АБУ РЕЙХАН БИРУНИ

ИНДИЯ

КИТАБ ТАРИХ АЛ-ХИНД

(КНИГА ИСТОРИИ ИНДИИ)

ГЛАВА LIX, РАССКАЗЫВАЮЩАЯ О СОЛНЕЧНОМ И ЛУННОМ ЗАТМЕНИЯХ

Индийским астрономам прекрасно известно, что Луна затмевается тенью Земли и что Солнце затмевается Луной, и на этом они основывают свои вычисления в зиджах и других трудах. Варахамихира говорит в книге «Самхита»: «Некоторые ученые утверждают, что Голова принадлежала к дайтьям и что матерью ее была Симхика. После того как ангелы вынесли из океана приятную пищу [амриту], они попросили Вишну распределить ее между ними. Когда он это делал, Голова пришла тоже, приняв облик ангела и затерявшись среди них. Когда Вишну подал ей долю приятной пищи, она взяла ее и выпила. Но тогда Вишну, распознав, кто перед ним, ударил своей округлой чакрой и отрубил Голову. Однако Голова продолжала жить благодаря тому, что пища бессмертия находилась у нее во рту. Тело же умерло, так как его еще не достигла та пища и сила ее еще не распространилась в нем. Тогда Голова смирилась и сказала: «За какой грех это было сделано со мной?» За это Голова была награждена вознесением на небо и сопричислением к небожителям.

Другие полагают, что у Головы есть тело, подобное Солнцу и Луне, но только оно черное и темное и потому его нельзя видеть на небе. Брахма-прародитель приказал, чтобы оно никогда не появлялось на небе, кроме как во время затмений.

Иные еще говорят, что голова и хвост этого тела похожи на голову и хвост змеи, и есть такие, которые утверждают, что у него нет другого тела, кроме видимой черноты».

Завершив рассказ об этих бессмыслицах, Варахамихира продолжает:

«Если бы Голова обладала телом, она бы действовала прямым соприкосновением, тогда как мы находим, что она затмевает на расстоянии, когда между нею и Луной есть промежуток в шесть знаков [435] зодиака. Кроме того, ее движение не увеличивается и не уменьшается, так что нельзя представить себе, чтобы затмение вызывалось ее телом, достигающим места лунного затмения.

А если кто-нибудь склоняется к такому ошибочному мнению, пусть он нам скажет, для чего вычислены периоды вращения Головы и для чего они выверены при его равномерности. Если Голову представляют себе в виде змеи с головой и хвостом, то почему она не затмевает на расстоянии меньшем или большем, чем шесть знаков зодиака, в то время как между ее головой и хвостом есть ее тело, которым обе эти конечности соединены между собой? Но она не затмевает ни одно из обоих светил, [Солнце и Луну], ни неподвижные звезды лунных стоянок иначе как только в случае, если это будут две затмевающих головы, противостоящие одна другой.

Если бы было так и Луна взошла бы, будучи затмеваема одной из двух голов, то Солнце неизбежно зашло бы, будучи затмеваемо другой головой. Также, когда /255/ Луна зашла бы скрытая затмением, то и Солнце взошло бы тоже скрытое затмением. Ничего подобного, однако. никогда не бывает.

Как говорят ученые, вспомоществуемые богом, затмение Луны — это ее вступление в тень [Земли], а затмение Солнца состоит в том, что Луна скрывает его от нас. Поэтому лунное затмение никогда не может наступить с запада, а солнечное затмение — с востока.

Длинная тень тянется от Земли, как тянется, например, тень дерева.

Когда Луна, находясь в седьмом знаке своего расстояния от Солнца, имеет малую широту и не расположена слишком далеко к северу или югу, то в этом случае она вступает в тень Земли и затмевается ею. Первое соприкосновение происходит с восточной стороны.

На Солнце же Луна находит с западной стороны и закрывает его так, как скрыла бы его часть облака. Площадь покрытия различна в различных областях.

