АБУ РЕЙХАН БИРУНИ
ИНДИЯ
КИТАБ ТАРИХ АЛ-ХИНД
(КНИГА ИСТОРИИ ИНДИИ)
ГЛАВА XLIV, В КОТОРОЙ РАССКАЗЫВАЕТСЯ О МАНВАНТАРАХ
Подобно тому как семьдесят две тысячи кальп приравниваются [продолжительности] жизни Брахмы, точно так же манвантара, которая значит «период Ману», приравнивается жизни Индры, чье владычество прекращается вместе с окончанием манвантары. Его место занимает другой, [Индра], который затем владычествует над миром в течение новой манвантары. Брахмагупта говорит: «По мнению того, кто утверждает, что не существует никакого сандхи между двумя манвантарами и считает каждую манвантару [равной] семидесяти одной чатур-юге, кальпе недостает шести чатур-юг [до тысячи], а такое недоставание до тысячи, подобно превышению над ней, противоречит [данным] книги «Смрити» 1.
Далее он говорит: «Арьябхата упоминает в своих двух книгах, одна из которых называется «Дашагитика», другая — «Арьяшташата», что каждая манвантара — это семьдесят две чатур-юги, Следовательно, по его словам, в кальпе тысяча восемь чатур-юг».
В книге «Вишну-пурана» приводится такой ответ Маркандеи Ваджре: «Пуруша есть владыка Вселенной, а владыка кальпы /194/ —Брахма, владыка мира, владыкой же манвантары является Ману. Этих Ману четырнадцать, и в начале каждой манвантары земные цари происходят от них» 2. Имена их мы даем в следующей таблице 3 [см. на стр. 338].
Разнобой в названиях будущих манвантар, то есть тех, что следуют после седьмой, имеет, как я думаю, ту же причину, как и упоминавшееся ранее аналогичное явление в названиях двип, а именно в стремлении людей сохранить сами названия, а не их последовательность. Опираться здесь можно на предания из «Вишну-пураны», поскольку там даются порядковые номера манвантар, которые называются и описываются так, что это внушает доверие к той [338]
Порядковый номер манвантар |
Названия манвантар как они даны в «Вишну- пуране» |
Их названия, как они даны в «Вишну дхарме» |
Их названия по другому источнику |
Имена Индры, как они даны в «Вишну- пуране» |
Имена детей Ману—земных царей в начале каждого периода, как они даны в «Вишну-пуране» |
|
1 |
Сваямбхува |
Сваямбхува |
Сваямбхува |
Ману как владыка первой манвантары есть Индра, не имеющий ничего общего с кем-либо другим |
||
2 |
Сварочиша |
Сварочия |
Сварочиша |
Випашчит |
Первый из детей Ману Чайтрака [?] |
|
3 |
Ауттами |
Ауттами |
Ауттами |
Сушанти |
Судивья [?] |
|
4 |
Стамаса [?] |
Стамаса |
Утамаса [?] |
Шикхин |
Нара, Кхьяти, Шантахая, Джануджангха |
|
5 |
Райвата |
Райвата |
Райвата |
Аутата [?]
|
Балабандху, Сусамбхавья, Сатьяка, Синдху [?] Ребха [?] |
|
6 |
Чакшуша |
Чакшукха |
Чакшуша |
Маноджава |
Пуру, Муру, Шатадьюмна, Прамукха [?] |
|
7 |
Вайвасвата |
Вайвасвата |
Вайвасвата |
Пурандара |
Икшваку, Набаса [?] Дхришна, Шарьяти |
|
8 |
Саварни |
Саварни |
|
Саварни |
Бали—заточенный царь |
Вираджас, Ашчарвари, Нирмогха |
9 |
Дакша |
Вишну-дхарма |
Брахмапутра |
Махавирья |
Дхритакету, Нирамая, Панчахаста |
|
10 |
Брахмасаварни |
Дхармапутра |
Вишнупутра |
Шанти |
Сукшетра, Уттамауджас, Бхуришена |
|
11 |
Дхармасаварни |
Рудрапутра |
Рудрапутра |
Вриша |
Сарватрага, Деваника, Судхарматман [?] |
|
12 |
Рудрапутра |
Дакшапутра |
Дакшапутра |
Ритадхаман |
Девата [?], Ванупадевашча, Девашрештха |
|
13 |
Раучья |
Райбхья [?] |
Райбхья [?] |
Диваспати |
Читрасена, Вичитраадья [!] |
|
14 |
Бхаутья |
Бхаутья |
Бхуми [?] |
Шучи |
Урур, Габхира, Будхньяадья [!] [339] |
последовательности, в которой они приводятся. Но мы воздерживаемся от изложения всего этого, поскольку в нем мало пользы,
В той же книге говорится, что царь Майтрея, который был кшатрием, спросил Парашару, отца Вьясы, о минувших и будущих манвантарах. В ответ последний перечислил имена, под которыми известен каждый Ману, совпадающие с именами, приведенными нами в таблице. Там же утверждается, что дети каждого Ману являются царями на земле, и приводит их имена такими, как мы записали [в таблице]. Еще там говорится, что Ману второй, третьей, четвертой и пятой манвантар — это дети Приявраты, который был отшельником, усердно искавшим близости к Вишну, почему он и удостоил его детей такого высокого положения 5.
