Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

КРАТКАЯ ХРОНИКА ЕПИСКОПОВ АУГСБУРГСКИХ И АББАТОВ СВЯТОЙ АФРЫ

CHRONICON BREVE EPISCOPORUM AUGUSTENSIUM ET ABBATUM SANCTAE AFRAE

Предисловие.

Это небольшое сочинение, которое лишь с большой натяжкой может быть названо хроникой, первым издал Эккард (Corpus hist. medii aevi II, p. 2239). Он издал его по кодексу Ганноверской королевской библиотеки XIII, 774, пергамену 4 o, XII в. (см. «Arch.» I, p. 466; Bodemann, «Die Handschr. d. kgl. Bibl. zu Hannover», p. 149), который после «Хроники» Отто Фрайзингского (ср. SS. XX, р. 102) содержит на лл. 117r – 129r список римских понтификов и римских императоров, изданный тем же Эккардом (указ. соч., II, р. 1630), и к нему на л. 120v разными, но современными руками приписан на полях этот список епископов Аугсбургских и аббатов монастыря святой Афры; но он не настолько с ними связан, чтобы современные записи располагались в одну линию или, за исключением первых слов, имели что-то общее. Поэтому мы решили их разделить. Автор жил в монастыре святой Афры и создал этот труд, чтобы отстоять права этого монастыря перед епископами 1. Он писал во времена Фридриха I, которого называет последним из императоров, при аббате Ульрихе, который занимал эту должность в 1165 – 1175 гг., в первые его годы, если мы правильно полагаем, что запись о смерти епископа Конрада (под 1167 г.) была добавлена позже. При написании труда он имел всего лишь несколько источников, а именно: «Мученичество святой Афры», «Житие и перенесение святого Магна», «Житие Герлуки» и «Житие Ульриха», о котором он, кажется, рассказал более подробно, ибо заполнил его деяниями целый лист, который ныне утрачен. В других местах он приводит одни только имена и ничего не сообщил о епископах и аббатах своего времени. То, что он сообщает о началах епископства, хотя и почерпнуто из неясных источников, вызывает к себе доверие тем, что здесь ещё нет имён епископов, которые, по-видимому, выдумал себе более поздний век 2.

Находясь много лет тому назад в Ганновере, я сам пользовался этим кодексом; ныне его вновь сверил с этими листами г-н Бодеманн.

Георг Вайтц.


>

Диоклетиан. В его царствование блаженная Афра была избита близ Августы Винделики 3 на острове Lici cathomis, а затем сожжена огнём 4. Её тело было унесено оттуда и, как было в обычае у древних, погребено в собственном владении, возле её дома с южной стороны. Там, возле её гробницы, были в течение недели погребены Илария, её мать, сожжённая язычниками за веру Христову вместе с Дигной, Евномией и Евтропией, и другие, числом 25, которых обезглавили. Дионисий, ставший епископом, также возвеличил епископский престол мученической кончиной. Говорят, что этот дядя святой Афры до обращения носил имя Зосима. День его погребения и место, где покоится его тело, из-за свирепствовавшей жестокости варваров до сих пор остаются неизвестными. В памяти осталось только то, что он окончил жизнь мученической кончиной. Но в церкви святого Мартина было обнаружено некое тело, где была найдена восковая печать с надписью: «Епископ Кириак»; о нём говорили, что это и есть блаженный Дионисий, но ничего определённого об этом сказать нельзя. Поэтому то его обретение и перенесение, что обнаруживается в некоторых календарях, является скорее мнением, нежели безусловной истиной.

Епископы Аугсбургские.

Первельф.

Тагеперт.

