МЕХОВСКИЕ АННАЛЫ
ANNALES MECHOVIENSES
Далее следуют анналы описывающие немалый период польской истории XIV в. Совершенно ясно, что они были записаны в Мехове. См.: «Отнюдь не незнаменитое место (oppidum) Мехов находится в Малой Польше, на склоне горы, в окружении соседних холмов, на удалении пяти парасангов и польских миль от Кракова, на плодородной и урожайной земле, богатой пшеницей и горохом» 1. Некогда знатный муж, Якса (Iaxa) Поляк в 1163 г. вернувшись из Иерусалима, привёл с собой монахов иерусалимской обители Гроба Господня и передал им для устроения монастыря своего ордена меховское поселение. По прошествии веков этот монастырь разрастался всё шире и шире.
См. здесь славословие Жака де Витри в 58 главе 1-й книги своей «Восточной истории», где о происхождении и жизни ордена Гроба Господня сказано: «У иерусалимского патриарха в подчинении есть помогающие в служении господину патриарху аббаты и приоры, имеющие в качестве привилегий понтификальные инсигнии, кубки и митры, перстни и сандалии. Поскольку у патриаршей церкви, которая расположена при Гробе Господнем в горе Голгофе, есть регулярные каноники, живущих по правилам и уставу божественного Августина. У них есть приор, которому вместе с этими канониками надлежит избирать патриарха, который им вместо аббата». Поэтому и члены конвента меховского монастыря подчинялись этому патриарху и все наиболее важные дела решали либо по его воле, либо с его согласия.
При издании «Меховских анналов» мы пользовались следующими рукописями:
1) Пергаменный сборник императорской библиотеки в Петербурге in fol. обозначенный: Л. F. Otd. I. N. 51. В конце этого сборника читаем следующее: «Следует книга бесед о святых, под названием Перегрин (Peregrinus, т.е. «чужеземец»), начатая вышеградским препозитом братом Михаилом и законченная Климентом Добеславом из Педимино (Pedimino) куявского диоцеза в 15 августовские календы, в третьем часу в 1359 лето Господне». Наши анналы находятся на лл.136-138, которые были добавлены в сборник позднее. До 1388 г. они написаны одним почерком XIV в., красивым и изящным, с большим числом сокращений. От 1389 г. до конца имеется несколько различных почерков. С этого места сборник содержит несколько автографов, хотя я и полагаю, что была ещё копия или другой сборник, содержащий их список. Такая книга была в распоряжении учёнейшего мужа Самуила Накильского. Долгое время наш сборник оставался неизвестен, как показывает запись сделанная на полях его 70 листа: «Я, Томаш Гузовский, вице-кустод главного меховского конвента, библиотекарь и архивист, избранный куратор унеювский нашёл эту книгу в библиотеке среди рукописных книг, в которой, в середине, я нашёл акты главного меховского капитула. Ради потомков я её немедленно в 1776 г. отнёс в архив». Также в этом сборнике имелось «Житие» святого апостола и мученика Адальберта за авторском И. Канапариуса на л. 130 и ниже. Когда в июне прошлого года Арндт был извещён об этих анналах Августом Беловским, благороднейший и учёнейший муж Бичков, старший библиотекарь императорской библиотеки в Петербурге и хранитель рукописных книг в ней, любезно предоставил возможность снять с них копию.
2) Самуил Накильский в своей книге «Мехов или Хранилище древностей меховского монастыря; Краков, 1634 лето Господне» издал большое число сообщений наших анналов из сборника, который, как он сам не единожды называл, был «старым конвентуальным манускриптом» (cf. p. 256, 262, 267). Хотя и не единожды по своей воле он сокращал изложение сообщений анналов, однако, из-за имеющихся различий следует признать, что это была другая рукопись, отличная от нашей.
Не следует обойти молчанием, что автор «Меховских анналов» имел в своём распоряжении древние «Краковские анналы», отличающиеся, впрочем, во многих местах от изданных нами выше «Анналов краковского капитула». Сообщение под 955 г. почти полностью может быть выведено из изданных выше «Кратких краковских анналов».
В. Арндт, Р. Рёпель.
МЕХОВСКИЕ АННАЛЫ
В лето Господне 947 было обретение [мощей] святого Стефана.
В лето Господне 955 Дубровка 2 пришла к Мешко 3 из Чехии, а на следующий год князь Мешко воспринял крещение, и в Польше была принята католическая вера.
В лето Господне 997 святой Адальберт принял мученическую смерть.
В лето Господне 1003 отшельники приняли мученическую смерть в Польше в канун 4 ноябрьских ид.
В лето Господне 1072 святой Станислав наследовал Ламберту и спустя восемь лет, т.е. в лето 1079, или согласно другим [источникам] в лето 1089, принял мученическую смерть.
В лето Господне 1162 Якса пришёл в Иерусалим и в 1163 лето братья Гроба Господня пришли в Мехов с одним каноником, посланным патриархом Монахом 5.
1181. Был убит кентерберийский архиепископ святой Фома.
1185. Святой Флориан был принесён в Краков.
1223. В Кракове появился орден [братьев]-Проповедников и госпитальеров (Hospitanorum).
1236. Братья минориты пришли в Краков.
1242. Татары опустошили Польшу.
1244. Князь Конрад 6 был побеждён на Суходоле.
1254. Святой Станислав вознёсся [на небо].
1259. Умер гнезненский архиепископ Фулько, которому наследовал Януш. В то же лето татары опустошили Краков и ими был взят Сандомир. В то же лето было землетрясение.
1268. Была канонизирована святая Ядвига.
1279. Князь Лешко 7 победил полчища татар.
1282. Князь Лешко ещё раз поразил многих татар.
1283. Был схвачен краковский епископ Павел.
1285. У Лешко было сражение с шляхтой (militibus).
