Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

АБУРЕЙХАН БИРУНИ

ПАМЯТНИКИ МИНУВШИХ ПОКОЛЕНИЙ

КИТАБ АЛ-АСАР АЛ-БАКИЯ АН АЛ-КУРУН АЛ-ХАЛИЯ

РЕЧЬ О [ДНЯХ], КОТОРЫЕ ОТМЕЧАЮТ В СВОИХ МЕСЯЦАХ ЕВРЕИ

Мы говорим: поскольку нам стало ясно, каким путем узнается начало года [евреев] и его качества, и мы покончили с установлением этого при помощи вычислений и таблиц и с расстановкой их месяцев соответственно их началу, и количеству дней, то теперь нам необходимо и обязательно рассказать об их праздниках и знаменательных днях. Узнав об этом, мы уясним, по какой причине начало года не может у них падать на определенные дни [недели]. Начнем же с первого месяца

Тишри. В нем тридцать дней и одно начало. Как мы говорили выше, первое число это по месяца не может падать на воскресенье, среду или пятницу. Когда оно совпадает по вычислениям с одним из этих дней, то им пренебрегают и переносят [начало месяца] на следующий день, если он подходит, или на предыдущий, если следующий день не удовлетворяет условиям, установленным в «Таблице границ», которая приведена нами выше. Это действие евреев называется «дахи».

Первый день этого месяца — праздник начала года. В этот день дуют в трубы и в рог, то есть в рог барана, и прекращается всякая работа, как она прекращается в субботу. Утверждают, что в этот день Авраам принес в жертву Исаака — мир над ними обоими! — и Исаак был выкуплен [ценою] барашка. По [учению] «людей писания» на заклание [был обречен] Исаак но в Коране, а именно, в суре «Прямостоящие» 1, есть текст, указывающий, что это Измаил. Передают, что пророк — да благословит его Аллах и да приветствует! — говорил: «Я — потомок двух принесенных в жертву», то есть Абд-Аллаха ибн Абд-аль-Мутталиба и Измаила. Мнения в этом вопросе широко разветвляются, а Аллах лучше знает правду.

В третий день — пост Гедалин. [Гедалия] — это сын Ахикама, наместник Бухтунассара в Иерусалиме. Он был убит в этот день, и с ним [304] еще восемьдесят два /276/ человека; [их всех бросили] в колодец и залили водой. Израильтяне горюют о них и постятся в день их убиения.

В пятый день — пост Акибы. Причина его в том, что Акибу принуждали поклониться идолу, но он отказался, и его посадили в клетку и [держали там] до тех пор, пока он не умер с голоду, окруженный своими сподвижниками; их было двадцать человек и они [тоже] находились в заключении. В седьмой день — пост наказания. [Причина] его в том, что Давид сосчитал [количество] сынов Израиля и возгордился вследствие их множества; [сами израильтяне] тоже смутились в уме из-за своей многочисленности. И Аллах разгневался на них и послал к Давиду и к собранию племен [евреев] пророка Натана, который пригрозил им мечом, недородом и внезапной смертью. Его предсказания исполнились, и евреи убоялись и стали поститься в этот день.

В этот день израильтяне убивали друг друга по причине поклонения тельцу. По их словам тельца сделал Аарон; то же говорится и в Торе.

Якуб ибн Муса ан-Никриси, еврей, рассказывал мне в Джурджане, [следующее]: Моисей — мир над ним! — пожелал вывести сынов Израиля из Египта, а пророк Иосиф [мир над ним] заповедал им унести с собою его гроб: он был погребен на дне Нила, и воды реки текли над ним. Моисей не смог извлечь гроб Иосифа, тогда он взял бумажку, вырезал из нее кусок в форме рыбы, почитал над ней, подул, написал [что-то] на бумажке и бросил ее в Нил. Потом он провел некоторое время в ожидании, но ему не явилось ничего, и тогда Моисей взял другую бумажку, вырезал из нее изображение тельца, написал на ней [что-то], почитал над ней и подул. Он хотел бросить [бумажку] в воду, как сделал в первый раз, и вдруг гроб появился. Тогда Моисей бросил изображение тельца, которое держал в руке, и один из присутствующих взял его. Когда Моисею пришло время скрыться на горе для беседы с господом, евреи стали тяготиться его долгим пребыванием там и неотступно просили Аллаха поставить над ними кого-нибудь другого вместо Моисея. Несомненно, что Аарон оказался тут не в состоянии придумать какую-нибудь хитрость. Он сказал: «Принесите мне все украшения ваших женщин», — и сделал это ради отсрочки, так как знал, что женщины не спешат уступить свои украшения, [и надеялся], что, может быть, Моисей вернется раньше этого. Но случилось так, что [женщины] отдали свои украшения как могли скоро, и их принесли к Аарону. Аарон расплавил их и вылил [в форму], но получилось не что иное, как [самый] обыкновенный слиток, Аарон поспешно сделал это еще раз, надеясь, что Моисей вернется и он узнает о нем. А изображение этого тельца находилось при нем. И Аарон сказал про себя: «Из-за образа рыбы появилось дивное знамение. Посмотри, что будет из-за образа тельца». И он взял [305] [изображение тельца] и бросил его в расплавленное золото, и когда он кончил его плавить и отлил, образовался телец, который мычал. И тогда люди впали в искушение, но Аарон [вовсе] не хотел этого.

В десятый день — пост Киппур, он называется также Ашура. Это обязательный пост /277/ [в отличие от] других постов, которые являются добровольными.

В Киппур пост [начинается] за полчаса до захода Солнца в девятый день [и оканчивается] через полчаса после захода Солнца в десятый день [а всего он продолжается] полных двадцать пять часов. Все прочие добровольные посты тоже держат таким образом Поэтому у [евреев] не может быть два дня поста подряд: один час окажется у них общим и [между постами] не будет [возможности] разговеться. Но Якуб ан-Никриси утверждал, что это является особенностью данного дня, а в остальные дни позволительно поститься так же, как [постятся] мусульмане.

В этот день Аллах обратил речь к Моисею, сыну Имрана, и пост в этот день искупает любой грех, совершенный по ошибке. По учению евреев, всякого из них, кто в этот день не постится, подобает убить.

В этот день совершают пять молитв, падая при этом ниц. В другие праздники этого не делают.

В пятнадцатый день — праздник Кущей. Он [продолжается] семь дней подряд, в течение которых евреи сидят под сенью ветвей тростника, ивы и других деревьев, на крышах своих домов. Это обязанность пребывающих на месте, но не путешествующих, и в эти дни прекращаются работы, ибо Аллах говорит в третьей книге Торы: «а в пятнадцатый день седьмого месяца — праздник Кущей. Не работайте же [в этот праздник] семь дней, совершайте паломничество пред лицо Аллаха и сидите в шатрах, о дом Израиля, чтобы знали ваши потомки, что поселил я сынов Израиля в шатрах, когда вывел их из Египта». И все евреи делают это. Абу-Иса-аль-Варрак 2 в «Книге трактатов» говорит, что Самаритяне не празднуют [этого праздника].

Последний, седьмой день праздника Кущей, то есть двадцать первый день месяца, называется Арабха. В этот день тучи остановились над головой израильтян в [пустыне] ат-Тих.

В этот же день — праздник Собрания, когда евреи собираются в Хархаре, в Иерусалиме, совершая паломничество и неся Ковчег Завета, который в их синагогах соответствует мимбару [у мусульман] 3.

В двадцать первый день — праздник благословения. В этот день завершаются праздники и работы прекращаются. Утверждают, что в этот день Тора была ниспослана до конца и передана их имамам, чтобы [306] положить ее в молитвенные дома, то есть в синагоги. В этот день Тору выносят, получают от нее благодать и гадают о будущем, развертывая и читая Тору.

Мархешван. У него всегда два начальных дня, а число дней тридцать в полный год и двадцать девять в средний и в недостаточный. В [первый день] Мархешвана праздника нет.

В шестой день этого месяца пост Седекии. Причина его в том, что Бухтунассар убил сыновей Седекии, а тот [в это время] стоял перед ними, проявляя терпение и сдерживаясь, и не плакал и не выказывал скорби. После этого ему вырвали глаза. Израиль охватила печаль /278/ и они стали поститься [в этот день].

Однако некоторые из евреев расходятся [с большинством] и считают днем этого поста понедельник, падающий между восьмым и тринадцатым днем месяца [Мархешвана]. Но это не соответствует методу, вытекающему из учения евреев, и больше походит на утверждения христиан. Основой дней поста для большинства [евреев] являются числа месяца, а не дни недели.

Кислев. У него один начальный день, а число дней — тридцать в среднем и полном году и двадцать девять в недостаточном. В восьмой день этого месяца — пост, причиной которого является сожжение Иоакимом свитков, называемых «книут», что в переводе означает «плач». В них заключалось обещание бога, которое принес пророк Иеремия, описывая положение сынов Израиля в будущем и ожидающие их невзгоды. Иеремия передал эти свитки через Боруха, сына Нерии, но Иоаким бросил их в огонь, и поднялся по этому поводу великий плач.

Некоторые [евреи] расходятся [с большинством] и отмечают этот день в четверг, падающий между девятым и пятнадцатым числом месяца.

