Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ДЖОВАННИ ДИ БЕРАРДО

ХРОНИКА КАЗАУРИИ

CHRONICON CASAURIENSE

написанная Иоанном Берардом, монахом этого монастыря,
и доведённая от самого его начала до 1182 года,
когда жил этот автор.

Книга первая

Известно, что перед основанием Пескарского монастыря император Людовик 1 приобрёл по разным провинциям Италии множество владений с тем умыслом и намерением, как стало ясно впоследствии, чтобы, найдя подходящее место, построить в нём монастырь и пожертвовать их там всемогущему Богу, щедрому подателю всех благ. Ибо его волей и желанием было построить дом Господу Богу; и поэтому он начал с тех пор часто бывать в Италии и стараться со всяческой заботливостью приобретать имения и владения, пока небесный промысел не показал ему весьма подходящее для монашеского благочестия место. Имения же и владения, которые он приобретал, он получал за деньги или иными законными способами, чтобы справедливым и законным образом сделать Бога своим наследником в них. Следует, конечно, сказать о том, как этот славный император, сын Лотаря, происходивший из рода Карла Великого 2 и Пипина 3, короля франков, взойдя на престол Римской империи, отличился удивительными войнами и блистательными подвигами; ибо знание о том, кем был этот Людовик, послужит немалой славе, чести и достоинству Пескарского монастыря.

Когда римская церковь была потрясена многими бедствиями и, как можно найти и прочесть в церковных историях и деяниях римских понтификов, почти вся Италия была опустошена Айстульфом 4, королём лангобардов, папа Стефан 5, который, как содержится в хрониках, начал править в 752 году от воплощения Господнего, призвал Пипина, короля франков, сына Карла, и с его помощью изгнал Айстульфа, освободил Равенну и вернул под власть святого Петра двадцать городов, которые отнял этот Айстульф. За это он 6 заслужил от римлян титул патриция. Когда он умер, его сын Карл с общего согласия всех франков принял бразды правления всей франкской монархией. Этот Карл, сын Пипина, призванный папой Адрианом I 7 для защиты церковных владений, осадил лангобардов в Павии и, оставив там войско, в Святое Воскресенье был почтительно принят папой Адрианом в Риме. После Святого Воскресенья он вернулся к Павии, захватил короля Дезидерия 8 и его жену и увёз их с собой во Францию. Возвратившись затем в Рим, он вместе с названным папой провёл там собор в Латеранской патриархии, в церкви святого Спасителя; этот собор состоялся при участии 153 благочестивых епископов и аббатов и вернул святому Петру то, что пожаловал его отец и что отнял Дезидерий, прибавив сюда также Сполетское и Беневентское герцогства. В его времена римский папа Лев 9 был ослеплён римлянами, и ему отрезали также язык, но Господь вернул ему и язык, и зрение. Отправившись к Карлу, он привёл его с собой и, совершив месть над врагами, самого Карла увенчал императорской короной.

Итак, в это же время император Карл, счастливо управляя королевством, назначил цезарем своего сына Людовика 10, так как только он и остался жив [из его сыновей], и разрешил ему пользоваться наравне с собой титулом и властью августа. Славный король Карл правил 47 лет, в том числе 14 лет после принятия титула римского императора. А прожил он 70 лет и, будучи поражён в Ахене лихорадкой, умер 28 января 814 года от воплощения Господнего. Ему в королевстве франков и в Римской империи наследовал его вышеназванный сын. Назначив своего первенца Лотаря 11 королём и августом наравне с собой, он увенчал его короной. Он умер в 841 году 12 от воплощения Господнего, на 64-м году своей жизни, после того как 37 лет правил Аквитанией, а императором был 27 лет. Когда август Людовик, которого за заслуги милосердия прозвали Людовиком Благочестивым, умер, наследником королевства и империи стал его сын Лотарь. Когда Лотарь был императором, его первенец по имени Людовик стал править Италией, и папа Сергий 13 короновал его в императоры августы. Ведь этот Людовик был безупречным и бесподобным мужем, опытным в военном деле; он по отцовскому обыкновению очень часто посещал Италию и, как добрый сын доброго отца, готовил себя и своих людей к тому, что было нужно святому Петру. Когда он услышал, что калабры и апулийцы хотят оказать римлянам противодействие, то собрал огромное войско, перешёл через Альпы и, придя к Пескаре, обнаружил чудесный остров под названием Казаурия, со всех сторон окружённый водой.

