Комментарии

332. Город Хировакх лежал между Константинополем в Адрианополем при реке Меле. Местоположение Хировакха и окрестные его поля весьма пригодны были для размещения и действия войск. Nicet. in Manuele L. 1 № 5. О том же говорят Зонаpa, Скилица, Глика и Ото.

333. У древних был нередкий обычай давать название городу или урочищу по расстоянию его столицы или митрополии. Это значение имел находившийся близ Константинополя Гебдом и такой же Гебдон был близ Флоренции в Этрурии, где ныне сентинианское аббатств о. Ughell. Τ. 3 Ital. Sacrae p. 54. Есть два замка: один в Дардании, другой в Мизии, называющиеся Квинтами; о них упоминает Прокопий. Есть и Терций близ Александрии, где святая Анастасия выстроила монастырь, как говорится в Синаксаре 10. Встречается и он тоже близ Александрии, о котором говорит Мосх в Луге духовном и замечает, что он отстоял от Александрии на 9 миль.

334. Озеро, образуемое рекою Мелою, когда летом она пересыхает. Никита говорит о нем так: oυτος τοινυν ϑερȣς μεν λεεψυδρων εις χαραδραν συναγεται τεναχωδη.

335. О подобной стратегии читаем у Полиэна, 1. 1 in Cimone.

336. Вафис, вероятно, тоже, что у Дионисия Византийского называется Βαϑυκολπος, Сравн. Petr. Gyll. L. 2 de Bosphoro Thracio c. 17. Это же название встречается в Азии недалеко от Евфрата и Тефрика, о котором упоминает Скилица in Bulgaroctone Α. 11.

337. Писатели говорят, что храм Феодору Тирону построен был в той части самой столицы, которая потом назвала его именем, и находился близ храма софийского. А храм, упоминаемый здесь Анною, находился в предместии Византии и был, вероятно, тот самый, о котором говорит Прокопий L. 1. de Aedif. justin. и который, по его словам, построен Юстинианом в предместии раисском: το τȣ Θεοδορȣ αγιȣ τεμενος προ της πολεως κειμενον εν χωρω χαλȣμενω Ραισσιω. Carol. du Fresne ad h. 1.

338. Эн — город фракийский.

339. На судно — αμφιρυκφ, в другом месте этого сочинения — αφιρυκφ πλοιω, едва ли не следует читать αμφιρυτω, так что αμφιρυτον или αμφιρρυτον πλοτον есть судно, по своей малости со всех сторон обливаемое водой. Αρφιρυτη νησος употребляется у Гомера. Odyss. L.

340. Этого вспомогательного войска ожидал он, вероятно, от папы Урбана II, который чрез своих послов в 1089 году снял с него отлучение от Церкви. Так пишет Бертольд. О союзе Урбана с Алексеем упоминается также in Chronico Cass. l. 4 с. 48. См. Malatterram l. 4 cap. 13.

341. Древние тактики были того мнения, что враги поражаются страхом, если вместе с бросанием стрел раздается крик войск. Так говорит Вегеций 1. 1 cap. 15 и Лев Tact. cap. 20 §114. Этот крик иногда бывал соединяем с увещанием, как пишет Саллюстий de Bello Jugurt. Отсюда у Константина Манассы (р. 231. Edit. Leyd.) называется он παρακελενσμος. Но когда воинские фаланги начали составляться из христиан, тогда языческие αλαλαγμοι, λαλαγαι, αρεικαι и ενναλιος κελαδος заменены были единогласным, возносимым к небу, испрашиванием Божией помощи. Первым государем, который ввел этот обычай, почитается Константин В. См. Евсев. кн. 4. О жизни Константина гл. 15. 20.

342. Это был архиепископ Ахриды, болгарской митрополии. В те время, о котором здесь говорится, ахридским архиепископом был Феофилакт, родом Византиец, Отец Церкви, известный своими толкованиями на священное Писание. Он жил, действительно, в царствование Алексея Комнина, а не Романа Диогена иди Михаила Дуки, так утверждает Бароний. Впрочем, время его жизни ясно обозначается и изданными Меурсием его письмами. Из этих писем некоторые писаны были к Адриану, брату Алексея, к Кесарю Никифору Меллисинскому, к Григорию Тавроните, к зятю Алексея Никифору Вриеннию и к другим знатным лицам из фамилии Комниных. Феофилакт писал также к папе Николаю, вступившему на престол в1094 г. О сочинениях Феофилакта много говорят: Бароний А. 1071 № 15 sq. Α. 1073, Беллярмин, Ляббей de Script. Eccles. Лев Алляпий de Eccles. Occid. et Or. consens. l. 2 c. 10 № 7.