В ночь на двадцать пятое число начинается праздник Ханукка, то есть «очищение», и [длится] восемь дней. В первую ночь зажигают у дверей, в прихожей, по одному светильнику на каждого, кто есть в доме, во вторую ночь — по два, в третью — по три [и так далее], пока не придет восьмая ночь. [Евреи] хотят этим показать, что они день ото дня увеличивают благодарность богу, очищая и освещая Иерусалим. [Причина] этого в том, что Антиох, царь греков, одолел евреев и долгое время притеснял их. Он овладевал женщинами прежде чем их отведут к мужу [и делал это] в подземелье. Из подземелья он вывел наружу две веревки, на концах которых висели два колокольчика. Если ему была нужна женщина, он дергал за правую [веревку] и к нему приводили женщину, а когда он кончал с нею дело, то дергал за левую веревку и женщину отпускали [на волю]. Среди израильтян был человек, у которого было восемь сыновей и одна дочь. К ней посватался некий израильтянин, и когда он попросил привести к нему жену, отец ее сказал: «Дай мне срок, ибо я нахожусь [307] между двумя [опасностями]: если мы передадим ее тебе, то ее обесчестит этот проклятый, и она уже не будет дозволена для тебя после этого. А если она ему не дастся, он погубит меня». Потом он начал корить этим своих сыновей, и те рассердились и обиделись. И младший из них вскочил, надел женскую одежду, спрятал под платье кинжал и отправился к воротам паря, уподобившись распутной женщине. Когда царь привел в движение правую веревку, [юношу] ввели к нему, и тот, оставшись с царем наедине, убил его и отсек ему голову. Потом он дернул за левую веревку, его вывели, и он насадил голову [Антиоха на палку]. Израильтяне объявили праздником этот день и последующие, по /279/ числу братьев юноши. А Аллах лучше знает [истину].

Тебет. У него один начальный день в недостаточном году и два — в полном и в среднем. Количество дней [в этом месяце] — двадцать девять.

Пятый день — первое появление мрака. Дело в том, что Птолемей, царь румов, потребовал от евреев Тору, заставил их перевести ее на греческий язык и перенес ее в свою сокровищницу. Говорят, чго это та [книга], которую называют Торой семидесяти. Из-за этого мир покрылся мраком на три дня и три ночи.

В восьмой день — пост. Это последний из трех дней, когда было темно по упомянутой причине.

В девятнадцатый день — пост, предписанный евреям, причина его неизвестна.

В десятый день — пост. Это тот день, когда Бухтунассар пришел и осадил Иерусалим

Шефат. У него один начальный день, а количество дней — тридцать. Пост в этот [месяц] бывает в пятый день, и причиной его является смерть праведников во дни Иисуса Навина. Некоторые евреи считают днем этого поста вторник, падающий между десятым и пятнадцатым днем данного месяца.

В двадцать третий день — «пост восстания». Причина его в том, что [евреи] колена Вениаминова преступили границы, совершали преступления и поступали так, как поступал народ Лота. По их стране проходил путник со своей женой и рабыней, направляясь в паломничество в Иерусалим Его приютил человек, [происходивший] из его страны, а когда настала ночь, жители селения подступили к воротам дома, требуя этого гостя для разврата. Хозяин дома предложил им свою дочь, но они сказали: «Нет нам до нее надобности». После этого он отдал им рабыню гостя, и они всю ночь совокуплялись с нею, и на рассвете она окончила срок своей жизни. И хозяин разрубил ее на куски, по числу колен [израильских], и послал в каждое колено один из ее членов, чтобы возбудить этнм в них гнев. И они объединились и начали войну против колена [308] [Вениаминова], но не осилили его. А потом стали соблюдать в этот день пост, и молили [бога], пока он не дал им победу над [врагом]. И было убито из колена [Вениаминова] сорок тысяч человек, из прочих колен — семьдесят тысяч.

Азар первый. Это дополнительный месяц в високосном году, а в простом году он отсутствует, так что его в таком году не считают. У него два начальных дня, а число его дней — тридцать. В этом месяце нет ни постов, ни праздников.

Азар второй. Это основной Азар. В простые годы его называют просто Азар. То, что мы упомянули о предшествующем ему первом [Азаре] не [должно] привести к недоумению. У него два начальных дня, а количество дней в нем — двадцать девять.

В восьмой день [соблюдают] пост. Это день, в который умер Моисей, сын Имрана и перестали, вследствие его смерти, [падать с неба] манна и перепелки.

В девятый день — пост, который наложили на себя израильтяне, когда возникла распря /280/ между племенами Шамма и Хиллель и было убито из них двадцать восемь тысяч человек. Некоторые евреи считают [днем] этого поста понедельник, приходящийся между десятым и пятнадцатым [числом] данного месяца.

В тринадцатый день — пост Пурим, что значит «метание жребия» Причина его такова: один бедный человек, [по имени] Хаман, отправился в Тустер 4, чтобы запять какую-то должность. По дороге случилось [препятствие], которое помешало Хаману прибыть к цели [путешествия] в тот день, когда [люди] вступили в должности, и ему не досталось [обещанное место]. Не зная, что придумать, Хаман сел около «наусов» и стал просить за каждого умершего три дирхема с третью. И вот умерла дочь Агасфера, царя [этой страны], и ее принесли [к наусу], и Хаман стал просить чего-нибудь у тех, кто ее принес; ему не хотели ничего дать, но он не отставал, пока не получил то, что просил [сначала]; однако Хаман не удовлетворился этим и стал [просить] еще. И ему набавляли, пока не дошли до большой суммы, и тогда об этом сообщили царю. И царь велел выдать Хаману требуемое, а через семь дней призвал его к себе и спросил, кто поставил его на такое дело. Хаман ответил: «А кто воспрещал мне это делать?», и больше не прибавил ни слова. Тогда царь повторил свои слова и Хаман сказал: «Если это теперь мне запретно, я воздержусь и отстранюсь [от такого дела] и с душевным удовольствием дам тебе столько и столько-то кошельков с динарами». Царь удивился количеству, которое назвал Хаман, так как у него самого не было столько денег, хотя он и мог повелевать, запрещать, вязать и разрешать, и сказал: «Тот, кто собрал такую [сумму], управляя мертвыми, достоин стать везирем и [309] советником». И он передал Хаману все дела и приказал жителям страны повиноваться ему.

А Хаман был врагом евреев. Он спросил прорицателей и гадателей, какое время самое несчастное для израильтян, и ему сказали: «В Азаре умер их повелитель Моисей, а самые несчастные дни этого месяца — четырнадцатый и пятнадцатый», и тогда Хаман написал во все части страны, чтобы евреев в этот день хватали и убивали. А жители царства поклонялись Хаману и унижались перед ним [все], кроме Мардохея-израильтянина, брата Эсфири, жены царя. Хаман возненавидел его и задумал причинить ему зло в тот день, но жена царя догадалась об этом. Она устроила угощение для царя и его везиря Хамана, которое продолжалось три дня, а на четвертый день царь сказал, чтобы она сообщила о своих нуждах. И Эсфирь попросила царя избавить ее самое и ее брата от убиения, и царь спросил: «А кто осмелится посягнуть на вас?». Она показала на Хамана, и царь в гневе поднялся с престола; тут Хаман бросился к его жене, пал перед ней ниц и стал целовать ее в голову, а она его отталкивала. Царю представилось, что Хаман хочет соблазнить [Эсфирь], и он обратился к нему и воскликнул: «Неужели твоя дерзость дошла до того, что ты позарился на нее?». Он приказал убить Хамана, и Эсфирь попросила распять его на крестовине, которую он приготовил для ее брата. Царь так и сделал и написал во все части страны [приказ] об убиении приверженцев Хамана, и их убили в тот [самый] день, когда Хаман хотел убить евреев, то есть в четырнадцатый день [Азара]. В этот день [евреи] радуются убиению Хамана. Он называется также праздник Маджилла и называется [также] «Хаман Сур», ибо [евреи] в этот день делают /281/ изображения Хамана и бьют их, а потом сжигают, наподобие того, как сожгли Хамана. То же самое делают в пятнадцатый день.

Нисан. У него один начальный день, и количество дней в нем — тридцать.

В первый день этого месяца — пост [в память] смерти Надава и Абиху, сыновей Аарона, [которые умерли] потому, что внесли в храм божий посторонний огонь.

В десятый день пост [в память] смерти Мариам, дочери Имрана, и ухода воды [под землю]; это было знамение по поводу ее смерти, как перестали [падать] манна и перепелки после смерти Моисея, сына Имрана. Некоторые [евреи] считают [днем этого поста] понедельник, приходящийся между пятым и десятым [числом Нисана].

В пятнадцатый день этого месяца — праздник пасхи. Мы уже привели о нем сведения, избавляющие от нужды в повторении. Это первый из дней опресноков, когда не дозволяется есть кислый хлеб. Дело в том, что Аллах предписал это евреям в третьей книге Торы и сказал: «В [310] пятнадцатый день этого месяца — праздник опресноков, ради Господа. Вкушайте же семь дней опресноки и не работайте в эти дни». А оканчиваются эти дни на закате Солнца двадцать первого числа. В этот день Аллах потопил Фараона; он называется также «аль-Кас».

В двадцать шестой день — пост в память смерти Иисуса Навина — мир над ним!

Ияр. В этом месяце два начальных дня, и количество дней в нем двадцать девять.

В десятый день — пост ковчега. Это тот день, когда у израильтян отняли [ковчег], и было из них убито тридцать человек. Тогда их делами ведал жрец Эли. Когда он услышал весть об этом, у него лопнул желчный пузырь и он упал мертвый со своего седалища 5.

Некоторые евреи считают [днем] этого поста четверг, приходящийся между шестым и одиннадцатым [Ияра].

В двадцать восьмой день — тоже пост. В тот день умер пророк Самуил — мир с ним!

Сиван. В этом месяце один начальный день и количество дней в нем — тридцать.