Итак, поддавшись божественному внушению, Людовик оглядел названный остров и, осмотрев его со всех сторон, понял, что он будет весьма полезен для потребностей слуг Божьих, и весьма набожно справился, чей он и в чьей власти находится. Когда он узнал, что остров находится под властью некоего Сизинанда, сиятельнейшего мужа, и относится к юрисдикции Пенненской епископии, то сперва освободил его от власти этого Сизинанда (уплатив ему за это 10 ливров серебра), а затем договорился об обмене с епископом Гримбальдом, который в то время управлял Пенненской церковью, и, удержав под королевской властью весь остров, дал ему вместо этого другой остров, который стоил гораздо дороже и находился возле Пенненской епископии, после чего при достойных свидетелях грамотой утвердил этот дар. А епископ Гримбальд, дабы его преемники не затеяли по этому поводу какого-либо спора, также составил со своей стороны грамоту и утвердил её при достойных свидетелях; точно так же поступил и Сизинанд, как будет указано в документах следующей книги.

Эти грамоты до сих пор хранятся в церкви святого Климента и позволяют жителям этого места спокойно владеть названным островом со всем, что к нему относится.

Итак, Людовик, увещеваемый, как мы сказали выше, божественным вдохновением, увидев, что остров полон всех благ и, словно подлинный Рай, изобилует всеми наилучшими плодами, посвятил его Богу, творцу всего сущего, после того как обеспечил его свободу; и велел построить на нём монастырь в честь святой и неделимой Троицы, веря без всякого сомнения, что благодаря этому обеспечит себе ввиду божественного милосердия спасение своей души, постоянную защиту своей империи и полное сокрушение своих врагов. На этом острове была некая церквушка, издавна построенная в честь блаженного мученика Квирика, возле которой он и приказал построить ту церковь, о которой мы говорим, а именно, подходящую и пригодную для монашеских потребностей, чтобы собрать там общину монахов, живущих по правилам устава, и чтобы те постоянно возносили там молитвы и похвалы всевышнему Богу.