343. Фамилия Гавров в Константинополе была весьма знаменита. Предок ее вышел из Халдеи. Лица, преемственно являвшиеся из этой фамилии на поприще службы и пересчитываемый Скилицею, были: Константин Гавра; при царе Василие Порфирородном Михаил Гавра, возмутившиеся против Михаила Пафлогонитянина; Федор Гавра Севаст, которого Зонара почему-то называет мучеником и которого Алексей наименовал Дуксом Трапезунда; сын его Григорий Гавра, за которого Алексей выдал дочь свою Марию, о чем говорят Анна и Зонара; Константин Гавра, префект Филадельфии, упоминаемый Анною в кн. 14 и замысливший тиранию в царствование Мануила, как говорит об этом Никита l. 4 cap. 6; и Михаил Гавра, женившийся на Евдокии Комниной, дочери Адроника Комнина Севастократора, о чем рассказывает также Никита.

344. См. Balsamon in Nomocan. Phot. lit. 13 cap. 11.

345. Это — знаменитый монастырь, построенный на левом берегу Сфена. Строителем его был некто Постельничий царя. Монастырь стоял на том месте, где находился великолепный загородный дворец, построенный в царствование Михаила Бальба Арзавером Патрицием. Scylitzes. Храм св. Фоки построен Василием Македонянином Codin. de Orig.

346. Сосфений — место в Анапле, или на европейском берегу константинопольского пролива, в древности называвшееся Фонеею, как говорит Дука, Hist. cap. 34. или Леосфеном, как полагает Гиллий l. 2. de Bosph, Thr. cap. 14. Эту местность описывает Леонтий Схоластик l. 4. Anthol. с. 25. Константин В. построил там великолепный храм во имя Архистратига Михаила (Cedren. et Niceph. Call. l. 7 cap. 50.), который потом возобновляем был Юстинианом (Procop. l. 1 Aed. Justin.) и Василием Македонянином (Scylitz.). Но султан Амурат разрушил его и из развалин построил замок при устье Понта (Ducas). О сосфенском монастыре упоминают Константин in Basilio cap. 63 и Никита in Isaac. l. 1 № 6.

347. Фарос стоял на конце европейского берега константинопольского пролива. Это была башня, на которой по ночам зажигался огонь, указывавший плавателям путь в устье Понта. Об этом Фаросе упоминает Дионисий Византийский in Anaplo, Гиллий l. 1, Лев Граматик in Constantino Porphyr. и др.

348. Стефан называет Αιγινετην πολικνιον και ποταμον Παφλαγονιας. Так как Гавре надлежало плыть в Трапезунд мимо Пафлагонии, то под Эгиною надобно разуметь Эгинету.

349. Карамвис, по Птоломею, мыс Галатии, — по Евстафию, мыс Пафлагонии, — по Плинию, город.

350. Пинкерна при византийском дворе было имя достоинства, Nicephorus Greg. lib. 6. Πιγκερνης αξιωμα ων. Пинкерна заведывал царским буфетом.

351. Копие у Анны называется ηλος — гвоздь. Но как здесь, так и в других местах своей истории (l. 12. 14) словом ηλος означает она орудие прободения ребра Христова. Священное копие было принесено из Иерусалима в Константинополь в 4 год царствования Ираклия 27 октября, и положено в софийском храме. Между священными останками, которые похищены были в Константинополе Франками и поднесены Людовику Святому Балдуином II, считается и ferrum sacrae lanсеае, quo perforatum fuit latus Domini nostri lesu Christi. Balduin Diploma A. MCCXLVII, и эта святыня сохраняема была, говорят, в парижской капелле. Но Дука в своей Монодии на взятие Византии Турками (Hist cap. 41) по-видимому, полагает, что в это время священное копие хранилось еще в Константинополе. Που τα των Αποστολων του Κυριȣ μου σωματα, τα προ πολλου φυτευϑεντα εν τω αειϑαλλȣι Παραδεισω εχοντα εν μεσω τουτων το πορφυρουν ιματιον, την λογχην, τον σπογγον, τον καλαμον. А Христофор Бондельмонций свидетельствует, что пред взятием Константинополя священное копие сохранялось в студийском храме, что отчасти подтверждается и Феодором Спандугином, который в своей истории Турции пишет, что султан Баязет, желая расположить к себе папу Иннокентия, чрез Мустафу Басса прислал ему железо копия, которым прободены были ребра Христовы, губу, трость и другие останки. Аттилий Серран (lib. de 7 Urb. Eccles.) говорит, что это железо копия положено было в ватиканской церкви св. Петра и ежегодно в определенное время износимо было пред народ для чествования. Благоговейное чествование священного копия в Константинополе было так велико, что болящие просили священника осенить себя крестообразно священным копием, и исцелялись. Поэтому в Эвхологии положены были и молитвы: οταν σταυροι о ιερευς παϑος νοσηματος μετα της αγιας λογχης, Carol. du Fresne ad h. 1.

