Комментарии
1. Изречение носит, по-видимому, апокрифический характер. Употребление кожи в качестве писчего материала в Пергаме началось позднее эпохи Сократа.
2. В 7/628-629 г. мединские мусульмане во главе с Мухаммадом захватили оазис Хайбар в 150 км к северу от Медины и превратили населявшую его иудейскую общину в данников, о чем был заключен соответствующий договор; однако неизвестно, был ли этот договор вообще записан.
3. Согласно мусульманскому преданию, Мухаммад написал письмо к хосрою, т. е. главе сасанидской державы, с предложением обратиться в ислам. Исторически этот факт ничем не подтверждается.
4. Коран, VI, 91. Киртас — слово греческого происхождения, обозначавшее первоначально папирус, позднее — бумагу.
5. Тавамир, мн. ч. от таумар — слова греческого происхождения, употреблявшегося в значении «свиток», вначале — из папируса, позднее — из бумаги.
6. Имеются в виду китайцы, захваченные мусульманами в плен во время исторической битвы при Таласе вблизи Самарканда в 134/751 г.
7. Тари (tari, тари) — очевидно, диалектная форма от тала (tala) — «веерообразная пальма» (Borassus flabelliformis). Пальмовые листья — наиболее распространенный материал для письменности на юге Индии в древности и в средние века.
8. Дерево туз как сырье для писчего материала упоминается в ряде арабских источников. Слово, вероятно, персидского происхождения (см. Dozy, I, р. 154). В Северной Индии для письма употребляли чаще всего бересту — кору дерева бхурджа (bhurja, бхуч, 3 — бхвдж) — Betula Bhojpatra.
9. Путхи (puthi, пути) — очевидно, местная форма от санскритского pustaka — «книга, рукопись».
10. Акшара (aksara, ’кшар) — «буква». Различные авторы определяют по-разному число букв древнеиндийского алфавита (деванагари): от 48 до 63.
11. Как отмечает Захау, предание о греческом алфавите могло быть почерпнуто из какого-то комментария на «Грамматическое искусство» Дионисия Фракийца (I в. до н. э.), а синхронические данные указывают скорее на Иоанна Малалу. Имя Асизас появилось ошибочно вместо Паламеда, Агенон — вместо Агенора (Sachau, India, transl., II, p. 314). Под Симонидом имеется в виду Симонид Кеосский (556-469 до н. э.).
12. Хамза (ар.) — согласный звук, образуемый гортанным взрывом. Здесь, по мнению Захау, подразумевается санскритская visarga.
13. Сиддхаматрика (siddhamаtrika, сддаматрка) — остроугольный, клинообразный шрифт, развившийся в VI в. из северно-индийского шрифта Гупта.
14. Варанаси (Varanasi, баранси) — Бенарес, древний центр индийской учености.
15. Мадхьядеша (Madhyadeсa, мадд диш) или Арьяварта — (Аryavarta, арджаврту) — историческая область, расположенная между Гималаями и горами Виндхья, колыбель древней индийской цивилизации.
16. Нагари (Nagari, нагар) — удлиненный тип шрифта, зафиксированный в западных надписях около VII в. Иногда этот термин обозначает шрифт деванагари вообще. Малава (Malava, мал в а) или Мальва — область в Центральной Индии.
17. Ардханагари (ardhanagari, арднагри) — «пол-нагари». Бхатия (Bhatiya, бахатих) — одна из главных крепостей Синда, расположенная между Мултаном и Алором. Взята Махмудом Газнави в 1003 г.
18. Малавари (malaviri, млвари) — «малабарский». В Малабаре, очевидно, находилась и местность Мальвашау (Malavacau, млвашав).
19. Сайндхава (saindhava, сайиндаб) — «синдский». О Бахманве см. выше.
20. Карната (karnita, крнат) — «карнатский алфавит», употребляемый в Карнатадеше (Karnatadeсa, крнат диш), современный штат Майсор. Каннара (kannаrа, каннрах, 3 — каннарх) или канада — дравидийская народность на юге Индии.
21. Андхри (andhri, антари) — шрифт, употреблявшийся в Андхрадеше (Andhradeсa, ’нтар диш) — современный штат Андхра.
22. Дирвари (Dirvari, дирвари) или дравиди (Drаvidi) — «дравидийский» — южноиндийский шрифт, употреблявшийся в дравидийских странах (дирварадиш).
23. Лари (lari, лари), употребляемый в Латадеша (Latadeca, ларадиш), т. е. в южном Гуджерате.
24. Гаури (gauri, гаври) или гауди (gaudi), т. е. «гаудский» (Гауда — центральная часть современной Бенгалии). Пурвадеша (Purvadeca, пврба диш) — «Восточная страна».
25. Бендалл идентифицирует с бхайкшука (bhaiksuki, байкушука) — открытый или «стрелообразный» шрифт Восточной Индии (см. Buehler, Indische Paleographie, S. 59). Удунпур (Udunpur?, аудун nур), как предполагает Захау, может быть идентичен Удандапури (Udandapuri), знаменитому буддийскому монастырю в Магадхе (Sachau, India, transl., II, p. 314).
