БАРТОШЕК ИЗ ДРАГОНИЦ

ХРОНИКА

Чешский рыцарь Бартошек из Драгониц происходил из семьи чешских феодалов и во время гуситских войн сражался на стороне императора Сигизмунда. Его родное местечко Драгонице находилось примерно посередине между Ческе-Будейовице и Страконице в сотне километров к югу от Праги. В 1421 году Бартошек участвовал в обороне Пражского града, потом защищал от гуситов замок Карлштейн, в который Сигизмунд велел свезти сокровища чешских королей. В 1426 году он подал в отставку по состоянию здоровья. Несмотря на плохое здоровье, Бартошек из Драгониц прожил ещё лет двадцать и в эти годы на латинском языке написал хронику, охватывавшую 1419-1443 годы. Временем окончания хроники датируют и кончину самого автора, исходя из чего можно примерно предположить и годы его жизни: 1390-1443.

В каждой из «гуситских хроник» есть сведения, отсутствующие в других, однако ни одна из них не может считаться исчерпывающе полной. Сами чехи до сих пор так не решили, какую из этих хроник считать основной, причём одна из самых интересных и важных не оригинальна, а является составленной уже в XIX столетии компиляцией из мелких чешских хроник. Бартошек же писал только о том, что видел сам и о чём он слышал от очевидцев. Это не просто рассказ очевидца, а такого очевидца, которому удаётся быть беспристрастным. Именно это обстоятельство в своё время позволило некоторым не в меру ретивым историкам обвинять нашего автора в отсутствии ясно выраженной политической позиции. Ругали его и за отсутствие литературного таланта, не слишком изящную латынь и вообще называли его хронику примитивной. Другие историки были другого мнения. Они не только считали хронику Бартошка первоклассным источником по истории гуситских войн, но и полагали, что именно её-то и следует считать «основной».

Рукопись хроники Бартошка из Драгониц была обнаружена и в конце XVIII века впервые издана монахом ордена пиаристов Герласием Добнером. Этому выдающемуся чешскому учёному принадлежит и честь первого издания (в латинском переводе), а также критический разбор чешской хроники Вацлава из Гаека. (предисловие А. Игнатьева)


В том же 1427 году, в четверг после рождества пресвятой девы Марии 1, пресвитер Прокоп и табориты с сиротами 2 и их единомышленниками, всего по крайней мере до 10 000 пехотинцев и 800 всадников, по своей воле пришли в Прагу и привезли с собой большую пиксиду 3 «Хмелик», а также свои подводы и все к ним принадлежащее.

Затем, поскольку город Колин отделился от пражан и принял к себе в гетманы господина Гашека из Дитенице, который был очень предан господину королю и герцогу австрийскому, взявшему себе в жены дочь господина короля, то названные выше пресвитер Прокоп, табориты, сироты и пражане обложили осадой сам город Колин и в течение 13 недель старались взять его при помощи больших пушек, пиксид и разных других многочисленных хитростей; однако они не смогли взять его силой. Но согласно дружественному договору и по доброй воле горожан Дивиш Боржек с сотней своих людей и людей Иоанна Местецкого и Путы из Частоловице со всем своим имуществом выехали из города, а стоявшие перед городом воины вступили в него.

В том же году, в субботу перед днем святого Варфоломея 4 рыцари Болоховец, Сигизмунд и Божек, пребывавшие тогда в замке Карлштайн, при помощи челяди этого замка убили грабителя по имени Ян из Остромец из секты таборитов, занимавшегося грабежом близ города Миншека, но шестеро из семи человек улизнули, хотя трое из них были тяжело ранены.

В том же году гетман секты таборитов, названный пресвитером Прокопом, по прозвищу Голый 5, и другой пресвитер Прокоп 6, гетман секты, оставшейся после Жижки и называвшей [623] себя сиротами, отправились с этими своими сектами и с пражанами в поход в Венгрию и захватили там много городов, Венгерский Брод и другие, и много крепостей. Мало того, они сожгли пригород Пресбурга 7, затем пошли на Вену, но не смогли там переправиться через Дунай и причинили много вреда в Австрии на этой стороне реки.

