АБУ РЕЙХАН БИРУНИ

ИНДИЯ

КИТАБ ТАРИХ АЛ-ХИНД

(КНИГА ИСТОРИИ ИНДИИ)

ГЛАВА ХL, В КОТОРОЙ РАССКАЗЫВАЕТСЯ О САНДХИ, ТО ЕСТЬ ПРОМЕЖУТКЕ, СОЕДИНЯЮЩЕМ ДВА ОТРЕЗКА ВРЕМЕНИ

Первоначально сандхи — это промежуток времени между днем и ночью, /184/ то есть утренняя заря, называемая сандхи удая, то есть «сандхи восхода», и вечерняя заря, называемая сандхи астамана, то есть «сандхи захода» 1. Потребность в этих двух сандхи связана с религией, так как брахманы совершают омовение во время их, а также посредине между ними перед обедом, так что неосведомленный об этом человек может подумать, что есть еще и третий сандхи; но все прочие знают только два сандхи.

В пуранах приводится такой рассказ про царя Хираньякашипу из рода дайтьев:

Он очень долго предавался поклонению [богу] и, наконец, заслужил того, что [любая] его молитва была услышана. Он попросил вечной жизни, но ему было даровано долголетие, ибо вечность есть свойство Создателя — да славится он! Не получив вечной жизни, он просил, чтобы смерть его была не от руки человека, ангела или демона, чтобы она совершилась не на земле и не на небе, не ночью и не днем. Этим он хотел избежать смерти, от которой нет избавления. Ему было даровано то, чего он желал.

Просьба этого царя напоминает просьбу дьявола об отсрочке [его смерти] до дня воскресения [мертвых], потому что это день [всеобщего] пробуждения от смерти. Но именно поэтому ему была дана отсрочка лишь до дня известного периода времени, о котором говорят, что он — последний день тягот.

У царя был сын по имени Прахлада, которого он отдал учителю [на воспитание], когда тот подрос. Однажды он призвал сына к себе, чтобы узнать, что тот изучает. Сын продекламировал перед отцом стих, смысл которого заключался в том, что существует только Вишну, и все, что помимо него — пустое. Это противоречило намерениям отца, ибо он ненавидел Вишну, поэтому он велел ему сменить учителя и [322] научиться распознавать, кто друг, а кто враг. Потом он выждал некоторое время, а затем стал спрашивать сына, [чему-де он научился]. Сын отвечал: «Я учился тому, чему ты велел, однако мне этого не нужно, ибо я ко всему равно отношусь по-дружески и не враждую ни с кем». Тогда отец разгневался и велел напоить его ядом. Он принял яд с именем Бога и поминал Вишну; яд не причинил ему вреда. Отец спросил: «Ты знаешь чародейство и колдовство?» Сын ответил: «Нет, но Бог, который сотворил тебя и дал тебе [меня], хранит меня». Еще пуще разгневался царь и велел бросить его в пучину моря. Но море извергло его обратно и возвратился он на прежнее место. Тогда царь велел бросить его перед собой в большой бушующий огонь, но и огонь не жег его. Находясь в огне, он стал спорить с отцом о Боге и Его могуществе. В ходе спора он случайно сказал, что Вишну есть повсюду. Отец спросил его: «Есть ли он в этой колонне галереи?» Сын ответил: «Да». Тогда его отец бросился к ней и ударил ее, а из нее вышел Нарасимха с головой льва на человеческом теле, не в облике человека, ангела или демона. Царь и его люди стали отгонять Нарасимху, который стал отступать, ибо был тогда день. Но когда наступил вечер и они очутились в сандхи, или вечерней заре, [то есть] не днем и не ночью, схватил тогда Нарасимха царя, поднял его в воздух и убил его там, не на земле и не на небе. Потом он вывел сына царя из огня и поставил его царем вместо него 2.

Индийские астрологи нуждаются в двух сандхи потому, что некоторые знаки зодиака в это время действуют с наибольшей силой, как мы расскажем об этом в надлежащем месте. Они откровенно пользуются ими, приравнивая время каждого из них одной мухурте, то есть двум гхати, что составляет четыре пятых часа. Однако Варахамихира благодаря своим отменным познаниям в астрономии не признавал ничего, помимо дня и ночи, и не позволял себе следовать представлению простого народа о сандхи. Он объяснил сандхи как то, чем оно является на самом деле, и утверждал, что оно есть время, когда центр солнечного диска находится как раз на [плоскости] окружности горизонта, /185/ и считал его временем наиболее сильного действия тех самых знаков зодиака.

Далее астрономы и иные люди идут от двух сандхи естественного дня к представлению о других сандхи, которые не согласуются ни с природой, ни с чувственным восприятием, а [просто] условно принимаются. Так, например, они приписывают каждой аяне, то есть двум половинам года, в течение которых солнце поднимается и опускается, по [одному] семидневному сандхи до наступления их [настоящего] начала.

Тут мне в голову приходит мысль, [кажущаяся] возможной, не невероятной, а именно: последнее [мнение] недавнего происхождения, [323] не древнего, и было высказано приблизительно около 1300 года по [эре] Александра, когда индийцы столкнулись с тем [фактом], что солнцестояние бывает раньше, чем оно должно было состояться по их подсчетам. Ибо Пунджала, автор книги «Малая Манаса», говорит, что в 854 году шака-калы 3 солнцестояние случилось раньше, чем он подсчитал, на шесть градусов и пятьдесят минут, и что эта разница будет увеличиваться в будущем на одну минуту каждый год.

Эти слова исходят от человека, который либо точно наблюдал, либо принял во внимание многочисленные предшествовавшие наблюдения и вывел из них величину ежегодного отклонения. Несомненно, другие [астрономы] также заметили ту же или близкую к ней разницу, основываясь на измерении полуденных теней. Поэтому Утпала из Кашмира согласился с этим мнением Пунджалы и подтвердил его правоту.

Это предположение подкрепляет то [обстоятельство], что индийцы предпосылают сандхи солнцестояния каждой шестой части года и потому начинают их с двадцать третьих градусов знаков зодиака, предшествующих их знакам зодиака. Они предполагают также сандхи между югами, как и между манвантарами. Однако как условны основы этой теории, так же условны и ее ответвления. Достаточное объяснение всех этих вещей будет дано в надлежащем месте.


Комментарии

1. Samdhi (снд) — «связь, соединение; сумерки (утренние и вечерние)». Samdhi udaya (снда удав) и samdhi astamana (санд ’стиман) — термины, в индийской литературе не встречающиеся. Грамматически правильнее было бы udayasamdhi и astamanasamdhi.

2. Легенда о царе дайтьев Хираньякашипу (Hiranyakaсipu, хираннкш), его сыне Прахладе (Prahlada, брхрад) и «Человеко-льве» (Narasimha), воплощении Вишну, излагается ал-Бируни в довольно точном соответствии с индийской традицией (см. «Вишну-пурана», кн. 1, гл. 17-20; гибель Хираньякашипу описана в «Бхагавата-пуране», кн. 7, гл. 8).

3. Сakakаla (шгкал) — «скифская эра»; по этому летоисчислению 854-й год соответствует 932 г. н. э. (см. Sachau, India, transl., II, p. 347).