Итак, заложив фундамент и разместив там множество мастеров, император Людовик в достаточной мере приготовил все нужные средства, а сам вместе со своим войском отправился к Беневенту и там сокрушил неверного Теоберта и его приспешников, которые бежали от его лица, и, составив торжественную дарственную, уступил, утвердил и пожаловал их имущества Пескарской церкви, которую распорядился недавно построить. Итак, приготовив то, о чём мы только что говорили, и вооружив свои войска, он, не терпя промедления, отправился в Апулию и, осадив Тарент, который безумствовал, привечая предателей и давая убежище тем, кто вступил в сговор против своей отчизны, сражался там до тех пор, пока не подчинил римлянам некоторых из них; других он убил, а третьих лишил оружия и заставил уйти из этих пределов. Отправившись затем в Бриндизи, он такому же разгрому подверг калабров и сицилийцев, подчинил их Римской империи, овладел городами и, вернувшись в Рим, на Капитолии был увенчан за победу лавровым венком господином папой Адрианом 14, всем народом и римским сенатом. Бог даровал ему такую милость, что вся земля его радовалась, что подчинена империи, и все племена и все языки воздавали Бога хвалу за восстановление нового мира. А тот, хотя и сознавал себя на вершине императорского величия, всё же не оставил смирения, с которым привык относиться к своему творцу, но стал в силу этого величия ещё смиреннее и покорнее. Ведь он постоянно думал в душе о том строительстве, которое велел осуществить на острове Пескаре, чтобы довести его до счастливого конца и разместить там таких людей, которые бы молились Богу за него и за благосостояние Римской империи, жили бы по уставу, чей образ жизни был бы угоден небесам и чьим молитвам за живых и за усопших Бог милостиво бы внимал. Милостивейший император думал также о правителе и хранителе церкви, который явился бы перед Богом кротчайшим мужем для служащих там после его ухода; кто изгонял бы врагов этого места и злодеев, а благодетелей побуждал к ещё большим и полезнейшим для себя благодеяниям; кто в качестве награды за свои труды получал бы у Бога прощение грехов для грешников и давал им это прощение. Поскольку он непрерывно об этом думал, то приказал созвать архиепископов, епископов и благородных мужей, своих советников; проведя с ними совещание, он первым произнёс такие слова: «О воинственные мужи, которых вскормила Галлия, мать премудрости и изобретательница всякой учёности, вы, которые мощнейшей дланью изгнали врагов Божьих сарацин и чья доблесть известна в самых дальних землях под солнцем! Какой совет вы мне дадите? Я верю, что вы вместе со мной думаете о том, как бы возвеличить почестями и обеспечить мощами святых мучеников новую церковь, которую я приказал построить, и чтобы у неё был такой покровитель, который принял смерть ради Христа и омыл свою столу в крови агнца». В то время как все колебались, не зная, что ему ответить, подошёл один пожилой епископ, прилежно изучавший священное писание и в полной мере знавший деяния святых мучеников, и чётким голосом сказал императору: «О император август, которому Бог пожаловал такую милость, чтобы то, что Он предопределил на небесах, совершалось тобой на земле! Совет, о котором ты вопрошаешь, не может быть дан тебе человеком. Более того, сам Бог, по чьей воле ты выбрал остров, который воистину можно назвать вторым Раем, избрал тебе такого покровителя, который положил жизнь за Христа в водах, если твоё величество хочет склониться к тому, чтобы разузнать это». Император ему: «О ком ты говоришь, о мудрейший отец?». «О Клименте, – отвечал старец, – который был преемником апостола Петра; который, возглавляя римскую церковь, назначил апостолом всей Галлии Дионисия; который был недавно обретён и доставлен в этот город неким философом по имени Константин; именно он предопределён Богом быть защитником твоей церкви, чтобы тот, кто во имя Бога испустил дух в воде, мог спасать тонущих в водах Пескары, не давая им погибнуть». Тогда Людовик был как бы осенён Богом; то, что сказал старец, запало ему в душу, и он, имея у себя перед глазами святого Климента, велел созвать всех кардиналов. Проведя беседу с каждым из них, он спрашивал их о святом Клименте, о том, кем тот был, и каким образом был обретён, умоляя, чтобы они вняли перед Господом его молитвам и были его вернейшими заступниками перед господином папой. Когда все они дали одинаковые ответы на его вопросы и обещали своё вернейшее содействие королевской просьбе, он, призвав своих князей, вместе с архиепископами и князьями всего Рима пришёл к папе; папу того звали Адрианом II; именно он принял у Философа святого Климента и впоследствии передал этого Климента королю Людовику. Император обратился к господину Адриану с такой речью: «Если правильно требовать от сыновей отчёта в том, что заслужили их отцы, то я своими заслугами прибавлю к отцовским то, чего не смогли дать заслуги родителя. Мои родители были готовы оказать римлянам помощь в случае нужды и, оставив свои царства, обречь на гибель ради вас самих себя и свои войска. Я же, когда услышал, что наши мятежники поднялись против вас, пришёл не по вызову, но по собственной доброй воле, и с Божьей помощью положил к вашим ногам ваших врагов и вернул вам в спокойствии всю землю, которая была опустошена варварами. Если чего-то заслужили мои родители, если чего-то заслужил подобными услугами я сам, то я прошу, молю, заклинаю и умоляю, чтобы вы теперь же воздали мне должное. Я не хочу отсрочки, но требую вознаграждения тут же на месте, причём не золота, не серебра, не крепостей, не городов, но того, кто ради Господа был утоплен в морской пучине. Чтобы Бог стал ко мне милостив, я прошу у вас Климента, того самого, который был вторым от Петра. Он утонул в водах, и я хочу поместить его посреди вод, чтобы он святейшей молитвой помогал тонущим в водах. Прошу тебя, о святейший отец, не навлекай на моё лицо стыд. Воскреси в памяти то, что вынесли мои родители, и, любезно выслушав то, что я прошу, дай мне того, о ком я прошу, а именно, Климента во имя милости Божьей 15, чтобы этот Климент добился скорейшего прощения грехов». Адриан ответил на это следующее: «О император август! Дать тебе того, о ком ты просишь, не в моих силах, но во власти как духовенства, так и народа, против желания которых я никому ничего драгоценного дать не могу. Однако, если тебя поддержит их просьба, я не буду возражать против того, о чём ты просишь». Услышав это, император обратился к духовенству и народу и сказал: «О святейшие отцы и владыки мира! Что вы думаете о том, что я прошу? Если бы я просил о большем, то уверен, что мне этого добиться было бы гораздо легче. Ныне же я прошу о малом, что вы должны были бы сами предложить мне без всякой моей просьбы». На это кардиналы сказали: «О государь император, ты не должен просить об этом. Мало того, ты волен получить это и без всякой просьбы, и положить полученное там, где хочешь. Ведь ты – государь круга земного и сын римской церкви, и благодаря тебе по воле Божьей прирастает и умножается наша и церковная слава. Возьми то, что ты просишь, ибо мы и весь народ поддерживаем тебя в этом». Услышав это, папа Адриан, чья душа была готова удовлетворить просьбу императора, ответил духовенству, а отвечая духовенству, дал ответ также народу: «Хотя я признаю, что господин император Людовик заслужил очень многое, но я не хотел давать согласие на его просьбу, пока не услышу из ваших уст, что вы решите по поводу того, что он просит. Итак, поскольку вам угодно, чтобы он получил просимое, то, дабы не казалось, будто я навлекаю стыд на его лицо, которое решил почитать, я дарую и жалую ему тело блаженного епископа Климента, который по приказу императора Траяна был утоплен в море и возвращён нам по воле Божьей. К нему я, сверх того, добавляю мощи апостолов Петра и Павла, чтобы душа императора радовалась во всех отношениях, и он имел доброе расположение к сынам мира». Услышав это, император август припал к коленям папы сам и вместе с ним толпа его вельмож; проливая слёзы, он ликовал, расточая такие похвалы: «Благодарю тебя, царь небесный, властью которого я держу царство на земле. Ты, Господи, исполнил моё желание; дай же мне увидеть твоего святого и положить его в таком месте, где его будут почитать день и ночь во имя твоего единорожденного сына, Господа нашего Иисуса Христа, вместе с которым и со Святым Духом ты живёшь и царствуешь во веки веков». Когда все сказали: «Аминь», то по приказу блаженнейшего папы Адриана было внесено тело славнейшего мученика Климента и передано императору Людовику; тот сразу же сломал сосуд, в который оно было вложено, и по одной вытащил все его кости; тщательно оглядев, всё ли на месте, он завернул в драгоценное покрывало всё тело. Затем он положил его в драгоценный сосуд, сделанный из алебастра, который король имел при себе, и в течение нескольких дней стоял там на страже и проводил торжественные бдения. В это же время он переговорил с Петром, консулом и герцогом города Рима, о владении и часовне святого Власия, построенной в этом городе, и об одном дворе и имении Тусциано, которые император недавно купил у названного Петра, уплатив ему за это через Эрменульфа, графа и своего посланника, когда тот был в Салерно, 800 ливров серебра; он переговорил также с господином папой, кардиналами, сенаторами и всем римским народом о многих других имуществах.