В шестой день этого месяца — праздник Ансары. Это большой праздник и один из дней паломничества у израильтян. В этот день старейшины израильтян собрались у горы Синая и услышали, что говорил великий Аллах Моисею на горе, и какие [высказал] повеления, запреты, обещания и угрозы. И предписано было евреям считать этот день праздничным в благодарность Аллаху за благополучное пребывание на их земле и за сохранность хлебов от громовых стрел, града и ветра. Сказал [Аллах] — велик он! — во второй книге Торы: «И совершайте паломничество всякий год до трех раз: первый — в дни опресноков, второй — когда была ниспослана Тора, — а это паломничество Ансары, и третий — в конце, когда приносите вы плоды с полей. И пусть будет паломничество ваше и поминание Аллаха — в храмах священных!». 6

В этот день [евреи] приносят [с полей] первые хлеба. Над ними читают и призывают на них благословение с первого дня опресноков до [праздника] Ансары [то есть] пятьдесят дней. Это [особо] почитаемые недели, когда на евреев были возложены заповеди, было завершено их вероучение, и они узнали правила [почитания] бога.

Пост [бывает также] в понедельник, приходящийся между девятым /282/ и четырнадцатым.

В двадцать третий день — пост. Говорят, что это тот день, когда Иеровоам, сын Набата, предписал десяти коленам [израильским] поклоняться тельцам, сделанным из золота, и израильтяне стали им поклоняться. И владычествовали над [израильтянами] сыны Иеровоама около [311] двухсот пятидесяти лет, пока не пошел на них войной Сальман-аль-А'шар, царь Мосула, и не увел их в плен. И тогда они объединились с прочими коленами, и произошло это в дни Хизкии.

Упомянутый [Иеровоам] был один из рабов Соломона, сына Давида. Он бежал от Соломона и израильтяне поставили его над собой царем. Иеровоам удержал их от паломничества в Иерусалим, предписав поклоняться двум тельцам, так как знал, что когда они вступят в Иерусалим, то увидят, что они сделали, поставив его царем, узнают о нем истину, низложат его и убьют.

В двадцать пятый день — пост [по случаю] убиения Симеона, Самуила и Анании.

В двадцать седьмой день — пост по такой причине: один из царей румов заставлял рабби Ананию, сына Терадиона, поклониться идолу, но Анания не сделал этого. Тогда [царь приказал] завернуть его в свиток Торы и сжег. Он посадил в темницу рабби Акибу и запретил людям следовать его учению, а также стремился отменить субботу.

Таммуз. В этом месяце два начальных дня и количество дней в нем — двадцать девять. В месяце [Таммузе] нет праздников, а пост [бывает] в семнадцатый день, когда Моисей разбил скрижали. В этот день началось разрушение крепостей Иерусалима при осаде его Бухтунассаром; в этот же день изготовили в Иерусалиме идола и поставили в алтаре, проявляя дерзость и непослушание богу. В тот же день сожгли Тору и отменили жертвоприношения-

Аб. В этом месяце один начальный день, и количество дней в нем — тридцать. Пост [соблюдают] в первый день [Аба]; это день, когда умер Аарон, сын Имрана, и исчезла туча, которая появилась ради него, как знамение.

В девятнадцатый день — пост. В этот день [евреям] было сообщено в ат-Тихе, что они не вступят в Иерусалим, и они опечалились.

В этот день был завоеван Иерусалим, и Бухтунассар вступил туда и разрушил его огнем. В этот же день [иерусалимский] храм вторично подвергся разрушению, и землю, [на которой от стоял], вспахали.

В двадцать пятый день — пост по поводу угашения огня в храме. В этот день Бухтунассар вышел из Иерусалима и прекратили пожар в его казнохранилищах и храмах.

В двадцать восьмой день — пост по случаю угашения светильника в Иерусалимском храме в дни пророка Ахаза. Это было признаком гнева Аллаха [на евреев].

Элул. В этом месяце два начальных дня и количество дней в нем — двадцать девять. В нем нет праздников. [312]

В седьмой день этого месяца [соблюдают] «пост лазутчиков». Это тот день, когда разведчики вернулись к Моисею и сообщили ему о великанах. И охватила скорбь сынов /283/ Израиля, но Иисус Навин обличил разведчиков во лжи. Поэтому и был установлен [пост]. Некоторые евреи считают [днем] поста в этом месяце понедельник или четверг, который оказывается ближе, чем за семь дней до начала следующего года 7.

...[Евреи] не считают допустимым, чтобы первое Тишри падало на первый, четвертый и шестой [день недели], Киппур — на первый, третий или шестой, Пурим, то есть Хаман-Сур, на второй, четвертый или седьмой, пасха — на второй, четвертый или шестой и Ансара — на третий, пятый или седьмой, ибо не хотят, чтобы день, когда работают, пришелся на субботу; в таком случае они не могли бы [справить субботу], так как в субботу им не разрешается работать. Сказал Аллах великий во второй книге [Торы]: «Тот, кто работает в субботу, да будет тот убит» 8, а в четвертой книге [рассказывается], что нашелся среди израильтян человек, который работал в день субботний — собирал дрова. Его привели к Моисею и Аарону, и они заключили его в темницу, но Аллах сказал Моисею: «Убейте его» и в него бросали камнями, пока он не умер. [Недопустимо также], чтобы за субботним днем следовал день, когда не работают.

Что же касается воскресенья, то это не должен быть день начала года по той причине, что великий Аллах сказал в третьей книге [Торы]: «В первый день седьмою месяца для вас отдых и воспоминание о том, как было вострублено в трубу; не работайте же в этот день и совершайте жертвоприношения» 9. А если за субботой следует у евреев день досуга, то их житейские дела приходят в расстройство и приводят к [последствиям], которые трудно исправить и устранить. В таком случае Арабха падает на субботу, и нельзя подавать милостыню и совершать положенные [в этот день] действия. Поэтому Киппур не Должен падать на вторник, предшествующая пасха — на пятницу, и предшествующий день Ансары — на субботу, ибо следствием этого было бы [совпадение] первого Тишри с субботой.

День начала года не может падать также и на среду, ибо Аллах великий сказал в третьей книге [Торы]: «В десятый день седьмого месяца будет отпущение [грехов]. Не совершайте же в этот день ни малейшей работы с вечера девятого числа месяца до вечера [десятого числа]» 10. Таким образом, работы не совершались бы в день Киппура, за которым следовала бы суббота — тоже нерабочий день. Поэтому [Киппур] не должен падать на пятницу, предыдущая пасха — на понедельник и предыдущий праздник Ансары — на вторник.

[Евреи] не считают возможным, чтобы начало года падало на день пятницы, ибо он является смежным с днем субботы, причем Киппур [313] [и этом случае] будет в воскресенье, вслед за субботним днем, а праздник Благословения — в день пятницы, тоже смежный с субботним днем, тогда как [евреям] предписано устранить такую [последовательность]. Поэтому Киппур не может падать на воскресенье, предыдущая пасха — на среду и предыдущий праздник Ансары — на четверг: это привело бы к тому, что /284/ начало года было бы в пятницу, и сделало бы обязательной упомянутую последовательность [дней].

Поэтому [евреи] старались так составить вычисления, чтобы два дня досуга не следовали один за другим и чтобы день Арабха не падал на субботу, ибо в этот день евреям приходится подавать милостыню и совершать обход вокруг мимбара, называемого «уруп» — его называют также кильваз — и чтобы Пурим не совпал с субботой — тогда [евреи] не могли бы сжигать [изображение] Хамана и радоваться этому. «Праздник Ансары» тоже не должен совпадать с субботой; тогда [евреям] нельзя будет приносить злаки, доставлять первые плоды и совершать прочие действия, которые на них возложены [в этот день].

Абу-Иса аль-варрак рассказывает в «Книге трактатов» про секту евреев, называемых «магрибинцами» 11, что они утверждают, будто праздники по-настоящему [можно справлять] только тогда, когда месяц в ночь на среду, которая следует за днем вторника после заката солнца, восходит в виде полной Луны [и светит] в земле израильтян — Это [является] началом года, от него отсчитываются дни и вокруг него вращаются праздники, ибо великий господь сотворил оба больших светила в день среды. [«Магрибинцы»] как будто допускают, [празднование] пасхи только в день среды и считают [празднования пасхи, предписанные Торой], обязательными лишь для тех, кто живет в земле израильтян. Это противоречит тому, чего придерживается большинство евреев, и идет вразрез с тем, что говорит Тора.

Что же касается ананитов, то они считают начало месяца от [момента] видения Луны глазом, и выводят иббур 12 на основании предварительных сведений, о которых мы упоминали выше. Они не обращают внимания, на какие дни недели приходятся праздники, если только это не суббота — тогда они откладывают праздник до дня воскресенья, которое за нею следует, и называют такое отлагательство; «дахи». В субботу ананиты не исполняют совершенно никаких дел, даже обрезания детей; они откладывают их до последующего дня, в отличие от того, как поступают в этом случае раббаниты. С прекращением работы в субботу связаны некоторые обстоятельства, которым можно удивляться. Во-первых, как рассказывает Аллах великий в Коране, «приходят к ним рыбы в день их субботы, высовывая головы из воды, а в день, когда они не празднуют субботы, рыба не приходит». Или, [например], то, что рассказывает аль-Джейхани в «Книге путей и государств», [314] будто к востоку от города Табари 13 есть город Балинас, откуда начинает течь Иордан. На Иордане есть мельницы, которые по субботам останавливаются и не мелят из-за убыли воды в реке, пока не окончится день субботы. Я не нахожу такому [явлению] оснований в физических науках, ибо оно связано с днями недели; что касается [явлений, связанных] с годами, то их можно объяснить [действием] Солнца и его лучей, а то, что связано с месяцами, зависит от Луны и ее света. Таков, например, жертвенник, который [сам] сжигает жертвенных животных в один определенный день в году в землях греков и действует [под влиянием] солнечных лучей, собирающихся и отражающихся в одном месте жертвенника, и тому подобные вещи. Абу-Иса-аль-Варрак в «Книге трактатов» упоминает, будто евреи из [секты] «тысячников» отвергают /285/ все праздники и утверждают, что о них можно узнать только от какого-нибудь пророка. Они соблюдают одну лишь субботу.

