Комментарии

1398. По сообщениям Фульшера Шартрского (Fulch., II, 39), Ордерика Виталия (Ord. Vit., XI, 12), Вильгельма Тирского (Guil. Tyr., XI, 6) и Альберта Аахенского (Alb. Aq., X, 45), рыцари Боэмунда получили разрешение пройти через Византию в Иерусалим.

1399. Октябрь 1108 г. (Anon. Ваг. Chron., s. а. 1109).

1400. Таким образом, согласно Анне, Боэмунд умер в марте 1109 г.

Западные хронисты указывают иные даты: Вильгельм Тирский — лето 1109 г., Ордерик Виталий, анонимная Барийская хроника, Альберт Аахенский — 1111 г., Ромуальд Салернский — 7 марта 1111 г. Современные исследователи датируют смерть Боэмунда мартом 1111 г. (см.: Безобразов, Боэмунд Тарентский, стр. 116, прим. 1; Jenal, Der Kampf um Durazzo…, S. 318, Anm. 1).

1401. См. Предисл., стр. 38.

1402. Направился другой дорогой — ῎αλλην’ ατραπὸν έτράπετο — Б. Лейб переводит: «…concut un autre plan».

1403. Кельвиан (Кервиан) находился в верхнем течении р. Каистр.

1404. В F лакуна (пять букв).

1405. В данном случае Анна, вероятно, имеет в виду не Меандр, а Каистр (ныне Малый Меандр). См. Ramsay, The historical geography…, pp. 114-115.

1406. Таким образом, как следует из слов Анны, Танкред отказался признать условия Девольского договора, где было специально оговорено, что Боэмунд должен привести своего племянника к повиновению Алексею (см. ΑΙ., XIII, 12, стр. 367).

1407. Обращает на себя внимание явное противоречие с требующей всепрощения христианской моралью, которую, как неоднократно утверждает писательница, исповедовал ее отец. В этических представлениях Анны сочетаются самые противоречивые тенденции (см. Предисл., стр. 37).

1408. См. Doelger, Regesten…, 1256 (1111-1112 гг.). Думается, что это посольство можно датировать точнее. Судя по рассказу Анны и по логике вещей, Алексей должен был обратиться к Танкреду после смерти номинального властителя Антиохии Боэмунда (скорее всего март 1111 г., см. прим. 1400). Посольство к Балдуину, отправившееся после возвращения послов от Танкреда, датируется концом 1111 или началом 1112 г. (см. прим. 1412). Таким образом, посольство к Танкреду император снарядил между апрелем и декабрем 1111 г.

1409. Нин (имя восстанавливается по конъектуре, предложенной А. Райффершайдом вм. Νοῦν) — легендарный основатель ассирийского государства (см. RE, Hlbd. 33, s. v. Ninos).

1410. Ил., XVIII, 104; Од., XX, 379. У Гомера в обоих случаях это выражение употреблено in malam partem.

1411. Бертран Тулузский, незаконный сын Сен-Жилля, наследовал европейские владения отца. Когда из Сирии во Францию вернулась графиня Эльвира, вдова Сен-Жилля, вместе с малолетним законным наследником Альфонсо-Иорданом, Бертран летом 1108 г. отправился на Восток в надежде получить сирийские владения Сен-Жилля, которыми управлял Вильгельм-Иордан (см. прим. 1171). По сообщению Альберта Аахенского (Alb. Aq., XI, 3), Бертран по пути останавливался в Константинополе, где получил богатые дары от Алексея, которому принес клятву верности (по словам Анны, эта клятва была дана Бертраном позже, когда он уже находился в Сирии). В Сирии Бертран осаждал Триполи, который был в руках египтян, и одновременно боролся с Вильгельмом-Иорданом, не желавшим уступить власть незаконному сыну Сен-Жилля.

Летом 1109 г. между противниками было достигнуто соглашение, по которому Бертран получал в свое владение Триполи, захваченный им в июле того же года. После смерти Вильгельма-Иордана к Бертрану отошли все остальные сирийские владения Сен-Жилля. Бертран принес вассальную присягу иерусалимскому королю Балдуину. Алексей, конечно, не случайно для борьбы с Танкредом обращается за помощью именно к Бертрану: последний — враг Танкреда, оказывавшего покровительство сопернику Бертрана, Вильгельму-Иордану (см. Richard, Le comté de Tripoli, pp. 4, 30 sq.).

