Комментарии

1. При Лицинии принял мученическую кончину епископ Василий Амасийский и с ним сорок мучеников. (Феофан. Хронография. 311 г.).

2. Имеется в виду разрушение храмов при Диоклетиане.

3. Были брошены в Дунай после мучений свв. муч. Ермила и Стратоник. (Архиепископ Сергий Спасский. Полный месяцеслов Востока, кн. II, ч. 1, 13 января.).

4. Лициний возобновил гонения против христиан в 320 г.

5. Так как Лициний начал судебное преследование христиан в 320 г., действия Константина не могли иметь предупреждающий характер. Но сразу начать войну император не имел возможности, так как угроза со стороны готских к германских племен вынудила бы его вести войну на два фронта. После готской войны 322 г. все еще не было возможности начать войну, так как войска надо было привести в порядок после тяжелой компании. Поэтому, конечно, Константин напал, как только смог напасть, но гонения во владениях Лициния продолжались к тому времени уже три или четыре года.

6. Тагма - кавалерийский отряд в 100-200 чел.

7. Евсевий имеет в виду замену орлов и значков легионов знаменами по образцу лабарума.

8. Традиционно, оракулы облекали свои предсказания в стихотворную форму.

9. Евсевий объединяет два разных вида гадания - по полету птиц и по снам.

10. Гаруспиции - традиционные римские гадания по внутренностям животных, в которых выводы делались не по движению, а по форме внутренностей, как правило, печени и сердца.

11. Этим термином, ведущем свое происхождение от отборных пеших солдат Александра Македонского Евсевий обычно называет личную охрану, вообще отборные части при императорах, иногда преторианцев.

12. Один из традиционных упреков христианам - в безбожии, объясняется отрицанием ими языческих богов. Не всегда воспринимая идею личного трансцендентного Бога, язычники, особенно в первые века христианства часто приходили к подобному выводу, особенно при смешении с различными философскими учениями, отвергавшими почитание богов.

13. Евсевий твердо оговаривает историчность этой речи ввиду существовавшей у историков его времени традиции сочинять речи, приличествующие случаю и вставлять их в историческое повествование. Тем не менее, по содержанию ее трудно предположить, чтобы ее мог действительно сказать Лицинии в 324 г., ведь он был прекрасно знаком с христианской верой.

14. Сражение при Кибале в 314 г. Правда, по сообщению Виктора (см. прим. 16), сражение это было выиграно Константином неожиданным ночным нападением, у Константина было двадцать пять тысяч войск против тридцати пяти Лициния, последний потерял в нем двадцать тысяч.

15. Сражение на Мардийской равнине (314 г.) - одно из самых тяжелых и кровопролитных сражений в войне. Хотя Константин одержал победу, его войска, видимо, понесли такие потери, что он счел невозможным продолжать войну. Войска Лициния, состоявшие из ветеранов не побежали даже после того, как пятитысячный отряд из войск Константина обошел Лициния с тыла: построенные в две линии, они продолжали сражаться на два фронта.

16. Евсевий говорит о том, что в сражении при Кибале не было лабарума, по сообщению Секста Аврелия Виктора, Константин ночью напал на лагерь Лициния. Такое сопоставление делает вполне понятным его отсутствие, вероятно, Константин просто не решился подвергнуть святыню опасностям ночного боя, тем более что ночью знамени было бы не видно.

17. Устойчивое словосочетание (nota donteV), было чрезвычайно распространено в литературе.

18. Это загадочное выражение Евсевия, кажется возможным объяснить двумя способами, во-первых, как аллюзию к известному евангельскому выражению - все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26, 52), во-вторых, возможно, что это вообще расхожее выражение, означающее гибель по собственной вине (подобное выражение встречается у Апулея - Метаморфозы, 7, 13).

19. Союзники в данном случае - не войска внешнеполитических союзников, а особое название для контингентов, поставляемых подчиненными городами и приграничными племенами помимо обычного набора.