Итак, когда было завершено то, что он намеревался сделать в городе Риме, они подняли тело святого мученика и с гимнами и духовными песнопениями вышли из Города во главе с господином папой и, распевая псалмы и радуясь, воздавали творцу всего сущего благодарность за такое сокровище, пожалованное им свыше. Слава об этом деле распространилась по всему римскому миру, и собралось такое множество людей, что толпу можно было сравнить с морским песком. Они восхваляли и прославляли доблесть императора Людовика, видя, что в нём – благодать Божья. Когда же они подошли к острову Пескаре, который со всех сторон окружён глубокими водами, вся толпа остановилась по приказу императора в той стороне, где был королевский мост. Когда они остановились, Людовик сказал: «Мы верим, что несём кости святого Климента, которые желаем похоронить в месте, которое вам известно. Однако, для совершения этого давайте сделаем при помощи Искупителя одно дело. Давайте попросим его, который всё может, чтобы он показал нам сегодня в вашем присутствии, действительно ли это тот самый Климент, который, погрузившись в глубины моря, нашёл мраморный храм, приготовленный для него руками ангелов; а именно, указав народу путь посуху, чтобы люди, увидев это, рассказывали о чудесах Божьих в его ежегодные праздники. Если он тот, в ком мы не сомневаемся, то пусть Бог докажет нам это следующим образом: пусть мул, который его несёт, пройдёт посреди волн, не замочив ног, и пусть его направляет в то место, где мы решили почтительно его похоронить, не человек погонщик, а сам Господь наш Иисус Христос». После этих слов мул вошёл в глубочайшие воды, которые текли мощным потоком, воспроизводя собой морские волны, и прошёл поверх них, не замочив ног, на протяжении долгого пути, почти один стадий, и остановился там, где Господь предопределил быть праху святого мученика. Все люди, увидев это, в один голос восславили всемогущество Бога, который воистину пребывает со всеми, взывающими к нему, и который столь чудесно дать знать о заслугах своего святого мученика. Там было очень много страждущих от различных недугов, которые, услышав о прибытии славного мученика, распорядились, чтобы их привезли из их городов и жилищ, уповая на Бога, который творит великие чудеса через своих святых. Когда они развернули тело святого Климента, и рука императора держала его святейшие голые кости, от этих костей изошёл такой аромат, что присутствующим казалось, будто они – в Раю Божьем. Там, где этот аромат коснулся больных, о которых мы говорили выше, и многих паралитиков, те от этого сразу же выздоровели. А какой радостный вопль и крик поднялся до небес, когда увидели здоровыми тех, кого привезли умирающими, когда стали видеть те, кто прежде ничего не видел, и слышать те, кто долгое время был глух! Обрадованный этим, господин император велел духовенству украсить себя священными одеждами, а народу – предаться святым молитвам; сам же вместе с архиепископами и епископами завернули члены святого Климента и мощи апостолов Петра и Павла в половину покрывала, ибо другая половина была сохранена для потомков в память об этом перенесении, и он велел вложить её в вышеназванный алебастровый сосуд, и в самый день перенесения поместить в середине алтаря, в пятый индикт, 27 мая, в 872 году от воплощения Господнего, в честь и во славу Господа нашего Иисуса Христа.