1412. См. Doelger, Regesten…, 1260 (1111-1112 гг.). Судя по дальнейшим указаниям Анны, посольство должно было отправиться в самом конце 1111 или в начале 1112 г.

1413. Т. е. сорокадневный пост перед пасхой, которая в 1112 г. приходилась на 21 апреля.

1414. Рассказ об осаде Балдуином Тира содержится у Альберта Аахенского и в некоторых восточных источниках. Осада Тира, находившегося под властью Фатимидов, началась в ноябре 1111 г. Балдуин прилагал все усилия для захвата города, последнего крупного порта на сирийском побережье, не принадлежавшего латинянам.

Блокированные с суши защитники города оказывали мужественное сопротивление и сожгли две осадные башни Балдуина. Иерусалимскому королю, однако, не удалось взять Тира, во-первых, потому что у него не было достаточного флота; во-вторых, потому что осажденные призвали на помощь дамасского атабега Тугтегина. Появление войска последнего и заставило Балдуина в апреле 1112 г. снять осаду (см. Grousset, Histoire…, pp. 260-264). Анна склонна объяснять неудачу Балдуина его бездействием. Однако такое объяснение тенденциозно. Значительная доля вины ложится на Алексея, который не дал латинянам флота; он стремился лишь натравить иерусалимского короля на Танкреда.

1415. Аке или Акра — древн. Птолемаида, к югу от Тира.

1416. Альберт Аахенский и восточные источники датируют снятие осады Тира и отступление Балдуина в Акру апрелем 1112 г. (см. Grousset, Histoire…, p. 264). Такая датировка находится в полном согласии с сообщением Анны, которая пишет, что Балдуин продержал византийских послов до пасхи (21 апреля). По словам Альберта (Alb. Aq., XII, 7), пасху Балдуин справлял уже в Иерусалиме.

1417. Имеется в виду Жослин де Куртней, двоюродный брат и союзник Балдуина, владевший Турбесселем (между Антиохией и Эдессой, к западу от Евфрата). См. о нем Runciman, A history…, II, passim.

1418. Альберт Аахенский (Alb. Aq., XII, 8) кратко сообщает, что послы греческого царя получили богатые дары: затем они были отправлены в Константинополь.

1419. Бертран скончался, по-видимому, в январе 1112 г., ему наследовал его сын Понс (см. Richard, Le comié de Tripoli…, р. 6).

1420. Шахиншах (Σαϊσάν). В данном случае под этим именем Анна имеет в виду правителя Икония Мелик-Шаха II (1107-1116?), сына Килич-Арслана 1. Анна называет его то Килич-Арсланом (по имени отца), то Сулейманом (по имени основателя династии), то Шахиншахом (см.: Jorga, Geschichte…, S. 98, Anm. 3; Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 161). Рассказывая о новом наступлении сельджуков на Византию, Анна умалчивает о том, что примерно в это время (около 1111 г.) Алексей пытался натравить турок на крестоносные государства Востока. По сообщению Ибн аль-Асира, Алексей отправил посольство к сельджукскому султану Мухаммеду, побуждая его к войне с латинянами. Видимо, с помощью турок Алексей рассчитывал вернуть под свою власть Антиохию и другие сирийские города (см.: Doelger, Regesten…, 1251; Grousset, Histoire…, pp. 461-463).

1421. О пребывании Алексея на Херсонесе Фракийском рассказывается также у Зонары (Zon., XVIII, 26). Алексей, сообщает Зонара, вместе с женщинами (т. е. с императрицей и ее свитой) отправился на Херсонес зимой (1112/13 г.) Наступило лето, но из-за болезни императрицы Алексей не трогался с места и лишь через некоторое время, после того как Ирина благополучно прибыла в Константинополь, покинул Херсонес.

1422. Фема Фракисий была расположена у юго-западного побережья Малой Азии.

1423. Т. е. зиму 1111/12 г.

1424. Амастрида — в Пафлагонии.

1425. Од., XX, 18.

1426. Ф. Дэльгер не отмечает этот мирный договор.