Затем уже в лето господа 1428-е они повернули в Силезию и разбили лагерь перед городом Ниссой; а в в этом городе находился господин Пута из Частоловице с людьми епископа Конрада, и некоторые жители пригорода и собравшиеся туда крестьяне выступили против них. Люди же из сект со своими возами, оружием и пиксидами вступили с ними в сражение. Наконец, и, вышедшие из города люди тоже пришли в пригород, и там табориты перебили несколько тысяч человек того и другого пола и сожгли предместье города, и, если бы Пута из Частоловице со своими приверженцами не защищался так мужественно, они захватили бы и весь город.

Затем в том же году они продвинулись к городу герцога Людвига, называемому Бржихом, и по дороге обложили осадой много городов, укреплений и даже замок, называемый Соботкой, оставив там своих людей, а именно господина Плихту-[младшего] из Жиротина и других. Придя же к городу Бржиху, вошли в него, так как там было мало защитников, и, разграбив его, сожгли; мало того, они подобным же образом разрушили и город Остригом и много других городов, укреплений и крепостей ..., пригнав оттуда в Богемию много тысяч голов крупного и мелкого скота.

На обратном пути они разделились, и секта сирот с пражанами прошла в Баварию и, придя туда около дня святого Урбана 7, захватила города Пернов, Мнихов 8 и другие укрепленные места, потому что их никто не защищал. Подойдя к большому пруду ландграфства, они срыли плотину, спустили пруд и учинили много разорения в стране. Затем они вернулись в Прагу. Табориты же на той же неделе ... осадили город и замок, именуемые Бехине, и обложили их с четырех сторон; среди них был и гетман пресвитер Прокоп. Там они разбили лагерь, стояли 15 недель и пытались разрушить город и замок при помощи пушек и больших и малых пиксид. Наконец, не имея сил сопротивляться далее, Генч из Лазан с управителем замка, какой-то командир Кокот и с ними больше ста человек других (причем среди них было много раненых), на той же неделе, что и день святого Галла, вышли к ним из города и из замка на том условии, что только их одних они отпустят на свободу. [624]

Великое столкновение

В том же самом году, а именно в 1434-м, в самый день святого Криспина, что приходится на 30-й день мая месяца, в четвёртый год понтификата святейшего во Христе отца и государя господина нашего папы Евгения IV и во второй год императорства пресветлого князя-государя господина Сигизмунда, божьей милостью императора Римского, вечно благословенного короля Венгрии, Богемии, Далмации, Кроации и прочее, близ селения [Гржибы] между городами Коуржим и Чески-Брод, в час вечерни произошло великое столкновение. В тот день солнце стояло в созвездии Близнецов, а луна – в конце хвоста Рыб.

Благородные господа и бароны 9 ..., а также и некоторые горожане из всех мест Праги и горожане из Мельника в числе, как говорили, 1000 всадников и 10 000 пехоты и с 720 подводами с броней на них и пиксидами вступили в столкновение. С одной стороны [там были] Чернин, господин Петр из Хлумец, господин Бенеш из Дуба, проживающий в Козло, Якубок из Божейков, бургграф госпожи Перты, вдовы [господина] Конопишта, с людьми этой госпожи, а в составе другой стороны были: тогдашний гетман секты таборитов пресвитер Прокоп Голый с самыми воинствующими таборитами; Ян (Иоанн), прозванный Чапеком из Шана, тогдашний гетман секты сирот Жижки, тоже непрерывно воюющей 12 лет; пресвитер Прокопек, или Прокоп Младший; Андрей, по прозвищу Керский, также гетман таборитов в Таборе, с горожанами оттуда, а также из Бероуна, Сланы, Жатца, Лоуны, Коуржима, Колина, Кутных Гор, Чески-Брода, Часлава, Нимбурга, Граца Кралове, Яромержа, Трутнова, Двора, Альтамуты, Клатова, Прахатице, Домажлице, Писка, Литомержище, а также Рогач из Дубы и Заимач из Евишовиц с другими своими единомышленниками – всего, как говорили, 93 всадника и около 9 000 пехотинцев, 360 боевых подвод с броней на них и с 40 и более пиксидами, называемыми гоуфницами.

