Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

АННАЛЫ СВЯТОГО ИАКОВА ЛЬЕЖСКОГО

ANNALES SANCTI IACOBI LEODIENSIS

Предисловие Георга Генриха Пертца.

Монастырь святого Иакова 1 , основанный епископом Балдериком на острове Льежа в 1016 году и вверенный аббату Отберту, вскоре стал знаменит как своей учёностью, так и набожностью и уже в середине одиннадцатого века дал начало анналам, которые были продолжены в 12 веке многими писцами – современниками описываемых событий. Затем труд их написания взяли на себя монахи Ламберт Малый и Рейнер, которые с большим старанием и усердием довели их до 1230 года, в то время как Малые анналы были в свою очередь продолжены различными писцами до конца четырнадцатого века.

Итак, начало труда, сами Малые анналы святого Иакова, первоначально происходят из автографического кодекса, принадлежавшего когда-то монастырю святого Иакова.

1) Этот кодекс вместе со многими другими рукописными кодексами монастыря в этом веке 2 перешёл по легату 3 Хюпша Кёльнского 4 в богатейшую библиотеку Великого герцога Гессена, которая процветает и пополняется книгами в Дармштадте 5. Там я недавно просмотрел и переписал сами анналы. Книга 6 пергаментная, ин-фолио, содержит шестнадцать листов, записана в середине одиннадцатого века. Сейчас она присоединена к кодексу, содержащему вторую часть «Моралий на Книгу Иова» Григория и обозначенному № 314 7. Каждая страница 8 содержит по две девятнадцатилетние пасхальные таблицы, за исключением второй страницы шестнадцатого листа, которая ранее прилежала к крышке книги. Таким образом, листы 1 – 15 представляют таблицы 1 – 1139 годов, 16 лист – таблицы 1140 – 1177 годов.

2) В конце двенадцатого века, а именно после 1173 года, к кодексу были добавлены шесть пергаментных листов, которые содержат вновь переписанные почерком того же века таблицы 1140 – 1177 годов вместе с таблицами 1178 – 1358 годов. В сою очередь к ним в середине четырнадцатого века были добавлены таблицы за 1349 – 1353 и 1354 – 1395 годы.

Почерком первого писца в середине одиннадцатого века добавлены исторические заметки, начиная от Рождества Христова до 1055 года. Затем они продолжаются до 1077 года, будучи с очевидностью добавлены в различные времена этим же автором. Писец, который занял его место в 1077 – 1090 годы, кое-что добавил или стёр в предшествующих записях. Затем от 1091 года сменяют друг друга иные писцы. Хотя от середины одиннадцатого века текст не везде верен, поскольку встречаются даже ошибочные заметки 9, в общем и целом, однако, ему можно доверять и мы имеем перед глазами текст, современный событиям повествования, вплоть до конца четырнадцатого века. Я приложил немало труда, чтобы переписать и издать его, отметив интерполяции последующих писцов. Древнейшая часть анналов в том, что касается в первую очередь нашего дела, вплоть до 1054 года зависит во многом 10 от Лаубийских анналов, опубликованных выше в 4 томе MGH. SS. на 9 и последующих страницах 11. Она же в свою очередь была с небольшими исправлениями 12 использована 13 до 1085 года автором Льежских анналов, изданных там же, и в конце 12 века повторно переписана Ламбертом Малым. Авторы их, как и вообще весь клир Льежа, держались 14 стороны Генриха Четвёртого против тиранов Рудольфа и Германа и против его сына Генриха. С такими же взглядами и Ламберт Малый в раздоре между Виктором и Александром сохранял верность императорской власти 15.

Ламберт Малый, приняв около 1178 года экземпляр Малых анналов, дополнил то, что почерпнул из них, вставленными немногочисленными записями, взятыми 16 из какого-то иного места, но начиная от 1175 года его стоит считать писцом – современником описываемой истории. Сложил калам он в 1194 году, когда скончался.

