АБУ РЕЙХАН БИРУНИ

ИНДИЯ

КИТАБ ТАРИХ АЛ-ХИНД

(КНИГА ИСТОРИИ ИНДИИ)

ГЛАВА LX, ГДЕ РАССКАЗЫВАЕТСЯ О ПАРВАНЕ

Пределы, в которых может происходить затмение, и число их [лунных] месяцев /258/ полностью разъясняются в шестой главе «Альмагеста». Индийцы называют период времени, в начале и в конце которого происходят лунные затмения — нарван. Сведения об этом берутся из «Самхиты». Ее автор, Варахамихира, говорит: «Каждые шесть месяцев образуют парван, в течение которого может произойти затмение. Эти затмения составляют цикл из семи затмений, каждый из которых имеет своего хозяина и свои предсказания, как показано в нижеследующей таблице:

Порядок парванов

Хозяева

парванов

Предсказания

1

Брахма

Благоприятствует брахманам. Скотоводство в этот период преуспевает, увеличиваются урожаи. Господствует всеобщее благоденствие и спокойствие

2

Шашин, то есть Луна

То же, что и для первого парвана, но только во время него редки дожди и ученые болеют

3

Индра-владыка

Цари боятся друг друга, и благополучие прекращается. Осенние урожаи гибнут

4

Кубера, то есть хозяин севера

Наступает изобилие плодов и довольство. Богачи уничтожают свое имущество

5

Варуна, т. е. хозяин воды

Не благоприятствует царям, но благоприятен всем прочим. В нем увеличиваются урожаи

6

Агни, то есть огонь, также называемый Митракхья

Изобилуют воды и хорошие урожаи. Наступает всеобщее благополучие и спокойствие. Мор и смерть идут на убыль.

7

Яма, а это ангел смерти

Дожди скудны и посевы гибнут, и это приводит к голоду 1 [441]

Вычисление парвана, в котором ты находишься, по зиджу «Кхандакхадьяка», следующее: «Ахаргану, вычисленную по этому зиджу, записывают в двух местах. В одном месте ее умножают на пятьдесят и делят произведение на 1 296, считая за единицу дроби, если они не меньше половины. К частному прибавляют 1 063, а эта сумма прибавляется к числу, написанному на втором месте. Затем полученная [вновь] сумма делится на 180. Полученное частное, состоящее из целых единиц, выражает число полных парванов. Оно делится на семь, и получаемый остаток, который не больше [семи], выражает расстояние данного парвана от первого парвана, то есть того, который находится под покровительством Брахмы. Остаток меньше 180, который получается при делении, представляет истекшую часть того парвана, в котором ты находишься. Его нужно вычесть из ста восьмидесяти. /259/ Если остаток меньше пятнадцати, лунное затмение возможно или даже неизбежно; если остаток больше, оно невозможно. Поэтому надо всегда тем же способом вычислять время, [которое прошло до того парвана, в котором ты находишься]». В другом месте той же книги мы читаем следующее: «Возьми кальпу-ахаргану, я разумею прошедшие дни кальпы. Вычти из нее 96 031 и напиши остаток в двух разных местах. Из нижнего числа вычти 84 и раздели разность на 561. Из верхнего числа вычти частное и раздели остаток на 173. Отбрось частное и остаток раздели на семь. Частное выражает парваны, начинающиеся с брахмади» 2.

Оба эти действия не согласованы, и как будто во втором действии что-то выпало или изменилось при переписке.

Те [астрологические] предсказания, которые приводит Варахамихира, противоречат его глубоким познаниям. Дело в том, что он говорит: «Если затмение не произошло в данном парване, но затем произойдет в другом цикле, то не будет дождей и наступит сильный голод и смертоубийство» 3. Если в этом месте переводчик не ошибся, то это описание относится к каждому парвану, предшествующему такому парвану, в котором происходит затмение.

Еще более удивительны следующие его слова: «Если затмение наблюдается раньше, чем это предвидится вычислением, дождей будет мало и меч будет обнажен. Если же наблюдение затмения запаздывает по отношению к сделанному ранее вычислению, то наступят мор, смерть и гибель посевов, плодов и душистых трав». Он сказал: «Все это я нашел в книгах древних и переписал. Если кто хорошо вычисляет и овладел этим искусством в совершенстве, то у него никогда не получится в его вычислениях, чтобы затмение наступило слишком рано или слишком поздно. Если же Солнце затмевается и меркнет вне парвана, знай, что ангел, называемый Тваштри, затмил его». [442]

Эти слова похожи на то, что он говорит в другом месте: «Когда поворот к северу бывает до вхождения Солнца [в знак] Козерога, южные и западные страны подвергнутся разорению. Если поворот к югу происходит раньше, чем Солнце входит в голову Рака, то будут разорены восточные и северные страны. Если поворот совпадает с вхождением Солнца в начало каждого из этих двух знаков зодиака или будет иметь место после того, наступит общий мир для всех четырех стран света и благоденствие в них возрастет» 4.

Такие слова явно походят на бред сумасшедшего, если под ними не скрывается неизвестный нам тайный смысл.

После этого мы должны рассказать о «хозяевах времен», ибо и они также представляют циклы, которые сменяют одни другие, а вместе с ними мы упомянем о всем том, что к ним относится.


Комментарии

1. «Семь божеств считаются правителями периодов затмений, каждый на шесть месяцев, последовательно: Брахма, Луна, Индра, Кубера, Варуна, Агни и Яма. В период, управляемый Брахмой, процветают брахманы и скот, царят благосостояние и безопасность и всходят посевы зерна. То же й в период, управляемый Семой (Луной); [но] в это [время происходит] притеснение ученых и [ощущается] недостаток дождя. В период Индры [может быть] раздор между властителями, гибель озимых и отсутствие безопасности. В период Куберы богачи теряют состояние, но [в то же время наблюдается во всем] изобилие. Период Варуны неблагоприятен для царей, но [обеспечивает] для других и хороший урожай. Период Агни, называемый также по Митре (Mitrakhya, мутрак), [дает] зерно, здоровье, безопасность и дождь. Период Ямы приносит засуху, нищету и неурожай» (Брихат-самхита, гл. 5, шл. 19-23).

2. Brahmadi (брхмад), т. е. «начиная с Брахмы».

3. «Любой другой период затмений неблагоприятен и приносит голод, мор и засуху» (Брихат-самхита, гл. 5, шл. 23).

4. «Если затмение происходит раньше [вычисленного срока], гибнут зародыши во Чреве и разгорается война; если позднее — гибнут цветы и плоды, [возникает] бедствие и неурожай. Эти последствия преждевременных или запоздавших затмений упомянуты здесь в соответствии с древними книгами; потому что для сведущего в математической астрономии не [может возникнуть] вопроса о несвоевременном затмении... Когда существо, называемое Тваштри, затмевает диск Солнца не во время периода затмения, [Солнце] приносит гибель семи властителям и их народу войной, огнем и голодом... Если Солнце возвращается, не достигнув Козерога, оно приносит гибель западным и южным странам; если оно возвращается, не достигнув Рака, оно губит север и восток. Возвращаясь по достижении точки зимнего солнцестояния, оно приносит безопасность и богатый урожай зерна; оно следует тогда закону природы» (Брихат-самхита, гл. 5, шл. 24-25; гл. 3, шл. 6, 4, 5).