1287. … утонули в Варте. В то же лето татары опустошили Краков.
1288. Умер князь Лешко. Ему наследовал силезский князь Генрих 8.
1290. Умер вроцлавский князь Генрих и ему наследовал Пшемысл 9. В то же лето в Краков приходил чешский король.
1292. Умер краковский епископ Павел, которому наследовал Прокопий 10. В то же лето сгорела меховская церковь на Моление 11 во вторник.
1295. Умер краковский епископ Прокопий, которому наследовал Ян. В то же лето литовцы убили множество христиан. Сгорела ленчицкая церковь. Князь Казимир со своим войском погиб под Сохачевевом 12.
1297. Мазовецкий князь Болеслав 13 опустошил Мехов; были убиты фогт Адам и многие горожане.
1300. Команы называемые «Кимови» (Cimowe), придя вместе с венграми, ограбили меховскую церковь.
1304. Чешский король с сильным войском пришёл в Венгрию и забрал с собой голову короля святого Стефана, копьё и корону.
1306. Князь Владислав по прозвищу Локетек 14 с помощью некого венгра по имени Амадей занял Краков 15.
1311. Меховская церковь была укреплена Яном сыном Будиногия (Budinogii).
1312. Умер бытомский князь Казимир 16. В то же лето опольский князь Болеслав 17 пришёл в Краков, а Владислав был изгнан.
1313. Умер мазовецкий князь Болеслав. В то же лето умер Болеслав Опольский.
1314. Умер гнезненский архиепископ Якуб и его престол пустовал 4 года. В то же лето братьями была восстановлена меховская церковь. Князь Владислав вернул себе [Малую] Польшу.
1316. Братья мазовецкие князья сражались между собой.
1317. Краковский епископ Ян вернулся на свой престол 18. Был мир и мор.
1318. Посвящается архиепископ Янислав. Были уничтожены бегины и бегарды. Ценз святого Петра был изменён, а именно денарий с головы, в то время как прежде платилось три денария с семьи или сито овса 19.
1320. Умер краковский епископ Ян Муската, которому наследовал Нанкер.
В лето Господне 1320 был коронован князь Владислав, и его дочь Елизавета вышла замуж за короля Венгрии.
1321. В пятницу в день Иоанна и Павла (26 июня – А. Д.) было сильное солнечное затмение, которое продолжалось с утра до шестого часа.
1323. Был канонизирован святой Фома Аквинский.
1325. Сын короля Владислава Казимир 20 взял жену из Литвы. Между Польшей и Литвой был мир.
1331. У короля Владислава (Leslaus) в день святого Станислава (27 сентября – А. Д.) было сражение с крестоносцами, в котором погибли многие тысячи пруссов и прочих людей.
1333. Умер король Владислав и был коронован его сын Казимир.
1333. В день Яна перед Латинскими воротами выпал сильный снег и дождь на траве превратился в лёд.
1338. В Польше было великое изобилие: хор пшеницы стоил 4 денария, муки – восемь. В то же лето в среду после праздника Петра вечером было солнечное затмение.
1344. Мы начали возводить каменный дом в Кракове напротив братьев-проповедников и пруд возле Мехова. И в конце того же года в день блаженного Стефана (26 декабря – А. Д.) сгорела наша мельница расположенная поблизости от нашего дома. На следующий год на праздник блаженного Иоанна (24 июня – А. Д.) сгорел дом и двое братьев, а третий едва избежал смерти.
1346. Чешский король Ян Слепой приходил к Кракову и сжёг все наши поселения и город Мехов; и ушёл. В то же лето во 2 ноябрьские календы (31 октября – А. Д.) наша церковь и кладбище были восстановлены краковским епископом Яном в честь Святого Гроба и святой Марии.
1345. Смотритель брат Генрих Чех занял меховскую препозитуру, но после наших требования ушёл и ограбил обитель в Мейсене (Nisnensem).
1347. В среду после воскресенья Ока (7 марта – А. Д.) только что законченный дом в Меховее был разрушен и уничтожен бурей. В то же лето в октаву Тела Господня (27 мая – 2 июня. – А. Д.) возведённый на том же месте другой дом был точно также разрушен ветром. И в то же лето на том же месте был восстановлен из частей прежних третий дом, но бывший уже хуже по сравнению с прежними.
1347. У поддерживаемых папой франкского и чешского королей было сражение с баварским императором, которому помогал король Англии. Франкский король был побеждён, а чешский король Ян Слепой убит и многие князья, графы, епископы, аббаты и бесчисленное множество людей в том сражении погибли. В это же лето фризы перебили бесчисленное множество франконцев и родственников папы. Также умер краковский епископ 21.
1348. Майсенская (Nyssnensis) обитель вместе с прочими обителями отказалась от подчинения меховской обители. В то же лето на Очищение святой Марии (2 февраля – А. Д.) крестоносцы перебили множество литовцев. В то же лето во вторые февральские календы (31 января – А. Д.) неким епископом из ордена [братьев-]Проповедников были освящены алтари в меховской церкви: главный в честь святого Гроба Господня, второй – в честь святого апостола Иакова, третий [в честь] святого Николая, четвёртый в ризнице святой Катерины. В это же лето, т.е. в 1348, в день обращения святого Павла (25 января – А. Д.) было такое сильное землетрясение, что был разрушен Виллакум (Villacum), многие замки рухнули, церкви, монастыри и башни во многих землях вместе с людьми и скотом погибли. Также в это же лето в Авиньоне был такой мор, что в один день было насчитано 1500 умерших, ежедневно же умирало когда больше, когда меньше 200 человек. Кладбища были переполнены. Было освящено одно поле и в нём [телами умерших] было заполнено множество ям, многие дома опустели, там где умирал один, впоследствии умирали все, никого даже из самых богатых не отпевали, колокола о покойниках не звонили, тело Христово тайно переносилось по городу, собрания верующих поредели: там где прежде было сто, оставалось десять, многое же прочее осталось неизвестным.