Труд, оставленный им, когда перешёл в руки священника и монаха этого же монастыря Рейнера, был дополнен им и украшен продолжением. Рейнер, как он сам пишет, родился в 1155 году, в 1175 году стал субдиаконом и монахом, в 1179 году был рукоположен в Кёльне архиепископом Филиппом в диаконы, а в 1181 году был ординирован епископом Рудольфом в священники монастыря святого Иакова. Как представляется, своим умом и добрым нравом он расположил к себе братьев монастыря. В 1184 году дважды бывал в Риме из-за разногласий, возникших в киновии, и возвращался в Льеж. После этого в 1185 году аббат Гугон сложил обязанности аббата и некоторыми был избран Рудольф, монах Браувайлера 17, который оставался в монастыре святого Иакова некоторое время. Но когда против него выступил епископ и некоторые из братьев, покинул должность. Ему преемствовал аббат Герман, которого Рейнер сопровождал в Рим в 1186 году. После кончины в 1191 году епископа Рудольфа возникла тяжба о преемстве, продолжавшаяся многие годы. Аббат святого Иакова оказался вовлечён в неё и аббатству, захваченному его противниками, был нанесён большой ущерб. В это время Рейнер посвятил себя написанию анналов. Сначала он записал во многих местах на полях книги Ламберта (Малого) примечания, относящиеся как к событиям в своей киновии и Льеже, а также к вопросу о преемстве епископов, так и к главным событиям своей жизни, которые мы перечислили выше. Затем добавил некоторые важные сведения к повествованию Ламберта о событиях 1193 года. Начиная от 1194 года он в продолжение почти тридцати лет с усердием занимался написанием обширных анналов – работой, очень полезной для истории. Входя в число клириков, выдававшихся своей учёностью, влиянием и властью, пользовался большими возможностями получать сведения о делах в Лотарингии, доверие же, которое оказывали ему братья монастыря, позволяло ему быть привлекаемым к решению вопросов за пределами границ киновии и провинции. В 1197 году всем конвентом он был избран в приоры, в конце 1205 года отслужил вслед за епископом Гугоном мессу при освящении алтарей своего монастыря. В 1208 году по просьбе братьев отправился в Рим с обвинениями против аббата Генриха. Получив письмо о следствии против него, в следующем году в Кёльне вручил это письмо следователям. В ходе процесса, проводившегося в Льеже, аббат был смещён со своей должности. В 1212 году скончалась мать Рейнера Юдифь, послушница монастыря, в следующем же году погиб рыцарь Ансельм из Флерона, его близкий родственник. В это время Рейнер был назначен представителем братьев в Мозеле. Затем он был избран препозитом в Вонке 18, где в 1214 году видел, как через него проходил с неисчислимым войском Фридрих II. В следующем году он провёл три дня в монастыре святого Иакова с легатом Креста 19, магистром Оливером, а в месяце сентябре отправился в Рим как представитель своего монастыря, где принял участие в большом соборе, созванном Иннокентием III, в месяце же феврале 1216 года вернулся в Льеж. В 1217 году Рейнер, сын его сестры, отправился среди льежских паломников за море, «чьё отсутствие, – как сообщает, – часто повергало меня в печаль». Последующее повествование от 1221 года становится лаконичным и заканчивается в 1230 году. Можно полагать, что Рейнер закончил в это время свой последний день в возрасте 75 лет.

Книга свидетельствует, что автор погружён в общие для людей заботы: излагает дела в монастыре и епископстве, у клира и в городе Льеже, рассказывает о возведении стен и о налогах, собранных для этого 20, а также о судьбах империи и Церкви, в не меньшей степени обращая внимание на заботы, общие для всех людей, чем на дела государей и череду сражений, давая в общем и целом справедливую оценку как церковному, так и мирскому, аббатам святого Иакова и епископам Льежа, папам и императорам. Упоминает о переменах солнца 21, погоды и земли и о прочем, от чего в какой-либо степени зависит жизнь и пропитание людей, а именно: об открытии 22 в Хесбании 23 чёрной земли для поддержания огня, о первом привозе в город Льеж вина из Рошеля, об открытии на территории Льежа мергеля, которым удобряется земля, черной земли, очень похожей на уголь и пригодной мастерам, подмастерьям и беднякам для разведения огня, а также свинца 24, о ценах на плоды, полбу, пшеницу, ячмень, вино, о смене монеты, о времени цветения винограда, жатвы и сбора плодов винограда. Стиль изложения прост, но при описании важных событий становится возвышенным, при описании же битвы при Степпе показывает знание античной поэзии и поэзии Каролингской эпохи. Автор утверждает, что всё, о чём он пишет, передаёт либо как увиденное самим, либо как услышанное от свидетелей событий. Представляется, что он не откладывал надолго описание произошедшего, чем делает изложение современным самому произошедшему. Год он начинает от Рождества Христова 25. Сам ведёт запись только до 1208 года, об остальном говорит, что диктовал для записи, из-за чего в некоторых местах написанному мешают пороки 26, которые я исправил, насколько это было необходимо, представив, однако, в примечаниях чтение кодекса. Часто встречается дифтонг ae, в то время как у Ламберта используется преимущественно простое е.

Анналы Ламберта и Рейнера впервые были изданы Мартене и Дюраном в 1729 году 27. Сейчас, когда в 1826 году в Университетской библиотеке Льежа вновь был обнаружен и тщательно просмотрен мною автографический кодекс 28, они издаются вновь, исправленные и дополненные во многих местах.

Последними мы представляем исторические заметки 29, собранные в Орвальском монастыре 30 из древних книг. Здесь мы следуем за Лаббе, который издал их 31 под заглавием «Краткая льежская хроника» из Орвальского кодекса. Некоторые из них можно прочитать у Эгидия Орвальского 32, другие с очевидностью сходны с Льежскими анналами, Ламбертом Малым, Эккехардом 33, Сигебертом 34 и его продолжателями. Автор был свидетелем, как в Реймсе была силой епископа Льежа Альберта, казнённого в 1192 году, исцелена женщина. Упоминает он и об опустошении герцогом Брабанта города Льежа, что свидетельствует о том, что писал он после 1212 года.

Текст переведен по изданию: Annales Sancti Iacobi Leodiensis. MGH, SS. Bd. XVI. Hannover. 1859

© сетевая версия - Фарафонов Ю. В. 2020
© перевод с лат., комментарии - Фарафонов Ю. В. 2020
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Monumenta Germaniae Historica. 1852