АБУ РЕЙХАН БИРУНИ

ИНДИЯ

КИТАБ ТАРИХ АЛ-ХИНД

(КНИГА ИСТОРИИ ИНДИИ)

ГЛАВА LXIII — О ТОМ, ЧТО ОСОБО КАСАЕТСЯ БРАХМАНОВ, И О ТОМ, ЧТО ОНИ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ В ТЕЧЕНИЕ СВОЕЙ ЖИЗНИ

Жизнь брахмана, после того как ему исполнится семь лет, делится на четыре периода. Первый период начинается с восьмым годом, когда другие брахманы приходят к нему, чтобы его наставить, преподать ему его обязанности и заповедать ему следовать им неотступно и придерживаться их в течение всей его жизни. Затем они обвязывают его чресла поясом и надевают [через плечо] пару яджнопавит, а это — веревки, сплетенные из девяти крепких концов, и еще одну, третью яджнопавиту, свитую из холста и протянутую через левое плечо к правому боку. Ему дают посох, который он должен держать в руке и кольцо из травы, называемой дарбха, для ношения на мизинце правой руки; это кольцо называется павитра. Его предназначение — быть добрым знамением и благословением для тех, кто получает дары из этой руки. Ношение кольца не является такой строгой обязанностью, как ношение яджнопавиты, с которой он не должен никогда расставаться, и если он снимает ее пока ест или совершает естественную нужду, оставаясь без нее, он тем самым совершает грех, который не может быть /268/ смыт иначе, как постом или милостыней 1.

В этот первый период брахман входит до двадцать пятого года своей жизни или, как то я читал в «Вишну-пуране», до сорока восьми лет 2. То, что он должен делать в эти годы, — это предаваться аскетизму, спать на земле и приступить к изучению Вед и их толкований, а также богословских наук и закона под руководством наставника, которому он обязан служить денно и нощно. Три раза в день он должен совершать омовение и приносить жертвы огню в начале и конце дня. После жертвоприношения он должен земно кланяться своему учителю. Он должен поститься сутки и есть сутки, но мясо ему никогда не дозволено. Он живет в доме своего учителя, из которого выходит просить подаяние; в один день ему можно обойти только пять домов, будь то в полдень или вечером.

Какое бы подаяние он ни получил, он кладет его перед своим наставником, чтобы тот мог выбрать себе, что пожелает, после чего [454] наставник позволяет ему взять остальное. Таким образом, ученик питается остатками со стола наставника. Он должен носить для совершения жертвоприношения дрова для огня от деревьев двух пород: палаша 3 и дарбха. Огонь у индийцев в большом почете, и они ему приносят цветы. Так же поступают и другие народы. Они всегда считали, что жертва принята божеством, когда огонь спускался на нее. И никакой другой культ не мог их отвлечь от этого — ни поклонение идолам, ни звездам, ни коровам, ни ослам, ни статуям. Поэтому Башшар ибн Бурд сказал: «Огню поклоняются с тех пор, как был огонь» 4.

Второй период жизни брахмана — от двадцати пяти до пятидесяти лет. В «Вишну-пуране», впрочем, вместо пятидесяти указано семьдесят лет 5. Там же говорится, что наставник позволяет брахману создать семью. Он женится, обзаводится хозяйством и думает о потомстве, хотя и имеет сношения с женой не более одного раза в месяц, после ее очищения от месячных. При этом он не может жениться на женщине старше двенадцати лет.

Он зарабатывает себе на жизнь или обучением брахманов и кшатриев, получая за это вознаграждение в виде даяний, а не платы, или же подарками, которые получает за то, что приносит за кого-либо жертвы огню. Он может еще просить подаяние у царей и знатных людей, но не должен настаивать на своей просьбе, чтобы не принуждать дающего. В их домах всегда живет брахман, на которого возложены дела веры и благочестия, называемый пурохита 6. Наконец, брахман живет тем, что собирает с земли или снимает с деревьев. Он может попытать счастья в торговле тканями или фуфалом 7. Однако лучше, чтобы он сам не торговал, но чтобы для него этим занимался вайшья, так как в принципе торговля ему запрещается из-за обмана и лжи, которые с нею связаны. Торговать разрешается ему только в случае крайней необходимости, когда у него нет другого выхода.