20. Имеется в виду ограда лагеря. Известно, что римляне времен республики и ранней империи традиционно укрепляли свой лагерь. Но после военных реформ Септимия Севера, кажется, эта мера предосторожности отошла в прошлое, либо выполнялась очень небрежно. Если это упоминание Евсевия не просто риторическое украшение, подчеркивающее параллель Константин - Моисей, то эта деталь говорит об очень высокой для того времени дисциплине армии Константина. Любопытен при этом еще один нюанс: в римской армии существовала специальная палатка, неподалеку от палатки полководца, где хранились легионные орлы, и другие значки и где им приносились жертвы как богам. Евсевий говорит о том, что Константин заменил орлов христианскими знаменами по образцу лабарума и организовал подобную же палатку с христианскими священниками.

21. По условиям этого мира к Константину отходила вся префектура Иллирик, но об условиях этих действительно можно сказать: были выгодные и почетные, так как после заключения мира Лициний женился на сестре Константина по отцу, а через некоторое время сыновья Константина Крисп и Константин и сын Лициния Лициниан были провозглашены цезарями. Учитывая проигранную Лицинием войну и то обстоятельство, что Иллирик Константин и так занял в ходе войны - условия были более чем мягкими. Кроме того, по условиям мира лишался звания цезаря и жизни Валент, в ходе войны назначенный Лицинием.

22. Евсевий имеет в виду сношения Лициния с готами, благодаря которому те в 322 г. начали войну на Дунае, впрочем, неудачную для них. Возможно также, что он имеет в виду готский контингент, бывший еще на службе Максимина (Лактанций, там же, XXXVIII).

23. Евсевий имеет в виду легионных орлов. Как известно, легионным знаменам совершались жертвы и богослужения, в лагере легиона значкам отводилась отдельная палатка рядом с палаткой командующего. Одна из традиций христианской апологетики, по наследству от критиков язычества в античности, объясняла почитание богов как обожествление выдающихся людей.

24. Евсевий пропускает в своем рассказе или упоминает очень глухо о первом сражении войны 324 г. - при Адрианополе, где, по рассказу Зосима (кн. 2, 94-95), особенно ценному в устах этого известного ненавистника Константина, император первый с 12 всадниками переправился через реку Гебр, разделяющую войска и опрокинул войско Лициния. В этом сражении император раненый в бедро выиграл сражение. Потери Лициния составили больше тридцати тысяч человек. Несколько фантастическое сообщение Зосима видимо следует понимать так, что Константин, по своему обыкновению (как и в сражении при Мульвиевом мосте), возглавил атаку своей кавалерии, прорвавший фланг Лициния и обеспечил этой атакой переправу остальной армии. Второе, сражение - двойное (морское и сухопутное) при Хрисополе состоялось 18 сентября. Командовавший тогда флотом сын Константина Крисп, очень отличился в битве. Сражению предшествовала осада и взятие Византия.

25. Под приверженцами Евсевий, видимо, понимает, прежде всего, цезаря Мартиниана, которого произвел в цезари из префектов претория Лициний. По сообщениям большинства историков, Лициния не судили, а казнили без суда ввиду опасности его восстания. Хотя возможно, что был произведен заочный суд, но это крайне маловероятно, так как противоречит всем правилам римского судопроизводства. Возможно также, что Евсевий именно военным судом называет казнь, нормы военного права были таковы, что его действия подпадали под закон о предателях и дезертирах, и тогда суда не требовалось - приговор приводился в исполнение по факту преступления. Один из традиционных упреков императору Константину в том, что он нарушил свое обещание сохранить Лицинию жизнь в случае его капитуляции. Но даже языческие писатели со всей очевидностью сообщают о том, что Лициний был убит при попытке поднять мятеж. Очевидно, что при таких его действиях обещание Константина терял смысл.

26. Победитель (nikthV) - обычный эпитет римских императоров, иногда даже тех, в правление которых не было никаких войн или эти войны велись без их участия.

27. Разделенной со времен Диоклетиана.

28. Евсевий, как епископ Кесарии Палестинской, принадлежал к префектуре Восток и к части света - Азии.

29. Еще со времен Диоклетиана империя была разделена на 116 провинций. Три из них управлялись проконсулами, 37 консулярами, 5 корректорами и 71 президами. Здесь у Евсевия используется общее выражение hgoumenwn.

30. Находившиеся на общественном служении - обычная форма наказания для римского права, оно представляло собой работу в государственных мастерских или каменоломнях.

31. То есть отправленные в ссылку, "на островах" в данном случае просто фигуральное выражение. Традиция отправки в ссылку в римском законодательстве очень древняя. Она ведет свое начало от изгнания из города, как одного из самых страшных наказаний полисного права. В императорском Риме, когда изгонять было некуда, изгнание заменилось ссылкой в отдаленные и дикие провинции империи, вообще место ссылки зависело от величины проступка.

