АБУ РЕЙХАН БИРУНИ

ИНДИЯ

КИТАБ ТАРИХ АЛ-ХИНД

(КНИГА ИСТОРИИ ИНДИИ)

ГЛАВА ХLII — О ДЕЛЕНИИ ЧАТУР-ЮГИ НА ЧЕТЫРЕ ЮГИ И О ПРОТИВОРЕЧИВЫХ МНЕНИЯХ ПО ЭТОМУ ВОПРОСУ

Автор книги «Вишну-дхарма» говорит: «Тысяча двести лет дивьи составляют [одну] югу, называемую тишья, вдвое большее количество лет — двапара, втрое — трета, вчетверо — крита, а совокупность двенадцати тысяч лет — это чатур-юга, что значит четыре юги или суммы.

Семьдесят одна чатур-юга — это [одна] манвантара, четырнадцать манвантар вместе с сандхи между каждыми двумя из них, продолжительностью в одну крита-югу, — [одна] кальпа, две кальпы — сутки Брахмы, жизнь которого длится сто лет, [состоящих] из таких суток; эти сто лет составляют [один] день Пуруши — первого человека, ни начала ни конца которого узнать невозможно» 1.

Все это Владыка воды Варуна сообщил Раме, сыну Дашаратхи, относительно древнего времени, ибо он знал его досконально. Точно так же сообщил это Бхаргава, он же Маркандея, который настолько [хорошо] знал время, что ни одно число не могло остаться неизвестным ему. Он был у индийцев чем-то вроде ангела смерти и убивал их находившимся при нем троном, будучи апратидхришья 3.

Брахмагупта говорит 4: «Книга «Смрити» говорит, что четыре тысячи лет деваки — это [одна] крита-юга, но вместе с четырьмястами лет сандхи и четырьмястами лет сандхьямши всего получится 4800 [лет деваки], что и есть крита.

Далее, три тысячи лет — трета-юга, но вместе с тремястами лет сандхи и тремястами лет сандхьямши всего получится 3600 [лет], что и есть трета.

Затем две тысячи лет — двапара, но вместе с двумястами лет сандхи и двумястами лет сандхьямши всего получится 2400 [лет], что и есть двапара.

Тысяча лет — кали, но вместе со ста годами сандхи и ста годами сандхьямши всего получится 1200 [лет], что и есть кали-юга». [328]

Вот что [еще] передает Брахмагупта из этой книги [«Смрити»]. «Годы дивьи превращают в человеческие годы, помножив их на триста шестьдесят. Следовательно, четыре юги в переводе на человеческие годы составят:

крита-юга — 1 440 000,

ее сандхи и сандхьямша — по 144 000,

сумма — 1 728 000, что и есть [одна] Крита;

трета-юга —1 080 000,

ее сандхи и сандхьямша — по 108 000,

сумма — 1 296 000, что и есть [одна] трета; /188/

двапара — 720 000,

ее сандхи и сандхьямша — по 72 000, сумма — 864 000, что и есть [одна] двапара; кали — 360 000,

ее сандхи и сандхьямша — по 36 000, сумма — 432 000, что и есть [одна] кали-юга.

Сумма криты и треты будет 3 024 000 [лет], а вместе с двапарой — 3 888 000 [лет]» 5.

Далее Брахмагупта приводит мнение Арьябхаты: «Арьябхата полагает, что четыре юги суть четыре равные доли чатур-юги; следовательно, его мнение отличается от изложенной нами выше версии «Смрити», а имеющий отличное мнение — противник» 6. Брахмагупта говорит: «А вот Паулиса заслуживает похвалы за то, что он сделал, ибо он не вступает в противоречие с книгой «Смрити». Он вычитает из 4800 лет крита-юги одну четверть этой суммы и продолжает вычитать из каждого остатка по одной четверти, в результате он получает юги, совпадающие с данными «Смрити», хотя в них недостает сандхи и сандхьямш. Греки же [ар-рум] отклоняются от предания «Смрити», ибо они не измеряют время в югах, манвантарах и кальпах».

Все это говорит Брахмагупта.

Известно, что относительно суммы лет полной чатур-юги нет разногласий. Поэтому, согласно вышеизложенному, по Арьябхате — в каждой юге 3000 годов дивьи или 1 080 000 человеческих лет, в двух югах 6 000 годов дивьи, или 2 160 000 человеческих лет, в трех югах 9000 годов дивьи, или 3 240 000 человеческих лет.

