Комментарии

1. То ли Пипин Геристальский (мажордом в 679 – 714 гг.), то ли Пипин Короткий (мажордом в 741 – 751 гг. и король франков в 751 – 768 гг.).

2. Лиутпранд – король лангобардов в 712 – 744 гг.

3. Джованни Виллани пишет: «длина его гигантской ступни была принята единицей измерения земли, и еще в наше время существует Лиутпрандова стопа» (прим. Терранео). – Прим. изд.

4. Слова «Добрый к вдовам … Лиутпранд скончался» взяты из Павла Дьякона (VI, 57, 52 – 53) (кроме слов «во главе … Эвасий»). Но, хотя тот говорит: «Карл, правитель франков, направил своего сына Пипина к Лиутпранду», наш автор, не зная Карла Мартелла и думая, что речь идет о Карле Великом, решил исправить Павла и, забавным образом поменяв местами Пипина с Карлом, добавил от себя слова «Когда Пипин ушел из этого мира». – Прим. изд.

5. Об этом у наших авторов имеется столько спорных мнений, что их невозможно включить в одну книгу (прим. Терранео). – Прим. изд.

6. 739 г. – Прим. изд.

7. Дезидерий – король лангобардов в 757 – 774 гг. – Наш автор пропускает здесь Гильдебранда и Айстульфа. – Прим. изд.

8. В 760 г.

9. 10 мая 771 г. – Прим. изд.

10. Епископ Морьенский. Он умер в 773 г. – Прим. изд.

11. В мае 773 г. – Прим. изд.

12. Из последующего, сказанного о Доре и Дюрансе, ясно, что это – Монженевр; но наш автор ошибается. Ибо Карл, как известно, проходил через Мон-Сени. Затем, то, что он рассказывает о храме, не относится ни к одной из них, но касается Сен-Бернара, где действительно даже сейчас имеются остатки римского храма с каменными колоннами и многими надписями; на горе Малый Сен-Бернар также есть галльский храм той формы, какую находят главным образом у бриттов, с большими камнями, расположенными по кругу. Все это начертал Карл Промис в блестящей книге Le Antichità di Aosta, которая хранится в Турине, в библиотеке августейшего короля Карла-Альберта, и очень хотелось бы, чтобы она поскорее увидела свет; ибо она написана с такой тщательностью, столь точна в исследованиях и, наконец, выполнена с таким изяществом, что ее, кажется, по праву следует причислять к лучшим книгам по архитектуре. – Между прочим, народным сказаниям, как правило, присуща некоторая доля правды, и в словах: «бога Како, то есть Юпитера», мы имеем здесь пример этого дела, удачней которого невозможно найти. Ибо знаменитый Гаццера сообщает, что у сабинян на вершине горы под названием «Скала Сатаны» найден камень, имеющий надпись IOVI CACVNO. F.C., о котором говорил Бионди в Atti dell’ Accademia Romana di archeologia. Roma, 1821. 4. I, 159 sqq. Наконец, надписи на горе Мон-Сени, обнаруженные до сих пор, всегда имеют имя Iovis Poenini. – Прим. изд.

13. Дора-Бальтеа.

14. Дюранс.

15. Иаков Ахенский в «Ахенских памятниках» Морионди (II, 136), где он рассказывает народные сказания об этой битве, требующие сравнения с нашим автором, говорит об этих самых укреплениях: «Мы видели эти постройки, так как во многих местах там все еще есть их следы». – Прим. изд.

16. Гора Поркариан или Пирхириан – это Монте-Пикаре над Сант’Амброджо-ди-Торино; на ее вершине находится знаменитый монастырь Сан-Микеле-делла-Кьюза. – Прим. изд.

17. Кабрий – нынешняя деревня Кьяври. – Прим. изд.

18. Так народное сказание преобразило Андрея, пресвитера из Равенны, который, как говорится в другом месте, стал проводником Карла в пути. – Прим. изд.

19. Джавено, расположенное к югу от Сан-Микеле и Авильяны, на равном расстоянии от обоих, но не на самой Пьемонтской равнине, а гораздо выше, хотя уже безусловно за пределами гор, так что оттуда открывается беспрепятственный спуск в Италию. Ибо горы там понижаются не столь резко, как в Сузской долине и на противоположной стороне Альп, но образуют в подножии возвышенную и идущую немного под уклон равнину, довольно просторную для того, чтобы войско могло сразиться там в чистом поле и спуститься оттуда в правильном боевом порядке. – Прим. изд.

20. Т.е. дословно «по ту сторону рога».

21. Ср. о его жизни книгу Роболини Notizie appartenenti alla storia della sua patria. Pavia, 1828. 8. p. 222. – Прим. изд.

22. На Монферратском поле, возле р. По. – Прим. изд.

23. Салернская хроника (гл. 9) также говорит: «Другие сообщают, что он лишил его зрения». – Прим. изд.

