АБУ РЕЙХАН БИРУНИ

ИНДИЯ

КИТАБ ТАРИХ АЛ-ХИНД

(КНИГА ИСТОРИИ ИНДИИ)

ГЛАВА LXXVII – ОБ ОСОБО ПОЧИТАЕМЫХ ДНЯХ И О СЧАСТЛИВЫХ И НЕСЧАСТЛИВЫХ МОМЕНТАХ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ [НЕБЕСНОЙ] НАГРАДЫ

Дни бывают более или менее чтимы в зависимости от качеств, приписываемых им, как например воскресенье, которое почитается у индийцев потому, что посвящено Солнцу и является началом недели, подобно тому как у мусульман [отмечается] пятница.

К почитаемым дням относятся также авамасья и пурнима, то есть дни совпадения [новолуния] и противостояния [полнолуния], потому что представляют две кульминационные точки лунного света, когда он убывает и прибывает. Веря /291/ в [особые свойства] этого прибавления и убавления, брахманы совершают длительные жертвоприношения огню, чтобы достичь [небесной] награды. Доли ангелов, которыми их должны кормить, скапливаются тем, что их бросают в огонь при лунном свете от новолуния до полнолуния. Затем они принимаются их распределять и раздавать ангелам начиная с полнолуния и, когда достигают новолуния, от них ничего не остается.

Мы уже сказали, что новолуние и полнолуние — полдень и полночь [суток] отцов. Поэтому беспрерывная раздача милостыни в эти дни постоянно происходит в честь отцов.

Из таких дней четыре других дня особо почитаются, потому что, как утверждают, они служат началом для всех четырех юг той чатур-юги, в которой мы находимся. Они следующие.

[1] Третий день [месяца] вайшакхи, который носит название кшай-рита и в который, как утверждают [индийцы], началась крита-юга.

[2] Девятый день карттики, в который начинается трега-юга.

[3] Пятнадцатый день магхи, в который начинается двапара-юга.

[4] Тринадцатый день ашваюджи, в который начинается кали-юга 1.

По моему мнению, дни эти — праздники, посвященные югам, которые были твердо установлены ради раздачи милостыни или для совершения каких-нибудь обрядов, вроде памятных дней у христиан. Я, впрочем, отрицаю, чтобы все четыре юги действительно наступали в указанные дни.

Что касается крита-юги, то дело совершенно ясно, потому что ее начало совпадает с началом солнечного и лунного циклов, без какой-либо дроби, ибо оно в то же время служит началом и для чатур-юги. Оно приходится на первое [число] месяца чайтры, которое, вместе с [493] тем, является временем весеннего равноденствия, а также и начала всех прочих юг. Так как, согласно Брахмагупте, в чатур-юге гражданских дней — 1 577 916 450, солнечных месяцев в ней — 51 840 000, месяцев адхимасы — 1 593 300, лунных дней — 1 602 999 000, дней унаратры — 25 082 550.

Таковы элементы, на которых основывается обращение дней в дни или их составление из дней в счислениях. Все эти числа у него делятся на десять, и делители их — целые числа. Начала юг те же, что и начало чатур-юги.

Согласно же Пулисе, в чатур-юге гражданских дней — 1 577 917 800, солнечных месяцев в ней — 51 840 000, месяцев адхимасы — 1 593336, лунных дней — 1 603 000 010 2, дней унаратры — 25 082 280.

Все эти числа у него делятся на четыре, и делители их — целые числа. Начала юг, как и начало чатур-юги, не отклоняются от первого [числа] чайтры и весеннего равноденствия, и только день этот приходится на разные дни недели.

Из этого явствует, что то, что они говорят относительно упомянутых четырех дней, не имеет под собой никакого основания и что они приходят к своим заключениям только посредством толкований.

Моменты, в которые получается небесная награда, называются пунья-кала 3. Балабхадра в своем комментарии к «Кхандакхадьяке» говорит: «Если бы человек, предающийся йоге, то есть аскет, познавший творца, который избрал добро и воздерживается от зла, продолжал свой образ жизни в течение тысяч лет, его награда все равно не достигла бы той, которую получает человек, раздающий милостыню в пунья-калу и выполняющий обязанности этого дня, которые состоят в омовении и умащении себя, молитвах и провозглашениях хвалы [богу]».

Нет сомнения, что большая часть ранее перечисленных праздников принадлежит к этой категории, ибо они /292/ посвящаются раздаче милостыни и устройству угощений. Если бы люди не надеялись приобрести таким путем награду на небесах, не одобрялось бы веселье и радость в эти дни.

Вместе с этим некоторые дни пунья-калы считаются счастливыми, а другие — несчастливыми.

