Комментарии

1. В настоящее время под эрой понимают какой-либо условный или связанный с историческим событием момент времени, от которого считаются годы.

2. «Магами» средневековые мусульмане называли зороастрийцев.

3. Т. е. эру начала существования человечества.

4. Заратуштра — полумифический основатель зороастризма, живший, по преданию, в VII-VI вв. до н. э.

5. Началом «эры Александра», называемой обычно селевкидской эрой, считается 1 октября 312 г. до н. э.

6. Имеется в виду Ездигерд III, последний царь из династии Сасанидов, правивший с 632 по 651 г. н. э. От смерти Александра Македонского (323 г. до н. э,) до начала царствования Ездигерда прошло, следовательно, около 960 лет.

7. Сасан — полумифический основатель иранской династии Сасанидов (226-651 гг. н. э.).

8. Как видим, эта цифра расходится с действительной всего на 9 лет.

9. «Царьками племен» средневековые арабоязычные писатели называли диадохов — преемников Александра Македонского, поделивших после Александра его державу.

10. «Ашганидами» арабоязычные средневековые писатели именовали династию царей, известных в европейской историографии под именем Аршакидов (III в. до II. э. — III в. н. э.).

11. Текст в этом месте не в порядке. Слова, взятые в квадратные скобки, добавлены от себя издателем арабского оригинала.

12. Фактически правление Ашганидов продолжалось больше 450 лет.

13. Т. е. по численному значению букв алфавита.

14. Об этих лицах см. комментарий во втором томе настоящей работы,

15. Тора — первые пять книг Библии,

16. Ср. Второзаконие, XXXI, 18. В подлиннике еврейский текст приведен в приблизительной транскрипции арабскими буквами.

17. В подлиннике: «будут разрешены». Ср. Кн. Даниила, XII, II. Текст арабского оригинала не в порядке.

18. Имеется в виду восстановление Иерусалимского храма.

19. Ср. Бытие, XIX, 8-10,

20. В оригинале эти слова приведены по-сирийски в приблизительной транскрипции арабскими буквами.

21. Кир — царь из династии Ахеменидов, правил с 558 до 529 г. до н. э.

22. Ср. Кн. Даниила, IX, 24-26.

23. Ср. Кн. Захарии, IV, 2.

24. Т. е. Иерусалимского храма.

25. «Блажен тот, кто уповает дожить до 1335..»

26. Т. е. периода в 1335 лет.

27. Т. е. к настоящему, прошедшему или будущему.

28. Первое разрушение Иерусалима произошло, как известно, в 586 г. до н. э., при взятии города войсками вавилонского царя Навуходоносор а II. Второй раз Иерусалим был разрушен в 70 г. н. э. войсками римского императора Веспасиана, возглавлявшимися племянником последнего Титом.

29. «Халдейскими царями» Бируни называет царей из древнеперсидской династии Ахеменидов (558-530 гг. до н. э.) и их наместников в Вавилонии Упоминающийся ниже Кир царствовал, как уже сказано, с 558 по 529 г. до н. э.

30. Т. е. по численному значению букв арабского алфавита, составляющих эти слова.

31. ***.

32. ***.

33. Т. е. во Второзаконии: ср. гл XVIII, ст. 18, 19 этой книги.

34. Ср Второзаконие, XXXIII, 2.

35. Коран, гл. IV, ст, 32.

36. Т. е. христиане.

37. Коран, гл. XV, ст. 15.

38. Т. е. об этом следует говорить в других, более подходящих по своей теме сочинениях.

39. Птолемей Филадельф царствовал с 284 по 246 г. до н. э.

40. Имеется в виду так называемый «Кир-младший» — сын и наместник Ахеменида Дарня II. Бируни, следуя традиции арабоязычных средневековых писателей, называет Кира наместником Безмена, т. е. другого сына Дария II — Артаксеркса II (404-358 гг. до н. э.), с которым Кир в действительности вел жестокую борьбу за престол.

41. Т. е. «неприкасаемые» Средневековые арабоязычные писатели считали прародителем самаритян некоего «Самири», который ввел в грех древних евреев, внушив им мысль отлить золотого тельца и объявить ею божеством Как говорится в Коране (гл. XX, ст 97), Самири, в наказание за это, должен был до самой смерти кричать: «ля мисаса!» — «не прикасайся (ко мне)».

42. Кто именно подразумевается здесь — неясно.

43. Ибн аль-Базиар — астролог, живший в середине IX в. н. э.

44. Т. е. в четырех изводах.

45. Т. е. до общего предка.