Что касается предания, возводимого к Паулисе, то он в своей «Сиддханте» устанавливает разные правила для этих чисел, часть которых можно одобрить, а часть следует отвергнуть. Так, например, в правиле для [вычисления] юг он берет за основу [число] сорок восемь и, вычтя из него одну четверть, получает тридцать шесть, откуда он опять вычитает ту же величину, ибо вычитание по одной четверти он взял за правило, и получает двадцать четыре, затем вычитает из [329] последней цифры ту же четверть и остается двенадцать. Потом он умножает каждый из этих остатков [то есть 36, 24 и 12] на сто, и в результате получаются числа годов дивьи для [четырех] юг.

Если бы он положил в основу [число] шестьдесят, поскольку многие вещи исчисляются им [и его кратными], и его одну пятую положил в основу вычитания или в качестве вычитаемого взял последовательно увеличивающиеся дроби, начиная от одной пятой, — я разумею вычитание одной пятой из шестидесяти [12], затем одной четверти [12] из его остатка [48], затем одной трети [12] из [следующего] остатка [36] и половины [12] из остатка [24], — у него получился бы результат, полученный ранее.

Возможно, что здесь Паулиса излагает лишь один из [возможных] методов, а не тот, которого придерживается он. Его книга на арабский язык целиком еще не переведена по той причине, что в его изложении специальных вопросов явно проступает религиозная направленность.

Пулиса отклоняется от приводимого им же правила, когда хочет выразить в наших годах число лет из жизни Брахмы, протекших до нынешней нашей кальпы. Это число будет восемь лет пять месяцев и четыре дня Брахмы, что в переводе на кальпы составит 6 068. Пулиса сначала переводит их в чатур-юги, умножая на число чатур-юг, содержащихся, по его мнению, в одной кальпе, то есть на 1 008, и получает 6 116 544 [чатур-юг]. Затем он переводит их в юги, умножая на четыре, и получает 24 466 176 [юг]. Далее он юги переводит в годы, умножая последнее число на число лет, содержащихся, по его мнению, в одной юге, а именно на 1 080 000, /189/ и получает 26 423 470 080 000, то есть число 139 лет, протекших из жизни Брахмы до [нынешней] нашей кальпы.

Последователям Брахмагупты может прийти в голову мысль о гом, что Пулиса не перевел чатур-юги в юги, а просто разделил чатур-юги на четыре, а затем умножил на число лет одной четверти [чатур-юги]. Мы не спрашиваем, какая польза от дробления чатур-юг на четыре части, когда у них нет дробей, которые требовали бы подобного превращения и когда умножение целых чатур-юг на годы одной полной чатур-юги, то есть на 4 320 000, могло бы заменить длинные выкладки. Однако мы говорим ему, что он волен так поступить, если бы только в другом случае он не поступил иначе: когда он хотел свести истекшие годы нашей кальпы к чатур-югам, то он умножил число истекших полных манвантар на семьдесят два, как это у него принято [то есть 1 манвантара —72 чатур-юги], а произведение умножил на число лет [одной] чатур-юги и получилось 1 866 240 000. Число истекших полных чатур-юг неполной [текущей] манвантары он умножил на число лет одной чатур-юги и получилось 116 640 000. Из неполной [330] [текущей] чатур-юги прошло три юги, [число] годов которой, по его мнению, —3 240 000, а это число составляет три четверти [числа] годов чатур-юги. Именно этим числом лет и их дней он оперирует также при вычислении текущего дня [текущей] недели. Если бы он верил в вышеприведенное правило, он пользовался бы им в нужном месте и считал бы три юги равными девяти десятым чатур-юги.