32. По военному законодательству одно из самых страшных наказаний. Армия, получившая огромное влияние в эпоху "солдатских императоров", была ограждена от произвола штатских чиновников. Дигесты Юстиниана (кн. 49, тит. XVI, 3, 1) запрещают подвергать солдат ссылке в каменоломни, отправлению на работы в рудники, а также допросу под пыткой, за исключением случая перехода на сторону противника. Очевидно, закон этот имеет более древние основания, чем время правления Юстиниана и его предшественников.

33. Гинекей (gunakeioV) - мастерская, обычно работниками в такой мастерской были рабы, к началу IV в. так же называли государственные мастерские по производству оружия и амуниции, в которых работали и свободные, и осужденные и рабы.

34. Указ Константина очень любопытен: дела о наследствах были традиционным источником дохода для императоров. При этом даже завещание, составленное не по форме, служило поводом описать собственность покойного в казну. Этот же указ Константина позволяет передать имущество наследникам даже вовсе без завещания, которое, очевидно, в условиях гонения не всегда могло быть составлено.

35. Одним из первых упоминаний о церковной собственности, видимо, можно считать знаменитое распоряжение Александра Севера о предоставлении спорного участка земли христианам, а не трактирщику, который с ними судился. К началу IV века Церковь уже давно владела движимым и недвижимым имуществом, хотя, очевидно, в условиях полу запрещенного существования это владение было не стабильно. Церковь не была ни зарегистрированной коллегией, ни разрешенной религиозной организацией и с этой точки зрения любое церковное имущество должно было отписываться в казну. Но на практике, разумеется, суровые принципы римского права вступали в противоречие с давностью владения и привычкой, и сами императоры часто смотрели сквозь пальцы на существование церковного имущества. Положение это, конечно, изменилось с изданием Медиоланского (Миланского) эдикта, когда владение имуществом стало вполне законным.

36. Традиция раздачи конфискованного имущества своим соратникам и сподвижникам, вознаграждая их за счет побежденных, не прерывалась во все время императорского Рима, имея свое начало в Гражданских войнах, в прямой необходимости вознаграждать верность солдат. Во времена империи, так как этот стимул не исчез, не исчезла и практика.

37. Например, Константин дал право колонам и зависимым держателям земли судиться с обидчиком и подавать иск в отсутствии хозяина - земледержателя.

38. Латинский язык - язык любых официальных документов империи. Публикация указов на греческом языке - любезность по отношению к подданным восточных провинций.

39. NikhthV MegistoV SebastoV.

40. Название Палестина употреблено в форме множественного числа, потому что было три провинции с этим названием.

41. Определение это терминологически восходит к аристотелевско-плотиновской традиции, (см. Плотин. Эннеады. IV.4. и Аристотель. Метафизика. 1.4. - бог как единое, IX.10. - об истинно сущем бытии.).

42. То есть гражданства или соответствующего титула, полагавшегося в зависимости от ранга в чиновничьей иерархии и сопровождавшегося различными привилегиями, которые в основном носили характер защиты от тех или иных повинностей.

43. То есть общественными рабами, подчиненными градоправителю - эпарху.

44. Имеется в виду закон 321 г. А.П. Лебедев в своей работе "Духовенство древней Вселенской Церкви" (Алетейя, СПб, с. 337) очень любопытно связывает это право наследства с прочно укоренившейся традицией завещать часть наследства императору, он считает, что здесь налицо замена поклонения императору поклонением Богу. Если же проследить еще более глубокие основания этого обычая времен Империи, мы обнаружим, что во времена ранней римской Республики выморочным наследством (а первоначально, видимо и не выморочным) распоряжалось Народное собрание, откуда и установилась странная форма римского судопроизводства - при написании завещания составлять фиктивную купчую на имя будущего владельца. Любопытно при этом, что весьма небольшое количество коллегий и храмов вообще могли получать наследство, то есть размеры этой привилегии весьма велики.

45. По реформе Диоклетиана империя была разделена на четыре префектуры, это деление носило характер чисто административный, на тринадцать диоцезов, имевших историческое происхождение (видимо их Евсевий и называет "народами, разделенными на эпархии") и разделенных на сто шестнадцать провинций.