Следующая таблица, то есть Таблица аргументов, наглядно показывает то, что я говорил выше о праздниках: почему года не могут начинаться в упомянутые дни, то есть в день Солнца и дни обоих светил. Красная краска указывает на невозможность, тогда как черная указывает на возможность. Если горизонтальная строка цифр, соответствующих праздникам, помещенным на верху столбцов вся черная, то они возможны, а если некоторые, или все, цифры — красные, то они означают [дни] невозможные. Мы обозначили против этих цифр обязательность, возможность и невозможность 14. Обязательность и невозможность не нуждаются в объяснении; что же касается возможности, то это [означает], что начало года падает на те дни, когда оно может иметь место, но в этих годах попадаются праздничные дни, написанные красным; такие дни невозможны в простые годы, но возможны в иные годы такого же качества и наоборот.

Из этой таблицы ясно видно, почему годы определенного качества могут следовать друг за другом, а годы иного качества — не могут. Дело в том, что если [день] начала года, следующего за годом данного качества, не мог бы быть [днем] начала года другого качества, тогда исследование их возможно, а иначе — невозможно. Исключение составляют только «недостаточные» годы: невозможность их последования обусловлена другой причиной, о чем уже было упомянуто выше. Вот таблица аргументов. [315]

/286/ Первичные качества

Вторичные качества Разновидности 1 Тишрина, от которого зависят все другие праздники Киппур, 10 Тишрина Арабха, 21 Тишрина Пурим, 14 Азара Пасха, 15 Нисана Ансара, 6 Сивана Начало следующего года, 1 Тишрина
Простой год

Недостаточный

*

*

*

*

*

*

Невозможно

Необходимо

Невозможно

Невозможно

Возможно

Невозможно

Необходимо

I

2

3

IV

5

VI

7

III

4

5

VI

7

1

2

VII

1

2

3

4

5

6

VII

I

II

3

IV

5

6

II

3

IV

5

VI

7

I

III

4

V

6

VII

1

2

IV

5

VI

7

1

2

3

Средний

*

*

*

*

*

*

Невозможно

Невозможно

Необходимо

Невозможно

Возможно

Невозможно

Невозможно

1

2

3

IV

5

VI

7

III

5

4

VI

7

1

2

VII

1

2

3

4

5

6

I

II

3

IV

5

6

VII

3

IV

5

VI

7

1

II

4

V

6

VII

1

2

III

5

VI

7

1

2

3

IV

Достаточный

*

*

*

*

*

*

Невозможно

Необходимо

Возможно

Невозможно

Необходимо

Невозможно

Необходимо

1

2

3

IV

5

VI

7

III

4

5

VI

7

1

2

VII

1

2

3

4

5

6

II

3

IV

5

6

VII

I

IV

5

VI

7

1

VI

3

V

6

VII

1

2

III

4

VI

7

1

2

3

IV

5 [316]

 

/287/ Первичные качества

Вторичные качества Разновидности 1 Тишрина, от которого зависят все другие праздники Киппур, 10 Тишрина Арабха, 21 Тишрина Пурим, 14 Азара Пасха, 15 Нисана Ансара, 6 Сивана Начало следующего года, 1 Тишрина
Високосный год

Недостаточный

*

*

*

*

*

*

Невозможно

Необходимо

Невозможно

Невозможно

Возможно

Невозможно

Необходимо

I

2

3

IV

5

VI

7

III

4

5

VI

7

1

2

VII

1

2

3

4

5

6

VII

I

II

3

IV

5

6

II

3

IV

5

VI

7

I

III

4

V

6

VII

1

2

IV

5

VI

7

1

2

3

Средний

*

*

*

*

*

*

Невозможно

Невозможно

Необходимо

Невозможно

Возможно

Невозможно

Невозможно

1

2

3

IV

5

VI

7

III

5

4

VI

7

1

2

VII

1

2

3

4

5

6

I

II

3

IV

5

6

VII

3

IV

5

VI

7

1

II

4

V

6

VII

1

2

III

5

VI

7

1

2

3

IV

Достаточный

*

*

*

*

*

*

Невозможно

Необходимо

Возможно

Невозможно

Необходимо

Невозможно

Необходимо

1

2

3

IV

5

VI

7

III

4

5

VI

7

1

2

VII

1

2

3

4

5

6

II

3

IV

5

6

VII

I

IV

5

VI

7

1

VI

3

V

6

VII

1

2

III

4

VI

7

1

2

3

IV

5 [317]

/288/ РЕЧЬ О [ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ДНЯХ], КОТОРЫЕ ОТМЕЧАЮТ ХРИСТИАНЕ-МЕЛЬКИТЫ В СИРИЙСКИХ МЕСЯЦАХ

Христиане разделяются на несколько толков. Первый из них — это мелькиты,, то есть румы; они названы так потому, что их царь 15 [исповедует] учение этой секты; в Руме нет [христиан] других толков

Второй [толк] — это несториане. Они возводят свое учение к Несторию, который объявил его около семьсот двадцатого с чем-то года по [эре] Александра. Третий [толк] — яковиты.

Таковы наиболее значительные [христианские] толки. Между ними существуют разногласия относительно основ веры, то есть ипостасей [Христа], а именно — божественности, человечности и их единосущности [во Христе], вследствие которых они расходятся между собой.

Есть у них также секта, называемая арианами. Их мнение о Христе ближе к тому, что полагают мусульмане, и дальше от [мнения], которого придерживаются все [остальные] христиане. Существует еще много других сект, но здесь не место о них говорить; книги трактатов о вероучениях и религиозных взглядах исчерпывают этот вопрос и прослеживают все его извилины и скрытые [тайны].

Мелькиты и несториане превосходят всех [других христиан] по количеству, ибо румы и окружающие их народы — сплошь мелькиты, а большинство жителей Сирии, Ирика и Хорасана — несториане. Что же касается яковитов, то большинство их — копты, а также обитатели мест, прилегающих к Египту.

У [христиан] есть дни, которые они отмечают в сирийских месяцах; относительно некоторых из них они сходятся, относительно других расходятся. Сходство [объясняется тем], что эти дни стали знаменательными прежде, нежели возник раскол в их учениях, а расхождения — тем, что [данный праздник] составляет особенность какого-либо одного учения или страны в отличие от других. [Существуют у них] и другие дни, [318] связанные с [христианским] великим постом, а также недели, связанные со знаменательными днями. В этом тоже имеются совпадения и расхождения, как и относительно вышеупомянутых дней.

Я упомяну о знаменательных днях, которые отмечают в сирийских месяцах мелькиты в Хорезме. Редко бывает, чтобы народы христиан, евреев и магов согласно отмечали в различных странах какие-либо праздники и дни, кроме великих, известных праздников, а в отношении прочих дней они чаще всего расходятся.

За этим последует упоминание их постов и связанных с ними дней, на которых [все] сходятся, после чего я скажу, какие есть празднества и памятные дни у несториан, если захочет Аллах.

Тишрин первый. В первый день этого месяца — память епископа-мученика Анании, ученика Павла. В такие памятные дни [у христиан] в обычае поминать данного [святого], молиться за него, прославлять его и молить Аллаха во имя его. Всякого младенца, который рождается в этот день и после него, до следующего памятного дня, нарекают именем [Анании]; нередко они наделяют друг друга именами в память [обоих] святых и говорят: «такой-то именинник [также и] в день такого-то [святого]». Когда приходит день памяти [данного святого], они собираются у именинника, и тот угощает и кормит их.

Во второй день — память Хариса, погибшего мучеником в Неджране вместе с другими мучениками.

В третий день — память /289/ Марии-монахини, которая облачилась в мужскую одежду. Она приняла монашество и скрывала от монахов свое женское естество, потом ее обвинили в прелюбодеянии с женщиной, и она терпела обиду и не объявила, что она женщина, пока не умерла. Ее естество и то, что она чиста [от обвинения] в прелюбодействе, стали известны, когда ее захотели обмыть и увидели ее половые органы.

В четвертый день — память епископа Дионисия, звездочета, ученика Павла.

[Вышеприведенные] названия обозначают духовные чины. Дело в том, что [священнослужители] в христианской вере имеют девять чинов: носитель первого чина называется «певчий», второго — «чтец», третьего — «иподиакон», четвертого — «диакон», по-арабски «шаммас», пятого — «священник»; по-арабски «касс», шестого — «епископ», то есть [по-арабски] «ускуф» — он находится под властью митрополита; седьмого — «митрополит» — он находится под властью католикоса. Митрополит мелькитов Хорасана имеет пребывание в Мерве. [Носитель] восьмого чина — «католикос», то есть [по-арабски] «джасалик». Католикос мелькитов в мусульманских землях имеет пребывание в Городе Мира, он находится под властью антиохийского патриарха. [319]

Что же касается католикоса несториан, то его назначает повелитель правоверных с согласия общины несториан.