В лето Господне 1349 к польскому королю явились татарские послы. В это же лето в венгерском королевстве был сильный мор, многие города и поселения опустели. Многие толпы людей как из Венгрии, так и из других мест, бичуя себя ходили по земле, падая в грязь, великое раскаяние и покаяние другим передавали. Юные и взрослые девицы из поселений, бичуя себя, с распущенными волосами словно помешанные бегали в середине процессии. Они ночевали в лесах с неким Григорием, которого почитали за святого, но, обманутые дьяволом, многие из них погибли. В конце этого года король Казимир завладел землёй Руси.
1350. Около праздника блаженного Варфоломея (24 августа – А. Д.) литовцы опустошили Русь, многих увели в плен, ещё больше – перебили.
1351. Король Казимир с сильным войском ходил в Ливонию 22, но вернулся униженным, мало успев в своих делах.
1352. Татары опустошили люблинскую землю, перебив и взяв в плен множество христиан 23.
1353. В праздник Пятидесятницы (13 мая – А. Д.) был такой сильный снег, что деревья склонялись до повозок и не было возможности проехать. В то же лето после праздника Троицы (20 мая – А. Д.) литовцы опустошили Львов (Lamburg) и многих убили.
1360. В правление короля Казимира во всём христианстве и особенно польском королевстве был такой мор, что выжила едва третья часть христиан, особенно в Кракове. Считалось, что его отравой вызвали иудеи, которых в то время в Кракове и в прочих местах сжигали. В то же лето король Казимир принял на себя меховскую препозитуру и назначил светского прокуратора Стшесо из Пстросицы (Strzesonem de Pstrossicze), который причинил братьям множество обид.
1370. В день Марты в ноябре после дня Всех Святых (5 ноября – А. Д.) умер польский король Казимир. В то же лето тотчас после его смерти по совету шляхты и баронов королевства в городе Кракове наш меховский монастырь был возвращён братьям.
1371. В воскресенье, в октаву апостолов Петра и Павла (6 июля – А. Д.) господином иерусалимским патриархом 24 в меховские препозиты был посвящён Цзико (Czico) 25; в тот же день брат Станислав Стойконис 26 (Stoyconis) был принят в орден.
1377. В правление венгерского короля Людовика 27 и его матери королевы Елизаветы в Польше краковская обитель (domus) святой Елизаветы, расположенный на берегу реки Вислы между Краковом и Казимиром 28 этим королём и упомянутой его матерью королевой 29 был отдан нашему меховскому монастырю. Прежде этот дом принадлежал препозиту брату Марциссию (Marcissius), приходскому священнику (plebanus) из Шидлова, вислицкому вице-прокуратору короля Казимира. Этот брат поверх стен, как ему было велено королём, покрыл хор церкви, [также] и другие строения он смог там восстановить за счёт меховской обители. Там же этот брат Марциссий со своей матерью, шляхтянкой из Свевороницы (Swevoronicze), телесно и упокоился.
1379. В это лето была очень сильная засуха и мера пшеницы стоила половину шестидесяти грошей. В это же лето в понедельник за одну неделю перед Пятидесятницей 30 (23 мая – А. Д.) сгорели церковная колокольня с добрыми колоколами и спальня, стуба (stuba) братьев, многие строения в монастыре и средняя часть города. Этот огонь, когда горел город, добравшись до колокольни, её сжёг. В это же лето сгорел весь город Радомск, а также церковь и другие города. В это же лето в польском королевстве и в других странах осенью была сильная чума, от которой умели многие меховские горожане.
1377. Препозит Цзикус (Czczicus) установил на хорах орган. Также в то же лето было установлено новое чтение заутрени.
В лето Господне 1384 во время Четыредесятницы господином иерусалимским патриархом 31 пан Станислав Стойконис был посвящён в меховские препозиты. В это же лето в воскресение Ликования (1 мая – А. Д.) брат Михаил из Радомска был принят в орден.
В лето Господне 1385 вышенаписанный доктор канонического права, верующий брат, меховский препозит Станислав начал возводить здание трапезной от основания до крыши, и всю курию от колокольни окружил стеной.
В лето 1387. Поселения Пстросице 32 и Бжухану 33 (Brzuchanam) он передал на попечение братьев конвента.
1388. Орологий и два цероферария иначе канделябра покрытые стагнием были подарены меховской церкви.
1386. Польский король Владислав 34, придя в Краков с двумя единоутробными братьями и многими прочими литовскими князьями и боярами, принял христианскую веру, в Прощёное воскресенье (15 февраля – А. Д.) был крещён, коронован на польское королевство, взял в жёны дочь венгерского короля Людовика Ядвигу, став великим ревнителем католической веры и обновил краковский университет.
1388. В субботу на следующий день после Рождества Господня (26 декабря – А. Д.) умер гнезненский архиепископ Божота.
В лето Господне 1389. Почтенный муж, доктор канонического права, меховский препозит пан Станислав устроил и повелел покрыть черепицей (latericio) великий дом, т.е. о стубу, летний дом (palacium) и общую спальню для братьев около построенного храма. Эта черепичная крыша была закончена и завершена руками некого каменщика по имени Николай родом из Пруссии, в канун праздника блаженного Лаврентия (9 августа – А. Д.).
В лето Господне 1394 12 мая, после праздника святого Станислава, во вторник в день святых славных мучеников Нерея и Ахилея почтенным и благочестивым мужем, доктором канонического права, меховским препозитом паном Станиславом была разрушена старая церковь, на возвышавшихся руинах которой у разобранного основания был заложен краеугольный камень; и был он полезен всякий день, пока длились работы.