Так как то, что покрывает Луну, велико, ее свет уменьшается, когда половина ее затемнена; а так как то, что закрывает Солнце, не велико, лучи Солнца достаточно сильны даже при затмении.

Природа Головы не имеет ничего общего с лунным и солнечным затмениями: на том сходятся все ученые в своих книгах».

Закончив описание сущности обоих затмений по мере своего знания, Варахамихира выражает жалость к тем, кто этого не знает, и добавляет: «Тем не менее, простые люди много шумят о том, что Голова служит причиной затмений, и говорят: если бы Голова не появлялась и не приносила с собой затмения, брахманы не должны были бы тогда совершать обязательное омовение». [436]

Варахамихира далее говорит:

«Причина этого заключается в том, что Голова смирилась, когда была отрезана, и получила от Брахмы в удел часть жертвоприношений, которые брахманы приносят огню во время затмения.

И она находится вблизи от места, в котором происходит затмение, в поисках своей доли. Поэтому люди в это время часто вспоминают Голову, рассматривая ее как причину затмения тогда как она не имеет ничего общего с ним, ибо оно зависит только от прямого положения или отклонения лунной орбиты» 1.

Эти слова Варахамихиры, несмотря на то, что выше мы не раз могли убедиться в его точном знании устройства мира, все же нельзя одобрить, если не принять во внимание, что он временами высказывался заодно с брахманами, к которым принадлежал и тесное общение с которыми для него было неизбежно. Далее, он не заслуживает и порицания, ибо его стопы твердо опираются на истину и он открыто ее провозглашает, как, например, в приведенном нами рассказе с его слов относительно сущности сандхи (См. выше, стр. 322 ).

Если бы все достойные люди следовали его примеру! Посмотри, однако, на Брахмагупту, а он самый превосходный представитель этого сословия у индийцев. Ведь он, принадлежа к брахманам, которые вычитывают в своих пуранах, что Солнце ниже Луны, и которым, вследствие этого, нужна Голова, кусающая Солнце, чтобы оно могло затмиться, отбрасывает правду и поддерживает ложь, хотя вполне возможно, что от сильнейшего раздражения он говорит это, издеваясь над ними, или же вынужденно, как человек, сознание которого помрачено страхом смерти. Вот что он говорит в первой главе «Брахма-сиддханты» 2.

«Среди людей есть такие, которые думают, что затмения не вызываются Головой. Это абсурдное мнение, ибо это она вызывает затмения и большинство жителей мира /256/ говорят, что это именно она вызывает их. В Ведах, которые есть слово божие из уст Брахмы, говорится, что Голова вызывает затмения; то же говорится и в книге «Смритиж, составленной Ману, и в «Самхите», составленной Гаргой, сыном Брахмы, Напротив того, Варахамихира, Шришена, Арьябхата и Вишнучандра, идя наперекор всем, из вражды к упомянутым [священным] словам, утверждают, что затмение вызывается не Головой, а только Луной и тенью Земли. Ибо, если бы Голова не вызывала затмения, все действия брахманов во время затмения, а именно: умащение себя подогретым маслом и остальные предписания ритуала поклонения, установленного для времени затмения, оказались бы напрасными, за которые нет никакой награды. [437]

Человек, опровергая это, становится вне общего согласия, что не дозволено. Ману говорит в «Смрити»: «Когда Голова затмевает одно из двух светил, [Солнце или Луну,] все воды на земле очищаются и по чистоте становятся подобными воде Ганга. А в Ведах говорится: «Голова — сын женщины из дочерей дайтьев, по имени Сайнхика» 3. Вследствие этого и совершают обычные благочестивые деяния. Потому эти авторы должны прекратить свое сопротивление большинству, ибо все, что есть в Ведах, в «Смрити» и в «Самхите», — верно».

