, «две отдельные книги, из которых у первой не хватало последних страниц, а у второй — и первых и последних, были объединены, так как обе заключали один и тот же материал — историю Арцруни, и переписаны в качестве одного произведения. А поскольку сохранилось имя автора только первой книги, вся книга была приписана ему» 24.

Арцруни — правдивый историк, его сведения подтверждаются данными из арабских источников.

По стилю сочинение Товмы Арцруни своей красочностью и напыщенностью напоминает труд историка V в. Егише. В качестве примера приведем следующий отрывок: «И когда услышал царь эти скорбные крики, дошедшие до дворца, зарычал, словно лев, и затрепетал, словно медведь, запылал, словно пламя в горне, запенился, словно волны морские, вздымающиеся громадами, и окрасился багровым цветом крови, крикнул зычным голосом, разверзающим бездны, словно бурный поток, сорвавшийся с раскатом из градоносных туч... был ошеломлен, изумлен и застыл в недоумении» 25. [12]

В конце сочинения Товмы Арцруни дано приложение, представляющее собой обзор истории княжества Арцруни.

Что же касается Товмы-Анонима, то он, судя по его сочинению, был очевидцем и современником описываемых им событий и, возможно, также происходил из рода Арцруни. Об этом свидетельствует следующий отрывок: «Для тебя, любимый родич и первый храбрец среди мужчин, который потребовал от меня эту историю, я пишу то, что достоверно, а не услышанную от других, украшенную вымыслом и баснями историю, пишу как очевидец и лично слышавший и своими руками осязавший — с достоверностью расскажу тебе об удивительных событиях» 26. Отсюда можно предположить, что Гагик Арцруни поручил Анониму написать историю его времени, что тот и выполнил, всячески прославляя и восхваляя «мудрые и разумные деяния великого царя Армении Гагика». Аноним наделяет его красочными эпитетами: «великий царь Гагик», «отец и попечитель страны нашей армянской» и пр. Товма-Аноним восхваляет царя Гагика как опытного военачальника и градостроителя. Он с восхищением повествует о строительстве на острове Ахтамар города Ахтамар и соборной церкви (главы VI-VIII).

Сочинение Товмы Арцруни является важным источником для изучения истории Армении IX-X вв. и борьбы армянского народа против арабского владычества. В нем содержится и материал, касающийся Средней Азии (данные о древнем периоде истории Средней Азии, а также сведения, связанные с эпохой Сасанидов и со временем Арабского халифата).

Впервые «История дома Арцруни» была издана в Стамбуле в 1852 г. 27.

В 1887 г. она была опубликована в Петербурге под редакцией К. Патканяна 28. В 1917 г. сочинение Товмы Арцруни вышло в свет в Тифлисе 29.

В наше время советским армяноведом В. Варданяном труд Товмы Арцруни был издан в переводе на современный армянский язык 30.

На русский язык это сочинение не переводилось. Публикуемые в нашей работе фрагменты переведены нами (по изданию 1887 г.).


Комментарии

20. Товма Арцруни. История дома Арцруни. СПб., 1887, с. 45 (на древнеарм. яз.).

21. Там же, с. 76.

22. Корюн — ученик создателя армянского алфавита Месропа Маштоца (361-440), автор его биографии — «Житие Маштоца».

23. Наименование правителей Армении арабского периода (ишханац ишхан).

24. Видные деятели армянской культуры, с. 129. См. также: Абегян М. История древнеармянской литературы. Ер., 1975, с. 255-257; Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни. Введение, перевод на современный армянский язык и комментарии Врежа Варданяна, Ер., 1978, с. 18-23 (на арм. яз.).

25. Перевод М. Абегяна (Абегян М. История древнеармянской литературы, с. 254).

26. Товма Арцруни и Аноним, с. 294.

27. Товма Арцруни. История дома Арцруни. Константинополь, 1852 (на древнеарм. яз.).

28. Вардапет Товма Арцруни. История дома Арцруни. СПб., 1887 (на древнеарм. яз.).

29. Вардапет Товма Арцруни. История дома Арцруни. Тифлис, 1917 (на древнеарм. яз.).

30. Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни. Введение, перевод и комментарии Врежа Варданяна. Ер., 1978 (на арм. яз.).

Текст воспроизведен по изданию: Армянские источники о Средней Азии VIII-XVIII вв. М. Наука. 1985

© текст - Тер-Мкртичян Л. Х. 1985
© сетевая версия - Тhietmar. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Наука. 1985