В лето Господне 1394 в канун святого Прокопия после октавы славных апостолов Петра и Павла в воскресенье (5 июля – А. Д.), доктор канонического права, препозит меховского монастыря Станислав пришёл в Пшеворск и принял основанную почтенным отцом перемышльским епископом паном Матфеем 35 и знатным мужем сандомирским палатином и капитаном Руси паном Яном из Тарнува обеспеченную содержанием 36 церковь или обитель. Брата Варфоломея Мазовецкого он вместе с епископом посвятил там в первые препозиты, а брата Кристана отправил ему в помощь.
В лето от его рождения 1395 почтенный муж, доктор канонического права, препозит меховского монастыря брат Станислав Стойконис родом из Кшош (Kszosz) умер в четверг в октаву святой девы Агнессы (28 января – А. Д.). Его тело во имя Иисуса Христа упокоилось перед главным алтарём в середине хора. Этот почтенный муж и доброй памяти препозит брат Станислав занимал это место 12 лет. В жизни и делах блистательный, за эти 12 лет он сделал много добра для меховского монастыря и с великим усердием и прилежанием оставил в наследство почти две тысячи марок. Для краковской обители у неприязненно настроенных к обители шляхтичей он купил и приобрёл поселения Пскросице (Pscrosycze), Брюхана (Bruchana) и Хуговице (Hugowycze), хотя эти шляхтичи из Пскросицы и Брюханы тем не менее совершали различные поношения и во всём причиняли тяжкий ущерб имуществу монастыря. Также он купил и приобрёл схолтеции (scoltecias) в Скарзешево (Scarzeszewo), в Щепановице (Sczepanowicze), в Смрокове (Smrokow), в Фальнове (Falnow). Также он купил упомянутое поселение Волица возле Олудзы. Также в городе Мехов он приобрёл освобождённую от податей и десятины шерсть, также как и в других поселениях монастыря о покупал свободные земли. Окружил монастырь стеной, построил для братьев трапезную с кладовыми, начал возводить стены храма и тогда скоропостижно скончался, наилучшим образом пользуясь имуществом для своих трудов. Приобрёл различные книги священных законов и о богословии, честно трудился для слова Божия, для святой матери церкви и особенно для закона добродетели (privilegio morum) и высот доблести; и как лилия среди терний являет свой приятный аромат, так и он беспрестанно блистал [своими делами]. После этого препозита в это же лето по выбору каноников препозитом названной обители на восемь лет стал кустод этого монастыря брат Михал из Радомска. С помощью Всемогущего [Господа], он своими стараниями и прилежными трудами, как мог, настойчиво продолжил возводить упомянутый храм. После этого, чтобы всем были известны заслуги скончавшегося упомянутого пана препозита, сообщество братьев и всех собравшихся в обители постановило, чтобы каждый день из всех лет, что продолжалось его правление песнопениями вечерних служб (vigiliarum), благочестивыми молитвами и торжеством похорон был бы воскрешён в памяти, дабы он был стократно почтён за совершённое им и был бы удостоен вечной жизни.
В лето Господне 1395 брат Михал родом из Радомски, бывший в то время кустодом меховского монастыря, был избран в препозиты и, поскольку патриарший престол тогда пустовал, был посвящён апостольским престолом.
1396. также препозит пан Михал за поселение Врокузиз (Wrocuziz) брату нашего ордена, а в то время любинскому епископу, заплатил 600 марок.
1397. Также брат Михал сильно перестроил находящиеся внутри стен главный дом; а именно он построил стубу трапезной, дворец перед стубой, холл перед дворцом, лечебницу, библиотеку, новый конклав и кровлю для стен во всех названных строениях; возвёл храм, башню и стену.
1398. Также препозит Михал передал брату Прибыславу церковь в нашем поселении Унеюв, в которую тот был посвящён епископом Петром по прозвищу Выс (Wyss), которая была воскрешена силой буллы, т.е. апостольской милости пана Бонифация.
1399. Этот препозит Михал в нашем меховском поселении за 440 марок грошей приобрёл сколтецию. Также в это же лето в нашей Калине (Kalyna) за сто марок грошей была приобретена сколтеция. В Брюхане он приобрёл за 100 марок от наследников и в Пскросице за пятьдесят. Также в это же время он освободил от выплаты 130 марок владение (allodium) в Смрокове (Smrokow), а также другие проданные там шерстяные деревья (laneos liberos) 37.
1399. После ухода брата Прибыслава, который стал препозитом в Гнезно, препозит пан Михал передал церковь в Унеюве брату Хелье (Helye); точно также в это же лето пан Михал передал церковь во Вроцниже (Wrocznziz) своему племяннику Амвросию. Это было первое из того что было передано монастырём этому плебану.
В лето Господне 1400 препозит Михал купил за 170 марок в Подлесной-Воле (Podlesna-Wola) сколтенцию вместе с другой частью наследства от тамошних наследников Спитко и Петрасия.
В лето Господне 1399 венгерский король Сигизмунд вернул нам обитель Ландек, которая была его женой Марией захвачена и девять лет находилась в её владении; но препозит пан Михал с трудом у короля эту обитель отстоял.
В лето Господне 1399 в день блаженного Алексея исповедника (17 июля – А. Д.) умерла яснейшая государыня, польская королева панна Ядвига. В это же лето у литовского князя Витовта 38 была великая битва с татарами. В этой битве погиб отважнейший шляхтич пан Спитко, краковский палатин со многими баронами и прочими знатными людьми польского королевства и другими бесчисленными людьми, собравшимися для этой битвы из Литвы, Пруссии и Франкии.
В лето Господне 1401 венгерский король Сигизмунд знатными жителями своего королевства был схвачен и взят под стражу, а потом из этого заключения бежал. В это же время господин Прокоссиус, наследник из Балиц (Balicz) был обезглавлен венграми в одной битве; другие знатные поляки были убиты, а некоторые были взяты в плен.