Девятый чин — патриарх, то сеть [по-арабски], «батрик». Этот чин существует только у мелькитов. Патриархов по [христианской] вере всегда бывает четыре; всякий раз, когда один умирает, на его место становится другой по согласному [выбору] остальных патриархов, католикосов и носителей прочих чинов. Один из патриархов пребывает в Константинополе, другой — в Риме, третий — в Александрии и четвертый — в Антиохии; эти города называют «престольными».

Нет чина выше патриарха и ниже певчего. Иногда чины считают начиная от дьякона, а нижестоящих певчих и служителей алтаря не причисляют к носителям чинов.

С каждым из этих чинов связаны [известные] обязанности, правила v обстоятельства, о которых здесь не место толковать.

Абу-ль-Хусейн Ахмед ибн аль-Хусейн-аль-Ахвази, писец, рассказывает «в Книге о науках у румов» о тех духовных и светских чинах, которые он видел в Константинополе и стране румов. Он говорит, что первый чин — это патриарх, который имеет [полную] власть в государстве; далее следует «хроникос», то есть настоятель самого большого монастыря, затем «епископ», то есть «ускуф», затем «митрополитес», то есть «правитель», затем «гуменос», то есть «настоятель монастыря» — [чин], пользующийся у них большим уважением; затем «калогерос», по чину близкий к [игумену], затем «папас», то есть «касс», затем «диаконос», то есть «шаммас».

[Однако] в этом деле следует [больше] полагаться на то, что мы говорили раньше. Дело в том, что Абу-ль-Хусейн смешал с носителями определенных чинов других людей, хоть и знатных, но не принадлежащих к числу носителей чина. А иногда они [действительно] облечены чином, но описание его не соответствует [чину].

Что же касается светских, политических чинов, то первый из них — «базилевс», то есть Кесарь, царь румов. Далее следует «логофет», его везирь и переводчик со всякого языка; /290/ после него — «паракимоменос» — глава привратников, затем — «доместикос» — глава войска, затем — «аксиотос» — доверенный царя в войске, соответствующий «доместику» — ни один из них не стоит ниже другого — затем — «архонтархон» — тот, которому подвластны патриции. Затем [идет] патрикиос, то есть [по-арабски] «батрик». Патриции в войске нечто вроде больших военачальников — не то, что [патриархи], о которых мы говорили, [описывая] духовные чины. Кто боится сходства этих двух наименований называет духовного владыку «батрак». Затем следует «рогатор», то есть [лицо], производящее смотр войску и выплачивающее жалованье. Далее идет «стратегос» — его [чин] соответствует половине [чина] патриция, за ним «протоскафариос» — [320] доверенное лицо царя в войске патриция; патриций обращается к нему [за советом] во всем, что делает.

Далее следует «маглабитес» — обладатель царского бича, за ним: «экзархос», начальник тысячи человек, далее: «гекатонтариос», начальник ста человек, «пентеконтариос» — начальник пятидесяти человек, «тессараконтариос» — начальник сорока, «триантариос» — начальник тридцати, «иконитариоc» — начальник двадцати, и «декархоc» — начальник десяти человек.

Но вернемся [к предмету речи] и скажем: пятого числа этого месяца — поминовение отроков в пещере в городе Эфесе, о которой упоминается в священном Коране 16. Аль-Мутасим послал вместе со своим послом к царю румов человека, который воочию видел место [где пребывают отроки] и ощупал их своей рукой. Рассказ об этом общеизвестен, хотя тот, кто ощупывал [кости отроков], а именно — Мухаммед, сын Мусы ибн Шакира, вызывает [своим рассказом] сомнение — те ли это [отроки] или это другие мертвецы, и [тут налицо] какая-то подделка. Али ибн Яхья, звездочет, рассказывает, что, возвращаясь из похода, он зашел в это самое место. Это небольшая гора, диаметр которой у подножия меньше тысячи локтей. В горе есть ход, начинающийся на уровне земли, который углубляется [в склон горы] и тянется во впадине под землей на протяжении трехсот шагов. Он выходит в сводчатое помещение в [толще] горы, на резных колоннах, в котором множество комнат. [Али ибн Яхья] рассказывает, что он видел там тринадцать человек, в числе которых был безбородый юноша, одетых в шерстяные кафтаны и в другие одежды из шерсти, сапоги и сандалии — Он прикоснулся к волосам на лбу одного из них и потянул их, но ни один волосок не поддался. Излишек мертвецов свыше семи, как в мусульманском [предании], или восьми, как [в легенде] христиан — быть может [объясняется тем], что это монахи, которые там умерли. Ведь тела монахов сохраняются особенно долго, так как они подвергают себя истязаниям до тех пор, пока в них не исчезнут все жидкости, так что между костями и кожей остается лишь немного посредствующего вещества. И они угасают, как угасает светильник, когда иссякнет в нем [масло], и иногда в течение поколений стоят [мертвые], опершись на свои посохи. Это дело, которое видели в их монастырях. А те упомянутые отроки провели в пещере, по словам христиан, триста семьдесят два года, а по нашему [преданию] — триста солнечных лет, как “сказал Аллах великий в Коране, в суре, особо посвященной рассказу об этих отроках. Что же касается избытка в девять лет, то это та добавка, которая получается, если перевести [солнечные годы] в лунные; точнее, это будет девять лет, семьдесят пять дней, шестнадцать часов и четыре пятых. А если [считать] так, как делали в то время, то триста /291/ лет — это пятнадцать малых циклов и еще пятнадцать лет от шестнадцатого цикла. Доля дополнительных месяцев [за это время составит] [321] сто десять месяцев, в каком бы порядке ни располагать остальные годы; это равняется девяти годам и двум месяцам. Такого рода дробями [обычно] пренебрегают в повествованиях.

В седьмой день — поминовение мучеников Сергия и Бахуса.

В десятый день — поминовение пророка Захарии. [Это день, когда] ангелы благовестили ему [о рождении] его сына Иоанна, как упоминается в Коране и подробно говорится в Евангелии.

В одиннадцатый день — поминовение епископа Киприана-мученика.

В четырнадцатый день — поминовение епископа Григория Нисского.

В семнадцатый день — поминовение Козьмы и Дамиана, лекарей-мучеников.

В восемнадцатый день — поминовение Луки — автора третьего Евангелия.

В двадцать третий день — поминовение Анастасии-мученицы.

В двадцать шестой день — поминовение о положении в гроб головы Иоанна, сына Захарии.

Тишрин второй. В первый день — поминовение Корнута-мученика.

В одиннадцатый день — поминовение Мины-мученика.

В пятнадцатый день — поминовение Симеона, Гурия и Авива, мучеников.

В шестнадцатый день — начало поста по случаю рождества Иисуса, сына Марии, Мессии. Перед [рождеством] постятся сорок дней подряд.

В семнадцатый день — поминовение Григория-чудотворца.

В восемнадцатый день — поминовение Романа-мученика.

Двадцатого — поминовение Исаака и ученика его Авраама, мучеников.

Двадцать пятого — поминовение Петра, епископа в Александрии.

Двадцать седьмого — поминовение Якова, которого изрубили на куски.

Тридцатого — поминовение Андрея-мученика и поминовение апостола Андрея.

Канун первый. В первый день этого месяца — поминовение Якова, первого епископа в Элии.

В третий день — поминовение отца Иоанна, составителя правил христианской веры. «Отец» — у них самое уважительное обращение, так как на этом зиждется основа их веры. Правила веры христиан не являются [божественным] законом; они выведены их уважаемыми представителями на основании речений Мессии и апостолов; упомянутый [Иоанн] — один из них.

Четвертого — поминовение Варвары и Юлианы — мучениц.

Пятого — поминовение Саввы, главы монастыря в Иерусалиме.

Шестого — поминовение Николая, патриарха в Антиохии.

Тринадцатого — поминовение пяти мучеников.

Семнадцатого — поминовение Модеста, патриарха в Элии. [322]

Восемнадцатого — поминовение Сисина, католикоса Хорасанского /292/

Двадцатого — поминовение Игнатия, третьего патриарха в Антиохии.

Двадцать второго — поминовение Иосифа Аримафейского, «булевта», который похоронил тело Мессии в гробнице, приготовленной им для себя самого, как сказано в конце [всех] четырех Евангелий Аль-Мамун ибн Ахмед-ас-Салами-аль-Хереви утверждает, будто он видел эту могилу в церкви Воскресенья в Иерусалиме, в сводчатой [нише]. Это гробница, выдолбленная в скале, в виде гроба, и выложенная золотом. О ней существует удивительный рассказ, который мы приведем в главе о постах [христиан]. Говорят, что царь не позволяет никому в Руме посещать эту гробницу.

Двадцать третьего — поминовение Геласия-мученнка. В ночь, которой предшествует двадцать пятый день этого месяца, то есть в ночь на двадцать пятое по системе [счета] румов — праздник рождества, то есть рождения Мессии. В то время это был вечер четверга, и большинство людей считает, что этот четверг был двадцать пятого. Однако это не так, и [четверг] был двадцать шестого. Кто хочет проверить это для того года способами, [упомянутыми] выше, сделает: первое число Кануна первого падает в тот год на воскресенье.

Двадцать шестого — поминовение пророка Давида и Якова, епископа в Элии.

Двадцать седьмого — поминовение Стефана, главы диаконов.

Двадцать восьмого — Ирод поубивал детей и младенцев в городе аль-Халиле 17, разыскивая Мессию и стремясь убить его в числе [прочих], как рассказывают в начале Евангелия.