26. Ом (от, ум) — мистический слог, которым древнеиндийские писатели обычно начинают свои сочинения.
27. Обычно в средневековых еврейских рукописях имя бога в сокращенном виде передается через два йода. При этом сверху пишется знак сокращения, графически близкий к букве йод и часто совпадающий с ней.
28. Анка (аnkа, ангу, 3-’нк) — «знак», «цифра».
29. Парардха (parаrdha, парард) — термин, означающий 1017, т. е. 100 квадриллионов. Термин слагается из двух компонентов: para — «другой, высший» и ardha — «часть, половина». Считается, что парардха означает число дней, составляющих 50 лет жизни Брахмы.
30. Санскритские числительные: экам (ekam, икан) — «единица»; дашам (daсam, дашан) — «десятка»; шатам (сatam, шазан) — «сотня»; сахасрам (sahasram, сахасран) — «тысяча», аюта (ayuta, аджут) — 10 000; лакша (laksa, лакш) — 100 000; праюта (prayuta, парджт) — «миллион»; коти (koti, курти) — 10 000 000; ньярбуда (nyarbuda, нарбуду) — «сто миллионов»; падма (padma, пазум) или махарбуда — «миллиард»; кхарва (kharva, харбу) — «биллион»; никхарва (nikharva, нахрабу) — «сто миллиардов»; махападма (mahаpadma, махапазум) — «триллион»; шапку (сanku, шанг, 3 — шнк) — «десять триллионов»; самудра (samudra, самудру) — «100 триллионов»; мадхья (madhya, мадху) — «десять квадриллионов»; антья (antya, анту) — «квадриллион», парардха — «сто квадриллионов». (Таким образом, ал-Бируни поменял местами мадхья и антья в своем перечне).
31. Бхури (bhuri, бахури) — «масса».
32. Кусумапура (Kusumapura, кусамапвр) — одно из названий Паталипутры.
33. Ниюта (niyuta, наджут) — «миллион»; парападма (parapadma, парпазум) — очевидно, то же, что махападма.
34. Арбуда (arbuda, арбуд) — обычно то же, что ньярбуда, т. е. 100 миллионов.
35. Махашанку (mahaсanku, мхашанк) — возможно, что имеется в виду mahaсankha — «триллион».
36. Символические обозначения нуля: cunya (шун) и kha (ка’) — первое значение обоих слов — «пустота»; gagana, viyat, akaсa, ambara, ablira (гги, байту, акаш, анибари, абру) — все имеют значение «небо». Термин пунара-вишурана (punara vicurana?) остался нерасшифрованным.
37. Символические обозначения единицы: adi (ад) — «начало»; cacin (шашу), indu (инду), candiа (джандру), сitamcu (шитаншу) — «луна». Cita (шита) означает «холодная», raсmi (рашами) — «луч»; сложное слово сitaraсmi также означает «луна». Urvara (’рбарх), dharani (дхарн) означает «земля»; pitamaha (питамах) — «праотец, прародитель»; rupa (рупа) — «образ, образец (единственный в своем роде)».
38. Символические обозначения цифры 2: уаmа (жама) или yamala (джамала) — «близнец (один из двоих), друг, двойник»; Aсvin (ашфи) или Dasra (дер) — «Ашвин» (один из двоих братьев Ашвинов, небесных врачевателей — см. выше, прим. 48 к гл. XIV); Ravicandra (рб чандру) — «солнце и луна»; locana (лужан), aksi (акш), netra (нитра) — «глаз»; paksa (пакша) — «крыло; половина лунного месяца».
39. Обозначения цифры 3: trikala (таркал) — «три времени (прошедшее, настоящее и будущее)»; trijagat (трджагат) — «три мира»; trayam (тринна) — «три, тройка»; pаvaka (павк), vaiсvanara (байшфанар), dahana (дхана), tapana (тапанa), hutaсana (хташана), jvalana, agni — различные названия огня (считается, что огонь существует в 3 формах: земной, атмосферной — молния — и небесной — солнце). Triguna (тргн) — «три гуны» (см. выше); loka (лвк, лук) — «мир»; trikatu (тракта) — «три специи (черный и белый перец и имбирь)».
40. Обозначения цифры 4: veda — см. выше;’ samudra (самудру), sаgard (carp), abdhi (абуда), jalасaya (джалашай) — «море; океан» (считается, что существует 4 главных океана, омывающих землю с четырех сторон света); dadhi (дади) — «простокваша» (возможно, что имеется в виду dadhivari — название океана); diс (диша) — «направление, сторона света»; krta (крита) — «сторона игральной кости, отмеченная знаком 4 (выигрышная)».
41. Обозначения пяти: сara (шара), sаyaka, (сайака), vаna (бана), isu (ишу), pattrin (пт три); margana (маргн) — синонимы, означающие — «стрела» (у Камы, бога любви, пять стрел); artha (арта) — «объект (чувств, коих пять)»; indriya (индри) — «чувство»; bhuta (бахута) — «элемент» (см. выше, в гл. III о mahаbhuta). Пандава (Pundava, пандава), «сын Панду» (см. выше о пяти братьях Пандавах, героях Махабхараты); термин ихвна (3 — ихуну) расшифровать не удалось.