46. Маркион и Ибн Дайсан (Бардесан) — гностики II-III вв. н. э, проповедовавшие взаимно-враждебные религиозно-философские взгляды.

47. Мани (казнен в 276 г. н. э.) — основатель религиозно философского учения, известного под названием манихейства О Мани Бируни подробнее говорит в дальнейшем.

48. Имеется в виду, очевидно, одно из многочисленных апокрифических евангелий. Личность упоминаемого здесь Баламиса установить не удается Сальман аль-Фариси, т. е. «Сальман-перс» — полумифический сподвижник Мухаммеда в Медине, с именем которого связано множество легенд. К числу первых мединских последователей Мухаммеда предание относит и Абд Аллаха ибн-Селляма, сын которою якобы написал под диктовку Сальмана «Евангелие семидесяти».

49. Магриб — арабское пазвапие Северо-Западной Африки.

50. Тахмурас — арабская форма имени одного из мифических царей Ирана

51. Хульван — древний город и одноименное ущелье в Джибале (Иран).

52. Т. е. научные книги. Текст подлинника не вполне ясен.

53. Дунбавенд, или Демавенд, — гора к северо-востоку от Тегерана.

54. Куфа — город в Месопотамии (древней Вавилонии).

55. Т. е. воды вышли из берегов и начался потоп. Ср. Kopaн, XI, 42.

56. Джуди — гора в Месопотамии, на которой, согласно мусульманским преданиям, остановился «ноев ковчег».

57. Абу-Машар — знаменитый астролог IX в. Арабоязычные средневековые астрономы полагали, что при сотворении мира небесные светила стояли на одном и том же градусе долготы, и что раз в несколько сот тысяч лет они вновь возвращаются к первоначальному положению Этот период и называется «циклом светил», или «циклом Синдхинда» (см. прим. 3 к стр 18).

58. «Дни Арджабхаза» — звездные таблицы, составленные индийским астрономом Арьябхатой в 500 г. н. э. и послужившие основой для «зиджей» первых арабоязычных астрономов. «Дни (= таблицы) Арканда» (искаженное название одного санскритского астрономического сочинения) перерабатывал, между прочим, и сам Бируни.

59. Абу Исхак ас-Сарахси — арабоязычный философ IX в.; Абу-ль-Вафа аль-Бузджани — одни из величайших арабоязычных математиков, уроженец Хорасана (ум. в 997 или 998 г.).

60. Т. е. проходит в одно и то же время одинаковое расстояние.

61. Т. е. для этого надо быть более искусным астрономом, чем Абу-Машар.

62. Т. е. представляют собой конечную, а не бесконечную величину.

63. Начало царствования («эра») Набонассара датируется 747 г. до н. э. Приводя народные этимологии этого имени, Бируни смешивает Набонассара с другим вавилонским царем — Навуходоносором.

64. «Круги», или «циклы» (лет), о которых здесь говорится, составлялись в древности с целью согласования двух существовавших тогда разновидностей календаря — лунного и солнечного. Как известно, лунные месяцы содержат 29 или 30 дней, причем лунный год расходится с солнечным приблизительно на 11 дней. Месяцы в 29 дней называются «пустыми», в 30 дней — «полными». Для приведения 12-месячного лунного года в некоторое соответствие с солнечным, к лунному году периодически добавляли 13-й, вставкой месяц При составлении «цикла лет» надо было вычислить с наибольшей точностью, сколько лунных месяцев соответствует целому числу солнечных лет и как наиболее целесообразно чередовать 12-месячные и 13-месячные лунные годы, чтобы начало лунных лет в течение всего цикла было возможно ближе к какому-либо моменту солнечного года, например, к равноденствию. (См. Н. И. Идельсон, История календаря, Л., 1925, стр. 120). В 432 г. до н. э. греческий астроном Метон вычислил 19-летний цикл в 6940 дней, состоящий из 125 «пустых» и 110 «полных» месяцев; из 19 годов 7 состояли из 13 месяцев.

Солнечный год в круге Метона на 1/76 часть дня длиннее, чем следует. Эта неточность была частично устранена другим греческим астрономом Калиппом (III в. до н. э.), который предложил 76-летний круг в 940 лунных месяцев при 441 пустом и 499 полных месяцах. Началом первого круга считается 330 г. до н. э. Кругами Калиппа пользовался для датировки годов, между прочим, Птолемей в Альмагесте, который, однако, обозначал дни и месяцы по египетскому календарю.