Двадцать девятого — поминовение мученика Антония. Утверждают, что это Абу-Раух, двоюродный брат Харуна-ар-Рашида. Он [будто бы] принял христианство после ислама и Харун распял его. О нем существует у христиан длинная, удивительная повесть, которой мы не слышали, и не читали мы этой или подобной повести в книгах историй и рассказов. Однако христиане — любители послушать [сказки] и считают за правду такие [рассказы], особенно если эти рассказы связаны с их вероучением, и не рассматривают они [дело] со всех сторон, когда проверяют рассказы и исследуют предания.

Канун второй. В первый день этого месяца — поминовение Василия; это также праздник «календас». Перевод [слова] «календас» — «да будет благо». В этот день дети христиан собираются, ходят вкруговую по домам и переходят от дома к дому, крича громким голосом нараспев: «календас, календас!». В каждом доме их кормят и дают выпить чашу вина. Некоторые говорят, будто это делается потому, что в этот день новый год у румов, то есть полная неделя с тех пор, как Мария родила [Иисуса], а другие говорят [следующее]. Когда появилось учение Ария и [323] последовали за ним те, кто последовал, он захватил одну из [румских] церквей. [Прихожане] этой церкви вступили с ним в спор, но потом они помирились и условились, что запрут двери церкви на три дня, а затем придут все вместе и по очереди прочитают перед ними [молитву]. Те, для кого откроются двери церкви, будут иметь на нее право. Так и сделали. Двери не открылись для Ария, но, как утверждают, открылись для [его противников]. Поэтому их дети и делают то, что /293/ делают, наподобие радостной вести, которую они провозгласили в то время.

Во второй день — поминовение митрополита Сильвестра, благодаря которому приняли христианство жители Константинополя.

Пятого — пост [перед] праздником богоявления.

Шестого — богоявление, то есть самый праздник богоявления, и день крещения, когда Иоанн, сын Захарии, совершил крещение над Мессией и погрузил его в крестильную воду в реке Иордане по достижении им тридцати лет и коснулся его святой дух в виде голубя, сошедшего с неба, как говорится в Евангелии.

То же самое делают [христиане] со своими детьми, когда ребенку исполнится три или четыре года. Их епископы и священники наполняют водой лохань и читают над ней, потом погружают в нее ребенка. Совершив это, они делают ребенка христианином. Это соответствует словам нашего пророка — мир над ним! — «Всякий новорожденный рождается таким, каким его создал [бог], потом родители делают его евреем, христианином или магом». Абу-ль-Хусейн-аль-Ахвази в своей «Книге о науках у румов» дает описание крещения. [Крещение] состоит в том, что над [ребенком] читают в церкви семь дней утром и вечером; когда наступает седьмой день, его обнажают и мажут ему тело маслом, потом наливают нагретой вода в мраморный сосуд, водруженный посреди церкви, и священник ставит на воде маслом пять точек — четыре наподобие креста и одну посредине. После этого [ребенка] поднимают, ставят его ногами вместе на среднюю точку и сажают в воду. Священник черпает с одной стороны полную горсть воды и выливает ее младенцу на голову, потом черпает с другой стороны, пока не зачерпнет со всех четырех сторон, наподобие креста Затем священник отходит от младенца и к нему подходят люди, которые хотят вынуть его из воды — те самые, что посадили его в воду. Священник обмывает [младенца], а все находящиеся в церкви читают о нем [молитвы], и его вынимают из воды, завертывают в простыню и несут [на руках], чтобы ноги его не коснулись пола, и все, кто находится в церкви, семь раз кричат: «Кирие, элейсон!» — то есть «Господи, помилуй нас!». Потом ребенка одевают в его одежды, [продолжая] держать на руках, после чего опускают [на землю]. Ребенок остается в церкви или посещает ее семь дней, а в седьмой день священник обмывает его, без масла, и не в том первом сосуде. [324]

В десятый день этого месяца — поминовение монаха Феодосия,, который истязал [свою плоть] и отягчал себя железами.

Тринадцатого — конец праздника богоявления. Убиение праведников на горе Синае.

Пятнадцатого — поминовение Петра, патриарха в Дамаске.

Семнадцатого — поминовение Антония, первого из монахов и их главы.

Двадцатого — поминовение Евфимия-монаха, учителя.

Двадцать первого — поминовение Максима-монаха, отшельника.

Двадцать второго — поминовение Козьмы, который вывел правила и законы [вероучения] христиан.

Двадцать пятого — поминовение Поликарпа, епископа-мученика, /294/ сожженного огнем.

Двадцать седьмого — поминовение Иоаннеса, прозванного «Златоустом». «Иоаннес» — греческое слово для имени Яхьи.

Тридцатого — поминовение Иоанна и Кира, мучеников.

Шубат. Первый день — поминовение Ефрема-учителя.

Второго — праздник свечей, то есть прихода Марии в Иерусалимский храм с Иисусом, от рождения которого прошло сорок дней. Это праздник яковитов, который считается у них большим торжеством. Говорят, что в этот день евреи приводят своих детей в синагоги и заставляют их читать из Торы. Если это и так, то это происходит в Шефате, а не в Шубате. ибо евреи не употребляют сирийских [названий] месяцев. С этого дня и до прошествия восьми дней Азара бывает время начала их поста, о чем мы упомянем в дальнейшем, если захочет Аллах. Когда [румы] постятся, то не соблюдают поминовений, о которых мы будем говорить, за исключением тех, что падают на субботу; румы справляют [в посту] толь» ко этот день.

Третьего — поминовение мученика Велеса; его убили маги.

Пятого — поминовение Сиса-католикоса — первого, кто ввел христианство в Хорасане.

Двадцать четвертого — поминовение об обретении головы Крестителя, то есть Яхьи, сына Захарии.

Азар. В девятый день — поминовение сорока мучеников, замученных огнем, холодом и морозом.

В одиннадцатый день — поминовение Софрония, патриарха в Иерусалиме.

Двадцать пятого — праздник благовещения, когда Гавриил — мир с ним! — вошел к Марии и сообщил ей благую весть о Мессии. От этого дня до рождества — девять месяцев и пять с чем-то дней. Это естественный срок пребывания младенца в утробе матери. А Иисус, хоть он и был лишен отца-человека и получил помощь от святого духа, не мог не [325] подчиниться, в мире, условиям природы. Поэтому его пребыванию в утробе [матери] тоже правильнее всего быть естественным.

Место Луны, определяемое в полдень этого дня в Иерусалиме, то есть понедельника двадцать пятого Азара года триста третьего по [эре] Александра, близко от пяти шестых первого градуса знака Тельца. Для тех, кто придерживается в [построении] гороскопов системы Гермеса Египетского, обязательно, чтобы восходящее светило Мессии [находилось] в конце Овна и в начале Тельца, но эти созвездия во времена рождества восходили днем, ибо место Солнца, вычисленное на полдень четверга, следующего за ночью рождества в Иерусалиме, находится приблизительно в двух градусах с третью [созвездия] Козерога. Упомянутый срок /295/ пребывания [в утробе матери] обязателен по их учению для всякого младенца, родившегося в ночь рождества, когда Луна находится ниже Земли и отстоит от градуса восходящего светила приблизительно на десятую часть окружности. Зная место Луны в день благовещения, [получаем], что восходящее светило [Мессии] находилось приблизительно в четырех пятых созвездия Рыб; если же мы вычислим место Луны двадцать пятого числа Кануна первого в то время, когда она отстоит ниже Земли от восходящего светила на десятую часть окружности, то восходящее светило окажется приблизительно в двух третях созвездия Овна. Однако оба эти [вычисления] не заслуживают внимания, так как люди, [рассказывающие] о рождестве, говорят нам о ночи, а в результате наших выкладок получается день. Это один из примеров, доказывающих ложность гороскопов. Мы посвятим рассуждению о различных видах и родах гороскопов отдельную книгу, в которой исчерпаем этот [вопрос] и не скроем о них правды, если Аллах прибавит нам жизни и устранит по своей милости остатки недугов и болезней, буде он пожелает этого.

Нисан. В первый день — поминовение Марии Египетской, которая постилась сорок дней подряд, [ни разу] не разговляясь. Обычай [предписывает] справлять поминовение в [первую] пятницу после разговенья. Вследствие обязательности пятницы [этот праздник] совпадает с первым Нисана только четыре раза в каждом солнечном цикле, то есть в четвертый, десятый и двадцать первый год, если отсчитывать циклы от первого дня эры Александра, вместе с текущим годом.

Пятнадцатого — поминовение ста пятидесяти мучеников.

Двадцать первого — поминовение шести синодов. «Синод» означает собрание ученых из числа [христианских] священников, епископов и других носителей упомянутых выше духовных чинов для предания проклятию по случаю возникновения какого-либо новшества или для подобия взаимных проклятий, а также для рассмотрения важных дел веры. Такие собрания имеют место только через долгие промежутки времени, и [326] когда они происходят, дата их сохраняется [в летописях] и иногда отмечается ради благословения и почитания бога.

Первый синод — это собрание трехсот восемнадцати епископов в городе Никее, созванное царем Константином по причине [ереси] Ария, который расходился с ними относительно ипостасей [Христа], дабы увековечить решение о двух ипостасях отца и сына, о котором они сговорились, и [закрепить] согласное решение, чтобы разговение справляли в [первый] воскресный день после воскресения Мессии. [Дело в том], что некоторые из них сначала говорили: «Сделаем разговенье в четырнадцатый день месяца еврейской пасхи».

Второй синод — это собрание ста пятидесяти епископов в Константинополе, [созванное] царем Феодосием, старшим сыном Аркадия, по причине [учения еретика], прозванного «врагом [святого] духа», который разошелся с общиной в описании святого духа, и для увековечения решения об этой третьей ипостаси.