1427. Б. Лейб вслед за А. Райффершайдом отмечает лакуну.

1428. Анна, без сомнения, намекает на своего брата — императора Иоанна.

1429. Согласно Зонаре, Алексей вернулся в Константинополь летом 1112 г. (см. прим. 1421).

1430. Анна имеет в виду прохождение крестоносных войск через Константинополь в 1096-1097 гг.

1431. Кто-нибудь из чинов. Так мы переводим греческое τίς τῶν μεσαζόντων. Начиная с XIII в. слово μεσάζων или μεσιτεύων приобретает значение terminus technicus и употребляется в отношении высокопоставленных государственных чиновников. О функциях и значении μεσάζων в научной литературе высказывались различные мнения. Подробно об этом см. Beck, Der byzantinische Ministerpraesident, S. 309 sq. По поводу этого места Бек (ibid., S. 322) замечает: «Когда Анна мимоходом говорит о μεσάζοντες, трудно решить, идет ли в данном случае речь о важных государственных чиновниках или всего-навсего о переводчиках или протоколистах.

1432. Ил., II, 212.

1433. Матфей, XVI, 23.

1434. Анна вновь намекает на своего брата Иоанна.

1435. Должность спальника (ὁ περὶ τὸν κοιτῶνα или κοιτωνίτης) обычно занималась евнухами, в обязанности которых входило обслуживание императоров в опочивальне (китоне). См. Bury, The imperial administrative system…, pp. 124-125.

1436. Монолик (Μονόλυκος). См. Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 192. Φ. Шаландон (Chalandon, Essai…, p. 265) именует его Манулух.

1437. В C лакуна (шесть букв). Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 163.

1438. Кюнтохмиш (Κοντογμής).

1439. Вероятно, имеется в виду Граник.

1440. Так Анна называет знаменитую Иду.

1441. По вопросу об идентификации Ангелокомита и Емпила см. Ramsay, The historical geography…, p. 159.

1442. См. Doelger, Regesten…, 1226. Φ. Дэльгер относит эти события к весне 1113 г.

1443. Аораты находились в нижнем течении Риндака (см. Ramsay, The historical geography…, p. 208).

1444. Город под таким названием находился к северо-западу от Дорилея, но в данном случае Анна, вероятно, имеет в виду какую-то долину на северо-восточном склоне Кешиш-Дага (древн. Олимп). См. Ramsay, The historical geography, p. 208.

1445. Алифины были расположены между Котиеем и Дорилеем (Ramsay, The historical geography…, p. 209).

1446. Акрок находился около Котиея (Ramsay, The historical geography…, p. 209).

1447. Карме (Герме) — холмы на восточном склоне Олимпа (Ramsay, The historical geography…, p. 155).

1448. οί δὲ διώκοντες ἔξω κακῶν είστήκασι ἔτι Б. Лейб переводит: «…преследователи же еще не были в состоянии нанести ему вреда».

1449. Ср. сообщение Зонары (Zon. XVIII, 27): больной император сначала отправил против турок Камицу и, лишь узнав о его пленении, сам выступил во главе войска из Константинополя. Зонара рассказывает, что Камица убедил стороживших его турок бежать вместе с ним к Алексею (ср. Glycas, IV, p. 624).

1450. Самый конец 1113 г. (см. Ал., XIV, 8, стр. 304).

1451. Императорская столовая в Большом дворце (см. «The Great Palace…», p. 20).

1452. Анна имеет в виду корабли арабских пиратов, которые разбойничали на Средиземном море, начиная с первых лет арабского завоевания.

1453. Аристотель, Никомахова этика, I, 4.

1454. Имеется в виду Мануил I (1143-1180), сын и наследник брата Анны, Иоанна II.

1455. ἐγγωνιάζω — досл.: «держусь в углу». В аналогичном контексте этот глагол еще раз встречается у Анны (X, I, стр; 264). Дж. Баклер (Buckler, Anna Сomnena…, р. 43, n. 2) допускает возможность переводить этот глагол в значении «жить в монастыре».

1456. Слова, заключенные в скобки, содержатся только в С.

1457. Это отступление Анны представляет большой интерес, так как позволяет точнее датировать время написания истории (материал собирался Анной главным образом уже после смерти Иоанна, т. е. после 1143 г.) и бросает свет на источники Анны и на ее методы писания «Алексиады» (см. Любарский, Об источниках…, стр. 101).