Вышеназванные господа и бароны, умышленно показывая, будто они бегут, поставили в хвосте своих подвод лучших воинов: господина Ульриха из Розенберга и господина Менгарда Прахинского из округа Пльзеня и из Карлштайна со знаменем господина Розенберга, велев им тайно приготовить пушки, но нагнуть их к земле и направить как бы на свой тыловой отряд, будто бы они самовольно пытаются бежать от таборитов и сирот. Те в это время преследовали врагов с тыла на своих подводах, сильно обстреливая из пиксид хвост обоза господ рыцарей и при этом крича: «Бегут, бегут, обращаются в бегство!» 10. Приблизившись к подводам господ примерно на [625] полмили, они сошли со своих возов, собираясь броситься на подводы господ. Но тогда люди господ и они сами, подняв свой стяг, знамя господина Розенберга, сошли со своих подвод и выступили против врагов, подошедших уже близко, мужественно стали с ними биться, и так жестоко их разбили, что им осталось только петь псалом: «Помилуй мя, боже!». Табориты и сироты повернули тогда в тыл, обратились в бегство и хотели вернуться к своим возам, чтобы укрыться за ними, но господа со своими людьми так ловко и быстро их гнали и избивали, что подошли к их возам одновременна с ними и там убили обоих пресвитеров Прокопов и еще многих других пресвитеров из их злостной секты, а многих побили на подводах. И, преследуя бежавших, как конных, так и пеших, захватили в плен младших гетманов Гиру Ушати и Мареша Кршняк. И все те, которые при этом были, согласно утверждали, что первоначально их было 10 тысяч и 250 человек; те же люди говорили потом, что из них спаслось бегством едва 97 человек: всех остальных убили на этом месте и во время бегства к Чески-Броду, там же и сожгли отнятые у них подводы с броней, пиксиды и другое оружие 11. А вышеназванные гетманы Чапек и Андрей Керский бежали в Колин на конях вместе с некоторыми пешими своими единомышленниками. На другой день все названные господа со своими людьми преследовали их до самого Колина, но там пришли к некоторому соглашению, а именно, чтобы тот же Чапек и Керский, а также колинцы со своими приверженцами явились в Прагу на великий съезд всех господ и коренных богемских городов, с тем, чтобы в день святого Иоанна Крестителя там им было объявлено то, что решат коренные богемские господа и города, на чем стоять и чем удовлетвориться.

Порешив так, господа и другие рыцари распустили лагерь и возвратились по домам, объявив съезд в Праге в день святого Иоанна Крестителя 12. А господин Алеш из Штернберка с господином Иоанном из Швамберга, с названными людьми из округа Пльзеня, с Вильгельмом из Ярославиц, суббургграфом замка Карлштайн, с их конным и пешим войском и с обозом направились в округ Слани и расположились лагерем перед крепостью Ржишуты, пытаясь взять ее силой. Однако не могли сделать этого за один день и ночь и поэтому в среду, в девятый день июня месяца, стали разъезжаться по домам.

"Fontes rerum Bohemicarum", vol. V, Praha, 1893


Комментарии

1. Рождество Девы Марии - 8 сентября, следующий четверг 11 сентября 1427 года. (прим. А. Игнатьева)

2. Последователи Жижки после его смерти в 1424 году стали назвать себя «сиротами».

3. Пиксидой в средние века называли овальную шкатулку для доставки Святых даров и хранения реликвий. Очевидно, по форме она имела внешнее сходство с одним из видов полевой артиллерии, что, кстати, заметно на некоторых старинных миниатюрах.

4. День Святого Варфоломея — 24 августа, предыдущая суббота — 23 августа 1427 года.

5. Голый, или Бритый, от глагола голити, что значит брить. Его называли также Прокоп Большой. (прим. А. Игнатьева)

6. Прокопек или Прокоп Малый, которого прозвали так, чтобы отличать его от Прокопа Большого. (прим. А. Игнатьева)

7. Немецкое название города Братиславы.

8. Мюнхен.

9. Далее идет перечисление имен, в издании 1963 года переводчиком опущенное. (прим. А. Игнатьева)

10. Здесь приведен грубый чешский возглас, как бы «дают драпака!».

11. Эта битва известна в истории как поражение гуситов при Липанах 30 мая 1434 года. (прим. А. Игнатьева)

12. Рождество Иоанна Крестителя 24 июня. (прим. А. Игнатьева).

Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия по истории средних веков, Том II. (X-XV века). М. Издательство социально-экономической литературы. 1963

© текст - Соколов В. С. 1963
© сетевая версия - Тhietmar. 2021
© OCR - Игнатьев А. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Издательство социально-экономической литературы. 1963