Если Брахмагупта в этом отношении является одним из тех, о ком Аллах всевышний сказал: «Они отвергли наши знамения из жестокости и высокомерия, хотя души их признали их истинность» 4, мы не станем спорить с ним, но только шепнем ему на ухо: если для тех людей обязательно перестать враждовать с религиозным писанием, почему же ты, заповедуя людям соблюдение благочестия, забываешь про самого себя и после этих слов принимаешься вычислять диаметр Луны, чтобы объяснить, как она затмевает Солнце, и вычислять диаметр тени Земли, чтобы объяснить, как она затмевает Луну? Почему же ты вычисляешь оба затмения сообразно теории этих упрямцев, а не согласно воззрениям тех, с кем ты считаешь нужным согласиться? Если брахманам заповедано выполнять какое-нибудь благочестивое действие или что-либо иное при наступлении затмения, то затмение является всего лишь моментом времени для совершения этих действий, а не их причиной. Так же, как и нам, [мусульманам,] то повелевается совершать молитвы, то они нам воспрещены при определенных положениях Солнца и его света, которые приняты только как обозначения времени совершения молитв, а не потому, что Солнце как-либо входит в наше богослужение.

Далее, если словами «большинство придерживается этого» Брахмагупта подразумевает совокупность обитателей населенной части земли, то как он далек от знакомства с их воззрениями путем ли точного знания или посредством предания! Ведь Индия по сравнению со всей населенной частью земли незначительная, маленькая страна, и количество людей, которые отличаются от индийцев своими воззрениями и религией, больше, чем число тех, которые согласны с ними.

Если же Брахмагупта подразумевает под этим совокупность индийцев, то необразованных среди них гораздо больше, чем образованных, а толпа и в наших книгах откровения порицается и осуждается за свое невежество, постоянное сомнение и неблагодарность.

Я полагаю, что Брахмагупту заставило высказать вышеупомянутые слова нечто вроде сократовской беды, которая постигла его, несмотря на великую его ученость и остроту его ума, при его раннем возрасте и его молодости в то время, /257/ ибо он написал [438] «Брахма-сиддханту», когда ему было всего тридцать лет от роду. Если в этом его оправдание, мы принимаем его, и дело с концом!

Что касается вышеупомянутых людей, с которыми не должно расходиться во взглядах, то где им понять астрономическую теорию относительно того, что Луна затмевает Солнце, когда в своих пуранах они помещают Луну над Солнцем. Ведь то, что находится выше, не может скрывать то, что ниже, из виду тех, кто находится ниже их обоих. Поэтому они нуждались в каком-нибудь существе, которое хватало бы Луну и Солнце, как рыба хватает хлеб, и придавало бы им ту форму, в какой являются их затмеваемые части. Ведь ни один народ не избавлен от невежественных людей и руководителей, еще более невежественных, которые «понесут свои бремена и [еще] бремена вместе с их бременами» 5 и которые напрасно увеличивают свой ум!

Затем удивительно то, что Варахамихира рассказывает о некоторых древних [писателях], которых следует оставить без внимания, если не должно опровергать их слова, именно, что они старались предсказывать затмение, наливая небольшое количество воды и такое же количество масла в широкий сосуд с плоским дном на восьмой из лунных дней, а затем рассматривали места, где масло соединялось и разбегалось. Начало затмения они связывали с местом соединения, а его конец относили к месту рассеяния.

Варахамихира рассказывает также, что кое-кто думал, что причиной затмения является конъюнкция планет, тогда как другие пытались предсказать затмение по зловещим стихийным происшествиям, вроде падения звезд, появления кометы, гало, мрака, ураганов, оползней и землетрясений. «Эти явления, — говорит он, — не всегда совпадают с затмениями и не являются их причиной; общее с затмениями у них — только их зловещая сущность. Разумное объяснение далеко от таких бессмыслиц».

Этот же человек, прекрасно зная характер своих соотечественников, а именно, что они любят смешивать маш с кормовыми бобами и жемчуг с навозом, говорит, не приводя источника своих слов: «Если во время затмения подует сильный ветер, следующее за ним затмение будет через шесть месяцев; если упадет звезда, следующее за этим затмение будет через двенадцать месяцев; если воздух наполнится пылью, затмение будет за этим через восемнадцать месяцев; если произойдет землетрясение, затмение будет через двадцать четыре месяца; если потемнеет воздух, оно будет после того через тридцать месяцев; если выпадет град — через тридцать шесть месяцев» 6.