Вихтерп. В его время блаженный Магн, придя к Аугсбург, застал его в монастыре блаженной Афры и по его совету, а также при его содействии построил монастырь. Также по предписанию названного епископа он организовал всю каноническую жизнь в церкви Пресвятой Марии и церкви святой Афры. Король Пипин 5 дал упомянутому епископу и его преемникам право собственности на некий лес, который он передал Пресвятой Марии и святой Афре, как сам король велел утвердить собственной грамотой 6. Отсюда можно понять, что епископский престол в то время находился как в церкви святой Афры, так и в церкви Пресвятой Марии, ибо короли то, что давали епископству, велели приписывать как к церкви святой Афры, так и к церкви Пресвятой Марии. Каноники же святой Афры свободно владели имениями своей церкви, как и сегодня каноники святой материнской церкви свободно пользуются своими имениями. И ничего из этого по праву не отошло епископству. Так что церковь Блаженной Афры относится к епископству не на каком ином основании, как только на том, что указано выше. Ведь она не была основана епископством, но возникла вместе с епископством, более того, прежде самого епископства, как можно прочесть в «Мученичестве блаженной Афры». Ибо это место было владением и собственностью блаженной Афры, почему она и была там погребена, а именно, в гробнице, которую создала для себя и своих близких, ибо у древних было в обычае иметь погребение в собственном владении. Там поначалу и в первые годы христианской веры, которая возникла в Аугсбурге во времена Диоклетиана, был после страдания святого Афры построен сперва в память о мученице храм из простого дерева. После этого, когда язычники испарились, словно дым, христиане построили новую церковь и был возведён монастырь с клириками. Итак, это место было поручено епископам Аугсбургским, чтобы место материнской церкви для обеспечения богослужения и по древнему обыкновению было наделено, казалось, не меньшей свободой, чем даже кафедральная церковь. Ибо можно прочесть, что святой Вихтерп сказал блаженному Магну о некоем переданном епископству наследии следующее: «Знай, что я хочу, чтобы после моей кончины это наследие оставалось за церковью Пресвятой Марии и за церковью святой Афры». Он погребён у святой Афры и блистает чудесами. А какие заслуги он имеет перед Богом, можно подробнее узнать в «Житии и видении блаженной Герлуки» 7. Он умер во времена Пипина, короля франков, 28 апреля.

Тоццо. Ему было приказано в откровении пойти к святому Галлу к неким святым мужам и отвести их оттуда в Аугсбургское епископство. Он заслужил прославиться тем чудом, что свеча, которую он нёс с собой, загоралась в ночи сама собой, и её не мог потушить ветер, а утром свет гас сам по себе. Когда же блаженный Магн скончался, он услышал голос утешения и зова его на небеса. Некоторые сообщают, что он был погребён в Гогенбурге, но другие письменно свидетельствуют, что он покоится в церкви святой Афры среди прочих святых епископов.

Зинтперт. Он был поставлен епископом Аугсбурга Карлом 8, королём франков, более того, самим небом, а то, что он вёл ангельскую жизнь среди людей, подтверждается многочисленными свидетельствами чудес. Ибо страдающие разными телесными недугами, часто увещеваемые видением, а часто и духом, который вёл их сюда, полностью выздоравливали. И поэтому свечи и светильники зажигаются там больными едва ли не в большем количестве, чем во всём том монастыре. Он 9 тридцать лет правил Аугсбургской церковью, восстановил церковь святой Афры и другие церкви, которые были разрушены из-за раздора, возникшего между князьями Германии после смерти короля Пипина, и при содействии папы Льва 10 и короля Карла совершил много других полезных для епископства дел 11, которые долго все перечислять. Он перешёл из этого мира на небеса 13 октября. А погребён он в церкви святой Афры. Святому Ульриху было приказано сделать над его гробницей подходящий навес, ибо несправедливо было бы, чтобы столь святые члены были открыты для дождей и непогоды 12. Итак, вы видите, сколь велики заслуги того, праху которого небеса велели оказать такую честь, в то время как многие мученики и исповедники покоятся под открытым небом. Его гробница в старом монастыре святой Афры была красиво украшена и почиталась в хоре, а после обретения названного мученика тело было перенесено оттуда в южную часть и погребено под неким сводом.

Ханто 13.

Нитгер. Он, кажется, погребён в церкви святой Афры под неким сводом, у головы святого Зинтперта, но некоторые говорят, что это – Витгер.

Одальман.

Витгер.

Ланто.

Адальберон. Он, наделённый всяческой святостью, правил семнадцатым после мученика Дионисия. О его драгоценной кончине на виду у Господа узнал в Риме святой папа Марин и сообщил об этом святому Ульриху, который в то время там был 14. Он погребён в церкви святой Афры и у его гробницы больным оказываются многие милости. О нём среди прочего можно прочесть …