Итак, по исполнении того, что крепко запало в душу императора и касалось устройства монастыря и получения святых мощей Климента и апостолов Петра и Павла, он, увидев, что место весьма пригодно для монашеского благочестия, разместил там благородных родом, честных нравами, святых образом жизни людей, и поставил во главе них аббата по имени Роман, мужа достойного нравами, наделённого книжной премудростью, который был словно неким зерцалом доброты и невинности и являлся как бы неприступной и надёжной стеной против всех превратностей для тех, кто к нему обращался. Он составил также грамоту по поводу избрания аббата, чтобы его не избирали из чужой общины; но всякий раз, как умрёт аббат, братья должны иметь право избрать аббата из своей собственной общины. А кто это нарушит, пусть знает, что он ставит не пастыря, но волка, и ему будет уготована кара на Страшном суде. После этого Людовик, проведя со своими людьми совещание, приказал созвать множество епископов и в подобающий и надлежащий день торжественно освятить церковь в честь святой Троицы, святого Климента и других святых. Там было такое множество народа, что этот остров, который был довольно обширным и просторным, с трудом смог их всех вместить. При этом освящении [император] пожаловал церкви огромные дары, а именно, ради ещё большего увеличения своего вознаграждения и надлежащего поддержания этого места и тех слуг Христовых, которые там жили, или которые придут туда отовсюду, навечно передал в помощь названной обители всё, что было в его собственности и чем он по праву и по закону, по-видимому, владел в пределах Италии. По этому поводу он издал многочисленные грамоты, которые хранятся в общественных архивах этой церкви и будут весьма полезны для сведения потомков. При торжественном освящении церкви он передал в её честь множество сосудов, отлитых из цельного золота и серебра и посвящённых для службы Христовой, которые блистали в ней долгое время. В числе этих даров были также различные покровы, блиставшие золотом и драгоценными камнями, которыми украшались церковные стены и которые братья надевали всякий раз, как отмечали в церкви великий праздник. И, чтобы открыть и показать всем свою любовь, которую он питал к этому монастырю больше, чем ко всем монастырям, которые были построены в его королевстве прочими королями, он по наследственному праву передал этому монастырю в вечное владение королевский скипетр, которые держал в правой руке, чтобы аббат носил его по великим праздникам вместо пастырского посоха. Он настолько любил эту обитель, что ради небесной любви, пока был жив, распорядился всеми способами отстаивать любое его дело, как дело своего собственного дома. После своего ухода из этого мира он поручил защиту этой церкви тому, из почтения к которому он, как известно, выстроил её со всей страстью. Итак, завершив всё, что, очевидно, касалось управления названным монастырём и славы всей империи, Людовик вернулся домой и, живя там благочестиво и набожно, ещё более благочестиво и набожно умер, отдав Богу душу и оставив королевство и империю своим наследникам. В ознаменование его смерти, как можно найти в некоторых хрониках, 7 июля на севере видели звезду, пылавшую, как факел. После этого божественной памяти император Людовик окончил свои дни и умер 13 августа 16. А аббат Роман, который, как мы упоминали выше, был им поставлен, услышав о его смерти, с таким пылом почтил его память, пролил из-за него столько слёз, одел и накормил столько бедняков, как если бы верил, что своими благодеяниями может вернуть его с того света. И не только в те дни, когда стало слышно о его смерти, но и во все времена память о Людовике, святейшем короле и победоноснейшем императоре, никогда не умрёт в Пескарском монастыре, пока там будет камень на камне и пока в нём можно будет найти хоть одного живого. А Роман, мудрейший аббат, после смерти Людовика правил монастырём в императорском духе, наполняя его всеми благами и наделяя благочестием, и, проведя в управлении 18 лет, счастливо отошёл к Господу.

Однако, поскольку выше мы коротко рассказали немногое об освящении церкви, хотелось бы вставить в этот текст кое-что об освящении алтарей и положении там святых мощей, чтобы потомки знали, что нужно непрерывно почитать память тех, чьё присутствие, как им известно, всегда с ними. Итак, после освящения церкви главный алтарь был посвящён в честь святой и неделимой Троицы и блаженного Климента, чьё тело покоится там, благочестиво погребённое. Там находятся мощи святых апостолов Петра и Павла, которые святой памяти папа Адриан передал императору Людовику вместе с телом блаженного Климента, выдающегося папы и славного мученика. Справа от средней части этого алтаря был освящён другой алтарь – в честь всех апостолов, и там были положены мощи святого апостола Андрея, святого Климента, святых Стефана и Лаврентия, Хризанфа и Дарии, сорока мучеников, святой Ромулы, святых Марии и Марфы и святой Нимфы. Слева же был освящён алтарь в честь блаженнейшего Бенедикта, отца монахов и создателя небесного устава; там были положены мощи святого папы Стефана, святого Сикста, святого Каликста, Гермеса, Хризанфа и Дарии, святых Кира и Иоанна, чтобы церковь, в которой каждый день отмечается их память, оберегалась их покровительством. В крипте же, которая располагалась внизу алтаря, были построены и освящёны три алтаря: средний из них – освящён в честь Пресвятой Богородицы Марии и Господа нашего Иисуса Христа, правый – в честь святого Власия, мученика и епископа, а левый – в честь святейшего Николая. Эти мощи, о которых мы только что упомянули, и многие другие, о которых мы не стали сообщать в настоящем тексте, чтобы не наскучить читателю, помещены в церкви, и их память отмечается в ней во славу Господа нашего Иисуса Христа, у которого одно величие и одно божественное великолепие с Отцом и Святым Духом во веки вечные. Аминь.