К счастливым относят дни, когда светила совершают переходы из одного знака [зодиака] в другой, в особенности когда переходит Солнце. Эти моменты называются санкранти. Среди них наиболее благоприятны дни обоих равноденствий и обоих солнцестояний, а наилучший из них — день весеннего равноденствия, называемый биху или бишу, так как обе буквы могут заменять одна другую или быть взаимно переставлены 4. [494]

Так как эти моменты проходят с временем [очень быстро] и в течение их необходимо успеть принести жертву огню, называемую шанти 5, из масла и злаков, индийцы продлили их срок, считая за их начало момент, когда Солнце восточным краем своего диска коснется первой доли знака, а за середину — момент, когда центр Солнца достигает первой доли знака, который в [астрономических] вычислениях рассматривается как время перехода [планеты из одного знака в другой]; за конец же [они принимают тот момент], когда западный край солнечного диска коснется первой доли знака. Итак, от начала до конца этого времени проходит, по солнцу, около двух часов.

Для того чтобы определить моменты перехода Солнца из одного знака в другой по отношению к [дням] недели, у индийцев есть несколько способов. Один из них мне продиктовал Самая. Он состоит в следующем.

Из шака-калы вычитают 847, разность умножают на 180, а произведение делят на 143. Полученное частное выражает дни с минутами и секундами. Число это принимается за основу.

Когда хотят узнать, в какое время в данном году Солнце переходит из какого-нибудь знака в другой, то его находят против этого знака в нижеследующей таблице. Это число прибавляют к основе, соблюдая сложение по разрядам (То есть складывая дни с днями, минуты с минутами, секунды с секундами ).

Целые числа, равные семи или больше семи, отбрасываются, а остаток служит для отсчитывания дней [недели] начиная с первого дня или воскресенья. Время, на котором счет заканчивается, и есть время санкранти.

Знаки зодиака

Что надо добавить к основе

дни

гхати

чашаки

Овен

3

19

0

Телец

6

17

0

Близнецы

2

43

0

Рак

6

21

0

Лев

2

49

0

Дева

5

49

0

Весы

1

14

0

Скорпион

3

6

30

Стрелец

4

34

30

Козерог

5

54

0

Водолей

0

30

0

Рыбы

2

11

20

Солнечные годы в своем конце расходятся между собой на один день с дробью, отчего их начала приходятся на разные дни недели. [495] Это число, обращенное в дроби с одним знаменателем, служит множителем для вычисления ежегодного излишка, а делителем [при этом] служит числитель дроби (180/143). Соответственно этому вычислению дробь в конце солнечного года будет 37/143, что дает для всего года 365 дней 15' 31" 28'" 6'"'. Чтобы превратить эту дробь в целое число, не достает 103/143 — . Я не знаю, чья это теория.

Если же мы разделим дни чатур-юги на число ее [солнечных] лет, согласно с теорией Брахмагупты, получится [продолжительность солнечного года] в 365 дней 15' 30" 22'" 30"". В этом случае множитель гунакары /293/ равен 4027, а делитель бхагабхары равен 3200.

Вычисляя то же самое по теории Пулисы, мы найдем, что продолжительность солнечного года — 365 дней 15' 31" 30'" 0"", соответственно гунакара будет 1007, а бхагабхара — 800.

По Арьябхате солнечный год — 365 дней 15' 31" 15"', гунакара — 725, бхагабхара — 572 [дня] 7.

Другой способ [обнаружения момента санкранти] мне продиктовал Авлиятта, сын Сахави 8. Он построен на теории Пулисы и состоит в следующем.

Из шака-калы вычитают 918, а остаток умножают на 1007. К произведению прибавляют 79 и сумму делят на 800. Частное без дроби делят на семь. В остатке получается основа.

Числа, которые прибавляются для каждого знака зодиака к основе, согласно сказанному выше (См. стр. 494 ), приводятся в нижеследующей таблице:

Знаки зодиака

Что надо добавить к основе

дни

гхати

Овен

1

35

Телец

4

33

Близнецы

0

39

Рак

4

37

Лев

1

6

Дева

4

6

Весы

6

31

Скорпион

1

23

Стрелец

2

41

Козерог

4

10

Водолей

5

37

Рыбы

0

28

[496]

Варахамихира утверждает в «Панчасиддхантике», что шадаилитимукха 9 одинакова по достоинству и благоприятна для получения неисчислимых [небесных] наград, что и санкранти. Так называются моменты вхождения Солнца в восемнадцатый градус знака Близнецов, в четырнадцатый градус знака Девы, в двадцать шестой градус знака Стрельца и в двадцать второй градус знака Рыб.

Награда при вхождении Солнца в неподвижные знаки в четыре раза больше, чем награда в прочих случаях. Для каждого из этих моментов определяют начало и конец с помощью радиуса Солнца тем же способом, что при вычислении минут, когда Солнце или Луна вступают в тень или оставляют ее при затмениях. Все это хорошо изложено в зиджах. Поэтому мы сообщаем только те из [индийских] методов, которые находим особенно замечательными или которые, насколько нам известно, не достигли слуха наших соотечественников, которые знают об их приемах только то, что написано в «Синдхинде».