Комментарии
1. См. «Брахма-спхута-сиддханта», гл. 1, шл. 9-10.
2. «Божеством кальпы является Брахма, которому принадлежит весь мир; но [владыками] манвантар являются четырнадцать Ману...» (Вишну-дхармоттара, 1, 81, 3).
3. В нижеследующей таблице перечень имен четырнадцати Ману по «Вишну-пуране» в точности соответствует оригиналу (кн. III, гл. 1 и 2): Svayambhuva (свайнбхуба), Svirocisa (сваруджиша), Auttami (утам), Tamasa (у ал-Бируни ошибочно стамиш), Raivata (райвата), Caksusa (джакшиша), Vaivasvata (байвасват), Savarni (сабари), Daksasavarni (дакш), Brahmasavarni (брхм сабарн), Dharmasivarni (дхрм сабарн), Rudraputra (рудрапутр), Raucya (равч), Bhautya (бахвута). Текст «Вишну-дхармоттары» в соответствующем месте испорчен (1, 81, 4-6), однако, по-видимому, ал-Бируни передает имена правильно, но вместо Svarociya (сваруджж), в оригинале Svаrocisa, как в «Вишну-пуране» вместо Sаvarni — Savarna, вместо Visnu-Dharma (бшн дхрм) — Brahmaputra; Stamasa, Caksukha (джактк) и Raibhya (рибай) — очевидно, ошибки вместо обычных написаний, соответствующих «Вишну-пуране». В перечне по «другому источнику» (оставшемуся неизвестным) ошибочными, очевидно, являются написания Utamasa (? ’втамш), Raibhya (риб) и Bhumi (? бхвм). Visnuputra (бшн бтр) — «Сын Вишну». Перечень «Индр», т. е. главных божеств каждой манвантары, за небольшими исключениями, соответствует оригиналу: Vipagcif (ббедж), Sugаnti (шушанти), Сikhin (шихи), Vibhu (вместо Autata? ’втату), Manojava, (манвзабу), Purandara (пурандру), Bali (бл), Adbhuta (Mahavirуа, мхафайраджу, названный у ал-Бируни, не имя, а эпитет этого божества: «могущественный, мужественный»), Сanti (шанти), Vrsa (бршу), ptadhaman (ритадхам), Divaspati (диваспати), Сuci (шиджу). Имена сыновей Ману у ал-Бируни приведены не полностью по сравнению с «Вишну-пураной»; правильные написания перемежаются с ошибочными; в оригинале помимо других перечислены: Caitra (у ал-Бируни Caitraka? джитрк), Divya (у ал-Бируни из перечисления Paragu, Divya ошибочно: Sudivya, судибб), Nara (нр), Khyati (киат), Сantahaya (шантах), Janujarigha (джанзнк); Balabandhu (блбнд), Susambhavya (свенбхб). Satyaka (сатк); что касается Sindhu (? сйид) и Rebha (рив ?), эти имена в оригинале отсутствуют; Uru, Риги (вместо Риги, Миги, пвр, мр у ал-Бируни), Сatadyumna (стдмн); не назван Pramukha (? прмх); Iksvaku (’кшавак), Nabhaga (у ал-Бируни Nabasa?, ибс), Dhrsta (вместо Dhrsna, дршн), faryati (ерджат) и др.; Virajas (брз), Arvarivat (у ал-Бируни Agcarvari? шджарбри), Nirmoha (вместо Nirmogha? нирмвк); Dhrtaketu (дрткит), Niramaya (нрами), Pahcahasta (бндж хст) и др.; Suksetra (сукшитр), Uttamaujas (’втмз), Bhurisena (бхвришн); Sarvatraga (србрк), Devanika (дибаник), Sarvadharman (вместо Sudharmatman? сдр матм, едхр матм); Devavat (у ал-Бируни: Devavata, дивт), Upadeva (у ал-Бируни Vanupadevagca, банзивашдж; ошибка вследствие неправильного разделения Devavan Upadevag ca), Devagrestha (дившришт); Citrasena (читpсйн), Vicitra (у ал-Бируни: бджтрайа вследствие ошибочного прочтения Vicitradya «Вичитра и другие»); Uru (’врр), Gabhira (гбxи),Bradhna (будхнади; у ал-Бируни ошибочно: будхнади из Bradhmadya — «Брадхна и другие»).
4. Здесь, очевидно, имеется в виду «Вишну-пурана», поскольку именно в этой книге вопрос задает Майтрея, а изложение ведется от лица Парашары.
5. О сыновьях Приявраты говорится в «Вишну-пуране», кн. 2, гл. 1, шл. 3, но их имена не совпадают с именами Ману-прародителей.