Брахманы не обязаны, подобно другим кастам, платить налоги или нести повинности. Но для них запретно постоянно заниматься уходом за лошадьми и коровами и красильным делом так же, как брать проценты. Из всех красок синяя для брахмана является нечистой, и если она коснется его тела, /269/ ему необходимо совершить омовение. Кроме того, он должен беспрестанно бить в барабан и читать перед огнем предписанные священные тексты.

Третий период жизни брахмана длится от пятидесяти до семидесяти пяти лет, а в «Вишну-пуране» вместо семидесяти пяти лет указано девяносто. В течение этого периода брахман должен предаваться отшельничеству. Он покидает свое хозяйство, оставляя его, так же как и свою жену, если она не следует за ним в пустынножительство, на попечение своих детей. [455]

Он должен постоянно находиться вне обитаемых мест и вести такой образ жизни, какой он вел в течение первого периода. Он не должен ни жить под крышей, ни носить платья, кроме какого-нибудь древесного луба, скрывающего его чресла. Он должен спать на земле без всякой подстилки и питаться только плодами, растениями и кореньями. Он отпускает волосы и умащается маслами.

Четвертый период длится до конца жизни. Тогда он надевает красную одежду и берет в руки посох. Он предается созерцанию, освобождая свое сердце от всякой дружбы и вражды и вырывая с корнем страсти, желания и гнев, и ни с кем более не общается. Когда он направляется к какому-нибудь месту, отмеченному особой благодатью, в поисках небесной награды, он не останавливается по дороге в деревнях более чем на сутки, а в городах — более чем на пять суток. Если ему подают что-либо, он не должен сохранять остатков на следующий день. У него не должно быть другого занятия, кроме выполнения условий пути, ведущего к освобождению и достижению мокши, из которой более нет возврата в сей дольний мир.

Общие обязанности брахмана в продолжение всей его жизни состоят из благочестивых дел, раздачи и получения милостыни, ибо, то, что брахманы раздают, возвращается к отцам. Брахман должен постоянно читать [священные тексты], совершать жертвоприношения, поддерживать зажженный им огонь, приносить ему жертвы, служить ему и охранять его от угасания, с тем чтобы он мог быть сожжен в нем после смерти. Этот огонь называется хома.

Ежедневно брахман должен совершать троекратные омовения: в сандхи восхода, то есть на утренней заре, в сандхи заката, то есть на вечерней заре, и в середине дня между этими двумя моментами 8. Первое, утреннее, омовение — по причине ночного сна и потому, что за ночь все отверстия человеческого тела расслабляются: омовение очищает от состояния нечистоты и служит подготовлением к молитве.

Молитва брахманов состоит из восхваления, прославления и земного поклона: согласно своему обычаю, они склоняются на два большие пальца сложенных ладоней рук, обращаясь лицом к солнцу: солнце является их кыблой 9, где бы оно ни находилось, за исключением южной стороны, ибо индийцы не совершают никаких благочестивых дел с лицом, обращенным в эту сторону, и поворачиваются туда только в случае какой-нибудь неприятности.

Время после полудня, когда солнце начинает опускаться, более всего подходит для получения небесных наград. Поэтому брахман в это время должен быть чистым. Вечер для него является временем трапезы и молитвы. Брахман может тогда совершать эти оба дела без омовения. Таким образом, ясно, что третье омовение не столь [456] обязательно, как первое и второе. Ночное омовение необходимо для брахмана только во время затмений, чтобы он мог выполнять все, что положено при этих обстоятельствах, так же, как и совершать должные жертвоприношения.