Третий синод — это собрание двухсот епископов в городе Эфесе, созванное царем Феодосием младшим по причине [ереси] Нестория, /296/ патриарха Константинопольского, главы христиан-несториан, который разошелся с общиной относительно ипостаси сына [божьего].

Четвертый синод — это собрание шестисот тридцати [епископов] в городе Халкидоне, [созванное] царем Маркианом по поводу [ереси] Евтихия, который говорил, что в теле господа Иисуса было до единения два естества, а после — одно естество.

Пятый синод — [был созван] Юстинианом, ради проклятия епископов Мопсуэстии, Эдессы и других, которые разошлись [с общиной] в основах [веры].

Шестой синод, в Константинополе, [был созван] Константином-верующим; [там] было сто восемьдесят девять епископов [и собрали их] по причине [лжеучения] Кира и Симона-волхва.

Двадцать третьего — поминовение святого мученика Георгия, которого неоднократно истязали, подвергая всевозможным пыткам.

Двадцать четвертого — поминовение Марка, составителя второго Евангелия.

Двадцать пятого — поминовение Христофора.

Тридцатого — поминовение Симеона, сына Сабба'н, католикоса, которого убили в Хузистане вместе с бывшими при нем христианами.

Айяр. В первый день — поминовение Иеремии, пророка.

Второго — поминовение Афанасия, патриарха.

Четвертого — праздник роз, согласно древнему обычаю; также справляется он и в Хорезме. В этот [день] приносят в церкви джурийские розы, и причина этого в том, что Мария одарила в этот день первыми розами Елизавету, мать Иоанна. [327]

Шестого — поминовение пророка Иова.

Седьмого — праздник явления креста на небе. [Христианские] исследователи говорят, что во времена Константина «Победоносного» появилось на небе подобие креста из огня или света и царю Константину сказали: «Сделай этот знак твоим знаменем — и победишь им царей, которые тебя окружают». [Константин] так и сделал; он победил и принял христианство из-за этого.

[Константин] послал свою мать Елену в Иерусалим на поиски древа креста и она нашла его вместе с крестами двух разбойников, которые, как утверждают [христиане], были распяты вместе с Мессией. Дело с этим крестом стало неясным, и его нашли тогда, когда каждый из этих крестов положили на мертвеца. Когда мертвеца коснулось древо креста [Мессии], он ожил, Елена узнала, что это и есть тот крест.

Некоторые другие [христиане], не исследовавшие этих дел, указываю на крест в созвездии Дельфина, которое арабы называют «аль-Кауд». Это четыре звезды около [созвездия] «ан-Наср-аль-Ваки», расположенные наподобие углов четырехугольника. Говорят, будто они появились в то время над местом, где был распят Мессия. Удивление берет на этих людей, которые не [дают себе труда] поразмыслить и дознаться, что в мире есть народы, дело которых — в течение веков и столетий — наблюдать звезды и исследовать их положение. Они наследуют /297/ от предков к потомкам [сведение], что звезды Дельфина принадлежат к числу неподвижных светил, и что предшественники [этих астрономов], занимавшиеся их наблюдением, [всегда] находили их в таком же положении. [Скажу] больше: эта часть христиан часто прибегает, ради прославления креста, ко всевозможным обманам и внушениям. Так, [например], они выводят свои заключения из того, что Аллах повелел израильтянам сделать медного змия и повесить его на воткнутую [в землю] палку, чтобы отразить вред от змей, которые размножались у них в пустыне, и говорят, что это есть благовещение о кресте и напоминание о нем. Говорят они также, что знамением Моисея был его посох, а посох — это продольная черта. Когда пришел Мессия, он бросил свой посох на такую черту и образовался крест. Таким образом, закон Моисея [якобы] стал законченным благодаря пришествию Мессии.

Однако нечто законченное не приемлет ни увеличения, ни уменьшения. Доказательством этого служит то, что если наложить на крест третью палку, с какой бы то ни было стороны, из него получится слово *** [«нет»], то есть: «нет ни увеличения, ни уменьшения». Это не что иное, как подобие того, чем обманывают себя некоторые мусульмане, занимающиеся гаданием по уподоблению имени «Мухаммед» [***] образу человека. Они говорят, что «мим» [***] есть подобие головы, «х» [***] — подобие туловища, второй «мим» — подобие живота, а «даль» [***] — [328] подобие ног. Я думаю, эти люди несведущи в отношении изображений, так как считают одинаковой величину головы и живота, [уменьшают] количество членов, выходящих из всего туловища, и забывают [об органах], осуществляющих сохранение рода. [Впрочем], они может быть имели в виду женщин, а не мужчин.

Хотел бы я знать, что они говорят об именах, образ которых похож на образ [имени] «Мухаммед» с добавлением или убавлением одной буквы или прибавлением другой, как например, Хамид [***], Маджид [***] и другие. Ведь если уподобить какие-либо из них человеческому телу, как они уподобляют [имя «Мухаммед»], дело превращается в шутку или издевательство. Еще удивительней, что эта секта христиан ссылается, в деле с крестом и с проверкой этого, на дерево пионии, на поверхности разреза которого, если его разрезать, имеется подобие начертания креста; некоторые христиане даже утверждают, что это начертание появилось на нем с той поры. Его полезно вешать на [шею] подверженного падучей, что [якобы] указывает на воскресение мертвых. Неужели они не заглядывали во врачебные книги и не слышали в словах [врачей], предшествовавших времени Мессии, о которых говорит в своих книгах достойный Гален, упоминая об этом дереве? [Люди], выводящие заключения, исходя из воздействия души и природы на физические предметы, при всем многообразии их мнений, хотя бы взаимно противоположных, всегда найдут, что [дело] по началу соответствует их утверждениям, и что приводимый ими пример сходен с тем, чего они хотят и что имеют в виду. Однако [такие заключения] можно принять только при наличии основания, которое связывает сравниваемый предмет с тем, что сравнивают, доказательство — с тем, что нужно доказать. Двойничность в противоположных вещах существует [в природе], как [существуют] тройничность во многих листьях и зернах растений, четвертичность в движении звезд и в днях кризисов [болезней], пятеричность в стебельках травы и в листьях и жилках многих цветов, а шестиричность естественна в окружностях и существует в [форме] пчелиных ульев и частиц /298/ снега.

Таким же образом все числа существуют в физических проявлениях действия души и природы, особенно в травах и цветах. Ведь листьям, стеблям и жилкам каждого цветка присуще особое число для каждого рода по отдельности. И если бы приверженец каждого мнения [захотел] сослаться на какой-нибудь род [цветов], он мог бы это сделать, если бы только [его ссылку] приняли.

Точно так же и на ископаемых предметах находятся удивительные вещи. Рассказывают, [например], что в максуре мечети в Иерусалиме есть [почти] стертая надпись на камне: «Мухаммед — посол Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!», а сзади кыблы тоже есть белый камень с [такой] надписью: «Во имя Аллаха милостивого, милосердого! [329] Мухаммед — посол Аллаха, поддержал его Хамза». Что касается камней для перстней, на которых [написано] имя повелителя правоверных [Али], то они многочисленны, так как изображение имени Али часто находят на горных жилах.

К этому же роду вещей принадлежат различные обманы и подделки. Так, один шиитский проповедник попросил меня рассказать ему что-нибудь, чем бы он мог воспользоваться. Я извлек для него из «Книги намеков» аль-Кинди рецепт снадобья, составленного из острых вещей, раствором которых капают и пишут на карнеоле. [Карнеол] приближают к огню и надпись проявляется на нем белыми [буквами. Проповедник] писал: «Мухаммед», «Али» и другие слова, не [стараясь даже] выводить тщательно или красиво, и утверждал, что [камни] естественные и вывезены из такого-то места. [Таким образом] он получал с шиитов деньги.

Близко к особенностям цветов стоит одна вещь, которой можно удивляться. А именно, число листьев, края которых образуют кружок, когда цветок распускается, в большинстве случаев соответствует правилам геометрии. Чаще всего оно совпадает с хордами, которые можно найти геометрическими методами, но не с коническими сечениями. Едва ли найдется какой-нибудь цветок, количество листьев которого составляет семь или девять, так как их нельзя методами геометрии вписать в окружность [в виде] равнобедренных [треугольников] Напротив, [листьев] бывает три, четыре, пять, шесть, или восемнадцать. Такое обстоятельство существует чаще всего, однако иногда возможно найти род цветов о семи или девяти листьях или найти такое количество [листьев у цветов], упомянутых [выше] разновидностей, хотя природа сохраняет роды и виды такими, как они есть. Ведь если ты сосчитаешь количество зерен одного граната из гранатов, растущих на дереве, то обнаружишь, что в других гранатах их столько же, сколько ты насчитал [в первом]. Так обстоит дело и с другими вещами.

[Правда], иногда в действиях [природы], которые она вынуждена выполнять, случается ошибка, [только] ради того, чтобы привести к выводу, что творец, который измыслил иное, [чем обычно], стоит много выше того, что ему приписывают несправедливые.

Но вернемся [к предмету речи] и скажем:

В восемнадцатый день этого месяца — поминовение Иоанна, составителя четвертого Евангелия, и поминовение Арсения-монаха.

В девятнадцатый день — поминовение пророка Исайи, /299/ которого Дадишу в своем переводе Евангелия называет «Шаийя». А Аллах знает лучше!

Десятого — поминовение Дионисия-епископа.

Двенадцатого — поминовение Епифана, главы епископов.

Тринадцатого — поминовение Юлиана-мученика. [330]

Пятнадцатого — праздник роз согласно новому правилу, и это потому, что розы еще трудно найти в четвертый день. Тогда же его справляют и в Хорасане, вместо первого дня.