46. Евсевий, будучи, епископом столицы провинции, фактически выполнял обязанности митрополита в Палестине Второй, как это следует из распоряжений Константина, направляемых ему. Хотя возможно, что эти письма Константина свидетельствуют не о важности должности Евсевия, а о его личном значении с точки зрения Константина.

47. Скорее всего, Евсевий имеет в виду президов.

48. Здесь имеется в виду традиционное философское противопоставление "знания" мнению большинства.

49. Имеется в виду Дельфийский оракул, один из самых знаменитых оракулов древности. Прорицающая пифия делала свои предсказания, сидя на треножнике над расселиной, из которой поднимались испарения.

50. Евсевий имеет в виду Диоклетиана.

51. Лактанций несколько подробнее рассказывает об этих событиях, происшедших перед началом гонения, по его рассказу в то время, как Диоклетиан совершал гаруспиции, христиане, присутствовавшие в его свите, осеняли себя крестным знамением и отгоняли таким образом демонов. Из-за этого гаруспиции срывались. Тогда "...Тагис, один из авгуров, по подозрению или иначе, объявил, что небо потому глухо к их мольбам, что присутствие некоторых злочестивых особ оскверняет чистоту жертвоприношений". Диоклетиан приказал всем присутствующим принести жертвы, и отправил подобный приказ к войскам, (там же, X).

52. Патриарх Фотий ("Краткое изложение Церковной истории Филосторгия" II.5.) рассказывает о подобных случаях в более ранние времена: "В царствование Валериана и Галлиена скифы в несметном количестве, переправившись через Истр, вступили в пределы римской империи, прошли большую часть Европы, проникли в Азию, Галатию и Каппадокию и, взяв многих пленников, в числе которых были и некоторые клирики, с богатой добычей возвратились домой. Это-то плененное благочестивое общество, общаясь с варварами, не мало их обратило к благочестию, и вместо языческого образа мыслей научило принять христианский".

53. Ахерон - в греческой мифологии река в Аиде (царстве мертвых).

54. Созомен рассказывает (I, 7), что перед второй войной с Константином, Лициний обратился к Милетскому оракулу: "В самом деле, и язычники говорят, что он тогда советовался с оракулом Аполлона Дидомейского в Милете, и что на вопрос его о войне, дух воспользовался следующими Гомеровыми стихами:

О старец! тебя молодые воители сильно стесняют;
Твоя расстроена жизнь, и жребий твой — горькая старость".

55. Евсевий всячески избегает описания как существа, так и хода арианских споров. Такая его позиция имеет несколько причин. Во-первых, сам он весьма хорошо относился к арианской партии, прежде всего к Евсевию Никомидийскому, что дает даже повод для многих церковных историков упрекать его в полуарианских настроениях. Но, кажется, этот вывод слишком поспешен, Евсевий принципиально против догматических споров в каком-либо их виде, отнюдь не считая догматические разномыслия чем-то важным, о чем неоднократно говорит в своем сочинении. Кроме этой его позиции, необходимо иметь в виду, что сочинение его написано в правление Констанция II, покровительствовавшего арианам и ссылавшего православных епископов, рассказывая более подробно о арианских спорах, Евсевий неизбежно вынужден был бы объяснить позицию Константина, роль которого в принятии термина "единосущный" огромна, таким образом, он и нарушил бы собственные принципы и вызвал бы очевидную неприязнь ариан, которым сочувствовал. Сократ Схоластик (Церковная история, I, 5), повествуя более подробно о споре, начавшемся в Александрии, сообщает, что Арий упрекнул св. Александра Александрийского в Савеллианской ереси в ответ на утверждение, что Св. Троица есть в Троице единица. Он же сообщает, что Арий начал этот спор из "любопрения" и тогда же начал утверждать тварность Сына. По рассказу Созомена (Церковная история, I, 15) Александр долго колебался и пытался очень мягко успокоить Ария, для чего собрал подряд два диспута для уточнения мнений. Но Арий продолжал твердо настаивать на своем.

