АБУ РЕЙХАН БИРУНИ

ИНДИЯ

КИТАБ ТАРИХ АЛ-ХИНД

(КНИГА ИСТОРИИ ИНДИИ)

ГЛАВА LXXII — О НАСЛЕДСТВАХ И ПРАВАХ УМЕРШЕГО НА НАСЛЕДСТВО

Основное положение о наследовании у индийцев отстраняет женщин, за исключением дочери. Последняя получает четвертую долю того, что получает сын, согласно тексту книги Ману 1. Расходы на незамужнюю дочь до ее свадьбы, так же, как и приданое, делаются за счет ее части наследства, после чего содержание ее прекращается.

Если вдова не сжигает себя, предпочитая жить, наследник [ее умершего мужа] должен содержать ее, обеспечивая едой и одеждой до самой ее смерти.

Долги умершего должны выплачиваться наследником либо из того, что он наследует, либо из своего основного имущества, все равно, оставил ли покойный какое-нибудь наследство или нет. Точно так же он должен нести вышеупомянутые расходы [на вдову] при любых обстоятельствах.

Основное положение о наследниках мужского пола дает безусловное преимущество в правах на наследование родственниками умершего по нисходящей линии над родственниками по восходящей линии, иначе говоря, сын и его дети имеют в данном случае преимущество перед отцом /282/ и дедами. Что касается отдельных родственников по нисходящей или восходящей линии, то тот, кто ближе всего стоит к покойному, имеет больше прав, чём тот, кто стоит дальше. Иначе говоря, сын имеет больше прав, чем внук, а отец — больше, чем дед.

Все потомки не по прямой линии, как например, братья, имеют еще меньше прав и наследуют только в случае отсутствия более близкой родин. Из этого ясно, что сын дочери имеет больше прав, чем сын сестры, и что сын брата имеет больше прав, чем каждый из них. Если имеется несколько наследников той же степени родства, как например, сыновья или братья, то раздел происходит между ними поровну, а если среди них есть гермафродит, то его считают за существо мужского пола 2. [477]

Если умерший не оставил наследника, наследство переходит в казну правителя, за исключением, если умерший был брахманом. Тогда правитель не может воспользоваться этим наследством. Оно должно быть роздано как милостыня.

Обязанности наследника по отношению к умершему состоят в том, чтобы в первый же год устроить шестнадцать угощений, во время которых он не только кормит своих гостей, но раздает им милостыню в каждый одиннадцатый и пятнадцатый день со дня смерти, а затем по разу каждый месяц [в течение всего года]. Угощение, которое устраивается во время шестого месяца, должно быть более обильным и более щедрым, чем все прочие. За день до окончания года он устраивает угощение в память умершего и его предков, затем — с завершением года, и этим заканчиваются его обязанности по отношению к умершему 3.

Если же наследником будет сын, он должен носить траур, грустить и сторониться женщин на протяжении всего этого года. Он все это делает, если он законнорожденный и хорошего происхождения. Следует также знать, что еда воспрещена наследникам в течение одного дня в начале этого года.

Кроме раздачи милостыни во время шестнадцати упомянутых нами угощений, наследники должны устроить над дверью дома нечто вроде полки, выступающей из стены наружу, на которую они должны ежедневно ставить блюдо с приготовленной пищей и кувшин воды в течение десяти дней со дня смерти покойного, ибо, может быть, дух усопшего еще не обрел покоя и бродит кругом дома, голодный и жаждущий 4. На нечто подобное указывает Сократ в книге «Федон», говоря о душе, которая витает вокруг могил, вероятно, сохранив еще какую-то частицу телесной любви. Далее он говорит: «О душе говорят, что у нее есть привычка собирать от каждого из органов тела нечто, которое, соединяясь, является ее обиталищем как в этом мире, так и в том, который после него, когда душа покидает тело и отделяется от него со смертью» 5.

Затем на десятый день раздается милостыня во имя усопшего — большое количество еды и холодной воды. После одиннадцатого дня наследник ежедневно посылает достаточное количество еды для прокормления одного человека и в придачу один дирхам в дом брахмана и продолжает так поступать в течение всех дней этого года без перерыва, до самого его конца.


Комментарии

1. «Законы Ману», гл. IX, шл. 118.

2. В «Дая-бхаге» Джимутаваханы устанавливается следующий порядок наследования: сын, внук, правнук, вдова, дочь, сын дочери, отец, мать, брат, двоюродный брат, племянник, двоюродный племянник (см. Kane, III, рч 739).

3. Имеются в виду поминальные обряды шраддха, совершаемые ежемесячно в дни новолуния, во время которых домохозяин угощает брахманов и родственников (см. «Законы Ману», гл. 3).

4. Этот обычай упоминается еще в древнейших ведических сутрах (см. Macdonell, р. 108).

5. Ср. выше цитату из «Федона».