42. Обозначения шести: rasa (рс) — «вкус» (коих шесть: сладкий, кислый, соленый, едкий, горький, вяжущий); anga (анга) — «часть, подразделение» (здесь имеются в виду шесть веданг, подразделений или дисциплин ведической науки); sat (шату) — «шесть»; mаsаrdha (масардан) — «пол-маса» (masa — «месяц», символ, обозначающий цифру 12 — см. ниже); rtu (? харту) — «сезон» (по шести сезонам индийского календаря). Термин лбрм, ал-брм(?), согласно aл-Биpуни означающий «год», остался нерасшифрованным.
43. Обозначения семи: aga, mahidhara, parvata, naga, adri (ага, махитара, парбата, нага, адри) — синонимы, означающие «гора» (символизируют 7 по семи главным горным хребтам); saptam (субата) — «семь»; muni (муни) — «пророк, мудрец» (по семи небесным мудрецам Большой Медведицы).
44. Обозначения восьми: Васу (Vasu, басав) — специальный класс ведических божеств, числом 8; dhi (? дхи) — «мысль; наука»; gaja, dantin, naga (гдж, дантину, нага) — «слон» (по восьми слонам — хранителям стран света), asta (арта) — «восемь»; mangala (мангала) — «добро, добродетель».
45. Обозначения девяти: go (гаву) — «корова; земля»; Nanda (нанда) — Нанда, царский род, состоявший из 9 членов (правил в Паталипутре до конца IV в. до н. э.); randhra (ранда), chidra (чихдра), antara (антара) — «дыра, отверстие» (считается, что в человеческом теле — 9 отверстий); navam (нава) — «девять»; Pavana (пуна) — «ветер, дыхание»; в индийской символике чисел означает не «девять», а «пять» (по «пяти жизненным дыханиям»).
46. Обозначения десяти: diс (в N. Sg. dik, дак) или асa (аша) — «сторона, направление» (часто в индийской литературе определяется 10 сторон горизонта); Ravanaсiras (равана шара) — «голова Раваны» (мифического царя ракшасов, имевшего десять голов; они были отрублены Рамой). Термин khendu (кхинду) неясен.
47. Обозначения одиннадцати: Rudra, Mahфdeva, Iсvara — имена Шивы (см. выше); в ведической мифологии Рудры — одиннадцать богов-бурь. Aksauhini (акшухани) — «армия» (насчитывающая определенное число слонов, колесниц, всадников и пехотинцев — см. ниже); неясно, почему этот термин должен символизировать 11.
48. Обозначения двенадцати: surya (сурджа), aditya, arka (арк), bhanu (баханава), sahasramcu (сахасранша) — «солнце» (как проходящее 12 знаков зодиака). Masa (мае) — «месяц».
49. Vicva (бишва), вишва — все — класс божеств, числом тринадцать.
50. Manu (см. выше прим. 5 к гл. XII) — имя 14 мифических прародителей, последовательно возобновляющих жизнь человечества после космических катастроф в течение 14 мировых периодов манвантара.
51. Титхи (tithi, ттй) — «день лунного месяца». 15 титхи составляют половину лунного месяца.
52. Обозначения шестнадцати: asti (арту) — «ашти», стихотворный размер из 64 слогов; пгра (нирпу), bhupa (бхун) — «царь».
53. Атьяшти (atyasti, атти арти) — стихотворный размер: 4 строки по 17 слогов в строке.
54. Дхрити (dhrti, тарта) — стихотворный размер по 18 слогов в строке.
55. Атидхрити (atidhrti, атт тарта) — стихотворный размер по 19 слогов в строке.
56. Обозначения двадцати: nakha (нака) — «коготь»; krti (крити) — крити стихотворный размер по 20 слогов в строке.
57. Уткрити (utkrti, 'вта крити) — стихотворный размер по 26 слогов в строке.
58. Таттва — см. выше, прим. 41 к гл. III.
59. Pusandila (пушандл).
60. Кутхара (kuthаra, ал-ктарту) — «кинжал; топор».
61. Яджнопавита (yajnopavita, джинджува) — «священный шнур», его носили в древней Индии представители трех высших каст (перекинув через левое плечо).
62. Неясно, что имеет в виду aл-Биpуни. Может быть, образование имен абстрактных с помощью суффикса ta? Вероятнее, однако, что он подразумевает образование уменьшительных с помощью суффикса i.
63. Эта разновидность шахматной игры впервые упоминается в известной нам индийской литературе у Рагхунанды, автора, жившего во 2-й пол. XVI в., под названием caturaji («игра четырех королей»). Описание Рагхунанды совпадает с приведенным выше. «Игра четырех королей», очевидно, развилась в Индии из обыкновенных «двойных» шахмат (caturanga), изобретенных ранее (см. A. A. Macdonell, JRAS, 1898, р. 139) .