1458. Иоанн, V, 39.

1459. Бытие, III, 15.

1460. 1114 г. Последовательность событий в рассказах Анны и Зонары не совпадает. Согласно Зонаре (Zon., XVIII, 26), Алексей выступил из Константинополя осенью того же года, когда он возвратился с Херсонеса (см. прим. 1421), провел зиму у подножия горы Папикий, а весной явился в Филиппополь. Лишь затем Зонара повествует о кампании против турок, о которой Анна рассказывала в гл. 6 настоящей книги.

1461. Здесь кончается флорентийская рукопись (F).

1462. Рассказ Анны о Филиппополе имеет легендарный характер. По согласному свидетельству античных авторов, своим названием город обязан македонскому царю Филиппу II, сыну Аминты. Trimontium — это римское название Филиппополя (см. RE, Hlbd., 38, col. 2244-2245). Криниды — древнее название Филипп, а не Филиппополя (см. RE, Hlbd. 38, col. 2212).

1463. Μ. Левченко («Очерки по истории…», стр. 272), судя по его мимоходом брошенному замечанию, считает, что Анна имеет в виду разорение Филиппополя во время похода руского князя Святослава в 970 г. Такое толкование вполне возможно, ведь византийские авторы постоянно называют русских тавроскифами (у Анны — Ταῦροι καὶ Σκύϑαι, «тавры и скифы»). Данные писательницы о состоянии Филиппополя в ее время представляют интерес, так как Анна, по ее словам, сама посетила город и, таким образом, сообщает нам сведения из первых рук.

1464. На протяжении всей истории Византии армяне оказывались носителями всевозможных еретических учений. Немалую роль сыграли армяне и на Балканском полуострове, некоторые из них даже занимали там (в том числе и в Филиппополе) видные посты (см. Der Nersessian, Armenia…, p. 23). В 988-989 гг. Василий II Болгаробойца переселил в Македонию большое число армян. Можно предположить, что среди них было много павликиан, которые легко объединялись со своими единоверцами во Фракии (см. Obolensky, The Bogomils…, p. 147). По мнению Д. Ангелова («Богомилството…», стр. 286), армянами Анна называет монофизитов.

1465. См. Ал., XV, 8.

1466. См. прим. 598.

1467. Нам неизвестно сочинение Порфирия (прим. 578), направленное против манихейства. Однако уроженец Сирии Порфирий безусловно мог быть хорошо знаком с учением Мани, распространившимся на Востоке в годы его юности.

«Единое начало» (μοναρχία ), о котором говорит Анна, — это заимствованное Порфирием у своего учителя Плотина учение о «едином» (τὸ ἕν ) или «совершенном благе», из которого порождается путем истечения (эманации) все сущее. Это «единое» по своей природе является непостижимым и невыразимым (ἄρρητον). См. RE, Hlbd., 43, s. v. Porphyrias, Hlbd. 41, col. 559-563. Интересно, что учение о «едином» обычно считается изобретением неоплатоников. Лишь Додз (Dodds, The Parmcniaes… ; ср. Wundt, Plaions Parmenides, p. 33 sq.) доказывает, что оно восходит к Платону. Ученый не знает, что 800 лет до него эту же мысль высказала Анна Комнина.

1468. Область к северо-западу от Армении на берегу Черного моря.

1469. Впервые павликиане были переселены во Фракию еще в середине VIII в. императором Константином V (741-775) из Мелитины и Феодосиополя (см. Липшиц, Павликианское движение, стр. 63). О переселении павликиан (манихеев) Иоанном Цимисхием (969-976) сообщают также Скилица (Skyl., р. 382) и Зонара (Zon., XVII, 1; XVIII, 26), по словам которых Иоанн сделал это по совету антиохийского патриарха Феодора.

1470. Геркинийскими лесами византийские авторы обычно называют различные горные массивы на севере известной им части европейского материка (см. Дуйчев, Проучвания…, стр. 154, прим. 2).

1471. Имеются в виду якобиты, названные так по имени Якова Барадая, основателя секты монофизитов в Сирии.

