АРНУЛЬФ МИЛАНСКИЙ
КНИГА О НЕДАВНИХ ДЕЯНИЯХ
LIBER GESTORUM RECENTIUM
Начинаются главы книги пятой.
I. Обещание автора.
II. О миланских послах.
III. О саксонской распре.
IV. Об убийстве герцога.
V. О епископстве Тедальда.
VI. О пленении папы.
VII. О ссоре короля и папы.
VIII. Также о саксах и мире короля с папой.
IХ. Об отпущении грехов, совершённом в Милане.
Х. О передаче престола Рудольфу.
Книга V.
1. (1.) Поскольку в первой части данного сочинения я обещал рассказать о деяниях нашего времени, то я не могу замолчать, не покрыв себя бесчестьем как лжец, особенно, когда я знаю, что следует соблюдать закон Моисея: «Если ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Но то, что однажды обещано тобой, соблюдай и исполняй» 504. Но, чтобы правильно ступать по тропе повествования, нужно описывать деяния в том порядке, в каком они происходили.
2. (2.) Итак, когда названные дела были не вполне решены, но улажены с грехом пополам, уже часто называемые миланцы отправили к королю Генриху за Альпы посольство с просьбой дать им епископа и с сообщением о триумфальном убийстве Эрлембальда. Узнав об этом, король обрадовался сверх меры, обещав дать им епископа, какого они хотят 505.
3. (3.) В то время между королём и саксами имела место крайне ожесточённая распря 506, рассмотрение причин которой не входит в наши планы. Так вот, этот весьма неукротимый народ перешёл к открытому восстанию при герцоге Отто 507, так что когда обе стороны сошлись в битве 508, было, как говорят, убито более 20 000 человек. Но победа улыбнулась Генриху.
4. (4.) После этих дней герцог Готфрид 509, сын Готфрида, был поражён мечом, когда сидел в отхожем месте, и погиб, оставив вдовой Матильду 510, знаменитую дочь Бонифация и Беатрисы.
5. (5.) Между тем, в то время как миланские послы от духовенства и народа прибыли к королю по поводу названного дела, в королевской капелле служил некий Тедальд 511, иподьякон миланской церкви. Король, обдумав и пересмотрев множество рекомендаций, наконец, склонился к собственному решению и передал ему амвросианское епископство, ни во что не ставя инвеституру и помазание ещё живого Готфрида, а также избрание Атто, жившего тогда в Риме. Что же далее? Этот епископ был принят духовенством и народом, как обычно жадным до новизны. Его рукоположили те же викарные епископы, которые посвятили Готфрида. Удивительное и неслыханное в прежние времена дело, чтобы в одном и том же городе один епископ был избран, другой – посвящён, и в это же самое время появился ещё и третий.
6. (6.) В это время в Риме был некий муж по имени Ченцио, который из-за незаконного владения церковными имуществами всегда был неприятен папе Григорию. Воспользовавшись дурным советом, он в ночь на Рождество Господне, когда этот святой отец, завершив по обычаю утреннюю службу в базилике святой Феотоки, совершал обряд ночной мессы, с мечом наголо ворвался в церковь 512 с огромной шайкой своих людей с мечами и дубинками, чтобы захватить папу 513, подобно Иуде, предавшему ночью Господа. Когда он поискал по разным местам, то обнаружил погружённого в спасительные таинства священника возле алтаря Господнего. Бросившись на него, он силой стащил его и, изрядно потрепав, посадил на коня и довёз до своей башни, где и поместил под стражу. Когда же настал рассвет, то, поскольку всем было отвратительно столь гнусное злодеяние, все римляне схватились за оружие и, окружив башню, не прекращали битву, пока не вырвали агнца из волчьей пасти, разрушив башню и расхитив всё его состояние. А вслед за человеческой карой последовала кара Божья. Ибо в этом же году Ченцио умер, задохнувшись от язвы на горле, подобно тому, как удавился в петле предатель Иуда.