В лето Господне 1401 препозит пан Михал построил каменную обитель, где разместил проживающих снаружи и внутри здания. Внутри он расположил зимнее жилище, главный дворец и летнюю спальню. Эта обитель была завершена в среду блаженных мучеников Феликса и Адавкта (30 августа – А. Д.). Также в это же лето он часовню под лестницей обратил в трапезную.
В лето Господне 1401 меховский препозит пан Михал размежевал поселение нашего меховского монастыря под названием Славно возле города Радом с девятью соседними поселениями, позаботившись провести границы (granicies) и выкопать другие холмы или горы. Это размежевание было сделано при субкамерарии сандомирской земли отважном шляхтиче пане Спитко по прозвищу Колчек (Colczek). В это же время, т.е. осенью в Мехове и в других местах была сильная чума; во время неё умерли прокуратор из Скаваны (Scawani) непосвящённый брат Гжегош, меховский викарий брат Борко, препозит из Пшеворска брат Варфоломей, секулярный 38а плебан из Врокузиз Амвросий, которому в присутствии меховского препозита пана Михала наследовал Ян, также секулярный [плебан].
В лето Господне 1402 в воскресенье «Exurge quare» (29 января – А. Д.) отважнейшему государю польскому королю пану Владиславу была помолвлена королева Анна, которая была приведена от дочери ландграфа, и рождёна была от дочери польского короля Казимира. В это же лето пан Николай из Курова из герба Шренява после господина Доброгоста был возведён в гнезненские архиепископы.
В лето Господне 1402 почтенный муж препозит меховского монастыря пан Михал, родом из Радомски, в четверг, в октаву тела Христова, в самый день блаженного мученика Никомеда (1 июня – А. Д.), лично вместе с братом Хелией, бывшим в то время плебаном в Унеюве, произвёл размежевание между королевским лесом в Глогуве и владениями вышеупомянутого монастыря. И там возле упомянутого глогувского леса он приказал водрузить, вскопать и навечно устроить другие холмы или новые горки. Это размежевание было совершено по совету и по воле отважнейшего государя польского короля пана Владислава. Пан король поручил своим знатным и отважным шляхтичам, а именно: краковскому каштеляну пану Яну из Танчина (Tanczin), краковскому субканцелярию Гвинесию, наследнику из Ботуржино (Boturzino) Якушу и наследнику из Обухова Ивону, бывшим в то время прокураторами краковской земли; эти паны совершили это размежевание и пан король с паном краковским каштеляном Яном его утвердил грамотами с вислыми печатями; равным образом пан король издал собственную грамоту в подтверждение краковской грамоты.
В лето Господне 1403 в Кракове в воскресенье «Esto mihi» (25 февраля – А. Д.) состоялась коронация польской королевы по имени Анна, которая была приведена из Килии. В это же лето препозит пан Михал купил некую часть поселения с лесом в Паркошенице (Parcossenicze) за 150 марок, и другую часть в Псешице (Psessice) за 100 марок. Также в лето 1411 этот препозит купил всю деревню Паркошенице от детей Борека за девятьсот марок и 20 марок дал за покупку (de oprawne).
В лето Господне 1403 меховский препозит пан Михал лично со знатными мужами: подкамерарием краковской земли паном Гневушем и наследником из Ботуржино паном Якушем в качестве генерального прокуратора краковской земли и со многими другими знатными мужами в поселении Олюдза (Oludzam) нашего меховского монастыря установил границы между этой Олюдзой и королевскими поселениями: Гежоровице (Gezorovidze), Отола (Othola) и Добракув (Dobracow), и там постановил убрать с земли установленные почти навечно другие, т.е. уменьшенные холмы. Это размежевание состоялось в понедельник в самый день Благовещения Марии, а также в день блаженных мучеников Прокеса и Мартиниана (2 июля – А. Д.) 39. В это же лето пан Михал купил за 150 марок наследство и лес возле границы города в поселении Паркошовице (Parcossovicze). И в это же лето он купил одну часть в поселении Пскросице у Януша за 80 марок грошей.
В лето Господне 1404 препозит пан Михал с согласия и по воле пана короля Владислава и его знатных людей у родных братьев, а именно: у главного владельца Яна и у войницкого каштеляна пана Николая, за тысячу марок пражских грошей купил и приобрёл поселение Ходув с Волицей (Volicza) и схолтецией, расположенной в нашем поселении Воля за прудом 39а. Также от них на следующий день после обрезания Господня (2 января – А. Д.) он получил всевозможные грамоты с отказом (resignationem) и описанием вышеупомянутого имущества. В это же лето он закончил и доделал добрую и красивую краковскую обитель Святой Ядвиги, которую начал прежде в другое лето. Также в это же лето там в Кракове, а именно в Страдоме за 13 марок он купил огород со двором и садом, а также два других дома за 17 марок у монастыря святой Ядвиги.
В лето Господне 1404 препозит пан Михал постановил, чтобы в Жарновце 40 была основана гостиница со своим кладбищем и чтобы она была освящена во вторник в канун Благовещения блаженной Марии (1 июля – А. Д.) в честь и во славу как Обретения, так и Почитания Святого Креста, в честь Святого Гроба и Благовещения Святой Марии. Также за один год до освящения этой гостиницы нашему меховскому монастырю стало известно от некого брата Михала из ордена братьев Проповедников, на простом языке называемом Трестка (Trestka), что этот брат с согласия пана короля Литвина заключил брак и пожаловал этой гостинице два шерстяных [дерева] под Скашимом (Scassym).