65. Гиппарх — великий греческий астроном II в. до н. э., который тоже вычислил цикл годов, еще более точный, чем цикл Калиппа.

66. Восьмилетний цикл (вычислен еще в V в. до н. э.) — практически наиболее удобный вследствие своей непродолжительности, содержит 96 лунных месяцев и три добавочных месяца, прибавляемых ко II, V и VII годам.

67. Текст оригинала в этом месте испорчен. Перевод дается исходя из контекста.

68. Фалес Милетский — греческий философ и математик VI в. до н. э. Предсказание затмения, о котором говорится ниже, произошло, по преданию, в 585 г. до н. э.

69. Ардешир I, о котором здесь идет речь — правитель из династии Сасанидов, царствовавший с 226 по 241 г, н. э. Кайкобад — мифический иранский царь, время жизни которого легенда относит к эпохе Заратуштры (VII-VI вв. до н. э.).

70. Текст оригинала в этом месте испорчен. О харранцах см. прим. 4 к стр. 20.

71. Имеется в виду Филипп Арридей, не отец, а брат Александра Македонского.

72. Т. е. в вопросе о происхождении прозвища «двурогий».

73. Имеется в виду календарь, введенный при Юлии Цезаре. По этому календарю, заимствованному у египтян, год состоит из 365 1/4 дня; через каждые четыре года по 365 дней присчитывается один лишний, 366-й, день. Количество дней в месяце колеблется от 28 во 31: лишний день присчитываете я к февралю.

74. Ионийцы («юнан) — древние греки.

75. Т. е. устанавливать новую эру.

76. Хабиб ибн Бихриз — переводчик на арабский язык греческих книг, живший в IX в. н. э.

77. Под «франкским» языком здесь разумеется латинский. Бируни приводит народную этимологию греческого слова «кайсарос» — «кесарь» (лат. «цезарь»), означающего «император». Август — первый император Рима (30 г. до н. э. — 14 г. н. э.).

78. Ахмед ибн Сахль — крупный феодал в государстве Саманидов на территории современной Средней Азии и Хорасана (IХ-X вв.).

79. Имеется в виду распространение при Августе на Египет юлианского календаря, заимствованного, как сказано выше, у египтян. Почему Бируни называет это счисление «халдейским» — неясно; в современной науке принято именовать его «александрийским».

80. «Румами» в данном случае Бируни именует римлян. Император Антонин царствовал с 138 по 161 г. н. э.

81. В стамбульской рукописи: «каждые сто лет на один градус», что правильней.

82. Диоклетиан царствовал с 284 по 305 г. н. э. 284 г. считается первым годом эры Диоклетиана.

83. Т. е. астрологических «вопросниках» — книгах, содержащих ответы — на основания взаимного положения планет, на самые разнообразные вопросы, а также способы нахождения этих ответов по правилам астрологии.

84. Т. е. переселение Мухаммеда из Мекки в Медину.

85. Маймун ибн Михран — начальник податного управления в Месопотамии при халифе Омаре II (717-720 гг. н. э.).

86. Омар ибн аль-Хаттаб — второй преемник Мухаммеда (634-644 гг. н. э.).

87. Шабан — восьмой месяц мусульманского года.

88. Хурмузан — персидский полководец, взятый в плен арабами в 637 г. при завоевании последними Ирана и перешедший в ислам.

89. «Масдар» — по арабской грамматической терминологии «имя действия», т. е. отглагольное существительное. Объяснение происхождения слова «тарих» — «летосчисление», которое дает здесь Бируни, основано на народной этимологии.

90. Аш-Ша'би — известный передатчик мусульманских преданий.

91. Абу Муса аль-Ашари — государственный деятель первых времен ислама,

92. Слово «диван» в арабском языке имеет множество значений; здесь оно употреблено в своем первоначальном смысле: «счетная книга», «податной список».

93. «Хиджра» — .переселение Мухаммеда из Мекки в Медину. Началом эры по хиджре считается пятница, 18 июля 632 г. н. э. Некоторые летописцы, которым следует и Бируни, отодвигают эту дату на один день назад.

94. Т. е. в 639 г. н. э

95. Хосрой I Ануширван — царь из династии Сасанидов, правил с 531 по 579 г. н. э

96. Т. е. римских.

97. Имеется в виду Ездигерд III — последний сасанидский царь (уб. в 651 г).

98. О нем см прим. 4 к стр. 19.

99. Абу-Бекр Мухаммед ас-Сули — известный арабоязычный историк (ум в 946 г).