7. (7.) В это же время по убеждению некоторых своих людей король поднялся против папы Григория, так что не оказывал ему никакого послушания. Но римский епископ, часто готовый простить, милостиво всё это разбирал, долго ожидая королевского обращения и склоняя его к этому многими увещеваниями. Когда он ничего этим не добился, то отлучил его вместе с его приверженцами от причастия и от порогов святой матери церкви 514, предложив, однако, условия будущего и достойного обращения. О несчастные времена, в которые в наказание за наши грехи церковь, кажется, сражается сама с собой, церковь, которую Истина с похвалой характеризует таким образом: «Но единственная – она, голубица моя, возлюбленная моя» 515. Если она – единственная и возлюбленная, то я не понимаю, как она могла разделиться и бороться сама с собой. Иисус Христос – это два имени одной особы, что подтверждает, что короли и священники, а именно, помазанники Христовы, должны пребывать в единстве и согласии. Как же так? Неужели и те, и другие ошибаются? Упаси Боже! По крайней мере римская церковь, как говорят, никогда не ошибалась с тех пор, как глас Божий сказал Петру: «Симон! Се, Сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу. Но я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» 516. Итак, каждый, кто расходится во мнении с римской церковью, не истинный католик, как говорит блаженный Амвросий. Разве не читали этого сами епископы? А если читали, то почему они, собравшись в Пьяченце 517, собственными устами сговаривались против римского епископа? Почему затем, собравшись в Павии 518, они объявили ему незаконную, более того, не имеющую силы анафему, совершив, согласно пророчеству, не правосудие, но вопли? 519 За это они весьма справедливо были поражены папским мечом. Пусть они, как обычно, отвечают, что повиновались королевскому приказу. Но что говорит писание? «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» 520. Также: «Отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу» 521. И в другом месте: «Бога бойтесь, царя чтите» 522. Итак, королю не подобают почести, если впереди не следует праведный страх Божий.
8. (8.) В это же время 523 тот варварский немецкий народ, главным образом, герцоги Бертольд 524, Рудольф 525 и Вельф 526 вместе с графами и епископами 527, узнав о римском отлучении, тут же решительно отпали от общения с королём, не вступая с ним ни в какие отношения. Кроме того, они клеймили его позором, обвиняя в многочисленных преступлениях. Между тем, по совету святейшего Клюнийского аббата 528 и королевской матери Агнесы, а также уже названной мудрейшей Матильды между ними, королём и папой был назначен генеральный съезд ради мира и справедливости 529. Когда папа ушёл из Рима, чтобы отправиться в Германию, то, полагаясь на поддержку Матильды, прибыл в Италию 530. И в то время как он там находился, он был осыпан ею многочисленными почестями и усилен людьми. Генрих, уклоняясь от назначенного в его стране съезда, поспешно вышел ему навстречу. У графини был замок под названием Каносса 531, отовсюду укреплённый многочисленными стенами и самой природой места, воистину неприступная крепость. Поскольку папа там расположился, король, придя с босыми ногами и распростёршись на земле, после обильных слёз заслужил там прощение, подтвердив клятвенные условия своих верных 532 при условии совершения правосудия. Так благодаря великой мудрости Матильды между ними был заключён мирный договор, хотя епископы были против и по прежнему были в ссоре.
9. (9.) [Но] он отступил от [его] условий. Когда же миланский народ понял, что погрешил из-за общения с епископом Тедальдом (ибо закон Божий запрещает общаться с отлучённым), он, отправив к господину папе послов, молил о прощении 533. Я сам участвовал в этом посольстве, извиняясь за прошлое и обещая исправиться в будущем. Папа же, пользуясь мудрым советом, направил в Милан достопочтенных мужей – епископов Луккского 534 и Остийского 535, чтобы те дали прощение всем, кто его попросит. Когда же они вступили в город, то вся городская община обрадовалась. Пока горожане толпами шли к ним целых три дня, они, произнося духовные проповеди, всех разрешали и всех благословляли. Тедальд переносил это с большим неудовольствием и досадой, так что постарался возбудить в народе смуту и начать войну; но не смог. Между тем, названные немецкие герцоги, графы и епископы в тех землях не переставали ежедневно вести между собой переговоры о своём согласии и положении королевства, а также об избрании нового короля, заявляя, что Генрих по многим причинам не достоин короны.
10. (10.) Наконец, собравшись в Майнце, они при всеобщем согласии вручают королевскую власть герцогу Рудольфу, подкрепив всё это клятвой 536. Услышав это, король сильно забеспокоился за самого себя, – ибо находился в Павии – и, собрав всех лангобардов, каких смог привлечь, отправился в Верону; там, попрощавшись со всеми, он вернулся на родину, чтобы до самой смерти сражаться, защищая королевский престол. Папа же, пробыв несколько дней в Италии, вернулся в Рим, принятый римлянами с великой радостью.
Текст воспроизведен по изданию: Arnulf von Mailand, Liber gestorum recentium. MGH, Scriptores rerum Germanicarum in usum scholarum separatim editi. Bd. 67. Hannover. 1994
© сетевая версия - Thietmar. 2022© перевод с лат. комментарии - Дьяконов И. В. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© MGH. 1994