Комментарии
1. Иак. 4, 6; 1 Пет. 5, 5.
2. «Исповедь» начинается с установления связи между Богом и человеком. Первые слова ее – о величии Божием; мысль о Нем подчеркнута словесным ее одеянием: в двух первых предложениях на первом месте стоит «велик» – «велика»; конец предложений вторит началу: «всемерной достоин хвалы» – «неизмерима мудрость Твоя». Ср. Пс. 144, 3 и 146, 5. Человек обращается к этому великому Богу, он хочет славословить Его: «славословить» подхватывает только что произнесенное «достоин хвалы». Что же представляет собой этот человек? Он – только часть созданного, он смертен, он грешен, он горд. Перед нами как бы лестница из четырех ступеней, и человек спускается по ней ниже и ниже. И тем не менее это недостойное и грешное существо осмеливается не только обращаться к Богу, но должно это делать, потому что Бог создал человека, чтобы он шел к Нему, и только в Нем находит человек покой.
В подлиннике мысль эта подчеркнута словами ad te и in te, поставленными в конце обеих фраз: fecisti nos ad [te et inquiotum est cor nostrum donec requiescat in te, ad te] – «к Тебе направление земного пути»; in te – «в Тебе» – дсетигнутая цель. Ср. Диона ХрисостомаOrat., XII, 405: «Все люди испытывают великое желание чтить Бога и непосредственно служить Ему... беспомощно, как крохотные дети, оторванные от отца и матери, в великой тоске протягивают часто во сне руки к ним, отсутствующим, так и люди, по справедливссти возлюбив Бога, как родственного себе, за Его благодеяния жаждут всеми способами быть с Ним в общении».
3. Может быть, намек на свои манихейские заблуждения. См. «Исп.», 3, 10.
4. Рим. 10, 14.
5. То есть через Христа.
6. Присутствие Божества нельзя понимать локально (бл. Августин. На кн. Бытия, 4. 12, 22: «Мощь Творца и сила Всемогущего Вседержителя и есть причина существования всей твари»).
7. Пс. 138, 8.
8. Рим. 11, 36.
9. Иер. 23, 24.
10. Бл. Августин утверждает абсолютную независимость Божества от тваркого мира. «Сосуды, полные Тобой», существуют по воле Творца, сообщающего им целостность; изливая свои дары. Бог не оскудевает, не «расточает Себя», но «собирает», организует человека.
11. Пс. 17. 32.
12. Иов. 9, 5: «Старящий горы, а они и не знают» (по переводу 70-ти и Вульг. – «передвигает»; рус. пер. – так же). Бл. Августин внес свое толкование, считая, что «горы» означают «гордых», «старишь» – «делаешь слабыми», «унижаешь» (бл. Августин. На кн. Иова).
13. Библейские и Евангельские образы: «несешь» (Втор. 32, 11): «Как орел носится над птенцами своими, распростирает крылья свои и носит птенцов иа перьях своих, так Господь водил» (народ Свой); «наполняешь» (Пс. 138. 7–10): «Куда пойду от духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? взойду ли на небо. Ты там; сойду ли в поеисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, и там рука Твоя поведет меня...»; «покрываешь» (Пс. 35. 8): «сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны...»; (Пс. 62, 8): «Ты помощь, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь»; «ищешь» (Мф. 18, 12): «кто не пойдет искать заблудившуюся овцу?»; «раскаиваешься» (Быт. 6, 6): «и раскаялся Господь, что создал человека на земле»; (Иона 3, 10): «и увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел»; «радуешься прибыли» (Мф. 25. 14; Лк. 19, 12); «требуешь лихвы» (Мф. 25, 27).
14. Бл. Августин. Трактат к Евангелию от Иоанна. 13, 5: «всё можно сказать о Боге, и всё сказанное о Боге недостойно Его».
15. Пс. 34, 3.
16. Исх. 33. 20: Бог говорит Моисею: «Лица Моего нельзя тебе увидеть: человек не может увидеть Меня и остаться в живых»
17. Пс. 18, 13–14. «Грехи бывают двоякого происхождения: на одни побуждают человека собственные мысли, а на другие уговоры со стороны» (бл. Августин. О свободной воле. 3. 10).
18. Пс. 31. 5.
19. Пс. 129, 3.
20. Быт. 18, 27–28: так называет себя Авраам, беседуя с Богом о том, ради скольких праведников пощадит Он город Содом.
21. «Откуда я пришел сюда...»; «Наступило ли младенчество мое вслед за каким-то другим умершим возрастом моим?»; «...Был я где-нибудь, был кем-нибудь? – вопрос о происхождении души волновал бл. Августина до конца жизни
22. Платон в «Георгии» (493 Е) цитирует стихи из утерянной трагедии Еврипида «Поли[и]д»:
Кто знает: наша жизнь не есть ли это смерть,
А смерть не есть ли жизнь? (frg. 638).
