Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ПЕГАУСКИЕ АННАЛЫ

ANNALES PEGAVENSES

(середина XII в.)

Монастырь в Пегау, на пути из Мерзебурга в Майсен, был основан в конце XI в. графом Випрехтом (Викпертом) II из Гройча (см. примеч. 5) и стал первым монастырем на славянских землях к востоку от реки Зале. Незадолго до 1150 г. здесь были начаты «Анналы», доведенные в своей первой части до 1149 г., а затем в несколько приемов продолженные до 1227 г. Обширная начальная часть «Анналов» не содержит разбиения на годовые статьи и посвящена жизнеописаниям Випрехта II и его отца Випрехта L

Издания: Ann. Pegav. P. 234-270.

Переводы: На русский язык: Свердлов 2. С. 279-281 (только фрагменты, касающиеся Руси).

Литература: Manitius 3. S. 329-331; Patze 1963. S. 1-62; Strzelczyk 1974. S. 63-74.


1.

Вступление. [Легендарная генеалогия Викперта I, возводящая его род к некоему «тевтонскому королю Эмельрику. Отцом Викперта I и его двух братьев Оттона и Херманна был некий Вольф, женатый на дочери датского короля, после смерти которого и правил Данией 1. После его смерти сыновья его бегут из страны от своих врагов.] Из них первый, Оттон (Otto), ушел в Грецию (Graecia) 2, [219] Херманн (Hermannus) — на Русь (Ruscia) 3, а Викперт (Wicpertus) — в область бальзамов (Balsamorum regio) 4, которая досталась ему в качестве отцовского наследства. [Здесь Викперт I женится и рождает сына Викперта II 5 и двух дочерей. Родственные связи Викперта II через браки сестер и второй брак матери.]

(Ann. Pegav. P. 234-235)

2.

В лето 1078-е. [Дружба Викперта II с Борживоем (Borwi) 6, сыном чешского короля Вратислава II 7. Они едут вместе ко двору последнего после возвращения императора Генриха IV из Италии 8. По совету Борживоя император поручает Братиславу вознаградить Викперта за службу. Вратислав предлагает Викперту подарки, от которых тот отказывается.] Тогда король стал смущаться душой, что бы это могло [220] быть, чего тот не отказался бы принять в качестве подарка. Сын его (Братислава. — Сост.), лучше отца зная о желаниях этого [Викперта], потихоньку подзывает отца и советует отдать ему (Викперту. — Сост.) дочь, уже взрослую, уверяя, что это будет лучше для защиты его страны, нежели выдать ее за короля Руси (Rusceni) или Венгрии (Ungarii) 9. Тот с радостью согласился и велел привести ее, одетую в расшитые золотом одежды и [украшенную] всевозможными украшениями, красивую лицом, по имени Юдиту (Iudita). Затем, пригласив Викперта, вручил ее его попечению. [В качестве приданого Викперт получает Верхнюю и Нижнюю Лужицкие марки 10.]

(Ann. Pegav. P. 240-241)


Комментарии

1. Крайне трудно понять, что в этом рассказе «Пегауских анналов» является вымыслом, а в чем под легендарным покровом скрывается историческое ядро. По самым ориентировочным оценкам, исторические события, коль скоро таковые послужили основой для повествования об отце Викперта-Випрехта I, должны были приходиться на время от последней четверти X до середины XI в. (Свердлов 1. С. 283-284. Коммент. 8).

2. Т. е. в Византию. Выходцы из скандинавских земель имели обыкновение поступать в отряды наемников в византийских войсках. Наиболее ярким примером этой распространенной практики для первой половины XI в. может служить история конунга Харальда, будущего норвежского короля Харальда Сурового (см. № 22/6).

3. Один из обычных путей из Дании в Византию пролегал через Русь (см., например: № 22, примеч. 30, 32, 94), где также были возможности для военной службы за плату, как о том свидетельствует, среди прочего, пример упомянутого Харальда (см. предыдущее примеч., а также: № 11, примеч. 123).

4. Другая форма этого имени, встречающаяся в источниках и закрепившаяся в историографии, — Випрехт. «Область бальзамов» — восточная часть исторической области Альтмарк к северу от Магдебурга, примерно между Эльбой и ее левым притоком Ухте, в районе современных городов Штендаля и Арнебурга. В источниках упоминается с первой половины X в. в форме Belxam, Belxem, Belsheim и т. п., которая, вероятно, отражает слав. bela zemlja. В рассказе о Вольфе, отце Викперта-Випрехта I, говорится, что, властвуя в Дании, он захватил «область бальзамов», но, возможно, в данном случае речь идет о противолежащей области на правом берегу Эльбы, в районе устья Хафеля (Schultze 1965. S. 370-378).

5. Випрехт (Викперт) II после смерти отца обменял унаследованные владения в «области бальзамов» на замок Гройч. Во время саксонского восстания против Генриха IV Випрехт твердо держался на стороне короля, что сблизило его с чешским князем (затем королем) Вратиславом II, благодаря которому он стал лужицким маркграфом (см. примеч. 7, 10). В правление Генриха V перешел в 1112 г. на сторону саксонской оппозиции, был заключен под стражу, позднее прощен и в 1123 г. получил от императора Майсенскую и Нижнелужицкую марки, но умер в 1124 г., не успев утвердиться в них в борьбе против кандидатов, назначенных оппозиционным саксонским герцогом Лотарем Зуплинбургским (будущим императором Лотарем III).

6. Будущим чешским князем Борживоем II.

7. Вратислав II принадлежал к числу последовательных сторонников Генриха IV в борьбе последнего с мятежными саксами, за что был действительно удостоен королевского титула, но только в 1086 г. (см. №31, примеч. 12). Так что в данном рассказе «Анналов» Вратислав титулуется королем анахронично.

8. Указание на 1078 г., под которым рассказ об участии Випрехта II и чешского отряда во главе с княжичем Борживоем в итальянском походе Генриха IV помещен в «Пегауских анналах», скорее всего является недоразумением: родившийся не ранее примерно 1065 г. Борживой вряд ли годился для такой роли в 1077-1078 гг. Да и описание «Анналов» мало подходит к возвращению Генриха IV из Италии после покаяния перед папой в Каноссе. Приходится думать, что речь идет о возвращении летом 1084 г.

9. Следуя логике рассказа, этот брак следовало бы датировать серединой 1080-х гг. Впрочем, трудно предполагать, что рассказ «Анналов», в остальном изобилующий анахронизмами, в данном случае сохранил отзвук реальных брачных планов чешского короля того времени. Вероятнее, что мы имеем дело с отражением общих представлений пегауского автора середины XII в. о политических союзах Чехии периода правления уже Владислава II; о русско-чешских связях при Владиславе II см.: Флоровский 1935. С. 75-79, 83-87, а также № 49, примеч. 18.

10. Генрих IV передал Братиславу II Саксонскую восточную (Нижнелужицкую) и Майсенскую (Верхнелужицкую) марки в 1075 г.

(пер. А. В. Назаренко)
Текст воспроизведен по изданию: Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия, Том 4. Западноевропейские источники. М. Русский фонд содействия образованию и науке. 2010

© текст - Назаренко А. В. 2010
© сетевая версия - Тhietmar. 2013
© OCR - Николаева Е. В. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русский фонд содействия образованию и науке. 2010