Брахман в течение всей своей жизни питается два раза в сутки: в полдень и при наступлении темноты; когда он хочет есть, то он начинает с того, что /270/ отделяет от подаяния количество, достаточное для насыщения одного или двух человек, в особенности для чужих брахманов, которые могут прийти под вечер просить. Быть же негостеприимным по отношению к ним считается великим грехом. Затем он откладывает пищу для животных, птиц и огня. Над остальным он возносит хвалу богу и съедает это. Остатки от своего обеда он оставляет вне дома и не приближается к ним, так как они более ему не позволены, а принадлежат случайному прохожему, нуждающемуся в нюх, будь то человек, птица, собака или кто-нибудь еще.

Брахман должен иметь отдельный сосуд для воды, и если кто-нибудь воспользуется им, его разбивают; то же относится и к его посуде для еды. Я видел брахманов, которые позволяли своим близким есть из одной чаши с ними, но все другие это не одобряют.

Брахман должен жить между рекою Синда с северной стороны и рекой Чарманумата [Чарманвати] с южной стороны. Ему не дозволено переходить эти границы, чтобы попасть в страну тюрков или в страну Карната. Кроме того, он должен жить, имея океан с востока и с запада от себя. Говорят, что он не должен оставаться на земле, где не растет трава, из которой делается его кольцо на мизинце, и где не пасутся газели черной масти, а это описание подходит для всей страны, расположенной за указанными пределами. Если же он перейдет за них, он совершит грех и обязан искупить его.

В стране, где не весь пол дома обмазывается глиной, чтобы всегда было готово место для еды, но для каждого из едоков приготовляют отдельное место трапезы, поливая водой и обмазывая коровьим навозом это место, форма трапезы брахмана должна быть квадратной. Те, кто приготовляет такие трапезы, утверждают, что причиной их приготовления служит то, что место, где едят, становится нечистым из-за еды; и потому, когда кончают есть, место это моют и обмазывают глиной, чтобы оно вновь стало чистым. Если же нечистое место не отмечено, то считают, что все места одинаково нечисты из-за сходства одних мест с другими.

Пять сортов растений запрещены брахманам [в пищу] священными текстами: лук, чеснок, тыква и корень растения, похожего на морковь, называемый гринджана, а также еще одно растение, называемое нали, которое растет у них вокруг водоемов 10.


Комментарии

1. Дарбха (darbha, дарбахи) — трава Saccharum cylindricum; название дарбха применяется также к другим травам, используемым в ритуале. Кольцо павитра (pavitra, пабитра — «очищающее») из травы куша носят обычно на безымянном пальце (см. Мonіеr-Wіllіams, p. 611).

2. Четыре ступени жизни брахмана (так называемые четыре ашрама) описываются в «Вишну-пуране», кн. 3, гл. 9; однако сроки в оригинале не указаны. Согласно «Законам Ману» (гл. З, шл. 1), первый период в жизни брахмана, период учения, начинающийся с восьмилетнего возраста, продолжается 36 или 18, или 9 лет, или же до полного усвоения Вед.

3. Палаша (palaga, плас), дерево Butea Frondosa.

4. Башшар ибн Бурд — знаменитый арабский поэт; происходил из знатного иранского рода, от рождения был слепым; известен своей приверженностью к зороастризму, вольнодумством и сатирическими стихами. Убит в 167/783 г. (Brockelmann, GAL, I, S. 73-74. SB, I, S. 108-110). Ал-Бируни цитирует знаменитое полустишие, в котором поэт выразил зороастрийскую идею прославления огня.

5. В оригинале этот срок не указан.

6. Пурохита (purohita, прихиту) — домашний жрец.

7. Фуфал — плоды арековой пальмы Аrеса catechu L., которые под тем же названием (фуфал) были известны Афанасию Никитину.

8. Samdhi (снд) — здесь: «сумерки, промежуток времени между днем и ночью».

9. Кибла (у мусульман) — направление в сторону Мекки (Каабы), в которую обращаются во время молитвы.

10. Гринджана (gritjana, гаринчану) — вид красного лука или чеснока, запретный для употребления в пищу. Нали (nali, нали) — здесь, по-видимому, род тростника; название различных растений.