В лето Господне 1404 препозит пан Михал постановил, чтобы церковь и кладбище в Ходуве были почтены, т.е. освящены в среду, в самый день Благовещения блаженной Марии (2 июля – А. Д.) во славу всемогущего Бога и Благовещения святой Марии, святого Иоанна Крестителя, святого Иоанна Евангелиста и святой девы и славной мученицы Маргариты, её же церковь была устроена в первое воскресенье перед праздником блаженной Маргариты. Также в это же лето на следующий день в Мехове была почтена и освящена часовня под лестницей и два алтаря. Эта часовня со своим алтарём была освящена в честь святого архангела Михаила, всех архангелов, всех всевышних ангелов, святого апостола Филиппа и святой девы Доротеи. Следует знать, что освящение часовни состоялось в первое воскресенье после праздника святого Галла исповедника. Также и другой алтарь вне капеллы был освящён в честь святого Августина, всех святых учителей, святых дев Агнеты и Барбары и блаженных жён.
В лето Господне 1404 препозит Михал за 330 марок приобрёл поселение называемое Едлица (Yedlcza) возле Вроциржиц (Wroczirziz).
В лето Господне 1406 во времена препозита пана Михала или на одиннадцатый год его препозитства было закончено здание меховского храма, а также оно было покрыто черепицей. Также в это же лето он возвёл кухню позади источника.
В лето Господне 1408 во времена препозита пана Михала полностью, кроме монастыря и церкви, сгорел город Мехов. Это произошло в пятницу перед вознесением Господа в день блаженного папы и мученика Урбана (25 мая – А. Д.).
1409. По повелению препозита пана Михала меховская церковь была покрыта свинцом. Также в это лето был совершён поход против крестоносцев, но он закончился ничем. Тогда же крестоносцы опустошили добжинскую землю, захватили замок и укрепления, а всё прочее разрушили.
В лето Господне 1408 часовня над башней со своим алтарём была освящена в честь святого Гроба, святого Лазаря, святой Марты и святой Марии Магдалины. Также два других алтаря были освящены в тот же день в здании храма; тот что со стороны обители или курии был освящён в честь святого мученика Якоба Старшего, святого Иоанна евангелиста, всех апостолов и евангелистов. Алтарь же со стороны города был освящён в честь святых Николая, Мартина и других понтификов и всех исповедников. В это же лето он закончил внешний пруд около земельного надела (allodium), а на следующий год другой, внутренний пруд.
1410. Пан Михаил с северной стороны, возле построенного им же блазория, достроил обитель. Также в это же лето он покрыл свинцом сам храм, а также свод в храме и установил в окнах стёкла в окнах. Также в это лето он устроил одну ризницу возле старой и другую ризницу со стороны города.
1409. Прусские крестоносцы опустошили добжинскую землю, до основания разрушили замок называемый Злотория (Zlotoria), сожгли добжинский замок, захватили замок Бовровники (Bovrowniki). В это же лето польский король Владислав, родом литвин, со всем народом отправился в поход на тех крестоносцев, но тогда чешский король через своих послов установил между обеими сторонами Божий мир. Так поход нашего короля остался без желательного завершения. В это же лето краковский епископ пан Пётр вместе с тынецким аббатом Мсцилавом. (Msczilao) посетил в Иерусалиме Гроб Господень, а на следующий год они вернулись в Краков.
В лето Господне 1410 во вторник, в самый день разделения апостолов (15 июля – А. Д.) у польского короля Владислава, родом литвина, вместе со его братом великим князем литовским Витовтом было сражение с крестоносцами возле города Дамбровно в поле называемом Грюнвальд, в просторечье же называемое Зелёное поле; там Господь Бог позволил пану королю одержать такую [великую] победу, что в этом сражении или в битве погибли прусский магистр, а из их маршалков: командор Гданьска и многие другие командоры и почти вся знать (pociores) крестоносцев тогда в том сражении погибла. Также как и многие тысячи баронов и знатных людей, которые собрались из Мейсена, Баварии, с Рейна, из Чехии, Силезии и Венгрии, из Саксонии. И они почти все в том сражении погибли, а другие, кто был обращён в бегство, все были схвачены: два князя, комиты и ландграфы были пленены и люди от рода пана короля числом до 20 были убиты. В это же время, после того как благодаря Господу Богу была одержана победа, вся знать прусской земли, три епископа, консулы из Эльбинга, Торуни, Гданьска, Хелма, Страсбурга и почти из всех других городов своими клятвами принесли оммаж пану королю и подчинили ему все свои города и замки. Однако затем они свои обещания вероломно предали и от послушания королю отказались. Однако они не избежали тяжкой мести, ибо впоследствии многие были убиты, многие пленены, одни их города были опустошены, другие замки разрушены и сожжены. В это же время король со своим войском оставался 8 недель возле Мариенбурга, сжёг и уничтожил город, но замок Мариенбург не смог захватить и так ушёл.
В лето тысяча четыреста десятое
В месяце августе крестоносцы были поражены мечом
Польского короля, после праздника брошенных
В день разделения святых апостолов.
В лето Господне 1411 умер гнезненский архиепископ пан Николай по прозванию Куровский.
Также в 1412 лето Господне почтенный отец пан Николай Неапольский или иначе: архиепископ Львовский был возведён в гнезненские архиепископы.
В лето Господне 1412 почтенный отец препозит меховского монастыря пан Михал родом из Радомска получил от апостольского престола все понтификальные инсигнии. В булле 41 той же милости было установлено, что любой меховский препозит во время божественной службы должен быть облечён теми инсигниями, а после божественной службы, вечером оставив их, он может и должен дать людям благословенный праздник, – как в этой булле или апостольском письме прямо и было сказано. Также в это же лето этот препозит брат Михал у братьев-проповедников приобрёл за 60 марок украшенную жемчугом и другими камнями инфулу, и посох или иначе: курватуру (curwaturam); так что этими инсигниями все меховские препозиты должны и могли пользоваться на священных синодах, при коронациях королей и во время всех прочих празднований во всех местах и во все времена. Также в это же лето он различными украшениями украсил и до конца достроил расположенную позади Рабы новую церковь в нашем поселении в Хелме. Также в это же лето за 300 марок он купил поселение возле Ядовника называемое Твядославице (Twiadoslavicze). Также в это же лето за 600 марок он купил поселение Орлов у краковского каноника господина Немержа (Nemerzam). Также у некого Богуша в Пскросице, Лготе (Lgotha) и Подлесной Воле за 300 марок он купил его доли.