Заканчивается проза. Начинаются стихи.

В рукописном кодексе Парижской королевской библиотеки они следуют после первой книги, изданной Дюканжем и Угеллием.

Расскажем о Людовике, короле франков.
Муза! Готовь перья, и мы опишем его в стихах.
Хотя его предки отличались выдающейся славой,
Правя одновременно и франками, и бибинентами 17,
Он, однако, превзошёл и дедов, и прадедов, и пращуров,
Своей доблестью приобретя себе новые царства.
Тогда рутулы удерживали земли калабров и сицилийцев,
Отказываясь подчиниться римлянам.
Услышав об этом, Людовик приказал вооружиться
Людям римского племени по всему галльскому
Царству, призвав герцогов и графов, и никто из тех,
Кто носит меч, не остался дома; оснащённый таким образом,
Он преодолел крутые вершины Аппенинских гор и
Дошёл до вод Пескары, глубоких из-за полноводной реки.
Остров тот со всех сторон омывает река Крисея;
Здесь рождается вино, служащее напитком тому,
Чья маслина занимает правый и левый склон.
Чтоб не было печали, там имеется такое изобилие плодов,
Что любой, увидев это, поверит, что это истинный Рай.
Однажды, его увидел храбрейший император,
Оплот церкви, краса и правитель королевства;
И сказал: «Господь имеет здесь Рай наслаждений.
Установим же в этих оградах загоны тех овец,
Которые будут непрерывно служить Ему и ночью, и днём
В святых деяниях благочестия и справедливости.
Это место, которое украшает плодородие и изобилие
Всего, должно отличать духовенство Господне от
Народа. Так построим же в нём обитель монахов,
Которые будут поддержаны книгами и образом действия предков».
Сказав это, он начал строительство, и завершил начатое;
И велел поселить в монастыре монахов, предоставив
Им для пропитания множество деревень и крепостей,
Укреплённых самой природой, чтобы их не могла
Разрушить ничья рука. Если хотите знать остальное, то
Навострите уши и вникните в то, что я расскажу.
Так вот, уладив всё это таким образом, король Людовик, придя
В Беневент, услышал, что калабры, Тарент и все сицилийцы
Возмутились и готовят римлянам войну, и к ним
Присоединилось множество других народов.
Итак, они препоясались мечами и, потрясая занесёнными
Копьями, выступили из Рима, отворив ворота.
И не переставали идти, пока не увидели вражеских
Мотыг, тарентинцев и их дымный лагерь.
И закричали франки, окружив их осадой.
И города вместе с жителями, тут же сдавшись,
Подчинились королю франков, подчинив ему также
Свои местечки, замки, дома, деревни, поля и леса.
И, набожно приняв веру Христову, они стали жить,
Почитая Господа благодаря победителю Людовику.
Итак, подчинив калабров и обратив в бегство рутулов,
Готовых уже склонить шеи к новому миру,
Он с похвалами добрался до стен города Рима, в то время
Как толпы отовсюду воздавали победителю должное.
Когда он вошёл, ему навстречу выступил весь
Римский народ, от мала и до велика.
Верховный понтифик передал ему вместе с кодексом закон
И увенчал короля короной.
Этого папу звали Адрианом II, и он был
Святым и глубоко знающим закон Божий мужем.
Наш король Людовик восславил его и,
Щедро одарив, осчастливил его духовенство.
И поскольку он, щедро одарив, осчастливил духовенство,
Папа сделал ввиду этого всё, о чём он просил.
По воле Божьей случилось, что кости мученика
Климента, брошенные в море, а не зарытые в яму,
Были доставлены в Рим в ларце, сделанном из мрамора
Руками ангелов, чему услужил некий софист.
Софиста этого звали Константин. Это был
Добрый и святой муж, набожно служивший тебе, о Христос.
Этот софист, побуждаемый любовью к небесной отчизне,
Безвозмездно сеял среди всех семена слов Господних и наделял
Ими равной мерой, готовый к приобретению душ днём и ночью.
Он орошал необузданные народы многолетней влагой,
Увещевал, наставлял и направлял справедливым правлением.
Затем, унеся с собой члены дорогого магистра
Климента, служителя Петра и Павла, он
Вернул городу Риму величайшего понтифика, в то время как
Толпы со всех сторон издавали радостные вопли вперемежку с похвалами.
Король Людовик, почитатель справедливости,
Друг истинного мира, которому не по нраву было всякое зло,
Всегда держал в сердце братьев Пескары.
Поэтому, ввиду того, что это место было лишено пастыря
И в нём не было ни одного тела святого, он,
Подойдя к дому верховного пастыря, вошёл,
И ему тут же предоставили королевское место.
Папа и весь сенат поднялись навстречу королю, но
Тот велел им сесть и произнёс такие слова:
«Императорская слава возросла благодаря правильному управлению
Делами, чтобы возрасти на склоне дней;
И хотя всё подчинено моей власти,
Только на небесах есть царь, который сильнее всякого
Царя, и, если земной царь не захочет служить Ему по своей
Воле, то внезапно погубит тех, чьим повелителем себя считает;
Ибо всевышний царь так управляет небесным,
Что и земное не останется без его заботы.
Он в силах расстроить прочнейшие законы царей;
И может ниспровергнуть даже самих царей.
Мы знаем, что целых семь лет делал Навуходоносор:
Он оставался в полях, словно бык без тряпья.
Не от нас зависело то, что мы прогнали наших врагов
И что взломали двери, запертые на прочные засовы.