1472. По поводу этого места «Алексиады» Г. Литаврин («Болгария и Византия», стр. 417) совершенно справедливо замечает: Анна указывает на «главную, наиболее отличительную черту, объединяющую все ереси „округи Филиппополя“ и самого этого города, а именно — их антифеодальную направленность. Эти свидетельства Анны, хотя она и не указывает на этническую принадлежность восставших и называет их то манихеями (павликианами), то „армянами“, и дают основания считать, что в восстаниях приняли участие также и жившие в этих районах богомилы. Объединение в общей борьбе представителей различных еретических движений — факт чрезвычайно интересный: общие задачи борьбы, составлявшие основу ересей, заставили отступить на второй план разногласия в догматике».

1473. Никейский митрополит Евстратий, ученик Итала — хорошо известная фигура в истории византийской церкви, автор ряда богословских произведений (см.: Успенский, Богословское и философское движение…, стр. 145-147; Beck, Kirche…, Ss. 618-619). Близкий друг и официальный теолог Алексея, Евстратий, в последние годы жизни императора был уличен в ереси и лишен епископского сана. По мнению П. Иоанну (Ioannou, Le sort…, p. 7), процесс против Евстратия был инспирирован супругой Алексея, Ириной, стремившейся отстранить от мужа его верного друга, который мог бы помешать ее планам назначить наследником престола не Иоанна, а Анну Комнину или Никифора Вриенния. Восторженная характеристика, которую дает наша писательница Евстратию, плохо согласуется с догадкой Иоанну.

1474. Маккавеи — иудейская династия II-I вв. до н. э., ведущая свой род от Маттафии Маккавея, сын которого Иуда поднял восстание против сирийского владычества.

1475. Летом 1115 г.

1476. Имя Кулеон носил также один из предводителей отряда манихеев в армии Алексея (см. Ал., IV, 4, стр.146; V, 3, стр. 160). Возможно, это одно и то же лицо.

1477. Согласно этому интересному свидетельству Анны, павликианское и богомильское население Фракии не представляло собой однородной в имущественном и социальном отношении массы, а состояло как из представителей имущих слоев, так и из простых людей. Знаменательно, что среди еретиков было много земледельцев (см. Ангелов, Богомилството, стр. 233-234).

1478. «Неизвестно, — пишет Миков, — в каком точно месте находился этот город, но название Алексица, которое носит одна гора, где над с. Старосел имеются развалины крепости, заставляет предполагать, что город находился рядом или же в ближайшем соседстве с этой горой» (Миков, Произходъ и значение…, стр. 125-126).

1479. См.: Феокрит, XV, 113; Еврипид, Меланиппа, фр. 518.

1480. См. Doelger, Regesten…, 1268 (1115 г.).

1481. Если же нет детей, дары наследуют жены — καὶ τούτων διαρρυέντων αἱ γυναῖκες αὖϑις τῶν δεδωρηαένων ὰντέχονται. Из текста фразы не вполне ясно, кто подразумевается под τούτων: сами манихеи (так понимает Б. Лейб) или же их дети (так понимает Шопен). Мы думаем — последние.

1482. Согласно этому указанию Анны, Алексей записал в число отборных воинов (τῶν στρατιωτῶν τοῖς λογάσι) высокопоставленных еретиков (τὰ πρῶτα φέροντας), щедро одарил их и пожаловал им в наследственное владение земельную собственность. Естественно предположить, что в данном случае речь идет о так называемых стратиотских наделах, хорошо известных в Византии предшествовавших веков. Вопрос о том, существовала ли система стратиотских наделов в период Комниных, является спорным (см. Lemerle, Recherches…, p. 280).

Насколько нам известно, настоящее свидетельство писательницы не привлекало внимания исследователей.

1483. Зонара (Zon., XVIII, 26) кратко сообщает об этих событиях следующее: «Алексей расположился лагерем в тех краях и провел там весну, лето и часть осени, занимаясь беседами с манихеями, которых на народном языке называют павликианами. Многих из них он обратил в православную веру. Уже в разгар осени возвратился Алексей во дворец».

1484. Элефантинская (или Слоновая) тюрьма находилась на территории Большого дворца и называлась так потому, что была расположена вблизи Слоновых ворот (Ebersolt, Le grand palais de Constantinople…, pp. 154-155).