Отсюда выясняется, что не имеет никакого основания то, что Брахмагупта излагает с его слов, соглашаясь с ним; он был просто ослеплен в отношении всего этого своей ненавистью к Арьябхате, на которого он уж слишком нападает. На самом деле Пулиса и Арьябхата в этом смысле, [то есть в непоследовательности и неточности], были совершенно одинаковы. Мое мнение подтверждают слова [самого] Брахмагупты, когда он говорит, что Арьябхата вычел что-то из оборотов Головы Дракона и апогея Луны и из-за этого появилась путаница в вычислении затмений. Он уподобляет Арьябхату с его невежеством в этом вопросе червю, точащему дерево, который в проеденных на нем местах вычерчивает фигуры, напоминающие буквы, не зная их и не стремясь к их изображению 7. «Однако тот, кто досконально изучил эти вопросы, выступает против Арьябхаты, Шришены и Вишнучандры, как лев против газелей, которые не могут появиться перед ним и показать ему свои лица» 8. С такой заносчивостью он набрасывается на Арьябхату и поступает несправедливо по отношению к нему.

Мы уже упоминали, сколько обиходных дней [савана] содержится в одной чатур-юге, по мнению этих трех [ученых]. Данные Пулисы на 1350 дней больше, чем у Брахмагупты, но число годов в чатур-юге у них обоих одинаково. Поэтому несомненно, что, по мнению Пулисы, число дней в солнечном году больше, чем дается у Брахмагупты, Судя по изложению Брахмагупты, Арьябхата насчитывает в чатур-юге на 300 дней меньше, чем Пулиса, и на 1050 дней больше, чем Брахмагупта. Следовательно, он насчитывал в солнечном году больше дней, чем Брахмагупта, но меньше, чем Пулиса.


Комментарии

1. «Установлено, что век тишья равен 1 200 божественных (divya) лет. Узнай, что двапара — вдвое длительней, трета считается втрое, крита — вчетверо. А чатур-юга считается, о Рама, состоящей из совокупности их лет, т. е. двенадцати тысяч... Установлено, что одна манвантара заключает в себе 71 чатур-югу. Но знай, о Рама, что четырнадцать ману составляют одну кальпу. В начале, в середине и в промежутках между ману [т. е. манвантарами] заключается сандхи, о лучший из Бхригу, длительностью в одну крита-югу. Но мудрые называют тысячу чатур-юг одной кальпой. И кальпа объявляется равной дню Брахмы всевышнего; и ночь его... той же длительности. Брахма живет в течение целого столетия таких суток...» (Вишну-дхармоттара, I, 73, 18-19, 35-40). При переводе ал-Бируни пропустил, в частности, слова «в начале» и «в промежутках», (adi… antaralesu), что повлекло за собой ошибку в вычислении продолжительности кальпы (см. ниже). Век тишья (tisya, тишшу, tisyayuga) — то же, что кали-юга — «железный век».

2. Действительно, согласно «Вишну-дхармоттаре», содержание глав 72-73 (в 1 кн.) было сообщено Варуной Раме, но не Раме, сыну Дашаратхи, как считает ал-Бируни, а другому Раме, сыну Джамадагни. То же было сообщено Маркандеей Бхаргаве, как правильно указывает далее ал-Бируни.

3. Apratidhrysya (апрудариша) — «тот, кому невозможно противостоять». Как полагает Бюлер, ал-Бируни путает здесь Маркандею с Парашурамой-Бхаргавой, легендарным истребителем кшатриев, который убивал, однако, не «троном», а топором (см. ІА, 19, 1890, р. 387).

4. Нижеследующее изложение соответствует «Законам Ману», I, 69, 70.

5. У Брахмагупты материал изложен более сжато: «Четыре юги, начиная с криты, вместе с «частями сумерек» (samdhyanca) [составляют в чатур-юге]: крита — 4 части, трета — 3, двапара — 2, кали-юга — 1. Длительность юг [последовательно равняется]: 1 728 000, 1 296 000, 864 000, 432 000 [солнечных лет]» (Брахма-спхута-сиддханта, 1,7-9). Samdhyanca (сддханш) — «часть сумерек» — период в конце каждой юга».

6. «Арьябхата же считает, что четыре юги, начиная с крита, равны длительностью и составляют по миллиону лет. В этом он расходится с указаниями Смрити» (Брахма-спхута-сиддханта, 1, 9). Ссылка на Пулису, приведенная ал-Бируни ниже, в оригинале отсутствует.

7. «Брахма-спхута-сиддханта», гл. XI, шл. 8-10.

8. «Перед лицом того, кто познал среднее движение планет [из моего труда], последователи Шришены, Арьябхаты и Вишнучандры не [дерзнут] выступить [на диспуте] перед собранием, как антилопы перед лицом льва» (Брахма-спхута-сиддханта, 1, 6).