Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН

Знаменитый отец церкви, родился 13 ноября 354 г. в Тагасте в Нумидии. Получив тщательное образование в Тагасте, Мадавре и Карфагене, он был некоторое время учителем в родном городе и в Карфагене. По религиозным воззрениям в молодости примыкал к манихейству (в качестве κατηχουμενος), но потом перешел в лоно католической церкви и в 387 г. был крещен в Медиолане Амвросием. С 391 г. был пресвитером, а с 396 епископом в африканском городе Hippo Regius. Умер 28 августа 430 г. Из многочисленных его сочинений наиболее знамениты Confessiones («Исповедь») в 13 книгах, написанные около 400 г., и сочинение De civitate Dei («О граде божием») в 22 книгах, оконченное в 428 г. [См. о нем М. М. Покровский, Ист. римск. лит., стр. 390 сл.; В. И. Герье, Блаженный Августин, М., 1910]; O. Bardenhever, Patrologie, Freib., 1894, стр. 444 сл.

[Русский перевод: Избранные сочинения блаженного Августина, I-IV; М., 1786-88]. [250]


ИССЛЕДОВАНИИ К СЕМИКНИЖИЮ 7 КНИГ

(QUESTIONUM IN HEPTATEUCHUM LIBRI VII)

Написаны около 419 г.

Текст: Corpus script, eccles. Latinoruin. vol. XXVII, ex recens. Josephi Zycha. Vindob., 1895.

КНИГА VII. ИССЛЕДОВАНИЕ О СУДЬЯХ

8. И не наследовал Манассия Бетсана, который есть город скифов. Ныне он называется Скифополем 138. Можно удивляться, каким образом в тех странах, далеко отстоящих от Скифии, мог быть город скифов. Но подобно этому можно удивляться, каким образом Александр Македонский основал город Александрию так далеко от Македонии. Конечно, он сделал это благодаря своим далеким походам. Точно так же и скифы могли основать этот город, некогда пройдя войной далеко вперед. Ибо в истории народов читается, что скифы некогда овладели почти всею Азией, когда пошли навстречу тому египетскому царю, который без всякого с их стороны повода объявил им войну, причем он, испуганный их приближением, вернулся в свое царство 139.

О ГРАДЕ БОЖИЕМ

(DE CIVITATE DEI)

Текст: Corp. script, eccles. Latin., vol. XXXX, p. II, ex recens. Em. Hoffmann, Vindob., 1900 [Новое издание: De civitate Dei contra paganos, XXII, ed. by J. E. C. Welldon, L., 1924].

XVIII, 52

...Наконец на нашей памяти арианян Валент, брат вышеупомянутого Валентиниана, разве не опустошил католическую церковь большим гонением в странах Востока? 140... Разве только не признавать гонением, когда царь готов в самой Готии преследовал христиан с удивительной жестокостью, причем там были только католики, из коих очень многие увенчались мученичеством, как мы это слышали от некоторых братьев, которые тогда были там мальчиками и живо вспоминали, что они сами это видели 141.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ТРУДАМ АВГУСТИНА, ЗАКЛЮЧАЮЩЕЕ В СЕБЕ СОЧИНЕНИЯ, ЛОЖНО ЕМУ ПРИПИСАННЫЕ

(APPENDIX OPERUM S. AUGUSTINI, COMPLECTENS LIBROS, IPSI FALSO ADSCRIPTOS)

ИЗЫСКАНИЯ К ВЕТХОМУ И НОВОМУ ЗАВЕТУ

(QUAESTIONES VETERIS ЕТ NOVI TESTAMENTI)

Текст: Migne, Patrol. Latina, XXXV.

CXV (M., ст. 2357). ...Существует предание, что скифские женщины, названные амазонками, во время долгого отсутствия мужей, занятых [251] отдаленной войной, ради произведения потомства соединялись с рабами я затем убивали всякого ребенка мужского пола, оставляя только девочек, так что ни одна из них не занималась обработкой шерсти, но с раннего возраста обучалась гимнастике и владению оружием. Доблесть их в ведении дел была так велика, что, царствуя в течение длинного ряда лет, они покорили своей власти некоторые народы и обложили данью всю Азию 142...

ТРАКТАТ О ДВЕНАДЦАТИ КАМНЯХ, О КОТОРЫХ ГОВОРИТСЯ В АПОКАЛИПСИСЕ], ГЛ[АВА] XXI, 19, 20

(TRACTATUS DE DUODECIM LAPIDIBUS, DE QUIBUS APOC., CAP. XXI, 19, 20)

«Принадлежит ли это сочинение Амату, епископу и касинскому монаху, среди трудов которого Петр диакон упоминает трактат о двенадцати камнях, не ясно. Определенно только то, что он очень сходен с толкованием Беды на то же место Апокалипсиса» (Migne, стб. 1229).

Текст: Migne, Patrol. Lat., XL.

...Смарагд так зелен, что делает зеленым даже окружающий его воздух. Есть много видов его. Но самые драгоценные встречаются в пустыне Скифии. Грифы, частью львы и частью орлы стерегут их и лишают людей возможности достать их; с ними воюют одноглазые люди аримаспы и уносят у них эти камни 143...


Комментарии

138. [Современный Бейсан, значительный город в южной Галилее. Его наименование связывалось со вторгнувшимися в Сирию в VII в. до н. э. скифами также и более ранними писателями. Ср. Plin., NH, V, 74].

139. [В рассказе Августина произошло, по-видимому, смешение легендарного Сесостриса и исторического Псамметиха I (664-610 гг. до н. э.). Ср. рассказ Геродота (I, 103 сл.) о вторжении скифов в Сирию во времена египетского даря Псамметиха].

140. Ср. Socr., HE, IV, 2; Oros., VII, 33.

141. «Он отмечает преследование христиан в 370 г. н. э. со стороны Атанарика, паря готов, о котором говорит Иероним в «Хронике» и Орозий, VII, 32. О том же говорит и Эпифаний, Haer., 70» (Coquaeus).

142. [В этом сообщении переплетаются легенды о скифских женщинах, вступивших в связь с рабами (Her., I, 106), и о малоазийских амазонках, совершавших отдаленные походы (Diod., IV, 16 сл.)].

143. [Ср. легенду о грифах и аримаспах у Геродота (IV, 27), называющего, однако, предметом раздора тех и других не драгоценные камни, а золото].

(пер. В. В. Латышева)
Текст воспроизведен по изданию: Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Часть вторая. Латинские писатели // Вестник древней истории, № 4 (30). 1949

© текст - Латышев В. В. 1949
© сетевая версия - Strori. 2022
© OCR - Иванов А. 2022
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ВДИ. 1949