Шестнадцатого — поминовение пророка Захарии.

Двадцатого — поминовение монаха Кирика.

Двадцать второго — поминовение Константина победоносного. Он первый стал лагерем в Бизантиуме и построил вокруг него стены. Город был назван Кустантынией по имени Константина, и цари стали жить там после него.

Двадцать четвертого — поминовение Симеона-монаха, который совершил великое чудо.

Хазиран. В первый день этого месяца — праздник колосьев: люди приносят колосья с пшеничного поля, читают над ними молитвы и призывают на них благословение.

В этот день — поминовение Яхьи, сына Захарии; поминая его, люди просят Аллаха об [урожае] пшеницы. Этот день они ставят на место праздника Ансары у евреев.

Третьего — поминовение о том, как Бухтунассар сжег младенцев, то есть Азарию, Ананию и Мисаила. В этот же день произошло обновление [иерусалимского] храма.

Пятого — поминовение патриарха Афанасия.

Восьмого — поминовение патриарха Кирилла, который удалил и изгнал из общины Нестория, главу несториан.

Двенадцатого — поминовение Матфея, Марка, Луки и Иоанна, составителей четырех Евангелий.

Восемнадцатого — поминовение мученика Леонтия.

Двадцать первого — поминовение Барахии — священника, который принес в Мерв христианство приблизительно через двести лет после смерти Мессии.

Двадцать второго — поминовение архангелов Гавриила и Михаила; поминая их, люди хотят приблизиться к Аллаху и отвратить от народа бедствия жары.

Двадцать пятого — поминовение дня рождения Яхьи, сына Захарии. От благовещения в нем до дня его рождения прошло двести пятьдесят восемь дней, т. е. восемь с половиной месяцев и еще десять дней.

Двадцать шестого — поминовение мученицы Февронии, [погибшей] под пыткой.

Двадцать девятого — поминовение смерти Павла-учителя, который объявил христианское учение.

Тридцатого — поминовение Петра, то есть Симона, Кифы, главы посланников, то есть апостолов. [331]

Таммуз. В первый день этого месяца поминовение двенадцати апостолов, учеников Мессии.

Третьего — поминовение апостола Фомы, который не поверил в Мессию, когда тот вернулся после распятия, пока не ощупал ребра на его боках и не нашел на них следов ударов, нанесенных Христу евреями. Это тот апостол, благодаря которому приняли христианство жители Индии.

Пятого — поминовение Домиция-мученика. /300/

Седьмого — поминовение Прокопия-мученика.

Восьмого — поминовение Марфы, родительницы Симеона-чудотворца.

Девятого — поминовение о том, как Бухтунассар сжег трех младенцев. Говорят, что если христиане не будут их поминать, им неминуемо повредит жара Таммуза.

Десятого — поминовение сорока пяти мучеников.

Одиннадцатого — поминовение Фоки-мученнка.

Тринадцатого — поминовение Тутаила-мученика.

Четырнадцатого — поминовение Иоанна-младшего из Мерва, которого убили в наше время.

Пятнадцатого — поминовение Кирьяка и его матери Юлитты. Рассказывают, что он выступил против какого-то царя с решительными доводами, и приняли благодаря ему христианство четырнадцать тысяч душ.

Двадцатого — праздник винограда, когда люди приносят [в церковь] первые гроздья, чтобы помолиться о благодати, изобилии, умножении и росте [плодов земных].

Двадцать первого — поминовение Пафнутия-мученика.

Двадцать шестого — поминовение Пантелеймона-врача, мученика.

Двадцать седьмого — поминовение монаха Симеона-столпника.

Тридцатого — поминовение учеников Мессии; их семьдесят два человека.

Аб. В первый день этого месяца — пост по случаю болезни Марии, матери Мессии. Он длится пятнадцать дней, последний из которых — день кончины Марии.

В первый день также поминовение Соломониды-маккавеянки. Маги убили семерых ее сыновей и изжарили их на жаровнях.

Пятого — поминовение Моисея, сына Имрана, мир над ним!

Шестого — праздник на горе Фавор. О нем есть следующий рассказ, упоминаемый в Евангелии. Пророки — Моисей, сын Имрана, и Илия, то есть Ильяс, явились Мессии на горе Фавор. С Мессией было трое его сподвижников — Симеон, Яков и Иоанн, и они спали. Когда они пробудились от сна и увидели это, то испугались и сказали: [332] «Господи — они имели в виду Мессию — позволь нам сделать три шатра: один для тебя и два для других — для Моисея и для Илии». И не закончили они еще своих слов, как осенило их три облака, появившихся над ними. И Моисей с Илией вошли в облако и исчезли.

Моисей умер за долгое время до этого, а Илия, как говорят, жив до сих пор, но таится от людей и скрывается от их взоров.

Седьмого — поминовение Илии живого, о котором мы упоминали, Восьмого — поминовение пророка Елисея, ученика Илии.

Девятого — поминовение епископа Равула.

Десятого — поминовение мученика Мама.

Пятнадцатого — праздник по поводу кончины Марии. Между названиями «праздник» и «поминовением» есть разница: праздник по чину выше, а поминовение — ниже.

Шестнадцатого — поминовение пророков Исайи, Иеремии, Захарии и Езекииля.

Семнадцатого — поминовение Селевка и невесты его /301/ Страттоники — мучеников.

Двадцатого — поминовение пророка Самуила.

Двадцать первого — поминовение Люция-мученнка.

Двадцать шестого — поминовение Саввы, дряхлого старца.

Двадцать девятого — поминовение убиения Иоанна и усекновения его головы.

Аль-Мамун ибн Ахмед ас-Салами-аль-Хереви утверждает, что он видел в Иерусалиме возле ворот, называемых «вратами столба», груды камней, которые собрали наподобие холмов или гор. Говорят, будто эти камни бросали на кровь Яхьи, сына Захарии, но его кровь вскипала и поднималась выше камней. Это продолжалось до тех пор, пока Бухтунассар не убил тех, кого убил, и не залил [кровь Яхьи] их кровью, и тогда [кипение] утихло.

В Евангелии об этом ничего нет, и я не знаю, что мне сказать на этот счет. Ведь Бухтунассар пришел в Иерусалим приблизительно за четыреста сорок лет до убийства Яхьи, а второе разрушение [Иерусалима] совершили Веспасиан и Тит, цари румов: похоже, что обитатели Иерусалима называют всякого разрушителя [этого города] Бухтунассаром. Однако я слышал, как один летописец говорил, что упомянутый [разрушитель] был Гудерз, сын Шапура, сына Афгур-шаха, один из царей Ашганидов.

Тридцатого — поминовение всех пророков — мир да будет над ними!

Элул. В первый день — праздник «венца года». В этот день [христиане] молятся и призывают [благословение] на окончание года и начало следующего нового года, ибо окончание года бывает в этом месяце. [333]

Третьего — поминовение семи мучеников, убитых в Нишапуре.

Восьмого — поминовение Анны, родительницы Марии, и Иоакнма, ее родителя.

Тринадцатого — праздник обновления храма, с молитвой, то есть обновление церквей.

Четырнадцатого — праздник обретения креста Константином и его матерью Еленой и исторжения его из рук евреев. [Крест] был погребен в Иерусалиме, и упоминание о нем уже имеется [выше].

Пятнадцатого — поминовение шести синодов.

Шестнадцатого — поминовение Евфимии-мученицы.

Двадцатого — поминовение мучеников — Евстафия, его жены и матери.

Двадцать третьего — поминовение Вителлия-мученика.

Двадцать четвертого — поминовение Феклы-мученицы, сожженной огнем. В этот [же] день праздник церкви воскресенья, что находится в Элии.

Двадцать шестого — поминовение мучеников Сабнниана, Павла и Татты.

Двадцать восьмого — поминовение монаха Харитония.

Двадцать девятого — поминовение Григория-епископа, который обратил в христианство жителей Армении.

Вот и [все] то, что мы знаем о днях поминовения и праздниках у мелькитов. Это те дни, в отношении которых несториане расходятся с мелькитами, и [ниже] мы еще скажем отдельно, какие есть у несториан [особые праздники], но сначала сделаем /302/ посредствующим звеном между обоими учениями пост: он является общим для тех и других.


Комментарии

1. «Прямостоящие» — название 37-й главы Корана.

2. Абу-Иса аль-Варрак — литератор IX в

3. Мимбар — нечто вроде кафедры, с которой произносится проповедь в мечети.

4. Тустер — город в Хузистане (Иран).

5. Ср. Левит, XXIII, в.

6. Ср. Исход, ХXIII, 14-17.

7. Дальше в тексте оригинала, возможно, имеется пропуск.

8. Ср. Исход, XXXV, 2.

9. Ср. Левит, XXIII, 24-25.

10. Ср. Левит, XXIII, 27-32.

11. Т.е. «западными».

12. «Иббур», как уже говорилось выше, — название високосного года у евреев.

13. Табария — город в Палестине.

14. Дни «дозволенные» обозначены арабскими цифрами, «недозволенные» — римскими.

15. Царь по-арабски — «мелик».

16. Мусульманская версия известной легенды о семи спящих отроках излагается в 18 й главе Корана.

17. Аль-Халиль — арабское название г. Хеврона в Южной Палестине.

(пер. М. А. Салье)
Текст воспроизведен по изданию: Абу Рейхан Бируни. Избранные произведения, I. Ташкент. АН УзбССР. 1957

© текст - Салье М. А. 1957
© сетевая версия - Тhietmar. 2014
© OCR - Парунин А. 2014
© дизайн - Войтехович А. 2001
© АН УзбССР. 1957