100. Хамза аль Исфахани — историк и филолог (ум. в 961 или 971 г. ) «Науруз» — иранский религиозный праздник, знаменующий наступление весеннего равноденствия. В день весеннего равноденствия (21 марта) начинается по иранскому календарю новый год. Осеннее равноденствие (21 сентября) отмечалось другим праздником, носившим название «Михрган» (в арабизированной форме — «Михриджан»).

101. Аль-Мутаваккиль — аббасидский халиф (847-861 гг.).

102. Убейд-Аллах ибн Яхья ибн Хакан — везирь Аль-Мутаваккиля.

103. Харадж — поземельная подать.

104. Мобед — священнослужитель у зороастрийцев.

105. Т. е. делать их високосными, прибавляя лишние дни.

106. Дихканы — крупные иранские феодалы. Халид ибн Абд-Аллах аль-Касри — одно из влиятельнейших лиц в халифате в царствование омейядского халифа Хишама (724-743 гг.).

107. Харун ар-Рашид — аббасидский халиф (786-809 гг.)

108. Яхья ибн Халид — представитель иранской везирской семьи Бармакидов, происходившей из Балха.

109. Ибрахим ас-Сули — двоюродный дед упомянутого выше историка, был секретарем при аль-Мутаваккиле.

110. Хазиран — девятый месяц сирийского года, соответствующий июлю.

111. Т. е. во все концы халифата.

112. Мухаррам — первый месяц мусульманского года. Мухаррам 243 г. х. продолжался с 30.IV по 30.V.857 г. н. э.

113. Аль-Бухтури — поэт и литератор аббасидской эпохи. Касыда — хвалебная ода.

114. Т. е. годом введения реформы календаря.

115. Т. е. 243 годам по 365 дней.

116. Хурдад-Мах — третий месяц иранского лунно-солнечного года.

117. Т е. Ездигерда 1 (399-420 гг.).

118. Т. е. дополнительный месяц вставляли в том году после Абан-Маха — восьмого месяца иранского года. Подробнее Бируни говорит об этом ниже.

119. Т е. не точны.

120. Т.е. количество.

121. Тихама — название прибрежной полосы на юго-западе Аравии.

122. Балка — местность в Палестине. Хубал — имя одного из божеств у доисламских арабов.

123. «Зу ль-акхаф» («Заплечник») — прозвище сасанида Шапура II (310-379 гг. н. э).

124. Т. е. арабов и персов.

125. Т. е. их систем летосчисления.

126. Ка'б ибн Лу'ай — один из главарей племен у доисламских арабов. Излагаемые далее события из истории арабов в эпоху язычества относятся к области мифологии

127. Химьяриты — южноарабское племя.

128. «Год слона» (около 570 г. н. э.) — тот год. когда, согласно отразившемуся в Коране преданию, абиссинцы предприняли неудачный поход на Мекку. В составе абиссинского войска были слоны, что и послужило причиной названия данного года.

129. «Днями» древние арабы называли дни памятных битв и междуплеменных стычек. Определением для «дня» обычно являлось название места битвы или причина, ее вызвавшая.

130. Корейшиты — название арабского племени.

131. Т. е. в своих родичей, которые сражались на стороне мекканцев, враждовавших тогда с Мухаммедом.

132. «Тобба» — титул царьков химьяритов.

133. Хира — ныне разрушенный город в Месопотамии, столица царьков из династии Лахмидов (V-VI вв н. э).

134. Сиявуш — мифический герой, обожествляемый в легендах Культ Сиявуша был распространен в частности в древнем Хорезме.

135. Кейхусрау — сын Сиявуша.

136. Хорезмшах Африт правил в IV в. н. э.

137. Фир — замок близ древнего хорезмийского города Кята, выстроенный в начале IV в н. э.

138. Т. е. Кята — древней столицы Хорезма.

139. Т.е. были одно другого выше.

140. Сан'а — город в Южной Аравии (ныне столица Йемена).

141. Ад-Даххак — баснословное существо, получеловек-полудемон, упоминаемое в древнеиранских легендах.

142. Джейхун — арабское название реки Аму-Дарья.

143. Этот год соответствует 993 г и э. и всего на семь лет предшествует дате написания «Памятников» Бируни.

144. Кутейба ибн Муслим — арабский военачальник, вторгшийся в Хорезм и Мавераннахр в 712 г. Тотчас же после ухода Кутейбы из Хорезма хорезмийцы подняли восстание против шаха, поставленною Кутейбой у власти, и убили его.

145. Т. е. потомков Африга.

146. Имеется в виду последний представитель династии Афригидов, убитый в 995 г.