Блаженный Августин остро чувствовал, что человеческая жизнь представляет собой непрестанное умирание. «Человек начинает умирать с момента рождения... вернее, он живет и умирает одновременно» (бл. Августин. О граде Божием, 13, 10). Блестящему ученику риторской школы, мастеру антитез, горький оксюморон о жизни, которая есть смерть, естественно приходил на ум.
23. Блаженный Августин отвергал теорию Платона о переселении душ, но с явным одобрением обсуждал другую: все души были созданы вначале и по какому-то собственному устремлению нашли путь телесного воплощения (На кн. Бытия, 7, 24, 25, ср., 166, 26).
24. Блаженный Августин был неизменно убежден в высоком достоинстве человека и в том, что его жизнь от Бога. Поэтому, при глубоком сознании человеческой греховности, он никогда не терял надежды на спасение человека.
25. Время получает свой характер и «свою меру» от вечного Божественного «сегодня». «Сегодня» Бога – это вечность, в которой Он действует и которая охватывает три человеческих категории времени: настоящее, прошедшее и будущее, – Пс. 101, 28.
26. Человек смиренно говорит, что он не в силах понять все эти рассуждения, и в этом смирении скорее находит Бога, чем тот, кто горделиво воображает, что он смог понять сущность Божества, «нашел Бога».
27. Ср. Ин. 15, 2: «всякую ветвь, приносящую плод, очищает...».
28. Такое поведение ребенка рассматривалось, может быть, как злое предзнаменование, и мать и кормилица, стремясь отвратить грядущую беду, старались «искупить» ребяческую злобность с помощью каких-либо чар.
29. Бл. Августин очень интересовался психологией младенческого возраста, может быть, в связи с волновавшим его вопросом о происхождении души. Он расспрашивал «простых женщин» о грудных детях, и сам наблюдал за ними. Эти наблюдения привели его к печальному выводу: «младенцы невинны по своей телесной слабости, а не по душе своей». Проявления злобы в ребенке вовсе не так незначительны сами по себе; ведь в дальнейшем они нетерпимы. Бл. Августин часто указывал, что ребенок не знает, что такое добро, и не способен на него (ср. О граде Божием, 22, 22).
Ребенок стремится удовлетворить свои желания – и наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых, вызывающие в нем досаду, горечь и желание отомстить. Первая его реакция на этот мир – это память о нанесенных обидах и озлобление. Он воспринимает окружающую его среду как нечто враждебное: он уже в раздоре с миром и с самим собой. Этот нравственный беспорядок предрасполагает и к дальнейшим ошибкам. Поведение ребенка в будущем уже испорчено: оно обусловлено характером его первоначальных столкновений с миром и его темпераментом, а эта обусловленность ведет скорее ко злу, чем к добру. «Грехи» ребенка, по мнению бл. Августина, действительно грехи. Они исходят из первородного греха, испортившего человеческую природу, но, проявляясь в окружающем грешном мире, вносят срою долю в стихию зла, созданную и создаваемую человеком, сознательно и бессознательно. См бл. Августин. De pecatorum meritis et remissione, 1, 35, 66.
30. Пс. 91, 2.
31. Пс. 50, 7.
32. «Я охватывал памятью»: prensabam memoria – чтение О, принятое Скутеллой, вместо pensabam («я обдумывал, я взвешивал»), которое стоит в S. Prуnsabam – слово довольно редкое; переписчик или бессознательно заменил его более обычным pensabam, или, по рассеянности, пропустил «r». Prensabam прекрасно рисует «охватыванье» слов детской памятью.
О чтениях О и S см. БТ. № 15. М., 1976, с. 23.
33. Пс. 93, 22.
34. Пс. 21, 3 по переводу 70-ти: ουκ εις ανοιαν εμοι – «мне не на глупое», «чтобы я не стал глупее».
35. Уже в старости бл. Августин писал, что если человеку предоставить выбор между смертью и возвращением в детство и школу, то он предпочтет смерть (О граде Божием, 21. 14).
36. Сенека считал, что между играми детей и занятиями взрослых нет, по существу, разницы (Диалоги. 2, 12, 1–2).
37. И гладиаторские игры и цирковые состязания (скачки) устраивали высшие городские магистраты.
38. Это так называемые «обряды, предваряющие Крещение»: ребенка или взрослого осеняли крестным знамением и давали ему крупицу освященной соли. Тот, над кем эти обряди были совершены, причислялся к катехуменам, «оглашенным», т. е. к лицам, которые могли уже приступить к таинству Крещения. Оно обычно откладывалось до зрелого возраста: считалось, что Крещение смывает все грехи, совершенные до его принятия, и с этим не торопились. Отцы Церкви IV в. настаивали, однако, на Крещении детей, и в V в. уже вошло в обычай крестить детей.