В том, что я вернулся победителем, нет моей заслуги,
И славу за это следует воздавать не мне, но Господу,
Благодаря которому я победил.
Он одним страхом сокрушил моих врагов
И обратил в бегство тарентинцев, калабров и сицилийцев.
Так вот, пусть моему Господу будет известно благоговение слуги;
Я повинуюсь Ему, и хотят ли, не хотят ли наглецы,
Благодать была только в том, что нас испытывают, угодили ли мы Ему.
Пусть прибавится по заслугам, дабы мы не были оставлены Им.
Ибо разве не может поднять нашу заслугу на высокий
Престол тот, кто поднимется в высочайшие чертоги неба?
И, конечно, тот, кого умоляют бедные и просят вдовы,
Над которыми он имеет надзор, станет бесконечно блаженным.
Воистину, нищ и беден тот, кто, хотя и богат владениями,
Отвергает всякие желания и отказывается от желания их удержать,
И устраивает свои желания по воле того, кто повелевает.
Этот епископ мог укрощать лицо могущественного мужа,
И я приказал построить за счёт собственных средств храм,
И установить там мою резиденцию,
Чтобы всякий раз, как к ним придёт беда, они
Получали от меня жизненные утешения.
Но, поскольку место это окружено глубокими водами,
И тот, кто в них попадает, часто умирает в волнах,
Я стал искать защитника отечества и облегчение жизни,
Кто оказал бы утешение делам церкви и людям,
Чьи члены были погружены в глубины морские,
Чья жизнь была хорошо известна всему миру.
Который по самому своему имени склонен к оказанию помощи
И весьма готов миловать своих подданных.
Который был утоплен в морских волнах ради Христа
И не ощущает печальных волн, носящих его члены.
Я хочу и добиваюсь Климента, свидетеля Христова;
И если ты его дашь, то угодишь и мне, и империи;
Я прошу тебя, о осмотрительный пастырь, и святейший сенат,
И народ, который ты вскармливаешь молоком, и блаженное духовенство,
Чтобы вы дали мне то, о чём я по праву прошу; ведь ты
Не должен удерживать то, что я прошу, если только ты меня
Не презираешь, чтобы остров Пескара имел блаженного
Папу Климента и был прославлен телом выдающегося мученика,
Дабы святой Климент помогал жителям Пенны, Теате и Вальвы.
Не отвергай меня, ибо ты не должен с этим спорить.
А если ты дашь мне в правители народа того, о ком я прошу,
То я осчастливлю народ города Рима и духовенство,
И окажу тебе почтение в великолепных вещах».
Так он сказал. На это верховный понтифик ответил следующее:
«Господь подарил нам его благодаря услугам одного софиста,
И город Рим владеет им, и будет служить.
Не подобает, чтобы он погрузился в реку Пескару.
Однажды, он уже погрузился в волны и был возвращён
В город, где был епископом, к радости собравшейся отовсюду толпы.
Кто посмеет одобрить передачу ныне того, кто
Является украшением этого города, где он погребён?
Не может случится, чтобы мы захотели его подарить.
Без него мы вне сомнения так или иначе пропадём».
После этих слов из числа духовенства поднялся один муж
Достойного звания и вопреки этому произнёс досточтимыми устами:
«О папа, друг Божий, то, что ты говоришь о мученике,
По нраву всем, и даже нашим врагам.
Епископ этого города был передан Петром,
И известен учёностью по четырём сторонам мира.
Многое он совершил при жизни и ещё больше творит ныне.
И то, что он поныне жив, он доказал чудесами.
Он жил при жизни и жил не только в Риме, но жил повсюду.
Так что ты не пропадёшь, если подаришь его императору;
Более того, ты сохранишь его у себя, если дашь просящему.
Остров Пескара будет владеть членами Климента;
А дух его будет оберегать Рим и короля».
Римское духовенство согласилось с этим, и папа замолчал.
Обрадовались франки, и король, радуясь дару, заплакал.
Климент целиком был передан папой августу.
Таким образом римский мученик удалился из Города.
Тот, радуясь, принял его и пересчитал все косточки.
Завернув его в шёлковую ткань, он поместил его
В небольшой сосуд, блиставший золотом и драгоценными камнями.
И таким образом он ушёл вместе со своим осчастливленным народом.
Он пришёл к реке, которая омывала весь остров,
Который, как мы сказали выше, был ему хорошо известен.
Полноводная река имела водоворот и
Уносила с собой гати и огромные камни.
Братья на той стороне ожидали прибывших,
Распевая гимны, псалмы и духовные песнопения.
Но не было возможности войти, ибо не видно было брода.
А волны, как я сказал, несли гати и камни.
«Что сделаешь ты, угодный Богу? Если Христос
Послал нас в эти земли, останови свою реку Пескару».
И святой Климент был рядом. И он сказал: «Остановитесь все».
И возложил святейшие члены на спину одного мула,
И сказал: «Пусть тебя направляет Климент».
И, хлопнув его левой рукой, заставил идти.
Тот вошёл и волны тут же расступились,
Боясь имени Господа и его святого,
И были под ногами мула, словно камень.
И они перевезли святое тело, не замочив ног,
И было то не внезапно, и не напрасно,
Но они, как нам известно, шли по реке,
Как посуху, на протяжении долгого пути,
И достигли берега, не замочив ног.
Людовик, радуясь этому чуду, а с ним и прочие
Вельможи и немалая часть сената,
Поместил в церкви кости драгоценного мученика,
И украсил место, коему да будет слава в веках!