56. Евсевий перечисляет провинции диоцеза Египет, в который входили: Ливия Нижняя и Верхняя (северное побережье Африки до Нумидии, Фиваида (верхний Египет), Августамника, Египет и Аркадия. Судя по посланию св. Александра Александрийского, ересь эта не имела широкого распространения в Египте, он называет всего 12 пресвитеров и двух епископов (Секунд Птолемаидский и Феона Мармарикский), отлученных за приверженность к ней. (Сократ Схоластик. Церковная история, I, 6.).

57. По рассказу Сократа (I, 6) после спора Александра с Арием выяснилось, что его мнение поддерживают и многие другие епископы, уже не из подчиненных ему. Созомен уточняет при этом, что после собора, на котором Арий и его приверженцы были отлучены, Арий стал посылать письма за пределы Египта с просьбой примирить его с Александром, в том числе отправил такое письмо Евсевию Никомидийскому, который его горячо поддержал. После того, как Александр и тогда отказался принять Ария в общение, если он не изменит свои взгляды, Арий начал широкую пропаганду среди простого народа, выпустил свою книгу "Талия", где в стихотворной форме излагал свои взгляды. Затем он обратился к Павлину Тирскому, Евсевию Памфилу и к скифопольскому епископу Патрофилу со странной просьбой разрешить ему служение в отдельном храме (в Александрии - ?), на что те ответили согласием (вопреки всем канонам) с условием примириться с Александром. В этой странной обстановке очевидного неканонического давления Александр также был вынужден писать послания в оправдание произведенного им отлучения и для разъяснения взглядов Ария.

58. Сократ более точен (1, 6) - в театрах.

59. Евсевий имеет в виду мелетианский раскол. По рассказу Сократа (I, 6), Мелетий был епископом, низложенным св. Петром за принесение жертвы во время гонения. Протестуя против низложения, он отделился от Александрийской церкви. Арий, по рассказу Созомена (I, 15), был в свое время мелетианином и затем, по соединении с Церковью был отлучен за симпатии к ним. Поэтому вопрос о догматическом разногласии неизбежно смешивался с расколом и Евсевий Никомидийский в своих посланиях к Александру просил и их принять в общение.

60. Евсевий имеет в виду Осия Кордовского, пострадавшего во время гонения Диоклетиана. О том, что именно он был послан в Александрию, сообщает Сократ Схоластик ("Церковная история". I. 7.).

61. По просьбе Константина, донатистский раскол обсуждался на двух соборах - Латеранском соборе 2-4 октября 313 г. и Арльском соборе 1 августа 314 г. Первый был созван в связи с прошением донатистов распространить на них все привилегии, предоставляемые православным Миланским эдиктом. Константин для урегулирования спора, касающегося якобы неправильной постановки в епископы Цецилиана Карфагенского, связанного с традиторством (т.е. отречением от христианства во время гонения), пригласил на собор трех уважаемых галльских епископов, так как гонения в Галлии не было, и они были свободны от подозрений. Собор полностью оправдал Цецилиана. Но донатисты, не удовлетворенные решением, просили дополнительного дознания, и Константин отправил в Африку светского чиновника (!) для произведения дознания. Тот выяснил всю беспочвенность обвинений, после чего был созван второй собор, подтвердивший решение первого.

62. До этого места послание отсутствует в передаче Сократа Схоластика (I, 7).

63. Минь отмечает разницу по сравнению с Сократом Схоластиком в выражении: ti dhpote ekastoV autwn - там (Codex Leonis Allatii et Gelasius Cuzicunus), у Евсевия же: ti dhpote autwn ekastoV. Migne, LXVII 16a.

64. Минь отмечает разницу по сравнению с Сократом Схоластиком в выражении: thV ecqraV upoqesin - там (Codex Leonis Allatii et Gelasius Cuzicunus), у Евсевия же, thV ecqraV apaqesin ( Migne, LXVII 17с).

65. Евсевий не просто опускает в своем сочинении, но прямо отрицает существование второго послания Константина. Послание это, видимо отправленное по возвращении Осия Кордовского из Египта, объяснившего императору, что его ввели в заблуждение и речь идет об основах христианской веры, а не об отвлеченном предмете. После того, как Константин узнал точнее суть спора, он отправил послание к Арию, в очень резком тоне обличая его заблуждения и советуя отказаться от своих взглядов. Послание это приводит Геласий (log. III) и Бароний (под 319 г.), части его приводит Епифаний (haeres. LXIX. n. 9), о нем сообщает Сократ (Церковная история. 1, 9).