352. Это, по-видимому, был тот самый Месопотамит, о котором упоминается in Biblioth. Cluniac. p. 363 то есть племянник архиепископа Кесарии каппадокийской, женатый на племяннице бывшего царя Михаила Дуки. Он управлял Кесариею, но когда Турки взяли этот город, прибыл в Константинополь, и потому сделан Дуксом Филиппополя. Carol. du Fresne ad h. 1.

353. Фалассократор, по всей вероятности, было имя достоинства и означало начальника флота, господствующего не над флотом каким-нибудь, а над морем. Первым Фалассократором, по словам Фукидида, был Минос, когда он подчинил своей власти цикладские острова и на многих из них основал колонии, рассеял морских разбойников и доставил своему флоту полную свободу плавания. После Миноса было много народов, преемственно ϑαλασσοκρατουντων: Лидяне, Пелазги, Фракияне, Родяне, Фригийцы, Кипряне, Финикийцы, Египтяне, Милетяне, Лесбосцы, Фокеяне, Карфагеняне, Римляне. Euseb Chron. Hoffm. Lex.

354. Карпант — остров, находящийся недалеко от Крита, ныне известный под именем Scarpanto.

355. Кирина — город на острове Кипре, по Птоломею, Ceronia или Ceraunia, по Плинию Caerinium. См. Steph. Lusinian. Hist. Cypri cap. 7.

356. Город на острове Кипре, ныне Никкоссия, о которой Lusinianus с. 8. Под этим именем есть также остров недалеко от Италии, о котором — Cantacus l. 3.

357. Кипряне вступили в войну, вероятно, по поводу непомерных налогов, которых взносить были не в состоянии. Поэтому Алексей, для уврачевания зла, избрал Калиппария, человека отличавшегося справедливости, чтобы он пересмотрел книги полатей и сборов и подати между гражданами разделил поровну, что составляло должность των εξισωτων или Уравнивателей. Отсюда у Римлян Peraequatores Senatori l. 6 Epist. 6. Ennodio l. 1. epist. 6 Carol. du Fresne ad h. 1.

358. По-видимому, не зять, а родственник; потому что Солиман, брат Кличестлана, женат был на дочери Чахи, как говорит об этом сама же Анна. L XI.

359. Дафнутий, по словам Анны, отстоявший от столицы на сорок стадий, по Стефану Δαφνουτιον προς τω Ρηγιω. Α Ригий (Rhegium) находился при устье Пропонтиды. Поэтому Дафнутий — не то, что Дафнузия, которая стояла от Византии на сто стадий. Gregoras l. 4. Carol. du Fresne ad h. 1.

360. Никифор и Лев по отцу были государи, но тотчас же по рождении лишены были права на престол. Поэтому-то Анна здесь и говорит: παραλαβων τουτȣς ιδιωτας εκ βασιλεων.

361. У Никифора Диогена было три сестры, первая Анна была в замужестве за Иоанном Комниным Куропалатою, отцом царя Алексея, — вторая Феодора, а третья Зоя, на которой хотел было жениться Никифор Вотаниат, но которая впоследствии вышла за Адриана Комнина великого Доместика, Carol. du Fresne ad h. 1.

362. Это — тот самый, который в царствование Иоанна Комнина, сына Алексеева, стоял на высших ступенях правления. Он происходил из низкого сословия, но дослужился до того, что сделан был Логофетом Секрета. Nicetas in Ioanne № 3.