Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ГОЗЕКСКАЯ ХРОНИКА

CHRONICON GOZECENSE

Предисловие

Историю Гозекского монастыря 1 (ныне – Гозек), расположенного на Заале между городами Наумбургом и Вейсенфельсом, написал, хоть и простым и безыскусным стилем, но с огромной пользой для потомства монах этой общины 2. Сочинение, которое охватывает примерно сто лет – с 1041 по 1153 гг., т.е. от основания монастыря до аббата Нентера, он разделил на две книги. Успехи и невзгоды, о которых очень часто можно прочесть в историях других монастырей, испытал на себе также и Гозекский монастырь. Когда богатства его сильно выросли благодаря милостям покровителей, это разожгло зависть князей и вельмож, и за благополучием последовал упадок. Автор вставил в это повествование немало сведений, и притом весьма точных, о благородном роде графов фон Гозек. Будучи фогтами монастыря, эти графы занимали влиятельнейшую должность пфальцграфов Саксонии и в гражданских смутах, которые потрясали империю во времена Генриха IV и Генриха V, стояли то на стороне саксов, то на стороне императоров. Имя автора неизвестно; о времени же, когда он завершил книгу, точнее, кроме того, что он написал её после 1157 г. и, как кажется, во времена аббата Нентера, сказать невозможно. Ибо он сделал упоминание о достойной памяти Виндольфе, аббате Пегау, который, как мы знаем, умер 1 мая 1157 г. 3 На похвалах же аббату Нентеру, который, как он сообщает, был с 1134 г. восстановителем старинной дисциплины и спасителем монастыря, он положил подходящий конец повествованию и ничего не сообщил о смерти этого аббата. В 1153 г. Нентер был всё ещё жив 4; время, когда он умер, неизвестно 5. Первую книгу, доведённую до 1099 г., автор почерпнул из книг и, главным образом, из повседневной молвы, которая распространялась в монастыре стариками 6, а во второй книге следовал очевидцам 7, как сам сообщил под конец первой книги в таких красноречивых словах: «До сих пор мы излагали то, что узнали из текстов или рассказов, а теперь будем рассказывать то, что нам стало известно по слухам, ибо мы были современниками этих событий». Письменными источниками, которые он использовал, являются грамоты 8, памятная книга монастыря 9 и хроника Ламберта 10. Не знаю, можно ли сказать, что в одном месте он следовал также Адаму Бременскому 11. В других случаях он сам выступает очевидцем, причём не только в Саксонии 12, но и в Италии, где находился какое-то время. Так, в Вероне он видел римский амфитеатр и выпытал у местных жителей его легендарную историю 13. В подаче и преподнесении материала он, правда, осторожен и рассудителен 14, но не всегда в полной мере свободен от ошибок 15, а хронология иногда так спутана, что из столь запутанного лабиринта ты напрасно будешь искать выход 16. Он был также не совсем чужд образованности 17; из латинских поэтов он читал Овидия, один стих которого привёл 18, а из отцов церкви – Августина и Григория 19. В последующее время, насколько мне известно, его книгу списал Павел Ланге 20.

Мы имеем два кодекса этого сочинения, которые сравнил Вайтц,

1) Гёттингенский, chart. XVI в. inc. fol. 21 f. 236 – 252, который является лучшего качества, чем

2) Вольфенбюттельский, msc. August. 76. 30, chart. XVI в. fol. f. 37 – 45 22.

Первый фрагмент книги опубликовал Р. Рейнеций в издании Видукинда (Франкфурт-на-Майне, 1577, р. 39). Целиком его издал по вольфенбюттельскому кодексу Мадер (после Лаутербергской хроники, Хелмштадт, 1665, р. 207). Это полное ошибок издание переиздал Гофман в Script. rerum Lusaticarum IV, 106.

Написано в Берлине в октябре 1849 г.

Р. Кёпке.


Комментарии

1. Который авторы более позднего времени по странному заблуждению называют Bonzick, Panczik. См. Rohte, Chron. Thuring. Menken, II, 1673; Monach. Pirnens., там же, p. 1489. Историю монастыря написал Скамелий в книге: Historische Beschreibung des alten Benedictinerkloster Gosegk. Naumburg. 1732, 4. Ср. также Mabillon, Annales ord. S. Bened. IV, 408.

2. I, 12; 15; 21.

3. II, 27. Calendar. Pegav. Menken, II, 130.

4. В грамоте Вихмана, епископа Наумбургского, составленной в 1153 г., в 6-й инд., среди свидетелей упомянут Нентер, аббат Гозека. Ср. Bertuch, Chron. Portense ed. Schamelius p. 20. 6-й индикт падает на 1158 г.

5. В Calendar. Pegav., указ. соч., р. 126 можно прочесть: «Нентер, аббат в Гозеке, [умер] 31 марта».

6. I, 1: «насколько мы это узнали из свидетельства хроник и от правдивых мужей»; I, 5: «Из того, что рассказывают, вспоминая, старики, мы знаем». Кроме того, авторитет молвы он признаёт в I, 2; 9; 10; 19.

7. I, 26; 29; II, 25.

8. I, 7; 16.

9. I, 21.

10. I, 9; 12.

11. I, 9.

12. I, 15; 27.

13. I, 23.

14. I, 5; 10; 15; 29, где он скромно говорит: «это не доступно нашему познанию», «нам не дано об этом судить», или нечто подобное.

15. См. то, что он сообщил об аббате Тимо (I, 6).

16. Ср. I, 1; 7; 9; 11; 13; 26; 29; II, 22.

17. См. строки в I, 19.

18. II, 29.

19. I, 29.

20. Chron. Numburg. eccles. Menken, III, 15.

21. Archiv VI, 200. VII, 456. Monum. Germ. SS. V, 150.

22. Archiv VI, 9.

Текст переведен по изданию: Chronicon Gozecense. MGH, SS. Bd. X. Hannover. 1852

© сетевая версия - Strori. 2022
© перевод с лат., комментарии - Дьяконов И. В. 2022
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Monumenta Germaniae Historica. 1852