В лето Господне 1415 меховский препозит пан Михал за пятьсот марок приобрёл возле Ставьян (Stawani) поселение Готарковице (Gotharcovicze).
Также в лето Господне 1420 он купил наследство Садовы (Sadowe) возле Готарковице. Целиком это наследство стоило больше ста восьмидесяти марок.
Также в лето Господне 1421 он возвёл стены хора (chorum) святой Ядвиги в Кракове, а на следующий год устроил для него крышу. Вся это работа вместе стоила более 400 марок.
В лето Господне 1417 в Констанце был великий собор. На этом соборе Ян по прозвищу Гус, родом Чех, был уличён в ереси и достойным сожаления образом был сожжён в пламени. Ересь этого Яна в Праге, мало того: во всей Чехии, была столь сильна и жестока, что еретики гуситы опустошили все монастыри, всех верующих монахов и стены самих монастырей разрушили, и всех верующих, кого после этого разрушения смогли найти, позорно убили. Вдобавок их правители убивали всех секулярных пресвитеров, которые не придерживались ереси, как прелатов, так и меньших людей церкви. Они разграбили украшения и сосуды во всех, как секулярных, так и принадлежащих только духовенству церквях, и даже захватили все их владения. Равным образом и венгерского короля пана Сигизмунда они лишили отцовского чешского королевства.
В лето Господне 1422 знаменитый государь пан Сигизмунд был послан польским королём Владиславом к литовскому князю пану Витовту в надежде образумить чешских еретиков. Однако он не захотел их отвратить от их заблуждений и вернуть к послушанию римской церкви, ибо те ересями еретика Яна Гуса были сильно введены в заблуждение.
В лето Господне 1422 король Владислав и литовский князь Витовт пришли с сильным войском и со множеством татар в прусскую землю, которую опустошили и в пламени сожгли многие города и поселения.
1422. В среду, вскоре после праздника святого апостола Андрея (2 декабря – А. Д.) в кипсинской (Cypsiensi) земле, в Любоце (Lubocza), будучи в посольстве нашего господина польского короля, стараясь ради надежды согласия и божьего мира между польским и венгерским королевствами, в вышеупомянутом поселении почтеннейший отец гнезненский архиепископ и примас пан Николай, как Богу было угодно, свою мимолётную жизнь променял на жизнь вечную. Он был благодетелем и покровителем меховского монастыря, а равным образом и собратом нашего ордена.
Также в лето 1431 было великое побоище под Луцком, где начали войну польский король Владислав со своим братом великим князем литовским Свидригайло, иначе Болеславом. Там поляками было убито бесчисленное множество литовцев и русинов. В это же лето великий магистр Пруссии, во время отсутствия короля Владислава, пришёл в польское королевство и там в куявской и соседних землях сжёг бесчисленное множество поселений и городов. Также в то же, что и выше лето король Владислав забрал наши поселения, а именно: Ставьяны (Stawyany), Вроциржиц, Ядовники (Iadownyky) и другие лежащие по соседству, и отдал их неким знатным людям, чьё имущество было сожжено в куявской земле; и эти поселения были забраны в третий день перед праздником святого Мартина (9 ноября – А. Д.).
Также в лето Господне 1432 меховский препозит пан Ян вымолил у пана короля, чтобы вышеназванные поселения были нам обратно возращены в праздник Христовой гости святой Марты (29 июля – А. Д.) в Бове (Bowa) после Радошицы (Radossycze).
Также в лето Господне 1433 меховский препозит пан Ян со своим конвентом был вызван в Перуджу к главному приору. Также одновременно в это же лето он был вызван на совет в Базель и там был освобождён от подчинения главному приору в Перудже. В это же лето вернулся вышеназванный почтенный отец из Базеля и не нашёл обитель в том же состоянии, в каком её оставил; но понёсшую многие убытки.
Также в лето Господне 1434 в понедельник в день девы Петронеллы (31 мая – А. Д.) умер отважнейший государь, польский король пан Владислав иначе Ягайло, родом литвин; в то время у обедневшей знати были помыслы о ереси и грабеже, но Господь Бог из-за заслуг нашего славного патрона святого Станислава их усмирил.
В то же лето, что и выше меховский препозит почтенный пан Ян начал перестраивать стубу от основания перед старой кладовой. Пусть Господь Бог даст ему вознаграждение на небесах, ибо он пристально следит за этой обителью и тд.
Также в это же 1434 лето в день блаженного апостола Якоба (25 июля – А. Д.) перворожденный сын Владислава Литвина Владислав архиепископом паном Альбертом и краковским епископом паном Збигневом, в присутствии многих епископов и прочих носящих инфулу был коронован в польские короли. Также меховский препозит пан Николай Лисовский однажды захватил все десятины за восемь лет, разорил все леса, все поселения, владения и всю обитель, так что братьям было нечего есть. Сосуды, золотые и серебряные кресты, ложки, всё имущество обители он растратил ради своей возлюбленной по имени Светлова (Syvathlova). Этот позор нашего всегдашнего благочестия продолжился, что …
Комментарии
1. Накильский, с. 6. См. также у Я. Длугоша «Liber Beneficiorum», изд. графом Александром Пшежецким в Кракове, в 1865 г. (Т. III, 1-29).
2. Дубравка (920/931-977) – дочь чешского князя Болеслава I.
3. Мешко I (ок. 935 – 25 мая 992) – первый польский князь, о котором известно не только из польских, но и из иностранных источников.