24. То, что неправда, заметил уже Хеншен (в Actis SS. 13. Martii). Ибо Гуго родился после 800 г. (Эйнхард, гл. 18), в 814 г. был еще слишком юн (Нитхард, I, 3) и только в 825 г. его постригли в клирики (Лоб. анн.; ср. Теган, гл. 24). То, что рассказывается ниже (гл. 25 – 27 и 31) о Гуго, неправда и основывается на ложных данных. Дарственная Карла Великого является фальшивкой; дарственная Людовика, также подложная, адресована Фродоину, а не Гуго; на похоронах отца Гуго не только не являлся еще аббатом, но даже не был пострижен; он умер не от болезни в монастыре св. Медарда, но был убит в сражении в 844 г., а не до 825 г., когда аббатом, как известно, был уже преемник Гуго Эльдрад. Так вот, я думаю, что Гуго Новалезский, умерший до 825 г., и Гуго, сын Карла Великого, убитый в 844 г., были совершенно разными людьми. Но короткая память последующих веков слила их воедино, ибо слава аббата Сен-Кантена легко затмила малоизвестное имя аббата Новалезы. Да и монастырю было куда больше славы от знаменитого аббата Гуго, сына императора, чем от своего, никому не известного Гуго. Так разрешаются все хронологические трудности, и вместе с тем становится ясным происхождение этой подложной грамоты Карла. Уже в случае с Теодорихом, королем готов, мы видели, что за примерами такой путаницы в Новалезском монастыре далеко ходить не нужно. Да и едва ли нуждается в примерах то, что неоднократно случалось в истории, более того, случилось в другом месте с самим Гуго, когда в ХI в. ему ложно приписали титул архиепископа Руанского. – Прим. изд.

25. Впоследствии его мощи были перенесены в Турин, в монастырь св. Андрея, где и покоятся ныне; ср. Acta SS. April. I, 1, 14. – Прим. изд.

26. Который еще и теперь можно видеть (прим. Роше). – Прим. изд.

27. Вся эта глава, за исключением слов «короля готов», взята из утвердительной грамоты Карла Великого, данной после 800 г., о которой ср. прим. к I, 1. – Прим. изд.

28. Или Альциатис, у подножия горы Монженевр. Всю эту главу наш автор почерпнул из сведений, которые упоминаются в судебном решении Бозо от 8 мая 827 г., изданном на основании копии Х в. в Historiae Patriae Mon. Chart. I, 34. – Прим. изд.

29. В судебном решении он назван Унно. – Прим. изд.

30. В судебном решении об этом Раймберте из Фелетто ничего не говорится. – Прим. изд.

31. 816 г.

32. Т.е. незадолго до этого времени; как и ниже, гл. 30. Это ни в коем случае не относится ко времени самого автора, как полагал Маласпина. Возвращение Ансы в Италию относится к тем басням, которые распространились о несчастном короле. Более того, о самом Дезидерии говорили, что Карл разрешил ему, в конце концов, вернуться и жить в деревне на р. По. Ср. Иаков Ахенский у Морионди, II, 138. – Прим. изд.

33. В 771 или 772 гг.

34. Ср. гл. 14. Это можно прочесть у Угелли (стр. 1023), Роше (стр. 68), Hist. Patr. Mon. Chart. I, 53, из грамоты Туринского королевского архива среди Новалезских грамот mazzo 2. n. 1. Но она – подложна, лжива и составлена в начале ХI в. Фальсификатор, желая придать ей вид подлинной грамоты, снабдил ее половиной большой печати, изображающей императора, сидящего с короной на голове, со скипетром и державой; вместе с тем, чтобы подлог не был заметен, он удалил надпись на печати и лицо императора, закрасив всю печать черной краской. Внутренние основания подлога изложил уже Муратори. – Прим. изд.

35. Эта грамота уже не существует, но ее цитирует Лотарь в своей утвердительной грамоте от 10 октября 845 г., где он называет этот замок Диобией. Бардонеккья расположена у подножия горы Табор. Другая грамота Людовика от 814 г. для Фродоина, которая издана Муратори в Ant. III, 31 и в Hist. Patr. Mon. Chart. I, 31 и хранится в Туринском королевском архиве среди Новалезских грамот mazzo 1. n. 9, фальшивка, составленная в начале ХI в., как хорошо видно по форме букв. Впрочем, при Людовике Благочестивом монастырь считался среди 14 крупнейших монастырей империи, которые «должны делать дары и давать войска». Mon. Legg. I, 223. – Прим. изд.

36. 10 октября 845 г. Грамота издана на основании оригинала в Hist. Patr. Mon. Chart. I, 43. – Прим. изд.

37. Или Аппания, как он назван в оригинальной грамоте от 14 февраля 825 г. Грамота была дана аббату Хельдраду и издана там же, в I, 33. Пагн – это нынешний Паньо, возле Салуццо. – Прим. изд.

38. В сочинениях Агобарда, II, 120. – Прим. изд.

39. В оригинале: «febro … quinto arii»; нужно: «quinto Kalendas Febroarii», т.е. 28 января.

40. Но он тогда еще не был аббатом. – Прим. изд.

41. Вернее, сыновья Людовика Благочестивого. – Прим. изд.

42. 25 июня 841 г.

43. Т.е. Фродоин. Но это неправда; ибо монастырь святого Медарда никогда не был подчинен Новалезе. Эту ошибку наш автор почерпнул из подложной грамоты Карла Великого, о которой см. выше. – Прим. изд.

44. Оттон III (р. 980 г. ум. 1002 г. 24 янв.) – сын Оттона II и Феофано; король Германии и император в 983 – 1002 гг. – Описываемое событие имело место в 1000 г.