Аминь.

Завершается история об основании Пескарского монастыря и о перенесении тела блаженного Климента.


Комментарии

1. Людовик II (р. 825 г. ум. 875 г. 12 авг.) – старший сын и наследник Лотаря I; король Италии в 855 – 875 гг.; император с 6 апреля 850 г.

2. Карл Великий (р. 742 г. 2 апр. ум. 814 г. 28 янв.) – король франков в 768 – 814 гг.; император с 800 г.

3. Пипин III Короткий (р. 714 г. ум. 768 г. 24 сент.) – второй сын Карла Мартелла от брака с Хротрудой; мажордом в 741 – 751 гг.; король франков в 751 – 768 гг.

4. Айстульф – король лангобардов в 749 – 756 гг.

5. Стефан II (III) – римский папа с 26 марта 752 г. по 26 апреля 757 г.

6. Т.е. Пипин.

7. Адриан I (ум. 795 г. 25 дек.) – римский папа с 9 февр. 772 г. по 25 дек. 795 г.

8. Дезидерий – король лангобардов в 757 – 774 гг.

9. Лев III – римский папа с 27 дек. 795 г. по 12 июня 816 г.

10. Людовик I Благочестивый (р. 778 г. ум. 840 г. 20 июня) – король Аквитании с 781 г. Король франков и император в 814 – 840 гг.

11. Лотарь I (р. 795 г. ум. 855 г. 29 сент.) – старший сын Людовика I Благочестивого; король Италии в 823 – 855 гг.; император с 823 г.

12. В 840 г.

13. Сергий II (ум. 847 г. 27 янв.) был римским папой с янв. 844 г. по 27 янв. 847 г.

14. Адриан II (ум. 872 г. 14 дек.) – римский папа с 14 дек. 867 г. по 14 дек. 872 г.

15. В оригинале игра слов: «Clementem propter Dei clementiam».

16. 875 г.

17. Возможно, имеются в виду Пипиниды (т.е. Каролинги), которых автор хроники по ошибке принял за какое-то отдельное племя.

Текст воспроизведен по изданию: Chronicon Casauriense, auctore Johanne Berardi ejusdem coenobii monacho, ab ejus origine. Usque ad annum MCLXXXII. quo scriptor florebat, deductum // Rerum Italicarum Scriptores, II, 2. Milano. 1726

© сетевая версия - Strori. 2014
© перевод с лат., комментарии - Дьяконов И. В. 2014
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Rerum Italicarum Sciptores. 1726