которыми 15 ты в избытке обладаешь в таком-то и таком-то месте, отдай служащим Богу и мне в моём монастыре». В ту же ночь и в тот же час он обратился и к другой женщине, сообщив ей о своей жажде таким же образом, как было сказано. И таким образом он получил виноградники женщины, плодородием которых та славилась. Когда настало утро, женщины рассказали друг другу то, что они видели, и спешно направились в монастырь, пожертвовав туда всю свою собственность, которая была весьма значительна. Воистину благочестив и милостив священник, который в земной жизни, хотя бы и преходящей, не позволяет тем, кто ему предан, терпеть голод, в известной мере перенося на себя, как было сказано, их голод и жажду! Был один рыцарь строптивого духа, которого приняли в этом монастыре на ночлег; заявив, что ему плохо прислуживают и подают не слишком роскошные блюда, он, в конце концов, разразился бранью в адрес братьев и пригрозил, что разграбит доходы от поместий и всячески отомстит. Но он ещё не закончил речь, как был предан Сатане на погибель как духа, так и плоти. Ибо, обезумев, он стал биться головой о стену, пока не проломил себе череп. Так этот несчастный был унесён из этого мира и по решению епископа Констанцского отдан на поживу зверям и птицам. Пусть те, которые проявляют неблагодарность за милости святого Ульриха, увидят, какому суду они подвергнутся!

Генрих.

Евтик 16.

Лиутольд. Он добился канонизации в Риме папой Иоанном жития блаженного Ульриха.

Гебхард.

Зигфрид.

Епископы

Аббаты

Аугсбургские

Бруно. В его время клириков блаженной Афры не стало то ли из-за упадка благочестия, то ли из-за малочисленности, и там были поставлены монахи с аббатом Регинбальдом.

Регинбальд, первый аббат этого места, за труды святости угодный Богу и людям, был избран епископом Шпейера 17. Там он и ныне числится среди святых.

Эберхард. Он дал святой Афре мост на Лехе и песчаный карьер.

Ого.

Готесдеген.

Генрих.

 

Эмбрико. В первый год своего назначения, то есть в 1064 году от воплощения Господнего, он 18 за данные его предшественником 50 талантов разрушил до основания церковь святой Афры, и тело святой Евтропии было обнаружено в свинцовом саркофаге 30 апреля. А тело святой Афры было обнаружено неповреждённым и покрытым неким щебнем в каменном саркофаге дивного размера 4-го числа того же месяца.

Фридебольд.

Генрих.

Тието.

Адельхальм.

Димар.

Зигфрид.

Герман.

Вальтер.

Конрад 19.

Будучи при смерти, он сделался монахом в монастыре святой Афры и был погребён в зале капитула.

Гартвиг.

Зигхард.

Гартман.

Беренгер.

Адальберон.

Эгино.

Одальшальк.

Хецило.

Ульрих 20.

Генрих.

Манегольд.


Комментарии

1. Прямо так в: Rettberg II, p. 145.

2. Их можно прочесть в списках, изданных в SS. XIII, p. 334; и я едва ли могу быть уверен в том, что первый из них был написан уже в сер. ХI в.

3. Т.е. Аугсбурга.

4. Из «Мученичества святой Афры», Acta SS. Aug. II, p. 58 (Friedrich «KG.» I, p. 427).

5. Пипин III Короткий (р. 714 г. ум. 768 г. 24 сент.), второй сын Карла Мартелла от брака с Хротрудой; мажордом в 741 – 751 гг.; король франков в 751 – 768 гг.

6. Это взято из «Жития (Перенесения) св. Магна» (гл. 10), но там речь идёт не о монастыре святой Афры.

7. См. SS. IV, p. 427.

8. Карл Великий (р. 742 г. 2 апр. ум. 814 г. 28 янв.), король франков в 768 – 814 гг.; император с 800 г.

9. Т.е. Зинтперт.

10. Лев III – римский папа с 27 дек. 795 г. по 12 июня 816 г.

11. Это, кажется, взято из «Жития (Перенесения) св. Магна», SS. IV, p. 425.

12. Из «Жития св. Ульриха», гл. 13, SS. IV, p. 403.

13. Ланто в некоторых кодексах «Перенесения св. Магна» назван неверно; см. SS. IV, p. 425, n. 426 (где он неправильно назван «Ландо»).

14. Из «Жития св. Ульриха», гл. 4, SS. IV, p. 387.

15. Он продолжает в «Чудесах св. Ульриха» то, что вы напрасно будете искать в «Житии Герхарда».

16. В других источниках его называют Этихо.

17. В 946 г.

18. Это можно прочесть также в: Mabillon Acta V, p. 477.

19. Он вступил в должность в 1150 г. и умер в 1167 г.

20. Он вступил в должность в 1165 г. и умер в 1175 г.

Текст переведен по изданию: Chronicon breve episcoporum Augustensium et abbatum S. Afrae. MGH, SS. Bd. XIV. Hannover. 1883

© сетевая версия - Strori. 2083
© перевод с лат., комментарии - Дьяконов И. В. 2024
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Monumenta Germaniae Historica. 1883