4. Слово «в канун» (pridie) добавлено почерком следующего (XV) века.
5. Здесь на полях почерком XV в. добавлено: «Иерусалимского. Об этом также смотри выше в хронике. Монах это было имя собственное пана патриарха».
6. Конрад I (1187 – 31 августа 1247) – сын краковского князя Казимира II и Елены, дочери белзского князя Всеволода Мстиславовича. Князь Мазовии и Куявии в 1202 – 1247 гг., Кракова в 1229 – 1232, 1241 – 1243 гг.
7. Лешек Чёрный (ок. 1241 – 30 сентября 1288) – сын куявского князя Казимира I и Констанции, дочери краковского князя Генриха II.
8. Генрих IV (ок. 1258 – 23 июня 1290) – вроцлавский князь в 1266 – 1290, и краковский в 1288 – 1290 гг.
9. Пшемысл II (14 октября 1257 – 8 февраля 1296) – сын познанского князя Пшемысла I и Елизаветы, дочери вроцлавского и краковского князя Генриха II. Князь познанский в 1257 – 1279, великопольский в 1279 – 1296, краковский в 1290 – 1291, поморский 1294-1296 гг., польский король в 1295 – 1296 гг.
10. См. Annales Polonorum I.
11. Дни Моления – праздник католической церкви.
12. См. у Соммерсберга II, 93. Сохачев – между Варшавой и Ловичем на реке Бзуре.
13. Болеслав II (посл. 1251 – 20 апреля 1313) – сын мазовецкого князя Земовита I и Переяславы, дочери галицкого князя Даниила Романовича. Князь мазовецкий в 1262 – 1313, сандомирский в 1288 – 1289 гг.
14. Владислав I (1260/1 – 2 марта 1333) – сын куявского князя Казимира I и Евфросиньи, дочери опольского князя Казимира I. Князь брестско-куявский и добжинский в 1267 – 1275, брестский и серадзский в 1288 – 1300, сандомирский в 1289 – 1292, ленчицкий в 1294 – 1300, великопольский и поморский в 1296 – 1300, краковский в 1306 – 1320 гг., польский король в 1320 – 1333 гг.
15. См. См. Annales Polonorum I под 1333 г.
16. Казимир (1253/7 – 10 марта 1312) – сын опольского князя Владислава и Евфимии, дочери великопольского князя Владислава Одонича. Бытомский князь в 1284-1312 гг.
17. Болько I (до 1258 – 14 мая 1313) – сын опольского князя Владислава и Евфимии, дочери великопольского князя Владислава Одонича. Опольский князь в 1282-1313 гг.
18. См. комментарий к «Анналам краковского капитула» под 1312 г. (в MGH, T. XIX); также см. у Ринальдини под 1317 г. во 2-х «Regesta Pontificum» под № 49 грамоту папы Иоанна XXII, где гнезненскому архиепископу предписывается помирить епископа Яна и краковского князя.
19. См. у Я. Длугоша I, 965.
20. Казимир III (30 апреля 1310 – 5 ноября 1370) – сын польского короля Владислава I и Ядвиги, дочери калишского князя Болеслава. Польский король в 1333 – 1370 гг. Был женат первым браком на дочери великого князя литовского Гедимина Анне.
21. Ян Гротконис (5 августа).
22. Т.е. в Литву.
23. См. буллу Климента VI, где он велел гнезненскому архиепископу, краковскому и вроцлавскому епископам в польском королевстве проповедовать крестовый поход против татар. – Theiner. Mon. Pol. I, 539.
24. Вильгельмом. См. его письма у Накильского на стр. 293.
25. Мартин по прозвищу Czicus.
26. Впоследствии меховский препозит; см. с 1384 г.
27. Людовик I (1326 – 11 сентября 1382) – сын венгерского короля Карла Роберта и Елизаветы, дочери польского короля Владислава I. Король Венгрии в 1342 – 1382, Польши в 1370 – 1382 гг.
28. Часть Кракова, отведённая для иудеев.
29. См. грамоту королевы у Накильского, I, с. 310.
30. Ср. у Накильского (стр. 316), который отнёс пожар к 12 августовским календам.
31. Фердинандом. См. у Накильского, I, с. 325.
32. См. у Накильского, I, с. 332.
33. См. у Накильского, I, с. 330: «Позднее, как известно, доктор канонического права меховский препозит Станислав купил за сто марок пражских грошей часть наследства в Бжухане (Brzuchania) у родных братьев Станислава Виски (Wiski) и Межлава (Meczslaum), также он за триста пражских марок приобрёл и другую половину поселения у Николая Мацки (Maczka). Это стало известно из актов конвента [монастыря], к которым читателя и отправляю». См. у Накильского, I, с. 332.
34. Владислав II Ягайло (ок. 1351 – 1 июня 1434) – сын великого князя литовского Ольгерда и Ульяны, дочери тверского князя Александра Михайловича. Польский король в 1386-1434 гг.
35. Об этой грамоте см. у Накильского, с. 341.
36. Об этой жалованной грамоте см. у Накильского, с. 340.
37. Вероятно, речь идёт о «хлопчатнике».
38. Витовт (ок. 1350-1430) – сын трокского князя Кейстута и Бируты. Великий князь литовский в 1392-1430 гг.
38а. Т.е. относящийся к белому, не монашескому, духовенству.
39. См. у Накильского, I, с. 371.
39а. См. грамоту у Накильского, I, с. 372.
40. Недалеко от Кракова на р. Пилице.
41. См. у Накильского, I, с. 390.
Текст переведен по изданию: Annales Mechovienses. MGH, SS. Bd. XIX. Hannover. 1866
© сетевая версия - Тhietmar. 2011© перевод с лат. - Досаев А. С. 2011
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Monumenta Germaniae Historica. 1866