И я считаю, что обойти это молчанием — единственный подходящий ответ. [439]

Я не премину отметить, что различные виды затмений, описанные в «Зидже» ал-Хоризми, хотя и хорошо представлены на словах, но противоречат действительным наблюдениям. Описание индийцами этого явления более верно и правильно, а именно: затмение, когда оно покрывает меньше половины тела Луны, имеет цвет дыма, когда оно полностью закрывает одну из ее половин, оно угольно-черного цвета, когда затмение покрывает более половины ее тела, цвет его средний между черным и красным и, наконец, когда оно полностью покрывает тело Луны, оно желто-коричневое.


Комментарии

1. «Некоторые говорят, что Раху — поистине голова дайтьи; которая отделена от тела, осталась тем не менее живой благодаря тому, что отведала амриты и стала планетой. Имея ту же форму, что и диск Солнца и Луны, и будучи темным, он не может поистине быть видимым в небе, кроме как в период затмений, когда он показывается по разрешению Творца. Другие утверждают, что Раху имеет тело, состоящее только из головы и хвоста, как у змеи. Еще другие говорят, что сын Симхики бестелесен и непрозрачен. Но если Раху, имеющий круглую форму, есть тело, движущееся через знаки зодиака, или если он — голова, как может он поглощать на расстоянии (Половины зодиака и [как может] его движение подчиняться определенному закону? А если его движение не подчиняется закону, как может оно быть определено вычислением? А Раху, известный как «Пасть» и «Хвост», почему не поглощает на близком расстоянии? Раху же, имеющий форму огромной змеи, должен поглощать хвостом или пастью; почему же тогда часть его тела между пастью и хвостом не покрывает половины зодиака? Если же существуют два Раху, то во время затмения Луны, на закате или восходе ее Солнце тоже должно затмеваться вторым Раху, находящимся [на расстоянии] шести знаков от первого. Во время затмения Луна вступает в тень Земли; во время солнечного затмения — Солнце. Поэтому лунное затмение не начинается с запада, а солнечное — с востока. Как тень от дерева простирается в одну сторону, так же и тень Земли каждую ночь вследствие сокрытия света Солнца. Когда Луна находится на седьмом знаке от Солнца, не слишком далеко к югу или к северу, тогда, двигаясь вперед, она входит в земную тень. Луна, двигаясь в нижней сфере, находит на Солнце, как туча, с запада. Поэтому солнечное затмение имеет различный вид в зависимости от точки зрения. То, что покрывает Луну, — больше ее; поэтому рога [полумесяца] образуют тупые углы, когда она затмевается наполовину. Напротив, тело, затмевающее Солнце, — меньше его, и рога Солнца образуют острые углы. Такова причина затмения, как она излагается учителями небесной науки; истина науки может быть выражена так: «Раху здесь не при чем». Что же касается демона Раху, Творец даровал ему право в период затмений питаться долей от приношений богам. С тех пор... имя «Раху» стало иносказательным средством выражения. Северная или южная точка пересечения орбит Луны [и Солнца] в математической астрономии также иносказательно называется Раху» (Брихат-самхита, гл. 5, шл. 1-15). Симхика (Simhika, сингахигу) в индийской мифологии — мать демона Раху (Головы), поглощающего Солнце и Луну во время затмений.

2. Цитата из 21-й главы «Брахма-спхута-сиддханты».

3. Сайнхика (Saimhika, сйигу) — «сын Симхики», т. е. Раху.

4. Коран, XXVII, 14.

5. Коран, XXIX, 12.

6. «Если во время затмения возникнут эти знамения: буря, падение метеоров, смерчи, землетрясение, тьма, гром, другое затмение последует через шесть месяцев, двенадцать месяцев и так далее в правильной последовательности» (Брихат-самхита, гл. 5, шл. 17, 16).