39. «Создал Бог человека из праха земного» (Быт. 2. 7): бл. Августин разумеет под этими словами человека, отягощенного грехами, безблагодатного; получив благодать в таинстве Крещения, человек становится образом Божиим. См. «Исповедь», XIII, 12.
40. Мф. 10, 30.
41. Это любимая мысль бл. Августина: наказание никогда не является произвольным и наложенным свыше; оно имманентно вине и вытекает из нее.
42. Законченное образование во всем римском мире получали лица, прошедшие три школы: начальную, где обучались чтению, письму и счету; грамматическую, где занимались, главным образом, чтением и толкованием поэтов и прозаиков, введенных в канон школьного обучения, и риторскую, в которой юноша готовился к ораторской карьере. Подробнее см. М. Е. Сергеенко. Жизнь древнего Рима. М.–Л., 1964, с. 169–191.
43. О том, знал ли бл. Августин греческий, спорят до сих пор. Сам он говорил о себе, что он его почти не знает (Против Петилиана, 2, 38, 91). Вряд ли это верно. Начиная с грамматической школы, обучение было двуязычным, и Августин, мальчик способный, вынес из школы такой запас знаний, который послужил для него фундаментом для занятий по сравнению латинской Библии с греческим оригиналом (перевод 70-ти толковников). Греческий, однако, всегда оставался для него языком чуждым, как чужда была и эллинская культура: греческих классиков он не читал вовсе, из языческих философов и отцов Восточной Церкви знал только то, что было переведено по-латыни. См. H. Marrou, S. Augustin et l'augistinisme, Paris, 1956, 27–46 и P. Courcelle, Les lettres grecques..., 137–209.
44. Пс. 77, 39.
45. Эней – главный герой вергилиевой «Энеиды», национальной поэмы, на которой воспитывалось все римское юношество, языческое и христианское. Эней, сын Афродиты (= Венеры), родственник Приама, царя Трои, один из доблестнейших троянских героев. Когда греки хитростью овладели Троей и зажгли ее, Эней бежит из города, собрав вокруг себя уцелевших троянцев. Начинаются его скитания по морю; буря забрасывает его в Карфаген, где он радушно принят царицей Дидоной. Она полюбила Энея; по отъезде его покончила с собой.
46. Ср. Иак. 4, 4: «Прелюбодеи, не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?»
47. «Энеида», VI, 457.
48. Extrema secutam – sequens extrema: связь чисто словесная.
49. Учителя часто устраивали школы под портиками форума и отделяли их от остальной площади занавесом. Такая школа как раз изображена на одной помпейской фреске. Бл. Августин иронически намекает на занавеси, которыми в храмах завешивали целлу, где стояли изображения особо чтимых богов.
50. Бл. Августин имеет в виду знаки, принятые для обозначения букв.
51. Таков был метод обучения счету.
52. Греки, безуспешно просидев под Троей десять лет, решили взять ее хитростью. Сделав вид, что они отплывают на родину, они оставили перед городом огромного деревянного коня, в середину которого спрятались храбрейшие греческие герои. Обманутые троянцы втащили коня в город; спрятавшиеся в нем греки открыли ворота своим: в ту же ночь Троя сгорела. – Креуса, жена Энея. – «Энеида», II. 772.
53. А. Сизоо предложил читать вм. id quod no enssent – еа nata non essent – конъектура убедительная, потому что бл. Августин пользуется здесь метафорой зачатия и рождения (Mnemosyne, 1947, с. 141–142).
54. Педагогические советы бл. Августина замечательны наблюдательностью и пониманием детской и юношеской психологии. Из диалогов, которые представляют бл. Августина в беседе с его учениками (Об учителе), видно, что он стремился пробудить в них «свободную любознательность».
55. «Любовь к временному можно изгнать, только почувствовав сладость вечного» (бл. Августин. О музыке. 6, 16, 52).
56. Страстность этого негодования понятна. Языческое образование, крепко утвердившееся в школе, оставляло неизгладимый след и в мыслях, и в воображении, и в сердце христианского юношества.
57. В подлиннике lignum «бревно» – метонимическое обозначение корабля; «море» – обычная метафора, обозначающая жизнь, «житейское море»; корабль, на котором переплывают это море, означает Церковь и Крест Христов. Лучший комментарий к этому месту бл. Августин дает в Толк. на Иоанна, 2. 4: «Почему Он был распят? потому что для тебя необходимо это дерево (lignum) Его уничижения. В своей гордости ты страшился Его, и тебя далеко унесло от родной земли. Волнами мирскими смыло дорогу туда; только на этом корабле (lignum) сможешь вернуться ты домой. Он сам стал дорогой, но она лежит через море, пройти сам пешком по морю ты не можешь, тебя перенесет корабль, перенесет «Дерево» (= Крест); верь в Распятие, и ты сможешь вернуться».