Далее, к этим моментам относится время солнечного и лунного затмений. В эти моменты, — утверждают они, — все воды земли очищаются, становясь такими же чистыми, как воды Ганга. Почитание ими этих моментов доходит до того, что многие из них кончают самоубийством, предпочитая умереть в столь благоприятное время. Однако так поступают только вайшьи й шудры, ибо это запрещено брахманам и кшатриям, и они этого не делают.

Моменты парванов, то есть когда возможно затмение, даже если затмение и не произойдет, столь же благоприятны, как если бы оно произошло.

Моменты йог 10 в этом отношении подобны моментам затмения. Мы им посвятили особую главу (См. главу LXXIX ).

Когда случается, что на протяжении гражданского дня Луна, которая находилась в последней доле одной из своих станций, входит в следующую станцию, проходит через нее полностью и снова входит в третью, так что за один день она побывает в трех последовательных станциях, такой день носит название трихаспака, /294/ а также трихар-каша 11. День этот считается несчастливым, предвещающим зло, хотя и входит в число дней пунья-калы.

То же относится и к гражданскому дню, содержащему полный лунный день, начало которого приходится на конец предыдущего лунного дня, а конец — на начало последующего лунного дня. Он называется трахагаттата 12. Он — несчастливый, но подходит для того, чтобы получить в его время [небесную] награду. [497]

Когда дни унаратры, то есть дни недостатка, образуют вместе один полный день, он считается несчастливым и его причисляют к пунья-кале. Это бывает, согласно Брахмагупте, после каждых 62 50663/55739 гражданского дня, 62 182/55739 солнечного дня, 63 50663/55739 — лунного дня. Согласно Пулисе, это бывает после каждых 62 63379/69673 гражданского дня, 63 63379/69673 лунного дня, 62 274/69673 солнечного дня.

Момент, когда исполняется целый месяц адхимасы, без дробей, считается несчастливым и не относится к пунья-кале. Согласно Брахма-гупте, это имеет место после 990 3663/10622 гражданского дня, 976 464/5311 солнечного дня, 1006 464/5311 лунного дня.

Среди моментов есть такие, с которыми связывается несчастье и которые не запечатлены ничем в отношении награды, как например моменты землетрясений. В это время индийцы бьют о землю горшки из своих домов и разбивают их, чтобы получить доброе предзнаменование и удалить несчастье.

В качестве несчастливых моментов в книге «Самхита» перечислены моменты обвалов, падения звезд, красного свечения неба, сжигание земли молниями, появление комет, события противоестественные и необычайные, как например вторжение диких зверей и хищников в деревни, выпадение дождя вне сезона, покрытие листьями деревьев вне сезона, переход свойств одного сезона в другой и прочие подобные этим явления 13.

В книге «Срудхава», авторство которой приписывается Махадеве, говорится:

«Горящие дни, то есть несчастливые, как их за то прозвали, суть следующие; второй день каждой белой и черной половины месяцев чайтра и пауша; четвертый день обеих половин месяцев джьештха и пхалгуна; шестой день обеих половин месяцев шравана и вайшакха; восьмой день обеих половин месяцев ашадха и ашваюджа; десятый день обеих половин месяцев маргаширша и бхадрапада и двенадцатый день обеих половин месяца карттика».


Комментарии

1. Согласно «Вишну-пуране» (кн. 3, гл. 14) первый день крита-юги приходится на 3-й лунный день месяца вайшакха, первый день трета-юги на 9-е карттика, двапара-юги — на 13-е набха (июль — август), кали-юги — на 15-е магха. Этимология слова ksairita (кшайрита?) неясна.

2. Согласно Шраму, эта цифра должна быть изменена на 1 603 000 080 (Sachau, India, transl, II, p. 398).

3. Punyakala (буннакал) — «благоприятное время».

4. Биху и бишу — очевидно, новоиндийские формы термина visuva — «равноденствие».

5. Саnti (санту) — «умилостивительная жертва».

6. Поправка Шрама: 365 дней 15'30''22'''30IV (Sachau, India, transl., II, p. 398).

7. Шрам исправляет: 576 (там же).

8. Имена Avalyatta (’влт ?) и Sahavi (схави) остались нерасшифрованными.

9. Шадашитимукха (sadсcimukha, шрашитамух) — термин, означающий вступление Солнца в знак Рыбы, а также Близнецов, Девы и Стрельца.

10. Йога (yoga, аж-жвкат — с арабским артиклем и окончанием правильного мн. ч. ж. р.) здесь: счастливое сочетание созвездий (термин астрологии).

11. Очевидно искажение термина tryahasparsa (три хасапаку и три харкашу), имеющего значение, указанное здесь ал-Бируни.

12. Tryahagattata ? (трахгттт) — термин не определен.

13. См. «Брихат-самхита», гл. 32, шл. 24-26.