58. Бл. Августин намекает на какой-то современный ему фарс.
59. Paenula – толстый темного цвета грубый плащ, по-видимому, обычная одежда школьного учителя (фреска из Помпей, надгробие из музея в Трире).
60. Слова Цицерона (Тускуланские беседы, I, 26, 65).
61. Бл. Августин неоднократно с одобрением отзывается об Евгемере: «всех этих богов он описал не в болтливых скалках, но с исторической точностью удостоверил, что они были смертными людьми» (О граде Божием, 6, 17).
62. Под «адским потоком» бл. Августин разумеет обычный курс классического образования. Слова «публично, на форуме» заставляют думать, что форум был обычным местом для школы (см. Лив. 3, 44); «пред лицом законов» – копию законов вывешивали на форуме. Город, приглашавший учителя, платил ему «зарплату», определенную императорским указом; сверх нее учитель получал гонорар от учеников.
63. Речь идет о том месте в комедии Теренция «Евнух» (585...), где юный Херея рассказывает, как он в костюме евнуха проник к гетере Фаиде, чтобы признаться в любви молодой рабыне, пленившей его своей красотой. Оставшись с ней наедине и вспомнив картину, только что им увиденную, он решает не упустить удобного случая.
64. «Тевкры» – так назывались троянцы, по имени первого своего царя Тевкра. Царь тевкров – Эней. Юнона (греч. Гера), враждебно относившаяся к троянцам, всячески старалась помешать Энею и его спутникам прибыть в Италию, где им судьбой было определено основать великое царство. «Задача», о которой рассказывает бл. Августин, была обычным упражнением в школе грамматика. Надлежало не просто привести прозой данный отрывок из «Энеиды» (I, 36–75), а «придать ораторскую силу мыслям поэта, добавить упущенное, сжато выразить расплывчатое... это борьба и состязание с поэтом» (Квинт., X. 5, 4–5).
65. «Крылатая стая» – слова эти употреблены и в прямом смысле: птицы склевывают ягоды с виноградных побегов, упавших на землю, потому что под них не подставлен подпор, – и в переносном: у бл. Августина не было опоры в Священном Писании, и сердце его похитили отпавшие ангелы: «Эти гордые и нечестивые души питаются не ароматным дымом, как полагают некоторые глупцы, а людскими заблуждениями» (бл. Августин. Против Фавста, 20, 22).
66. И мысль и само выражение ее свидетельствуют о том, что влияние неоплатоников на бл. Августина не прошло с годами. Ср. Плотин. Эннеады, 6, 9, 7: «отбросив всё внешнее, следует обратиться к внутреннему».
67. Пс. 102, 8; 85, 15; 26, 8.
68. Бл. Августин соединил вместе Евангельскую притчу о блудном сыне (Лк. 15, 11...) и место из «Эннеад» Плотина (1, 6, 8). Некоторые фразы буквально перевод оттуда: «не ногами нужно пройти... не нужно тебе приготовлять ни повозки с лошадьми, ни корабля...».
69. По словам грамматика Нигидия Фигула, современника Цицерона, неправильное придыхание свидетельствует о малой культурности.
70. В подлиннике: inter omines вм. inter homines.
71. Пс. 30, 23.
72. Мф. 19, 14.
73. «Поскольку что-то стремится к единству, постольку оно существует. Единство создает согласованность и единодушие... Простое существует само по себе, будучи единым; то, что сложно, стремится к единству согласованием частей и существует в той мере, в какой это ему удается» (бл. Августин. О нравах манихеев, 6). Все существующее существует в силу единства... здоровье заключается в подчинении тела одному, красота – в объединении членов в одно» (Плотин. Энн. 6, 9, 1).
74. Бл. Августин имеет в виду «общее чувство» аристотелевой и стоической психологии: чувство, которое коррелирует впечатления, получаемые от органов чувств. Бл. Августин идет дальше своих предшественников, приписывая этому чувству не только коррелирование внешних впечатлений, но и сознание себя как субъекта, получающего и коррелирующего эти впечатления. «Считаю очевидным, что это внутреннее чувство не только воспринимает то, что получено от пяти внешних чувств, но и чувствует, что они воспринимаются им» (О свободной воле, 2, 4, 10).
75. «Увидя прекрасное в телах, не следует к ним устремляться, но знать, что они подобия, следы и тени: надо бежать к тому, подобием кого они являются» (Плотин. Энн. 1, 6, 8).